Георгий тимофеевич береговой сообщение

Обновлено: 10.05.2024

Родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка Карловской волости Константиноградского уезда Полтавской губернии (ныне Ланновской сельской общины Полтавского района Полтавской области, Украина). Украинец. С осени 1921 года жил в городе Енакиево (ныне Донецкой области, ДНР), где в 1937 году окончил 8 классов школы. Работал на Енакиевском металлургическом комбинате. В 1938 году окончил Енакиевский аэроклуб.

В армии с декабря 1938 года. В июне 1941 года окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов (ныне город Луганск, ЛНР). С 13 июня 1941 – лётчик 314-го отдельного разведывательного авиационного полка (в Западном особом военном округе; город Барановичи Брестской области, Беларусь). К моменту прибытия Г.Т. Берегового в полк, большинство самолётов были потеряны на земле в результате налётов противника, поэтому в боевых вылетах ему участвовать не довелось. В конце сентября 1941 года полк был расформирован.

В октябре 1941 – феврале 1942 – лётчик 15-го запасного авиационного полка (в Приволжском военном округе; город Петровск Саратовской области), с февраля 1942 – лётчик 150-го ближнебомбардировочного авиационного полка (в Приволжском военном округе). Летал на самолётах Як-4 и Пе-3, затем переучился на Ил-2. К лету 1942 года 150-й ближнебомбардировочный авиационный полк был переформирован в 451-й штурмовой авиационный полк и отправлен на фронт.

Участник Великой Отечественной войны: в июне – ноябре 1942 – командир звена 451-го штурмового авиационного полка, в ноябре – декабре 1942 – командир звена 235-го штурмового авиационного полка. Воевал на Калининском фронте (июнь – декабрь 1942). Участвовал в Ржевско-Сычёвских операциях.

В декабре 1942 – марте 1943 года проходил переобучение в 5-м учебно-тренировочном авиационном полку (Калининский фронт).

В июле 1943 – мае 1945 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи 671-го (с мая 1943 года – 90-го гвардейского) штурмового авиационного полка. Воевал на Воронежском (июль – октябрь 1943), 1-м Украинском (октябрь 1943 – сентябрь 1944) и 2-м Украинском (сентябрь 1944 – май 1945) фронтах. Участвовал в Курской битве, освобождении Левобережной Украины, Киевской наступательной, Житомирско-Бердичевской, Корсунь-Шевченковской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Дебреценской, Будапештской, Венской, Братиславско-Брновской и Пражской операциях.

28 июля 1943 года его самолёт был сбит вражеским истребителем, спасся на парашюте. Во время одного из боевых вылетов был легко ранен пулей в голень левой ноги.

За время войны совершил 185 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 для нанесения бомбо-штурмовых ударов по живой силе и технике противника.

В июле 1947 – августе 1948 года обучался в Военно-воздушной академии (Монино), перевёлся на заочное отделение, которое окончил в 1956 году.

В августе 1948 – январе 1964 – лётчик-испытатель Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС. Провёл государственные испытания сверхзвуковых перехватчиков МиГ-19П, Су-9 и Ту-128; испытания самолётов Як-25, Як-27Р, Су-7Б и Су-9 на штопор, МиГ-15УТИ на перевёрнутый штопор. Участвовал в государственных испытаниях многих других боевых самолётов.

В отряде космонавтов с января 1964 года по февраль 1982 года. Совершил 1 космический полёт продолжительностью 3 суток 22 часа 51 минута. 12-й космонавт СССР и 32-й космонавт планеты.

С апреля 1969 – заместитель начальника, а в июне 1972 – январе 1987 – начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. С января 1987 года генерал-лейтенант авиации Г.Т. Береговой – в отставке.

Депутат Верховного Совета СССР 8–10-го созывов (в 1970–1982 годах).

Жил в посёлке Чкаловский (ныне в черте города Щёлково), с 1966 года – в Звёздном городке Щёлковского района Московской области. Умер 30 июня 1995 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (14.03.1961), лётчик-космонавт СССР (01.11.1968), заслуженный мастер спорта СССР (1969), лётчик-испытатель 1-го класса (06.1954), космонавт 3-го класса (11.1968), кандидат психологических наук (04.1975), старший научный сотрудник (06.1978).

Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгария (22.03.1970).

Почётный гражданин городов Калуга (30.10.1968), Гагарин (Смоленская область; 11.04.1981), Байконур (Казахстан; 1977), Винница (Украина; 20.03.1969), Луганск (ЛНР, 10.1968), Енакиево (Донецкая область, ДНР), Корсунь-Шевченковский (Черкасская область, Украина), Староконстантинов (Хмельницкая область, Украина), София (Болгария; 27.03.1970), Плевен (Болгария; 25.03.1970) и Сливен (Болгария; 25.03.1970).

Бронзовый бюст Г.Т. Берегового установлен в городе Енакиево Донецкой области (ДНР), бюсты также установлены в Киеве и селе Фёдоровка Полтавской области (Украина). В Енакиево на здании школы, в которой он учился, в посёлке Чкаловский и Звёздном городке на домах, в которых он жил, установлены мемориальные доски. Его именем названы парк, сквер и проспект в городе Енакиево, улицы в городах Воронеж, Тюмень, Баксан и Прохладный (Кабардино-Балкария), Дагестанские Огни (Дагестан), Нефтекумск (Ставропольский край), Алма-Ата (Казахстан), Давид-Городок (Брестская область, Беларусь), Скидель (Гродненская область, Беларусь), Житковичи (Гомельская область, Беларусь), Рогачёв (Гомельская область) и Хойники (Гомельская область), посёлках Тереньга (Ульяновская область) и Шарковщина (Витебская область, Беларусь), других населённых пунктах.

Воинские звания:
сержант (06.1941)
старший сержант (1942)
лейтенант (05.05.1943)
старший лейтенант (10.10.1943)
капитан (14.05.1944)
майор (08.06.1945)
подполковник (15.10.1949)
полковник (02.04.1956)
генерал-майор авиации (30.10.1968)
генерал-лейтенант авиации (14.02.1977)

Сочинения:
Земля – стратосфера – космос. М.: Правда, 1969;
Угол атаки. М.: Молодая гвардия, 1971;
Исследования природной среды с пилотируемых орбитальных станций. Ленинград: Гидрометеоиздат, 1972 (в соавторстве);
Оптические явления в атмосфере по наблюдениям с пилотируемых космических кораблей. Ленинград: Гидрометеоиздат, 1972 (в соавторстве);
Техническое обслуживание и безопасность космических полётов. М., 1973 (с Э.Н. Степановым и Г.П. Шибановым); Небо начинается на Земле. М.: Молодая гвардий, 1976;
Безопасность космических полётов. М.: Машиностроение, 1977 (с А.А. Тищенко, Г.П. Шибановым и В.И. Ярополовым);
Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. М.: Наука, 1978 (с Н.Д. Заваловой, Б.Ф. Ломовым и В.А. Пономаренко); По зову сердца. М.: Изд-во ДОСААФ, 1981;
Космос – землянам. М.: Молодая гвардия, 1981;
Деятельность космонавта в полёте и повышение её эффективности. М.: Машиностроение, 1981 (в соавторстве);
О времени и о себе. М.: Правда, 1982;
Космос – землянам. 2-е издание. М.: Молодая гвардия, 1983;
Моделирование систем полуавтоматического управления космических кораблей. М.: машиностроение, 1986 (в соавторстве);
Три высоты . М.: Воениздат, 1986;
Космическая академия. М.: Машиностроение, 1987 (с В.Н. Григоренко, Р.Б. Богдашевским и И.Н. Почкаевым);
Справочник по безопасности космических полётов. М.: Машиностроение, 1989 (в соавторстве).

Российский летчик-космонавт. Дважды Герой Советского Союза. Начальник Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Гагарина (1972-1987). Генерал-лейтенант авиации. Заслуженный Летчик-Испытатель. Кандидат психологических наук.

Георгий Береговой родился 15 апреля 1921 года в селе Федоровка, Украина. Вскоре после рождения семья переехала в город Енакиево на Донбасс. Во время обучения в средней школе являлся инструктором, а затем руководителем секции авиамоделирования на городской Детской технической станции. После окончания восьмого класса начал трудовую деятельность учеником электрослесаря на Енакиевском металлургическом заводе.

Параллельно с работой Георгий занимался в Енакиевском аэроклубе, из которого выпустился в 1938 году был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной армии. В 1941 году окончил Ворошиловградскую школу военных летчиков имени Пролетариата Донбасса.

Участвовал в боях Великой Отечественной войны с августа 1942 года. Воевал в качестве командира авиационного звена третьей воздушной армии Калининского фронта.

Приказом Военного Совета Калининского фронта 26 августа 1942 года командир звена 451 штурмового авиационного полка 264 штурмовой авиационной дивизии старший сержант Береговой награжден орденом Красного Знамени за 15 боевых вылетов на штурмовку и уничтожение большого количества войск и танков противника.

С марта 1943 года служил заместителем, а с сентября того же года - командиром эскадрильи 671 штурмового авиационного полка в составе 4 гвардейской штурмовой авиационной дивизии 5 штурмового авиационного корпуса 5 воздушной армии. Сначала в составе Воронежского, затем 1 Украинского, а позднее 2 Украинского фронтов.

За годы войны совершил 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. Был трижды сбит. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны, и за 106 боевых вылетов, указом Президиума ВС СССР от 26 октября 1944 года удостоен звания Герой СССР.

После войны Георгий Береговой окончил Липецкую высшую офицерскую летно-тактическую школу и продолжил службу в Одесском военном округе. Являлся штурманом, начальником воздушно-стрелковой службы штурмового авиаполка и штурманом истребительного авиаполка.

В 1948 году завершил обучение на высших офицерских курсах и курсах летчиков-испытателей. Затем, на протяжении шестнадцати лет работал летчиком-испытателем. В процессе работы Береговым было испытано более 60 типов самолетов, в том числе: МиГ-15, МиГ-19П, СМ-12, СМ-30, МиГ-19, Як-25, Як-27К, Су-9 и Ту-128. Первым на практике осваивал гермошлем ГШ-4.

Испытывая истребитель МиГ-15 со стреловидным крылом, с 1949 году, впервые освоил пилотирование реактивного самолета в условиях штопора. Так же, обучал летчиков технике
входа и вывода воздушного судна из штопора на самолете Су. Дополнительное образование получил в Военно-воздушную академии Гагарина в 1956 году.

В 1963 году, Георгий Тимофеевич оказался зачислен в отряд космонавтов: группа ВВС № 2 дополнительного набора. Прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях типа Союз.

Георгий Береговой пережил покушение, произошедшее 22 января 1969 года во время торжественной встречи космонавтов в Кремле, когда офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которой ехал Герой, приняв ее за автомобиль Брежнева. Ошибке способствовало и определенное внешнее сходство Берегового с Брежневым. Сидевший рядом с космонавтом шофер был смертельно ранен, а сам Береговой получил легкое ранение осколками от лобового стекла.

В период с 1972 по 1987 год Георгий Тимофеевич возглавлял Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Гагарина. Работу в НИИЦПК имени Гагарина совмещал с политической деятельностью. Избирался депутатом Верховного Совета Советского Союза с VIII по Х созывы. Вел большую общественную работу.

Береговой Георгий Тимофеевич скончался 30 июня 1995 года во время операции на сердце. Похоронен Дважды Герой Советского Союза на Новодевичьем кладбище столицы.

Семья Георгия Берегового

Брат - Михаил Тимофеевич Береговой (1918), участник Великой Отечественной войны. Являлся начальником радиотехнических войск Войск ПВО СССР, генерал-лейтенант-инженер (1968).

Брат - Виктор Тимофеевич Береговой (1913-1938), преподаватель Челябинского аэроклуба, репрессирован и расстрелян, посмертно реабилитирован в 1957 году.

Жена - Лидия Матвеевна Беседовская (Береговая) (1929-2006), преподаватель средней школы и работник Щелковского городского отдела народного образования.
Сын - Виктор Георгиевич Береговой (1951), профессор Московского авиационного института.
Дочь - Людмила Георгиевна Береговая (Елисеева) (1956), художник-модельер.

Воинские звания Георгия Берегового

Сержант (06.1941)
Лейтенант (5.05.1943)
Старший лейтенант (10.10.1943)
Капитан (14.05.1944)
Майор (8.06.1945)
Подполковник (15.10.1949)
Полковник (2.04.1956)
Генерал-майор авиации (30.10.1968)
Генерал-лейтенант авиации (14.02.1977)

Награды Георгия Берегового

Память об Георгии Береговом

Почетный гражданин городов Калуга, Щелково (Россия), Луганск, Енакиево, Винница, Конотоп (Украина), Телави (Грузия), Плевен, Сливен (Болгария)

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Г. Т. Берегового на Аллее Воинской Славы в Парке Вечной Славы города Киева торжественно открыл Премьер-министр Украины Н. Азаров 1 мая 2013 года (автор идеи создания Аллеи Воинской Славы - гвардии полковник Олег Гук).

В Енакиево установлен бронзовый бюст.

В Енакиево установлена памятная стела почетному гражданину города.

В Енакиево именем Георгия Тимофеевича Берегового названы проспект, парк и сквер.

Колокол в память о Г. Береговом - самый крупный из девяти колоколов, установленных в 2009 году на колокольне Свято-Георгиевского храма, расположенного в парке имени Берегового в Енакиево.

В Енакиево есть музей космонавта Георгия Берегового (бывший краеведческий музей).

Мемориальная доска на школе в Енакиево, где Г. Береговой учился с 1928 по 1936 гг.

На доме в поселке Чкаловский (Щелково), в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

Мемориальная доска со скульптурными портретами открыта 9 мая 2015 года на доме № 2 в Звездном городке в память трех летчиков - участников Великой Отечественной войны: Г. Т. Берегового, Н. Ф. Кузнецова и П. И. Беляева (скульптор Андрей Следков).

В городе Алма-Ата (Казахстан) в честь Берегового названа улица.

В городе Шахтерске (Донецкая область) существует улица Берегового.
Донецкому планетарию в 2011 году было присвоено имя Георгия Берегового.

В апреле 2011 г. Национальный банк Украины выпустил серебряную монету номиналом 5 гривен, посвященную Георгию Береговому.

Береговой

Карьера летчика

В 1942-м году по завершении военной школы, юноша в качестве летчика был послан на войну. В период с 1942-го по 1944-й год был трижды сбит и один раз ранен в голень. Провел 185 боевых полетов на разных аппаратах, среди которых и известный Ил-2. За проявленные в сражениях героизм и отвагу в 1944-м году был удостоен звания Героя Советского Союза.

Космическая подготовка

42-хлетний герой войны, Георгий Береговой дважды подавал заявление на зачисление в отряд космонавтов, и, несмотря на пройденное медицинское обследование, не был принят. Однако в январе 1964-го года главнокомандующий ВВС К.А. Вершинин единолично принял решения о зачислении Г. Берегового в отряд космонавтов.

Космическая миссия

Записи не найдены

Результаты космической миссии

Космонавт Береговой провел полет общей длительностью 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. Также Георгий Тимофеевич стал старейшим на то время человеком, посетившим орбиту нашей планеты.

  • Не производить стыковку в тени
  • Не производить стыковку на первом витке вокруг Земли

Дальнейшая жизнь

За испытание космического аппарата и проведения сложной и опасной мисси космонавт Береговой второй раз был удостоен звания Героя Советского Союза.

Из-за своего внешнего сходства с тогдашним генсеком Леонидом Брежневым, в 1969-м году автомобиль с Георгием Береговым по ошибке был обстрелян. В результате покушения серьезно пострадал шофер, а космонавту достались лишь легкие ранения от разбитого стекла.

После завершения космической миссии Береговой продолжил работу в отрасли космонавтики, проработав некоторое время начальником Центра подготовки космонавтов. Георгием было написано несколько научных и художественных книг в области космонавтики.

Береговой Георгий Тимофеевич

Будущий космонавт родился в селе Федоровка Карловского района Полтавской области. Впервые увидел свет малыш 15 апреля 1921 года в семье простого рабочего Тимофея Николаевича Берегового. Его мать, в девичестве Ситникова, Мария Семеновна была домохозяйкой, следила за домом, растила трех сыновей.

Тимофей был младшим в семье Береговых. Старший брат Виктор попал под жернова репрессий и был убит в 1938 году. Средний – Михаил прошел всю войну, впоследствии продолжил службу в ВС СССР и дослужился до генерал-лейтенанта.

Менее чем через год после рождения Георгия, семья переезжает в Енакиево. Там будущий космонавт поступает в восьмилетнюю школу, которую успешно оканчивает в 1937 году.

Георгий Береговой в юности

Георгий Береговой в юности

Трудиться молодой выпускник начинает слесарем на Енакиевском металлургическом комбинате. С детских лет Георгий бредит авиацией и с 1937 года занимается в Енакиевском аэроклубе, ведет секцию авиамоделирования в школе.

В декабре 1938 года юноша поступает в Ворошиловградскую авиационную школу, где проходит обучение как летчик бомбардировочной авиации. Георгий оканчивает летную школу всего за неделю до начала страшной войны.

В молодости

Краткая биография

Георгий Береговой в старости

Личная жизнь

Женился Георгий Тимофеевич будучи летчиком испытателем в НИИ им. Громова. Его избранницей стала учительница средней школы Лидия Матвеевна Беседовская. Вместе они прожили почти 40 лет. Лидия Матвеевна умерла в 2006 году.

С женой Лидией Матвеевной

С женой Лидией Матвеевной

В счастливом браке в семье Береговых родились сын и дочь. В 1951 году родился сын Виктор, который в настоящий момент является профессором МАИ. Живет и работает в Москве.

С сыном Виктором

С сыном Виктором

В 1956 году родилась дочь Людмила. Работает художником модельером. Живет в Москве.

Заключение

Георгий Тимофеевич Береговой – человек легенда. Он с достоинством выдержал все жизненные испытания, которых сполна хватило бы на несколько человеческих жизней. Он успел пройти все трудности самой тяжелой и самой смертоносной войны в истории человечества, научил летать и дал дорогу в небо более чем 60 летательным аппаратам, успел пройти подготовку и слетать в космос, а затем самоотверженно готовил к полетам в космос других космонавтов.

Космонавт Георгий Береговой

Его подвиги по достоинству были оценены Советским Правительством. Он дважды был удостоен звания Героя Советского Союза. Но его высшей жизненной наградой стало всеобщее признание народа. Георгий Тимофеевич занял заслуженное место в почетном строю героев страны, подвиги которых русский народ будет помнить вечно.

Читайте также: