Духовные сюжеты и образы в современной музыке сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Духовная музыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими (например, католическая месса), так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг (для христиан — Библии).

Композиторы, сочинявшие духовную музыку:

русские - М.Березовский, Д.Бортнянский, Е.Фомин, П.Чесноков, С.В.Рахманинов

зарубежные - В.А.Моцарт, И.С.Бах, Дж.Перголези

Месса - многочастное циклическое вокально-инструментальное произведение на текст определенных разделов главного богослужения католической церкви. В православной церкви ему соответствует литургия.

Судьба "Высокой мессы" необычна - преназначенная для церковного богослужения, она никогда не исполнялась в церкви.

В "Высокой мессе" - 24 номера (15 хоров, 3 дуэта, 6 арий). Состав исполнителей: смешанный хор, солисты (сопрано, альт, тенор, бас), оркестр и орган.

Месса относится к вокально-драматическому жанру, ее драматургия основана на раскрытии контрастных образов, свойственных сценическим жанрам.

Идея Мессы - "от страдания к радости" - воплощается через сопоставление двух образных сфер. Первая сфера - это образы скорби, горести и страдания, "вздохи и слезы", исполненные величием духа. Вторая, контрастная первой, - образы радости, света и ликования, триумфа правды и активного действия. Эту сферу можно считать вполне мирской, земной, жизненной.

Сергей Васильевич Рахманинов (подробнее. )

"Всенощное бдение" - музыкальное зодчество России ( слушаем онлайн)

Всенощная - это богослужение православной церкви, которое совершается вечером накануне воскресенья и праздников и объединяет службы вечерню и утреню.

"Всенощное бдение" было написано в тяжелое для страны время Первой мировой войны (в начале 1915г). Торжественная песнь, воспевающая красоту земли русской, доброту и силу людей, тепло материнского чувства, прозвучала как противостояние несправедливости и бесчеловечности войны, как отклик на людские страдания.

"Всенощную" Рахманинова называют замечательным созданием музыкального зодчества России, фундаментом которого явились древние песнопения. Подобно хоралам и "Высокой мессе" Баха, музыка "Всенощной отражает чувства, размышления о жизни и смерти.

Это произведение могло родиться только в России. Во всем русском хоровом искусстве трудно найти другое такое сочинение, в котором бы русский характер, образы родной природы, высокое этическое и нравственное чувство были выражены сильнее. Озвученный облик Родины - так можно определить художественную идею "Всенощной".


Духовная музыка- музыка религиозного содержанияя. исполняемая в храме, церкви или в быту.

Содержимое разработки

Духовная музыка

Духовная музыка - музыка религиозного содержания, исполняемая в храме, церкви или в быту. То есть понятие "духовность" в широком смысле не всегда то же самое, что понятие "духовная музыка". Оно шире, т.к. наша духовность – это не только вера в Бога. Духовно развитый человек не обязательно религиозен. Но сегодня речь идёт о духовной музыке, а под ней подразумевается музыка, обращённая к Богу. Духовную музыку называют также культовой, т.к. она посвящена религиозному культу.

Духовная музыка зародилась очень давно. Она существует во всех культурах, у всех народов. Ещё первобытные люди поклонялись различным сверхъестественным существам, и это поклонение обычно сопровождалось какими-то музыкальными действиями: ритуальными плясками, пением заклинаний, мантр, молитв, песен – у каждого народа в разные исторические периоды эти песнопения назывались по-разному. На стенах пещер каменного века сохранились рисунки музыкальных инструментов и богов – и это свидетельствует о том, что поклонение богам всегда носило музыкальный характер.

Духовная музыка – это произведение музыки, которое не предназначено для светских развлечений и мероприятий. Данный тип музыки носит религиозный характер и используется во время церковного богослужения. При звучании данные мелодии находят отклик в каждом человеке. Духовная музыка крепко связана с религиями всех наций. Тексты в музыке отличаются религиозным характером. Каждая традиция имеет свою духовную музыку.

В христианстве музыкальное творение делится на католический, протестантский и православный вид. К самым известным направлениям относятся хорап, псалм, секвенция, гимн и месса. В иудаизме духовное творение занимает немаловажное место.

Еще во время управления короля Давида духовная музыка звучала во время церковных служений. Каждым храм имел свой хор и оркестр. В исламе музыка возникла в 13 столетии в Индии. Впервые произведение называлось кавалли. Слова в музыке превозносили до небес могущество пророка Мохаммеда и Аллаха.

В период возникновения такую музыку имели право сочинять только церковные служители. Потом духовную музыку начали сочинять известные композиторы. Композитор Мартин Лютер написал гимны и хоралы.

За эпохой Возрождения композиторы начали создавать мессы и реквиемы. К стилям духовной музыки относятся:

2. Месса – это вокально – инструментальное творение, собранное католической литургией. Первую мессу написал Гийом де Машо в середине 14 столетия. В 19 столетии месса стала частью концертных выступлений, отделившись от богослужения. Мессу начали писать Бах, Бетховен, Моцарт и Шуберт. В 20 веке месса потеряла свою популярность.

4. Страсти – это драматическое творение, основанное на тексте Евангелии. Самые известные страсти написали Якоб Обрехт и Орландо Лассо. Жанр духовной музыки был популярен до 18 столетия. Страсти возродил Хуго Дистлер.

С развитием европейской цивилизации под духовной музыкой подразумевается именно христианская музыка.

Виды духовной музыки:

- Афро-американская духовная музыка

Этапы развития духовной музыки:

- хор в сопровождении инструментов (орган, симфонические инструменты) – на Западе

- вокально-хоровая музыка a cappella – в России

- (a cappella – пение без инструментального сопровождения)

Для духовной музыки очень важен текст, осмысленное произнесение слова, ведь в ней человек обращается к Богу, поэтому духовная музыка по своему характеру - серьёзная, возвышенная, философская музыка.



-75%

Духовная музыка – это произведение музыки, которое не предназначено для светских развлечений и мероприятий. Данный тип музыки носит религиозный характер и используется во время церковного богослужения. При звучании данные мелодии находят отклик в каждом человеке. Духовная музыка крепко связана с религиями всех наций. Тексты в музыке отличаются религиозным характером. Каждая традиция имеет свою духовную музыку.

В христианстве музыкальное творение делится на католический, протестантский и православный вид. К самым известным направлениям относятся хорап, псалм, секвенция, гимн и месса. В иудаизме духовное творение занимает немаловажное место.

Еще во время управления короля Давида духовная музыка звучала во время церковных служений. Каждым храм имел свой хор и оркестр. В исламе музыка возникла в 13 столетии в Индии. Впервые произведение называлось кавалли. Слова в музыке превозносили до небес могущество пророка Мохаммеда и Аллаха.

В период возникновения, такую музыку имели право сочинять только церковные служители. Потом духовную музыку начали сочинять известные композиторы. Композитор Мартин Лютер написал гимны и хорапы.

За эпохой Возрождения композиторы начали создавать мессы и реквиемы. К стилям духовной музыка относятся:

2. Месса – это вокально – инструментальное творение, собранное католической литургией. Первую мессу написал Гийом де Машо в середине 14 столетия. В 19 столетии месса стала частью концертных выступлений, отделившись от богослужения. Мессу начали писать Бах, Бетховен, Моцарт и Шуберт. В 20 веке месса потеряла свою популярность.

4. Страсти – это драматическое творение, основанное на тексте Евангелии. Самые известные страсти написали Якоб Обрехт и Орландо Лассо. Жанр духовной музыки был популярен до 18 столетия. Страсти возродил Хуго Дистлер.

Вариант 2

Под этим термином понимается музыкальное направление, связанное с богослужением или частным выражением духовных потребностей и исканий верующих.

В разных религиях представления о духовной музыки существенно различаются.

В иудаизме музыка, исполняемая в синагоге, обычно связана с традициями страны, где она находится. Для синагогальной музыки характерно использование хора. По поводу использования музыкальных инструментов (в частности, органа) в иудейской среде ведутся дискуссии.

Исламская духовная музыка, восхваляющая Аллаха, Мухаммеда и мусульманских святых зародилась в средневековой Индии, и носит название кавалли.

В христианстве наиболее распространенные ее жанры это – гимны, хоралы, псалмы, страсти и секвенция.

Из католических авторов можно упомянуть монахов Томмазо да Челано и Якопоне да Тоди. Позже духовную музыку начали сочинять и светские композиторы.

Для католической духовной музыки характерно обращение к теме богослужения. Одним из популярных жанров являлись мессы. Первым композитором, написавшим музыку, под которую идет литургия, был Гийом де Машо, живший в XIV веке. Однако в позапрошлом столетии мессы стали использоваться не только в храмах, но и исполняться на обычных концертах. К данному жанру обращались Бетховен, Моцарт, Шуберт и другие великие композиторы.

Популярным жанром были и реквиемы, которые изначально были частью заупокойной службы в церкви. Их писали Моцарт, Верди, Берлиоз и многие другие.

Известным православным автором духовных песнопений был живший в V—VI веков в Византии Роман Сладкопевец. Он был автором многих кондаков (песнопений), используемых до сих пор в богослужении Православной церкви.

Для протестантской духовной музыки характерны хоралы и страсти. Страсти появились с XVII века. Целью их создателей было выразить религиозные чувства и переживания по поводу распятия Христа и других событий, описанных в Библии.

Распространенные жанры протестантской музыки это гимны, хоралы, псалмы и страсти.

Псалмы пишутся по принципам древних псалмов, содержащихся в библейской книге Псалтырь. К этому жанру обращались Мендельсон, Гендель, Бах и другие знаменитые композиторы.

Духовная музыка

Интересные ответы

Как известно, пустыня не располагает благоприятной атмосферой для большинства живых существ. Но вопреки этому, в пустыне можно найти огромное разнообразие животных.

В созвездие Весов входят 83 звездных светила, которые достаточно хорошо просматриваются без специальных приспособлений. Весы находятся по соседству со Скорпионом и Девой. Весы расположилось в Южном полушарии.

Самый обычный безобидный костер способен затушить каждый человек. Но кто спешит на помощь, когда случается такое происшествие как пожар? Несомненно, они. Пожарные. Эти люди способны не только победить такую стихию как пожар

Многие животные навсегда исчезли с лица земли. Они считаются вымершими, но есть те, которые находятся на грани вымирания – это редкие животные.

Владимир Федорович Одоевский (1803-1869гг.) является известным русским писателем, философом, музыковедом, создающим свои произведения в эпоху романтизма.

религиозно-нравственные ценности / духовная музыка / светско-сакральный жанр / первичная модель / реквием / текстовый источник / сонористика / формент. / religious and moral values / spiritual music / secular and sacred genre / primary model / Requiem / text source / sonorism / forment.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гринченко Инна Викторовна

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Гринченко Инна Викторовна

Развитие отечественной хоровой музыки второй половины XVIII - начала XIX века и эстетика музыкального классицизма

SPIRITUAL MUSIC IN THE WORKS OF MODERN COMPOSERS (ON THE EXAMPLE OF REQUIEM BY T. SHATKOVSKAYA-EISENBERG)

The article is devoted to the problem of preserving the spiritual context of music related to the ritual of worship in modern culture. The author focuses on the fact that the Renaissance of the ideals and values of religion in the 21th century is associated with changes in the concept of a person who seeks his spiritual foundations in its doctrines and practices, emphasizes the idea that the formation of an harmonious personality is impossible without religious moral values. Russian art shows the vitality of the spirituality, which is determined by the centuries-old interest in the problems of human soul, the Christian line in the Russian national character, and the understanding of the role of individual in the modern world. The article highlights the main turning points in the existence of Orthodox musical and artistic traditions associated with the ideological and political life of society in the 20th century. The living continuous connection of times is also seen in the refraction of Church ideals and values in modern music. Among the broad content of phenomena in this area, the author highlights a free composition that embodies the “signs” of spiritual texts in concerto forms. The criteria that distinguish all the variety of creative approaches includes the language style and genre interpretation associated with the interpretation of the text. In this regard, the author considers the issue of understanding the religious themes, plots and images in music of T. Shatkovskaya-Eisenberg, particularly in her “ Requiem ”, which synthesizes the Church and the author’s “word”. Special attention is paid to the text source , which allows to preserve the deep level of artistic content, to the analysis of vocal and instrumental composition, and the principles of form construction. Neomodal structures, complex tonics, dissonant tonalities, and sonorism are identified as stylistic features of the language. As a result, it is concluded that in the light of the new concept of the world in the 20th century, in which Man and the universe are interdefined and interdependent, and, as a result, anthropological ideas receive a new sound in art, Russian spiritual music reveals a stable evolutionary movement characterized by a wide range of artistic and expressive means, readings of liturgical texts, and a variety of stylistic solutions.

Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова ДУХОВНАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕКВИЕМА Т. ШАТКОВСКОЙ-АЙЗЕНБЕРГ)

Ключевые слова: религиозно-нравственные ценности, духовная музыка, светско-сакраль-ный жанр, первичная модель, реквием, текстовый источник, сонористика, формент.

Для цитирования: Гринченко И. В. Духовная музыка в творчестве современных композиторов (на примере Реквиема Т. Шатковской-Айзенберг) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 2. С. 64-70.

Rachmaninov Rostov State Conservatory SPIRITUAL MUSIC IN THE WORKS OF MODERN COMPOSERS (ON THE EXAMPLE OF REQUIEM BY T. SHATKOVSKAYA-EISENBERG)

The article is devoted to the problem of preserving the spiritual context of music related to the ritual of worship in modern culture. The au-

thor focuses on the fact that the Renaissance of the ideals and values of religion in the 21th century is associated with changes in the concept of a

person who seeks his spiritual foundations in its doctrines and practices, emphasizes the idea that the formation of an harmonious personality is impossible without religious moral values. Russian art shows the vitality of the spirituality, which is determined by the centuries-old interest in the problems of human soul, the Christian line in the Russian national character, and the understanding of the role of individual in the modern world. The article highlights the main turning points in the existence of Orthodox musical and artistic traditions associated with the ideological and political life of society in the 20th century. The living continuous connection of times is also seen in the refraction of Church ideals and values in modern music. Among the broad content of phenomena in this area, the author highlights a free composition that embodies the "signs" of spiritual texts in concerto forms. The criteria that distinguish all the variety of creative approaches includes the language style and genre interpretation associated with the interpretation of the text. In this regard, the author considers the issue of understanding

the religious themes, plots and images in music of T. Shatkovskaya-Eisenberg, particularly in her "Requiem", which synthesizes the Church and the author's "word". Special attention is paid to the text source, which allows to preserve the deep level of artistic content, to the analysis of vocal and instrumental composition, and the principles of form construction. Neomodal structures, complex tonics, dissonant tonalities, and sonorism are identified as stylistic features of the language. As a result, it is concluded that in the light of the new concept of the world in the 20th century, in which Man and the universe are interdefined and interdependent, and, as a result, anthropological ideas receive a new sound in art, Russian spiritual music reveals a stable evolutionary movement characterized by a wide range of artistic and expressive means, readings of liturgical texts, and a variety of stylistic solutions.

Key words: religious and moral values, spiritual music, secular and sacred genre, primary model, Requiem, text source, sonorism, forment.

For citation: Grinchenko I. Spiritual music in the works of modern composers (on the example of Requiem by T. Shatkovskaya-Eisenberg) // South-Russian musical anthology. 2020. No 2. Pp. 64-70.

соргского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского и многих других.

Духовная хоровая музыка современных композиторов как одна из ветвей музыкальной культуры возрождающейся России приобретает все большую актуальность в наши дни. Формирование целостного гармоничного образа человека XXI века невозможно без религиозно-нравственных ценностей, заложенных

в православно-христианской русской культуре, запечатленных в музыкальных творениях и приобретающих сейчас подлинно общечеловеческое значение.

же]. Наличие противоположных тенденций в развитии духовной музыки обнаружено и в произведениях, создаваемых для церкви: «одна - аранжировка древних роспевов, стилизаторство, строжайшее им следование, другая

В музыковедческих исследованиях духовной музыки следует выделить две переплетающиеся проблемы. Одна из них связана с анализом вновь вышедшего на культурную авансцену духовного пласта музыки, а другая -с выявлением процессов ее становления и развития. Именно в русле второго проблемного поля мы и продолжим свои рассуждения.

Так как жанр есть постоянно эволюционирующая система, современное композиторское жанротворчество в русле духовной музыки требует осмысления композиционно-жанровых моментов. Духовные музыкальные сочинения разделены на определенные группы, разграниченные по явлениям, происходящим в творческом процессе. Одна их них

Аналитический подход обязывает выделить определенный алгоритм рассмотрения данного артефакта. Две позиции в музыковедческом анализе современной духовной музыки представляются сегодня главными: «"первич-

Реквием был создан во втором десятилетии XXI века. Премьера состоялась в Московском доме композиторов в 2015 году. Написано произведение для сопрано, хора, органа, ударных и струнного оркестра. Композитор называет его мессой, чем подчеркивает генетическую связь с католической церковной традицией. Все части Kyrie eleison, Dies irae, Lacrimoso являются знаковыми для данного жанра. Части Реквиема разомкнуты музыкально, но соединены единым содержанием, в котором раскрываются градации молитвенного состояния: преддверие апокалипсиса, страх и смятение судного дня и исход дня гнева - великого плача и скорби.

Пользуясь звукокрасочностью как основным художественным средством выразительности Т. Шатковская-Айзенберг выбирает сочетание тембров (хоровая звучность, соло сопрано, струнные инструменты, орган, ударные), каждый из которых представляет отдельный слой музыкальной ткани, несущий функцию одного голоса, вливающегося в единый многослойный тембровый поток. Каждая тембральная группа обладает своими колористическими возможностями. В частности, интересно использование ресурсов хорового тембра. Автор выбирает

экмеличную интонационность, использует для создания сонорной ауры акустические артикуляционные свойства гласных, шум дыхания. Словесные слои комбинируются с фонической трактовкой вербального текста. Аллюзии на древний стиль григорианского хорала слышатся в соло сопрано в первой части. Попевочная структура темы, ее интонационная близость к мелодическим оборотам католического обихода, неметризованность - делает ярким и узнаваемым это стилевое вкрапление.

но печально он звучит в конце третьей части Реквиема, в последних тактах произведения. В финале второй части, отображающей картину судного дня, фантазия автора находит выразительный способ отображения наивысшей точки экспрессии Апокалипсиса, а именно, обращение к специфике органного звукотембра. Пульсирующие органные кластеры вызывают в данном художественном контексте синесте-тический эффект восприятия: металлический тембр органа способствует созданию зрительной картины мира, где нет ничего живого: нет запахов, звуков, цвета, воздуха (т. 123-139, Dies irae).

Начало XXI века характеризуется формированием нового стиля российской духовной музыки. Ее поступательное эволюционное движение находится в русле изменений концепции человека, ищущего свои духовные устои в религиозных учениях и практиках, живущего в обществе, стоящем на пороге пост-информационного развития. Духовно-концертные произведения характеризуются смыканием вечного и современного на основе нового звукового и музыкального мышления. Сакральность раскрывается путем синтезирования традиционных элементов и новых техник музыкального языка, определяющих конструктивные принципы композиции.

1. Гринченко И. Хоровая музыка в русской культуре: монография / под общ. ред. А. В. Крыловой. Ростов н/Д: ИП Поляков, 2015. 236 с.

2. Лосева И. Проблема человека в западноевропейской и русской философии: учеб. пособие. Изд. 2-е, доп. и испр. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2010. 188 с.

3. Ноздрина А. Философские идеи в русском музыкальном творчестве XIX - начала XX веков: автореф. дис. . канд. филос. наук. РГУ. Ростов н/Д., 2004. 26 с.

5. Цеханская К. Война и вера: религиозный аспект подвига советских людей в годы Великой Отечественной войны // Метаморфозы истории. № 13. 2019. С. 19-51.

6. Гуляницкая Н. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века: монография. М.: Языки славянской культуры, 2002. 430 с.

7. Хватова С. Знаменный роспев и творчество современных композиторов // Южно-Российский музыкальный альманах-2007. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2008. С. 95-100.

8. Гуляницкая Н. Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных сочинений // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. М.: Композитор, 1999. Вып. 1. С. 117-149.

10. Теория современной композиции: [учебник] / отв. ред. В. С. Ценова. М.: Музыка, 2005. 624 с.

11. Холопов Ю. Гармония. Практический курс: учебник: в 2 ч. Ч. II: Гармония XX века. 2-е изд., испр. и доп. М.: Композитор, 2005. 624 с.

1. Grinchenko I. Khorovaia muzyka v russkoi kul'ture [Choral music in Russian culture]: monografiia / pod obshch. red. A. V. Krylovoi. Rostov-na-Donu: IP Poliakov, 2015. 236 p.

2. Loseva I. Problema cheloveka v zapadnoevropeiskoi i russkoi filosofii [The problem of man in Western European and Russian philosophy]: ucheb. posobie. Izd. 2-e, dop. i ispr. Rostov-na-Donu: RGK im. S. V. Rakhmaninova, 2010.188 p.

3. Nozdrina A. Filosofskie idei v russkom muzykal'nom tvorchestve 19 - nachala 20 vekov [Philosophical ideas in Russian music of the 19th - early 20th centuries]: Ph.D. Thesis Abstract.: 09.00.13. RGU. Rostov-na-Donu, 2004. 26 p.

5. Tsekhanskaia K. Voina i vera: religioznyi aspekt podviga sovetskikh liudei v gody Velikoi Otechestvennoi voiny [War and faith:

the religious aspect of the feat of Soviet people during the Great Patriotic War] // Metamorfozy istorii [Metamorphoses of history]. No 13. 2019. Pp. 19-51.

6. Gulianitskaia N. Poetika muzykal'noi kompozitsii. Teoreticheskie aspekty russkoi dukhovnoi muzyki 20 veka [Poetics of musical composition. Theoretical aspects of Russian sacred music of the 20th century]: monografiia. Moscow: Iazyki slavianskoi kul'tury, 2002. 430 p.

7. Khvatova S. Znamennyi rospev i tvorches-tvo sovremennykh kompozitorov [Echoes chant and contemporary composers' creative work] // // Iuzhno-Rossiiskii muzykal'nyi al'manakh [South Russian Musical Almanac]-2007. Rostov-na-Do-nu: RGK im. S. V. Rakhmaninova, 2008. Pp. 95100.

8. Gulianitskaia N. Zametki o stilistike sovre-mennykh dukhovno-muzykal'nykh sochinenii [Notes on the style of modern spiritual and musical compositions] // Traditsionnye zhanry russkoi dukhovnoi muzyki i sovremennost' [Традиционные жанры русской духовной музыки и совре-

MeHHOCTh]. Moscow: Kompozitor, 1999. Vyp. 1. Pp.117-149.

10. Teoriia sovremennoi kompozitsii [Theory of Modern Composition]: [uchebnik] / otv. red. V. S. Tsenova. Moscow: Muzyka, 2005. 624 p.

11. Kholopov Iu. Garmoniia. Prakticheskii kurs [Harmony. Practical course]: uchebnik: v 2 ch. Ch. II: Garmoniia 20 veka [20th century harmony]. 2-e izd., ispr. i dop. Moscow: Kompozitor, 2005. 624 p.

Читайте также: