Электроника в японии сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Японская экономика казалась непревзойденной в 1980-е. Автор этой статьи пытается понять причину того, что гордость Японии — электронная промышленность — упала так низко. Параллели с ситуацией в российской электронике бросаются в глаза.

Существует множество теорий и точек зрения. Кабинетные аналитики часто указывают глобальные факторы:

  • основанное на зубрежке образование в Японии (отсутствие креативности),
  • отсутствие стимулов у высокооплачиваемых японских специалистов,
  • упрямое нежелание свободно владеть английским языком,
  • устарелая индустриальная политика, проводимая бюрократической элитой,
  • медленный процесс принятия решений (или умение вообще не принимать решений),
  • и возможно, наиболее значимое: полное отсутствие лидеров в менеджменте — одинаково в политической и промышленной сферах.

Погоня за качеством без баланса

Японские производители электроники свои неудачи возлагают на три фактора: исторический максимум японской иены, опустошительное наводнение в Тайланде и драматическое падение цен (на память DRAM, LCD телевизоры, и т.д.).

Однако есть две причины, которые не любят упоминать японцы и которые автор этой статьи (кстати, тоже японской национальности – прим. ред.) считает истинными виновниками падения японской электронной промышленности.

Миф о качестве

Ошибочность 25-летней гарантии на DRAM

Баланс и простота

Эти структурные проблемы продолжают преследовать многих японских производителей микроэлектроники, в том числе, Elpida, совместное предприятие Hitachi и NEC по производству DRAM. Elpida была известна проведением множества сортировочных испытаний в производственном процессе DRAM, сказал Юногами. Возьмите, например, контроль подложки прожигом. Пропускание тока определенной силы через подложку, на которой сформированы DRAM, позволяет производителю локализовать дефекты. С одной стороны, поставщики DRAM за пределами Японии прекратили выполнение контроля прожигом, потому как его стоимость не оправдывает выявление предельно редких отказов.

Японские инженеры-микроэлектронщики были шокированы, узнав, что другие производители отказались от контроля прожигом. Но вместо того, чтобы отбросить контроль и сэкономить средства, они остались верны традиции, гордо декларируя свою приверженность этому дополнительному этапу контроля качества. Возможно, было бы логично работать с зацикленными на качестве японскими OEM-производителями, но это не имеет смысла кому-либо, чья работа зависит от снижения стоимости его систем.


Сумма продаж Японской электронной промышленности по годам, в трлн иен. Источник: businessvibes

Сокращения у Renesas – это рост у GlobalFoundries

Прошлой осенью около 7500 работников (7446 если быть точным) в возрасте 40 и более лет выбрали пакет раннего выхода на пенсию.

Здравый смысл подсказывает, что многие из этих тысяч людей уже не смогут больше найти другую работу с полной занятостью, вопреки тому, как они были преданы компании всю свою жизнь.

Как минимум сотни, если не тысячи, квалифицированных инженеров-микроэлектронщиков, которые уволились ранее из Renesas, закончат свою трудовую деятельность в полупроводниковых компаниях за пределами Японии.

Пока это слово ходит по улицам Токио, Globalfoundries оказывается одной из нескольких дальновидных компаний, агрессивно гоняющихся за опытными японскими инженерами профессионалами. Они внимательно следят за массовым исходом из Renesas.

35 японских инженеров уже были наняты в региональный офис Globalfoundries в Японии, по словам источника в промышленности в Токио, который сообщил это на условиях анонимности. Эти инженеры были подготовлены для направления в Нью-Йорк как начальная группа, и еще от 100 до 200 последует позже, заявил источник.

Ожидания работников Renesas

Официальные данные о том, сколько японских инженеров-микроэлектронщиков уже покинули своих работодателей и теперь работают в неяпонских компаниях в Южной Корее, Тайване или Китае, не были опубликованы. Предположительно, их много. Это японские инженеры, которые стерли свои зубы и отточили свои навыки в процессах полупроводникового производства у японских работодателей.

Предприимчивость Fab 8 компании GlobalFoundries выглядит особенно своевременной сегодня, даже если считать, что бывшие инженеры Renesas не были в начальных намерениях GlobalFoundries.

Между тем, надежды работников Renesas на компанию и ее менеджмент упали так низко, как никогда. Более 7511 работников в сентябре прошлого года обратились к программе раннего выхода на пенсию, тогда как Renesas первоначально ожидала около 5000 претендентов. Неожиданно высокая цифра широко обсуждалась в Японии – как сигнал раннего предупреждения о массовом бегстве из Renesas.

В конце ноября 2021 года стало известно о том, что Япония выделяет около $5,2 млрд из своего бюджета на 2021 финансовый год на поддержку передовых производителей полупроводниковой продукции. Правительство инвестирует около $3 млрд в новый завод, созданный крупнейшим в мире производителем полупроводниковых изделий Taiwan Semiconductor Manufacturing в префектуре Кумамото на юго-западе Японии. Оставшиеся $2,2 млрд пойдут на создание других новых заводов, причем рассматриваются проекты американского производителя микросхем Micron Technology и японской Kioxia Holdings.



Micron Technology приобрела завод Elpida Memory в префектуре Хиросима на западе Японии, где производятся современные чипы динамической памяти с произвольным доступом. Micron Technology ведет переговоры с правительствами различных стран, включая Японию, об инвестициях в производство. Kioxia имеет передовую фабрику по производству флэш-памяти NAND в Японии. На ноябрь 2021 года в городе Йоккаичи, префектура Миэ, строится новое здание фабрики, которая начнет работу уже в 2022 году. Kioxia также планирует в 2022 году начать строительство нового здания завода в городе Китаками, префектура Иватэ, который начнет работу уже в 2023 году.

Фонд в размере $5,2 млрд будет покрывать субсидии в течение нескольких лет. Компании получат поддержку при условии, что они будут увеличивать производство при дефиците поставок, так как японское правительство надеется обеспечить стабильные внутренние поставки чипов. На фоне ускоряющейся цифровизации и увеличения инвестиций в центры обработки данных ожидается рост спроса на чипы памяти в средней и долгосрочной перспективе. Министерство промышленности Японии в своем пакете мер по укреплению полупроводников заявило, что обеспечение стабильных поставок передовых полупроводников является наиболее важным вопросом в национальной безопасности страны. [1]

IDC: Доля Японии на рынке полупроводников сокращается

Землетрясение в марте 2011 года и его катастрофические последствия в Японии по-прежнему оказывают влияние на мировой рынок полупроводников, и это влияние может продолжаться в течение еще нескольких месяцев.

По мнению аналитика IDC Шейна Роу (Shane Rau), проблема не в том, что Япония не в состоянии обеспечить поставки требуемых компонентов и продуктов. На август 2011 года главная проблема - на стороне заказчика.

Роль Японии как потребителя полупроводников достаточно значима. В 2009 году страна использовала 15,3% объема мирового потребления полупроводников. В 2011 году IDC ожидает, что этот показатель сократится до 14,2%. Мировой рост производства полупроводников, по мнению Роу, составит около 7% в этом году, по сравнению с 8% в прошлом году. Одна из причин того, что IDC понизила прогноз - катастрофа в Японии, и последующее влияние на востребованность электронных систем в этой стране.

IDC также прогнозирует, что спрос на полупроводники в Японии в 2012 году снизится до 0,9%, по сравнению с 3,6% в 2011 году. Ранее IDC предсказала, что в 2011 году спрос в Стране Восходящего Солнца вырастет на 5,6%, но впоследствии прогноз был снижен до 3,6%.

Аналитик подчеркивал, что Япония в это время сталкивается с трудным периодом в своей экономике, в том числе с падением экспорта из-за высокой стоимости иены, реагируя также на проблемы в мировой экономике. Роу считает, что потребительский спрос начнет возвращаться в 2013 году, но даже тогда спрос на чипы в Японии будет слабее.

Сокращение на 25% производства кремниевых элементов

В апреле 2011 года аналитики отмечают беспрецедентный спад индустрии производства чипов. На восстановление отрасли потребуется не менее полугода.

Никакая другая мировая катастрофа не повредила настолько производству компьютерных чипов как землетрясение и последовавшее за ним цунами в Японии, говорят аналитики. Японский бизнес оказался серьезно отброшен назад вследствие событий, начавшихся 11 марта 2011 года.

Катастрофа спровоцировала перманентный кризис в японской промышленности в первую очередь из-за сбоя в работе атомных электростанций (Фукусима 1 и 2), который вызвал остановку предприятий по производству электронных и автомобильных компонентов.

Кроме того, производители испытывают серьезные проблемы с отгрузкой и поставкой той продукции, которая уже была произведена. На восстановление поставок чипов может уйти от четырех до шести месяцев, считает Дейл Форд (Dale Ford), вице-президент исследовательской компании IHS iSuppli. Для всей отрасли это огромный урон.

Форд также считает, что бизнес некоторых производителей пострадал настолько, что они уже никогда не смогут выйти на рынок.

По данным iSuppli, события в Японии сократили на 25% производство кремниевых элементов, используемых для создания компьютерных чипов. Вопрос состоит в том, как этой отрасли развиваться дальше.

Производство кремниевых элементов пострадало на равнее с производством LCD мониторов, а также химическим производством, например, перекиси водорода, которая также используется в производстве чипов.

Лен Елинек (Len Jelinek), ведущий аналитик компании, считает, что из-за катастрофы в Японии производство перекиси водорода сократилось на 75%.

Форд напомнил, что три японских предприятия по производству кремния до сих пор не могут вернуться в строй. Пока компании найдут альтернативные источники поставок этих элементов, уйдет не менее месяца.

Однако, производство планшетов и компьютеров пострадает не столь сильно, как автомобильная промышленность, добавляют в iSuppli. Компания Renesas Technology, занимающаяся производством чипов для автомобилей, пострадала куда серьезней.

Землетрясение остановливает заводы Sony, Toshiba, Panasonic и Sharp

Япония сталкивается с серьезными проблемами в системе электроснабжения, отключениями электроэнергии и остановкой производств, в том числе технологических. Остановлены заводы компаний Sony, Toshiba, Panasonic и Sharp. При этом глобальные сети пострадали мало, и основная их часть возвращается к почти нормальному функционированию.

Таков итог разрушительного землетрясения силой до 9 балов по шкале Рихтера и последовавшего за ним цунами на Восточном побережье страны, которое вызвало в том числе аварийные отключения и сбои в работе сразу нескольких АЭС в этом районе: Фукусима-1, Фукусима-2 и Онагава.

В результате выхода их из строя серии запланированных отключений электроэнергии прокатятся по всем регионам восточной части Японии. Их цель – разобраться с резким падением выработки энергии генерирующими мощностями, вызванным землетрясением и цунами, которые обрушились на страну.


Завод Toshiba в Японии, как и многие другие высокотехнологические производства, остановил работу на неопределенный период

Tokyo Electric Power Co. потеряла около 27% своих мощностей по производству электроэнергии и не удовлетворит спрос примерно на 10 млн. кВт, сообщалось в воскресенье. Отключения повлияют на районы, прилегающие к Токио и области, окружающие столицу, но не затронут центральный Токио. Каждое отключение будет продолжаться 3 часа. Проводиться они будут поэтапно с 6:20 утра и продолжаться до 22:00 ежедневно.

Правительство предупредило о том, что это может продолжаться в течение нескольких недель. Масштабы бедствия огромны, и его влияние на компании и национальную экономику сейчас определить трудно. У нескольких компаний по производству электроники имеются заводы в на восточном побережье Японии, и они были недоступны для связи с момента катастрофы.

Sony контролирует несколько заводов в этом регионе и еще не опубликовала информацию о том, когда они смогут вновь начать работу. Несколько компаний объявили о планах временной приостановки производств. В эту группу вошли Toshiba, Panasonic и Sharp.

Заводы остановлены либо в результате воздействия землетрясения, либо из-за невозможности получения компонентов производства в результате сбоев в поставках.

Премьер-министр Наото Кан (Naoto Kan) заявил в телевизионной пресс-конференции:

Sony и Panasonic заявили о готовности пожертвовать ¥ 300 млн. ($3,7 млн.) для ведения спасательных работ. Sony также заявила, что предоставит пострадавшим 30 тыс. радиостанций.

Однако инфраструктура сети интернет в Японии остается почти нетронутой землетрясением. Об этом сообщает мониторинговая компания Renesys, со ссылкой на данные анализа. Большинство веб-сайтов действуют и по-прежнему доступны для поддержки важных функций связи, сообщил технический директор Renesys Джеймс Коуи (James Cowie) в минувшие выходные.

Сразу же после землетрясения примерно 100 префиксов (сегментов сетей) из 6 тыс. сетей Японии, были выведены из эксплуатации. И начали появляться в глобальной таблице маршрутизации лишь спустя несколько часов. Аналогичным образом, трафик в Японию и из Японии снизился примерно на 25 Гбит/сек сразу после землетрясения, но вернулся к нормальному уровню через несколько часов.

Одной из причин, по которым подключение к Интернету остается стабильным, может быть то, что подводные кабели остаются относительно нетронутыми землетрясением, в отличие от 2006 года, когда землетрясение на Тайване привело к большому числу крупных обрывов кабеля, отметил Коуи.

Самые известные производители японской электроники


На мировом рынке электронных устройств уже достаточно давно лидирующие позиции занимают компании из Японии. Многие из них насчитывают более 50 лет, а есть и такие представители, которые были основаны в начале 20-века или даже раньше. Среди таких компаний можно выделить таких лидеров, как Mitsubishi, Nintendo, Panasonic, Sharp и другие.

Всё это говорит о том, что они проделали долгий путь развития, ведь мало какие из ныне существующих крупный мировых корпораций смогли добиться всего за короткий срок. Многие японские компании прошли путь от небольших предприятий и малоизвестных фирм, до корпораций международного уровня. Сейчас это основа экономики Японии, прибыль одной только группы компаний Mitsubishi в общей сложности составляет почти 10% ВВП Японии.

Другие корпорации, например, Sony, JVC, Sega – это компании, которые ориентируются в первую очередь на международный рынок. Они имеют свои представительство во многих странах мира и ведут свой бизнес на их территории, заключая соглашения с другими компаниями.

Подобная картина позволяет говорить о разностороннем бизнесе японских предпринимателей и самих компаний. То же самое касается и выпуска продукции. Производство не ограничивается только бытовой техникой и подобной электроникой, многие компании производят высокоточное оборудование для научных исследований, например, Konica, Olympus, Casio, но есть также представители сферы развлечений и разработчики игр и игровых приставок – Sega, Nintendo.

Их продукция продаётся во многих странах мира, где есть поклонники и потребители, которые ценят её за качество и надёжность. Всё это делает понятие “японское качество” нарицательным, когда японская электроника считается эталоном.

Многие японские корпорации охотно сотрудничают с другими мировыми компаниями, которые помогают им расширить области присутствия и создать свои представительство в других странах. Но при этом они неохотно пускают компании из других стран на свой внутренний рынок.

Самые известные производители японской электроники

Список крупных производителей японской электроники

Aiwa
Brother
Busicom
Casio
Citizen
Daikin
Denon
Fujitsu‎
Hitachi
Japan Display
Kenwood Corporation
Mitsubishi Melsec
Omron
Panasonic
Pioneer Corporation
Seiko Epson
Sharp
Sanyo‎
Sony
TEAC
Terasaki
Toshiba
Toshiba Samsung Storage Technology Corporation
Viera

Закат эры японских производителей бытовой электроники

Земля в своем непрерывном движении неумолимо влечет время вперед. Оно бежит, словно вода в полноводной реке, тащит за собой события разной значимости. Некоторые из них подобны мелкой гальке, а некоторые напоминают громадные валуны. Внезапно вода выбрасывает их на берег и продолжает без них свое движение. Они выпадают из эпицентра ее бурлящего потока, становятся неодушевленными телами вне времени и вне действия. Трудно предугадать поднимет или их когда-нибудь вода снова и вовлечет ли в свое течение.

Часто мы, наблюдая подобные явления, не задумываемся о причинах и только лишь констатируем факт того, что тот или иной гигант исчезает из нашего поля зрения и уходит в забвение. Так буквально недавно легендарные японские производители премиум-марок потребительской электроники, сегодня уступают свои позиции на рынке южно-корейским, американским, китайским компаниям и терпят крах. Sony, Panasonic, Sharp не выдержали конкуренции, не смогли адаптироваться к быстро меняющемуся спросу. Одним из звонков заката эры японской электроники стал проекционный телевизор Sony Wega, найденный среди мусора в Нью-Йорке.

Сегодня из-за долга Sony второй раз за месяц поднялась на одну ступень в неблагоприятном рейтинге Moody’s Investors Service. Sharp показал себя на фондовом рынке в этом году как большой неудачник, он вынужден искать спасения у японского правительства при своем нынешнем незавидном состоянии. Весь мир ждет, что в один момент телевизоры Panasonic навсегда исчезнут с прилавков, так как компания уже обозначила свое намерение избавиться от убыточных предприятий.

Японские производители спустились сегодня с вершин Олимпа потребительской электроники практически к самому его подножию. Желая объять необъятное, пытаясь распространить свое влияние на огромное количество различных сфер, они не смогли удержать завоеванные высоты и вынуждены были сойти с пьедестала. Сейчас мало вериться, что былой успех к ним сможет вернуться снова. Аналитик NPD Group Стивен Бейкер отметил, что этот уже сегодня общепризнан, равно как и возрастающая популярность южнокорейской компании Samsung Electronics, ее выход в фавориты из недорогих и малозначимых игроков рынка.

Что же стало причиной столь стремительного падения японских гигантов, что позволило им сбиться с пути при движении к вершине мира потребительской электроники?
Среди главных причин ухода с рынка знаменитых Sony, Panasonic, Sharp, как и в случае большинства падений, можно назвать отсутствие своевременной реакции на динамично меняющиеся тенденции рынка. Гиганты оказались слишком громоздки и тяжелы для быстрых маневров, именно поэтому их легко смогли обойти активно развивающиеся компании из Южной Корее, Китая и США. Такой экономический фактор, как рост японской иены, способствовал их скорейшему краху, так как привел к подорожанию японского экспорта и ограничил продажи в пределах страны.

Телевизионный бизнес представляет наиболее наглядную картину смены лидеров на рынке потребительской электроники. В период перехода рынка на цифровые носители информации, экспансии медиа-пространства Интернетом и роста спроса на программные приложения японцы прикладывали максимальные усилия, чтобы держать руку на пульсе жизни. Они также живо откликнулись на появление на рынке мобильных устройств. Японские производители лидировали на рынке в эру громоздких телевизоров с электронно-лучевыми трубками. Sony Trinitron был символом безупречного качества и высшей степени надежности. В этот период Sony, Panasonic, Sharp смогли вытеснить с рынка целый ряд более слабых игроков, среди которых были такие имена как JVC, Hitachi, Fujitsu, Toshiba, NEC, Pioneer. Однако, мало кому из лидеров того периода удался переход к плоским телевизионным экранам с сохранением своих прежних позиций.

В это время южнокорейские производители LG и Samsung бросили все свои силы и резервы на создание плоских телевизоров, соответствующих новым требованиям, расширенными функциями, современным дизайном и конкурентоспособной ценой. Постепенно увеличивая свою долю рынка, они заняли лидирующие позиции, потеснив японских производителей. Именно их бренды являются золотым стандартом в данный момент. Как сказал Бейкер, по мере приближения современных телевизоров к ПК, распространению плоских панелей и HD, прежние лидеры не были готовы к этому переходу. Кроме того, они дольше, чем этого хотели видеть потребители, продолжали выпускать продукты, которые устаревали при переходе на потоковые устройства, например, музыкальные CD плееры, DVD или Blu-Ray проигрыватели.

Отсутствие на мобильном рынке
Отсутствие на мобильном рынке стало еще одной причиной краха японских компаний. Они упустили свой шанс, ограничившись внутренним рынком. Производство не было достаточно эффективным и не позволило компаниям конкурировать на мировом рынке. Лишь Sony, связав себя со шведской компанией Ericsson, первоначально имела некоторый успех, но затем союз стал обременительным для дальнейшего развития и распался. В этот момент Apple, появившись на мобильном рынке со своим iPhone практически не оставила им шанса. Другие компании, например, Samsung и HTC, своевременно оценили молодую растущую платформу Google Android и в полной мере, в отличие от японских производителей, использовали предоставленную им возможность и заняли оставшуюся долю рынка.

Бизнес смартфонов оказался также беспощаден к японским компаниям, как и телевизионный. Фактически Apple и Samsung разделили между собой основную долю прибыли, оставив другим игрокам лишь маленькую толику его. Оторвать хоть маленький кусочек этого пирога на сегодняшний способна среди всех японских компаний, пожалуй, только Sony Xperia, которой в некотором роде помог знаменитый Джеймс Бонд, подержавший телефон этой марки в фильме "Skyfall".

Падение гигантов
В результате случившихся событий хуже всего себя чувствует Sharp. Компания сообщила об убытках за первое полугодие 2012 года в размере 387 600 000 000 иен, что соответствует 4,87 млрд. долларов. Эта сумма увеличилась в два раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. За это время было сокращено более 10 тысяч рабочих мест и рассматривался вопрос о продаже заводов в Foxconn ради привлечения каких-либо денежных средств.

Кто займет место японских производителей на рынке
Все большее влияние на рынке потребительской электроники наряду с компаниями из США и Южной Кореи приобретают китайские производители. Их успех очевиден. Недавно компания Lenovo установила рекорд продаж ПК, составивший 8,7 млрд. долларов, подтвердив, таким образом, свое усиливающееся господство в этом сегменте. ПК и ноутбуки этого производителя заместили снизившуюся долю компьютерной техники Sony и Toshiba.

На рынке сотовых телефонов и смартфонов существенно возросло влияние Huawei и ZTE компаниям удалось расширить свое влияние и наряду с бюджетными устройствами и предложить миру достойные аппараты премиум-класса. Пока еще этим компаниям не удалось пробиться на рынок США, но, скорее всего, через время на их доступные смартфоны и планшеты будет будет обращено внимание.

На телевизионном рынке также все острее чувствует возрастающая конкурентоспособность китайских компаний, среди которых на сегодняшний день лидируют TCL, Hisense. Хотя на сегодняшний день они пока мало представлены на рынке США, но уже делают активные шаги в этом направлении. Они постепенно отходят от производства дешевых телевизоров, и уже в этом году Hisense представила для американского рынка 4К модели высокого класса. Скорее всего, у обеих компаний есть шанс получить долю рынка в ближайшие годы.

Таким образом, именно китайские компании сегодня занимают освобождающиеся ниши после ухода с рынка японских брендов потребительской электроники.

По мнению аналитиков, более всего рисков покинуть рынок имеет Sharp. Причиной этому - неудачное расположение и слишком ограниченное количество вариантов производства.

Panasonic все же, как думают эксперты, будет стараться переключиться, чтобы получить прибыль, на другие сферы производства. Компания намерена представить свое основное направление на выставке Consumer Electronics Show в январе, но пока еще нет никаких сведений относительно характера экспозиции.

Более всего шансов на успех у Sony, думают аналитики. Фактически она оказалась единственной среди японских компаний, сумевшей сохранить некоторую долю рынка в сегментах телевизоров, планшетов, смартфонов и бытовой техники. У компании, несомненно, существует перспектива по удержанию доли рынка и усилению своего влияния на рынке путем интеграции всех своих продуктов, следуя по пути компании Samsung.

Однако никто из экспертов на данный момент не берется определить, что ждет японские компании в будущем, и насколько удачными будут их попытки выбраться из кризиса. Тем не менее, совершенно ясно, что им придется преодолеть нелегкий путь, полный преград и препятствий.

Вывеска в торговом районе Акихабара в Токио

Плакат Avon

Абсолютное лидерство

Еще каких-то 10-15 лет назад продукция японских компаний считалась премиальной и высококачественной — иметь ее стремились покупатели по всему миру. Японцы практически захватили рынок бытовой электроники — делали и телевизоры, и микроволновки, и цифровые музыкальные плееры. Toshiba, например, в середине 1950-х первой в Японии начала производство цифровых вычислительных машин, транзисторных телевизоров и микроволновых печей. В 1980-е стала первой делать ноутбуки, удерживая лидерство в этой нише в течение нескольких лет. А в 1990-х именно она придумала формат DVD и выпустила первые DVD-плееры.

В активе другого пионера рынка — Sony — знаменитые кассетные плееры Walkman, ставшие символом корпорации на долгие годы, и ее более поздний хит — игровая приставка Sony PlayStation.

Sony Walkman

Одним из самых прибыльных для компании стало производство телевизоров. "Люди жили в домах, где висели телевизоры Sony, этот феномен получил название Sony homes", — отметили аналитики Forrester Research.

Несмотря на то что японская продукция стоила дорого, высокий ценник, казалось, говорил потребителям: вы платите за качество и инновационность. И они были готовы платить, а японцы действительно были новаторами. По этой причине уважение потребителей завоевали и японские игроки второго эшелона, такие как JVC, которая разработала стандарт видео VHS.

Кадр из фильма Дом видеокассеты

Качество не на высоте

Сокрушительный удар по японским компаниям нанес финансовый кризис 1997 года. Toshiba, в частности, провела масштабную реорганизацию, сократила несколько тысяч сотрудников и закрыла ряд подразделений, а ее ключевой бизнес — персональные компьютеры — за год потерял почти 90% чистой прибыли.

Ситуацию осложнило то, что компания начала допускать ошибки в производстве. В 1999 году из-за неисправного дисковода в ноутбуках Toshiba завалили исками более чем на миллиард долларов.

По неверному пути пошла и Sony — она продавала свои телевизоры по всему миру, но c приходом южнокорейских компаний поклонники японского бренда начали отворачиваться от него: оказалось, что корейские телевизоры дешевле и больше, а разница в качестве невелика.

Генеральный директор Apple Стив Джобс показывает iPhone на конференции MacWorld Expo. 9 января 2007 год

Корейцы атакуют

Наблюдатели отмечают: первой дорогу японцам перешла южнокорейская Samsung Electronics. Этот в прошлом десятилетии низкобюджетный производитель оказался в итоге куда более эффективным, чем неповоротливые японские конкуренты.

Жилые здания с логотипом Samsung в Сеуле

В чем именно проиграли японские производители? Во-первых, практически все они оказались не готовы к переходу на плоские панели. И если на раннем этапе усиления конкуренции и снижения маржинальности бизнеса крупные японские компании еще держались на плаву, то игроки послабее — JVC, Hitachi, Fujitsu, Toshiba, NEC и Pioneer — дружно вышли из бизнеса.

Тон на рынке начали задавать Samsung и LG. Они наладили выпуск плоскопанельных телевизоров с большим набором функций при конкурентоспособной цене и начали агрессивно наращивать долю рынка. В результате именно они стали новыми лидерами в этом сегменте, а их японские соперники остались далеко позади.

Консервативные японцы уперлись и в другую проблему: большое количество некогда инновационных продуктов, которые были востребованы в прежние годы, сегодня уже никому не нужны. В век стриминговых сервисов немногим понадобятся DVD или Blu-ray-плееры. Падают продажи и цифровых музыкальных плееров — их легко заменяют смартфоны.

Blu-ray плеер

Проспали мобильный рынок

Японские компании проворонили и развитие мобильного рынка. Например, Sharp пробовала делать смартфоны для США, о которых мало кто слышал, а Panasonic попыталась было развивать линейку смартфонов Eluga, но безуспешно: у обоих не хватило ни влияния, ни ресурсов.

Глава компании Xiaomi Лэй Цзюнь о время презентации смартфона Xiaomi Note. 15 января 2015

Sony была привязана к совместному бизнесу с Ericsson, который одно время был достаточно успешным. Второе дыхание ей подарил выпуск линейки Xperia, но с появлением iPhone стало ясно: Sony на мобильном рынке — довольно слабый конкурент.

Позже на рынок прибыла Google c мобильной платформой Android, и пока японцы думали, каковы же перспективы растущей и далекой от совершенства платформы, в ситуации быстро сориентировались Samsung и молодой тайваньский производитель HTC, перехватив инициативу.

Читайте также: