Есть ли в норильске жд сообщение

Обновлено: 13.05.2024

Нори́льская желе́зная доро́га — крупнейшая на пространстве бывшего СССР изолированная железнодорожная сеть широкой колеи (1520 мм), одна из самых северных железных дорог мира. Находится на территории Красноярского края, в Норильском промышленном районе.

Содержание

История

Строительство узкоколейки

В июне 1936 началось строительство узкоколейной линии от посёлка Норильск до порта Дудинка на Енисее, протяжённостью 114 км. В основном строительство велось заключёнными Норильлага. [1]

Официально строительство было завершено 17 мая 1937. [1] 18 мая из Дудинки в Норильск вышел первый поезд. В пункт назначения он прибыл через три дня. Вскоре стала разрушаться насыпь, которая местами была сделана из льда. В июне движение по железной дороге прекратилось.

К зиме было подготовлено нормальное земляное полотно, и узкоколейная линия вступила в постоянную эксплуатацию. Скорость поездов увеличилась. На прохождении всего пути требовалось около суток, а при хороших погодных условиях — 10..12 часов. Зимой скорость сильно зависела от темпов расчистки снега. Три снегоочистителя убирали сугробы не более 1,5 м высотой. Если высота сугроба была выше — расчистку вели вручную. Отдельные участки пути закрывали деревянными галереями, вдоль пути строили защитные стены из снега. Одному поезду потребовалось 22 дня чтобы прибыть в пункт назначения, машинист и кочегар другого погибли от угарного газа [1] .

Переход на колею 1520мм

В годы Великой Отечественной войны Норильский комбинат приобрёл неоценимое значение для страны. Темпы его развития возросли. В 1942 один из небольших ширококолейных участков на рудниках к юго-западу от Норильска был электрифицирован.

В июле 1950 первый поезд прошёл по линии широкой колеи от Норильска до Кайеркана. 22 ноября 1952 в Норильск прибыл по широкой колее первый состав из Дудинки. Узкоколейная железная дорога приблизительно через два года была полностью разобрана.

После смерти И. В. Сталина от планов соединения Норильской железной дороги с основной железнодорожной сетью отказались.

Открытие движения электропоездов

В 1957 на Норильской железной дороге начали курсировать электросекции Ср.

К 1985 электросекции Ср были полностью заменены электропоездами ЭР1 и ЭР2. Электропоезда курсировали по маршрутам Октябрьская (Норильск) — Угольный разрез, Октябрьская — Аэропорт, Аэропорт — Дудинка, Октябрьская — Дудинка. Октябрьская — Кайеркан. Не меньшее (а возможно и большее) число пассажиров перевозили пригородные поезда на тепловозной тяге. Имелись маршруты: Кайеркан — Каларгон — Надежда, Октябрьская — Ангидритная — Надежда — Юбилейная, Голиково — Октябрьский рудник, Голиково — Энергетическая (ТЭЦ-2), Голиково — Маяк, Голиково — Комсомольский рудник.

Ликвидация пассажирских перевозок

В 1991 в порт Дудинка прибыли последние шестивагонные электропоезда ЭР2Т

Сохранение пассажирского движения в зимний период позволяло жителям Норильска экономить время, не боясь опоздать на авиарейс из-за заносов.

В 1998 пассажирские перевозки на Норильской железной дороге были окончательно ликвидированы.

В 1999 на всех электрифицированных участках был демонтирован контактный провод, частично убраны опоры. 32 вагона электропоездов ЭР2 и ЭР2Т, а также часть электровозов в сентябре 1999 были проданы Свердловской железной дороге.

Вагоны норильских электропоездов работают на пригородных линиях Перми. Многие из них были перенумерованы, поэтому определить их происхождение сложно.

Современное состояние



Угрозы закрытия железной дороги пока нет. Без железной дороги работа металлургического комбината невозможна.

Развёрнутая протяжённость — 333 километра [1] . Насчитывается около 2500 грузовых вагонов, 88 [1] локомотивных секций (главным образом тепловозов: ТЭМ2, ТЭМ7А, 2ТЭ116, ТЭМ18).

За 2001 Норильская железная дорога перевезла 15 млн тонн груза. На её долю приходилось 80 % грузооборота, выполненного всеми видами транспорта в Норильском промышленном районе. Дорога работает круглогодично и круглосуточно. Численность работников железной дороги, по состоянию на 2001, составляла около 1850 человек.

Примечания

Ссылки

  • Железные дороги по алфавиту
  • Железные дороги России
  • Норильск
  • Стройки ГУЛАГа
  • Ведомственные железные дороги
  • Железнодорожный транспорт Красноярского края

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Норильская железная дорога" в других словарях:

Железная дорога Айкувен — Ловозеро — Железная дорога Айкувен Ловозеро ведомственная железная дорога протяжённостью 87 километров, находившаяся в Кировском городском округе и Ловозерском районе Мурманской области. Железная дорога была открыта в 1967 году.[1] Примерно на… … Википедия

Железная дорога Обская — Бованенково — Железная дорога Обская Бованенково железная дорога, строительство которой ведётся Газпромом. Основное назначение доставка грузов для освоения Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения. Берёт начало от станции Обская… … Википедия

Железная дорога Обская — Внешние изображения Схема дороги Железная дорога Обская Бованенково Карская построена Газпромом на полуострове Ямал. Самая северная железная дорога в мире. До неё этим статусом обладали ж/д Кола Никель и Дудинка Норильск,… … Википедия

Железная дорога Айкувен — Железнодорожный мост на участке Айкувен Ловозеро Железная дорога Айкувен Ловозеро ведомственная железная дорога протяжённостью 87 километров, находившаяся в Кировском город … Википедия

Железная дорога Айкувен - Ловозеро — Железная дорога Айкувен Ловозеро ведомственная железная дорога протяжённостью 87 километров, находившаяся в Кировском городском округе и Ловозерском районе Мурманской области. Железная дорога была открыта в 1967 году.[1] Примерно на трети… … Википедия

Монзенская железная дорога — Вокзал Вохтога II. Управление Монзенск … Википедия

Заонежская железная дорога — ведомственная железная дорога, расположенная в Плесецком районе Архангельской области. По состоянию на 2009 год, протяжённость главного хода Заонежской железной дороги (от станции ИКСА до станции Янгоры) составляет 101 километр. Железная дорога… … Википедия

Норильская железная дорога — одна из самых крупных и самых северных в мире изолированных железнодорожных сетей. Она находится в Норильском промышленном районе на территории Красноярского края.

В июне 1936 г. началось строительство более крупной узкоколейной линии, соединяющей поселок Норильск с портом Дудинка на Енисее. 17 мая 1937 г. строители встретились на мосту через реку Далдыкан. Протяженность железной дороги составила 114 км. Первый поезд по направлению Дудинка — Норильск прошел по ней уже 18 мая.

Насыпь, которая была сделана местами изо льда, начала вскоре разрушаться, и в июне 1937 г. движение по железной дороге прекратилось. К зиме было подготовлено земляное полотно, и узкоколейная железная дорога вступила в постоянную эксплуатацию. Поезда из Дудинки в Норильск стали идти быстрее — на прохождение всего пути требовалось около суток (вместо трех, как раньше), а при хороших погодных условиях — 10—12 часов.

С 31 октября 1938 г. железная дорога Дудинка — Норильск — Валек стала называться Норильской железной дорогой. 1 июня 1939 г. было официально открыто регулярное пассажирское движение. К январю 1940 г. дорога имела 13 железнодорожных станций, 11 поездных паровозов, 16 маневровых паровозов и два паровозных депо (Норильское и Дудинское). На дороге работали 68 машинистов. В феврале 1940 г. строительство Норильской железной дороги было объявлено законченным и создана комиссия по приемке и сдаче в эксплуатацию.

Маломощная узкоколейная железная дорога не могла справляться с возрастающим объемом перевозок для гигантского предприятия, поэтому в июне 1940 г. были начаты работы по строительству железной дороги широкой колеи (1 520 мм) Норильск — Дудинка.

В августе 1941 г. рядом с Норильском начал действовать первый участок железной дороги широкой колеи протяженностью менее 5 км. В 1942 г. один из небольших ширококолейных участков на рудниках к от Норильска был электрифицирован. В июне 1942 г. по Норильской железной дороге пошли тяжеловесные поезда. В 1943 г. пропускная способность дороги выросла: иногда по ней проходило до 14 пар поездов в сутки. Осенью 1944 г. приступили к разработке проекта по электрификации железной дороги. В 1944 г. протяженность линий Норильской железной дороги, включая многочисленные ветки к рудникам и заводам, составляла 216 км.

В 1949 г. узкоколейную железную дорогу Норильск — Валек демонтировали и по бывшей железнодорожной насыпи проложили автодорогу.

В июле 1950 г. первый поезд прошел по линии широкой колеи от Норильска до Кайеркана. 22 ноября 1952 г. в Норильск прибыл по широкой колее первый состав из Дудинки. В 1953 г. было остановлено движение на узкоколейной дороге Норильск — Дудинка, к 1955 г. был завершен ее демонтаж. За 17 лет существования дороги по ней перевезли больше 22 млн т грузов.

Норильская железная дорога не должна была надолго остаться изолированной. В 1948 г. началось строительство Трансполярной железной дороги Салехард — Игарка. В было сооружено здание вокзала на станции . Однако в 1953 г. наполовину готовая железная дорога Салехард — Игарка была заброшена.

Тогда же, в 1957 г., начали курсировать электропоезда. В 1959 г. был закончен перевод пригородного пассажирского движения с паровой тяги на электрическую. В 1960 г. все грузовое движение на участке Кайеркан — — Западная с ответвлением до было окончательно переведено на электротягу. Вступила в строй первая очередь электровозного депо в Кайеркане. Кроме того, на Норильской железной дороге появились первые тепловозы.

В феврале 1963 г. была закончена электрификация железнодорожного участка Кайеркан — Алыкель. К концу июля 1965 г. на Норильской железной дороге всего было электрифицировано 105 км железнодорожных путей. Половина всех грузоперевозок осуществлялась электровозами и тепловозами.

29 марта 1966 г. для движения грузовых поездов открылась железная дорога Норильск — Талнах.

В 1967 г. началось движение пассажирских поездов к новому аэропорту Алыкель.

28 декабря 1978 г. на Норильской железной дороге был достигнут годовой грузооборот в 1 млрд тоннокилометров. В 1988 г. развернутая длина путей Норильской железной дороги составляла 587 км, из них 215 км были электрифицированы.

История железной дороги в этих краях началась в 1936 году, когда была сооружена ветка УЖД от пристани на р.Норильской до строившихся рудников под горой Шмидтиха. В том же году в основном силами заключенных "Нориллага" было начато строительство 114-километровой узкоколейки от села Дудинка на Енисее. Весной 1937 года по ней уже прошел первый поезд. На широкую колею она была перешита в 1947-1953 гг, частично пройдя по новой, более короткой трассе.

Норильск долгое время был знаменит самой северной в мире электричкой. Если кто въезжает в Норильск со стороны аэропорта, удивляется что главная и самая красивая площадь города (Октябрьская) находится на противоположном его конце, а памятник Ленину стоит к городу спиной. Никаких особых объектов кроме рудника и руин старого города в той стороне нет. Загадка объясняется просто - именно здесь до конца 1980-х годов располагался пассажирский вокзал (станция Октябрьская), куда приходили поезда из Дудинки и позднее - аэропорта Алыкель.
Интенсивности пригородного движения Норильска в его лучшие годы мог позавидовать иной областной центр. Существовали маршруты электропоездов "Октябрьская - Угольный разрез", "Октябрьская - Алыкель", "Октябрьская - Дудинка", "Октябрьская - Кайеркан", "Алыкель - Дудинка". Под тепловозами ходили пригородные поезда "Кайеркан - Каларгон - Надежда", "Октябрьская - Ангидритная - Надежда - Юбилейная".
До начала-середины 1970-х пригородные поезда под тепловозами ходили и в Талнах. Отправлялись они со станции Голиково что на окраине Норильска. Маршруты были таковы: "Голиково - рудник Октябрьский", "Голиково - Энергетическая (ТЭЦ-2)", "Голиково - Маяк", "Голиково - рудник Комсомольский".

Строительство автодорог и совершенствование технологии поддержания их в проезжем состоянии в условиях климата Норильска постепенно приводили к тому, что пассажиропоток стал постепенно перемещаться на автобусы. В начале-середине 1970-х были отменены поезда Талнахского направления, отправлявшиеся со станции Голиково. В самом конце 1980-х была закрыта станция Октябрьская (на том месте сейчас мечеть), и сильно уменьшившиеся в числе электрички стали отправляться от станции Норильск-сортировочный. Ее монументальный вокзал 60-х годов, использовавшийся все время как управление самой железной дороги и по легендам рассчитанный на скорый приход сюда линии с "материка", стал принимать пассажиров. Но весной 1998 года руководство города и комбината приняло решение об отмене всех электричек и демонтаже контактной сети - как экономически неэффективных. Это весьма спорное решение. По сей день норильчане, сталкиваясь с немалыми трудностями при поездках на работу например на "Надежду" после объявления сигнала "Шторм", с тихой печалью вспоминают электричку - старую и медленную, но безотказную в любую погоду.

Часть вагонов была оставлена в Норильске и Дудинке, разделываясь на металл, а часть - продана МПС и отправлена на пригородные участки Перми и Белгорода. И садять в старую ЭР-2 в этих городах, подумайте - а вдруг в прошлой жизни эти вагоны трудились далеко-далеко, в тундре заполярного Норильска?


Тепловоз 2ТЭ-116 с грузовым поездом на участке Каларгон-Дудинка. А когда-то здесь ходили электровозы.


Так выглядел первый вокзал Норильска в 1930-х годах. Он располагался где-то в районе "нулевого пикета".


Головной вагон электопоезда ЭР2-1345 используется в качестве сарая в порту Дудинка.


Моторный вагон в Дудинке. Возможно от того же состава.


Вагон электросекции Ср (Сд) слева и пассажирский вагон в порту Дудинка. Это свидетели более раннего этапа истории Норильской железной дороги.


Линия в Дудинке.


Остатки контактной сети в районе Алыкеля.


Погрузка шлака в районе Никелевого завода.


Линия в районе Никелевого завода.


Вокзал ст.Норильск-сортировочная (управление НЖД) на окраине Норильска.

Уникальная островная железнодорожная магистраль, проходящая по тундре, вечной мерзлоте. Когда-то это была самая северная пассажирская и самая северная электрифицированная железная дорога мира! В начале 90-х, к сожалению, и то и другое было утрачено: электрификацию сняли, а пассажирские перевозки остановили.. Но сама железная дорога действует и по сей день!

При этом, много где до сих пор сохранились следы этой самой электрификации - столбы, консоли, изоляторы.

Линия Дудинка - Норильск - Талнах протяжённостью около 120 км. Предназначена она для перевозки руды из талнахских шахт к главному предприятию Норникеля - Медному заводу, и, собственно, для доставки продукции Медного завода в порт Дудинки.

Есть ответвление к аэропорту, по которому иногда туда доставляют топливо для самолётов. Здесь тоже ещё сохранились столбы от электрификации.

От Норильска до Кайеркана линия раздваивается - одна ветка идёт мимо Надеждинского металлургического завода и через сам Кайеркан. Другая обходит их с севера. После Кайеркана линии сходятся.

Вот так это выглядит на схеме, сделанной Сергеем Болашенко. Источник - сайт о железной дороге. Видимо также, что есть некоторое развитие в районе Талнаха - там есть две отдельные ветки к рудникам.

Линия, собственно, и принадлежит Норникелю.

Здесь используется множество вагонов старых моделей. Таких на сети РЖД вы уже, скорее всего, не увидите.

Дорогу строили в сталинские годы, в основном, силами заключённых Гулага. Сперва тут была запущена в 1937 году узкоколейка, но позже её переделали на широкую колею.

До середины 50-х по планам Норильская ж.д. должна была соединиться с Трансполярной Магистралью (501-ая и 503-я стройки), которая заканчивалась в Игарке. Но после смерти Сталина эти планы были отменены: магистраль так и не была построена, Норильская железная дорога осталась островной.

С 1957 по 1998 год на участке от Норильска до Дудинки ходили электрички! Они связывали эти два города, а также посёлки Кайеркан и Атыкель (сейчас заброшен). В Талнах же пассажирское движение было изолированным, начиналось от станции Голиково на восточной окраине Норильска. Электрификации же не было вообще.

Главный вокзал Норильска находится в паре километров от города, прямо около Медного завода. Это роскошное помпезное здание сталинской эпохи. Такими вокзалы строили много где.

Однако это не было конечным пунктом электричек - они приходили в самый центр города до станции "Октябрьская площадь". Удобно, конечно, это было. Сейчас это ответвление полностью разобрано.

Станция была довольно популярной - ещё бы, железная дорога здесь приходила в самый город.

А вот один из первых тепловозов, 1962 год.

В окрестностях станции Алыкель у моста через реку Амбарная сохранился памятник паровозику.

Около станции Норильск-Главный расположен мини-музей Норильской железной дороги.

Тут есть головы электричек, а также несколько работавших на железной дороге тепловозов.

В самом здании вокзала тоже музей, но он имеет ведомственный характер, так просто не попасть.

Со стороны путей не сохранилось ни платформ ни каких-либо вывесок.

Другие станции ещё меньше содержат напоминаний о том, что тут когда-то было пассажирское движение. Станция Талнах.

Движение на линии довольно активное, поезда попадаются довольно часто. Возможность в них проехать не изучалась, но предполагаю, что не должно быть проблем.

Жалко, конечно, что тут нет больше пассажирского движения. Можно бы было и восстановить его ради уникальности, хотя бы на каких-нибудь РА-2. Тем более что, например, в Кайеркане железная дорога до сих пор проходит прямо под окнами домов.

Норильская железная дорога - это одна из самых северных железных дорог мира, в России уж точно. Более того, это крупнейшая изолированная железнодорожная сеть широкой колеи (1520 мм) на территории бывшего СССР. До ближайшей станции сети РЖД её отделяет около 700 километров. Кстати, она не входит и в структуру РЖД, а работает в составе Норильского Никеля. Именно по ней проходит большая часть грузов Заполярного филиала. В этом году у неё большой праздник, 12 февраля она отметила свое 80-летие. Многие в детстве, наверняка, мечтали проехаться в кабине поезда, поуправлять этим мощным железным конём, а вот мне повезло только сейчас, в Норильске, как всё прошло мой сегодняшний рассказ.



После того, как правительство СССР в 1935 году приняло решение строить в Норильске металлургический комбинат, решили подвести к нему и узкоколейную железную дорогу. К её строительству приступили осенью 1935 года. Первый паровоз был запущен 12 февраля 1936 года по узкоколейке от Норильска до Валька.


1945 год. ПВРЗ Капитальный ремонт паровоза

В июне 1936 года началось дальнейшее строительство узкоколейной линии протяжённостью 114 км от посёлка Норильск до порта Дудинка. Строить дорогу приходилось в очень сложных условиях, при этом сроки ещё поджимали. Это же Север, снег, плюс ветра, дорогу постоянно заносило. И вот один из заключенных, строивших дорогу, Михаил Потапов, изобрел защитные щиты от снега, они и сейчас в ходу. 17 мая 1937 года считается официальной датой завершения этого строительства. И уже на следующий день из Дудинки в Норильск вышел первый поезд, который прибыл на место назначения через три дня. Потом были проблемы с земляным полотном и другие трудности, но разве это уже могло остановить, всё исправили и наладили, конечно, скорость прохождения уменьшилась до суток, а при хороших погодных условиях аж за 10-12 часов долетали.


1963 год. Строительство железной дороги Норильск-Талнах


1960 год. Первый тепловоз на станции Октябрьская Норильск


2. Здание управления Предприятия технологического железнодорожного транспорта. Раньше здесь располагался железнодорожный вокзал, чтоб как-то сохранить атмосферу того времени, было решено в 2010 году открыть здесь Музей истории развития Норильской железной дороги.

В 1957 году на Норильской железной дороге начали курсировать электросекции Ср, которые в 1985 году были заменены на электропоезда ЭР1 и ЭР2. Эти электропоезда курсировали по маршрутам Октябрьская (Норильск) - Угольный разрез, Октябрьская - Аэропорт, Аэропорт - Дудинка, Октябрьская - Дудинка. Октябрьская - Кайеркан.


6. Рельсовые штампы.


8. Колёсные пары. Одна от узкоколейки, другая пара обычной колеи.


9. Модель тепловоза ТЭ-109


12. Жезловый аппарат Трегера. Он применяется в электрожезловой системе, которая предназначена для организации интервального движения поездов на однопутных участках, при которой разрешением на занятие поездом перегона является жезл. На каждый перегон устанавливается два жезловых аппарата - по одному ограничивающий перегон станциях.

Кстати, Норильск долгое время был знаменит самой северной в мире электричкой. И прямо напротив моей гостиницы в Норильске, что на Октябрьской площади, до конца 1980-х годов располагался пассажирский вокзал (станция Октябрьская), куда приходили поезда из Дудинки, позднее из аэропорта Алыкель.

1 декабря 1999 года Норильская железная дорога вошла в состав Норильского никеля. Новая история продолжается.


18. Рядом с административным зданием растёт взрослая ЖД коллекция. Вот, например, промышленный электровоз серии IV-КП


21. Прицепной вагон пассажирского электропоезда СР


22. ЭР1-229 версия 2.0


25. Это для меня развлечение, а работу никто не отменял, мы загрузились углём.


28. Сегодня общая протяжённость Норильской железной дороги составляет порядка 333 км.


31. Вот и я немного подержался :)


32. Пейзажи за окном не сильно баловали своим разнообразием, плюс ещё снег с туманом, но то, что это самая северная железная дорога и ты покоряешь её, в эмоциальном плане останутся в памяти надолго.


36. Особо тут не разгонишься, средняя скорость км сорок в час.


41. Паровоз-памятник узкоколейный Гр-274


42. А вот и Кайеркан. С 1982 по 2005 годы это был город, а сейчас всего лишь один из районов Норильска.

Уже более 200 организаций открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:


Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:

Читайте также: