Герасим и его окружение сообщение

Обновлено: 04.07.2024

«…считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком.…едва ли не самым исправным тягловым мужиком. — Тягло — крепостная повинность, которой помещики облагали своих крестьян. За единицу обложения барщиной или оброком принималась условная семья (двое взрослых работников, мужчина и женщина, иногда с прибавлением полуработника — подростка). Тургенев подчеркивает, что Герасим был полноценным работником, несшим все крестьянские повинности.

Герасим – трудолюбивый, ответственный, усердный и послушный работник, во всем любит порядок, ничего не делает кое-как.

Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться.

Хозяйственный и работящий.

Герасим боится барыни, потому что он крепостной, подневольный человек.

Татьяна нравится глухонемому Герасиму.

Герасим ухаживает за Татьяной.

Испытывает нежные и трогательные чувства.

Герасим вдруг приподнялся, протянул свою огромную ручищу, наложил ее на голову кастелянши и с такой угрюмой свирепостью посмотрел ей в лицо, что та так и пригнулась к самому столу.

Герасим становится покровителем Татьяны. Он защищает ее от других крестьян.

Герасим ревнует Татьяну к пьянице Капитону.

Герасим хочет жениться на прачке Татьяне.

Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку… Целые сутки не выходил он оттуда.

Герасим великодушен. Он не возненавидел Татьяну, а относится к ней по-доброму, жалеет ее, вышел попрощаться и поддержать в трудную минуту расставания с домом. На прощанье дарит Татьяне подарок.

Герасим ведет себя с достоинством, знает свои права.

Герасим презирает фальшивых, неискренних, лживых и жестоких людей. Ему отвратительны зло, черствость и равнодушие дворовых – верных холопов барыни.

«…на другой день выслала Герасиму целковый. Она его жаловала, как верного и сильного сторожа

Барыня жаловала Герасима, как верного и сильного сторожа.

Татьяну не радуют, а пугают знаки внимания со стороны Герасима.

Татьяна тепло прощается с Герасимом. Ведь это единственный человек, которому она не безразлична.

Капитон боится Герасима, который тоже влюблен в Татьяну.

Окружающие боятся Герасима.

– Экой чудной этот Герасим! – пропищала толстая прачка, – можно ли эдак из-за собаки проклажаться!.

Считают его чудаком и подсмеиваются над ним за глаза.

Отношение Герасима к Муму

Герасим добрый и чуткий к чужой беде.

Заботливый, ласковый, с нежностью относится к Муму.

Герасим любит Муму. Благодаря ей жизнь его наполняется радостью и смыслом.

Он топит Муму своими руками, чтобы это не сделал кто-то другой.

Герасима окружали злые люди, которые его не понимали душою и не хотели с ним дружить .

Герасим был немой и его никто ни разу ни пожалел.

Его окружали одни эгоисты думающие только о своих проблемах и готовые помочь только ради своей прибыли.

Герасим является главной фигурой повести Тургенева “Муму”. Он
символизирует угнетенный русский народ, живший под крепостным правом в царской России. Он был крепостным крестьянином у барыни и был обречен на подневольную работу всю свою жизнь.
На вид Герасим был мужчина двенадцати вершков роста, богатырского телосложения. От рождения он был
немой, но этот недостаток не мешал ему в деревенской работе. В деревне он работал за четверых, легко выполнял любую тяжелую работу. Он и землю пахал, и сено косил, и зерно молотил. Когда Герасима привезли в Москву и дали ему в руки метлу и лопату, он не понимал, что с ним делается. Он сильно скучал. На дворе все его боялись из-за его грозного вида, вообще Герасим был строгого и серьезного нрава. Порой он был мрачен,
угрюм и грозен своим внешним видом, но добр душой.
Поступки Герасима являлись отражениями его характера и физической силы. Как-то раз пришли два вора к ним на двор. Герасим взял и стукнул их лбами, проявив смелость и бесстрашие. С тех пор ни один вор не появлялся у них на дворе. Когда Герасим выходил во двор, то даже животные прекращали драться и вели себя степенно, боясь Герасима. Несмотря на тяжелый
характер Герасима, ничто человеческое ему было не чуждо. Он привязался к маленькой собачке, однажды спасенной им.
От остальных дворовых Герасим отличался цельностью души, присущей крестьянину, смелостью и находчивостью. Даже его природный недуг не мог помешать ему полюбить Татьяну, прачку барыни, и добиться ответного чувства. Из-за прихоти
барыни Татьяну выдали замуж за горького пьяницу Капитона и Герасим не смог жениться на Татьяне и жить долго и счастливо, но он не стал никому мстить и это является его главным отличием от остальных дворовых – его широкая и покорная крестьянская душа, принимающая свою долю как должное.

Муму, спасенная Герасимом, привязалась к нему и стала отдушиной для Герасима. Барыня заметила привязанность Герасима к Муму и приказала ему избавиться от собаки, потому что она хотела унизить Герасима и подчеркнуть его положение крепостного крестьянина. Герасим вынужден был выполнить приказ барыни, потому что не мог ослушаться, но он не выдержал
и ушел от барыни, протестуя против ее самодурства и жестокости.

Зачем Герасим утопил свою Му-му?

(По мотивам Whу did thе сhiсkеn сrоss thе rоаd?)

Архимед: Чтобы лишний раз подтвердить мой закон.

Карл Маркс: К этому его вела логика классовой борьбы.

Конфуций: Чтобы соблюсти должное и поддержать добродетель, показывая почтительность к старшим и высшим.

Барбара Картленд: Чтобы завоевать сердце барыни, показав, на какие безумства способна его любовь. . .

Карл Юнг: К этому его подтолкнуло бессознательное стремление следовать архетипическому образу жертвоприношения.

Зигмунд Фрейд: Это закономерный результат длительного подавления скрытых сексуальных фантазий.

Адольф Гитлер: Чтобы расширить жизненное пространство для высшей расы.

Бивис и Батхед: Потому что крейзанутый был. Ты понял, пельмень. Хе-хе-хе.

Эрнесто Че Гевара: Чтобы привлечь внимание всех прогрессивных людей мира к борьбе против угнетателей.

Жан-Поль Сартр: Чтобы подвергнуть сомнению традиционные культурные ценности общества.

Руперт Мердок: Чтобы потом сделать из этого бестселлер. Фактически, это отлично удалось.

Егор Гайдар: Чтобы сократить налогооблагаемую базу, избавившись от необходимости платить налог на животных.

В. Жириновский: Чтобы труп несчастной собаки отравил воду! Это же диверсия!

Ясир Арафат: Чтобы потом во всём обвинили арабов.

Эжен Ионеско: Чтобы потрясти погрязшего в суете обывателя.

Маркиз де Сад: Чтобы получить изысканное наслаждение последними минутами её жизни и, конечно, этими восхитительными бульканьями за бортом.

Лев Толстой: Чтобы опроститься и стать ближе к народу.

Сенека: Чтобы освободиться от груза лишних привязанностей к миру.

Фома Торквемада: Чтобы спасти её заблудшую душу ценой уничтожения бренного тела.

Карл Лейбниц: Так было предписано Предустановленной мировой гармонией.

Нильс Бор: Это не обязательно Герасим. С ненулевой вероятностью Му-му как квантовая система могла в любой момент преодолеть потенциальный барьер и оказаться за бортом.

Шерлок Холмс: Чтобы избавится от камня, этой неопровержимой улики! А бедная Му-му, которую он к нему привязал, была призвана пустить следствие по ложному пути.

Курт Гёдель: В рамках доступных нам теорий невозможно ни опровергнуть, ни подтвердить верность поступка Герасима.

Советское информбюро: Наш народ с негодованием отвергает эту очередную пропагандистскую фальшивку.

Гаутама Будда: Отрицая в себе Му-му, Герасим отдалися от просветления.

Мартин Лютер Кинг: Я верю, что настанет день, когда никто больше не сможет утопить Му-му.

Министерство обороны: Мы не имеем подтверждения случившегося; журналисты могли быть введены в заблуждение.

Герасим является главной фигурой повести Тургенева “Муму”. Он символизирует угнетенный русский народ, живший под крепостным правом в царской России. Он был крепостным крестьянином у барыни и был обречен на подневольную работу всю свою жизнь. На вид Герасим был мужчина двенадцати вершков роста, богатырского телосложения. От рождения он был немой, но этот недостаток не мешал ему в деревенской работе. В деревне он работал за четверых, легко выполнял любую тяжелую работу. Он и землю пахал, и сено косил, и зерно молотил. Когда Герасима привезли в Москву и дали ему в руки метлу и лопату, он не понимал, что с ним делается. Он сильно скучал. На дворе все его боялись из-за его грозного вида, вообще Герасим был строгого и серьезного нрава. Порой он был мрачен, угрюм и грозен своим внешним видом, но добр душой. Поступки Герасима являлись отражениями его характера и физической силы. Как-то раз пришли два вора к ним на двор. Герасим взял и стукнул их лбами, проявив смелость и бесстрашие. С тех пор ни один вор не появлялся у них на дворе. Когда Герасим выходил во двор, то даже животные прекращали драться и вели себя степенно, боясь Герасима. Несмотря на тяжелый характер Герасима, ничто человеческое ему было не чуждо. Он привязался к маленькой собачке, однажды спасенной им. От остальных дворовых Герасим отличался цельностью души, присущей крестьянину, смелостью и находчивостью. Даже его природный недуг не мог помешать ему полюбить Татьяну, прачку барыни, и добиться ответного чувства. Из-за прихоти барыни Татьяну выдали замуж за горького пьяницу Капитона и Герасим не смог жениться на Татьяне и жить долго и счастливо, но он не стал никому мстить и это является его главным отличием от остальных дворовых – его широкая и покорная крестьянская душа, принимающая свою долю как должное. Муму, спасенная Герасимом, привязалась к нему и стала отдушиной для Герасима. Барыня заметила привязанность Герасима к Муму и приказала ему избавиться от собаки, потому что она хотела унизить Герасима и подчеркнуть его положение крепостного крестьянина. Герасим вынужден был выполнить приказ барыни, потому что не мог ослушаться, но он не выдержали ушел от барыни, протестуя против ее самодурства и жестокости.

Образовательные:создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей.

Развивающие: совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения.

Воспитательные: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.

Критерии оценивания

- составляет план, включающий структуру: вступление, основная часть, заключение;

-озаглавливает параграфы, демонстрируя логическую последовательность;

- составляет план в соответствии с правилами оформления.

-определяют жанр и направление произведения;

-находят в тексте доказательства жанра и литературного направления;

Познавательные:. Формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно. Личностные: Формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности. Коммуникативные: Формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других Регулятивные: постановка учебной задачи; умение работать в группе.

Привитие ценностей

Сотрудничество, обучение на протяжении всей жизни

Межпредметные связи

История

Межпредметная интеграция на уроке будет реализована через содержание используемых материалов.

Навыки использования ИКТ

Совершенствовать навыки использования ИКТ для показа презентации

Предварительные

знания

Этот урок построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимися на предыдущих уроках.

Ход урока

Запланированные

этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало первого урока

5 минут

I. Организационный момент. Приветствие

II. Актуализация знаний.

- Какие чувства у вас возникали во время чтения?

- Кто вызывал у вас эти чувства?

- Как вы думаете, с каким героем мы начнем сегодня знакомиться?

- Почему именно с ним?

- Как вы думаете: может ли эта схема помочь нам при знакомстве с

Обсудите в паре: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?

Предполагаемые ответы: «поступки, речь, поведение, отношение к другим, мнения других, увлечения, род занятий, обязанности

Середина урока

Конец урока

III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя.

каждого ответа записываем имена героев на доску)

Составление Галереи дворовых

Галерея дворовых

Башмачник Капитон Климов.

Дворецкий Гаврила Андреич.

Устинья Федоровна, жена дворецкого Гаврилы.

Лакей Степан. (Лакей -1) слуга; 2) раболепный приспешник, подхалим.)

Харитон, лекарь для госпожи.

Буфетчик дядя Хвост.

Форейтор Антипка. (Форейтор - кучер, сидящий на передней лошади при упряжке цугом, т. е. гуськом.)

Любовь Любимовна, старшая компаньонка барыни. (Компаньонка - женщина, которую нанимали в барские дома для развлечений, сопровождения куда-либо дам или девиц.)

Компаньонка на случай бессонницы.

Приживалки. (Приживалка - бедная женщина, живущая из милости в богатом доме.)

Кастелянша. (Кастелянша - служанка, заведующая хранением и выдачей белья.)

Шорник. (Шорник - мастер, изготавливающий ременную упряжь и некоторые другие изделия из кожи.)

Швеи, столяры, портные, прачки, портнихи.

- Посмотрите, героев много. Можем ли за один урок хорошо

познакомиться с каждым?

- Сколько нужно времени (уроков)?

2. Аналитическое чтение рассказа

Я читаю, стараясь передать соответствующие эмоции и интонации. Выразительное чтение этой части рассказа занимает около 30 минут. По ходу чтения поясняем (при необходимости выписываем) незнакомые слова.

- О чем говорит нам факт, что комната дворецкого Гаврилы «была

В сундуках хранилось добро Гаврилы. Он был крепостным, но при

этом был сравнительно с другими состоятельным человеком (как

мы потом увидим, он часто воровал у барыни).

- Почему автор пишет о Татьяне, что «красота с нее очень скоро

При чтении передадим иронию: «Правда, кастелянша, как только

прибежала в девичью, тотчас упала в обморок и вообще так

искусно действовала, что в тот же день довела до сведения барыни

3. Выпишем мнение Гаврилы о Герасиме:

Дочитав до абзаца: «Появление Капитана прервало нить

итоги тому, что мы узнали.

4. Запишем на доске в столбик имена главных героев этой

истории:

башмачник Капитон Климов

5. Читаем разговор Гаврилы с Капитаном. Очень важно точно

передать интонации героев: от этого будет зависеть, насколько

поймут дети не только смысл беседы, но и характеры дворецкого

Разговор Гаврилы с Татьяной вызывает у детей возмущение.

Они спрашивают: «Почему никто не сказал барыне о том, что

Герасим любит Татьяну и хочет на ней жениться? Почему никто не

6. После обсуждения этого вопроса читаем эпизод «Заговор

- Почему Татьяна согласилась изображать пьяную?

- Как вы думаете, поверил ли Герасим тому, что Татьяна пьяна?

Почему он толкнул ее к Капитону? Что он хотел этим сказать?

(Герасим не поверил в то, что Татьяна пьяна. Он понял, что она

таким образом решила отвратить его от себя, и толкнул ее к

башмачнику, как бы говоря: «Со мной не надо хитрить.

Уж если ты действительно не хочешь быть со мной, то я не

буду принуждать тебя против воли.

«Он схватил ее за руку, помчал через весь двор и, войдя с ней в

этой сцене мы видим, что все дворовые объединились против

Герасима, против возможного проявления его собственной воли,

защищая внезапное желание барыни.

- Как мы узнаем о переживаниях Герасима?

- Почему барыня решает женить Капитана на Татьяне? Что это:

самодурство или каприз?

7. Словарная работа

Каприз - это мелкая прихоть, причуда.

Самодурство - это поведение человека, который действует по

своей прихоти или произволу, при этом унижая достоинство

Вывод. Поступки барыни говорят о ее неуважении к своим

слугам.

Она не считает их за людей, ее поведение можно

назвать самодурством.

IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Работа в группах. Задание 1. Разделим класс на три группы.

Каждая группа выписывает из текста эпитеты,

сравнения, предложения, относящиеся к описанию одного из

2. Задание 2. Узнайте героя по его описанию.

  1. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась

2. Он окинул спокойным взором свой истасканный и оборванный сюртук, свои заплатанные панталоны, с особенным вниманием осмотрел он свои дырявые сапоги, особенно тот, о носок

которого так щеголевато опиралась его правая ножка, и снова уставился на дворецкого (Капитон) ______________________

З. Он глядел на всех этих людишек в немецких кафтанах, слегка оперши руки в бока; в своей красной крестьянской рубашке он казался каким-то великаном перед ними._____________

4. Она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи. ______________

3 задание. Составление портрета литературного героя по схеме


1 группа.

1. Чем занимался Герасим в деревне?

4. Как Герасим выполнял свои обязанности? (Примеры из текста)

2 группа.

1. Найдите описание каморки Герасима.

3. На какие детали (предметы) в каморке автор обращает внимание?

5. Какие черты характера героя автор раскрывает через описание

3 группа.

1. Найдите описание каморки Герасима.

3. На какие детали (предметы) в каморке автор обращает внимание?

5. Какие черты характера героя автор раскрывает через писание

- Какими качествами, на ваш взгляд, обладал Герасим?

V. Этап информации о домашнем задании

1. На основе записей, сделанных во время работы в группе, сос тавить

рассказы об этих героях.

VI. Подведение итогов урока

- Сумел ли автор доказать, что герой его славный?

- А вы могли бы назвать Герасима славным?

Оценка работы класса и отдельных учащихся.

VII. Этап рефлексии. Каждый ученик получает лист –

Дерево Блоба.

– Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение на уроке и ваше положение. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться.


Дифференциация

– Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание

– Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация по уровню сложности

Учащиеся при необходимости могут воспользоваться возможностью составления простого плана

Будут использованы нижеследующие виды оценивания работы учеников:

1. Здоровьесберегающие технологии:

- активные виды деятельности;

- выполнение санитарных норм;

- создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе;

- личностно-ориентированный подход к детям;

- продолжение работы над формированием правильной осанки;

2. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете.

Рефлексия по уроку

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вопросы по тексту 5. В каких отношениях находился герой с остальной челядью б.

Вопросы по тексту 5. В каких отношениях находился герой с остальной челядью барыни? 7. Как барыня распорядилась судьбой Татьяны, Герасима и Капитона? Принесло ли это кому-либо счастье? 8. При каких обстоятельствах Герасим нашёл Муму и как ухаживал за ней? 6. Чем ему понравилась Татьяна? 9. Почему Герасим полюбил свою питомицу? Морозова Н.Т.

Вопросы по тексту 10. Какое событие нарушило тихую и счастливую жизнь дворник.

Вопросы по тексту 10. Какое событие нарушило тихую и счастливую жизнь дворника и его собаки? 11. Как изменился Герасим после пропажи Муму? Что в его поведении говорит о тяжёлых душевных переживаниях? 12. Что послужило причиной «решительного натиска на Герасимово убежище? 13. Почему Герасим сам взялся убить Муму? Как это произошло? 14. Каким образом герой выразил протест бесчеловечности и жестокости крепостного уклада жизни? Морозова Н.Т.

Основываясь на высказывании Ю.В.Лебедева, ответьте на вопросы: Как вы понимае.

Высказывание критика Основываясь на высказывании В.И.Кулешова, ответьте на во.

Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождени.

Человек, которому, судя по одним его жёлтым глазам и утиному носу, сама судьб.

Женщина лет двадцати восьми, маленькая, худая, белокурая, с родинкой на левой.

Он вошёл, закинул руки назад, развязно прислонился к выдающемуся углу стены.

Она выезжала редко и уединённо доживала последние дни своей скупой и скучающе.

Она заметалась, бедненькая, с тем тоскливым беспокойством, которое обыкновенн.

Высказывание критика «Нигде до этой повести Тургенев не изображал с такой сил.

Как Иван Сергеевич Тургенев относится к народной покорности? Обоснуйте свой.

Как Иван Сергеевич Тургенев относится к народной покорности? Обоснуйте свой ответ. Морозова Н.Т.

«К финалу кажется, что наступает предел терпению: вот-вот взорвётся и разбушу.

«Конфликт разрешается уходом Герасима в родную деревню. Торжествен и радосте.

Согласны ли вы с тем, что «природа вместе с немым героем празднует освобожде.

Высказывание И.С.Тургенева «Мы – народ юный и сильный, который верит и имеет.

Высказывание критика «Тургенев считал, что повесть даёт богатую пищу для разм.

Обобщаем Каких сказочных и былинных героев из русского фольклора напоминает.

Обобщаем Каких сказочных и былинных героев из русского фольклора напоминает нам Герасим? Морозова Н.Т.

Рефлексия Напишите речь от имени немого Герасима. К кому она будет обращена.

Рефлексия Напишите речь от имени немого Герасима. К кому она будет обращена? Какими чувствами она наполнена? Морозова Н.Т.

Проектирование дифференцированного домашнего задания Напишите свой финал «Мум.

Словарная работа Челядь – 1. Население феодальной вотчины древней Руси, наход.

Дворецкий – управляющий в помещичьей усадьбе Форейтор – при запряжке цугом: к.

Использованная литература Е.Л. Демиденко. Новые контрольные и проверочные раб.

Читайте также: