Сообщение древнетюркское руническое письмо

Обновлено: 05.07.2024

письменность, существовавшая у части древнетюркских племён в VI–X вв.

Содержание

Различаются древнетюркское руническое письмо Центральной Азии и Сибири, на котором выполнены орхоно-енисейские надписи, и рунические письмена из Восточной Европы. Орхонские надписи впервые дешифрованы датским лингвистом В.Томсеном (1893 г.). Расшифровкой их занимался также российский востоковед-тюрколог В.В.Радлов: ему удалось из большого числа неизвестных алфавитных знаков определить до полутора десятка букв. Пользуясь открытием В.Томсена, он впервые дал перевод этих надписей (1894 г.).

Древнейший тюркский рунический алфавит в своей основе восходит к согдийскому письму арамейского происхождения. В процессе приспособления к особенностям фонетического и морфологического строя тюркских языков согдийское письмо претерпело значительные изменения. Вопрос о месте и времени возникновения рунического письма остаётся нерешённым.

Специалисты считают, что рунический алфавит пережил три этапа своего развития:

1) архаический (памятники Семиречья, VI–VIII вв., Енисея, VI–X вв.);

2) классический (памятники Тюркского каганата, 1-я пол. VIII в.);

3) поздний (памятники Уйгурского каганата, вторая половина VIII–IX вв.; Восточного Туркестана, IX в.).

Рунический алфавит основан на морфонологическом принципе и отражает систему дифференциальных признаков фонем. В алфавите, с учётом региональных и хронологических вариантов, более 40 графем. Особенность древнетюркского рунического письма — наличие пар самостоятельных букв для большинства велярных и палатальных согласных. Для обозначения восьми гласных используются пять знаков. Значение их определяется качеством соседнего согласного. Таким образом, система древнетюркского рунического письма является консонантной. Письмена располагаются по горизонтальным строкам и читаются сверху вниз и справа налево. В графике енисейских и орхонских памятников имеются расхождения. Общей чертой фонетической системы этих памятников является их принадлежность к дополнительной группе тюркских языков. Однако значительная хронологическая отдалённость памятников древнетюркского рунического письма и гипотетичность представлений о качественной стороне звуковой системы языка других тюрков неизбежно приводят к разночтению текстов крупнейшими тюркологами (В.В.Радлов, П.М.Мелиоранский, С.Е.Малов, В.Томсен, В.Банг, Х.Н.Оркун и др.) на всем протяжении истории изучения древнерунических памятников.

Кроме рунического письма, другие тюрки пользовались манихейским и брахми шрифтами. В Поволжье памятниками рунической письменности являются тюркские надписи на камнях, монетах и металлических сосудах.

Литература

Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. М.–Л., 1951;

Кононов А.Н. Грамматика языка тюркских рунических памятников (VII–IX вв.). Л., 1980;

Мөхәммәди Ә. Һуннар һәм туран язмалары. Казан, 2002;

Radloff W. Die altturkischen Inschriften der Mongolei, Neue Folge. St.-Pb., 1897.

Ad blocker detected: Our website is made possible by displaying online advertisements to our visitors. Please consider supporting us by disabling your ad blocker on our website.

Древнетюркское руническое письмо

Древнетюркское руническое письмо

Древнетю́ркское руни́ческое письмо́ (орхо́но-енисе́йская пи́сьменность) — письменность, применявшаяся в Центральной Азии для записей на тюркских языках в VIII—X вв. н. э.[2]

Орхоно-енисейская письменность обслуживала единый литературный язык (наддиалектный койне) того времени[3][4][5][6][7], который обычно называется языком орхоно-енисейских надписей[8].

Исследователями выделяются 7 групп памятников письменности (принадлежащие, соответственно): ленско-прибайкальская (курыканам), енисейская (Кыргызскому каганату), монгольская (Восточно-тюркскому каганату), алтайская (Западно-тюркскому каганату), восточно-туркестанская (Уйгурскому каганату в Монголии), среднеазиатская (Уйгурскому государству в Восточном Туркестане), восточно-европейская (булгарам (теория), хазарам и печенегам)[9].

Названия даны: 1) по форме знаков, напоминающих германские руны; 2) по местам находок в долине Орхона (Второй тюркский каганат) и верховьях Енисея (Кыргызский каганат).


Памятники, написанные древнетюркским письмом (в основном эпиграфические, небольшое число рукописей сохранилось в Восточном Туркестане), были созданы в тех областях Центральной и Средней Азии и Сибири, в которых в раннем Средневековье располагались государственные образования восточных и западных тюрков, тюргешей, карлуков, древних уйгуров, енисейских кыргызов и др. Орхоно-енисейский язык существовал в нескольких локально-хронологических вариантах, соотносимых с такими территориальными группами памятников, как орхонские, восточно-туркестанские, енисейские, таласские, алтайские и некоторые другие. В них иногда проступают различия между живыми диалектами указанных древних этносов.

Памятники древнетюркского письма располагаются на территории таких современных стран как Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Монголия. Один из редких рукописных рунических памятников — Книга гаданий.

Алфавит классического периода (VIII в. н. э.) в орхонской разновидности состоял из 38 букв и словоразделительного знака. Всего же, с учётом региональных и хронологических вариантов, насчитывается более 50 графем. Направление письма горизонтальное, справа налево. Словоразделительный знак ставится между словами, конец предложения не отбивается. Алфавитный порядок неизвестен, и, скорее всего, не был традиционно закреплён.

Древнетюркское руническое письмо — буквенная (не слоговая) система: отдельные знаки обозначают либо гласные, либо согласные звуки (всего 25-26 фонем); около десяти букв служат для передачи сочетаний двух согласных или гласного с согласным. Оригинальная особенность письма — наличие пар самостоятельных букв для большинства велярных и палатальных согласных. Это позволило построить систему письма таким образом, чтобы не выписывать широкие гласные корневых и в большинстве случаев — все гласные аффиксальных слогов, за исключением конечных открытых слогов, экономя на длине слов.

Имеет только капительное написание.


Увеличение фото по клику -


Происхождение письма неясно.

Близкие к древнетюркскому письму надписи V—III вв. до н. э. обнаружены в Казахстане — (Иссык — см. иссыкское письмо) и Киргизии — Талас, Балыкчи и др. По предположению ряда учёных[источник не указан 1238 дней], тюркские руны были созданы около начала VIII века на базе согдийского письма, возможно, с добавлением знаков из других алфавитных систем, путём трансформации курсивных начертаний букв в геометризованные формы. Предлагались также гипотезы о происхождении из фонетических знаков китайского письма, либо письма кхароштхи (или наличие, по крайней мере, общего корня).

К XIII веку алфавит был вытеснен арабицей в связи с принятием ислама тюркскими народами.

С азиатской тюркской руникой связывают восточноевропейские рунические надписи 9-10 вв. (главным образом из приазовско-донского региона), предполагая их принадлежность тюркоязычным хазарам, булгарам или печенегам. Однако европейские руны лишь в части знаков совпадают с азиатскими. Ввиду своей краткости и отсутствия параллельных текстов на других языках эти надписи не получили окончательной дешифровки и достоверной языковой интерпретации. Кроме связи с тюркской руникой их также рассматривают как особое письмо ираноязычных аланов, возникшее под влиянием греческого письма.

От орхоно-енисейских рун происходят многочисленные другие рунические письменности — в частности, письменность памятников на черепках из Саркела (Хазарский каганат), венгерские руны и др. Есть гипотеза, что болгарские руны тоже имеют связь с орхоно-енисейскими рунами, однако не подтверждённая дешифровкой через эти руны, хотя были попытки, более того сами знаки в большинстве другие и интересно то, что болгарские руны равнялись по левому краю и на некоторых надписях первые левые буквы были большими, это указывает что они писались слева направо в отличие от орхоно-енисейских рун, которые пишутся справа налево.

Первые сведения о памятниках тюркской письменности были получены во времена Петра I. Начало научного изучения тюркской рунической эпиграфики было положено в 80-е годы XIX века, когда Н.М. Ядринцев в результате экспедиций в бассейн верхнего Енисея, обнаружил параллельные тексты руническим письмом и китайскими иероглифами, что позволило датскому лингвисту Вильгельму Томсену 25 ноября 1893 года дешифрировать древнетюркское руническое письмо. Первое распознанное слово было — Тенгри (Бог).

Первые опыты перевода орхонских и енисейских памятников опубликовал в 1894—95 годах известный востоковед В. В. Радлов.

Советский тюрколог Г. Х. Ахатов исследовал язык древних орхоно-енисейских памятников относительно лексической и грамматической общности с тюркскими языками народов Сибири, в частности, с диалектом сибирских татар (1955—1965).[10]

Изображение

Орхонская надпись на камне в городе Кызыл-

Изображение

Текст письма на банкноте Азербайджана-

Руническое письмо само по себе традиционно почитается искусством, и искусством непростым. Руническое письмо относится к группе алфавитных письменностей, т.е. таких письменностей, в которых каждый знак передает некоторый звук.

Руническое письмо имеет ряд характерных особенностей, отличающих его от привычного кириллического или латинского письма.

Рунические надписи находят в самых различных частях Западной Европы. Больше всего их обнаружено на территории Швеции — несколько тысяч. Самые ранние рунические тексты найдены на территории Ютландского полуострова и прилегающих островов — они относятся к III в. До н. Э. Помимо того, эти надписи имеются в Англии, Шотландии, Норвегии, Исландии, Германии, Франции, Австрии, Греции, Румынии, на острове Березань в Черном море. И даже в нашей стране, на Волыни, возле города Ковель, был найден наконечник копья с рунической надписью. Руны вырезались на самых различных предметах, высекались на камне, чеканились на металле. До нашего времени дошли рунические надписи и календари, вырезанные на палках в виде меча или посоха, молитвенники и обращения к языческим богам, магические заклинания и имена владельцев оружия или украшений, запечатленные знаками рун.

Задачами данной работы является: описать возникновение древнетюркской рунической письменности, историю рунического письма, и связь с современным миром.

2.Древнетюркская руническая письменность

Существует общее определение памятников древнетюркской письменности как обширного корпуса текстов, написанных рунической, уйгурской, согдийской, манихейской, сирийской, тибетской и арабоглифической письменностью, а также письмом брахми. В более узком смысле под древнетюркскими памятниками понимаются только рунические тексты. Установлен огромный ареал распространения памятников рунической письменности: от Орхона до Дуная, от Якутии до Гоби. Первые сведения о памятниках тюркской рунической письменности у нас имеются со времен Петра I, их сообщает служивый человек Ремезов.

Начало научного изучения тюркской рунической письменности было положено в первой половине XVIII в. направленными Российской академией наук знаменитыми экспедициями Д.Г. Мессершмидта и Ф.И. фон Стралленберга, побывавших в степях Минусинской котловины в 1721-1722 гг. Собранные материалы и сведения о памятниках, впоследствии получивших обозначения Е-32 и Е-37, были опубликованы в 1729 г. З. Байером в "Записках Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге" и в 1730 г. Ф.И. фон Страленбергом.

Знаменитое открытие орхонских надписей в Монголии Н.М. Ядринцевым в 1889 г. ввело в научный оборот объемные рунические тексты, что позволило сделать выводы о грамматическом строе надписей. В 1893 г. датский филолог В. Томсен дешифровал руническое письмо. Уже в следующем году В.В. Радлов издал переводы орхонских текстов, а в 1895 г., используя кроме своих материалов данные финских экспедиций - переводы 40 енисейских надписей.

Имеющие отличия памятники долины Енисея интерпретируются как "памятники Кыргызского каганата". По этой социально-этнической классификации к памятникам "енисейской рунической письменности" относятся также некоторые наскальные надписи и текст знаменитой Суджинской стелы в Монголии. Наиболее вероятно, что кыргызы заимствовали письменность в результате победоносного похода древних тюрков в 711 г., которые "завели порядок в немногочисленном (т.е. пришедшем тогда в упадок) народе кыргызов".

За последующие полвека кропотливая работа по поиску и публикации памятников енисейской рунической письменности, а также вновь приобретенные методы исследований, сделали возможным большое научное достижение - в 1951-52 гг. С.Е. Малов публикует тексты орхонских и енисейских памятников.

Именно тексты переводов этого замечательного ученого и приводятся в этой части ресурса "История кыргызов", и к сожалению, по техническим причинам, мне не удалось воспроизвести здесь оригинальный рунический и транскрипционный шрифты.

Ученые полагают, что древнетюркский алфавит возник не раньше VII в., возможно, в первой половине. Рунические тексты старше второй половины VII в. еще не обнаружены.

Проблема происхождения древнетюркской руники пока не решена. В науке существует несколько различных точек зрения. Наиболее обоснованным считается согдийский вариант арамейской гипотезы. Он основан на близости форм ряда рунических и согдийских графем, которые по происхождению считаются арамейскими (переднеазиатскими). В.А. Лившиц установил, что прототипом для большинства рун послужило согдийское курсивное письмо и только небольшая их часть могла быть изобретенной.

Древнетюркский рунический алфавит состоял первоначально из 37 или 38 знаков геометризированных очертаний и, в отличие от согдийского прототипа, бал хорошо приспособлен для фиксации на камне, дереве, металле. Руника достаточно точно передавала фонетические особенности тюркского языка. Большая часть согласных знаков имела два варианта начертания, в зависимости от того, с каким гласным (переднего или заднего ряда) этот согласный употреблялся.

3.История рунического письма

Язык рунических текстов известен. Они написаны на нескольких языках, которые являются ответвлениями германской группы (см. Индоевропейская семья языков). Руны связывают с набегами викингов на Востоке.

По приказу Петра Великого немецкий ученый Д. Г. Мессершмидт с 1719 по 1727 г. Объезжал необъятные просторы Сибири. В верховьях Енисея он обнаружил странные надписи, состоящие из знаков, поразительно напоминавших европейские руны. Позже такие же надписи были открыты в Туве, Хакассии, Монголии. Основными местами находок были долины рек Енисея и Орхона, поэтому и надписи стали именовать орхоно-енисейскими или просто орхонскими рунами, чтобы отличить их от рун, найденных на территории Западной Европы.

Сначала ученые попробовали читать орхоно-енисейские руны так, как читаются руны европейские. Но из этого ничего ие выходило. Стало очевидно, что, несмотря на удивительное сходство форм рунических знаков, чтение их различно. Западноевропейские руны скрывают язык германской группы, а какой язык скрывается за руническими знаками письмен, найденных в Азии? И как определить чтение знаков этих письмен?

Орхоно-енисейские руны приписывали скифам и гуннам, кельтам и готам, монголам и угро-финнам. Но вот в конце 1893 г. Датский ученый В. Томсен представляет Королевскому обществу свой предварительный доклад, занимающий всего лишь 15 страничек, в котором была дана полная дешифровка загадочной письменности и приведено чтение всех знаков ее алфавита.

Первым делом Томсен установил направление письма: оказалось, что чтение знаков его идет не слева направо, а справа налево. Затем датский ученый подсчитал число различных знаков, употреблявшихся в орхоно-енисейском письме. Оно равнялось 38 — и на основании этого Томсен предположил, что здесь мы имеем дело с алфавитным письмом, однако тут могут встречаться и слоговые знаки (для чисто слогового письма знаков слишком мало, а для алфавита — слишком много).

Некоторые памятники, найденные в Центральной Азии, имели текст на двух языках: китайскими иероглифами и орхоно-енисейски-ми рунами передано было одно и то же содержание. Среди слов, записанных по-китайски, были и собственные имена. Следовательно, эти имена должны быть и в рунической части надписи. Томсен нашел их и вскоре установил значение всех знаков орхоно-енисейских рун. Оказалось, что знаки эти запечатлели тексты, написанные на древнейшем тюркском языке.

О том, что слово тюрк родственно словам турок и туркмен, догадаться нетрудно. Тюрками называли себя создатели огромного государства, протянувшегося почти по всей великой степи, от Желтого до Черного моря. Они-то и создали письмена, которые удалось расшифровать Томсену. Прочтение их позволило заглянуть в глубины тюркской истории вплоть до VI в. И. Э. И, главное, дало в руки ученым бесценный материал для изучения истории тюркской семьи языков .

В 1896 г. Томсен выпустил книгу, посвященную чтению орхоно-енисейских рун и переводу надписей, оставленных древними тюрками. И в том же году В. А. Каллаур, большой любитель древностей и энтузиаст изучения старины, находит тюркские рунические надписи в Казахстане и Киргизии, в Таласской долине, окруженной с Севера величественными отрогами Киргизского хребта.

Позднее было доказано, что не только в Центральной, но и в Средней Азии пользовались орхоно-еиисейскими рунами.

По мнению большинства современных исследователей, письмена древних тюрков восходят к какому-то из алфавитов, которым пользовались народы Ближнего Востока. Но вопрос о происхождении древиетюркских рун нельзя считать решенным окончательно.

Раскопки территории Семиречья, которые много лет ведут археологи Казахской Академии наук, принесли, помимо находок древних городов и поселений, драгоценных украшений и военного снаряжения, и надписи на предметах, выполненные письмом, очень похожим на руническое. И, что самое замечательное, возраст этих надписей на добрую тысячу лет превосходит возраст древиетюркских рун.

Наиболее ценная из этих находок — надпись на серебряной чаше, найденной в богатейшем погребении, относящемся к середине I тыс. До н. Э., при раскопках кургана возле села Иссык, неподалеку от Алма-Аты. На дне чаши нанесены 26 рунических знаков, весьма похожих на знаки древних тюрков.

4.Современный взгляд на руны

Руны в современной оккультной рунологии обозначают некие принципы мироздания, то что непременно существует и является частью реального мира. При этом это может быть как элемент внешней реальности, так и часть внутренней реальности человека. Надо сказать, что руны не описывают непонятных фантазий, желаний, идей, высокой (низкой) морали, сомнений, метаний; но они с большим упорством, вновь и вновь, напоминают нам о воле и поступках, силе духа и намерении. Они не говорят о том, что "плохо" или "хорошо"; здесь важно "работает" или "не работает", а также "к чему ведет".

Руны в современной оккультной рунологии обозначают некие принципы мироздания, то что непременно существует и является частью реального мира. При этом это может быть как элемент внешней реальности, так и часть внутренней реальности человека. Надо сказать, что руны не описывают непонятных фантазий, желаний, идей, высокой (низкой) морали, сомнений, метаний; но они с большим упорством, вновь и вновь, напоминают нам о воле и поступках, силе духа и намерении.

Тюркский алфавит использовался долгое время всеми древнетюркскими племенами. Достаточно отметить, что на огромной территории от Западной Сибири до Восточной Европы и в Закавказье по сей день встречаются многочисленные исторические памятники с надписями на тюркском алфавите. Различные виды надписей, выбитые на камне, надписи на керамике, наскальные просветительские надписи и т.д. позволяют сказать о весьма широком для кочевой культуры тюрков распространении письменности. В исследуемых надписях строго соблюдаются правописания знаков (звуков). Почти все гласные в языке древнетюркских памятников произносятся только кратко. В нем отсутствуют долгие гласные. Долгие гласные - новое явление в современных тюркских языках, и в каждом из них они развивались своим путем. Гармония гласных является одной из характерных особенностей тюркских языков, состоящей в том, что гласные корни видоизменяются определенным образом. Незначительное число гласных в алфавите давало возможность для унификации его для всех диалектов: и тюркских и монгольских народов и племен, живущих на территории Великого тюркского каганата.

Записи на орхонских каменных книгах — памятниках мировой культуры VI-VIII вв. — поражают величием духа, мощью слова, концентрацией сил космоса в сечи кровавой, гулом битв и сражений предков, призывом к миру и добру, плачем, скорбью над погибшими героями во имя благоденствия народа.

Надо сказать, что руны не описывают непонятных фантазий, желаний, идей, высокой (низкой) морали, сомнений,; но они с большим упорством, вновь и вновь, напоминают нам о воле и поступках, силе духа и намерении.

1. История Республики Казахстан. (Учебник для ВУЗов) А.Кузембайулы. Астана, 1999г.

2. Археологические исследования древнего и средневекового Казахстана. - Лившиц В.А., Алма-Ата, 1980.

3.Абдакимов А. История Казахстана. Алматы, 2001

4.Асфендияров С. Д. История Казахстана (с древнейших времен). Алматы, 1998г.

5. История Казахстана и Центральной Азии. Алматы, 2001

6.История Казахстана. Народы и культуры. Алматы, 2001

7.История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 4(5) т. Алматы, 1996-2000 Т. 1-3.

Древнетюркское руническое письмо (орхоно-енисейская письменность) — письменность, применявшаяся в Центральной Азии для записей на тюркских языках в VIII—X вв.

Орхоно-енисейская письменность обслуживала единый литературный язык (наддиалектный койне) того времени [источник не указан 225 дней] , который обычно называется языком орхоно-енисейских надписей [источник не указан 225 дней] . Выделяются 7 групп: ленско-прибайкальская, енисейская, монгольская, алтайская, восточно-туркестанская, среднеазиатская, восточно-европейская [1] . Соответственно, они принадлежат племенному союзу курыкан, Кыргызскому каганату, Восточно-тюркскому каганату, Западно-тюркскому каганату, Уйгурскому каганату в Монголии, Уйгурскому государству в Восточном Туркестане, булгарам, хазарам и печенегам.

Названия даны: 1) по форме знаков, напоминающих германские руны; 2) по местам находок в долине Орхона (Второй тюркский каганат) и верховьях Енисея (Кыргызский каганат).

Содержание

Язык памятников и область распространения



Памятники древнетюркским письмом (в основном эпиграфические, небольшое число рукописей сохранилось в Восточном Туркестане) были созданы в тех областях Центральной и Средней Азии и Сибири, в которых в раннем Средневековье располагались государственные образования восточных и западных тюрков, тюргешей, древних уйгуров, енисейских кыргызов, карлуков и др. Орхоно-енисейский язык существовал в нескольких локально-хронологических вариантах, соотносимых с такими территориальными группами памятников, как орхонские, восточно-туркестанские, енисейские, таласские, алтайские и некоторые другие. В них иногда проступают различия между живыми диалектами указанных древних этносов.

Памятники древнетюркского письма располагаются на территории таких современных стран как Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Монголия. Один из редких рукописных рунических памятников — Книга гаданий.

Система письма

Алфавит классического периода (VIII в. н. э.) в орхонской разновидности состоял из 38 букв и словоразделительного знака. Всего же, с учётом региональных и хронологических вариантов, насчитывается более 50 графем. Направление письма горизонтальное, справа налево. Словоразделительный знак ставится между словами, конец предложения не отбивается. Алфавитный порядок неизвестен, и, скорее всего, не был традиционно закреплён.

Древнетюркское руническое письмо — буквенная (не слоговая) система: отдельные знаки обозначают либо гласные, либо согласные звуки (всего 25-26 фонем); около десяти букв служат для передачи сочетаний двух согласных или гласного с согласным. Оригинальная особенность письма — наличие пар самостоятельных букв для большинства велярных и палатальных согласных. Это позволило построить систему письма таким образом, чтобы не выписывать широкие гласные корневых и в большинстве случаев — все гласные аффиксальных слогов, за исключением конечных открытых слогов, экономя на длине слов.

Имеет только капительное написание.

Фонетика

Таблица символов

Орхоно-Енисейский алфавит (классический период)
Использование Символы Транслитерация и транскрипция
гласные A /a/ , /e/
I /ɯ/ , /i/ , /j/
O /u/ , /o/ , /w/
U /ø/ , /y/ , /w/
согласные сочетающиеся с гласными:
(¹) — заднего,
(²) — переднего
рядов
/b/ /b/
/d/ /d/
/g/ /g/
/l/ /l/
/n/ /n/
/r/ /r/
/s/ /s/
/t/ /t/
/j/ /j/
только с (¹) — Q
только с (²) — K
Q /q/ K /k/
с любыми
гласными
/ʧ/
-M /m/
-P /p/
/ʃ/
-Z /z/
-NG /ŋ/
сочетания + гласный IÇ, ÇI, Ç /iʧ/ , /ʧi/ , /ʧ/
IQ, QI, Q /ɯq/ , /qɯ/ , /q/
OQ, UQ,
QO, QU, Q
/oq/ , /uq/ ,
/qo/ , /qu/ , /q/
ÖK, ÜK,
KÖ, KÜ, K
/øk/ , /yk/ ,
/kø/ , /ky/ , /k/
+ согласный -NÇ /nʧ/
-NY /ɲ/
-LT /lt/ , /ld/
-NT /nt/ , /nd/
словоразделительный знак нет
(-) — встречаются только в конце слова

Пример чтения

— отрисовка (направление письма справа налево)
T²NGR²I — транслитерация (эпиграфическая)
teñri — транслитерация (современная тюркская латиница)
/teŋri/ — транскрипция МФА

История письма

Близкие к древнетюркскому письму надписи V—III вв. до н. э. обнаружены в Казахстане — (Иссык — см. иссыкское письмо) и Киргизии — Талас, Балыкчи и др.



Происхождение письма неясно. Отмечают совпадения многих знаков с тамгами, с возможным акронимическим происхождением звуковых значений. Сходство некоторых знаков (а также общий угловатый стиль, направление письма, совпадение фонетических значений), позволило предположить родство с ранними видами семитской письменности: библейской и финикийской.

По предположению ряда учёных, тюркские руны были созданы около начала VIII века на базе согдийского письма, возможно, с добавлением знаков из других алфавитных систем, путём трансформации курсивных начертаний букв в геометризованные формы. Предлагались также гипотезы о происхождении из фонетических знаков китайского письма, либо письма кхароштхи (или наличие, по крайней мере, общего корня).

Ко временам монгольского нашествия (XIII век) алфавит был вытеснен арабицей под мощным арабо-мусульманским давлением и другими видами письма тюркских народов.

Связи с другими письменностями

С азиатской тюркской руникой связывают восточноевропейские рунические надписи 9-10 вв. (гл. обр. из приазовско-донского региона), предполагая их принадлежность тюркоязычным хазарам, булгарам или печенегам. Однако европейские руны лишь в части знаков совпадают с азиатскими. Ввиду своей краткости и отсутствия параллельных текстов на других языках эти надписи не получили окончательной дешифровки и достоверной языковой интерпретации. Кроме связи с тюркской руникой их также рассматривают как особое письмо ираноязычных аланов, возникшее под влиянием греческого письма.

От орхоно-енисейских рун происходят многочисленные другие рунические письменности — в частности, письменность памятников на черепках из Саркела (Хазарский каганат), венгерские руны и др. Есть гипотеза, что болгарские руны тоже имеют связь с орхоно-енисейскими рунами, однако не подтверждённая дешифровкой через эти руны, хотя были попытки, более того сами знаки в большинстве другие и интересно то, что болгарские руны равнялись по левому краю и на некоторых надписях первые левые буквы были большими, это указывает что они писались слева направо в отличие от орхоно-енисейских рун, которые пишутся справа налево.

История изучения

Первые сведения о памятниках тюркской письменности были получены во времена Петра I. Начало научного изучения тюркской рунической эпиграфики было положено в конце XIX века. 25 ноября 1893 года письменность была дешифрована датским лингвистом Вильгельмом Томсеном. Первое распознанное слово было — Тенгри (Бог).

Первые опыты перевода орхонских и енисейских памятников опубликовал в 1894—95 годах известный востоковед В. В. Радлов.

Юникод

В Юникоде, начиная с версии 5.2, для древнетюркских рун отведена кодовая область U+10C00 … U+10C4F.


Скандинавские руны

Тюркскими рунами называют древнюю письменность, которой пользовались несколько групп древних народов, живших на территории современной Европы и ближней Азии. Этот алфавит, на самом деле, не относится к германскому или скандинавскому футарку, хотя и внешне похож на них. Тюркский рунический алфавит — самостоятельная знаковая система, имеющая неодинаковое происхождение с древнегерманским алфавитом.

Тюркский рунический алфавит

Тюркский рунический алфавит

Тюркский рунический алфавит.

Известны две формы этих рун, уже упомянутые монументальные и так называемая скоропись. Ученые долго не могли понять значение этой письменности, расшифровка ее удалась, наконец, ученому Вильгельму Томсену из Дании. Он выяснил, что язык этих надписей — древнетюркский, древнейший из языков тюркоязычных народов. Их находят не только на скалах, камнях или стенах, но и на украшениях, оружии — как и древнескандинавские руны.

Есть много теорий о происхождении этих рун. Одни ученые считают, что они произошли от китайского алфавита, другие — что это видоизмененная греческая или этрусская письменность.

Значение рун

Тюркские руны — это прежде всего письменность. Они тесно связаны с культурой и языком тюркских народов. Ученые считают Алтай и Сибирь прародиной всех финно-угорских народов. Там они ищут следы древнейшей пра-цивилизации, которая дала жизнь разнообразным культурам.

В наше время орхонский ряд используют в графической магии вместе с древнескандинавским и германским футарком, различными глифами. Не найдено однозначных исторических доказательств того, что древние тюрки использовали эти знаки в магических целях, но не доказано и обратного.

Магические значения этих рун не аутентичны, то есть, придуманы эзотериками нашего времени. Лучше опираться в работе на исторические сведения о них. Есть также вероятность, что гораздо сильнее будут работать не рунические символы по отдельности, а сделанные ими надписи, так как именно в таком виде их и находили ученые-исследователи.

Древнетюркские памятники рунического письма

Древнетюркский памятник рунического письма

Древнетюркский памятник рунического письма.

Тюркская руническая письменность изучается по памятникам, что оставлены древними народами. В настоящее время ученые ведут их реестр и открывают все новые и новые древности, делают переводы, проводя параллели с китайскими и арабскими текстами.

Древние наиболее известные древнетюркские памятники рунического письма связаны с битвами и завоеваниями, происходившими на территории Сибири и ближней Азии. Здесь жили воинственные народы, которые часто сражались друг с другом. Также они были посвящены героям, которые прославились в этих сражениях.

Памятник Культигину (или Кюль-Тегину)

Памятник Культигину (или Кюль-Тегину).

Известен, например, памятник Культигину (или Кюль-Тегину), это стела, найденная на берегу Кокшин-Орхона недалеко от Улан-Батора. Она стоит недалеко от входа в храм на спине мраморной черепахи, на ней высечены так называемые Большая и Малая надписи, а также текст на китайском языке. Это история создания и становления Тюркского каганата.

Это крупнейший памятник древней письменности, имеющий важное историческое значение. Помимо него, есть много меньших по размеру монументальных строений, наскальных надписей и стел. Как, например, стела в Баян-Ульгинском аймаке, или Селенгинский камень, остатки Карабалгасунского памятника в Монголии и скала Тайхир-Чулу с многочисленными руническими письменами.

Читайте также: