Фольклорные традиции в литературе немецкого романтизма сообщение

Обновлено: 19.05.2024

Родиной романтизма считается Германия. Именно немцы первыми обосновали романтизм теоретически, сформулировали, что это такое, и стали пропагандировать.

Фридрих Гёльдерлин (1770-1843) – поэт, не входящий ни в какие школы, но по духу близкий иенцам. Он главным образом интересен своей биографией. Гёльдерлин был беден, при жизни почти неизвестен, одинок, любил всю жизнь чужую жену, которая ответила ему взаимностью, но уйти из семьи не могла. Вскоре после её смерти он сошёл с ума. Ему было 32 года, после этого он прожил 41 год, будучи сумасшедшим. Как поэт Гёльдерлин не очень интересен широкому читателю, его поэзия крайне усложнена. Кроме того, его произведения, как и произведения всех вышеперечисленных писателей, у нас практически не издавались, прочитать их невозможно. Гёльдерлин был одним из любимых поэтов М.И. Цветаевой.

Тень не является эквивалентом нравственности, потому что многие бесчестные люди (например, слуга Шлемиля негодяй Раскал) имеют тень. Миллионер Джон, у которого Шлемиль встретил человека в сером, имеет тень: он её продал человеку в сером, а потом выкупил её, продав душу.

Смысл: 1. Ни в коем случае нельзя отдавать за богатство никакую часть самого себя. 2. Большинство людей терпеть не могут тех, кто хоть чем-то не похож на них.

Генрих Клейст (1776-1811) – человек очень странный, слишком эмоциональный, впечатлительный, одинокий и глубоко несчастный. Ни одно из его стремлений не осуществилось. Его произведения, которыми он хотел завоевать мир, не нашли отклика у современников. Он сильно переживал поражение Германии в войне с Наполеоном в 1806 году. Также он не нашёл женщины, с которой разделил бы жизнь. В 1811 году он решил покончить жизнь самоубийством. Но что интересно, он не хотел это делать один, и вот он нашёл смертельно больную женщину, согласившуюся умереть с ним вместе. Так вот однажды Клейст сначала застрелил её, а потом себя.

Но вот Пентесилея влюбилась в великого греческого героя, непобедимого Ахилла. И теперь её цель – победить его, взять его в плен. И Ахиллу она тоже очень нравится, он знает обычаи амазонок, понимает, чего она хочет, но он не может позволить себя победить, он привык быть всегда только победителем, завоевателем, в том числе и в отношениях с женщинами. А быть побеждённым женщиной для Ахилла самый страшный позор.

Как много женщин, обнимая друга,

Твердят ему: люблю тебя так сильно,

Что съесть тебя готова от любви.

После этой страшной сцены следует другая, наполненная скрытым ужасом: Пентесилея спокойно вынимает свою стрелу из шеи убитого Ахилла, спокойно соскабливает с неё его кровь, разглаживает оперенье и аккуратно укладывает в колчан. Всё это она совершает в почти бессознательном лунатическом состоянии. Через некоторое время она приходит в себя, понимает, что она натворила, отдаёт всё оружие и умирает от горя, как бы совершая самоубийство изнутри.

Теперь я в глубину души спускаюсь,

Как в шахту. Там, холодное железо,

Я чувство нахожу уничтоженья.

Его очищу пламенем тоски,

И сталь скую, и напитаю ядом

Раскаянья, насквозь горчайшим ядом.

На вечной наковальне упований

Я заострю, я отточу кинжал,

И этому кинжалу грудь подставлю.

Так! Так! Еще! Ну вот и хорошо!

(Падает и умирает).

В пьесе очень ярко показана страшная иррациональность, сложность, противоречивость человеческой природы, в которой скрываются и могут вырываться наружу дикие животные инстинкты.

С другой стороны, в пьесе затронута серьёзная проблема взаимоотношений мужчин и женщин. По сути, вся пьеса является жёстким обвинением всего мужского мира, в котором мы живём. В этом мире идут постоянные войны и процветают лишь сильные и победители, мир существует по законам силы и насилия. Также часто строятся отношения мужчины и женщины. Амазонки – это женщины, пытающиеся защищаться от мужского насилия, отстаивать свою свободу, своё достоинство, быть равными мужчинам, но для этого им приходится фактически превратиться в мужчин, стать сильными, жёсткими, жестокими, и, в конце концов, убить в себе собственно женское начало. Клейст утверждает, что женщина в любом случае должна оставаться женщиной, нежной, слабой и т.д., чтобы уравновешивать мужскую жёсткость. Иначе рухнет этот мир. Но для этого и мужчины должны перестать унижать женщин, должны стать человечнее.

Генрих Гейне (1797-1856).

Что разъярило кровь во мне?
Клокочет грудь. Душа в огне.
Пылает кровь в горячке злой.
И злой меня снедает зной.

Взбесилась кровь и рвется вон.
Ужасный мне приснился сон:
Властитель тьмы мне подал знак
И за собой увел во мрак.

Вдруг некий дом я увидал;
Горят огни, грохочет бал,
И пир горой, и дым столбом.
И я вступаю в этот дом.

Справляют чью-то свадьбу тут.
Звенят бокалы. Гости пьют.
И я в невесте узнаю —
Кого?! — Любимую мою!

О, боже! То она, она,
Теперь с другим обручена.
В оцепененье я притих,
Встав за спиной у молодых.

Вокруг шумели. Я застыл.
Сколь горек этот праздник был!
Сидит невеста — вся огонь.
Жених — он гладит ей ладонь.

Он наполняет кубок, пьет,
Пригубив, ей передает.
Молчу, дыханье затая:
То не вино, то кровь моя!

Невеста яблоко берет:
И жениху передает.
Он режет яблоко. Гляди:
То сердце из моей груди!

В их взорах нега, страсть, призыв.
Любовно стан ее обвив,
Поцеловал ее жених.
И — смерть коснулась губ моих!

И, словно мертвый, я поник.
Свинцом сковало мой язык.
Но снова танцы! Шум и звон!
И вот плывут — она и он.

Я нем. Я мертв. Конец всему.
Он к ней прильнул, она к нему.
Он что-то шепчет ей. Она
Краснеет, томно смущена.

Не знаю, что стало со мною,

Печалью душа смущена.

Мне всё не даёт покою

Старинная сказка одна.

Прохладен воздух. Темнеет.

И Рейн уснул во мгле.

Последним лучом пламенеет

Закат на прибрежной скале.

Там девушка, песнь распевая,

Сидит на вершине крутой.

Одежда на ней золотая,

И гребень в руке золотой.

И кос её золото вьётся,

И чешет их гребнем она,

И песня волшебная льётся,

Неведомой силы полна.

Безумной охвачен тоскою,

Гребец не глядит на волну,

Не видит скалы пред собою –

Он смотрит туда, в вышину.

Я знаю, река, свирепея,

Навеки сомкнётся над ним,

И это всё Лорелея

Сделала пеньем своим.

Но Гейне уже не совсем романтик, ему свойственна ирония над излишним романтизмом, над культом возвышенной любви. Высокое у него рядом с низким, серьёзное со смешным.

Мне сон старинный приснился опять. /

Под липой сидели мы оба,

Ночною порою клялись соблюдать /

Друг другу верность до гроба.

Что было тут! Клятва за клятвою вновь /

И ласки и смех! Что тут было!

Чтоб вечно я помнил твою любовь, /

Ты в руку меня укусила.

О милая! с ясным сияньем очей, /

С опасною прелестью взгляда,

Я знаю, что клятвы в порядке вещей, /

Но вот кусаться – не надо!

На изгородь сел опечаленный Жук;

В красавицу Муху влюбился он вдруг.

"О Муха, любимая, будь мне женою.

Навеки в супруги ты избрана мною.

Тебя я одну полюбил глубоко,

К тому ж у меня золотое брюшко.

Спина моя - роскошь: и там и тут -

Рубины горят и блестит изумруд".

"Ох, нет, я не дура, я муха пока,

И я никогда не пойду за жука.

Рубины! Богатство! К чему мне оно?

Не в деньгах ведь счастье, я знаю давно.

Верна идеалам своим навсегда,

Я честная муха и этим горда".

Расстроился Жук, и в душе его рана.

А Муха пошла принимать ванну.

"Куда ты пропала, служанка Пчела?

В моем туалете ты б мне помогла:

Намылила спинку, потерла бока.

Ведь все же теперь я невеста Жука.

Прекрасная партия! Знаешь, каков! -

Не видела в жизни приятней жуков.

Спина его - роскошь. И там и тут -

Рубины горят и блестит изумруд.

Вглядишься в черты - благороднейший малый.

Подружки от зависти лопнут, пожалуй.

Скорей зашнуруй меня, Пчелка-сестрица,

Пора причесаться, пора надушиться.

Ты слышишь, уже подлетают стрекозы,

Они мне подарят чудесные розы.

Вплетут флердоранж в мой прекрасный венец,

Девичеству скоро наступит конец.

Придут музыканты - танцуй до упаду! -

Нам песню споют примадонны цикады.

Пришла вся родня, оказала мне честь,

Уж всех насекомых на свадьбе не счесть.

Крот, пастор наш, в черную ризу одет.

Пора начинать. Жениха только нет".

Жених, завершая полет виртуозный,

Тоскуя, уселся на куче навозной

И там просидел бесконечных семь лет,

Невеста меж тем обратилась в скелет.

Позднее Гейне писал яростные, злые обличительные, сатирические стихи против властей, угнетающих народ, против покорного народа, против всем довольных мещан-филистеров, проповедовал борьбу за свободу, социальную справедливость.

Как часовой, на рубеже свободы
Лицом к врагу стоял я тридцать лет.
Я знал, что здесь мои промчатся годы,
И я не ждал ни славы, ни побед.

Пока друзья храпели беззаботно,
Я бодрствовал, глаза вперив во мрак.
(В иные дни прилег бы сам охотно,
Но спать не мог под храп лихих вояк.)

Порой от страха сердце холодело
(Ничто не страшно только дураку!).
Для бодрости высвистывал я смело
Сатиры злой звенящую строку.

Ружье в руке, всегда на страже ухо,—
Кто б ни был враг — ему один конец!
Вогнал я многим в мерзостное брюхо
Мой раскаленный, мстительный свинец.

Но что таить! И враг стрелял порою
Без промаха — забыл я ранам счёт.
Теперь — увы! я все равно не скрою,—
Слабеет тело, кровь моя течет.

Свободен пост! Мое слабеет тело.
Один упал — другой сменил бойца!
Я не сдаюсь! Еще оружье цело,
И только жизнь иссякла до конца.

Одно из самых последних стихотворений Гейне прямо обращено к Богу:

Брось свои иносказанья

И гипотезы святые!

На проклятые вопросы

Дай ответы нам прямые!

Отчего под ношей крестной,

Весь в крови, влачится правый?

Отчего везде бесчестный

Встречен почестью и славой?

Кто виной? Иль воле бога

На земле не все доступно?

Или он играет нами? -

Это подло и преступно!

Так мы спрашиваем жадно

Целый век, пока безмолвно

Не забьют нам рта землею.

Да ответ ли это, полно?

1. История немецкой литературы / Н.А. Гуляев, И.П. Шибанов и др. — М., 1975. – 526 с.

2. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – М., 1973. – 567 с.

4. Дейч А.И. Судьбы поэтов: Гёльдерлин, Клейст, Гейне. – М., 1968. – 576 с.

Эрнст Теодор Амадей ГОФМАН (1776-1822).

Самый известный, интересный и значительный из немецких романтиков.

Основные особенности творчества:

1. Самая яркая особенность творчества Гофмана, главная прелесть его прозы – художественное двоемирие – сочетание в пределах одной художественной реальности двух миров – реальной, обыденной Германии начала 19 века и фантастического, сказочного мира. Многие персонажи существуют сразу в двух мирах, но в разных ипостасях, видах.

2. Часто Гофман использует приём мерцания смысла, двойственности, часто невозможно понять, показалось ли некое чудесное явление герою или приснилось во сне или оно было на самом деле, потому что в мире Гофмана возможно всё. И это очень интересно.

Первый тип произведений Гофмана – сказки, где фантастика нарочитая, явная, т.е. нет никаких сомнений, что всё это имеет к реальной жизни только символический смысл, как в любой сказке. Это игра для взрослых с серьёзным намёком.

Эта сказка тоже яркий пример двоемирия. Хотя в сказке не два мира, а три: 1) реальная Германия, 2) мир сказки об орехе Кракатук, 3) кукольное царство, мир детской мечты, где всё сделано из сладостей и где главная героиня - девочка Мари стала принцессой со своим принцем Щелкунчиком.

Гофман здесь посредством фантастики и гротеска показал и разоблачил реальное явление, часто бывает, что высокий пост занимает полное ничтожество, а окружающие делают вид, что не замечают его несоответствия занимаемой должности. Попадает ничтожество на высокий пост в реальности с помощью влиятельных родственников, например. И точно также как в сказке Гофмана ничтожество у власти использует таланты других людей, присваивая их как бы себе, примазываясь к ним, делая карьеру за счёт других.

Другой тип произведений Гофмана – страшные мистические рассказы. В них уже почти нет нарочито игровой, сказочной фантастики, в них есть мистика. Фантастика – это то сверхъестественное, которого нет на самом деле, мистика – это то сверхъестественное, в существовании которого автор уверен и намерен уверить читателя. Мистика – это очень серьёзно. В основном мистические рассказы Гофмана страшные, в них появляется нечистая сила.

Главного героя монаха Медарда ведёт по жизни и помогает ему тёмная дьявольская сила. Однажды он выпил старый элексир, которым, по преданию, сам Сатана хотел напоить, соблазнить, искусить одного из самых известных католических святых святого Антония. Медарда одолевают иррациональные неуправляемые страсти - гордыня, жажда земных наслаждений, и он убегает из монастыря, потом с ним происходят разные, в основном страшные, приключения. Самое невероятное событие – главного героя случайно принимают за другого человека, и даже любовница не замечает подмены, и он начинает проживать чужую жизнь. Завершается роман раскаянием героя.

Третий тип произведений Гофмана – психологические рассказы, о разнообразных очень необычных психологических явлениях – без мистики, но в основном мрачного свойства.

Так как в центре сюжета – раскрытие целой серии таинственных убийств, то многие считают рассказ первым детективом в мировой литературе. Но это не совсем так. В классическом детективе обязательно преступление раскрывается силой разума и логики, здесь же истину открывает главная героиня - престарелая мадемуазель де Скюдери, но не благодаря разуму, а вопреки ему, все улики и логика указывали на то, что преступник – подмастерье Кардильяка - Оливье, но она своим чутким сердцем чувствовала, что он невиновен, но доказать ничего не могла. Правда потом сама раскрылась. То есть, разгадывания интеллектуальной загадки нет, значит, и детектива нет.

Сущностью романтизма является протест против принятых этических и эстетических норм общества, против рационализма. Романтиков привлекает своеобразный тип человека: анархист-бунтарь, который ощущает себя практически равным Богу.

Поэтому для него не существует истины и долга. Цель романтизма — освобождение личности от пут человеческих условностей и общественной морали. Он обращен, по словам Гегеля, скорее к внутреннему миру человека, чем к внешнему. Романтики восхищаются сильными страстями, разрушительными по своей сути: ненависть, ревность, отчаяние, презрение.

Романтизм представлял собой сложное явление, он развивался и видоизменялся со временем. Наиболее полно его природа раскрывается в художественной литературе. Поэты и писатели-романтики возвеличивали личность, ее субъективные переживания, ее порывы за горизонты обыденности, обыденного пространства и времени: в красочные экзотические края, на просторы далекой истории, чаще всего средневековой, в царство воображения.

Окружающий мир, обыденность вызывали лишь острую неудовлетворенность и тоску. Романтики вдохновлялись тем, что было великим, чудесным, фантастическим, ужасным. Романтизм отказался от следования классическим канонам в художественном творчестве.

Романтизм в Германии возник в конце XVIII в. и господствовал вплоть до 30-х гг. XIX в. Принято делить немецкий романтизм на ранний и поздний; однако это деление предполагает не столько этапы в развитии (хотя разрыв во времени существует), сколько течения внутри одного явления.

В 1796 г. в университетском городе Йене собрались деятели формирующегося романтического движения: братья Шлегели, Август (1767-1845) и Фридрих (1772-1829), Людвиг Тик (1773-1853), Фридрих Гарденберг (1772-1801), писавший под псевдонимом Новалис, Вильгельм Вакенродер (1773-1798). Вместе с близкими к кругу литераторов философами — Иоганном Фихте (1762-1814) и Фридрихом Шеллингом (1775-1854) — они образовали школу так называемого йенского романтизма.

Вакенродер в своих работах, посвященных биографиям великих художников (Дюрера, Рафаэля, Леонардо да Винчи), подчеркивал особую способность художника понимать природу как язык Бога и свое понимание этого языка выражать искусством. Таким образом, художник у Вакенродера является своего рода посредником между Богом и людьми.

Поздний романтизм имел менее теоретический и философский характер. Наиболее известные его представители с 1805 г. собрались в Гейдельберге. Гейдельбергские романтики оказали большое влияние на все области искусства: на поэзию, живопись и музыку. При этом они были гораздо более консервативны и в гораздо большей степени немцами, чем их предшественники.

Одним из ведущих жанров в литературе позднего романтизма являлась литературная сказка, или фантастическая новелла. Любовь к этому жанру объяснялась в том числе убежденностью его представителей в способности именно сказок передавать таинственную суть бытия. Одним из самых известных авторов литературных сказок был Вильгельм Гауфф (1802-1827), характерной чертой творчества которого являлось причудливое сочетание восточных и немецких преданий и легенд.

Фольклор как содержательный и формообразующий фактор немецкого романтизма и художественная специфика его использования в

Тлевцежева Марият Аслановна. Фольклор как содержательный и формообразующий фактор немецкого романтизма и художественная специфика его использования в "сказочных" произведениях Э.Т.А. Гофмана : диссертация . кандидата филологических наук : 10.01.09, 10.01.03.- Майкоп, 2006.- 149 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-10/1345

Содержание к диссертации

Глава I. Влияние фольклора на эволюцию его романтизма в немецкой литературе 11

Глава II Поздний немецкий романтизм в контексте фольклора 63

Глава III . Фольклорные мотивы в духовно-эстетическом и сюжетно-композиционном содержании произведений .Т.А. Гофмана 93

Введение к работе

Основателями школы йенского романтизма считаются поселившиеся в 1796. в Йене братья Шлегели - Фридрих и Август Вильгельм. В Иенском университете братья Шлегели, Фихте и другие молодые преподаватели ведут борьбу с рутинерской профессурой, а в доме Шлегелей образуется своеобразный центр идеологической оппозиции. Частые посетители этого дома - Новалис (псевдоним Ф. фон Харденберга), физик Риттер, естествоиспытатель Стеффенс, философы Шеллинг и Фихте; из Берлина сюда часто приезжает начинающий молодой литератор Людвиг Тик. С Тиком, в свою очередь, тесной личной дружбой и общностью взглядов на литературу и искусство был связан В.Г. Ваккенродер. Близок был к этому кругу берлинский пастор и теолог Ф.Д. Шлейермахер. Гостем этого дома бывает и Гёте. На первых порах тесные личные и творческие контакты с братьями Шлегелями, особенно со старшим Августом, поддерживает Шиллер.

Романтическая литература ставит своей целью изображение индивидуального, то есть одноразового, неповторимого, того, что выходит за рамки общего, привычного и свойственного всем. Причем индивидуализируется и сам способ изображения, то есть каждый поэт

Появление термина - момент всегда важный в истории любого движения. Термин закрепил определенное сочетание признаков культурного сознания и стиля, сложившихся на рубеже XIX века; в то же время он стал действовать ретроспективно, захватывая явления предшествующие. Так возникло впоследствии понятие предромантизма, затемнившее то обстоятельство, что именно позднее Просвещение выдвинуло идею народности (национальной самобытности), заложило основы историзма, боролось за раскрепощение и обновление литературной формы.

Найденный термин работал не только на прошлое, но и на будущее. Новым явлениям со всем их национальным своеобразием, в том числе явлениям, нередко уже связанным с новыми национально-освободительными движениями, присваивается то же название - романтизм. Многими своими чертами позднейшие национальные формации романтизма резко отличаются друг от друга и от своего немецкого предшественника. И все же существовало нечто общее в присущем разным романтизмам понимании личности. Это личность, действующая по законам своей метафизической природы, тогда как предметом реализма станет человек, детерминированный и подвластный общим закономерностям.

В историко-литературных и критических работах ряда буржуазных ученых эстетика романтизма, с одной стороны, противопоставляется эстетике реализма, а с другой - рассматривается как предтеча модернистской эстетики XX века. Герман Гессе оставил после себя и много литературо-

1 См.: Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - Л.: Худож. лит., 1973. - 568 с; Дмитриев А.С. Проблемы йенского романтизма. - М., 1975; Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. - Л., 1972; Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. - СПб: Аксиома; Новатор, 1996. - 231 с; Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. - М., 1992; Некрасова Т.Е. Творчество Г.Гессе и традиции немецкого романтизма. - Фрунзе, 1987; Тураев СВ. Немецкая литература // История всемирной литературы. - Т. 6. - М.: Наука, 1989; и др.

художественного мира немецкого романтизма. Исследователь отмечает неизбежность теории мифологии в раннеромантическом мироощущении, показывает, что каждый персонаж, каждый предметно-чувственный образ у авторов представляет собой символ, миф.

Обзор научной литературы по истории вопроса привел к выводу, что дальнейшего исследования требуют вопросы по проблемам философии раннего немецкого романтизма и образного языка сказки, роли сказки в романтической эстетике, повести и новелле Э.Т.А.Гофмана. Сказочность стала способом раскрытия художественного мира писателя. В сказке сочетаются и особые принципы художественного построения материала, и специфические черты мировоззрения автора. Сравнение сказочных новелл писателя и его современников поможет выявить и подчеркнуть особенности восприятия художественного мира немецкого романтизма. Таким образом, актуальность данного научного исследования очевидна.

Основной целью представляемого к защите исследования является выявление роли немецкого фольклора в композиционной и художественно-изобразительной системе произведений Э.Т.А.Гофмана.

Задачи исследования:

определить структурные, жанрово-композиционные и стилистические особенности произведений, относящихся к раннему (йенскому) (Фр.Шлегель, Гессе, Новалис, Л.Тик, В. Ваккенродер) и позднему немецкому романтизму (братья В.Гримм и Я.Гримм, Клейста, Брентано, Арнима и др.) в контексте наличия в них традиционного фольклорного начала;

проследить процесс и результаты отображения в теории романтической новеллы Э.Т.А.Гофмана и в его художественной прозе фольклорной основы, своеобразной структуры немецких сказок;

выявить, каким образом произведения Э.Т.А.Гофмана могут быть соотнесены с развитием жанра немецкой романтической новеллы, соотнося его произведения с творчеством других немецких романтиков.

Таким образом, научная новизна заключается в том, что до последнего времени в отечественном и зарубежном литературоведении, за исключением некоторых частных работ, не было представлено комплексного решения данных проблем, включающего в себя и художественный, и философский, и мифологический аспекты изучения новелл Э.Т.А.Гофмана. Эти проблемы и являются центральными в данном исследовании.

Объектом исследования, таким образом, выступает личность и литературное творчество немецкого романтика Э.Т.А.Гофмана.

Предметом исследования избран процесс формирования и последовательного развития литературного таланта Э.Т.А.Гофмана, преимущественно в период позднего романтизма.

Материалом для исследования являются прозаические произведения Э.Т.А.Гофмана, в основном, новеллы и повести.

Методы исследования. В работе использованы принципы историко-литературного и сравнительно-типологического анализа в определении границ жанрового комплекса, сюжетных сказочных мотивов.

Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных фольклористов и литературоведов (Н.Я.Берковский, В.Гримм, Я.Гримм, А.С.Дмитриев, В.М.Жирмунский, А.В.Карельский, Е.М.Меле-тинский, В.Я.Пропп, С.В.Тураев, Д.Чавчанидзе и др.).

Практическое значение работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в лекционных курсах по истории немецкого романтизма, в соответствующих спецкурсах и спецсеминарах по проблемам как раннего, так и позднего немецкого романтизма, при издании и комментировании произведений Э.Т.А.Гофмана.

Материалы диссертации были апробированы на ежегодных региональных конференциях по проблемам взаимодействия фольклора и литературы в Адыгейском государственном университете (Майкоп), Карачаево-Черкесском государственном университете (Карачаевск), Майкопском государственном технологическом университете и др.

По теме диссертации опубликовано две монографические работы объемом 7 п.л.

Объем и структура диссертации. Основной текст диссертации составляет 138 страниц. Список использованной литературы включает 206 наименований. Диссертация состоит из введения, 3 глав и заключения.

На защиту выносятся следующие положения:

Поздние романтики в целом восприняли и углубили антикапиталистическую направленность раннеромантической

эстетики. Именно поздние романтики обогатили немецкую национальную культуру, черпая из сокровищницы национальных легенд, сказаний, песен. 3. Становление и развитие образной системы, композиции и проблематики произведений Э.Т.А.Гофмана происходило на основе контаминации или полемики индивидуального, базирующегося на фольклорных принципах, мировидения автора с художественным мышлением других романтиков -предшественников и современников.

Влияние фольклора на эволюцию его романтизма в немецкой литературе

В процессе эволюции сказка приобретает достаточно жесткую структуру, занимает своу нишу среди фольклорных, а позже и литературных Как известно, фольклорный жанр - это ряд или совокупность памятников, объединенных общностью своей поэтической системы. Специфика сказочного жанра выражается в том, что в действительность рассказываемого ни исполнитель, ни слушатель не верят.

Мотивировки действий в произведениях фольклора можно понять, обратившись к мифам и ритуалам, которые являются прародителями фольклорных жанров. Мифы и тесно связанные с ними ритуалы посвятительного и инициального типа, потеряв сначала тесную связь между собой, и, как следствие, такие определяющие черты мифа как сакральность, безусловную веру слушателя и рассказчика и т. д. - но, сохранив свои мотивы, сюжеты и героев - трансформировались в сказку волшебную.

Поздний немецкий романтизм в контексте фольклора

В течение всего XVIII века просветительская идеология и философия, возвышая человеческий разум до ранга высшего судьи, подготавливали умы для приближающейся революции. Эта революция, совершившаяся во Франции, уничтожила феодально-сословное неравенство и тем самым словно создала реальную основу для свободного развития творческих возможностей индивида. Во всяком случае, в самый первый момент своего торжества она подарила молодому поколению головокружительное ощущение раскованности и свободы. Не случайно многие из тех, кого чуть позже назовут романтиками, приветствовали ее начальные шаги. На этот энтузиазм наслоилось мощное влияние немецкой идеалистической философии (в частности, философии Фихте), вообще провозгласившей первенство сознания, духа над жизнью, материей.

Однако очень скоро к романтикам пришло разочарование, как в идеях Просвещения, так и в результатах французской буржуазной революции. Поэтому уже после 1806 года романтизм вступает во вторую фазу своего развития. Существенное влияние на формирование новых принципов оказало развернувшееся в Германии антинаполеоновское движение за национальную независимость. В национально-освободительное движение были вовлечены все классы и слои общества - дворянство, буржуазия, мелкое бюргерство, интеллигенция, плебейские слои. Однако возглавить это движение удалось дворянству и крупной буржуазии, которые были заинтересованы в том, чтобы вместе с наполеоновским господством ликвидировать буржуазные нововведения в стране и сохранить власть в руках феодальной аристократии. Те существенные изменения, которые повлекла за собой для Германии, как и для всей Европы, бурная эпоха наполеоновских и антинаполеоновских войн, внесли новые черты в характер немецкого романтизма. Наряду с дальнейшим развитием романтической традиции, заложенной в деятельности иенских романтиков, важнейшую роль здесь сыграла антинаполеоновская освободительная борьба 1806 - 1813 гг.

Значительный рост национального самосознания немецкого народа, который наблюдался в этот период, происходил на пике национализма, что обусловило усиление в позднеромантической эстетике консервативных тенденций. Этому способствовала и окончательная победа реакционных сил, реставрация в Германии в 1815 - 1830 годах феодальных отношений, хотя и в капиталистически модернизированном виде.

Теоретические искания, философско-эстетические проблемы, столь насыщавшие поиски ранних романтиков, отходят теперь на задний план. Поздний романтизм вступает в этап более конкретного художественного мышления, отражая при этом общую тенденцию романтизма к охвату объективных явлений действительности. Одним из центральных акцентов становится национальная немецкая традиция, связанная с патриотическим подъемом национального самосознания немецкого народа в борьбе с иноземной оккупацией. Именно поздние романтики обогатили немецкую национальную культуру, черпая материал из сокровищницы национальных легенд, сказаний, песен. Опираясь на народную песенную традицию, полное обновление и необычайный расцвет в творчестве Брентано, Мюллера, Эйхендорфа, Гейне, Уланда, Шамиссо переживает немецкая лирика. Блестящее развитие в творчестве получает традиция немецкой новеллистики, восходящая к произведениям раннего Тика.

Вслед за Дж.Вико и И.Г.Гердером романтики глубоко интересовались неповторимым в нации (своеобразными, первоосновными чертами национального характера, особенностями национального духа и культуры), а также своеобразием и самоценностью различных исторических эпох. Требование историзма и народности искусства, верного воссоздания колорита места и времени - одно из важнейших непреходящих завоеваний романтической теории искусства. Историзм мышления романтиков особенно наглядно и целостно реализовал себя в созданном ими жанре исторического романа (Ф.Купер, Виньи, В.Гюго и перераставший рамки романтизма В.Скотт), в трудах историков французской романтической школы (О.Тьерри, Ф.Гизо, Ф.О.Менье). Бесконечное разнообразие местных, эпохальных, национальных, исторических, индивидуальных особенностей имело в глазах романтиков определённый философский смысл: оно было обнаружением богатства единого мирового целого - универсума.

LINK3 . Фольклорные мотивы в духовно-эстетическом и сюжетно-композиционном содержании произведений .Т.А. Гофмана LINK3 Становление образной системы, композиции и проблематики произведений Э.Т.А.Гофмана происходило на основе контаминации или полемики индивидуального, базирующегося на фольклорных принципах, мировидения автора с художественным мышлением предшественников и современников.

Можно выделить целый ряд художественных особенностей основанного на фольклоре романтизма, нашедших свое отражение в творчестве Гофмана, к примеру, одушевление природы благодаря употреблению метафор, олицетворения; воспевание темы странничества, вызванного страстью к движению, к переменам, уход в природу. Это и необычайная музыкальность лирических произведений, связь с народной песней и наличие присущих ей задушевности и простоты; существенное внимание к личности, ее универсальности; выдвижение на первый план личности художника - поэта, музыканта, живописца.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Универсальность романа, характерная для эллинистической поры (множество действующих людских сил, захват больших пространств, переход из среды в среду) – его черта, любезная романтикам и их эстетике. Универсальность они готовы были рассматривать как главнейшую из его заслуг.

В романе нельзя предугадать какое значение приобретёт впервые появившийся неизвестный ещё персонаж, как и насколько, кем и чем он выдвинется. Арена романа открыта для всех. Действование человека в мире и связь его по действованию с остальными людьми есть основное и главное содержание жизни. Фридрих Шлегель высказывался против подавления в романе одним персонажем всех остальных – необходимы равные возможности для всех.

Никем и ничем не смущаемая и не ограниченная жизнь, воспринимаемая нами в романе, - это и есть соответственный ожиданиям романтиков мир прекрасных возможностей, лежащий где-то в глубине всего изображённого, дающий ему измерение вглубь. 3 Важен фон возможностей.

У романтиков сцены величайшего безобразия в жизни превращаются в фантастику, в сатиру или полусатиру, нередко перемешанную с мраком и угнетённостью.

По определению Новалиса, роман – это жизнь представленная в виде книги. Следовательно, сюжетные ухищрения в романе не предполагаются. Главное в том, как движутся через роман величины психологические и лирические. Нельзя отвлекать внимание от них. По Фридриху Шлегелю, роман делается из простейшего и ближайшего материала – из авторского жизненного опыта: на каждый период жизни – по новому роману, автор стал новым человеком – вот и настоящий повод писать роман.

Цель лирико-психологического романа немецких романтиков – передать самоизлияние жизни, до глубины заставить нас ощутить его вполне.

У романтиков – Новалиса, Тика, Эйхендорфа, Мерике – на всём, на основном и на побочном, повсюду в романе воспитания лежит печать лирики. Сам главенствующий герой вступает в роман как некое лирическое событие. Он малая величина, которой дано лирическими силами оставить свой след в жизни величин огромных, всемирных.

Тема странничества удваивается с самого начала, становясь не только желанием увидеть новые места, но воплощением романтического страстного стремления к неизведанному, к поиску истины. 10 Странничество влечёт героя во второй мир, который приоткрывается ему с помощью поэзии. Со странничеством связан и центральный символ (голубой цветок). Сновидение открывает то, что таится при дневном свете, горы противостоят долине как высокая духовность бытию; поток – вечное движение, изменение, свойственное романтическому представлению о бесконечности познания. Генрих воспринимает цветок как призыв к постижению неведомого.

У Тика и Новалиса всё содержание романа подчинено художническому видению мира. 11 Окружающий мир представлен лишь в той мере, в какой он воспринимается героем-художником: Большая масштабность романа Новалиса объясняется широким кругозором Генриха, его богатой философской мыслью.

Родиной романтизма считается Германия. Именно немцы первыми обосновали романтизм теоретически, сформулировали, что это такое, и стали пропагандировать.

Фридрих Гёльдерлин (1770-1843) – поэт, не входящий ни в какие школы, но по духу близкий иенцам. Он главным образом интересен своей биографией. Гёльдерлин был беден, при жизни почти неизвестен, одинок, любил всю жизнь чужую жену, которая ответила ему взаимностью, но уйти из семьи не могла. Вскоре после её смерти он сошёл с ума. Ему было 32 года, после этого он прожил 41 год, будучи сумасшедшим. Как поэт Гёльдерлин не очень интересен широкому читателю, его поэзия крайне усложнена. Кроме того, его произведения, как и произведения всех вышеперечисленных писателей, у нас практически не издавались, прочитать их невозможно. Гёльдерлин был одним из любимых поэтов М.И. Цветаевой.

Тень не является эквивалентом нравственности, потому что многие бесчестные люди (например, слуга Шлемиля негодяй Раскал) имеют тень. Миллионер Джон, у которого Шлемиль встретил человека в сером, имеет тень: он её продал человеку в сером, а потом выкупил её, продав душу.

Смысл: 1. Ни в коем случае нельзя отдавать за богатство никакую часть самого себя. 2. Большинство людей терпеть не могут тех, кто хоть чем-то не похож на них.

Генрих Клейст (1776-1811) – человек очень странный, слишком эмоциональный, впечатлительный, одинокий и глубоко несчастный. Ни одно из его стремлений не осуществилось. Его произведения, которыми он хотел завоевать мир, не нашли отклика у современников. Он сильно переживал поражение Германии в войне с Наполеоном в 1806 году. Также он не нашёл женщины, с которой разделил бы жизнь. В 1811 году он решил покончить жизнь самоубийством. Но что интересно, он не хотел это делать один, и вот он нашёл смертельно больную женщину, согласившуюся умереть с ним вместе. Так вот однажды Клейст сначала застрелил её, а потом себя.

Но вот Пентесилея влюбилась в великого греческого героя, непобедимого Ахилла. И теперь её цель – победить его, взять его в плен. И Ахиллу она тоже очень нравится, он знает обычаи амазонок, понимает, чего она хочет, но он не может позволить себя победить, он привык быть всегда только победителем, завоевателем, в том числе и в отношениях с женщинами. А быть побеждённым женщиной для Ахилла самый страшный позор.

Как много женщин, обнимая друга,

Твердят ему: люблю тебя так сильно,

Что съесть тебя готова от любви.

После этой страшной сцены следует другая, наполненная скрытым ужасом: Пентесилея спокойно вынимает свою стрелу из шеи убитого Ахилла, спокойно соскабливает с неё его кровь, разглаживает оперенье и аккуратно укладывает в колчан. Всё это она совершает в почти бессознательном лунатическом состоянии. Через некоторое время она приходит в себя, понимает, что она натворила, отдаёт всё оружие и умирает от горя, как бы совершая самоубийство изнутри.

Теперь я в глубину души спускаюсь,

Как в шахту. Там, холодное железо,

Я чувство нахожу уничтоженья.

Его очищу пламенем тоски,

И сталь скую, и напитаю ядом

Раскаянья, насквозь горчайшим ядом.

На вечной наковальне упований

Я заострю, я отточу кинжал,

И этому кинжалу грудь подставлю.

Так! Так! Еще! Ну вот и хорошо!

(Падает и умирает).

В пьесе очень ярко показана страшная иррациональность, сложность, противоречивость человеческой природы, в которой скрываются и могут вырываться наружу дикие животные инстинкты.

С другой стороны, в пьесе затронута серьёзная проблема взаимоотношений мужчин и женщин. По сути, вся пьеса является жёстким обвинением всего мужского мира, в котором мы живём. В этом мире идут постоянные войны и процветают лишь сильные и победители, мир существует по законам силы и насилия. Также часто строятся отношения мужчины и женщины. Амазонки – это женщины, пытающиеся защищаться от мужского насилия, отстаивать свою свободу, своё достоинство, быть равными мужчинам, но для этого им приходится фактически превратиться в мужчин, стать сильными, жёсткими, жестокими, и, в конце концов, убить в себе собственно женское начало. Клейст утверждает, что женщина в любом случае должна оставаться женщиной, нежной, слабой и т.д., чтобы уравновешивать мужскую жёсткость. Иначе рухнет этот мир. Но для этого и мужчины должны перестать унижать женщин, должны стать человечнее.

Генрих Гейне (1797-1856).

Что разъярило кровь во мне?
Клокочет грудь. Душа в огне.
Пылает кровь в горячке злой.
И злой меня снедает зной.

Взбесилась кровь и рвется вон.
Ужасный мне приснился сон:
Властитель тьмы мне подал знак
И за собой увел во мрак.

Вдруг некий дом я увидал;
Горят огни, грохочет бал,
И пир горой, и дым столбом.
И я вступаю в этот дом.

Справляют чью-то свадьбу тут.
Звенят бокалы. Гости пьют.
И я в невесте узнаю —
Кого?! — Любимую мою!

О, боже! То она, она,
Теперь с другим обручена.
В оцепененье я притих,
Встав за спиной у молодых.

Вокруг шумели. Я застыл.
Сколь горек этот праздник был!
Сидит невеста — вся огонь.
Жених — он гладит ей ладонь.

Он наполняет кубок, пьет,
Пригубив, ей передает.
Молчу, дыханье затая:
То не вино, то кровь моя!

Невеста яблоко берет:
И жениху передает.
Он режет яблоко. Гляди:
То сердце из моей груди!

В их взорах нега, страсть, призыв.
Любовно стан ее обвив,
Поцеловал ее жених.
И — смерть коснулась губ моих!

И, словно мертвый, я поник.
Свинцом сковало мой язык.
Но снова танцы! Шум и звон!
И вот плывут — она и он.

Я нем. Я мертв. Конец всему.
Он к ней прильнул, она к нему.
Он что-то шепчет ей. Она
Краснеет, томно смущена.

Не знаю, что стало со мною,

Печалью душа смущена.

Мне всё не даёт покою

Старинная сказка одна.

Прохладен воздух. Темнеет.

И Рейн уснул во мгле.

Последним лучом пламенеет

Закат на прибрежной скале.

Там девушка, песнь распевая,

Сидит на вершине крутой.

Одежда на ней золотая,

И гребень в руке золотой.

И кос её золото вьётся,

И чешет их гребнем она,

И песня волшебная льётся,

Неведомой силы полна.

Безумной охвачен тоскою,

Гребец не глядит на волну,

Не видит скалы пред собою –

Он смотрит туда, в вышину.

Я знаю, река, свирепея,

Навеки сомкнётся над ним,

И это всё Лорелея

Сделала пеньем своим.

Но Гейне уже не совсем романтик, ему свойственна ирония над излишним романтизмом, над культом возвышенной любви. Высокое у него рядом с низким, серьёзное со смешным.

Мне сон старинный приснился опять. /

Под липой сидели мы оба,

Ночною порою клялись соблюдать /

Друг другу верность до гроба.

Что было тут! Клятва за клятвою вновь /

И ласки и смех! Что тут было!

Чтоб вечно я помнил твою любовь, /

Ты в руку меня укусила.

О милая! с ясным сияньем очей, /

С опасною прелестью взгляда,

Я знаю, что клятвы в порядке вещей, /

Но вот кусаться – не надо!

На изгородь сел опечаленный Жук;

В красавицу Муху влюбился он вдруг.

"О Муха, любимая, будь мне женою.

Навеки в супруги ты избрана мною.

Тебя я одну полюбил глубоко,

К тому ж у меня золотое брюшко.

Спина моя - роскошь: и там и тут -

Рубины горят и блестит изумруд".

"Ох, нет, я не дура, я муха пока,

И я никогда не пойду за жука.

Рубины! Богатство! К чему мне оно?

Не в деньгах ведь счастье, я знаю давно.

Верна идеалам своим навсегда,

Я честная муха и этим горда".

Расстроился Жук, и в душе его рана.

А Муха пошла принимать ванну.

"Куда ты пропала, служанка Пчела?

В моем туалете ты б мне помогла:

Намылила спинку, потерла бока.

Ведь все же теперь я невеста Жука.

Прекрасная партия! Знаешь, каков! -

Не видела в жизни приятней жуков.

Спина его - роскошь. И там и тут -

Рубины горят и блестит изумруд.

Вглядишься в черты - благороднейший малый.

Подружки от зависти лопнут, пожалуй.

Скорей зашнуруй меня, Пчелка-сестрица,

Пора причесаться, пора надушиться.

Ты слышишь, уже подлетают стрекозы,

Они мне подарят чудесные розы.

Вплетут флердоранж в мой прекрасный венец,

Девичеству скоро наступит конец.

Придут музыканты - танцуй до упаду! -

Нам песню споют примадонны цикады.

Пришла вся родня, оказала мне честь,

Уж всех насекомых на свадьбе не счесть.

Крот, пастор наш, в черную ризу одет.

Пора начинать. Жениха только нет".

Жених, завершая полет виртуозный,

Тоскуя, уселся на куче навозной

И там просидел бесконечных семь лет,

Невеста меж тем обратилась в скелет.

Позднее Гейне писал яростные, злые обличительные, сатирические стихи против властей, угнетающих народ, против покорного народа, против всем довольных мещан-филистеров, проповедовал борьбу за свободу, социальную справедливость.

Как часовой, на рубеже свободы
Лицом к врагу стоял я тридцать лет.
Я знал, что здесь мои промчатся годы,
И я не ждал ни славы, ни побед.

Пока друзья храпели беззаботно,
Я бодрствовал, глаза вперив во мрак.
(В иные дни прилег бы сам охотно,
Но спать не мог под храп лихих вояк.)

Порой от страха сердце холодело
(Ничто не страшно только дураку!).
Для бодрости высвистывал я смело
Сатиры злой звенящую строку.

Ружье в руке, всегда на страже ухо,—
Кто б ни был враг — ему один конец!
Вогнал я многим в мерзостное брюхо
Мой раскаленный, мстительный свинец.

Но что таить! И враг стрелял порою
Без промаха — забыл я ранам счёт.
Теперь — увы! я все равно не скрою,—
Слабеет тело, кровь моя течет.

Свободен пост! Мое слабеет тело.
Один упал — другой сменил бойца!
Я не сдаюсь! Еще оружье цело,
И только жизнь иссякла до конца.

Одно из самых последних стихотворений Гейне прямо обращено к Богу:

Брось свои иносказанья

И гипотезы святые!

На проклятые вопросы

Дай ответы нам прямые!

Отчего под ношей крестной,

Весь в крови, влачится правый?

Отчего везде бесчестный

Встречен почестью и славой?

Кто виной? Иль воле бога

На земле не все доступно?

Или он играет нами? -

Это подло и преступно!

Так мы спрашиваем жадно

Целый век, пока безмолвно

Не забьют нам рта землею.

Да ответ ли это, полно?

1. История немецкой литературы / Н.А. Гуляев, И.П. Шибанов и др. — М., 1975. – 526 с.

2. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – М., 1973. – 567 с.

4. Дейч А.И. Судьбы поэтов: Гёльдерлин, Клейст, Гейне. – М., 1968. – 576 с.

Эрнст Теодор Амадей ГОФМАН (1776-1822).

Самый известный, интересный и значительный из немецких романтиков.

Основные особенности творчества:

1. Самая яркая особенность творчества Гофмана, главная прелесть его прозы – художественное двоемирие – сочетание в пределах одной художественной реальности двух миров – реальной, обыденной Германии начала 19 века и фантастического, сказочного мира. Многие персонажи существуют сразу в двух мирах, но в разных ипостасях, видах.

2. Часто Гофман использует приём мерцания смысла, двойственности, часто невозможно понять, показалось ли некое чудесное явление герою или приснилось во сне или оно было на самом деле, потому что в мире Гофмана возможно всё. И это очень интересно.

Первый тип произведений Гофмана – сказки, где фантастика нарочитая, явная, т.е. нет никаких сомнений, что всё это имеет к реальной жизни только символический смысл, как в любой сказке. Это игра для взрослых с серьёзным намёком.

Эта сказка тоже яркий пример двоемирия. Хотя в сказке не два мира, а три: 1) реальная Германия, 2) мир сказки об орехе Кракатук, 3) кукольное царство, мир детской мечты, где всё сделано из сладостей и где главная героиня - девочка Мари стала принцессой со своим принцем Щелкунчиком.

Гофман здесь посредством фантастики и гротеска показал и разоблачил реальное явление, часто бывает, что высокий пост занимает полное ничтожество, а окружающие делают вид, что не замечают его несоответствия занимаемой должности. Попадает ничтожество на высокий пост в реальности с помощью влиятельных родственников, например. И точно также как в сказке Гофмана ничтожество у власти использует таланты других людей, присваивая их как бы себе, примазываясь к ним, делая карьеру за счёт других.

Другой тип произведений Гофмана – страшные мистические рассказы. В них уже почти нет нарочито игровой, сказочной фантастики, в них есть мистика. Фантастика – это то сверхъестественное, которого нет на самом деле, мистика – это то сверхъестественное, в существовании которого автор уверен и намерен уверить читателя. Мистика – это очень серьёзно. В основном мистические рассказы Гофмана страшные, в них появляется нечистая сила.

Главного героя монаха Медарда ведёт по жизни и помогает ему тёмная дьявольская сила. Однажды он выпил старый элексир, которым, по преданию, сам Сатана хотел напоить, соблазнить, искусить одного из самых известных католических святых святого Антония. Медарда одолевают иррациональные неуправляемые страсти - гордыня, жажда земных наслаждений, и он убегает из монастыря, потом с ним происходят разные, в основном страшные, приключения. Самое невероятное событие – главного героя случайно принимают за другого человека, и даже любовница не замечает подмены, и он начинает проживать чужую жизнь. Завершается роман раскаянием героя.

Третий тип произведений Гофмана – психологические рассказы, о разнообразных очень необычных психологических явлениях – без мистики, но в основном мрачного свойства.

Так как в центре сюжета – раскрытие целой серии таинственных убийств, то многие считают рассказ первым детективом в мировой литературе. Но это не совсем так. В классическом детективе обязательно преступление раскрывается силой разума и логики, здесь же истину открывает главная героиня - престарелая мадемуазель де Скюдери, но не благодаря разуму, а вопреки ему, все улики и логика указывали на то, что преступник – подмастерье Кардильяка - Оливье, но она своим чутким сердцем чувствовала, что он невиновен, но доказать ничего не могла. Правда потом сама раскрылась. То есть, разгадывания интеллектуальной загадки нет, значит, и детектива нет.

Читайте также: