Физика осенью 7 класс сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Развивающая:
способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;
способствовать развитию логического мышления;
развивать умению выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.

Воспитательная:
способствовать формированию научного мировоззрения и бережного отношения к природе;
пробуждать познавательный интерес, к предмету и окружающим явлениям;
развивать способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе;
формировать умению критически, но объективно оценивать предметы, явления.

Программа рекомендуется для работы, с целью привития интереса к предмету, формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности, углубления и расширения знания по физике, а также отдельные фрагменты занятий могут быть использованы на уроках физики.

ВложениеРазмер
zanimatelnaya_fizika_7_klass.docx 22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа рекомендуется для работы, с целью привития интереса к предмету, формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности, углубления и расширения знания по физике, а также отдельные фрагменты занятий могут быть использованы на уроках физики.

Элективный курс является важной содержательной частью предпрофильной подготовки учащихся среднего звена. Данный элективный курс дает возможность самостоятельно выполнять задания разного уровня, связанные с исследовательской и конструктивной деятельностью, повышает интерес к физике как к предмету и покажет, что знания, полученные на занятиях курса, можно применять в разных отраслях деятельности человека.

На преподавание курса отводится 17 часов (0,5 час в неделю). Курс рассчитан для учащихся 7 класса и учитывает возрастные особенности школьника.

  • Расширить представления учащихся об окружающем мире, удовлетворить интерес к устройству окружающих их предметов, механизмов, машин и приборов, способствовать развитию творческих способностей.
  • Способствовать развитию интереса к изучению физики.
  • Расширить и углубить знания учащихся.
  • Развить интерес и способность к самоорганизации, готовность к сотрудничеству, активность и самостоятельность, умение вести диалог.
  • Создать условия для развития творческого потенциала каждого ученика.

В результате изучения элективного курса учащиеся должны уметь:

  • Проводить наблюдения и опыты;
  • Использовать полученную информацию в различных жизненных ситуациях;
  • Высказывать собственные суждения, вести диалог;
  • Обосновать свою точку зрения.

Программа курса направлена на повышение интереса к физике и способствует лучшему усвоению материала, на создание условий для самостоятельной творческой деятельности учащихся, на развитие интереса к практической деятельности на материале простых увлекательных опытов.

Поскольку наблюдения и опыты являются источниками знаний о природе, ученики выступают в роли физиков-исследователей. Выполнение самостоятельных практических работ обеспечивает связь физического эксперимента с изучаемым теоретическим материалом, что позволяет детям, позволяет самостоятельно делать обобщения и выводы.

Учитель выступает в роли консультанта. В большей степени необходимо понимать и чувствовать, как учится ребенок, координировать и направлять его деятельность, учить учится. Лучшим вариантом в организации этого курса является проектная деятельность.

Содержание учебного материала

Количество часов, отводимое на выполнение

Физика и времена года: физика осенью, физика зимой, физика весной, физика летом

Дюжина кухонных экспериментов.

Физика и электричество.

Сделай и исследуй сам.

Какова связь между прекрасной осенней порой и физикой?

Физика - наука о природе, а в природе осенью происходят удивительные перемены. Бывает так, что еще вчера мы любовались пышной красотой "природы увяданья", голубизной неба, белой паутиной в лучах заходящего солнца, а сегодня с рассвета неожиданно заморосил дождь, подул холодный ветер, срывая с деревьев еще не отжившую листву. Ведь не зря говорят: "Осень - на дню погод восемь".

Изучение физики строится на основе опыта и наблюдений физических явлений. Осень дает прекрасную возможность пронаблюдать эти явления в естественных условиях: в поле, на даче, на огороде, у жаркой, натопленной печки, найти новые "осенние" вопросы по физике и ответы на них.

а) Осенние облака.

б) Атмосферное давление осенью.

в) Зачем нужны двойные рамы в окнах? Осенью у печки:.

г) Задания для экскурсии на осеннюю природу.

Физика - наука о природе. Можно ли изучать природу зимой? Конечно, можно.

а) "Что такое зима?", " А почему зимой становится холодно?".

б) " Как изменится объем воды, когда плавающий в ней кусок льда растает?".

в) Анкета для вещества.

г) Составление энциклопедии " Физика и зима ". Составить занимательную энциклопедию физических вопросов о зимней явлениях, описанных в научно-популярной литературе.

Весна - прекрасный и удивительный сезон года. Она длится несколько месяцев и характеризуется астрономическими, климатическими, синоптическими, или фенологическими, признаками.

а) Когда начинается весна?

б) Весенняя лаборатория.

в) Весна в саду. Что значит " закрыть влагу"? "Сухой полив".

г) Физические явления весной. Наблюдения за туманом

д) Прилет журавлей.

Лето - пора максимальной жизнедеятельности не только человека, но и всей природы, наибольшего подогрева земной поверхности и самых длинных дней в году. Подавляющее большинство явлений наблюдать всюду. Как разнообразен мир и каждый раз - по-своему удивителен!

а) Какой месяц лета самый жаркий?

б) На рыбалке. Вода в пруду.

в) Жаркое лето и пчелы.

г) На качелях "дух захватывает".

д) Как услышать ультразвук?

е) Как и когда правильно срезать цветы?

ж) Опыты на даче.

з) Загадочное окно. Виден ли солнечный свет? Почему облака не падают?

Опыты "Фокус ладони", "Опорожнить стакан", "Прищепка - акробат", "Яйцо в бутылке", "Скользящий стакан", "Кипение воды в бумажной кастрюле", Звучащая монета", "Щепотка соли".

Зачем же любители бани с азартом мучают себя?

Почему можно сесть на нагретое дерево при определенной температуре, а на железо уже нельзя - обожжешься?

Почему нужно подбрасывать воду маленькими порциями, а не выливать на каменку сразу большую порцию?

Зачем воду холодную на порог льют?

Известно, что чувства человека оказывают большое влияние на его мышление. Оказывается, наша эмоциональная память о праздниках сохраняет также в сознании и многие приятные переживания и ситуации, которые связаны с физическими явлениями, процессами, законами. Попробуем увидеть физику явлений в праздничных ситуациях. Уверены, что если вы пристально посмотрите вокруг себя, то увидите не только мир физики на празднике, но и праздник в мире физики.

  1. Флаги на ветру.
  2. Колокольный звон. Звон бокалов.
  3. Бриллиантовые украшения.
  4. Свадьба и давление на пол.
  5. Как душно в комнате! Гости на балконе.
  6. Кулебяка на день рождения.
  7. Праздничные подсвечники из воды.
  8. Перед зеркалом.
  9. Предпраздничная суета.
  10. Праздник в парке. Салют на площади.
  11. Сколько лампочек нужно?
  • Физика и электричество

1. Поглаживая в темноте черную кошку сухой ладонью, можно заметить небольшие искорки, возникающие между рукой и шерстью. Что здесь происходит?

2. Проводя опыты с электризацией человека, его ставят на изолированную скамеечку. Почему?

3. Какова (приблизительно) электроемкость человека?

4. Каких рыб называют живыми электростанциями? Как велико напряжение, создаваемое ими?

5. Почему опасно во время грозы стоять в толпе?

6. Молния чаще ударяет деревья с глубоко проникающими в почву корнями. Почему?

7. Почему из всех деревьев чаще всего молнией поражается дуб?

8. Почему птицы безнаказанно садятся на провода высоковольтной передачи? Реагируют ли животные на магнитное поле?

Человеческий организм и его действия так же интересны для физики, как и любые другие окружающие нас природные явления и предметы. Рассмотрим вопросы, относящиеся к физическим свойствам и особенностям человека. Их можно использовать для объяснения различных жизненных ситуаций, при обсуждении ряда проблем о человеческом организме.

  1. Познай себя, свой организм, свое физическое тело с точки зрения физики!
  2. Какой палец сильнее? Мощность человека.
  3. Как повернуться на стуле-вертушке?
  4. Испарение воды в организме человека.
  5. Как человек дышит? Присесть - встать. Пульс. Физические параметры человека.
  6. Тепловые ощущения.
  7. Каков вес тела? "Собственные размеры".
  • Экспериментальная физика

Учащимся предлагается проделать простейшие опыты и дать им объяснения. Очень важно при проведении опытов и выполнения заданий опираться не только на бытовые наблюдения явлений, но и привлекать для этого знания из школьного курса физики - понятия, величины, правила, законы, теоретические положения. Это позволит лучше усвоить их на практике сквозь призму основного физического метода - эксперимента.

  • Опыты со спичками.
  • Устойчивость спичечной коробки.
  • Как горит спичка?
  • Где меньше спичек?
  • Спичка "водолаз".
  • Спичка и пуговица.
  • Ракета со "спичечным" топливом.
  • Спичка для похода.
  • Какие бывают спички?
  • Когда труднее разламывать спичку?
  • Сделай и исследуй сам

"Уравновесить свечу", фокус с бумажными полосками, "Как намагнитить кочергу?", "Две фотографии", "Интересная морковь", "Исследование по Архимеду", "Воздушные шары", "Мыльные пузыри", "Сосульки", "Высота звука".

Знания, умения и навыки:

В результате изучения элективного курса учащиеся должны уметь:

- уметь проводить наблюдения и опыты;

- использовать полученную информацию в различных жизненных ситуациях;

- высказывать собственные суждения, вести диалог;

- обосновать свою точку зрения;

  1. Гальперштейн Л. Забавная физика: Научн. -попул. кн. - М.: Дет. лит., 1993. - 255 с.
  2. Коган Б.Ю. Сто задач по механике. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1973. - 78 с.
  3. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты: Для сред. И стар. возраста. - Мн.: Беларусь, 1994. - 448 с.
  4. 5 минут на размышление: Занимательные задачи, игры со спичками, домино, головоломки, забавы. - Мн.: Университетское, 1993. - 104 с.
  5. Хуторской А.В.,Хуторская Л.Н. Увлекательная физика: Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов. - М:АРКТИ,2001. -192 с. проекты по темам: "Физика осенью", "Физика весной", "Физика зимой", "Физика человека", "Праздничная физика", "Высота тона и частота колебаний", "Физика и электричество".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для 6 класса "Занимательная физика"

Урок проводился на день открытых дверей в школе.Можно использовать для проведения недели физики в школе.


Викторина "Занимательная физика" 7 класс

Занимательная викторина с заданиями, загадками и опытами по физике.


Мероприятие проводится с целью формирования у учащихся 5-6 классов познавательного интереса к предмету.


Внеклассное мероприятие. Конкурс для учеников 7-го класса "Занимательная физика"

Представленное внеклассное мероприятие по физике позволяет в интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные при изучении курса физики 7-го класса. Научить видеть проявления изученных .

программа внеурочной деятельности в 5 классах "Занимательная физика"

Внеурочка в 5-6 классах.

программа внеурочной деятельности в 5 классах "Занимательная физика"

Внеурочка в 5-6 классах.

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса "Занимательная физика"Цели урока:повторить в игровой форме физические понятия,расширить кругозор учащихся,научить применять знания в новой ситуации,воспит.

Что такое явления природы? Какие они бывают? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье. Материал может быть полезен как для подготовки к уроку окружающий мир, так и для общего развития.

Все что нас окружает и не создано человеческими руками, является природой.

Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями. Вращение Земли, её движение по орбите, смена дня и ночи, смена времён года – это примеры природных явлений.

Времена года еще называют сезонами. Поэтому явления природы, связанные со сменой времён года, называются сезонными явлениями.

Явления природы

Природа, как известно, бывает неживая и живая.

К неживой природе относится: Солнце, звёзды, небесные тела, воздух, вода, облака, камни, полезные ископаемые, почва, осадки, горы.

К живой природе относятся растения (деревья), грибы, животные (звери, рыбы, птицы, насекомые), микробы, бактерии, человек.

В этой статье мы рассмотрим зимние, весенние, летние и осенние явления природы в живой и неживой природе.

Зимние явления природы

  • Снег – разновидность зимних атмосферных осадков в виде кристалликов или хлопьев.
  • Снегопад – обильное выпадение снега зимой.
  • Пурга – сильная низовая метель, которая возникает преимущественно в равнинной безлесной местности.
  • Вьюга — снежная буря с сильным ветром.
  • Снежная буря – зимнее явление в неживой природе, когда сильный ветер поднимает облако сухого снега, и ухудшает видимость при низкой температуре.
  • Буран – метель в степной местности, на открытых местах.
  • Метель – перенос ветром выпавшего ранее и (или) падающего снега.
  • Гололедица образование тонкого слоя льда на поверхности земли в результате похолодания после оттепели или же дождя.
  • Гололёд – образование слоя льда на поверхности земли, деревьях, проводах и других предметах, которые образуются после замерзания капель дождя, мороси;
  • Сосульки — обледенение при стоке жидкости в виде заостренного книзу конуса.
  • Морозные узоры – это, по сути, иней, который образуется на земле и на ветвях деревьев, на окнах.
  • Ледостав – природное явление, когда устанавливается сплошной ледяной покров на реках, озерах и других водоемах;
  • Облака — скопление взвешенных в атмосфере водных капель и ледяных кристаллов, видимые на небе невооруженным глазом.
  • Лед – как явление природы – это процесс перехода воды в твердое состояние.
  • Мороз – это явления, когда температура опускается ниже 0 градусов Цельсия.
  • Изморозь — белоснежный пушистый налет, нарастающий на ветвях деревьев, проводах в тихую морозную погоду, главным образом при тумане, появляющийся с первыми резкими похолоданиями.
  • Оттепель — теплая погода зимой с таянием снега и льда.
  • Зимняя спячка медведя — период замедления жизненных процессов и метаболизма у гомойотермных животных в периоды малодоступности пищи.
  • Впадение в спячку ежей – в связи с недостаток питания в зимний период ежи впадают в спячку.
  • Смена окраса зайца с серого на белый — это механизм, с помощью которого зайцы приспосабливаются к смене окружающей среды.
  • Смена окраса белки с рыжего на голубовато-серый — это механизм, с помощью которого белки приспосабливаются к смене окружающей среды.
  • Прилетают снегири, синицы
  • Люди оделись в зимнюю одежду

Весенние явления природы

  • Ледоход — движение льда по течению во время таяния рек.
  • Снеготаяние – явление природы, когда начитает таять снег.
  • Проталины – явление ранней весны, когда появляются участки, оттаявшие от снега, чаще всего вокруг деревьев.
  • Половодье – ежегодно повторяющаяся в одно и то же время фаза водного режима реки с характерным поднятием уровня воды.
  • Термальные ветры – это общее название для ветров, связанных с перепадом температур, который возникает между холодной весенней ночью и относительно теплым солнечным днем.
  • Первая гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, которые сопровождаются громом.
  • Таяние снега
  • Журчание ручейков
  • Капель -падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.
  • Цветение раннецветущих растений (кустов, деревьев, цветов)
  • Появление насекомых
  • Прилет перелётных птиц
  • Сокодвижение у растений – то есть перемещение воды и растворенных в ней минеральных веществ от корневой системы к надземной части.
  • Распускание почек
  • Появление цветка из почки
  • Появление листвы
  • Пение птиц
  • Рождение детенышей зверей
  • Просыпаются медведи и ежи после зимней спячки
  • Линька у животных – смена зимней шубы на терние

Летние явления природы

  • Гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, которые сопровождаются громом.
  • Молния — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим ее громом.
  • Зарница — мгновенные вспышки света на горизонте при отдаленной грозе. Наблюдается это явление, как правило, в темное время суток. Раскатов грома при этом не слышно из-за дальности, но видны вспышки молнии, свет которых отражается от кучево-дождевых облаков (преимущественно их вершин). Явление в народе приурочивали к концу лета, началу сбора урожая, и иногда называют хлебозарами.
  • Гром — звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии.
  • Град — разновидность ливневых осадков, состоящих из кусочков льда.
  • Радуга — одно из красивейших явлений природы, возникающее в результате преломления солнечного света в капельках воды, взвешенных в воздухе.
  • Ливень — сильный (проливной) дождь.
  • Жара — состояние атмосферы, характеризующееся горячим, нагретым солнечными лучами воздухом.
  • Роса — маленькие капли влаги, оседающие на растениях или почве при наступлении утренней прохлады.
  • Летние теплые дожди
  • Зеленеет трава
  • Расцветают цветы
  • В лесу растут грибы и ягоды

Осенние явления природы

Необычные явления природы

Какие явления природы еще существуют? Кроме описанных выше сезонных явлений природы можно назвать еще несколько, которые не связанны с каким-то временем года.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Козлова Ольга Васильевна,

классный руководитель 9 класса

ГБОУ г. Севастополя

Ноябрь: "В ноябре зима с осенью борется", "Ноябрь капризен, то плачет, то смеется".

Если игру проводить игру между командами трех классов или между тремя командами из одного класса, то на картинках осенних листьев можно написать фразы о месяцах. Кто вытянет название одного месяца – член команды.

Разместить высказывания о месяцах как оформление зала (кабинета). На листьях эти же надписи можно разбить на кусочки, раздать в произвольном порядке (вперемешку). Составить как пазлы. Сложилась фраза – собралась команда.

Если высказывания о месяцах не размещать на видимом месте, а только на листьях эти же надписи разбить на кусочки, раздать в произвольном порядке (вперемешку). Составить как пазлы. Готов еще один конкурс.

Что делает лицеист с наступлением осени? Приходит или приезжает в лицей на уроки.

Вы приезжаете в лицей из разных точек города, успешно штурмуя транспорт и достойно уступая право учителям первыми пройти в двери кабинетов.

Задание: Изобразите под музыку и команды учителя старинные и современные меры длины, которыми можно измерить ширину и высоту дверей в лицее

- локоть, пядь, дюйм.

- косая сажень, фут,

- 1 метр, 1 дециметр

А теперь, все вместе: локоть, пядь, дюйм, косая сажень, фут, 1 метр, 1 дециметр, локоть, пядь, дюйм, косая сажень, фут, 1 метр, 1 дециметр.

Оценки за гимнастику выставляет жюри.

Задача № 1: Разминка или осенний дождь вопросов:

- угол падения лучей Солнца на Землю осенью (острый, тупой, смежный)

- Земля находится от Солнца осенью по сравнению с летом (дальше, ближе, на таком же расстоянии)

- утром на траве и листьях (роса, иней, град)

- перелетные птицы устремляются к… (Южному полюсу Земли, к экватору, к северному магнитному полюсу Земли)

- они летят…(треугольником, клином, винтом)

- смена времен года заметна менее всего….(на полюсе, в средних широтах, за окнами лицея, на экваторе,

- скорость испарения луж зависит от …(глубины лужи, скорости ветра, массы воды в ней,

- продолжительность месяца определяется …(процессом вращения Земли вокруг оси, Земли вокруг Солнца, Луны вокруг Земли)

Осень – это пора таинственная, загадочная, волшебная, поэтому наступило время таинств, загадок и волшебства.

Задача № 2: Команды, поочередно, должны узнать осенние явления или связанные с приметами осени физические тела:

Тсил (лист), йени (иней), ялмез (земля);

Окалбо (облако), оверед (дерево), йынёлез (зелёный);

Джод (дождь), намут (туман), йынсарк (красный);

Икзоромаз (заморозки), ашороп (пороша), йымлёж (жёлтый);

Ажул (лужа), ачут (туча), бирг (гриб);

Несо (осень), текуб (букет), еорес (серое).

И все-таки, нам не обойтись без темы задумчивости, печали, грусти на осеннем балу. Осенью все в природе замирает, и лихая летняя удаль сменяется степенным осенним спокойствием. Но это происходит лишь с природой. На человека же осень оказывает потрясающее воздействие. Буйство красок увядающей природы будит творчество, подсказывает ему все новые и новые поэтические строчки, продолжая казалось бы знакомые некогда сказанные строки, связанные с кокеткой осенью.

Каждая команда представляет свою версию. Оценку выставляет жюри.

Задача № 4.

Задание: Один учащийся группы выполняет роль источника воды, держа бутылку любым способом, а остальные советами и физическими воздействиями помогают ему вылить воду побыстрее. Назовите характер движения воды, физические понятия и величины, связанные с механическим движением.

( Конкурс на время. )

Блюдо первое и не виртуальное. Перед вами на блюде 2 яйца. Как определить, не разбивая их, какое сварено круто, а какое - осталось сырым?

Условие: Баллы выставляются за правильно обоснованный ответ, а так же баллы снимаются за плохое поведение за столом.

Ответ: при вращении вареное яйцо движется дольше, чем сырое потому, что у сваренного яйца желток и белок образуют единое тело с общим центром масс, а у сырого яйца при вращении происходит смещение желтка и белка, следовательно движение замедляется быстрее.

Творческая задача: (конкурс для болельщиков)

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И| лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде,

Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще да первых зимних бурь,
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле..

Осень! Осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглою волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать! .

Слегка изменив строки Шекспира, можно сказать, обращаясь к вам, ПРИНЦЕССЫ ОСЕНИ,

«Пора чудес пришла,

и нам подыскивать приходится причины

1. Пришла без красок и без кисти
и перекрасила все листья. (Осень)

6. Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
И бормочет, и поет - убаюкивает? (Дождь)

3. Без рук, без ног,

а в подворотню лезет. (Ветер)

7. Она под осень умирает
И вновь весною оживает,
Коровам без нее - беда,
Она их главная еда. (Трава)

5. Сидит - зеленеет,
Падает - желтеет,
Лежит - чернеет. (Лист)

4. Над рекой над долиной
Повисла белая холстина. (Туман)

2. Дождлива, да сытна. (Осень)

И снова осени портрет

Природа вешает в гостиной,

Под звуки песни журавлиной,

Под листьев золотистый свет…

Король Осени хотел бы знать, кто из вас сможет преодолеть испытание № 2:

Задание: О каком месяце осени говорится в отрывке стихотворения?

(А.А. Фет) Сентябрь

(А.С. Пушкин) октябрь

(А.С. Пушкин) ноябрь

Сентябрь:
Опустел наш школьный сад
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к вам пришел?

Октябрь:
Все мрачней лицо природы -
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса
Мишка в спячку завалился
Что за месяц к вам явился?

Ноябрь:
Поле черно-белым стало
Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи!

Осенний дождь прошел – испытание для вас прекратилось, ПРИНЦЕССЫ ОСЕНИ. (отдают поглощенные ими капли влаги). Учитываются конкурсные элементы осеннего костюма(дополнительно)


"Мудр не тот, кто много знает, а тот, чьи знания полезны"
Эсхил

Пояснительная записка

Предлагаемая программа элективного курса "Мир занимательной физики" рассчитана для учащихся 7 классов.

Программа рекомендуется для работы, с целью привития интереса к предмету, формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности, углубления и расширения знания по физике, а также отдельные фрагменты занятий могут быть использованы на уроках физики.

Элективный курс является важной содержательной частью предпрофильной подготовки учащихся среднего звена. Данный элективный курс дает возможность самостоятельно выполнять задания разного уровня, связанные с исследовательской и конструктивной деятельностью, повышает интерес к физике как к предмету и покажет, что знания, полученные на занятиях курса, можно применять в разных отраслях деятельности человека.

На преподавание курса отводится 34 часа (1 час в неделю). Курс рассчитан для учащихся 12-13 лет и учитывает возрастные особенности школьника.

  • Расширить представления учащихся об окружающем мире, удовлетворить интерес к устройству окружающих их предметов, механизмов, машин и приборов, способствовать развитию творческих способностей.
  • Способствовать развитию интереса к изучению физики.
  • Расширить и углубить знания учащихся.
  • Развить интерес и способность к самоорганизации, готовность к сотрудничеству, активность и самостоятельность, умение вести диалог.
  • Создать условия для развития творческого потенциала каждого ученика.

Программа курса направлена на повышение интереса к физике и способствует лучшему усвоению материала, на создание условий для самостоятельной творческой деятельности учащихся, на развитие интереса к практической деятельности на материале простых увлекательных опытов.

Поскольку наблюдения и опыты являются источниками знаний о природе, ученики выступают в роли физиков-исследователей. Выполнение самостоятельных практических работ обеспечивает связь физического эксперимента с изучаемым теоретическим материалом, что позволяет детям, позволяет самостоятельно делать обобщения и выводы.

Учитель выступает в роли консультанта. В большей степени необходимо понимать и чувствовать, как учится ребенок, координировать и направлять его деятельность, учить учится. Лучшим вариантом в организации этого курса является проектная деятельность.

Учебно-тематическое планирование

Номера уроков Содержание учебного материала Количество часов, отводимое на выполнение
1-9 Физика и времена года: физика осенью, физика зимой, физика весной, физика летом 9 час.
10,11 Дюжина кухонных экспериментов. 2 час.
12,13 Физика в бане 2 час.
14 Турнир "Житейские тесты". 1 час.
15,16 "Праздничная" физика 2 час.
17, 18 "Денежная" физика 2 час.
19,20 Физика и электричество. 2 час.
21, 22 Физика человека. 2 час.
23, 24 Эвристическая физика. 2 час.
25 - 28 Экспериментальная физика. 4 час.
29-31 Сделай и исследуй сам. 3 час.
32-34 Защита презентаций-проектов 3 час.

Итого: 34 часа

Содержание программы

Физика осенью:

Какова связь между прекрасной осенней порой и физикой?

Физика - наука о природе, а в природе осенью происходят удивительные перемены. Бывает так, что еще вчера мы любовались пышной красотой "природы увяданья", голубизной неба, белой паутиной в лучах заходящего солнца, а сегодня с рассвета неожиданно заморосил дождь, подул холодный ветер, срывая с деревьев еще не отжившую листву. Ведь не зря говорят: "Осень - на дню погод восемь".

Изучение физики строится на основе опыта и наблюдений физических явлений. Осень дает прекрасную возможность пронаблюдать эти явления в естественных условиях: в поле, на даче, на огороде, у жаркой, натопленной печки, найти новые "осенние" вопросы по физике и ответы на них.

Разбор ситуаций:

а) Осенние облака.

б) Атмосферное давление осенью.

в) Зачем нужны двойные рамы в окнах? Осенью у печки:.

г) Задания для экскурсии на осеннюю природу.

Физика зимой:

Физика - наука о природе. Можно ли изучать природу зимой? Конечно, можно.

а) "Что такое зима?", " А почему зимой становится холодно?".

б) " Как изменится объем воды, когда плавающий в ней кусок льда растает?".

в) Анкета для вещества.

г) Составление энциклопедии " Физика и зима ". Составить занимательную энциклопедию физических вопросов о зимней явлениях, описанных в научно-популярной литературе.

Физика весной:

Весна - прекрасный и удивительный сезон года. Она длится несколько месяцев и характеризуется астрономическими, климатическими, синоптическими, или фенологическими, признаками.

а) Когда начинается весна?

б) Весенняя лаборатория.

в) Весна в саду. Что значит " закрыть влагу"? "Сухой полив".

г) Физические явления весной. Наблюдения за туманом

д) Прилет журавлей.

Физика летом:

Лето - пора максимальной жизнедеятельности не только человека, но и всей природы, наибольшего подогрева земной поверхности и самых длинных дней в году. Подавляющее большинство явлений наблюдать всюду. Как разнообразен мир и каждый раз - по-своему удивителен!

а) Какой месяц лета самый жаркий?

б) На рыбалке. Вода в пруду.

в) Жаркое лето и пчелы.

г) На качелях "дух захватывает".

д) Как услышать ультразвук?

е) Как и когда правильно срезать цветы?

ж) Опыты на даче.

з) Загадочное окно. Виден ли солнечный свет? Почему облака не падают?

5. Дюжина кухонных экспериментов

Опыты "Фокус ладони", "Опорожнить стакан", "Прищепка - акробат", "Яйцо в бутылке", "Скользящий стакан", "Кипение воды в бумажной кастрюле", Звучащая монета", "Щепотка соли".

6. "Физика в бане"

Зачем же любители бани с азартом мучают себя?

Почему можно сесть на нагретое дерево при определенной температуре, а на железо уже нельзя - обожжешься?

Почему нужно подбрасывать воду маленькими порциями, а не выливать на каменку сразу большую порцию?

Зачем воду холодную на порог льют? (Приложение 1)

7. "Праздничная" физика

  1. Флаги на ветру.
  2. Колокольный звон. Звон бокалов.
  3. Бриллиантовые украшения.
  4. Свадьба и давление на пол.
  5. Как душно в комнате! Гости на балконе.
  6. Кулебяка на день рождения.
  7. Праздничные подсвечники из воды.
  8. Перед зеркалом.
  9. Предпраздничная суета.
  10. Праздник в парке. Салют на площади.
  11. Сколько лампочек нужно?

8. "Денежная" физика

  1. Вода и деньги. Конфеты и деньги.
  2. Как достать монету. "Крепкие" деньги.
  3. Как определить подделку доллара?
  4. Мешок с монетами не горит. Несгораемые деньги.
  5. Как упадут монеты? Изображение монеты меняется. (Приложение 2)

9. Физика и электричество

1. Поглаживая в темноте черную кошку сухой ладонью, можно заметить небольшие искорки, возникающие между рукой и шерстью. Что здесь происходит?

2. Проводя опыты с электризацией человека, его ставят на изолированную скамеечку. Почему?

3. Какова (приблизительно) электроемкость человека?

4. Каких рыб называют живыми электростанциями? Как велико напряжение, создаваемое ими?

5. Почему опасно во время грозы стоять в толпе?

6. Молния чаще ударяет деревья с глубоко проникающими в почву корнями. Почему?

7. Почему из всех деревьев чаще всего молнией поражается дуб?

8. Почему птицы безнаказанно садятся на провода высоковольтной передачи? Реагируют ли животные на магнитное поле?

10. "Физика" человека

  1. Познай себя, свой организм, свое физическое тело с точки зрения физики!
  2. Какой палец сильнее? Мощность человека.
  3. Как повернуться на стуле-вертушке?
  4. Испарение воды в организме человека.
  5. Как человек дышит? Присесть - встать. Пульс. Физические параметры человека.
  6. Тепловые ощущения.
  7. Каков вес тела? "Собственные размеры".

11. Эвристическая физика

Не все задания и вопросы имеют однозначные или "правильные" решения. Попробуем выполнить так называемые "открытые" задания, которые направлены не столько на поиск известных решений, сколько на ваши собственные открытия, совершаемые с помощью методов физической науки. Помогут методы, которые называются эвристическими - фантазирование, гиперболизацию (преувеличение), "вживание" в изучаемый предмет или явление, "мозговой штурм".

Данные ответы не являются единственно возможными, а иногда они оказываются и вовсе непостижимыми, противоречащими общепринятым знаниям:

Явления. Перечислите как можно больше физических явлений, которые относятся к оконному стеклу. Дайте краткие пояснения каждому случаю.

Версия. Чем и почему шум хвойного леса отличается от шума лиственного леса?

Гипотеза. Опишите, что было бы, если б вдруг исчезла тяжесть на Земле, т.е все предметы существа полностью потеряли свой вес?

Конструкция. Придумайте игрушки, принцип действия которых основан на законе Паскаля. Опишите ее принцип действия. Возможен чертеж или рисунок, поясняющий устройство и применение вашей игрушки.

Эксперимент.

Закон. В физике существует понятие силы тяжести. А могла бы существовать "сила легкости"? Какие физические явления она тогда характеризовала бы? С какими другими физическими величинами она была бы связана? Составьте и обоснуйте формулу, связывающую "силу легкости" с другими величинами (возможно, с такими, которых в физике пока нет).

Теория. "Воздух колеблется" когда сквозь открытую весной форточку смотрим на улицу или когда глядим на небо над трубой горящей печи. Что же мы на самом деле видим?

Исследование. Исследуйте такое явление, как скрип. Приведите обнаруженные вами факты и дайте им теоретическое объяснение. Возможны пояснительные рисунки и схемы.

12. Экспериментальная физика

  • Опыты со спичками.
  • Устойчивость спичечной коробки.
  • Как горит спичка?
  • Где меньше спичек?
  • Спичка "водолаз".
  • Спичка и пуговица.
  • Ракета со "спичечным" топливом.
  • Спичка для похода.
  • Какие бывают спички?
  • Когда труднее разламывать спичку?(Приложение 3)

13. "Свеча горела на столе. "

  1. Горящая свеча в произведениях искусства, в жизни.
  2. Почему гаснет свеча?
  3. Где изображение свечи?
  4. Свеча и вилка.
  5. Водяной подсвечник и гадание на свечах.
  6. Куда отклонится пламя свечи?
  7. Лопата, снег и свеча.
  8. Мерцающее угасание свечи.(Приложение 4)

14. Сделай и исследуй сам

"Уравновесить свечу", фокус с бумажными полосками, "Как намагнитить кочергу?", "Две фотографии", "Интересная морковь", "Исследование по Архимеду", "Воздушные шары", "Мыльные пузыри", "Сосульки", "Высота звука".

Читайте также: