Дворцы санкт петербурга в традициях классицизма сообщение

Обновлено: 17.05.2024

Классицизм, как система международной художественной культуры, основные этапы его развития. Таврический дворец (1783-1789) архитектора И.Е. Старова как идеальный эталон крупного здания. Значение важнейшего градостроительного этапа в развитии Петербурга.

Рубрика Строительство и архитектура
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 12.05.2010
Размер файла 13,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга

Произведения русского классицизма составляют не только важнейшую главу истории русской и европейской архитектуры, но и наше живое художественное наследство. Это наследство продолжает жить не в качестве музейной ценности, но и как существенный элемент современного города. К зданиям и ансамблям, созданным в XVIII и начале XIX века, почти невозможно приложить наименование памятников архитектуры -- настолько прочно сохраняют они творческую свежесть, свободную от признаков старости.

Строительство новой столицы явилось для XVIII столетия не только громадным политическим, военным и народно-хозяйственным предприятием, но и великим общенародным делом, в том же смысле, в каком в XVI столетии национальным делом русского народа было созидание и укрепление Москвы.

Классицизм, как система международной художественной культуры

Без видимой борьбы и полемики в России изменились общественные вкусы. За пять - семь лет русское барокко как господствующий стиль было сменено классицизмом; конец 1750-х - еще время расцвета первого, середина 1760-х - уже начало широкого распространения второго. Барокко уходило, не дожив до стадии упадка, не растратив своего художественного потенциала.

Классицизм был принят как система международной художественной культуры, в рамках которой развивался национальный вариант стиля. Растянувшаяся на столетия эпоха культурного одиночества русской архитектуры закончилась.

Среди причин, ускоривших утверждение классицизма в России, кроме увлечения образованного слоя российского дворянства рассудочными просветительскими утопиями были и причины практические, связанные с расширением круга задач зодчества. Развитие промышленности и рост городов вновь, как и в петровское время, вывели на первый план проблемы градостроительства и множившихся типов зданий, нужных для усложнявшейся городской жизни. Но для торговых рядов или присутственных мест неуместен жанр мажорно-праздничной архитектуры, за пределы которого барокко выйти не умело; великолепие дворца нельзя распространить на весь город. Художественный язык классицизма был, в отличие от барокко, универсален. Его можно было использовать и при сооружении импозантнейших дворцовых построек и для “обывательских” жилищ, вплоть до скромных деревянных домиков на окраинах.

Перемены в круге архитектурных форм затронули, прежде всего, декор. По-новому было осмыслено отношение здания к городскому пространству. Однако каких-то принципиально новых схем классицизм не предложил. Различным функциям по-прежнему служили немногие варианты простых планов, уже использовавшиеся русским барокко.

Важно было то, что вместе с новым стилем окончательно утверждались новые методы творчества. Гармонизация произведения архитектуры, его частей и целого осуществлялась уже не при “размере-1 и основания” и не на строительных лесах (где сотрудники Растрелли по месту лепили или резали из дерева элементы декора), на работе над проектным чертежом. Тем самым окончательно залеплялось разделение труда, сменившее былую “артельность”. Замысел и разработка формы, несущей образ, стали делом одного архитектора, выступающего в роли автора (хотя к этому не скоро привыкли за пределами профессии, из-за чего и осталось так много вопросов, связанных с авторством произведений раннего классицизма, включая крупнейшие, как Пашков дом и дворец Разумовского в Москве или Инженерный замок в Петербурге).

Для архитектурной формы, во всех деталях предопределенной проектом, образцами служили уже не столько здания, сколько их изображения, аналоги проектного чертежа. Нормы классицизма были сведены в строгую систему. Все это вместе позволяло полно и точно осваивать стиль по чертежам и текстам теоретических трактатов, что было почти невозможно для барокко с его капризной индивидуальностью. Классицизм поэтому легко распространился на провинцию. Он стал стилем не только монументальных сооружений, но и всей городской ткани. Последнее оказалось возможным потому, что классицизм создал иерархию форм, позволившую подчинить его нормам любые сооружения, выражая при этом место каждого в социальной структуре.

Талантливых и умелых архитекторов было немного, они не смогли бы проектировать все постройки во множестве городов. Общий характер и уровень архитектурных решений поддерживался благодаря использованию образцовых проектов, выполнявшихся крупнейшими мастерами. Их гравировали и рассылали во все города России.

Проектирование обособилось от строительства; это расширило влияние на архитектуру профессиональной литературы и книжности вообще. Возросла роль слова в формировании архитектурного образа. Связь его с образами историческими и литературными обеспечивала общепонятность для людей начитанных (просвещенный слой дворянства объединялся общим кругом чтения и книжных знаний).

Это сделало стиль равно отвечающим намерениям абсолютистской власти и идеям ее просвещенной оппозиции, вкусам богатейших, могущественных вельмож и ограниченных в средствах небогатых дворян Петербургский классицизм был, прежде всего, стилем официальной “государственной” культуры. Его нормы основывались на укладе жизни императорского двора и крупного дворянства, они были предписаны государственным институтам. Здесь влияние народной “вне стилевой” культуры на профессиональную деятельность архитекторов не ощутимо.

Петербургский строгий классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-е гг. И.Е. Старов (1745-1808) и Джакомо Кваренги (1744-1817) были его типичными мастерами. Их постройки отличала ясность композиционного приема, лаконичность объемов, совершенная гармония пропорций в пределах классицистического канона, тонкая прорисовка деталей. Образы построенных ими зданий полны мужественной силы и спокойного достоинства.

Сурово торжествен созданный Старовым Таврический дворец (1783-1789). Отвергнув анфиладные системы барокко, мастер, в соответствии с рационалистической логикой классицизма, объединил помещения в функциональные группы. Прием пространственной организации целого, где развитые боковые крылья, связанные переходами с мощным центральным объемом, образуют глубокий парадный двор, исходит от палладианских вилл. Расположением парадных зал выделена глубинная ось композиции, однако, гигантская Большая галерея вытянута параллельно фасаду, что сняло элементарную простоту контраста.

Фасады освобождены от мелкого рельефа, членящего стену на филенки и лопатки, - зодчий уже не следует примерам французской архитектуры середины века, как-то делали петербургские мастера времени, переходного от барокко к классицизму (и как делал сам Старов в ранних произведениях). Гладкие белые колонны решительно выступающих строгих дорических портиков впервые в русской архитектуре действительно несут антаблементы. Они выделяются на фоне интенсивно окрашенных гладких стен, прорезанных проемами без наличников. Контраст подчеркивает тектонику стены из оштукатуренного кирпича. “Четырежды восемнадцать” колонн в двойных колоннадах Большой галереи имели греко-ионические капители (замененные потом Л. Русска на привычные римские) один из первых для русского классицизма примеров обращения к эллинскому наследию. Державин написал о здании Таврического дворца: “древний изящный вкус - его достоинство; оно просто, но величественно”. Дворец стал для современников идеальным эталоном крупного здания - петербургского, русского и вместе с тем европейского. Его чертежи восторженно оценил Наполеон, особо отметивший Большую галерею и зимний сад, о чем сообщили Персье и Фонтен в тексте изданного ими увража “Лучшие королевские дворцы мира”.

Основные этапы развития классицизма

Так Зимний дворец, не смотря на весь растреллиевский блеск своих форм и на бесспорно доминирующее значение этого здание в центре столицы, оказался в архитектурном отношении подчиненным зданию Главного Штаба. Не потому, что классические (или “ампирные”) формы этого последнего “сильнее” барочных форм дворца, а потому что Росси построил против Зимнего дворца не только какое-то новое большое сооружение, но и создал новое архитектурное целое, новый ансамбль, новое архитектурное единство. В этом новом единстве, организованном по законам Росси, а не Растрелли, произведение последнего казалось включенным в новую композицию и в итоге подчиненным зданию Росси, а не наоборот, хотя не приходиться говорить о каком-либо формальном “превосходстве” Росси над Растрелли, Главного штаба над Зимним дворцом. Так захаровское Адмиралтейство стало “держать” в своих монументальных руках весь пространственный организм центральных петербургских площадей. Так сравнительно невысокое здание Биржи притянуло к себе узловую точку этого центра, ранее находившуюся в высотном объеме Петропавловской крепости. Так, далее, монументальные постройки Кваренги оказались включенными в новые ансамбли и подчиненными им: Государственный банк--в орбите архитектурного воздействия Казанского собора, Конногвардейский манеж--в ансамбле Сенатской площади, созданной Захаровым, Росси и Монферраном; Академия наук, Екатерининский институт, Мальтийская капелла также целиком подчинены новому архитектурному окружению. Произошло это не потому, что все эти здания, сооруженные выдающимися мастерами большой классической формы, менее значительны, чем-то, что раньше или позднее создавалось по соседству с ними, а потому, что по своей архитектурной природе они не были рассчитаны на организующую роль в ансамбле и на ансамбль вообще. Сопоставление Биржи, сооружавшейся по проекту Кваренги, с Биржей, построенной Томоном, наглядно демонстрирует различие этих двух архитектурных подходов к проблеме города: в одном случае--самодовлеющая архитектурная композиция здания, почти не считающаяся со своим будущие окружением, в другом--здание, компонующее городской ансамбль.

В период завершения пространственных композиции основных частей Петербурга, в течение первых десятилетий XIX века, как бы синтезируются архитектурные искания всего XVIII века, синтезируются и подчиняются новым формам, новому стилю, властно накладывающему свою печать на весь облик города. К этому времени Петербург приобретает свой “строгий, стройный вид”, по слову Пушкина. И как бы мы ни оценивали в качественно-формальном отношении достижения позднего петербургского классицизма по сравнению с достижениями Растрелли, или Кваренги, или Ринальди, мы должны признать именно за этим, завершающим, периодом значение важнейшего градостроительного этапа в развитии Петербурга.

Классицизм в Петербурге

Антонио Ринальди 1710-1794

Большой театр на Театральной площади, садово-парковые и дворцовые ансамбли Царского Села, Ориенбаума (Китайский дворец, Катальная горка, Дворец Петра III), Екатерининский собор в Ямбурге, Мраморный дворец (Дворцовая набережная, 6), Князь Владимирский собор, Исаакиевский собор, ряд зданий на Большом проспекте П. С.

Жан-Батист Валлен-Деламот 1729-1800

Малый Эрмитаж на Невском проспекте, 32-34 - костел Святой Екатерины, Академия художеств на Университетской набережной, 17, Дворец Разумовских на Мойке, 48.

Ю.М. Фельтен 1730-1801

Церкви: Святой Екатерины, Святой Анны Армянской. Старый Эрмитаж и переход в Эрмитажный театр. Церкви: Иоанна Предтечи (Каменный о-в) Ограда Летнего сада. Участвовал в сооружении гранитных набережных Невы. Одно из зданий Воспитательного дома близь Смольного.

В.И. Баженов 1737-1799

Дом Теплова (Свердловская набережная, 40), Инженерный (Михайловский) замок, Второй дворец Павла I

Создал генплан Санкт-Петербурга, его идеи определили облик предмостных площадей на Фонтанке. Создавал застройку Адмиралтейской части, определил дугу Дворцовой площади.

И.Е. Старов 1745-1808

Завершал ансамбль Александро-Невской Лавры, предмостная площадь (Александра Невского) с домами на ней, Надвратную церковь, Троицкий собор, Таврический дворец, Имения Демидовых в Тайцах и Сиверцах, Фасады Аничкова дворца

Н.А. Львов 1751-1803

Невские ворота Петропавловской крепости, Главпочтамт, церковь-ротонда (проспект Обуховской обороны), церковь Святой Екатерины в Мурино, перестроил дом Г. Р. Державина на Фонтанке 118, Приоратский дворец (в Гатчинском парке)

Джакомо Кваренги 1744-1817

Эрмитажный театр у Зимней канавки, здание Академии Наук, Иностранная коллегия и Английская церковь, дом №4 на Дворцовой набережной и усадьба Безбородко (на Свердловской набережной, 40), Конногвардейский манеж, Смольный институт, Малый Гостиный двор и “Серебряные ряды” (Невский пр. 31-33), Ассигнационный банк с оградой на Садовой улице, 21. Мальтийская капелла, церковь во дворе Воронцовского дворца, Колокольня Владимирской церкви (на Колокольной улице), Екатерининский институт, дворец Юсуповых на Фонтанке 115, здание Кабинета Аничкого дворца на Невском проспекте 39. Александровский дворец (село Кваренги). Деревянные Триумфальные Нарвские ворота и др.

А. Н. Вороникин 1759-1814

Казанский собор, создал ажурную ограду со стороны Казанской улицы. Памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли. Работал в Павловске, колоннады в нижнем Парке Петергофа, интерьеры Строгановского дворца, здание Горного института.

А. Д. Захаров 1761-1811

Капитально перестроил здание Адмиралтейства.

Жан Тома де Томон 1760-1813

Создатель ансамбля стрелки Васильевского острова (Биржевая площадь) с храмоподобной биржей, спусками к Неве и Ростральными колоннами. Мавзолей Павла I в Павловском парке, фонтаны в Пулково, Московском парке Победы и у Казанского собора; особняк Лаваль на Английской набережной, 4.

Список использованной литературы

Д.Е. Аркин “Образы Архитектуры и Образы Скульптуры” Москва “Искусство”, 1990

А.В. Иконников “Тысяча лет Российской архитектуры” Москва “Искусство”, 1990

Компьютерная сеть Интернет

Большая Советская Энциклопедия

Подобные документы

Первый архитектор Петербурга. Проект планировки Васильевского острова. Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге. Скульптурные произведения Растрелли в России. Творчество Джакомо Кваренги и С.И. Чевакинского. Зимний дворец в Санкт-Петербурге.

презентация [10,4 M], добавлен 10.09.2013

Классицизм и барокко: два стиля одной эпохи. Логичность планировки и геометризм формы в архитектуре классицизма. Принцип симметрично-осевых планировочных систем. Особенности переломного периода между стилями. Искусство ансамбля в парковых усадьбах.

доклад [31,4 K], добавлен 08.12.2016

Характерные особенности раннего классицизма в России. Сравнительная характеристика творчества Антонио Ринальди и Жана–Батиста-Мишеля Валлен–Деламота. Дворцовые сооружения, гражданское строительство и культовые постройки. Появление новых типов зданий.

курсовая работа [69,3 K], добавлен 21.02.2014

План и описание строительства Северной столицы - Санкт-Петербурга, его назначение и военные укрепления, а также общая характеристика самых главных архитектурных сооружений, улиц и мостов. Анализ вклада Растрелли в архитектуру Санкт-Петербургских дворцов.

реферат [353,3 K], добавлен 14.11.2010

Здания и архитектурные ансамбли первой половины и середины 18 века. Кирпичные, деревянные и каменные строительные конструкции. Строительство Петербурга 20–30-х гг. 18 вв. Чугунные, железные строительные конструкции. Принципы классицизма а архитектуре.

курсовая работа [50,2 K], добавлен 14.01.2010

Понятие и общая характеристика барокко как архитектурного стиля, его признаки и свойства. Архитектурные ансамбли Рима, анализ творчества Лоренцо Бернини. Архитектура Петербурга и его окрестностей. Проявления классицизма в архитектуре Западной Европы.

контрольная работа [39,2 K], добавлен 04.10.2013

Дом-музей истории молодежного движения. Рязанская гимназия И.П. Павлова. Главные черты архитектуры классицизма. Формы античного зодчества как к эталон гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности здания. Эстетика классицизма.

Правильные формы и чёткие линии архитектурных жемчужин эпохи классицизма и сейчас можно увидеть среди множества прекрасных домов Петербурга. Соборы, дворцы, особняки - каждое из этих зданий обладает не только богатой историей, но и хранит тайны своих прежних хозяев.




8 Марта — девчонки рулят!

Троицкий собор Александро-Невской лавры

Троицкий собор Александро-Невской лавры 0+

Одна из важнейших святынь Санкт-Петербурга и России.

Таврический дворец

Таврический дворец

Таврический дворец — один из крупнейших европейских дворцов, его постройка обошлась в 400 000 рублей в золотом эквиваленте.

Приоратский дворец

Приоратский дворец 0+

На берегу Чёрного озера в Гатчине расположен небольшой дворец, который в XX веке был назван Приоратским. Этот дворец не столь роскошен, как другие гатчинские достопримечательности, но уникален для России.

Юсуповский дворец

Юсуповский дворец 0+

Этот дворец был ещё на первых изображениях петровского Петербурга. Однако своё историческое значение он получил, когда перешёл во владение дворянского знатного семейства Юсуповых. Все дворцы Петербурга с адресами, фотографиями и интересными фактами ищите на KudaGo.

Мраморный дворец (Русский музей)

Мраморный дворец (Русский музей) 0+

Когда-то на этом месте жил самый первый слон в Петербурге. Но Зверовый двор занял дворец, в отделке которого использовали 30 видов мрамора. Отсюда и название этого уникального здания.

Собор Исаакия Далматского — самый большой православный храм Северной столицы и рекордсмен по количеству связанных с ним легенд.

Дворец Разумовского

Дворец Разумовского 0+

Ныне известный как педагогический университет имени Герцена, дворец претерпел не одну перепланировку, прежде чем предстать в знакомом петербуржцам современном виде.

Санкт-Петербургская Академия художеств

Санкт-Петербургская Академия художеств 0+

Авторитет российского искусства в целом на мировой арене неоспорим, как и ведущая роль русской художественной школы в частности. Однако, Академия художеств, созданная при правлении дочери Петра I, не сразу приобрела подобный авторитет.

Смольный институт благородных девиц

Смольный институт благородных девиц 0+

Высочайшим указом императрицы Екатерины Великой от 5 мая 1764 года было основано учебно-воспитательное заведение для благородных девиц, которое позже получит название Смольный институт.

Особняк Теплова

Особняк Теплова 0+

Дом был построен еще в середине 1730-х годов, и первым владельцем его был С.В. Лопухин, родственник первой жены Петра I.

  1. Ранний классицизм 1760-1770;
  2. Строгий классицизм (зрелый) 1780-1800;
  3. Высокий классицизм 1800-1810;
  4. Поздний классицизм, переродившийся в ампир после войны 1812 года.

Казанский собор

Самые выдающиеся архитекторы периода классицизма в Санкт-Петербурге : И.Е. Старов, Д. Кваренги, А.Ф. Кокоринов, Ж.Б. Валлен-Деламот, А.Н. Воронихин и К.И. Росси.

Характерными чертами классицизма можно считать наличие в экстерьере зданий полного господства ордерной системы, а также объемное решение зданий тяготеет к форме куба.

Фасад оформляют аркады и колоннады, и главный вход здания часто оформлен в виде портика с фронтоном.

Классицизм также отличает сдержанное оформление окон и дверей; китайские, египетские и эллинистические орнаменты декора зданий (часто упоминаются в профессиональной литературе как пальметта, розетка, полоски и фризы: меандр, переплетающиеся ленты, ионики, букраний).

Скульптура, следующая античным образцам (квадриги, кентавры, Аполлоны и т.д.), является неотъемлемой частью архитектурного сооружения. В интерьере присутствуют античные мотивы: скульптура, колонны. Можно отметить также великолепие внутренних лестниц в музеях, театрах и т.п., связанное с придворными церемониями.

Здания Петербурга в стиле классицизм

Зданий, построенных в этот период в Санкт-Петербурге , огромное количество, и вот некоторые из них:

Большой Гостиный двор

Все Гостиные дворы строились по одному проекту: можно сравнить Большой Гостиный двор и и Гостиный двор г. Пушкина, стилистически они они выдержаны в одном ключе. Архитекторы Растрелли и Валлен-Деламот, 1760-1785.

Большой Гостиный двор

Адрес: Невский проспект, 35.

Юсуповский дворец

Архитектор Д. Кваренги, 1790-е гг. Построен для графа Шувалова.

Юсуповский дворец

Адрес: Наб. реки Мойки 94

Дом Мятлевых

Дом Мятлевых

Адрес: Исаакиевская площадь, 9 и Почтамтская улица, 2.

Академия художеств

Построена с 1764 по 1788 г. Архитекторы Растрелли и Валлен-Деламот. Высшее учебное заведение изобразительных искусств в Российской империи.

Академия художеств

Адрес: Университетская набережная, 17.

Мраморный дворец

Классицизм в архитектуре Петербурга 18 века

Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье, береговой ее гранит.
Твоих оград узор чугунный, твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады пустынных улиц и светла
Адмиралтейская игла!

А. Н. Воронихин.Казанский собор (1801-1811)



В это время в архитектуре более всего были распространены два стиля: "барокко" и "классицизм".

"Барокко" - художественный стиль, буквально с итальянского "причудливый, вычурный". Художественная задача - ослепить, поразить роскошью, пышностью, иногда в ущерб чувству меры.

Однако, видимо под воздействием русского ли характера или русской природы, даже иностранные архитекторы привносили в эти европейские стили что-то особенное, какую-то русскую самобытность.

Уже в первые годы строительства Петербурга возник его композиционный центр -Петропавловская крепость и Адмиралтейство, построенные в стиле классицизм. Золотые шпили Петропавловской крепости и Адмиралтейства сияют над городом, во многом определяя своеобразие его художественного облика.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ. Д. Трезини.



В 1712 году по проекту архитектора Доменико Трезини началось сооружение Петропавловского собора на небольшом острове Заячьем. Этот остров являлся крепостью, которая защищала строящийся город и порт Петербург. Петропавловский собор с высокой колокольней и стройным золоченым шпилем (122,5м) является уникальным памятником архитектуры в стиле [qtip:классицизм|.Также по проекту Трезини были выстроены мощные, двойные стены крепости из кирпича. На территории крепости были построены Инженерный деловой двор, Комендантский дом, здания Монетного двора, Гауптвахта и другие.

На протяжении двух веков Петропавловская крепость служила политической тюрьмой, в мрачных застенках которой томились многие известные люди. Ныне это крепость — музей, пользуется огромной популярностью и является украшением Петербурга.

АДМИРАЛТЕЙСТВО. Андреян Дмитриевич Захаров.



Перестройка велась в стиле классицизма в 1812 году. В результате перестройки здание приобрело вид, сохранившийся до наших дней. Длинное, как бы стелющееся по земле, низкое сооружение состоит из нескольких, соединенных между собой, корпусов. Крылья главного и двух боковых фасадов украшены колоннами, белый цвет которых четко выделяется на желтом фоне стены. Горизонтальная линия фасадов еще больше подчеркивается мощным взлетом центральной башни, увенчанной позолоченным шпилем с корабликом на конце. В нижней части башни сделана арка, служащая проездом. По бокам ее помещены скульптурные группы нимф, поддерживающих небесные сферы. Верхняя часть башни кажется изящной и легкой, неудержимо стремящейся вверх.

Адмиралтейство. Классицизм. А. Захаров.

ЗДАНИЕ ГЛАВНОГО ШТАБА (1819). Карл Иванович Росси.

Гениальным художником являлся архитектор Карл Иванович Росси, приехавший в Россию еще ребенком и проживший в ней всю жизнь. Он построил много блистательных творений, памятников архитектурного зодчества в Петербурге.

Триумфальная арка с военными доспехами. Ампир. К. Росси.


СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ (1808). Джакомо Кваренги



В 1808 году в Петербурге было построено еще одно замечательное сооружение — здание института для благородных девиц. Построено оно итальянским зодчим Джакомо Кваренги в стиле классицизма. Это здание имеет более 220 метров в длину. Архитектура его отличается поразительной торжественностью. Выдвинутый вперед центр с восемью колоннами придает сооружению величие, завершенность. После революции и до сих пор в здании размещаются официальные органы власти.

КАМЕРОНОВА ГАЛЕРЕЯ. Чарльз Камерон



Стиль классицизм. В 1779 году в Россию приезжает из Англии очень талантливый архитектор Чарльз Камерон.Одно из лучших его творений — галерея Екатерининского дворца в Царском Селе (г.Пушкин). Она была названа в честь создателя Камероновой галереей. Это необычная, изящная постройка, которая как бы одновременно принадлежит и дворцу и парку — построена в стиле классицизма.

Читайте также: