Фгуп северное машиностроительное предприятие сообщение

Обновлено: 02.07.2024

В 1983 году ВМФ была передана опытная глубоководная титановая АПЛ проекта 685 с глубиной погружения до 1000 м. Она стала самой глубоководной боевой АПЛ в истории подводного кораблестроения. Дальше ещё больше. С 1990 года Севмашем построено более сотни военных и гражданских судов различного класса и назначения (подводные лодки, авианосец, буксиры, мини-балкеры, понтоны, баржи, рыборазводные заводы) для иностранных заказчиков, крупнотоннажные средства по добыче нефтегазовых ископаемых на шельфе Северного Ледовитого Океана для предприятий нефтегазового комплекса. В итоге, за всё время своей работы заводом построено и передано 45 боевых надводных кораблей и 172 подводных лодок (40 дизельных и 132 атомные).

Сегодня Севмаш - это мощный многопрофильный производственный комплекс, объединяющий в своей структуре более 100 подразделений и расположенный на территории 300 Га, на минуточку, шесть государств Ватикан здесь бы с лёгкостью разместились, при этом оснащенный, как самым современным, так и проверенным временем оборудованием. Его производственные мощности объединены в две самостоятельные поточные линии: первая это цехи металлургии и судового машиностроения; вторая цехи судоверфи и достройки. Его мощности могут переработать до 80 тысяч тонн листового проката в год. Возможности стапелей позволяют строить суда дедвейтом до 100 000 тонн и шириной корпуса до 38 метров. Предприятие располагает стапельными местами в крытых эллингах общей площадью более 100 000 м2. Возможности Севмаша позволяют строить до 14 атомных подводных лодок одновременно. Цех №50 (Эллинг №1) имеет два дока 302х44м с двумя стапельными линиями (2х4 АПЛ), цех №55 (Эллинг №2) имеет один док 373х78м с тремя стапельными линиями (2х3 АПЛ). Кроме этого у завода есть свои участки для лесопильных и столярных работ. Годовое производство пиломатериалов составляет более 30 000 м3. На данный момент на предприятии трудятся более 27 000 человек.

Другие посты из серии Великие заводы России:

МАШИНОСТРОЕНИЕ:

МЕТАЛЛУРГИЯ:

НЕФТЬ, ХИМИЯ:

На данный момент я уже лично посетил более 400 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи:

Sevmash.jpg

Содержание

Общие сведения



Один из проектировщиков первых цехов завода А. Веснин и инженер С. Лященко в архитектурной мастерской

История создания

Предпосылки создания

В годы первой пятилетки в СССР, в 1926 году, была принята программа строительства военных кораблей, в связи с этим было решено построить судостроительный завод на Севере. В срочном порядке проводится модернизация старых заводов и строительство новых. В марте 1936 года в г. Архангельск под началом Т. В. Сафронова [1] прибыла правительственная комиссия для определения места строительства нового судостроительного завода. Выбор пал на территорию возле Николо-Корельского монастыря, в Никольском устье реки Северная Двина. В том же году началось строительство и через год был построен посёлок Судострой.

Строительство





Кораблестроительная верфь для постройки и ремонта крупных военных кораблей официально основана по постановлению Совета Труда и Обороны при Совете Народных Комиссаров СССР от 31 мая 1936 года № ОК-137. В это же время был заложен посёлок Судострой, который в 1938 году получил статус города и переименован в Молотовск, а с 1957 года - в Северодвинск.

Нарком тяжёлой промышленности СССР Серго Орджоникидзе своим приказом от 29 мая 1936 года назначил начальником строительства И. Т. Кирилкина, а главным инженером - А. А. Борисова. В 1938 году НКВД организовал управление 203-го стройтреста. Планировалось построить шоссе Архангельск - Никольское устье, водопровод от р. Солзы, закончить начатую железнодорожную ветку Исакогорка - Никольское устье. На заводе № 402 надо было в короткие сроки построить набережные, наливной бассейн, полушлюз, и прочие гидротехнические сооружения.

Согласно сохранившимся документам в Ягринлаге [2] содержалось около 31 тыс. заключённых. Большинство из них отбывало срок заключения за мелкие хищения и нарушения, за хулиганство и бандитизм, политзаключённые составляли 20 % от общего количества заключённых. Из заключённых для строительства завода формировались бригады по 30 - 50 человек.

В город Молотовск из лагеря были доставлены инженеры-судостроители, из которых был сформирован так называемый 20-й отдел, занимавшийся проектированием. В состав сотрудников отдела входили: начальник цеха Ленинградского судостроительного завода В. Разумов, главный инженер Балтийского завода Марк Розенфлац, начальник доков Николаевского судостроительного завода А. Свирин и главный инженер Николаевского и Севастопольского судостроительных заводов К. Кольбе. Инженеров содержали в спецтюрьме. Существует предположение, что в отделе также работал бывший технический директор Судостроя Л. Копп.

Деятельность предприятия



Несмотря на то, что завод создавался для постройки больших кораблей - линкоров и крейсеров, во время Второй Мировой войны занимался постройкой морских охотников, эсминцев, дизельных подводных лодок, паромов, лихтеров, плавбаз и плавмастерских. Также силами завода обеспечивалась боеспособность кораблей Северного флота и ремонт транспортных кораблей, перевозивших помощь от союзников Северным морским путём [4] . Всего за время войны отремонтировано 139 кораблей и судов, были освоены и внедрены новые виды военной техники.





Закладка первой атомной подводной лодки с торпедным вооружением, проекта 627, состоялась 24 сентября 1955 года. Через три года корабль сдали в эксплуатацию. За постройку этой подводной лодки многие работники были награждены орденами и медалями, а сам завод награждён Орденом Ленина. Всего по этому проекту на заводе построено 13 подводных лодок.

Атомные подводные лодки второго поколения, проекта 667А, были созданы в ответ на строительство ВМС США атомных подводных лодок типа George Washington с баллистическими ракетами на борту. Головной корабль типа 667А был сдан в эксплуатацию в 1967 году. В последующие пять лет со стапелей завода сошли 24 атомных ракетоносца. В дальнейшем на заводе строили всевозможные модификации этого проекта.

В 1969 году на предприятии построили первую в мире титановую атомную подводную лодку проекта 661. На ходовых испытаниях она показала рекордную скорость подводного хода - 44,7 узлов.


На предприятии в 1970-х годах была проведена крупная реконструкция. Были увеличены производственные мощности для постройки атомных подводных лодок третьего поколения. В 1980 году по проекту 949 была построена первая атомная подводная лодка третьего поколения. В следующем году завод сдал флоту головной проектный ракетоносец проекта 941, который вошёл в Книгу Рекордов Гиннеса, как самая большая подводная лодка в мире. В 1983 году флоту передали подводную лодку проекта 685, самую глубоководную атомную подводную лодку в истории. В 80-90-х годах на заводе строились многоцелевые подводные корабли проекта 971.

Построенные корабли

Переименования предприятия

За свою историю название предприятия несколько раз менялось:

Награды

За большие заслуги в деле создания и производства новой техники, успешное выполнение заданий и пятилетних планов предприятие награждено пятью орденами СССР.

Здание заводоуправления Северного машиностроительного предприятия

Предприятие подчинено Министерству промышленности и торговли Российской Федерации. Основным направлением деятельности является строительство атомных подводных кораблей, дизель-электрических подводных лодок, модернизация и ремонт крупных военных надводных и подводных кораблей, также предприятие развивает гражданское судостроение, реализует проекты по созданию российской морской техники и оборудования для нефтегазовой индустрии.


История наименований предприятия:

В настоящий момент предприятие специализируется в основном на строительстве атомных подводных лодок, а также на капитальном ремонте и модернизации крупных надводных кораблей. Кроме того является производителем первой в мире ледостойкой морской платформы для Арктики.

Содержание

История предприятия

Предыстория создания завода



Конец XIV — самое начало XV века — предположительно основан просветителем корелов преподобным Евфимием Николо-Корельский монастырь, частично на месте которого на Никольском (ранее Корельском) устье Северной Двины при его впадении в Белое море располагается предприятие.

1419 год — Николо-Корельский монастырь впервые упоминается в летописи. Монастырь был сожжён норвежцами.

1420 год — монастырь снова пострадал от пожара и далее пребывал в запустении.

1471 год — при неизвестных обстоятельствах в Белом море утонули два сына Марфы Посадницы — Антон и Феликс Борецкие. Стараниями Марфы Николо-Корельский монастырь, в котором они были похоронены, был заново отстроен и получил в собственность различные угодья и промыслы. В это время монастырь фактически являлся важнейшим морским портом северного побережья страны.



1584 год — основан город Новохолмогоры (с 1613 года Архангельск), перенявший у монастыря роль главного порта на Белом море.

1620 год — в монастыре начинает действовать монастырская тюрьма, использовавшаяся, как минимум, до середины XVIII века.

1664—1667 годы — в монастыре построена каменная Успенская церковь.

1670—1674 годы — на территории монастыря возведён собор Святителя Николая



1691—1692 годы — построена деревянная стена монастыря с семью деревянными башнями. Западная башня со Святыми воротами сохранилась и ныне находится в Москве, на территории музея Коломенское.

1700 год — построена каменная колокольня монастыря.

1731 год — в обозе Николо-Корельского монастыря пошёл учиться в Москву местный уроженец и будущий всемирно известный учёный Михайло Ломоносов.

1764 год — монастырь получил статус необщежительного монастыря 3-го класса.

1808—1809 годы — в районе монастыря возводятся укрепления для береговой обороны от возможного нападения английского флота.

1921 год — едва существовавший к тому времени монастырь закрыт советскими властями.

1933 год — от пожара, возможно вызванного молнией, сгорели купола Никольского собора.

31 мая 1936 года — на основании выводов комиссии принято Постановление № 0-137сс Политбюро ЦК ВКП(б) и Совета Труда и Обороны СССР о строительстве судостроительного завода в в выбранном районе.

1936 год — в том же году началось строительство завода и посёлка Судострой при нём, тогда же были разобраны барабаны куполов Никольского собора.

1 апреля 1937 года — по Постановлению ВЦИК Судострой получил официальный статус населённого пункта как рабочий посёлок.

1938 год — посёлок Судострой получил статус города и был переименован в Молотовск в честь советского партийного деятеля той эпохи.

2 декабря 1938 года — создано Управление директора строящегося завода № 402.

Советская Россия

Январь 1941 года — северный док очищен от конструкций недостроенного линкора и на его месте заложено ещё четыре эскадренных миноносца проекта 30, впоследствии так и не достроенных.[6]



1941—1947 годы — на предприятии строится серия из 23 больших морских охотника (за подводными лодками) проекта 122-А.

28 января 1947 года — вышло Постановление Совета министров СССР о достройке 10 недостроенных эсминцев проекта 30, в том числе двух на заводе № 402, по улучшенному проекту 30-К.



1948—1953 годы — на заводе построены 18 эскадренных миноносцев проекта 30-бис.





1953—1958 годы — на заводе построены 17 больших дизель-электрических подводных лодок проекта 611, четыре из которых были достроены по проекту АВ611, получив по две небольшие баллистические ракеты с надводным стартом.



1956—1964 годы — на заводе по улучшенному проекту атомной подводной лодки К-3 строится серия из 12 торпедных атомных подводных лодок проекта 627А.



1957—1961 годы — на заводе строится серия из 15 первых отечественных дизель-электрических подводных лодок с баллистическими ракетами специальной постройки проекта 629, несшими по три ракеты в ограждении рубки. Ещё восемь подводных лодок этого проекта, в том числе одна на экспорт в Китай были построена на Заводе имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре.

1958—1963 годы — на заводе построена опытно-боевая атомная подводная лодка К-27 проекта 645 — демонстратор технологий с жидкометаллическим теплоносителем реактора и многочисленными другими новшествами.



1958—1962 годы — на заводе строится серия из восьми первых отечественных атомных подводных лодок с баллистическими ракетами проекта 658, несшими по три ракеты в ограждении рубки.

9 сентября 1959 года — Приказом министра судостроительной промышленности СССР № 0353 завод переименован в Северное машиностроительное предприятие (Севмаш).

1961 год — на заводе строится дизель-электрическая подводная лодка с баллистическими ракетами К-142 проекта 629Б, первой получившая две баллистические ракеты Р-21 с подводным стартом.



1961—1966 годы — на заводе, параллельно с Заводом имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, строится серия атомных подводных лодок с крылатыми ракетами проекта 675, отличавшихся увеличенным запасом крылатых ракет и, соответственно, водоизмещением, а также возможностью использования противокорабельных ракет, что резко увеличило ударную мощь отечественного флота по отношению к авианосным соединениям вероятного противника. Всего на заводе было построено 16 из 29 кораблей этого проекта.







1969 год — принято решение о начале коренной реконструкции предприятия под строительство атомных подводных лодок третьего поколения.






1974 год — завершена первая очередь коренной реконструкции предприятия. Введён в строй Цех № 55 — одно из крупнейших промышленных зданий в мире.













Российская Федерация

1992 год — предприятие начинает строить корпусные конструкции буксиров для голландской компании Damen Shipyards. Позднее такого рода контракты с этой фирмой с постепенным переходом к строительству почти укомплектованных судов продолжались, по меньшей мере, более 10 лет.









2001 год — для фирмы Sea Wing Inc. (США) построен рыборазводный завод проекта 90778.





2005 год — возобновлены богослужения в Никольском соборе бывшего Николо-Корельского монастыря на территории предприятия. Также был заложен первый танкер-химовоз по контракту с норвежцами.

2005—2009 годы — на предприятии по проекту А-1331 построены первые две мегаяхты.

2006 год — заложен второй танкер-химовоз проекта Р668 по контракту с норвежцами.



22 августа 2009 года — в Никольском соборе совершил богослужение Патриарх московский и всея Руси Кирилл.

декабрь 2009 года — на Никольском соборе силами предприятия на средства прихожан восстановлены купола и кресты.

2014 год — корпуса обоих недостроенных танкеров-химовозов проекта Р668 проданы Viterlef Management Limited.

2019 — ? — на предприятии строится доковый комплекс ДК-4382, состоящий из малого дока и энергетической станции. Комплекс предназначен для обслуживания и ремонта глубоководных технических средств.[8]

Ожидаемые события

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии



На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

Читайте также: