Функции досуговой деятельности сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Поскольку культурно-досуговая деятельность носит многосторон­ний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов членов общества, то ее социальные функции определяются социальным назначением, структурой общества.

В переводе с латинского языка слово "функция" означает обязан­ность, круг деятельности, назначение, роль. Назначение культурно-досуговои деятельности состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, оказывающего прямое воздействие на его жизнь, на все виды деятельности.

В рамках культурно-досуговых учреждений создаются условия для снятия определенного психологического напряжения, раскрываются интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательно-развивающие качества личности, раскрепощаются инициатива и само­деятельность.

Специфической особенностью, предопределяющей цели, содержа­ние и методы культурно-досуговой деятельности, является заполнение "вакуума", который постоянно образуется в системе досуга вследствие разреженности сети учреждений культуры и неспособности их принять всех желающих и слабой материально-технической базы домашнего досуга. В результате этого продолжает оставаться и даже усугубляться проблема духовного роста людей, развития эмоциональной и художе­ственно-эстетической сферы каждой конкретной личности. Это снижает социально-культурную инициативу, порождает апатию, делает человека "придатком" телевизора или выводит его на улицу с ее отрицательным влиянием и возможностями для негативных антисоциальных проявле­ний.

В этих условиях одной из главных функций культурно-досуговой деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную, а не выдуман­ную жизнь.

Каждое государственное, негосударственное, общественное или частное учреждение культуры, призванное обеспечить использование развивающего потенциала культурно-досуговой деятельности, необхо­димо рассматривать как многоуровневую систему взаимодействия лич­ности с окружающим миром. Только такой подход поставит в центр си­стемы деятельности учреждений культуры личность, ее потребности и интересы, мотивы поведения.

Естественно, что социальные функции культурно-досуговой дея­тельности определяются учеными по-разному. Большинство ученых трактуют социальные функции культурно-досуговой деятельности таким образом: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений; б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; в) воспроизводство духовного про­цесса через поддержание его преемственности; г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами

деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредован­ных культурными компонентами, социализацию общества; е) рекреаци­онная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфе­ре.

Одной из ведущих функций культурно-досуговой деятельности яв­ляется рекреационная. Она способна снять производственное утомле­ние, восстановить утраченные силы. Здесь решается главная задача - психологическая разрядка и отдых. Следующая функция, тесно пере­плетающаяся с предыдущей, гедонистическая (наслаждение, удо­вольствие). Если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности.

Отвечая нормам культуры, человек включается в общественную жизнь, постепенно поднимаясь к высшим формам поведения, а куль-турно-досуговая деятельность как раз и выполняет функцию регулятора социальных отношений между людьми. Усваивая культуру, идя от норм к образцу, человек готовит себя для творческого самоутверждения.

Культурно-досуговая деятельность обладает функцией разрядки напряжения. Она формирует и обеспечивает условия для проведения досуга, для отдыха и развлечения людей. Названные функции культур­но-досуговой деятельности не оторваны одна от другой, а, наоборот, тесно связаны между собой. Многие формы культурно-досуговой дея­тельности выполняют одновременно насколько функций. Так, например, художественный фильм может иметь и познавательную, и нормативную функции.

Потребность в совместном переживании значимых событий обще­ственной (отчасти - и личной) жизни, в публичном и ярком проявлении социальных чувств обеспечивают праздники, которые призваны стиму­лировать их формирование, актуализировать, облагораживать и эстети­зировать внешние формы их проявления.

Социальные функции культурно-досуговой деятельности таковы, что для их осуществления вовлекаются значительные группы людей: организаторы культурно-досуговых программ, активисты, члены различ­ных кружков, любительских объединений и клубов по интересам, сами зрители. Оказывая влияние на внутренний мир и образ действий боль­шого количества людей, культурно-досуговая деятельность влияет тем самым и на окружающую действительность, становится важным звеном социальной жизни. При этом формирующее воздействие культурно-досуговой деятельности следует специально организовывать, вести по определенно разработанной программе людьми, имеющими профес­сиональную подготовку. Современный специалист учреждения культуры - "это высокопрофессиональный организатор досуга. Прежде всего сле­дует сказать здесь об интересе к избранной профессии, о склонности к работе с людьми на досуге, об осознании своего высокого призвания. К сожалению, весьма часто юноши и девушки, зная лишь внешнюю сто­рону этой работы (гром аплодисментов на концерте, нередко приподня­тая атмосфера проводимых в клубах и парках праздников, цветы и му­зыка, веселая программа дискотеки, уютные помещения и т. д.), оши­бочно полагают, что они буквально созданы для этой профессии".

Быть специалистом культурно-досуговой деятельности - значит овладеть знаниями, умениями и навыками использования средств эмо­ционального воздействия, сочетания просвещения с отдыхом и развле­чениями. Но особенно важным является умение организовать тесную взаимосвязь двух встречных потоков в процессе деятельности учреж­дений культуры. С одной стороны, это деятельность штатных работни­ков учреждений культуры (профессионалов) и людей, специально под­готовленных и выступающих в качестве просветителей и воспитателей, а с другой стороны, это деятельность населения, которая, в свою оче­редь, имеет двоякую природу. С одной стороны, это деятельность са­мопроизвольная, спонтанная, возникающая без прямых побуждений со стороны организаторов. С другой, - это деятельность ответная, заранее подготовленный результат усилий профессионалов и их помощников-активистов.

Умение стимулировать, направлять деятельность людей в учреж­дениях культуры, вовремя замечать и подхватывать их полезную инициативу, пробудить заинтересованность населения общественно полезными видами деятельности 1 - основа профессионального ма­стерства.

Социальные функции культурно-досуговой деятельности следует подразделять на три уровня: федеральный, региональный и местный. На федеральном это:

- законодательное обеспечение условий для творческой деятель­ности в учреждениях культуры;

- защита национальной культуры и языка при расширяющихся международных контактах;

- создание возможностей для вовлечения различных слоев населе­ния, особенно детей и юношества, в творчески активную жизнь;

- противостояние негативному воздействию коммерциализации в сфере культуры.

На региональном уровне:

- создание словий административной децентрализации в сфере культуры;

- обеспечение развития региональных культур и сохранения куль­туры прошлого;

- налаживание взаимодействия и взаимопонимания между различ­ными культурными группами региона.

На местном уровне:

- развитие общественной эстетически организованной среды;

- активизация местной культурной жизни, усиление местной само­деятельности и локального своеобразия;

- создание условий для совершенствования деятельности учреж­дений культуры;

- развертывание системы домашнего досуга.

По содержанию культурно-досуговую деятельность подразделяют на: познавательную, ценностно-ориентированную, практчески-преобразующую, творческую.

Познавательная деятельность характеризуется усвоением ин­формации и получением нового знания в результате участия в дискус­сии, кружковых занятиях, тематических вечерах, лекциях, обрядах, ри­туалах и т. д.

Ценностно-ориентированная деятельность позволяет приобре­тать, закреплять или видоизменять свое отношение к окружающему миру, оценку общественных явлений, собственных и чужих поступков.

Практически-преобразующая деятельность всегда направлена на созидание и преобразование личности на основе практических ре­альных действий.

Творческое начало присуще всем видам и формам культурно-досуговой деятельности, оно носит всепроникающий характер. В то же время творческая деятельность носит и автономный характер, когда она непосредственно связана с искусством.

Содержательный аспект социальных функций культурно-досуговой деятельности реализуется в зависимости от реального состояния кон­кретного учреждения, от полноты и согласованности осуществления им взаимодействия с окружающей средой.

Социальные функции имеют свою внутреннюю структуру. Они под­разделяются на целевые организационно-методические функции; на функции-средства', функции, согласованные с функциональными потребностями людей в культурно-досуговой деятельности и обеспечи­вающие непосредственное педагогическое управление деятельностью учреждения культуры - функции-условия.

Осуществление социальных функций в условиях домашнего досуга происходит на основе удовлетворения разнообразных потребностей и интересов личности и предусматривает максимально разностороннее развитие ее активности.

Социальные функции, обладающие большим общественным зна­чением, представляют собой целевые функции. Через них конкретизи­руется высшее назначение учреждения культуры. Осуществление именно этих функций в наибольшей мере способствует становлению учреждения культуры как важного общественного центра предприятия, населенного пункта, микрорайона, предприятия, учреждения.

Практическая деятельность учреждения культуры строится по на­правлениям работы, при этом используются различные средства до­стижения цели. Исходя из этого можно назвать функции: направления и средств. Осуществляя эти функции учреждение культуры выполняет свое общественное предназначение. Этот процесс - не что иное, как осуществление определенным образом упорядоченных культурно-досуговых программ, создаваемых по определенной тематике, с глубо­ким общественнозначимым содержанием.

Выполняя ту или иную функцию, учреждение культуры во-первых, выступает как пространственно-организационная база, информационно-просветительной, художественно-публицистической, и культурно- раз­влекательной деятельности. Во-вторых, организует и проводит воспита­тельно-просветительные акции по инициативе и при участии актива, членов клубных объединений. В содержательном отношении именно эта отрасль деятельности учреждения культуры наиболее многоплано-ва и содержательно, насыщенна. Эта же часть деятельности охватывает самую массовую аудиторию, на которой "замыкается" деятельность не только учреждения культуры, но и всех организаций, заинтересованных в создании конкретной культурно-досуговой программы.

Создание, консолидация организационных, творческих, исполни­тельских, пропагандистских, поисково-исследовательских и иных задач, которые не могут быть строго "уложены" в перечисленные функции, тоже весьма важно. Это относится в первую очередь к праздничным и обрядовым программам. Их задача - "общественное оформление узло­вых точек" на жизненном пути личности или коллектива.

Социальные функции, непосредственно соотносимые с основными группами функциональных потребностей личности в культурно-досуговой деятельности, правомерно назвать "функциями-условиями", ибо их осуществление есть непременное условие какого-то бы ни было участия населения в процессе создания духовных ценностей.

В определенном смысле функции можно назвать "первичными", ибо само учреждение культуры возникает для удовлетворения потреб­ностей людей в определенных занятиях на досуге и для целенаправ­ленного руководства насыщением и развитием таких потребностей.

Важнейшим звеном в реализации социальных функций культурно-досуговой деятельности являются районные отделы культуры. Соглас­но Положению о районном отделе культуры основными направлениями в их деятельности становится: руководство библиотеками, сельскими клубами, домами культуры, парками культуры и отдыха,'музеями райо­на; учет и регистрация всей сети учреждений культуры независимо от ведомственной принадлежности, контроль за их деятельностью; мето­дическая помощь учреждениям культуры в улучшении их работы по культурному обслуживанию населения района.

Отдел культуры осуществляет деятельность по учету, содержанию и охране памятников истории и культуры, разрабатывает и представля­ет в вышестоящие организации планы развития сети подведомственных учреждений культуры и сметы на их содержание, а также координирует деятельность ведомств и организаций по вопросам развития матери-альной базы, осуществляет программу по строительству, реконструкции и ремонту зданий библиотек, клубов и других учреждений культуры, координирует состояние техники безопасности и пожарной безопас­ности, способствует использованию новейших усовершенствований и достижений техники, интересного отечественного и зарубежного опыта.

Потребность людей в межличностном общении в процессе куль­турно-досуговой деятельности обуславливает существование коммуни-кативной функции. Система форм, видов и уровней общения настолько разнообразна, что следует вывести эту дефиницию за рамки функции, ибо она является не функцией, а основанием для всех функций куль­турно-досуговой деятельности.

Итак, все социальные функции культурно-досуговой деятельности составляют единое целое и постоянно реализуются в практической ра­боте. Забвение или недооценка той или иной функции ведет к приниже­нию роли учреждения культуры, к сужению сферы его влияния на раз­витие личности.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое социальная функция?

2. Охарактеризуйте основные социальные функции культурно-досуговой деятельности.

3. Охарактеризуйте целевые функции.

Рекомендуемая литература

1. Арнольдов А.И. Человек в мире культуры-: Введение в культурологию. - М., 1992.

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл твор­чества. -М., 1989.

3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994.

4. Клубоведение. - М., 1980.

5. Культурная деятельность: Опыт социологического исследования. - М., 1981.

6. Суртаев В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга. - Ростов-на-Дону, 1997.

Разнообразные виды и формы досуговой деятельности отличаются по своим функциям. Эти функции довольно разнообразны, и в самом общем плане выделяют следующие:

1) рекреационная и терапевтическая функция досуга (отдых, восстановление психической и физической энергии). Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравнове­шенность, переходящие в устойчивые болезни;

2) творческо-развивающая функция досуга (интеллектуальное, физическое, художественное, нравственное творчество и развитие личности);

3) воспитательные и просветительные функции значимы не только для детей и юношества, они остаются важ­нейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему также необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзываться на требования времени. У взрослых по­добные процессы исследователи называют не воспитанием, а вторич­ной социализацией, что по существу тоже связано с индивидуальным развитием. Досуг располагает широкими возможностями осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожилых людей с наибольшим эффектом.

В целом, досуговая активность способна выполнять функции оздо­ровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивиду­альной жизненной среды.

Принципы досуга.

Всякая деятельность основывается на общих закономерностях ее развития. Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. К ним относятся:

1) Принцип всеобщности и доступности – возможность приобщения, вовлеченности всех людей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов.

2) Принцип самодеятельности реализуется на всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности.

3) Принцип индивидуального подхода – учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей людей при организации их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.

4) Принцип систематичности и целенаправленности – осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг людей. Это процесс постепенного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.

5) Принцип преемственности предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности человека.

6) Принцип занимательности заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, т.к. блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы.

Таким образом, досуг интегрирует множе­ство разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Он очень разнообразен, строится на определенных принципах и выполняет очень важные функции в жизни человека. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.

Контрольные вопросы

1. Что такое свободное время, досуг и отдых? Укажите их общие и отличительные особенности.

2. Дайте определение досуговой деятельности.

4. Назовите современные концепции досуга и досуговой деятельности. Кто из ученых наиболее полно проанализировал концептуальные модели досуга?

5. Назовите важнейшие подходы к классификации досуга и досуговых занятий.

Поскольку культурно-досуговая деятельность носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов членов общества, то ее социальные функции определяются социальным назначением, структурой общества.

В переводе с латинского языка слово "функция" означает обязан­ность, круг деятельности, назначение, роль. Назначение культурно-досуговой деятельности состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества.

Одной из главных функций культурно-досуговой деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом.

Каждое государственное, негосударственное, общественное или частное учреждение культуры, призванное обеспечить использование развивающего потенциала культурно-досуговой деятельности, необходимо рассматривать как многоуровневую систему взаимодействия личности с окружающим миром.

Большинство ученых трактуют социальные функции культурно-досуговой деятельности таким образом: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений; б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; в) воспроизводство духовного про­цесса через поддержание его преемственности; г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредован­ных культурными компонентами, социализацию общества; е) рекреаци­онная.

Это одна из ведущих функций культурно-досуговой деятельности. Она способна снять производственное утомле­ние, восстановить утраченные силы. Здесь решается главная задача - психологическая разрядка и отдых. Следующая функция, тесно пере­плетающаяся с предыдущей, гедонистическая (наслаждение, удо­вольствие). Если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности.

Культурно-досуговая деятельность обладает функцией разрядки напряжения. Она формирует и обеспечивает условия для проведения досуга, для отдыха и развлечения людей. Названные функции культурно-досуговой деятельности не оторваны одна от другой, а, наоборот, тесно связаны между собой.

Социальные функции культурно-досуговой деятельности таковы, что для их осуществления, вовлекаются значительные группы людей: организаторы культурно-досуговых программ, активисты, члены различ­ных кружков, любительских объединений и клубов по интересам, сами зрители.

Выполняя ту или иную функцию, учреждение культуры выступает как пространственно-организационная база, информационно-просветительной, художественно-публицистической, и культурно-развлекательной деятельности.

Итак, все социальные функции культурно-досуговой деятельности, составляют единое целое и постоянно реализуются в практической ра­боте. Недооценка той или иной функции ведет к приниже­нию роли учреждения культуры, к сужению сферы его влияния на раз­витие личности.

Принципы культурно-досуговой деятельности

Принцип – руководящая идея, основное исходное положение какой-либо теории или науки; в этическом плане – основное правило поведения, деятельности. Принцип есть центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-то положения на все явления какой-либо деятельности.

Под принципами культурно-досуговой деятельности принято понимать основные требования, которым следуют профессионалы в ее организации.

Раскрытие и конкретизация принципов культурно-досуговой деятельности – это обоснование теоретических, социально – политических и организационных основ ее функционирования.

Важнейшим принципом культурно-досуговой деятельности является ее неразрывная связь с жизнью, практическими задачами реформирования нашего общества. Основное содержание культурно-досуговой деятельности – возрождение духовного населения к решению социально-общественных, экономических и культурных задач.

Осуществление принципа связи культурно-досуговой деятельности с жизнью, с насущными общественными проблемами предполагает соблюдение ряда условий.

Первое – целенаправленность культурно-досуговой деятельности, выражающаяся в донесении до посетителей всего богатства культуры, общечеловеческих ценностей.

Второе – конкретность культурно-досуговой деятельности. Каждое учреждение культуры осуществляет свою деятельность в социуме, решая ежедневно присущие только ему задачи.

Третье – оперативность учреждений культуры. Очень важно вовремя информировать людей о событиях в жизни страны и за рубежом и разъяснить их смысл, рассказать о принятых мерах социальной защиты населения.

Четвертое – непрерывность процесса культурно-досуговой деятельности. Важна повседневная, настойчивая, систематически проводимая работа.

Поскольку культурно-досуговая деятельность строится на добровольных началах, для привлечения посетителей административные методы воздействия неприменимы.

Культурно-досуговая деятельность только тогда привлекает людей, вызывает у них стремление присутствовать на программах, когда они интересны, увлекательны. Только при наличии у населения устойчивого интереса к культурно-досуговой деятельности проблема аудитории в учреждениях культуры будет решена.

Важнейшим принципом культурно-досуговой деятельности является дифференцированный подход к различным слоям населения. Этот принцип означает организацию культурно-досуговой деятельности с учетом специфических особенностей различных групп населения как одно из необходимых условий доходчивости и действенности культурно-досуговых программ.

Нельзя одинаково разговаривать в рабочей и студенческой аудитории, среди сельских жителей или банкиров и предпринимателей.

Деятельность учреждения культуры, организуемая с учетом задач и профессиональных интересов обслуживаемых групп населения, создает предпосылки высокой эффективности.

Интересы и запросы различных возрастных групп населения существенно отличаются друг от друга. Поэтому очень важно при организации культурно-досуговой деятельности учитывать возрастные особенности населения.

Дифференцированный подход необходим и по половым признакам.

Чтобы культурно-досуговую деятельность строить дифференцированно, специалистам учреждений культуры следует всесторонне изучать и знать социум, его особенности, нужды и запросы.

Одним из важных принципов культурно-досуговой деятельности является опора на самостоятельность людей. Необходимость опоры на актив, использования инициативы и самодеятельности людей, способных на деле создать условия для развития активности населения.

Деятельность учреждения культуры предполагает активное участие в культурно-досуговых мероприятиях не только в качестве зрителей, но и организаторов. Учреждения культуры могут рассчитывать на успех только при условии, если будут тесно связаны с населением, опираться на него, развивать его инициативу и самодеятельность, вовлекать в культурно-досуговую деятельность.

Формы приобщения населения к деятельности учреждений культуры разнообразны: участие в общественных советах, в любительских объединениях и кружках, в коллективах художественной самодеятельности.

Социальная обусловленность культурно-досуговой деятельности позволит связать ее и с жизнедеятельностью отдельного индивида, с личностным смыслом его бытия. Поэтому принцип индивидуализации становится самостоятельным в культурно-досуговой деятельности, приобретает важное значение в ее понимании. Именно на основе раскрытия диалектики социального и индивидуального удается выявить смысл культурно-досуговой деятельности и органически заключить ее в систему восприятия жизни.

Процесс функционирования культурно-досуговой деятельности в этом плане можно представить, как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Первая состоит в понимании личностью своей социальной сущности, а вторая – способствует выработке у нее индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому она получает возможность самосовершенствования согласно собственным природным задаткам и общественным потребностям.

Особенно ценным является принцип доступности в культурно-досуговой деятельности, который осуществляется на основе учета психологических особенностей личности и отдельных групп, их социально-демографических и социально-психологических особенностей. В то же самое время следует учитывать уровень развития способностей и мотивации личности.

Одним из принципов культурно-досуговой деятельности является принцип последовательности, когда осуществляется конкретизация общих целей культурно-досуговой деятельности, выстраивается ее система, намечается ряд взаимосвязанных задач, обеспечивающих их достижение.

Оценка возможностей включения личности в ту или иную форму коллективного или индивидуально организованных занятий и выстраивание ближней, средней и дальней перспективы овладения более сложным и общественно ценными видами деятельности, позволяет выделить принцип системного подхода к решению культурно-досуговых задач. Выстраивание культуры занятий на основе рационального использования свободного времени позволяет поднять уровень социальной и индивидуальной активности людей. Улучшается система педагогического руководства процессом самовоспитания через формы культурно-досуговой деятельности.

Важно разграничение профессиональной и внепрофессиональной культурно-досуговой деятельности с точки зрения ее места и роли в общей системе общества, специфики соответствующих принципов организации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Институт социально-культурных технологий

Кафедра социально-культурной деятельности

студентка гр. МДЮД-151.,

1. Социально-культурная ценность досуга.

2. Функция досуга.

3. Формы и виды отдыха.

4. Принципы организации отдыха.

1. Социально-культурная сущность досуга

Теория досуга на современном этапе ее развития характеся междисциплинарностью, опирается предоставлены многих наук: психологии, педагогики, социологии, философии, географии, экономики. Однако, со второй половины XX в. досуг отделяется как самостоятельно отрасль знания, изучающая значения свободного времени в жизни человека.

В отечественных и зарубежных энциклопедиях и справочниках досуга определяется как: "Свободный, незанятый время Прогулянныйка, звильненисть от дел" (Даль В.'' Словарь живого велико-русского языка ")," Свободное от работы время, на досуге - свободный от дел "(Ожегов С." Толковый словарь русского языка ")," Частина внерабочего времени, остающегося у человека после выполнение необходимых непроизводственных обязанностей: передвижение на работу и с работы, сон, принятие пищи, других видов бытового самообслуживания "(" Большая советская энциклопедия "). Зарубежными учеными считается, что досуг как научный термин происходит от латинского слова" lисеrе ", то в переводе означает" быть разрешенным ", французского слова" loisir "(" свободное время ") и английского слова "leisure" "(" свобода выбора действий ").

Начиная со II половины XX века, сформировались концепции, рассматривающие взвилля как составляющую временного пространства, как вид человеческой життедительности, как психологическое состояние человека, как признак целостного образа жизни. Рассмотрим подробнее каждую из этих составляющих.

Досуг как составляющая временного пространства (количественная концепция досуга) предусматривает распределение бюджета времени человека на рабочее и нерабочее. Согласно этой концепции, изучается как свободное время человека и на-бывает характерных признаков свободного времени человека в целом; раздается как существенная составляющая свободного времени, освобождает человека от всех бытовых, рабочих и семейных обязанности 'связей, имеет рекреационных-ционное и развлекательное наполнение. Согласно количественной кон-цепции, досуговый время используется человеком по его собственному желанию.

Досуг как отдельный вид жизнедеятельности человека рассматривает досуг как деятельность (творческую, конструктивную или бесцельную и асоциальное). Досуговая деятельность отличается от других видов жизнедеятельности человека тем, что осуществляется в соответствии с потребностями индивида, с целью получения удовольствия. С точки зрения сторонников деятельностной концепции, роль досуга заключается в восстановлении психических и физических сил человека, повышении ее образовательного и духовного уровня, осуществлении дышит тех занятий в свободное время, соответствующие потребностям и желаниям человека и приносят ему удовольствие в процессе самой деятельности.

Досуг как психологическое состояние человека рассматривается через эмоциональное восприятие человеком досуговых занятий. Согласно этой концепции, досуговыми считаются ллтше виды деятельности, которые воспринимаются человеком положительно.

Досуг характеризуется специфическими признаками, приори-тетных среди которых следует назвать:

- свободу выбора досуговой деятельности, свободу от обо-вязких

- добровольное участие в досуговой деятельности

- желание получить радость и удовольствие

- самодостаточность и самотиннисть

Главными признаками досуга считают свободу от обо-вязких и добровольность участия. Досуг предусматривает освобождение человека от тех функций, которые возлагают на нее различные социальные институты (семья, церковь, школа, общество). Поэтому в условиях преобразования к-звиллевих занятий на составляющую обучения, работы, религиозной, по-литической или хозяйственной деятельности, происходят существенные изменения в самой природе досуга, даже если эти досуговые занятия удовлетворяют человека. Досуг, имеющей целью конкретную со-социальную или материальную цель, целесообразно называть "напивдозвиллям".

Досуг, которое не имеет никакой корыстной цели, кроме удовольствия и отдыха, является "чистым досугом" [10]. Досуговая инициатива оказывается не просто в деятельности, а в деятельности добровольной, сознательной; деятельности, совпадает с инте-ресами и предпочтениями человека. '' Если в бытовых, и особен-но в трудовых занятиях ритм и темп деятельности, как правило, определяются внешними факторами, то они полностью за-зависят от внутреннего направления и желаний человека. Та-кой высокий уровень свободы и самостоятельности является поистине идеаль-ным и в современных условиях может иметь место только в сфере свободного времени "[14, С. 13]. Поэтому досуговая деятельность зависит, в основ-ном, не есть от внешних, а от внутренних потребностей и мотивов людини.

Как отмечает российский ученый Стрельцов Ю., "основным стимулятором здесь (на досуге - 1.П.) зачастую является удовольствие от свободной реализации функциональных возможностей - физических, интеллектуальных, эмоциональных . даже четко фиксированный резуль-тат важен не сам по себе, а как условие и средство продуктивного проявления определенных способностей "114, С.22].

Учитывая множественность и разнообразие классификаций досуга, общепринятой считается классификация разрешение-ля по следующим признакам:

- видом активности (пассивное и активное досуга)

- периодичностью (ежедневное, еженедельное, отпускное, праздничное)

- продолжительностью (кратковременное, длительное, эпизодическое)

- направлениям деятельности (творческое, рекреационное, культурное, спортивное, декоративно-прикладное, туристическое).

Досуг имеет свои объемы и структурное наполнение. Струк-тура досуга включает: потребление культурных ценностей, общение, творческие занятия, хобби, рекреационные и оздоровительные по-ходы, общественно-полезную работу, самообразование, пассивный от-нок, ассоциативные проявления [приложение 1.1]. С конца XX в. в обществе существенно увеличивается объем свободного времени, что значительно влияет на участие населения в досуговой деятельности.

2. Функция досуга.

На каждом этапе в процессе исторического развития досуга вы кону-вал в различные функции, отвечая социальному заказу об-щества, потребностям, желаниям и интересам отдельной личности. В научной литературе по вопросам досуга, проблема его функций получила должное философское, педагогическое, культурологическое раскрытия. В научных школах зарубежья - американской, фран-цузской, немецком, английском - такие понятия, как "функции" и "принципы" различаются по количеству, названиям, содержанию. В особенности это показательно при определении функций досуга.

В переводе с латинского языка слово "функция" означает роль, сферу деятельности, круг обязанностей, назначение. Понятие функции используется во многих сферах жизнедеятельности человека и имеет разную смысловую нагрузку. Да. в биологии функ-ция означает деятельность и развитие организма; в социальных отно-сыновьях - проявление признаков определенного объекта; в социальных институтах - отдельное направление деятельности, шо реализует их общественное назначением ния. Считается уместным разделение функций досуга на основные или постоянные, генетически присущи досугу и временные, те, что возникают на определенных этапах досуговой деятельности.

При формулировании функций досуга необходимо враховува-ти существенные и специфические черты досуга, потребности общественного раз-вития и практикоориентований характер досуга.

Главными со-социальными функциями досуга является рекреационная, коммуникативная, социальная, творческая, ценностно-ориентационная, познавательная и вихов-в дополнение 1.2].

Рекреационная функция направлена на снятие производственной пе-ревтомы, психологического перенапряжения, воспроизведение физических, интеллектуальных, эмоциональных сил человека, на укрепление здо-ния путем осуществления досуговой объединением игровых, оздоровительных, развлекательных, спортивных, туристско-экскурсионных программ , проведение вечеров отдыха, зрелищных мероприятий, театрализованных представлений, массовых праздников. Рекреационная функция от-ной из ведущих для современных досуговых учреждений, ее цель - спо-пяти отдыха, неформальному общению. Рекреационный по-тенциал досуговых учреждений реализуется благодаря изменчивости видов досуговой деятельности, общению с другими, соревнованием, искусству, физической нагрузкой, интеллектуальным про-мам. Рекреационная функция ярко проявляется в таких формах работы, как концерты, художественные зрелища, спортивные соревнования, художественное творчество, любительские объединения, праздники, туристические по-ходы. В отличие от отечественных ученых, которые рассматривают Рекре-радиационной функцию досуга как второстепенную, в зарубежных странах рекреации придается особого значения. Считается, что в рэк-реационно досуговых мероприятиях отражается сущность и особенностях свободного времени. Вместе с тем слид подчеркнуть, что достаточно час-то, особенно в американской модели досуга, рекреационный компонент преобладает, вытесняя досуговые занятия, направленные на культурное и творческое развитие человека.

Социальная функция досуга способствует тому, чтобы каждая осо-ность имела собственное достоинство, могла найти смысл своей иснуван-ния, способствует интеграции человека в общество, удовлетворяет возможность самоидентификации, позволяет почувствовать свою принадлежность к определенному сообществу. Она сочетает в себе, по нашему мнению, функции адаптации, социализации, психологической профилактики и связана с социально-культурными, рекреационными, досуговыми проектами для инвалидов, пожилых людей, представителей Этнические меньшинства, "трудных" подростков. Эта функция приобретает особо-ного значения на современном этапе, когда человек социально рас-КОЛДОВАННЫЙ, эмоционально утеряна, духовно унижена, не верит в будущее, циничная по отношению к прошлому; прагматичная в своем подходе к настоящему; теряет уважение к большим мораль-ных ценностей и норм.

Творческая функция направлена на создание условий для проявления и развития творческого потенциала личности за пределами про-но-трудовой и семейно-бытовой деятельности путем участия осо бистости в выставках, творческих вечерах, в различных кружках, хобби-группах. в работе мастерских, литературных, музыкальных, на-родознавчих гостиных, художественных салонов. Творческая функция до-звилля обеспечивает не просто отдых и развлечения человека, но и самосовершенствования в свободное время. Имея различные интересы, человек стремится к признанию своих способностей и умений на досуге. Это особенно важно, когда человек средствами досуга намагаеть-ся компенсировать недовольство или непризнание в других сферах деятельности. Творческая функция ярко проявляется в таких формах досуга, как выставки, деловые игры, конкурсы, фестивали, беседы, самодеятельные концерты, туристические походы, технические кружки, при-кладных творчество.

В своей познавательной функции досуга возникает составляющим компонентом непрерывного образования, подчеркивая важность само-совершенствования и самообразования, духовного обогащения личности. Познавательная функция позволяет удовлетворить потребности в дополни-ной информации, в распространении и приобретении новых знаний. В отличие от учебных заведений, досуговая деятельность не ограничивается определенным регламентом и правилами, ее реализация зависит от ба-ние, инициативы и самодеятельности членов досугового учреждения с учетом их индивидуальных интересов и запросов. Познавательных на функция ярко проявляется в работе клубов для людей "со-лотого" возраста, кружков, справочно-консультационных служб, информационных кабинетов.

Ценностно-ориентационная функция заключается в формировании систе-ценностных представлений и ориентаций личности, мотивов, идет-лов, убеждений, жизненной позиции и оказывается в отношении индивида к окружающей среде, к другим людям, к са-мого себя. Воспринимая определенные события, факты, предметы, научные концепции, поведение других людей, окружающий мир, человек всегда оценивает и формирует определенное отношение к ним. Оценка, восприятия и понимания человеком чего-либо отражает ее стал-ления к определенному явлению и влияет на активность личности.

Воспитательная функция досуга имеет специфические особенности, которые заключаются в добровольном включении человека в досуговую деятельность и проявляется в целенаправленном развитии личностных потенциалов (познавательного, ценностно-ориентационной, творческого, коммуникативного). Досуговый заведение часто предстает в качестве дополнительной школы как параллельное с учебным учреждением источник знаний, приобретение определенных навыков и расширения культурно-досуговых интересов. Подчеркивая воспитательную функцию в-звилля, отметим на том, что любой досуговый заведение имеет существенные отличия от других педагогических организаций (общее ноосвитних, спортивных, музыкальных учебных заведений). Его специфика заключается в том, то, в отличие от других педагогического них систем, удозвиллевий учреждении (особенно это касается клубов и кружков) педагогический процесс выступает как предметная деятельность, но результаты этой деятельности является лишь средством решения кон-кретных задач, а не самоцелью .

3. Формы и виды отдыха.

Функции досуга определяют его уровне:

| пассивный отдых как самый уровень досуга, то не имеет перспективных целей, позволяет освободиться от про-чей переутомления, побыть в покое, психологически расслабиться; па-пассивного досуга является частью жизни человека

| развлекательное досуга включает прогулки, спортивные и зрелищные шоу, посещение театров, игры, рекреационные мероприятия и способствует эмоциональной и физической разрядке; развлекательное досуга требует от человека определенной подготовки, волевых усилий, при-менение физических и психических сил

| познавательное досуга предполагает активное участие человека в досуговый деятельности, общения в хобби-группах, с единомышленниками, формирует мировоззрение человека, развивает его духовный мир, со-циальные связи и творческие предпочтения

| творческий досуг характеризуется духовной насыщенностью, социальной активностью, способствует культурному обогащению, создание новых духовных ценностей [приложение 1.3].

Закономерности досуга заключаются в том, что:

- досуговая деятельность осуществляется в свободное для человека время, предоставляет свободу выбора досуговых занятий и участия в них, содержание досуговой деятельности нерегламентированных и не запрограммирован

- многообразие видов досуговой деятельности, синте-тичность и большой диапазон, позволяют интегруватиризни виды досуговой деятельности, создают повышенные (по сравнению с дру-ми составляющими социально-культурной деятельности) возможности для проявления и развития творческого потенциала человека, приобщения к лучшим достижениям мировой культуры

- межличностное культурное общение на досуге уси-ет привлекательность досуговой деятельности для человека и от-ет возможности для развития культуры личности

- самодеятельная и инициативная основа досуговой деятельности предполагает активное участие личности в досуговых мероприятиях; если содержание досуговой деятельности неадекватный интересам и потребностям личности, возможности досуга остаются нереал-ным и не влияют на творческое раскрытие личности

- досуг создает условия для духовного розпитку лич-мости, обмена, усвоения и создание новых духовных ценно-тей

- досуг является средством социализации личности; благодаря участию в досуговой деятельности личность усваивает опыт общества, его ценности, накапливает социальные знания и нормы поведения.

4. Принципы организации отдыха.

На современном этапе развития досуговой сферы зарубежья формируется новая система принципов досуговой деятельности, зу-сказанное экономическими, социальными, культурными, поли-ним процессами в обществе. В отличие от закономерностей, принципы досуговой деятельности отражают те требования, вы-суваються обществом перед досуговой сферой для успешного выполнения общественного назначения досуга.

Принципы составляют теоретические, социальные, культурные, по-литические, организационные принципы, на которых основывается досуговая деятельность [приложение 1.2]. Зарубежные ученые определяют следующие общие принципы досуговой деятельности:

- системность как целенаправленная, системная организация до-звиллевои деятельности с целью

рационального использования свободного времени, развития социальной активности и индивидуальной инициативы человека, отвлечение ее от асоциального поведения

- добровольность как определенная независимость досуга, отсутствие регламентации со стороны государства и других структур, свободный выбор человеком досуговых занятий

- дифференциация как учет особенностей различных слоев населения, условий труда, профессиональных интересов, возрастной специфи-ки, половых признаков, уровня духовного развития личности

- доступность и качественность досуговых услуг как доволен-ния потребностей и запросов клиентов досугового учреждения, систематическое изучение их желаний, прогнозирования развития досуговой сферы

- соответствие досуговых услуг местным условиям - социаль-но-демографическим, экономическим, культурно-образовательным, поли-им, практической деятельности человека.

Однако ведущим в досуговый деятельности считается принцип интереса, означает учет интересов личности, способствует не только их удовлетворению, но и пробуждению новых потребностей и запросов, формирует новые духовные ценности. Принцип интереса пе-редбачае соответствие досугового занятия склонностям и уподо-Банна личности.

Принципы и функции досуговой деятельности постоянно изменяются, что объясняется изменениями и развитием общественного жит-я. Особенно это касается положений и задач, связанных с идеологией и культурной политики конкретного государства.

Читайте также: