Футуризм сообщение по истории

Обновлено: 30.06.2024

Футуризм — это авангардное течение в искусстве (живописи, литературе, скульптуре, архитектуре) начала ХХ века, которое отвергало достижения классической культуры и воспевало наступающую индустриальную эпоху. Футуристы принципиально отказывались от традиционного художественного наследия, предлагали современникам создать новую модель устройства мира, основанную на идеях урбанизации и технического прогресса. В футуризме приветствовалось прославление движения, энергии, скорости, передовых достижений науки и техники того времени.

Футуризм заимствовал у фовизма выразительность цвета, а у кубизма — художественные формы с множеством раздробленных фигур и острых углов. Приверженцы этого течения радостно приветствовали революционные идеи, с энтузиазмом восприняли начало Первой Мировой войны, в которой видели радикальный способ очищения мира от старого мирового порядка. Многие футуристы ушли добровольцами на фронт и нашли там свою гибель.

История развития футуризма

Через год вокруг Маринетти объединилась арт-группа из числа молодых итальянских художников. В нее вошли:

  • Джакомо Бала (Giacomo Balla);
  • Умберто Боччиони (Umberto Boccioni);
  • Луиджи Русоло (Luigi Russolo);
  • Карло Кара (Carlo Carra);
  • Джино Северини (Gino Severini);
  • Франческо Балилла Прателла (Francesco Balilla Pratella).

В 1912 году в Париже состоялась первая выставка футуристов, экспонаты которой позже демонстрировались в разных странах Европы (Голландии, Бельгии, Англии, Швейцарии, Германии, Австро-Венгрии).

Российские футуристы стремились соединить живопись и литературу, а также создали собственную версию нового течения в искусстве. В ней большее значение придавалось теме одиночества человека в современном мире.

Популярность итальянского футуризма быстро угасла к концу Первой Мировой войны, а ее русская версия просуществовала чуть дольше — до начала 20-х годов. Впоследствии футуристы продолжили творческие поиски в других направлениях искусства.

Отличительные черты футуризма

Картины футуристов легко узнаваемы по характерным особенностям:

  • обилию ярких цветов и строгих форм;
  • глубокому философскому подтексту сюжета;
  • динамичности и геометричности изображений;
  • акценте на тематиках войны и технического прогресса;
  • стремлению автора изобразить предметы в движении.

Известные художники-футуристы

Среди множества выдающихся представителей художников-футуристов можно отменить следующих авторов:

    (1871-1958) — в начале творческой карьеры тяготел к импрессионизму и увлекался пуантилизмом. В качестве футуриста известен абстрактными композициями, активно пытался воплощать свои идеи в скульптуре и прикладном искусстве. В 30-е годы вернулся к классической манере рисования. Дожил до глубокой старости и умер в Риме в возрасте 86 лет.
    (1885-1947) — итальянский художник, композитор и поэт. Помимо живописи активно пропагандировал футуризм в музыке и поэзии, создавал смелые эксперименты, в которых исследовал шумовые звучания. С 1913 по 1941 год прекратил рисовать картины и полностью сосредоточился на музыке. Вернулся к живописи только к концу жизни.
    (1882-1967) — русский футурист украинского происхождения. В детстве лишился глаза и ходил со стеклянным протезом, став оригинальной знаменитостью. Чудом не погиб во время Гражданской войны, эмигрировал сначала в Японию, а затем — в США. Принимал активное участие в просоветски настроенных художественных группах, но на Родину не вернулся.

Футуризм оставил яркий след в мировом искусстве. Художники-бунтари добились шумного успеха и выполнили свою историческую миссию. А на сайте Very Important Lot посетители всегда могут принять участие в аукционах, чтобы приобрести шедевры изобразительного искусства. Наш портал также предоставляет ценителям прекрасного возможность напрямую купить картины у современных художников.

Направление в авангардном искусстве, возникшее в начале ХХ века и развивающееся в основном в живописи и поэзии, отрицавшее реализм и стремившееся создать собственный динамический стиль, "искусство будущего".

Для этого течения был характерен культ будущего и полный отказ от культурного наследия прошлого, разрыв с ним.

Первоначально движение зародилось в Италии: 20 февраля 1909 года итальянский поэт Филиппо Маринетти от имени молодых деятелей искусства опубликовал "Манифест футуризма", в котором излагались основные принципы направления. Называя музеи кладбищами, предлагая отказаться от почитания прошлого, "мертвого" искусства, Маринетти заявлял о готовности художников новой формации создавать совершенно иную художественную реальность. Идеи Маринетти разделяли такие итальянские художники как Д. Балла, Л. Руссоло, К. Карра, У. Боччони и др. Вдохновляясь стремительностью современной жизни, восторгаясь ее скоростью и динамикой, ускорением ее темпа в связи с индустриализацией, футуристы стремились запечатлеть это в своем творчестве, посвящая его гоночному автомобилю, поезду, электричеству. Особенно ярко эта абсолютизация скорости и динамики была выражена в футуристической живописи, для которой было характерно наслоение картин и элементов друг на друга. Стремясь визуально передать одновременность и динамичность впечатлений, художники-футуристы использовали такие приемы как утрированную динамику композиций, мелькающие формы, двоящиеся, напоминающие изображение стадий движения контуры с острыми гранями плоскостей, отмеченных резкими линиями. Кроме того, целью футуристов был синтез звука и изображения: с помощью живописных средств они пытались передать в своих картинах звуки современного города, визуализировать их, в литературе же они пытались воздействовать на читателя не только содержанием книги, но и ее внешней формой.

Идеи итальянского футуризма прижились в России как нигде в мире. Манифест Маринетти был переведен и напечатан в газете "Вечер" уже в марте 1909 года. В 1912 году российские футуристы создали свой собственный манифест "Пощёчина общественному вкусу", где предлагали "бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности".

В литературе приверженцами футуризма были В. Маяковский, В. Хлебников, А. Крученых, Д. Бурлюк, В. Каменский, Б. Лившиц и др. В 1909 году, практически одновременно с выходом "Манифеста" в Италии, они организовали группу поэтов "будетлян" (термин придуман В. Хлебниковым), этим названием дистанцируясь от итальянского движения и подчеркивая свою самобытность. Первый сборник их стихов "Садок судей" (1910) был отпечатан на обратной стороне обоев, позднее вышли "Пощечина общественному вкусу" (1912), сопровождавшаяся одноименным манифестом, "Дохлая луна" (1913), "Садок судей II" (1913), "Молоко кобылиц" (1914), "Рыкающий парнас" (1914) и др. С 1910 года будетляне входят также в группу "Гилея" - от древнего названия местности в Таврической губернии, где находилось имение Давида Бурлюка, ставшее центром собраний футуристов.

Поэты-футуристы отказывались от всяческих литературных традиций, провозглашая абсолютную свободу поэтического слова, придавая его форме главенство над содержанием. А. Крученых утверждал право поэта использовать не имеющий определенного значения язык - "заумь". Отрицая поэтику в традиционном понимании, ее музыкальность и символизм, поэты-футуристы рассматривали слово не как способ выражения мысли, чувства или эмоции, а рассматривали его как самоцель. Это привело к активному словотворчеству: более традиционному, со смысловой нагрузкой у Маяковского, и к созданию совершенно оригинального "заумного" языка (стихи А. Крученых, В. Хлебникова и др).

Для обществ российских футуристов было характерно совместное творчество поэтов и художников, "живописцев и речетворцев", стремившихся к синтезу литературы и изобразительного искусства. Так, к "будетлянам" помимо поэтов относились художники К. Малевич, Н. Кульбин, музыканты М. Матюшин, А. Лурье; в 1913 году общество "Гилея" объединилось с художественным "Союзом молодежи" (М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Экстер и др.). Ярчайшим примером синтеза искусств: слова, музыки и формы, стала футуристическая опера "Победа над солнцем", созданная в 1913 году. Текст для нее написал А. Крученых, музыку - М. Матюшин, а за визуальную часть, декорации и костюмы отвечал К. Малевич.

Русские футуристы также называли себя кубофутуристами, переосмысляя и синтезируя находки кубизма и итальянского футуризма. Практически все члены "Гилеи" относили себя именно к этому направлению. В отличие от поэзии, в живописи сложно выделить футуризм как единую художественную систему. Фактически, этим термином обозначались различные течения русского авангарда. В отдельные периоды жизни "кубофутуристические" работы создавали совершенно разные художники, которых сложно объединить общим знаменателем: К. Малевич ("Уборка ржи", 1912, "Авиатор", 1914), Н. Гончарова ("Лучистые линии", 1910), Д. Бурлюк ("Портрет песнебойца фигуриста Василия Каменского", 1917), М. Ларионов ("Лучистые линии", 1911) и др. Объединяло эти работы изображение полуабстрактных композиций, геометрические формы, близкие к "машинной" ритмике, коллажность, сходство всех элементов композиции, состоящих из одних и тех же первоэлементов. Изображение становилось безличным, безоценочным. Наиболее полно это направление в живописи было представлено на "Первой футуристической выставке Трамвай В" и на "Последней футуристической выставке картин 0,10", прошедших в 1915 и 1916 годах в Петрограде.

В русском изобразительном искусстве футуризм и кубофутуризм стали неким переходным этапом к таким направлениям русского авангарда, как супрематизм, конструктивизм и лучизм. В рамках кубофутуризма была впервые разработана эстетика абсурда, впоследствии легшая в основу дадаизма и сюрреализма.

Как самостоятельное направление в изобразительном искусстве и литературе футуризм существовал до начала 1920-х годов, после чего отдельные его деятели продолжили творческие поиски и эксперименты каждый в своем направлении.

Футуризм (будущее) – одно из самых популярных литературных направлений в России начала XX века. Это движение в прямом смысле ознаменовало революцию в мировом искусстве: футуристы не признавали классические традиции и старые нормы, в противовес проповедуя нигилистическое отрицание.

Основная черта футуристов – урбанизм и направленность к будущему

Из статьи вы подробнее узнаете об этом явлении в литературе.

История футуризма

Несмотря на антибуржуазную направленность футуризма, советская власть негативно восприняла его представителей, и движение постепенно начало распадаться.

Окончательно футуризм как движение исчез в СССР в конце 1920 годов

Многие писатели эмигрировали из страны – в их числе Илья Зданевич, Игорь Северянин, Давид Бурлюк и другие. Владимир Маяковский застрелился в 1930 году.

Задача и суть этого направления

Герой в работах футуриста – это житель большого современного города, наполненного различной техникой и постоянным движением. Здесь жизнь постоянно улучшается и достигает все новых этапов развития. Вечный прогресс.

значение понятия футуризм

В чем суть футуризма?

Течения русского футуризма

Основной успех футуризма в России был связан с нестабильной общественно-политической ситуацией в стране. Идеями Маринетти вдохновились молодые поэты-авангардисты, которые стали образовывать различные течения:

Каждое из этих течений называло себя представителем истинного футуризма и считало свою роль главенствующей – все это приводило к постоянной вражде между группировками. Но даже так порой они сближались, а некоторые и вовсе переходили из одной группы в другую.

Русский и итальянский футуризм: сравнение

Русский футуризм больше литературный, чем итальянский. Нет, это не означает, что в художестве он не получил распространения, ведь было много популярных работ, чего стоит Михаил Ларионов. Но именно в литературе футуризм нашел наиболее широкое распространение.

В идеологии между русскими и итальянскими авангардистами тоже были большие отличия. Так, в Италии воспевали милитаризм, а основателя направления Маринетти часто обвиняли в шовинизме и называли женоненавистником. К тому же, позже он примкнул к числу последователей фашизма.

В России же футуризм носил антибуржуазную направленность, а его представители (например, Маяковский, Хлебников и Кандинский) поддерживали Октябрьскую революцию.

Они стремились развивать литературу в революционном духе

Представителям русского футуризма не нравилось, когда их сравнивали с итальянским направлением и называли это направление детищем Маринетти. Напротив, они считали, что во многом превосходят итальянских авторов и самого основателя футуризма.

Надеемся, эта статья оказалась для вас полезной, и теперь вы больше знаете о футуризме. Это движение оказало огромное влияние на развитие мирового искусства начала XX века, а работами популярных художников и поэтов-футуристов мы наслаждаемся до сих пор.

Дополнительная информация о русском футуризме в литературе в видео:


Поэтому произведения искусства носят очевидные отпечатки эпохи, в

которой они создаются. Каждой эпохе соответствуют свои направления. Они

К 1910-ы м – началу 1920-ых годов 20 века относят появление в

авангардистском течении такого направления, как футуризм. Родиной его

была Италия. России была одной из стран, в которых он получил наибольшее

распространение и проявился наиболее полно. Футуризм заявил о себе в

литературе, живописи, скульптуре, в меньшей степени в музыке.


Футуризм (от латинского futurum — будущее), авангардистски е

художественные движения 10-х — начала 20-х гг. 20 в. в Италии и России.

Будучи разной, подчас противоположной идейной ориентации, они

сближались некоторым и эстетическими декларациями и отчасти кругом

мотивов; рядом черт обнаруживали общность с авангардистскими течениями

в Германии, Франции, Англии, Австрии, Польше, Чехословакии. В России

Подобно др. течениям авангардизма , Футуризм явился субъективно-

анархической реакцией на кризис буржуазной культуры (в т. ч. и на

декадентство ), крах либерально этических иллюзий 19 в. и выразил

стихийно-эмоциональное предощущение социального и культурного

разлома, наступления новой исторической эпохи с её лавинным научно-

техническим прогрессом , нарастающим утилитаризмом мышления ,

безоговорочно, с экзальтированным оптимизмом, с верой в технику как

первопричину современного общественно-культурного сдвига, с

провозглашением художественной ценности внешних, веществ. признаков

наступающей индустриальной эры. С апологией техники и урбанизма в

Футуризм сочетались культ героя-сверхчеловека, вторгающегося в мир и

футуристы выдвигали в искусстве принципы эксцентричности, издёвки над

традиционными вкусами и шокирующей антиэстетичности. Интимные

чувства , идеалы любви, добра, счастья объявлялись человеческими


(машинных) качеств — силы, энергии, движения, скорости . Современное

бытие, которое футуристы призывали моделировать наиболее по лно и

концентрированно (отсюда проповедь единог о, синтетического искусства),

небывалых психических и физиологических вибраций , разнонаправленных

сил и движений, звуковых и оптических эффектов. Абстрагированная от

духовных ценностей хаотическая регистрация теснящих друг друга

впечатлений, механическое совмещение разнохарактерных аспектов,

произвол в области формы вели к иррациональности и распаду образного

Такое определение футуризму дается в большей советской

энциклопедии. Родиной футуризма принято считать Италию. Днем рождения

появился написанный Т.Ф.Маринетти Манифест футуризма. Именно

Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы

футуристов. Манифест был обращен к молодым итальянским деятелям

«Самые старые среди нас – тридцатилетние, за 10 лет мы должны

выполнить свою задачу, пока не придет новое поколение и не выбросит нас в

ценности прошлого. Через несколько лет после этого русский поэт-футурист

В.Маяковский сформулировал это кратко и выразительно: «Я над всем, что

Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее. «У нас нет

жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом…. Мы

живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка,

соотечественников на Олимп современной европейской культуры – вот то,

что несом ненно стояло за эпатажно-крикливым тоном манифеста. Группа

молодых художников из Милана, а затем и из других городов немедленно

откликнулась на призыв Маринетти – и своим творчеством и собственными

манифестами. 11 февраля 1910 появляется Манифест художников-

футуристов, а 11 апреля того же года – Технический м анифест

футуристической ж ивописи, подписанный У.Боччони, Дж.Балла, К.Карра,

Сам Маринетти за свою ж изнь опубликовал свыше 80-ти манифестов,

касающихся не только самых разных видов художественного творчества, но

и самых разных сторон жизни. Во всех своих произведениях, как

теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист)

Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и

Устаревшими и негодными более были объявлены жалость, уважение к

человеческой личности, романтическая лю бовь. Упоенные новейшими

старой культуры ножо м техницизма и последних достижений науки.

прекраснее Ники Самофракийской. Футуристы ут верждали, что новая

техника меняет и человеческую психику, а это требует изменения всех

изобразительно-выразительных средств искусства. В современном мире их

особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. Свои

поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. «Жар,

исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и

поэтических сборников Пистолетные выстрелы Луч ини, Электрические


стихи Говони, Штыки А.Д. (апостроф) Альбы, Аэропланы Буцци, Песнь

моторов Л.Фольгоре, Поджигатель Палаццески – говорят сами за себя.

Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал –

том, что например, синтаксические смещения проявлялись у футуристов в

нарушении законов лексической сочетаемости слов (изобретении

непривычных словосочетаний), отказ е от знаков препинания.

Звукоподражания, рисунки, коллажи, игра шрифтами, математические

символы – все это, по мнению, футуристов, должно разрушать

традиционную, однозначную связь слова и смысла и создавать новые,

современные, невыразимые только словами и общепринятой графикой,

В живописи (близкой в некоторых приёмах французскому кубизму , но

принципиально отличной от него сюжетностью, литературной подосновой)

совмещение разных точек зрения, мног ократное умножение очертаний

плоскостям , резкие контрасты цвета, введение словесных фрагментов

(коллажи), как бы выхваченных из потока жизни. В скульптуре (Боччони)

иллюзию движения должны были вызвать нагромождения и

В живописи, а так же в скульптуре итальянский футуризм стал

предтечением многих последующих художественных открытий и течений.

Так, Боччони, использовавший в одной скульптуре сам ые разные материалы

(стекло, дерево, картон, железо, кожу, конский волос, одежду, зеркала,

электрические лампочки и т.д.), стал предвестником поп- арта. Стремясь в


своих футуристических скульптурах-конструкциях к объединению

пластической формы, цвета, движения и звука, Балла предвосхитил и

кинетизм, и позднейшие синтетические виды искусства.

Итальянские футуристы пытались ввести в свои полотна и скульптуры

звук. К.Карра писал: «Наши холсты будут выражать пластические

эквиваленты звуков, шумов и запахов в театре, в музыке, в зале кино, в

публичном доме, на железнодорожном вокзале, в порту, гараже, клинике,

мастерской и т.п. Для этого художник должен быть вихрем сенсаций,

Для итальянских футуристов (так же, как впоследствии и русских) был

очень важен непосредственный контакт с публикой. Художники

присутствовали на своих выставках, эпатируя внешним видом и речами

Поэтические принципы Футуризм: передача ощущений в виде цепи

словесному значению (обилие звукоподражаний, аллитераций ; фигурные

стихи, обращение к рисункам, коллажам , комбинациям из типографских и

"телеграфный" синтаксис (без предлогов), использовать в речевой

"партитуре" музыкальные и математические знаки, графические символы.

Гораздо большее, чем прежде, значение придавали футуристы визуальному

воздействию текста. Отсюда и разнообразные эксперименты с фигурным

расположением слов и частиц слов, использование разноцветных и

разномасштабных шрифтов, обыгрывание фактуры самого полиграфического

материала (частные проявления "визуализации" стиха - их издание на

обойной бумаге, располож ение строчек "лесенкой", выделение особыми

шрифтами отдельных эпитетов, внутренних рифм, важнейших слов).

Установка на смысловое смещение заметна в нарочитой нестыковке

соседних строф, стремлении "вывернуть" смысл, подставляя на место

подразумеваемого слова противостоящего или "перпендикулярного" ему по

смыслу. Часто смысловой сдвиг достигался приемом реализованной

метафоры, когда иносказание прочитывалось буквально.

Вообще поэты старались, чтобы пришедшие на их выступления люди

были не только зрителями, но и участниками некого действия. «Мы бросим в

публика начинала подражать свисткам отходящих паровозов. А.Мацца

призывал разрушить музеи, библиотеки и всякого рода академии, придать

из зала. «Футуристы не боятся свистков, они боятся лишь легких знаков

Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце

выступления… – все это было практически обязательной и желанной частью

последовательного выхода художника за пределы искусства.


Итальянский футуризм был хорошо известен в России почти с самого

рождения. Манифест футуризма Маринетти был переведен и напечатан в

практически все, что писал Маринетти, а итальянский корреспондент газеты

футуристическими выставками и выступлениями. Поэтому, когда в начале

1914 года сам Маринетти приехал в Россию, его выступления не произвели

никакой сенсации. Самое главное, что к этому времени в русской литературе

расцвел собственный футуризм, который почитал себя лучше итальянского и

независимым от него. Не мне судить о верности этих высказываний, но

позволю себе заметить, что в русском футуризме были таланты огромного

масштаба, оставившие неизгладимый след в истории и культуре, вследствии

чего встает вопрос, а знал ли подобные фигуры футуризм итальянский…

Футуризм в России на первых порах проявился в ж ивописи, а только

потом – в литературе. Художественные поиски братьев Д. и Н.Бурлюков,

М.Ларионова, Н.Гончаровой, А.Экстер, Н.Кульбина и др. стали как бы

предысторией русского футуризма (хотя само слово до 1911 по отношению к

В марте 1910 в сборнике Студия импрессионистов было напечатано

стихотворение тогда почти никому не известного поэт а В.Хлебникова

Заклятие смехом (О, рассмейтесь см ехачи!…), впоследствии ставшее едва ли

Читайте также: