Сообщение жители вятки и история народного образования

Обновлено: 03.07.2024

Русские принесли на Вятскую землю более высокую культуру. На протяжении длительной истории, коренные жители земли Вятской финоугоры создали свою самобытную материальную и духовную культуру. Аборигены края имели свое представление об устройстве Вселенной и окружающем мире. Они постигали одну тайну природы за другой, в совершенстве освоили мир камня, кости, железа. Даже обиходные вещи они украшали сложным и искусственным геометрическим орнаментом, который нес и определенную смысловую нагрузку. Орнамент – это искусство, связанное с измерением и числом, первая письменность, ключ к прочтению, который утерян, уничтожен временем. В определенном порядке расположенные насечки и зарубки на предметах народов коми, мари, удмуртов - свидетельство наличия счета. (31, 15).

Местами передачи знаний могли быть рощи, где осуществлялась обрядовая деятельность древних, проводились инициации (возрастные обряды), знаменующие переход подростков после церемоний и испытаний из группы детей в группу взрослых, полноправных членов общества. Школой как особым социально – образовательным учреждением подобные места конечно, не были, но первыми шагами к ней, длиной в тысячелетие – возможно.

Письменность, книга, школа в подлинном смысле слова, получили свое развитие с приходом на Вятскую землю – русских. Грамоте учили священники, дьяконы, пономари, которых большими партиями расселяли в таких глубинках, как Вятка. Они тесно общались с местным населением, многому научили его – письму, чтению, счету.

Тормозящим фактором для развития культуры в Вятском крае была отдаленность его от Москвы и других культурных центров в России. Это приводило к относительной отсталости местной культуры. До XVIII века здесь не было ни одной школы. Дети духовенства, приказных людей, некоторых купцов получали начальное образование у домашних учителей, какими являлись монахи, подьячие, попы, которые сами были малообразованными людьми. Основная масса населения – крестьяне, ремесленники, мелкие посадские люди – за редким исключением были грамотными. Тем не менее, грамотность, письменность и образованность края постепенно росли. (5, 18).

В XVIII веке в связи с образованием Вятской и Великопермской епархии расширилось письменное дело в церковном управлении. С развитием торговли и промышленности грамотность стала распространяться среди посадских людей и крестьян. Но эта письменность имела чисто деловой канцелярский характер.

1.2 Просветительские реформы Петра I

Для учебы и практического освоения наук россиян посылали за границу. Чаще это были юноши из дворянских фамилий. По возвращении на родину их ждал строгий экзамен. В то время учеба русских не только за рубежом, но и в отечественных школах приравнивалась к государственной службе. А потому спрос был особый. Далеко не всем это нравилось. Иные, привыкнув к привольной жизни в отцовских поместьях, роптали на судьбу, пытались уклониться от учебы, но это редко удавалось. Петр I издал указ о запрещении молодым дворянам жениться, если у них не было свидетельства об окончании школы. (44, 57).

В первой четверти XVIII века возникла сеть организованных на казенный счет общеобразовательных и специализированных учебных заведений (до Петра I государственных училищ было мало). В училищах низшей ступени (цифирные школы) воспитанники овладевали навыками чтения, письма и счета. Цифирные школы открылись более чем в 40 городах России. (17, 345 – 346). Для детей солдат было образовано несколько гарнизонных школ, а для детей матросов Адмиралтейство также утвердило свои учебные заведения. Более обширные и разнообразные знания (алгебра, геометрия, тригонометрия, черчение астрономия и т. д.) давала организованная в 1701 году школа математических и навигационных наук в Москве. Занятия здесь продолжались почти весь день. Дисциплина была строгая. Выпускники этой школы назначались преподавателями в другие училища.

Переломным и решающим для вятской школы стал 1735 год, когда открыла свои двери в г. Хлынове архиерейская славяно-латинская школа епископа Лаврентия по прозвищу Горка. Можно только удивляться, как Горка оказался способным на великое подвижничество - основание в Хлынове первого учебного заведения. (32, 20). Надлежало иметь большое мужество и великую веру в необходимость, и правильность созидаемого. Он пишет в Киевскую академию с просьбой прислать учителей, он распоряжается о наборе ребят в школу, обращаясь ко всем служителям и посадским людям. Ответом было дерзкое и открытое неповиновение.

Под школу было определено помещение при архиерейском доме. При школе было общежитие и библиотека. Всё было подготовлено к началу учёбы, но не было учеников. К началу 1735 г. в школу было доставлено около 400 учащихся от 7 до 25 лет.

Не могло не затронуть образование и районы Вятского края. Один из таких районов - Советский с центром в г. Советске.

Хлынов Вятка Киров

Начало этой колонии летописец Вятской Земли относит к 1174 (6682) г. и несколько противоречит сам себе: в одном месте говорит, что жители новгородские отправились в путь самовольно и отделились от Великого Новгорода, а в другом, — что они отправились с согласия Великого Новгорода. Вероятнее первое, потому что эта колония не признавала власти Новгорода, несколько раз являлась враждебною Новгороду, никогда не бывала с ним во взаимодействии и испытывала против себя — по сказанию той же местной летописи — злобу своей метрополии.

Впоследствии к происхождению вятской колонии приплели старинную греческую басню об основании Тарента, которая, будучи занесена к нам, применялась не к одной Вятке. Говорили, будто новгородцы отправились на войну и оставили дома своих жен с рабами. Во время их семилетнего отсутствия рабы воспользовались правами мужей и прижили с новгородскими женами детей. Опасаясь мщения мужей, жены бежали из Новгорода с своими любовниками и незаконными детьми: эти-то беглецы, будто бы, основали Вятку.

Так как основание Вятки относят к той эпохе, когда после упорного сопротивления суздальцам и поражения Андреева Боголюбского ополчения Новгород примирился с князем Боголюбским, то, быть может, выходцы из Новгорода в это время состояли из заклятых врагов суздальской партии и не хотели оставаться в отечестве, когда в нем дела обратились противно их сочувствиям. По известию упомянутого летописца, колонисты поплыли на судах по Волге, дошли до Камы, там поставили городок и намеревались здесь оставаться.

Но тут услышали они, что далее на восток живут вотяки в земле привольной, богатой и укрытой лесами. На Каме жить было не безопасно, потому что большая река — большой путь; на них станут нападать то те, то другие; притом и новгородцы знают этот путь и станут требовать подчинения. Часть колонистов осталась в новопостроенном городке, другая отправилась далее по Каме. Они вошли в реку Чепец и начали жечь и разорять вотяцкие жилища, укрепленные земляными валами.

Вотяки — это удмурты
Вогулы — это манси
Черемисы — это марийцы

Вотяки были народ мало воинственный, пришли в страх от нападения неожиданных гостей и разбегались. По реке Чепцу новгородцы вошли в реку Вятку и, проплыв по ней пять верст, увидели на высокой горе Болванский городок. Взять его было трудно. После нескольких напрасных усилий новгородцы положили себе зарок, — не пить, не есть, пока не завоюют городка. Случился день Бориса и Глеба. Новгородцы стали призывать на помощь этих святых. Святые помогли им. Они взяли Болванский городок; множество вотяков было побито, остальные разбежались: русские построили здесь церковь Бориса и Глеба и назвали городок Никулицын.

Те, которые остались прежде на Каме, узнали, что их братья нашли себе лучше приют, бросили свой городок и поплыли по Каме, а потом по реке Вятке. Они напали на черемисский городок Каршаров. Услыхав, что святые Борис и Глеб помогли их соотечественникам при взятии Болванского городка, стали и они призывать этих святых. И им помогли святые Борис и Глеб, — в угоду русским напустили на черемисов видение: тем представилось, будто на них нападает многочисленное войско; тогда одни из них пустились врассыпную, а другие без боя отворили победителям ворота.

Завоевавши Каршаров, новгородцы переименовали его в Котельнич и послали партии разведывать: нельзя ли чего еще завоевать. Между тем, и те, что утвердились в Болванском городке, послали партии на провод: какие есть по-далее земли; хотелось им найти удобное место, где бы построить еще город. При устье реки Хлыновицы, на высокой горе, место им поправилось, и они заложили город, и назвали его Хлынов — это нынешняя Вятка. Предание осталось, будто река Хлыновнна названа так новгородцами оттого, что они на этом месте услышали крик диких птиц: хлы! хлы!

Хлынов — первоначальное название города Вятка

Основание Хлынова не обошлось без чудес. Когда новгородцы стали строить город, то увидали деревья, чудодейственно приготовленные невидимою силою и приплывите к месту построения города. Построив детинец, новопоселенцы поставили в нем церковь Воздвижения Честного Креста. Этот городок с северо-запада и юга опоясан был глубоким рвом, а с востока защищался крутым берегом и рекою Вяткою; вместо городской стены служили жилища, плотно поставленные одно близ другого задними стенами на внешнюю сторону. Место было удобное; такой крепости было на первый раз достаточно против туземцев. В средине городка вырыли колодезь, поставили земскую избу для управления и винокурню. Так основался Хлынов.

Жители его прозвались вятчане, по имени реки, носившей туземное название Вятки, и вся земля, занятая новопоселенцами, названа была Вятскою Землею. Население Вятского края возрастало, как естественным путем, так и приливом новых пришельцев, из Устюга, из Новгорода и из других стран; недовольные ходом дел в отечестве нередко убегали в Вятскую Землю. Так около Хлынова образовался посад, который был обнесен деревянными стенами с башнями; дремучие леса защищали его.

Мало-помалу стали возникать селения и погосты. Летопись кратко упоминает о том, что переселенцы терпели набеги от вотяков и черемис, которые, конечно, смотрели неприязненно на новых обитателей своего отечества, а потом от татар Ногайской и Золотой Орды, появившихся на берегах Волги и Камы. Поэтому все русские поселения были укреплены; неоднократно русские выдерживали нападения и отбивали врагов: их подвиги оставались в народной памяти с героическим блеском. В воспоминание о них вятчане устроили торжественные ходы и праздники.

Черемисы препятствовали расселению русских

Таким образом, на память одной жестокой битвы с вотяками и черемисами, было установлено каждогодно носить из Волковского погоста близ Никулицыпа образ великомученика Георгия в Хлынов и встречать его торжественно со свечами и железными стрелами, которые означали оружие побежденных врагов. Другой ход был из Никулицыпа с образом Бориса и Глеба, — в память взятия Болванского городка. Третий с чудотворным образом Николая.

Однажды толпа поселенцев, хотевших основаться в землях нынешнего Яренского уезда, подверглась их нападению. Русские бежали от них и в бегстве покинули образ Николая чудотворца. Много времени спустя после этого события, в 1383 году, какой-то поселянин зачинал поселение близ той горы, где покинут был образ, и выбрал себе место для усадьбы на берегу ручья. Однажды отправная он в лес за деревом, и увидал свет: он окружал образ; по этому признаку поселянин нашел образ и поставил у себя в новоотстроенной избе. Около него стали селиться другие; заводилось и умножалось поселение.

Тогда образ оказался целебным и чудотворным, и в избу поселянина стали стекаться богомольцы. Весть об этом дошла до хлыновского духовенства: оно стало помышлять, как бы приобресть такое сокровище для города. Жители деревни долго ни за что не уступали образа; едва городские жители упросили их уладить дело так, чтоб из Хлынова каждогодно совершать крестный ход в эту деревню и приносить туда образ. Таким образом, установлен был каждогодный ход в эту деревню, построенную на берегу реки Великой.

Внутреннее устройство Вятки нам неизвестно в подробностях. Верно только то, что вятчане управлялись сами собою, вечем — по образцу новгородскому. Летописец говорит о них: "И тако Новгородци начата общежительствовати, самовластвующе правами и обладаемы своими жители, и нравы свои отеческие и законы, и обычаи новгородские имеячу". Хлынов был главный город всей земли; под его первенством были пригороды, из которых известны, как существовавшие во времена независимости, Котельнич, Никулицын, Орлов, Слободской.

По новгородскому обычаю устроены были погосты, к которым тянули деревни. Несмотря на сходство в нравах с новгородцами, — по известию вятского летописца, — вражда господствовала между Новгородом и Вяткою. Новгород, считая Вятку своим поселением, домогался от нее такой же зависимости, как от двинских колоний. Вятчане ни за что не хотели ему подчиняться и платить дани. Тогда новгородцы давали от себя князьям отказные и предавали вятчан на произвол то тех, то других князей; а князья все вообще не любили Вятки, почитали вятчан самовольниками и со своей стороны препятствовали им сойтись и помириться с новгородцами.

Вятка — одна из всех русских земель, управлялась без князей;
одна сохраняла чистое народоправство, и не нуждалась в княжеской власти.

Природа помогала ей защищаться и от метрополии, и от князей; трудно было провести к ней войско сквозь непроходимые леса; одним вятчанам были известны пути в своем отечестве. Зато и вятчане не сидели в покое. Там больше, чем где-нибудь, распространено было ушкуйничество. Постоянно нерасположенные к Новгороду, вятчане однако не чуждались новгородских ушкуйников, разгуливавших на востоке без воли Великого Новагорода, и наполняли их шайки. В Вятке был гостеприимный приют удальцам; там происходили сборы на удалые выпранм. Только однажды в 1449 г., они с ушкуйниками не поладили и разбили их.

Плавая в судах по Каме и по Волге, вятчане грабили гостей бесерменских и нападали на татарские жилища. За это-то в отмщение, в 1391 году, по повелению хана Тохтамыша, татарский царевич Бекбут напал с ордою на Вятку; много было побитых, много в полон захвачено. Вечные враги Новгорода, вятчане помогали великим князьям против него: так в 1417 году, вместе с новгородскими беглецами и изменниками, они опустошали Двинскую Землю.

С Устюгом они жили во вражде; в 1436 н 1438 г. они разоряли Устюг, сожгли город Гледен и разогнали жителей по лесам. Когда уже московское самовластие начало и до них добираться, они упрямо оборонялись против него: таким образом мы видим их сторонниками Василия Косого и Шемяки, восстававших против Василия. После укрощения князей, Василий отправил войско на Вятку, в 1456 году, под предводительством князя Ряполовского и Горбатого, но они, дошедши до самого Хлынова, ничего не сделали: вятчане подкупили их посулами. Архангельский летописец обвиняет в этом какого-то Григория Перхушкока.

На следующий год отправлено снова войско под главным начальством князя Патрикеева: на этот раз москвичи взяли два вятских города: Орлов и Котельнич. Вятка покорилась и признала над собою власть великого князя. Но это признание было только на словах. Она продолжала управляться сама собою. В 1468 г. вятчане заключили союз с казанским царем Ибрагимом и не хотели помогать москвичам и соединенным с ними русским силам против татар. Они то отговаривались, что царь казанский обязал их не стоять ни за кого, то не отвечали на приглашения.

Вятчане отчаянно не хотели повиноваться Москве

Видно было, что Москва внушала им такую ненависть, что они не поддались искушению — воевать своих непримиримых врагов, татар, которые издавна беспрестанно грабили и разоряли их, где только могли. Но в 1471 году они пошли за великого князя против других своих врагов и братьев — новгородцев; их ополчение воевало против двинян. В тот же год другое ополчение совершило блистательный ушкуйнический набег на понизовье Волги: оно напало врасплох на Сарай, взяло и ограбило его. Татары спохватились, пустились по Волге вперед, чтоб загородить им путь: вся Волга была перенята их судами; по вятчане пробились сквозь них. Хотели было перенять их под Казанью, но и там пробились они и благополучно ушли в свою землю с добычею.

Участвуя в поражении Новгорода, Вятка приготовила гибель и себе. Новгород пал, а Вятка напрасно думала оставаться с своей независимостью, с своим народоправством и с своею удалою вольницею. По давнишней вражде своей к Устюгу, вятчане в 1486 году пошли воевать на этот город; ограбили три устюжских волости, а потом подплыли под городок устюжский, Осиновец; по тут ушли от них воеводы и они обратились назад. Эти самовольные походы дали право московскому государю укорять их в разбойничестве.

Когда потом войска великого князя отправились в поход против казанцев, вятчане решительно объявили себя независимыми и прогнали великокняжеского наместника, к ним посланного. Иван Васильевич, верный своей политике — казаться правым, действовать прежде всего убеждениями и нравоучениями, и по-видимому, прибегать к уничтожению старого свободного порядка как бы в крайнем случае, приказал митрополиту Геронтию написать к ним увещательные послания. Таких посланий дошло до нас два: одно к вятчаиам всем вообще, другое к вятскому духовенству.

Послание к вятчанам обращено к воеводам, атаманам и ко всему вятскому людству. "Вы, — писал митрополит, — только что зоветесь христианами, а делаете злыя дела: обидите святую соборную апостольскую церковь, русскую митрополию, разоряете церковные законы, грубите своему государю великому князю, пристаете к его недругам, соединяетесь с погаными, воюете его отчину, губите христиан убийством, полоном и грабежем, разоряете церкви, похищаете из них кузнь (металлическия вещи), книги и свечи, да еще и челом не бьете государю за свою грубость". Он грозил им, в случае непослушания, приказать священникам затворить все церкви и выдти прочь из Вятской Земли, и на всю землю посылал проклятие.

Вятка-Хлынов получала священнослужителей не имея своих владык

В послании к священникам митрополит изъявляет сомнения, действительно ли они настоящие духовные лица. "Мы не знаем, — пишет он, — как вас называть; не знаем, от кого вы получили поставление и рукоположение". Действительно, не имея своих владык, неизвестно откуда Вятка получала священнослужителей. Вероятно, туда приходили из разных мест духовные лица; и свои вятчане отправлялись посвящаться в разных местах. Понятно, что при таком составе там господствовало чрезвычайное уклонение от церковного порядка.

Митрополит укорял их, что их духовные дети, вятчане, не наблюдают церковных правил о браках, женятся, будучи в родстве и сватовстве, иные совокупляются четвертым, пятым, шестым, седьмым браком. Видно, что вятские священники не хотели знать никакого святителя, потому что митрополит грозит наложить на них тягость церковную, выражаясь так: "если вы, зовущиеся священниками, игуменами, попами, диаконами и черноризцами, не познаете своего святителя".

Эти послания, как следовало ждать, не имели успеха. Великий князь послал на Вятку рать под предводительством Шестака-Кутузова. Но этот воевода поладил с вятчанами. Они как-то оправдали себя, и он воротился, не сделав им зла. Иван Васильевтч двинул на них в 1489 году другое сильное войско, под главным предводительством князя Данилы Щени и Григория Морозова; с ними пошли тверичи, вологжане, устюжане, двиняне, вожане, каргопольцы, белозерпы, жители берегов Выми и Сысолы: Иван умышленно составил это ополчение преимущественно из северных соседей вятчан, которые были их давние враги, терпели от них много раз набеги и разорения и теперь с охотою шли отомщать своим извечным недругам.

Даже татар казанских послал московский государь на Вятскую Землю — мстить за всю старую злобу. Войска было, — по сказанию архангельского летописца, — шестьдесят четыре тысячи; эта страшная сила прошла опустошительной грозою по Вятской Земле и 16-го августа явилась под Хлыновым. Вятчане — так смело презиравшие могущество московского государя, решаясь не покоряться тому, кто уже подчинил себе Новгород, — конечно, не ожидали, чтобы столько гостей, да еще таких старых знакомых гостей, явилось у них под стенами. Сопротивляться было невозможно.

Москва завоевывала Вятку очень большим войском

Они выслали воеводам поминки с Исупом Глазатым: это средство прежде удавалось; по теперь воеводы поминки приняли, а вятчанам дали опас только до другого дня. На другой день вышли из города большие люди, поклонились воеводам и сказали: "Покоряемся на всей воле великого князя, и дань даем и службу". Воеводы отвечали: "Целуйте крест за великаго князя и выдайте ваших изменников и коромольников: Ивана Оннкиева, Пахомия Лазорева, да Палку Богодайщикова". Вятчане сказали на это: "Дайте нам сроку до завтраго". — "Даем", — отвечали воеводы и отпустили их.

Вятчане поняли, что от них не удовольствуются ни данью, ни службою; задаться за великого князя, целовать крест за него значило лишиться своей воли, своего народоправления, своих вековых обычаев. Вместо того, чтоб явиться на другой день и дать ответ, прошло два дня; воеводы терпели, наконец, на третий день вятчане дали отказ. Тогда воеводы приказали каждому пятидесятку ратников тащить две сажени плетня и приставить к стенам, а другим приказали нести смолу и берест.

Вскарабкавшись на плетни, они бросали через стены огненные приметы. Тогда вятчане отворили ворота, ударили челом и выдали троих требуемых зачинщиков. Воеводы приказали их тотчас же заковать и отдать устюжанам — их врагам, под наблюдение. У воевод уже было заранее приказание, что им делать. 1-го сентября они развели Вятку — по сказанию одного летописца, всю, а по известиям других, только больших людей. Их повели в Москов-щнпу.

Великий князь приказал их расселить в Боровске, Алексине, Кременце, и дать им поместья; торговых людей поселил в Дмитрове, а коноводов приказал высечь кнутом, а потом повесить. Вместе с пленными вятчанами привели и Арских, то есть вотяцких князей Вятской Земли; но Иван Васильевич не счел их опасными и отпустил в свою землю.

Презентация на тему: " Губернская Вятка (XVIII - XIX века). Первая половина XVIII в. в истории России была временем петровских реформ. Важнейшее значение для Вятского края имели." — Транскрипт:

1 Губернская Вятка (XVIII - XIX века)

2 Первая половина XVIII в. в истории России была временем петровских реформ. Важнейшее значение для Вятского края имели административные реформы.

3 В 1699 г. была проведена реформа городского управления. В вятских городах были организованы земские избы, в которых сидели избранные городским населением бурмистры. Земские избы непосредственно подчинялись Московской ратуше и ведали городским хозяйством и благоустройством, сбором прямых и косвенных налогов и судебными делами в городах. Таким образом, городское население изымалось из-под власти местных воевод.

4 По губернской реформе годов уезды Вятского края Хлыновский, Котельничский, Орловский, Слободской, Шестаковский и Кайгородский вошли в состав Симбирской губернии, южные уезды - Яранский, Уржумский, Царевосанчурский, Малмыжский оказались в Казанской губернии, а северные волости - Лальская и Лузская в Архангельской. В 1719 г. была учреждена Вятская провинция в составе Симбирской губернии.

5 В 1720 г. прошла новая городская реформа, значительно урезавшая права органов городского самоуправления - теперь они ведали только городским хозяйством и благоустройством. В 1721 г. в Вятской провинции числилось дворов. В 1727 г. Вятская провинция была передана в Казанскую губернию.

6 Во второй половине XVIII в. в Вятском крае произошли административно-территориальные изменения, связанные с губернской реформой. В 1780 г. было образовано Вятское наместничество с центром в Хлынове, который по этому поводу особым указом императрицы Екатерины II был переименован в город Вятку. В состав наместничества вошли Вятская провинция и южные вятские уезды из Казанской провинции. Всего вошло 13 уездов. Были образованы новые города - Глазов (до этого село Глазово), Нолинск (до этого село Ноли) и Сарапул (дворцовое село).

7 В начале XVIII века уездами управляли назначаемые правительством воеводы, подчинявшиеся Новгородской четверти и Приказу Казанского дворца. Учрежденными в 1708 году губерниями управляли губернаторы, которым подчинялись уездные, а с 1719 года - провинциальные воеводы. Вятской губернией, преобразованной из наместничества, непосредственно управлял губернатор со своей канцелярией и губернским правлением.

8 В 1796 г. Вятское наместничество было преобразовано в губернию. Всего с 1798 года в Вятке был 31 губернатор. В 1802 г. Кайский и Царевосанчурский уезды были ликвидированы. Город Кайгород превратился в село Кай, Царевосанчурск стал заштатным городом, утратил статус города и один из древнейших вятских городов - Шестаков, обращенный в село Шестаково. В Вятской губернии осталось 11 уездов: Вятский, Орловский, Слободской, Котельничский, Нолинский, Глазовский, Сарапульский, Елабужский, Малмыжский, Уржумский, Яранский, которые существовали вплоть до 1918 г. В 1799 г. произошла реорганизация церковного управления, Вятская и Великопермская епархия разделилась на две. На территории Вятской губернии была образована епархия Вятская и Слободская.

9 Органы власти и управления губернии и уезда в конце XVIIIв Губернатор Губернское управление Вице-губернатор Казенная палата Уездный казначей Капитан-исправник Нижний земский суд Предводитель дворянства Губернское Дворянское собрание Предводитель Дворянства Уездное Дворянское собрание Приказ общественного призрения Епископ Духовная консистория

11 Развитие промышленности В 18 в. продолжали развиваться мануфактуры. Многие из них были металлургическими.

12 6(17 по нов. стилю) июня 1773 г. - Государственная Берг-коллегия издала указ подполковнику Ивану Осокину о строительстве по реке Омутной железоделательного завода с одной домной, кричной фабрики с шестью горнами и шестью паровыми молотами. Управляющий заводом приказчик Хрисанф Елисеевич Горбунов. С 1813 года приказчиком стал его сын - Ермолай Горбунов.

13 Первое железо на Воткинском железоделательном заводе было получено 21 сентября (2 октября) 1759 года. С 1837 по 1848 годы начальником Воткинского железоделательного завода был горный начальник Камско- Воткинского округа Илья Петрович Чайковский ( ), отец композитора Петра Ильича Чайковского. В течение XVIIXX вв. на Воткинском заводе выпускались железо, якоря, железнодорожная техника и мосты, морские и речные суда, паровозы, экскаваторы, золотодобывающие драги, различное вооружение, различного рода гражданское и промышленное оборудование.

14 ЧЕРНОХОЛУНИЦКИЙ ЖЕЛЕЗОДЕЛАТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД основан после отвода лесов владельцем Климковского и Xолуницкого заводов А.И. Глебовым в 1766 г.и вскоре продан С.Я. Яковлеву.

15 1782 г. –в Уржуме появилось первое промышленное предприятие лесопильный завод.

16 В 1736 году издается указ, который для многих производителей решает проблему рабочих. Этим указом все рабочие были навечно закреплены за тем предприятием, на которое они работали в момент издания указа. Это создало подневольный крепостной труд на предприятиях.

18 Купечество Вятский край издавна был богат на людей предприимчивых. Природные условия побуждали проявлять деловую активность, смекалку, силу воли.

19 Алексеевская ярмарка в Котельниче Когда-то Алексеевская ярмарка в Котельниче была самой крупной на вятской земле. Этому способствовало географическое расположение города: через него проходили торговые пути.

22 В 18 в главным занятием вятчан было земледелие. С развитием трехполья главными культурами стали озимая рожь и яровые хлеба: овес, ячмень; пшеница, а также лен и конопля. В огородах выращивали овощи: лук, репу, свеклу, морковь. Большое значение в хозяйстве вятчан имело домашнее скотоводство. Разводились лошади, коровы, овцы, козы, свиньи, а также домашняя птица. Для заготовки кормов на зимний период использовались пойменные луга, лесные поляны и расчищенные из-под леса пожни. Подсобную роль в хозяйстве играли охота, рыболовство, бортничество. Развивалось деревенское-домашнее ремесло: обработка дерева, кости, металла, глины, кожи, пушнины, шерсти, волокна и других материалов. Деревенское ремесло носило натуральный характер. Ремесленники обслуживали своим трудом односельчан и соседей, работая на заказ и часто из материалов заказчика, не переставая при этом заниматься и сельским хозяйством.

23 Вятская лошадь Вятская порода лошадей

24 Петр также ввел новшество в развитие сельского хозяйства была внедрена практика жатвы хлеба литовской косы вместо серпа, внедрялись новые породы скота, организовывались конные заводы. Царь стремился разносторонне развивать хозяйство страны ввел посадку тутовых деревьев и разведение шелковичных червей, содействовал посадке льна и конопли, поощрял частное садоводство.


«Несмотря на свое совершенно изолированное положение, Вятка в решении общественных вопросов и в общеполезных учреждениях не только не думает отставать от своих более счастливых по местным положениям собратьев, но, напротив, даже постаралась опередить их.

Таким явлением представляется учреждение Вятской женской гимназии.

Вятское градское общество в своем собрании постановило: вносить ежегодно на содержание открываемой гимназии один процент с объявляемых капиталов, из чего образовалась кругленькая сумма в 2500 руб. серебром.

Такой похвальный подвиг Вятского градского общества не остался незамеченным и единовременные пожертвования посыпались со всех сторон, причем больше всех отличились винные откупщики. Благодаря этим пожертвованиям образовался дополнительный капитал в 5000 руб. серебром и гимназия открылась не кое-как, а при хорошей обстановке. Для нее наняли один из самых больших домов в городе. Был нанят полный штат служащих с хорошей оплатой.

Это было действительно великолепное учебное заведение с прекрасным преподавательским составом. Достаточно сказать, что именно там преподавали такие известные по всей России ученые и краеведы как А. Спицын и В. Юрьев. Но, самое главное, хотелось бы напомнить об активной работе Попечительского Совета гимназии. Вот данные из отчета Совета за 1867/1868 учебный год (ГАКО, ф.616, оп.1, д.324). «В минувший год гимназия была два раза удостоена Августейшего внимания Императрицы. Госпожа Почетная Попечительница гимназии Н.П. Компанейщикова (супруга губернатора – А.Р.) явила многочисленные доказательства сердечного участия к интересам и нуждам гимназии. Благодаря ее энергичности и настойчивости, гимназия получила новое помещение, было собрано до 4 тысяч рублей добровольных пожертвований (пособие гимназии от городского общества Вятки составляло 2700 рублей в год – А.Р.). Собранные средства позволили открыть при гимназии пансион, так как жители уездов губернии не отдавали своих девочек в гимназию, если у них в Вятке не было родных и знакомых. Открытие пансиона было весьма полезно для распространения просвещения и знаний между женским населением губернии.

Сердечное и уважительное отношение вятчан всех сословий к преподавателям женской гимназии показывает реакция на жалобы в их адрес. Вот только один пример. В адрес Вятского губернатора пришло конфиденциальное письмо Попечителя Казанского учебного округа от 22 января 1886 года о том, что преподаватель Вятской Мариинской женской гимназии Василий Юрьев обратился в Вятское губернское земское собрание с ходатайством о пособии в работах по собиранию архивных материалов. От предложенного в ходе заседания пособия в размере 100 рублей Василий Юрьев отказался в такой форме, что вызвал неудовольствие со стороны гласных. (ГАКО, ф.582, оп.139, д.161, л.1). Губернатор переслал письмо вятскому полицмейстеру с указанием разобраться в деле. И вот что написано в рапорте Вятского полицмейстера губернатору от 11 февраля 1886 года.

«Сообщаю, что преподаватель Вятской Мариинской женской гимназии Василий Полиевович Юрьев поведения хорошего. Как человек и педагог даровитый. Родители учащихся девочек преподаванием его истории и географии очень довольны. Такие отзывы я слышал от многих лиц. В свободное от занятий время, юрьев с любовью занимается чтением древних архивных дел, для извлечения из них интересных исторических данных, из которых и составил целый сборник.

Будучи обременен большим семейством и получая по должности преподавателя ограниченное жалование, Юрьев обратился в губернское земское собрание с просьбой об ассигновании ему денег на разработку и издание сборника. Земское собрание в заседании 3 января 1886 года постановило выдать г. Юрьеву 100 рублей, но он от этих денег отказался, считая сумму недостаточной для издания сборника.

(ГАКО, ф.582, оп.139, д.161, л.3-4).

Поражает, с какой любовью и уважением полицмейстер отнесся к Юрьеву и как грамотно и тонко написан рапорт. Не исключено, что его дочь тоже училась у Юрьева, однако все равно полицмейстер повел себя в этой ситуации как настоящий ЧЕЛОВЕК.

Далеко не во всех учреждениях образования Вятской губернии было такое положение, как в Мариинской женской гимназии. Негативные примеры работы народных училищ и школ губернии хорошо описаны в общероссийском журнале

Нолинское земство Вятской губернии нашло необходимым завести своего инспектора народных училищ. Он сразу все свои усилия направил на водворение порядка в книжных шкафах. В Ильинском училище ревизор своими замечаниями так довел наставницу до слез, что и ученицы заплакали. Наставница Васильевского училища даже отказалась от места.

Председатель Слободской уездной земской управы господин Булгаков явился однажды в училище вечером до того пьяный, что с трудом держался на ногах и разбранил наставницу, придравшись к ней из-за каких-то пустяков.

«В Вятской губернии окончившие восьмиклассный курс женской гимназии, не говоря уже о воспитанницах епархиального духовного училища и уездных прогимназий, нередко ищут место помощников сельских учителей, не мечтая уже, без особой протекции, попасть прямо в наставницы. Нужда в местах так велика, что, по словам местных наблюдателей, немного найдется и таких счастливиц, которым удается получить даже место помощниц наставниц.

Врачам становится год от года все труднее и труднее найти место по своей специальности. Многие безместные врачи только и знают, что рассылают десятки прошений о принятии на службу, причем иные обращаются с такими просьбами даже в Болгарию.

В Вятской губернии громадное предложение труда врачами, в последние годы, заставляет некоторых молодых врачей идти на фельдшерские места.

Но, самое главное как относились многие земцы к учителям и учительницам.

«В одной из уездных земских управ Вятской губернии служит членом разжиревший кулак, который считает своими подчиненными всех служащих в земстве, особенно учителей и учительниц. Является он раз к одной молоденькой учительнице и заявляет, что не прочь побаловаться чайком. Пока сторож ставил самовар, непрошенный гость занимал хозяйку рассказами о своем могуществе, уверяя, что стоит ему пикнуть слово и ничтожной учительнице не бывать на земской службе. Эти рассказы заканчиваются бесстыдным предложением, и негодяй лезет с объятиями к ошеломленной девушке. Учительница вырывается и убегает, а земский ловелас с суконным рылом посылает ей вслед угрозу лишить места и крупное словцо.

Положение резко изменилось, когда председателем Вятской губернской земской управы был избран Авксентий Петрович Батуев, великий земец, пользовавший уважением у всех российских земцев. Именно Батуев разработал программу развития библиотечного дела в губернии, которая и сегодня ни на йоту не потеряла своей актуальности. Эту программу он описал в письме Константину Ивановичу Громозову, городскому голове Слободского, в октябре 1894 года.

«Милостивый государь Константин Иванович!

Одной из главнейших забот Вятского земства всегда была забота о народном образовании. К этому побуждали, как желание дать удовлетворение духовным запросам того населения, представителями которого являются земские деятели, так и сознание того, что только распространение знаний в силах поднять благосостояние населения. Руководясь этими высокими стремлениями, Вятские земства не щадили средств для того, чтобы поставить на должный уровень это первостепенной важности дело. Но, конечно, несмотря на то, что сделано уже многое, остается сделать все-таки еще больше. Главное внимание в настоящее время должно быть обращено на то, чтобы грамота, приобретаемая в школе путем труда, не пропала даром, не была забыта через два-три года, а послужила, как это и быть должно, зерном приобретения нужных знаний и нравственного усовершенствования. С этой целью как уездные, так и губернское земства предприняли уже ряд мер, которые сослужат великую службу делу народного образования. Таких, например, как учреждение библиотек при школах и народных читален, устройство повторительных классов, бесплатная раздача книг населению и прочее.

К сожалению, библиотеки, читальни и повторительные классы учреждены лишь в больших селах и влияют поэтому на незначительный сравнительно район, между тем как каждый плательщик земских налогов вправе требовать услуг земства в этом важном деле.

Бесплатная раздача книг населению до некоторой степени пополняет этот недостаток, разнося книги в самые глухие, отдаленные уголки губернии, но и при ее существовании книга заносится в углы эти более или менее случайно и недостаточно систематично.

Между тем не только желательно, но и прямо необходимо, чтобы в каждом глухом, заброшенном углу, население находило в книге ответы на все свои запросы, ответы ясные, простые, приготовленные к пониманию крестьянина.

В каждом обществе, по крайней мере, если не в каждой деревне, каждый желающий или нуждающийся должен иметь под руками Евангелие, Псалтырь, портреты Царствующего Дома, законоположения о воинской повинности с объяснениями, положения о волостном суде, о сельском управлении. Должны быть краткие объяснения различных, обязательных постановлений, почтовые правила, карты уезда, губернии и России, описание губернии и России, краткое описание других стран. Крайне необходимы, популярное объяснение как хранить здоровье и какие меры предпринимать при некоторых заболеваниях и несчастных случаях, как ухаживать за роженицами и новорожденными, как воспитывать детей, какие меры предпринимать в случае возникновения эпидемий. Необходимы популярные руководства к лечению животных, к борьбе с эпиозотиями, кратко составленные учебники по различным отраслям наук и искусств, составленные применительно к пониманию крестьян и приспособленные, по возможности, к извлечению из этих знаний практических результатов, книги по различным отраслям сельского хозяйства и техники. И, наконец, книги исторического содержания и образцовые произведения лучших писателей наших, рекомендованные Ученым советом Министерства народного просвещения.

Заботясь об осуществлении этой меры, важной для распространения знаний и укрепления нравственных основ, и желая провести ее возможно экономнее, Вятская губернская земская управа выработала следующий проект:

  1. Открыть на средства губернского земства 3000 библиотек.
  2. Каждая библиотека должна заключать в себе до 100 книг стоимостью всего до 5 руб.
  3. Необходимые для этого 15.000 руб., ассигнуются из запасного капитала губернского земства.
  4. Каждая такая библиотека предназначена служить распространению знаний в крестьянской среде, укреплению нравственных основ и поддержанию приобретения в школах грамотности, должна содержать в себе следующие книги:

- книги религиозного и нравственного характера;

- книги справочного характера (календари, законоположения, лечебники);

- краткие, просто составленные учебники по различным отраслям наук, составленные применительно к пониманию крестьян;

- образцовые произведения беллетритические и исторического содержания;

- книги по сельскому хозяйству и различным отраслям техники.

5. Книги для библиотек должны избираться из числа книг, одобренных для употребления в народных читальнях.

6. Если в числе одобренных книг не окажется подходящих книг по той или другой отрасли, то губернская земская управа через начальника губернии входит с представлением к Министерству народного просвещения об одобрении имеющихся в продаже книг.

7. В случае, если в продаже не имеется подходящих крестьянскому пониманию сочинений по известной отрасли знания или имеющиеся стоят слишком дорого, губернская земская управа поручает надлежащим лицам составлять книги и издает их.

8. Пользование книгами должно быть бесплатным.

9. Непосредственное заведование за библиотеками устаивается так.

Желательно, чтобы библиотеки были в каждом сельском обществе (их в губернии 2999), поэтому губернская земская управа предлагает каждому сельскому обществу указать лицо, которому общество вручит заведование библиотекой. Если такое лицо сельским обществом не будет указано, то заведование предлагается любому грамотному члену общества.

10. Всякий заведующий может быть назначен лишь с согласия местного начальства и инспектора народных училищ, а в обществах с русским православным населением и с согласия священника.

11. Надзор за библиотекой возлагается на указанных в пункте 10 лиц, а наблюдение за сохранностью на уездные управы.

12. Заведующий библиотекой никакого вознаграждения не получает.

13. Никакой отчетности на заведующего не возлагается. Обязанность его состоит только в выдаче книг и наблюдении за их целостностью.

(ГАКО, ф.616, оп.5, д.6, л.1-5).

Такие же письма были разосланы по всем вятским уездам и губернским земствам России.

«Народно-образовательная деятельность земств, принимает у нас самые разнообразные формы. Пока одни земства заботятся о развитии начального образования, школьного или внешкольного, другие пошли гораздо дальше и начали устраивать гимназии для крестьянских девочек.

В городе Орлове Вятской губернии, например, есть восьмиклассная женская гимназия, ученицами которой состоят почти исключительно крестьянские дети. Плата за обучение в гимназии невероятно малая, всего три рубля в год, а за помещение такой ученицы вместе с услугами и кушанием, которое готовится из привезенных родителями продуктов, уплачивается всего 60 коп. в месяц.

Одеваются дочери народа, гимназистки, очень просто: в валенках и в платках. И никто не срамит их, когда они приходят в классы в домашних платьях.

Некоторые из учениц живут верстах в трех от гимназии и ходят по сугробам снега, презирая всякую непогоду.

Какая же судьба ждет этих учениц после окончания курса?

Стремление к дальнейшему развитию образования в Вятском крае показывает и выдержка из доклада гласного Вятского губернского земского собрания П.И. Александрова от 30 августа 1917 года.

(ГАКО, ф.616, оп.5, д.551, л.195-196).

Надо отметить, что многое изменилось после революции. Приведу пример об отношении к библиотекарям в Слободском уезде Вятской губернии, где функционировало 54 народных библиотеки (28 районных, 23 пришкольных и 3 общественных). Почти все они располагались в хороших, арендованных помещениях.

В силу декрета Совнаркома о национализации, плата за квартиры районных библиотек за первую половину 1918 года не выдавалась. Квартирохозяева требовали уплаты денег и, не получая их, свое недовольство переносили на заведующих библиотеками: не давали дров, грубо обращались.

Отношение населения к библиотекам в некоторых местах было тоже очень плохое.

«Во Всесвятской библиотеке Советом волостного правления 14 января 1918 года была уволена без ведома и согласия уездного отдела народного образования очень образованная заведующая библиотеки С.А. Батенькова. На ее место назначен В.Ф. Попов, не обладающий знанием литературы, библиотечной техники и никоим образом не отвечающий званию заведующего районной библиотекой.

Между тем, этот Попов пользовался популярностью среди населения по следующим причинам:

То есть библиотеку превратили в балаган.

Аналогичный случай был в Поломской библиотеке. Здесь с 1915 года служила Е.К. Владимирова, которая поступила в библиотеку из любви к делу. Она устраивала чтение газет вслух и обсуждение прочитанного материала с читателями. Поэтому в библиотеку ходили и неграмотные. Муж Владимировой священник и детей у них не было. Это обстоятельство послужило причиной с должности библиотекаря: слишком большой доход в семье. Уволил ее разъездной агитатор (. ) Миткевич, по своему усмотрению, и назначил на ее место 70-летнего заштатного дьякона И.И. Каллистова, который в детстве учился в духовном училище, но так его и не закончил. Он был настолько малограмотный, что даже не знал, что имена собственные пишутся с заглавной буквы. Став библиотекарем, Каллистов щедрой рукой стал раздавать книги читателям, не принимая во внимание возраст, степень грамотности, не записывая выдачу и возврат книг. И еще.

Читайте также: