Гигиена умственной деятельности сообщение

Обновлено: 17.05.2024

Выделяют три вида умственной деятельности. К первому относится легкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с интересным собеседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления, так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функционируют с невысокой степенью напряжения.

К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе старых. При такого рода деятельности происходит наиболее активное функционирование физиологических механизмов, осуществляющих процессы мышления и запоминания.

Специалисты по гигиене умственного труда считают, что при оперативном мышлении целесообразно делать перерывы через 1,5–2 ч, а при третьем виде умственной деятельности – через 40–50 мин. Следует подчеркнуть, что мыслительные процессы в мозгу затухают медленно. Поэтому 5–10–минутные паузы, отводимые для отдыха, не нарушат эффективность последующего выполнения умственной работы, а только помогут восстановить энергию нейронов мозга.

Немалое влияние на продуктивность умственного труда оказывают физические факторы внешней среды. Установлено, что оптимальная температура воздуха должна быть 18–22°, а относительная влажность–50–70%. Длительное пребывание студентов в помещении с температурой 25–27° приводит к значительному напряжению физиологических функций организма. Это отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы, а также на вегетативных функциях: деятельности сердечно–сосудистой, дыхательной и других систем.

Для успешной умственной работы необходимо находиться в помещении с нормальным содержанием кислорода.

Санитарно–гигиенические исследования установили, что уже после первой лекции содержание диоксида углерода (углекислого газа) в аудитории достигает 0,15–0,45 %, т. е. увеличивается в 5–15 раз по сравнению с нормой. Кроме того, в аудиториях, читальных залах, особенно если они переполнены, в 2 раза увеличивается окисляемость воздуха, возрастает концентрация аммиака, окиси углерода, или угарного газа, сероводорода и ряда других веществ, вредных для здоровья.

Все это говорит о необходимости проветривать аудитории.

На качестве умственной деятельности значительно сказывается и наличие шума. Обычно в аудиториях его значение составляет 40–50 дБ. По данным гигиены труда шум до 40 дБ не влияет отрицательно на состояние организма, превышение этого показателя снижает трудоспособность, вредно отражается на здоровье человека.

Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Важно, чтобы она свободно облегала тело, воротник рубашки или свитера не должен сдавливать сосуды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

Необходимо контролировать и осанку. Сидеть следует со слегка наклоненным туловищем (на 75–80°) и приподнятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию.

На столе желательно иметь пюпитр–подставку для книги. Вместо подставки можно использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять туловище и ослабит напряжение мышц глазного яблока.

Академик Н. С. Введенский разработал общие рекомендации, важные для успешного умственного труда.

1. Втягиваться и работу постепенно; как после ночного сна, так и после отпуска.

2. Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы.

3. Соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы.

4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха.

Правильное питание

Основу рационального питания составляют получаемые с пищей белки, жиры, углеводы, а также витамины и минеральные вещества.

Белки, или протеины, имеют наибольшее значение для жизнедеятельности организма. Они являются структурной основой всех клеток тела, обеспечивают их деятельность. Белки в организме человека образуются из пищевых белков, которые в результате переваривания расщепляются до аминокислот, всасываются в кровь и используются клетками. Аминокислоты делятся на заменимые (они синтезируются в организме) и незаменимые, которые поступают с продуктами питания. Из незаменимых аминокислот особо важными признаны метионин, лицин и тряптофан. Они содержатся преимущественно в продуктах животного происхождения. Особенно необходим для умственной деятельности метионин. Наибольшее содержание его в твороге, яйцах, сыре, мясе.

Средняя потребность организма в белках составляет 1–1,3 г на килограмм массы тела. Для студентов, активно занимающихся физической культурой и спортом, из–за повышенного расхода энергии потребность в белках возрастает приблизительно в 1,5 раза. В суточный рацион студента следует включать белки как животного, так и растительного происхождения. Из растительных наибольшей ценностью и биологической активностью обладают белки сои, картофеля, овсянки, гречневой крупы, фасоли, риса.

Жиры – наиболее концентрированный источник энергии. Вместе с тем в организме они выполняют и другие важные функции: совместно с белками образуют структурную основу клеток, защищают организм от переохлаждения, служат естественными источниками витаминов А, Е, Д. Поэтому жиры и особенно их основной компонент – жирные кислоты являются незаменимой составной частью пищи.

Углеводы считаются основным источником снабжения организма энергией. Кроме того, они необходимы для нормального функционирования нервной системы, главным образом головного мозга. Доказано, что при интенсивной умственной деятельности расходы углеводов повышаются. Углеводы также играют важную роль в обмене белков, окислении жиров, но их избыток в организме создает жировые отложения.

Углеводы поступают с пищей в виде моносахаридов (фруктозы, галактозы), дисахаридов (сахарозы, лактозы) и полисахаридов (крахмала, клетчатки, гликогена, пектина), превращаясь в результате биохимических ре–акций в глюкозу. Излишнее употребление углеводов, особенно сахара, чрезвычайно вредно. Поэтому рекомендуется в качестве источников углеводов больше использовать продукты, содержащие полисахариды (каши, картофель), фрукты и ягоды.

Средняя суточная потребность человека студенческого возраста в углеводах составляет 4–5 г на килограмм массы. При регулярных занятиях физическими упражнениями организму требуется больше углеводов – до 600 г. Углеводы в виде сахарного песка, меда, варенья рекомендуется вводить 35%, а остальное количество желательно восполнять за счет хлеба, картофеля, круп, яблок и т. д.

Энергетическая ценность пищи, или ее калорийность, зависит от количества присутствующих в ней белков, жиров и углеводов. По установленным нормам калорийность для юношей–студентов составляет 3000 ккал в день, для девушек – 2600 ккал. При занятиях спортом и физической культурой калорийность пищи должна повышаться приблизительно на 700––1000 ккал, в зависимости от интенсивности нагрузок.

Пищу рекомендуется принимать горячей, в одни и те же часы, 3–4 раза в день, что обеспечивает нормальное пищеварение. Еще недавно была популярна рекомендация завтракать достаточно плотно. Однако в результате длительных наблюдений был сделан вывод, что прилив крови к органам пищеварения после сытной еды уменьшает кровоснабжение мозга, скелетных мышц. А это ведет к ухудшению продуктивности умственной деятельности. Поэтому наиболее правильно во время завтрака употреблять 15–20 % суточной нормы калорий, а обед и ужин сделать более сытными. Ужинать желательно как минимум за 1,5–2 ч до сна, чтобы пища переварилась. По возможности следует организовать второй завтрак или полдник, в виде горячего чая с бутербродами.

Витамины также являются необходимым компонентом питания. Витамины входят в состав ферментов, активизируют обмен веществ, повышают иммунитет человека, его умственную и физическую работоспособность. Большинство витаминов не синтезируется в организме, поэтому в необходимом количестве они должны поступать с пищей.

Немалое влияние на здоровье человека оказывает и достаточное поступление в организм минеральных веществ. Известно, что в теле человека находится до 60 химических элементов. По своему количественному содержанию они делятся на макро–, микро– и ультрамикроэлементы.

К макроэлементам относятся кальций, которого в организме до 1000 г, фосфор–780, натрий–100, хлор–95, железо – 4,2 г.

В число микроэлементов входят марганец, цинк, йод, медь, фтор, кобальт и др. Их количественное содержание значительно меньше–от граммов до их сотых долей. Еще меньше в организме ультрамикроэлементов – золота, ртути, хрома и др.

Минеральные вещества – регуляторы обменных процессов в клетках – принимают участие в их построении, в образовании жизненно важных ферментов и гормонов.

Важным для здоровья является сохранение в организме кислотно–щелочного равновесия. Источниками кислых радикалов (фосфора, серы, хлора) служат такие продукты, как мясо, рыба, сыр, хлебобулочные изделия, крупы, картофель, творог, сало. Щелочные основания, к которым относятся кальций, магний, натрий, калий, железо, имеются в овощах, фруктах и молоке. Таким образом, одни продукты вызывают в нашем организме сдвиги в сторону кислой реакции, другие же – в сторону щелочной.

Поэтому человек в своем питании, с целью поддержания кислотно–щелочного равновесия, должен использовать продукты, вызывающие как кислые, так и щелочные реакции. Физические нагрузки ведут к сдвигу внутренней среды организма в сторону кислой реакции. Учитывая это, студенты должны увеличивать прием молочных продуктов, продуктов растительного происхождения (капуста, морковь, свекла, яблоки и др.).

Сон

Полноценный сон в значительной мере обеспечивает нормальное самочувствие человека в период бодрствования. Недаром древнегреческие мудрецы говорили: сон – слуга жизни. Современная наука помогла установить, что в процессе его восстанавливаются энергетические запасы, израсходованные во время работы, нервная ткань освобождается от накопившихся в ней продуктов распада,

Недостаток сна вредно отражается на здоровье. Даже частичное недосыпание понижает активность мозга; отрицательно сказывается на внимании, памяти, качестве мышления, ухудшает самочувствие, умственную работоспособность.

Особое значение полноценный сон приобретает в период сессии, когда студентам приходится осваивать много информации. Именно тогда студент должен спать не менее 8 ч. Если же сон ограничивать 5–6 ч, то это понизит способность к усвоению материала и в конечном итоге ослабит организм.

Чрезмерно продолжительный сон также вреден. Излишний сон не считается полезным и в биологическом отношении, поскольку нарушаются кровообращение и работа органов пищеварения. Каждый студент должен помнить, что напряженную умственную работу следует прекратить за 1,5–2 ч до ночного сна. Иначе затрудняется процесс засыпания, да и сам сон становится менее крепким. Последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 1,5–2 ч до сна. Ложиться спать рекомендуется в 23–24 ч, вставать – в 7––8 ч.

Спать полагается в удобной, но не слишком мягкой постели, лежа на правом боку со слегка согнутыми ногами. В таком положении мышцы лучше всего расслабляются, тело отдыхает.

Перед сном необходимо проветрить комнату, создать тишину и выключить источники яркого света.

Полезен непродолжительный дневной пассивный отдых. Горизонтальное положение тела улучшает мозговое кровообращение, позволяет мышцам расслабиться. Дневной сон, даже кратковременный, прекрасно восстанавливает работоспособность. Еще древние мудрецы говорили, что дневной сои полезен, продолжительность его должна составлять 60 вдохов, т. е. примерно 4–5 мин.

Бессонница может возникать при больших умственных нагрузках, неврозах. От такого явления можно избавиться благодаря правильной организации режима дня, регулярным занятиям физическими упражнениями, а также аутогенной тренировке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ЗОЖ.docx

Гигиена умственного труда – следующий компонент здорового образа жизни. Можно выделить три вида умственной деятельности. К первому относится легкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с интересным собеседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления, так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функционируют с невысокой степенью напряжения.

К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе старых. При такого рода деятельности происходит наиболее активное функционирование физиологических механизмов, осуществляющих процессы мышления и запоминания.

Знание приведенной классификации должно помочь школьникам правильно организовать свой учебный труд. Специалисты по гигиене умственного труда считают, что при оперативном мышлении целесообразно делать перерывы через 1,5—2 ч, а при третьем виде умственной деятельности — через 40—50 мин. Следует подчеркнуть, что мыслительные процессы в мозгу затухают медленно. Поэтому 5—10-минутные паузы, отводимые для отдыха, не нарушат эффективность последующего выполнения умственной работы, а только помогут восстановить энергию нейронов мозга.

На качестве умственной деятельности значительно сказывается и наличие шума. Обычно в аудиториях его значение составляет 40—50 дБ. По данным гигиены труда шум до 40 дБ не влияет отрицательно на состояние организма, превышение этого показателя снижает трудоспособность, вредно отражается на здоровье человека.

С нашей точки зрения, музыку лучше всего использовать в периоды отдыха. Кроме того, при решении вопроса о включении музыки в процесс умственной деятельности целесообразно учитывать специфику предстоящей работы. Выполнение сложной работы требует тишины, которая помогает сосредоточиться. Если же умственная деятельность более простая, как, например, решение задач по известному алгоритму, перевод с иностранного языка со словарем, переписывание конспекта и т, п., то музыка может ускорить её. Надо заметить также, что влияние музыки на качество умственной работы зависит от индивидуальных привычек.

Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Важно, чтобы она свободно облегала тело, воротник рубашки или свитера не должен сдавливать сосуды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

Необходимо контролировать и осанку. Часто приходится наблюдать, как школьники сидят за столом с согнутой спиной, низко наклонив голову. В таком положении хуже функционируют легкие, сердце, искривляется позвоночник, сдавливаются сонные артерии. Сидеть следует со слегка наклоненным туловищем (на 75—80°) и приподнятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию. Понаблюдайте несколько дней за правильностью своей позы, и она станет для вас привычной.

На столе желательно иметь пюпитр-подставку для книги. Вместо подставки можно использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять туловище и ослабит напряжение мышц глазного яблока.

Академик Н. С. Введенский разработал общие рекомендации, важные для успешного умственного труда.

1. Втягиваться и работу постепенно; как после ночного сна, так и после отпуска.

2. Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы. Оптимальным ученый считает равномерный, средний темп. Утомляет неритмичность и чрезмерная скорость умственного труда. При этом быстрее наступает утомление.

3. Соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы. Ученый считает, что работоспособность значительно выше, если придерживаться заранее запланированного распорядка дня и смены видов умственного труда.

4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха. Это поможет более быстрому восстановлению умственной работоспособности, поддержанию ее на оптимальном уровне.

Необходимо организовывать кратковременный отдых, активно включать в режим дня занятия физическими упражнениями.

Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого – в радости к жизни.

Известно, что основа работы по совершенствованию своей психики самовнушение. Оно повышает эмоциональный тонус, укрепляет уверенность и силу воли. Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Так мысли укрепляют тело и наоборот: безволие, снижение эмоционального настроя способствуют ухудшению самочувствия, расшатыванию психического и физического здоровья.

Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот.


Иллюстрация: thenursepathblog

Благодаря достижениям медицины люди стали жить дольше. Поэтому мы вынуждены прикладывать больше усилий, чтобы с возрастом наш мозг оставался в форме. Хотя ожидаемое увеличение продолжительности жизни не обязательно приведет к более высокой заболеваемости когнитивными расстройствами, только болезнь Альцгеймера по прогнозам затронет более 7 млн пожилых людей в Америке к 2025 году.

К счастью для нас, передовые технологии позволили исследователям понять, как работает мозг, на что он реагирует, и даже как его переучивать. Например, мы знаем, что для мозга полезны продукты с высоким содержанием антиоксидантов, включая чернику, капусту и орехи. Мы знаем, что средиземноморская диета, которая в значительной степени основана на растительной пище и богата цельным зерном, рыбой, фруктами и красным вином, может улучшать функции мозга. И мы знаем, что улыбка может заставить мозг искать положительные возможности вместо отрицательных.

Сколько бы вам ни было, 25 или 65, стоит попробовать эти пять простых ритуалов, которые, по словам когнитивных ученых, помогут вашему мозгу вырабатывать новые клетки, сформировать новые нейронные пути, улучшить познание и сохранить позитивный и острый взгляд на мир.

1. Поздравляйте себя с небольшими победами

Частота успеха имеет большее значение, чем его масштаб, поэтому не ждите больших побед, чтобы поздравить себя, говорит директор Стэнфордской лаборатории мотивационных технологий Би Джей Фогг. Вместо этого придумывайте ежедневные торжества для себя; ваш мозг не видит разницы между реальным прогрессом и кажущимся.

Говорят, что прогресс и неудачи сильно влияют на наши эмоции. Таким образом, чем раньше вы почувствуете себя успешными сегодня, тем лучше — чувства волнения помогают запустить поведение, которое поможет добиться успеха. Например, продуктивные утренние ритуалы можно использовать, чтобы мотивировать себя до конца дня. Мы чувствуем себя счастливее и воодушевленнее по мере того, как растут уровни энергии, а когда уровни энергии падают, мы ощущаем беспокойство или даже депрессию.

2. Поддерживайте физическую активность

Проще говоря, когда мы тренируемся, наш сердечный ритм увеличивается, кислород закачивается в мозг гораздо быстрее, и быстрее развиваются новые клетки мозга. Чем больше клеток мозга мы вырабатываем, тем легче им взаимодействовать друг с другом, развивая новые нейронные пути. В конечном счете, наш мозг становится более эффективным и пластичным, что означает лучшую умственную производительность.

Вам даже не придется слишком потеть, чтобы поддерживать мозг в хорошей форме. Исследование, проведенное департаментом физических упражнений в Университете Джорджии в 2003 году, показало: 20-минутной тренировки достаточно, чтобы изменить процесс обработки информации и функции памяти мозга.

Если вы решили поддерживать активность, просто больше двигайтесь.

3. Тренируйте мозг

Если не использовать мозг, то он, как и другие органы вашего тела, в конечном итоге он может утратить работоспособность. Это означает, что очень важно использовать свой мозг и поддерживать его активность.

Старший преподаватель Массачусетского технологического института Тара Сварт отмечает, что особенно важно задействовать области вашего мозга, которые вы используете не слишком часто. Хорошие упражнения — это, например, изучение нового языка, обучение игре на новом инструменте или даже обучение жонглированию.

Чтобы улучшить свое познавательное мастерство, писатель Джеймс Алтучер пытается каждый день придумывать новые идеи. Вот что он пишет о своей ежедневной системе:

Возьмите маленький блокнот, как у официанта. Пойдите в местное кафе. Можете почитать вдохновляющую книгу 10-20 минут. Затем начните записывать идеи. Ключевое — записать 10 идей… Блокнот официанта слишком мал, чтобы написать целый роман или даже абзац. Он сделан специально для составления списка. И список идей — это все, что вам нужно.

4. Сидите прямо

Матери всего мира действительно что-то знают, раз так настойчиво просят детей сидеть прямо. Вертикальное положение не только повышает уровень энергии и улучшает общее настроение, но и повышает уверенность, как выяснилось в исследованиях 2013 года, проведенных профессором Гарварда Эми Кадди и ее коллегой Маартеном Босом.

Исследователи обнаружили, что люди, которые сидят согнувшись, как это обычно бывает при использовании небольших беспроводных устройств, таких как смартфоны и планшеты, вряд ли смогут постоять за себя. Участники с неправильной осанкой также самыми последними спросили, могут ли они уйти, когда эксперимент закончился. С другой стороны, участники, которым случайным образом выдали крупные устройства, такие как ноутбуки и настольные компьютеры, чаще сидели прямо и уверенно интересовались, можно ли уйти.

Что лучше всего поможет почувствовать себя сильным как физически, так и ментально? Эрик Пепер, профессор, изучающий психофизиологию в Университете Сан-Франциско, советует каждый час проверять свое положение, чтобы убедиться, что вы не сгорбились над iPhone или iPad. Он также советует подносить небольшие девайсы ближе к лицу во время использования, а не заставлять себя смотреть на них сверху вниз, согнувшись.

5. Убирайте телефон подальше от головы на ночь

Бытует много мифов и полуправды о том, как смартфон может — и может ли — влиять на мозг. Несмотря на то, что еще предстоит провести много исследований на тему беспроводных устройств, похоже, существует связь между синим светом, испускаемым электронными экранами, в том числе смартфонами, и сном. Нарушение или изменение фаз сна плохо по многим причинам. Например, отсутствие достаточного глубокого сна может помешать очищению мозга от вредного бета-амилоида.

По словам Сварт, старшего преподавателя Массачусетского технологического института, которая специализируется на сне и мозге, система естественной очистки мозга требует от шести до восьми часов сна. Без этого мозг в конечном итоге сталкивается с крупными накоплениями бета-амилоидов — нейротоксинов, обнаруженных в кластерах мозга людей с неврологическими расстройствами, такими как слабоумие и болезнь Альцгеймера.

Так насколько далеко нужно хранить умные устройства? Мы не совсем уверены, но Сварт говорит, что достаточно не класть их рядом с головой. В конечном счете, поддержание здоровья мозга требует силы воли и сопротивляемости, как и в случае с любой другой частью тела. Но, как показывает исследование, сохранить разум созвучным с телом, безусловно, возможно — с небольшими усилиями.

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.


16 октября 2017 Quartz

Умственный труд - работы, связанные с приёмом и переработкой информации и требующие напряжения сенсорного аппарата внимания, памяти, активации процессов мышления, эмоциональной сферы. В современных условиях: разнородность информации, дефицит времени, личная ответственность приводит к эмоциональному перенапряжению, сердечно сосудистым заболеваниям, нервным заболеваниям.

Виды умственного труда:

1. Операторский – управление машиной, технологическими процессами:

Характеризуется большой ответственностью, перенапряжением.

2. Управленческий – руководители предприятий, преподаватели.

Характеризуется большим объемом информации, дефицитом времени, личной ответственностью, широким кругом знаний.

3. Творческий – артисты, композиторы, научные работники. Напряжение внимания, памяти.

4. Труд мед. работников. Характеризуется большой ответственностью.

5. Труд учащихся и студентов. Напряжение основных психических функций (память, внимание, восприятие), наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Напряженность труда – эмоциональная нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации.

Критерии напряженности: внимание, длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов в 1 ч., эмоциональное напряжение, сменность, продолжительность рабочего дня, наличие регламентированных перерывов и их продолжительность, монотонность нагрузок. Общая оценка напряженности трудового процесса оценивается по 23 показателям.

Условия, способствующие повышению умственного труда:

2. необходимо соблюдать определенный ритм работы

3. последовательность и систематичность в работе

4. правильное чередование умственного труда и отдыха

5. упражнение и тренировка

6. комплексы психофизиологических нагрузок

И.М. Сеченов утверждал, что утомление лучше предупредить, чем бороться с ним. Он считал, что своевременный отдых — одно из лучших средств профилактики утомления. В настоящее время известно, что улучшение условий труда, в том числе за счет рациональной организации режима труда и отдыха является оптимальным средством профилактики утомления.

Меры борьбы с развивающимся утомлением:

1. Своевременное назначение отдыха — активного или пассивного, при неглубоком, невыраженном утомлении даже кратковременный отдых, напри­мер, 3—5 минут в среднем, дает положительный эффект.

2. Увеличение микропауз — промежутков между отдельными операциями.

3. Регламентация физической и умственной нагрузки; при развитии утомления целесо­образно снизить мощность выполняемой работы.

4. Использование функциональной музыки.

5. Применение факторов, повышающих поток афферентных импульсов в ЦНС — напри­мер, выполнение производственной гимнастики, раздражение кожных покровов при выпол­нении самомассажа головы, лица, шеи, туловища.

6. Аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика

Правильное чередование ритма труда и отдыха - наиболее рациональный метод организации умственной деятельности, который способствует сохранению на долгие годы творческих сил человека и его физических возможностей. Выполнение всех этих несложных рекомендаций будет способствовать увеличению продуктивности умственного труда и поможет избежать нарушений в состоянии здоровья человека, связанных с его утомлением в процессе умственной деятельности.

Читайте также: