Ехор бурятский танец сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Ёхор – древнейший танец, имеющий ритуально-сакральное значение, уходящий корнями в далекое прошлое.

ВложениеРазмер
Ёхор 15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Почему ёхор танцуют ночью вокруг костра? Земной костер воспринимался в мифологическом сознании как часть огня небесного, частица солнца. Таким образом, древний человек приближал Солнце к земле, чтобы пришло тепло и земля разродилась. Этот ритуал – своеобразный вызов плодородия.

Таким образом, ёхор был ритуальным действом. В доказательство этому есть еще один факт. В XVIII веке в Кудинской долине ёхор танцевали только девушки и женщины, так как они ассоциировались с матерями-прародительницами и только они могли установить связь с

Продолжаю знакомить вас с танцами народов мира.В современном мире очень много танцев и танцевальных стилей,и лишь единицы мы знаем,которые известны на весь мир.С развитием массовой культуры,мы забыли что существует большое разнообразие других танцев и культур,известных не такому большому числу людей.А ведь это очень интересная тема,если ее изучить более подробно.

Так вот,хочу вкратце вам рассказать об одном народном танце,который известен в республике Бурятия,и соседних с ней областях.Он называется Ёхор.

Ёхором называют народный танец-хоровод у всех этнических Бурят,где бы они не проживали.Танец этот раньше имел религиозное значение,теперь же он скорее имеет культурную ценность.

Версий происхождения танца несколько.

1.В результате облавной охоты на животных.

Животное загонялось в большой круг состоящий из людей-охотников,и сам круг постепенно сжимался к центру.Где животное и убивали.

2.Наследие древне европейских и индоиранских племен.

Предполагается что у танца тюрские корни.И само слово произошло от уйгурского joqaru что означает "вверх","двигаться вприпрыжку". И лично я с этим соглашусь,потому-что сам танец чем то похож на танцы других тюрских кочевых народов,например на азербайджанскую Яллы.

3.Гипотеза что танец имеет музыкально-танцевальное продолжение другого танца "наадама",игрищ .То есть эти танцы присущи молодежи,как развлечение,и возможность найти себе пару,познакомиться,увидеть старых друзей,весело провести время.Тоже трудно не согласиться.

Как танцуют.

Танец исполняется тремя периодами.

В первом танцующие образовав круг,держатся за руки опущенные вниз,и под медленную музыку ходят по кругу.

Во втором танцующие становятся друг к другу по плотнее,руки приподнимаются вверх потом опускаются вниз,музыка становится быстрее и громче.

В третьем участники становятся еще более плотно друг к другу,поднимают руки вверх,сгибая их в локтях,и под быстрый темп музыки движутся по кругу в припрыжку.

Если участников много,то образуют второй круг танцующих.

Сам танец длится до 1:45,дальше уже можно не смотреть.

Для Бурятии это вполне нормально если в бурятском танце участвуют и русские ребята.Как раз в этом клипе я насчитал двоих.

Так что изучайте культуры разных народов,развивайте свой кругозор,это интересно и увлекательно.

Маты и оскорбления по национальному признаку будут удаляться,а сами пользователи аккаунтов блокироваться


Празднование Сагаалгана невозможно представить без традиционного танца ёхор. Причём в большой хоровод сегодня с удовольствием встают буряты, русские, татары, башкиры, многие не знают нужных движений, но, попав в общий круг, интуитивно пускаются в пляс.

По часовой стрелке

По словам Николая Африкановича, ёхор можно сравнить с русским хороводом. Всё идёт от язычества: круг - олицетворение солнца. У всех народностей есть подобные танцы. Например, у эвенков свой ёхор, а у якутов свой - спиралевидный. Танцующие двигаются по спирали к центру, а затем по тому же пути расходятся обратно.

Разновидностей танца больше 150. Они делятся по районам, родам и даже по назначению. Например, обрядовые ёхоры обязательно исполняются с песенным сопровождением. Обычные развлекательные ёхоры можно танцевать под музыку без слов или даже без музыки. Традиционно танец состоит из четырёх, повторяющихся движений, в которых задействованы руки, плечи и ноги. Танцующие движутся, не разрывая рук по часовой стрелке, медленный приставной шаг сменяется быстрыми скачками и наоборот.

Из обрядов – в жизнь


Весь мир – в бурятском хороводе

Глобальный ехор 2018

В Иркутской области станцевать ёхор на площади не прочь и русские люди. Буряты такому соседству только рады, говорят, что это обмен культурными ценностями.

Николай Африканович считает, что сейчас как никогда необходимо открывать кружки и клубы, в которых бурятская молодёжь могла бы изучать родную культуру и язык.


Ни один праздник бурятского народа не обходится без самого любимого, распространенного по всей Бурятии древнейшего по своему происхождению кругового танца ёхор или наадан.

Буряты – единственный из современных монголоязычных народов, у которых бытует круговой танец. Об их бытовании в ранние периоды свидетельствуют данные фольклора и этнографии, где они красочно описываются в героическом эпосе.

Бытование хороводных танцев отмечалось в исследованиях русских и иностранных путешественников.

Известный русский путешественник и этнограф XIX века Г.Н. Потанин, описывая свадебный обряд аларских бурят, упоминает о ёхоре как названии хороводного танца.

Национальный танец разделяется на три периода. Первый – когда танцующие, образовав круг, держат друг друга за руки, опущенные вниз, и в это время медленно передвигаются по солнцу, делая круг, и поют протяжные песни разного содержания.

Второй период – когда танцующие подвигаются друг другу поплотнее, полуподнимают руки и слегка машут друг другу ими вверх и вниз, наклонившись немного вперед. В это время песня делается менее протяжной и поется громче.

Третий период – когда танцующие совсем плотно придвигаются друг к другу, руки держат в локтях почти под прямым углом и дружно, как один человек, скачут вверх. В это время песня делается совсем отрывистой. Так танцуют некоторое время, продолжая делать круг по солнцу. Когда танцующие устают, то перестают прыгать, опять начинают медленно двигаться по солнцу.

Ёхор как культурный феномен (выдающееся , небывалое), как непреходящая ценность, которая передаётся из поколения в поколение, изучался в разные годы учеными, исследователями практиками –хореографами. Проблема происхождения ёхора является сложной и спорной.

Буряты исполняли круговые танцы вокруг какого-либо предмета или природного объекта: костра, столба-сэргэ, дерева, а также вокруг горы. Все эти объекты символизировали мифическое мировое дерево, т.е. исполнение танца имело религиозный смысл.

Ехор исполнялся во время празднования Сагаалгана, на свадьбе, в ритуале посвящения в шаманы, по случаю приезда молодого гостя и гостьи.

Большей частью ехор исполняли весной и летом, как правило, на природе, на открытом воздухе.

Костер, вокруг которого образовывали круг, разжигали после захода солнца. Если число участников было много, то образовывали двойной круг. Здесь можно было не только танцевать, но встретиться со знакомыми. Парни приглядывали себе невест, а девушки присматривались к будущим мужьям, которые своей манерой, осанкой старались им понравиться.

Народ Бурятии живо и остро окликается на все крупные события своей жизни, отражая их в своем творчестве. Песни, под которые исполняют ехор, имеют различные содержание и тематику. В них отражены темы воспевания природы, труда, любви.

Ехор всегда выделяет из круга исполнителей талантливых певцов и певиц. В каждом улусе был свой ведущий запевала, мастер ведения ехора. Как правило, это были музыкально одаренные люди, наделенные хорошим голосом, артистическими способностями. Они становились главными заводилами, давали ритм запева и слова песни. Иногда устраивали турниры-состязания. Опытные запевалы могли выдумывать новые слова к старой песне, добавляя, что новое. Наиболее удачные строки песен, переходя к другим запевалам, постепенно теряли своих хозяев, становились народными.

Высоко ценился тот запевала, который дольше других умел по ходу танца сочинять куплеты на злобу дня, импровизировать.

Ехор сегодня

В каждую историческую эпоху ехорные танцы исполнялись не так, как в предыдущую, и это естественно, ведь каждое поколение вносит свои небольшие изменения, свою культуру. Поэтому народный танец всегда современен.

И сегодня ехорные танцы (как и все танцы), а также как народная музыка, песня рождаются как необходимая потребность проявления чувств, потребность в устном народном творчестве передать ощущение красоты жизни, отобразить особенности труда и быта.

Данная работа не исчерпывает всего богатства народного танца Бурятии. Любой ехорный танец определенного района исполняется по-разному, имеет свои, хотя бы и незначительные нюансы, отклонения, отступления в отдельных элементах танца.

Оба эти названия бытует в народе и обозначают составные части единого танца : еохэр – хороводное пение, хатар – быстрая плясовая часть ехора.

За долгие годы народ создал множество ярких ехорных движений, выработал разные стили в напеве, характере и манере исполнения, создавая свои местные варианты. Но при этом доктор исторических наук, профессор Дашинима Санжиевич Дугаров выделил ряд наиболее распространенных движений по типам напева и движения 8 вариантов кругового танца бурят: 1.аларо-унгинский, 2.эхирит-булагатский, 3.идинский, 4.тункинский, 5.закаменский, 6.байкало-кударинский, 7. баргузинский и 8. восточно-бурятский.

Читайте также: