Влияние здорового образа жизни на успешность обучения сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья своей семьи, своих детей.

ВложениеРазмер
vliyanie_fizicheskogo_razvitiya_i_zdorovya_na_uspeshnost_obucheniya.docx 34.16 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние физического развития и здоровья на успешность обучения

Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья своей семьи, своих детей.

Важным во всех этих и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамическому процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.

Основываясь на определениях Всемирной организации здравоохранения, выделяют следующие компоненты здоровья:

Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.

Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.

Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого определяет система нравственных ценностей.

Есть ли у наших детей физическое, нравственное и социальное благополучие? Каково здоровье нации в стране? В чём заключаются актуальные проблемы здоровья в нашем округе? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе нашего диалога.

Всё это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу.

В чём же причина кризиса детей России и округа в частности? Существуют различные точки зрения.

Как утверждает медицинская наука, здоровье человека определяется четырьмя основными факторами:

50–55 % зависит от образа жизни :малоподвижный образ жизни, вредные привычки, неправильное питание, психологический климат.

20–25 % влияние окружающей среды и экологии (только от 5 до 10 процентов детей рождаются здоровыми).

20 % – наследственность (по наследственности передаются такие заболевания, как болезнь Дауна, болезни, связанные с обменом веществ, вирусные и другие заболевания).

И только 5 % зависит от медицины.

Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения следующие негативные факторы здоровья:

малоподвижный образ учащихся;

перегрузка учебного процесса многими дисциплинами;

стрессовые воздействия во время обучения;

отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;

несоблюдение режима дня;

несоблюдение гигиенических требований.

По данным отечественных исследователей к концу школьного периода обучения количество практически здоровых детей составляет менее 10 % учащихся. Поэтому, очень важно, дорогие родители, не упустить время, а грамотно сформулировать каждой семье основные задачи сохранения и укрепления здоровья школьников процессе их роста, развития и обучения, создать здоровьесберегающую образовательную среду в каждой семье.

Результаты медицинских осмотров говорят о том, что школьники имеют различные нарушения состояния здоровья:

Год от года увеличивается количество детей со сколиозом.

Увеличивается количество детей, больных ожирением.

Увеличивается число детей с заболеваниями нервной системы.

Растет количество детей, имеющих отклонения в системе кровообращения.

Увеличивается процент детей, страдающих аллергией.

Оздоровительные методики восстановления школьников в домашних условиях.

Сегодня мы познакомим вас с некоторыми правилами рационального питания, Расскажем о значении движения в жизни человека, что такое режим дня и зачем его нужно соблюдать, какие гигиенические требования необходимо соблюдать при выполнении домашних заданий и зачем надо повышать психоэмоциональную устойчивость школьников.

Пища должна быть рациональной по химическому составу и содержать белки, жиры и углеводы, витамины и микроэлементы. Быть безвредной и безопасной. Ещё в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни.

Современные учёные выявили, что основными нарушениями в питании являются избыток углеводов и жиров животного происхождения, дефицит фруктов, овощей и ягод, а также нарушение режима питания.

По данным исследований содержание витаминов в организме школьников только у 10 % в норме. Поэтому рекомендуется использование детьми витаминных комплексов. Особенно в зимнее время.

В школьной столовой в этом учебном году организован такой стол, в состав которого входят лук, чеснок, лимон и витаминные чаи.

Родителям также надо помнить, что детям в младшем школьном возрасте надо питаться не менее 4–5 раз в день и придерживаться таких правил: разнообразие умеренность и своевременность питания.

Следует ли заставлять ребёнка кушать, если он отказывается? Заставлять нельзя, оценивая своё желание поесть, ребёнок прислушивается к потребностям своего организма.

Обязательно ли детям есть первые блюда? Да. Употребляемые только вторые блюда не вызывают достаточного отделения желудочного сока, пища долгое время задерживается в пищеварительном канале, бродит и раздражает слизистую оболочку.

Кроме того следует научить ребенка есть не спеша, хорошо пережёвывая пищу, не заниматься во время еды посторонними делами.

Движение как форма физиологической активности показатель физического здоровья, присуще практически всему живому и играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека.

Например, минимальная норма количества шагов в день для взрослого человека – 10 тысяч, а школьник должен сделать 25–30 тысяч шагов в день.

Если родители имеют избыточный вес, то 80 % детей его имеют тоже.

У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20 % выше. Это приводит к быстрому изнашиванию организма. По статистике у 20 % родившихся детей развивается плоскостопие. Это связано со слабостью мышц.

Значение сна для детей.

Особое место в режиме дня отводится сну. Младший школьник много времени проводит в школе, он подвижен, легко возбудим, поэтому ему требуется полноценный сон. Первоклассникам надо спать 11 часов, а учащимся 8–10 лет до 10 часов в сутки.

Правильный сон обеспечивает отдых, высокую работоспособность, предупреждает возникновение переутомления, головные боли, слабость. раздражительность, плаксивость.

И если ребёнок хронически не досыпает, у него развивается нервно-психическое заболевание.

И поэтому мы сейчас предлагаем всем родителям окунуться в прекрасный волшебный сон.

Повышение психоэмоциональной устойчивости.

По материалам исследований, особо опасны для любого человека и ученика в том числе, не активные эмоции, а пассивные: отчаяние, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому надо развивать позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками.

Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а ещё больше чужой удаче. Обучение только тогда будет эффективным, когда ученик будет испытывать радость от процесса познания.

Родители также должны помнить, что только в крепкой, дружной, благополучной семье, где комфортная обстановка и понимающие родители, где царит взаимопонимание и любовь, где конфликты носят внутренний характер и быстро разрешаются, только в такой семье воспитать поистине здоровое потомство.

Гигиенические требования при выполнении домашних заданий.

Воздушно-тепловой режим – один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье детей. Гигиенистами установлен, что в помещении, где ребёнок работает, должна быть температура 18–20 градусов, относительная влажность до 60 %. Измерение температуры проводится в центре помещения на уровне роста ребёнка. Обязательным является ежедневное осуществление влажной уборки и проветривание помещения.

Световой режим – может предупредить перегрузки, стимулировать развитие зрительно анализатора, препятствовать возникновению близорукости. Наиболее оптимальное расположение комнаты для уроков – южная или юго-восточная сторона. Недопустимо использование в интерьере тёмных цветов. Красный цвет используется только в качестве сигналов. Рекомендуются тёплые тона – оранжевый и жёлтый, Можно использовать оттенки зелёного. Можно использовать искусственное освещение в дополнение к естественному. В декабре месяце свет должен гореть до 10 часов утра и с 14 часов дня. Далее каждый месяц сокращать дополнительный световой режим на 1 час.

Мебель и другие предметы оборудования тоже влияют на здоровье школьников. Уровень столешницы должен быть на 4 см выше локтя свободно опущенной руки сидящего человека.

При слишком низком стуле, ученик вынужден высоко поднимать правое плечо, а если стул высокий, ребёнок вынужден горбиться, а это всё приводит к искривлению позвоночника.

Обязательным условием во время выполнения домашних заданий является его время.

Уроки надо выполнять в одно и то же время, оптимальным и наиболее продуктивным считается время с 16 до 18 часов. К 12 часам обычно наступает падение работоспособности. Первая фаза это – врабатывание, она длится до 7 минут. Средняя продолжительность активного внимания первоклассника до 20 минут, у учащихся 4-х классов немного выше. Затем работоспособность начинает падать, необходим отдых. За 2 часа подготовки уроков можно сделать 2–3 переменки по 5 минут каждая.

Наиболее трудными считаются уроки математики, информатики, иностранного языка, обществознания, обучения грамоте.

В течение недели, самым продуктивным считается вторник, от среды до субботы работоспособность снижается .Самые низкие её показатели отмечены в понедельник. В пятницу отмечается вновь повышение работоспособности.

Поэтому лучше готовить домашние уроки так:

1-й урок – фаза врабатывания, уроки средней сложности.

2–3-й уроки – уроки максимальной сложности.

4-й урок – более лёгкий.

Длительность непрерывного чтения в начальной школе такова:10 минут для учеников 1–2-х классов, до 20 минут для учащихся 3–4-х классов.

Для работы с компьютером отводится такое же время.

Важнейшие компоненты здоровья школьников.

Педагоги школы разработали систему работы по формированию представлений о ЗОЖ, оздоровлению учащихся и осуществляют её в своих классах. Слайд №5.

В неё входит работа с детьми, которая включает в себя:

Организация физкультурно-оздоровительной работы

  • оздоровительные прогулки
  • полоскание полости рта и горла после каждого приёма пищи кипячёной водой комнатной температуры
  • обмывание лица и рук (до локтя) прохладной водой. Слайд №7.
  • Здоровьесберегающие технологии
  • артикуляционная гимнастика
  • зрительная гимнастика
  • пальчиковая гимнастика
  • дыхательная гимнастика
  • динамические паузы Слайд №8.

Коррекционно-логопедическая работа Слайд №9.

  • Витаминизация пищи
  • Ароматерапия
  • Фитотерапия (чесночные бусы) Слайд №10.

Работа с родителями.

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

Привлечение родителей к активному участию в жизни школы

  • Анкетирование (Анкеты “Здоровье вашего ребенка”, “Семья и здоровый образ жизни”).
  • Совместные физкультурные и игровые досуги, праздники.
  • Открытые занятия.
  • Распространение опыта семейного воспитания по вопросам укрепления здоровья детей, консультации, обмен мнениями и опытом.
  • Выставка рисунков на тему “Береги здоровье смолоду”, выставка фотографий, на тему “Отдыхаем всей семьей” (активный отдых в семье).

Мне бы хотелось остановиться на использовании здоровье сберегающих технологий, показать, как мы с детьми работаем на уроках, чтобы вы могли помочь своему ребёнку стать более успешным в обучении. Слайд №11.

Цель: для улучшения кровоснабжения глазных яблок, нормализации тонуса мышц, для снятия зрительного утомления.

Провести занятие ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА (Разработана специалистами Института возрастной физиологии РАО)

Упражнение со зрительными метками №1

В классе заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать так, чтобы они составляли единый игровой сюжет. И время от времени менять их. Например, в центре стены помещается машина (или бабочка). В углах под потолком - цветные гаражи. Предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Бабочка может перелетать с цветка на цветок.

Методика проведения упражнения:

1.Попрость поднять родителей с мест.

2. Объяснить, что они должны делать: по команде, не поворачивая головы, одним взглядом глаз проследить движение машины в синий гараж, затем в зеленый и т.д.

3. Переводить взор с одной метки на другую под счет 1-4.

4. Продолжительность упражнения – 2-3 минуты. Слайд №12.

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Слоники - Лягушки.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

Худышка - Толстячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. Втянуть щеки.

Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Грибок.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Уколы в щёчки.
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. Слайд №13.

Цель: развитие мелкой моторики, которая, в свою очередь, на прямую связана с развитием речи.

Дети пошли в лес за грибами. В руках они несли корзинки. С ними была собака. Неожиданно собака бросилась за дерево. Там был ёж. На его колючках лежал гриб. Слайд №14.

  • С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении, и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!
  • Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Слайд №15.

Динамические паузы (музыкальная)

Динамическая пауза — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Слайд №16. Предложить родителям подвигаться под музыку.

Говоря о здоровье детей, мы должны понимать, что ребёнку нужен здоровый родитель. Начните с себя, позаботьтесь о своём здоровье. Слайд №17. Слайд №18.

Наверное, нам всем не стоит строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей. Слайд №18.

Итак, давайте подведём итог всему сказанному выше.

Быть для ребёнка положительным примером в следовании навыкам гигиенического поведения, так как одна из психологических особенностей младших школьников- склонность к подражании.

Поощрять попытки ребёнка придерживаться режима дня, выполнять гигиенические процедуры, соблюдать культуру умственного труда.

Правильно организовать режим дня школьника :обеспечить ему достаточный по продолжительности сон со строго установленным временем подъёма и отхода ко сну, предусмотреть регулярный приём пищи (4-5-разовое питание), установить определённое время приготовления уроков ,выделять время для отдыха на открытом воздухе ,творческой деятельности, свободных занятий и помощи в семье.

Проверять правильность осанки детей, При получении настораживающих результатов, проанализировать возможные причины отклонений в состоянии позвоночника, постараться устранить их ,в случае необходимости обратиться за консультацией врача.

Не впадать в крайности, не ставить ребёнка под шквал упрёков, замечаний и наказаний. Добиваться, чтобы он всё необходимое делал с первого же напоминания ,ни на что не отвлекаясь.

Обращать больше внимания на хорошее в ребёнке, чем на его ошибки, но не захваливать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Влияние здорового образа жизни на результаты обученности школьника"

Автор : Семагина Анна,

учащаяся 8А класса МОУ СШ № 1

Руководитель: Мишина Наталья Анатольевна,

директор, учитель химии и биологии МОУ СШ № 1

Сейчас много говорят о необходимости вести здоровый образ жизни и как оно оказывает влияние на наше здоровье, а также успеваемость в школе. Наше поведение, привычки, занятия спортом, правильное питание, в каком доме живем – это и есть показатели здорового образа жизни (ЗОЖ).

Специалисты отмечают, что в своем жилье человек проводит большую половину своей жизни ( согласно современным подсчетам, 80 % жизни). Именно в жилище, как в фокусе, сходятся многие экологические проблемы - качество воздуха, электромагнитные поля и др. Они, как ручейки, собираются вместе и оказывают влияние на наше здоровье. В нашем доме всё важно: качество и количество различных технических устройств, наличие комнатных растений, содержание домашних животных, проветривание.

Правильное питание ( режим приема пищи, что именно составляет рацион школьника) и занятия спортом – это тоже главные составляющие успешной учебы.

Снижение успеваемости школьников, наблюдается, согласно статистике, в 5-8 классах. Причём причины снижения успеваемости могут быть самые разные. Среднее звено в процессе обучения – важная ступень, так как закладываются основы успешного усвоения знаний, навыки самостоятельной работы с учебным материалом.

Поэтому изучение взаимной зависимости экологии жилища, качество питания, занятия спортом и здоровья школьников, как следствие обученности школьника является поистине актуальной темой для моего исследования.

Находясь в привычных условиях жизни, мы далеко не всегда обладаем знаниями и вообще не задумываемся о безопасности собственного поведения, жилища и привычек на наше здоровье. Именно поэтому, здоровый образ жизни оказывает свое влияние практически на каждого ученика, на его успехи в школе.

Основная цель данной работы : расширение знаний и кругозора по ЗОЖ, направленных на выявление условий проживания в доме, обеспечивающих комфортное существование школьников, на их питание и занятие спортом и как это влияет на успеваемость в школе.

установление взаимосвязи между состоянием здоровья человека и среды его обитания.

выявить причины снижения успеваемости;

обсудить возможные пути решения этой проблемы в классе.

Объект исследования: учащихся 8А класса.

Предмет исследования: условия проживания и поведения учащихся 8А класса - как фактор, влияющий на здоровье человека и успеваемость детей в обучении

Проблема : успеваемость 8А класса стала снижаться с 5 класса

Актуальность. Мое здоровье – мое богатство. ( Английская пословица).

Проблема снижения успеваемости школьников из за неправильного питания, состояния собственного дома и нашего поведения в нем, из за отсутствия физических нагрузок для полноценного развития растущего организма школьников на сегодняшний момент является актуальным, так как далеко не все школьники ведут здоровый образ жизни.

Для достижения поставленных задач исследования использовались методы :

работа с разными источниками информации с целью изучение теоретического материала;

Образование и здоровье: сочетание этих понятий наполнено нравственным, социальным, политическим и экономическим смыслом. Здоровье для России должно стать зеркалом жизни, воспитания и образования, быть высшей ценностью государства


Современные школьники как и взрослые, к сожалению, не считают свое здоровье важнейшей жизненной ценностью. Необходимо, чтобы и взрослые и дети овладевали знаниями факторов, способов и средств, укрепляющих здоровье, обладали привычкой постоянно осуществлять меры, направленные на его сохранение, чтобы им было свойственно активное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей - т.е. формировать социальную потребность жить быть здоровым.

С середины ХIХ века, когда в России возникла и стала развиваться педагогическая психология, исследователей занимали вопросы научного обоснования обучения; исследования проводились по следующим направлениям:

  • изучение умственного труда обучающихся и его правильная организация (гигиена умственного труда);
  • психологические основы дидактики.

Основной интерес приобретал в те годы анализ деятельности учителя с точки зрения гигиены труда и исследование его личностных качеств (Ви-рениус А.С.,1888). Анализируя систему образования, Ф. Ф. Эрисман (1898) показал, что неправильная организация учебной деятельности сводится к следующим факторам: обширные учебные программы не соответствовали возрасту и возможностям обучающихся; нерациональное распределение разных по трудностям учебных предметов по дням недели; недостаточное внимание уделялось физической культуре и физическому воспитанию. При этом задача воспитания гармонически развитого человека определялась как первостепенная. В предложенных программах доминировали: физическое развитие ребенка и состояние его нервной системы; знания о перенесенных заболеваниях, ослабляющих умственную работоспособность, а также знание определенных параметров здоровья (рост, масса тела, цвет лица, мышечная сила и другие). Необходимым считалось изучение семейного анамнеза учащихся (алкоголизм в семье, туберкулез, душевные и нервные болезни). (9,20).

Сегодня произошли значительные изменения в постановке и содержании учебного процесса. Изменилось его содержание, введены новые формы и способы подачи учебной информации (технические средства обучения, программированное обучение и т. д.), направленные на повышение активности обучения и усиление мыслительной деятельности учащихся, что повлекло за собой значительную интенсификацию учебной деятельности школьников. В связи с чем, возникла необходимость изучать влияние учебной нагрузки на организм учащихся с целью ее валеологической рационализации (16).

Высокая учебная нагрузка, нерациональное распределение учебного времени неблагоприятно сказывается на уровне здоровья детей. Число детей с нормальным уровнем физического развития снижается к окончанию учебного года с 17 до 8%; у 39,8% детей не завершена адаптация к школе по показателю эмоционально-поведенческих реакций, при этом астено-невротические жалобы документированы у 12,4% обучающихся от 3-го до 10 класса; жалобы соматического характера выявлены у 21,5% детей на фоне снижения эмоционального тонуса и дискомфортности, соответственно у 13,8 и 16,6% обучающихся; а заболевания органов дыхания встречаются у 45- 58% детей. (6,7,8,10,17).

Исследование умственной работоспособности выявило ухудшение ее показателей к концу учебного дня и недели, свидетельствуя о развитии утомления, что объясняется высоким уровнем учебной активности учащихся и повышенной трудностью специализированных предметов.

Учитывая низкий уровень работоспособности учащихся, устанавливающийся уже с 4-го урока, и продолжающееся снижение к 6-му уроку, следует считать 4-е и 6-е уроки малоэффективными для учебных занятий и учитывать это при составлении расписания занятий.

Важным показателем хорошей учебы школьников является соблюдение режима дня. Правильный режим дня школьника - это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям, распорядок суточной деятельности, предусматривающий повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов. При этом чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима проводились строго последовательно и в одно и то же время, что способствует образованию устойчивых условных рефлексов, причем каждый предыдущий этап дневного ритма является условным сигналом для выполнения последующего.

В процессе обучения возможно переутомление. Чаще всего оно бывает следствием неправильной организации учебного процесса. Известный русский физиолог Введенский Н. Е. считал, что достигнуть высокой работоспособности и предотвратить переутомление можно, соблюдая несколько обязательных условий:

  • начиная любую работу, нужно входить в нее постепенно;
  • в любом виде деятельности нужно соблюдать определенную последовательность и систематичность;
  • следует правильно чередовать разные виды труда, работу и отдых;
  • обязательно должно быть благоприятное отношение к труду как того, кто работает, так и окружающих.

К организации школьного учебного процесса можно применить все эти пункты, немного переформулировав их, а именно:

новый учебный материал нужно вводить постепенно, не нарушая возможные границы усвоения новой информации;

уроки должны быть построены в такой последовательности, что позволит увеличить эффективность получения и усвоения знаний;

учеба дает результаты в том случае, когда учащиеся стремятся получить новые знания, а учитель готов и может эти знания им предоставить.

При составлении расписания занятий вся трудность состоит в том, что степень утомляемости учащихся зависит и определяется множеством социальных и психологических факторов, совместное влияние которых может как усилить, так и ослабить ее, или оставить на прежнем уровне.

Серьезное влияние на уровень утомляемости учащихся в течение учебного дня имеет чередование уроков разного содержания и разных типов. Два урока одного предмета или даже уроки двух близких предметов быстрее вызовут утомление, чем те же уроки, но разделенные уроком другого предмета, не близкого им.

То же самое относится и к чередованию уроков одного и того же предмета в течение недели. Оно должно быть равномерным по дням недели, что особо относится к предметам с малым количеством часов .

И еще следует остановиться на использовании технических средств обучения в учебном процессе. Их применение, с одной стороны, способствует повышению работоспособности учащихся, так как нарушает монотонность урока, придает занятиям эмоциональность; с другой стороны, способствует утомляемости учащихся, ибо создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему и вызывает частую переадаптацию учащихся к меняющимся условиям внешней среды.

Расписание занятий должно обеспечить выполнение следующих требований:

Необходимо создать наилучшие условия для обеспечения высокоэффективного труда учащихся, для чего необходимо:

  • обеспечить строгий учет гигиены умственного труда учащихся разных возрастных групп, дневной и недельной динамики их работоспособности;
  • учесть сложность учебных предметов для восприятия обучаемыми при одновременном учете эффективности их работоспособности в течение каждого отдельного рабочего дня и рабочей недели в целом. Необходимо создать оптимальные условия для обеспечения единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся.

Необходимо обеспечить высокий уровень эффективности труда учителя, недопущения снижения его работоспособности, как в пределах одного рабочего дня, так и в течение рабочей недели, для чего необходимо:

Необходимо учесть материально-технические условия:

  • предоставить всем учащимся и учителям равные возможности для занятий в соответствующих учебных кабинетах образовательного учреждения, спортивном зале, учебных мастерских, кабинете музыки и т. д.;
  • создать условия для активного использования на занятиях технических средств обучения, в том числе учебного телевидения и ЭВМ.

Необходимо учесть требования нормативных документов, регулирующих работу образовательного учреждения (как собственных, так и вышестоящих организаций), особенно в части норм, регулирующих учебную нагрузку, ибо превышение временных норм ведет к неоправданной перегрузке учащихся как уроками, так и домашними заданиями.(1,11,19).

В конечном счете, необходимо помнить, что расписание уроков преследует цель оптимизации условий обучения учащихся и создания комфортных условий для ученика и учителя и составляется только исходя из требований организации нормального режима работы образовательного учреждения.

Таким образом, правильная организация учебного процесса (соблюдение привычного режима, чередование труда и отдыха, полноценное питание, спокойная и доброжелательная обстановка) значительно снизит утомляемость учащихся, повысит их работоспособность и приведет к успешному усвоению знаний и сдаче экзаменов.

Здоровье человека есть способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров традиционного потока сенсорной, вербальной и структурной информации (14). Здоровье определяет возможности выполнения основных функций с учетом способности организма к адаптации и саморегуляции, в основе которой лежат физическое и духовное, природное и социальное, наследственные и приобретенные начала. Соматический компонент здоровья подразумевает совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде, а социально-психологический компонент определяет систему ценностей, установок и мотивов адекватного поведения в социальной среде (14).

В таблице 1 представлена характеристика учебной деятельности учащихся школ.

По мнению учителей, проводимых вместе с нами обследование установлено, что 7.7% школьников не готовы к обучению в школе, слабо подготовлены к обучению 29.2% обучающихся, причем из этого числа 36.4% -учащиеся 7 класса, а 22.0% -учащиеся 10 класса; удовлетворительную подготовку к обучению в школе имели 36.9% школьников, тогда как из всего числа тестируемых школьников лишь 28.1% - подготовлены хорошо, из этого числа учащихся 37.7% обучались в 10-м классе, а 18.5% - в 7 -м классе; при этом плохая успеваемость по основным предметам отмечена у 42.2% школьников, этот процент выше у учащихся 7 класса (61.4), против обучающихся в 10-м классе ( 22.9% р

Формирование здорового образа жизни с использованием здоровье сберегающих и здоровье формирующих технологий в современной школе


Без имени-1.jpg

На современном этапе развития человеческого общества проблема сохранения здоровья подрастающего поколения продолжает оставаться актуальной.

Проведённые в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья детей и молодёжи России [1, 2, 3, 4]. Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и нет ясного понимания, как следует заботиться о своём здоровье. Школьники не всегда могут противостоять негативному влиянию со стороны окружающей среды. Развитие информационных технологий, ускорение темпов жизни также повышают требования к физической и психической выносливости детей, их адаптационным способностям [1, 4, 5, 6, 7, 8].

Анализ исследований свидетельствует о том, что здоровье сбережение – явление многоаспектное и междисциплинарное.

Качество жизни – понятие важное не только для здравоохранения, но и для всех сфер жизни современного общества, т.к. основная цель всех институтов общества – благополучие человека. Составляющими качества жизни являются: психическое благополучие; социальное благополучие; физическое благополучие; духовное благополучие.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Основное его содержание составляют следующие элементы: оптимальный уровень двигательной активности; закаливание, увеличение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; экологически грамотное поведение; психическая и эмоциональная устойчивость; сексуальное воспитание; отказ от вредных привычек; безопасность труда и поведения, позволяющая избежать травм и других повреждений.

Здоровье сберегающее образование обеспечивает необходимые условия для полноценного естественного развития обучающихся и способствует формированию у них осознанной потребности в здоровье, пониманию основ ЗОЖ, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья.

Здоровье сберегающее образование включает участников этого процесса, а также соответствующие цели (здоровье сбережения), содержание и здоровье сберегающие технологии [9]. Здоровье сберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они могли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.

Профилактика и коррекция школьно обусловленных и социально значимых нарушений и заболеваний школьников

На протяжении уже более чем двадцатилетнего периода сохраняется тенденция снижения показателей здоровья детского населения. Данные официальной статистики и показатели профилактических обследований ежегодно свидетельствуют о негативных тенденциях в состоянии здоровья подрастающего поколения.

Организация детей в коллективы и их длительное пребывание в образовательных учреждениях позволяет на протяжении всего периода обучения эффективно осуществлять профилактические мероприятия, в том числе оздоровительные программы и формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) подрастающего поколения.

ЗОЖ связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом.

К гигиенически рациональным формам поведения относится поведение, способствующее повышению защитных сил организма, а также поведение, направленное на борьбу с вредными привычками, влияющими на здоровье. Повышение защитных сил организма включает в себя оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха, рациональное питание, оптимальную двигательную активность, физическую культуру, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, медицинскую активность и динамическое слежение за собственным здоровьем, позитивное гигиеническое поведение.

Усиление профилактической направленности современного здравоохранения предусматривает формирование ответственности детей, подростков и их родителей за своё здоровье и здоровье окружающих.

Отношение к здоровью, здоровье сберегающее поведение и ЗОЖ являются одним из важнейших составляющих элементов культуры общества. ЗОЖ предполагает поведение и стиль жизни, способствующие сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. ЗОЖ связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенических знаний, гигиенической культуры отдельных групп и общества в целом. Одной из составных частей ЗОЖ является воспитание культуры населения в отношении собственного здоровья.

Применительно к детям необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам ребёнок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребёнок пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение.

В настоящее время актуальной медико-социальной проблемой является высокое распространение среди школьников факторов риска, которые ВОЗ рассматривает как ключевые индикаторы здоровья. Особое беспокойство вызывает высокая распространённость неблагоприятных факторов риска, обусловленных образом жизни, которые формируются уже в начальной школе. Факторы риска, обусловленные образом жизни, являются управляемыми. В связи с этим важным направлением профилактики заболеваний среди учащихся является формирование у детей и подростков стереотипов ЗОЖ, тогда как дефицит знаний у обучающихся по вопросам ЗОЖ способствует распространению факторов риска, провоцирующих возникновение функциональных расстройств, неинфекционных и инфекционных заболеваний.

Без имени-2.jpg

Литература

1. Баранов А.А., Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей /А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. – М., 2006. – 412с.

3. Онищенко Г.Г. Проблема улучшения здоровья учащихся и состояние общеобразовательных учреждений. Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2005. - №3. – С. 40-43.

4. Проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростков и организация их оздоровления: метод. рекомендации /А.А. Баранов – М., 2006. – 47с.

5. Баранов А.А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания обучения и трудовой деятельности: руководство для врачей /А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева – М., 2007. – 352с.

6. Ильин А.Г. Состояние здоровья детей подросткового возраста и совершенствование системы их медицинского обеспечения: автореф. дис. … д-ра мед наук – М., 2005. – 54с.

7. Конова С.Р. Состояние здоровья детей и совершенствование медицинской помощи в условиях первичного звена здравоохранения: автореф. дис. … д-ра мед наук – М., 2007. – 53с.

8. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние годы (2005-2007). Актуальные вопросы педиатрии: материалы XII Конгресса педиатров. – М., 2008. – С. 402.

Читайте также: