Духовно нравственные основы народа донбасса сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Рассмотрение отражения духовных ценностей народа в культуре Донбасса. Изучение творчества известны поэтов из Донбасса. Обзор особенностей пребывания известных писателей и поэтов в регионе. Характеристика литературной жизни края, представление синквейнов.

Рубрика Педагогика
Предмет Педагогика
Вид конспект урока
Язык русский
Прислал(а) Сывак О.В.
Дата добавления 11.11.2016
Размер файла 22,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Географическое положение, климатические особенности, воды, почвы, растительный и животный мир южных безлесных зон России. Суть и происхождение термина "степь". Высказывания писателей и поэтов о красоте степей, изменение их облика из-за деятельности людей.

конспект урока [9,6 M], добавлен 08.02.2013

Особенности и виды диктантов, содержание банка текстов о культуре русского народа для их проведения, виды творческих работ. Использование диктанта о культуре русского народа на уроках русского языка, анализ и оценка его педагогической эффективности.

курсовая работа [38,0 K], добавлен 13.07.2015

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Сфера педагогической ответственности в этом процессе. Значение основных ценностей семейной жизни. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России.

статья [22,2 K], добавлен 12.03.2015

Понятие творчества и оценка способностей ребенка к нему. Жанровый диапазон литературной хрестоматии начальной школы. Литературное творчество детей Забайкальского края. Методика формирования литературного творчества младших школьников, ее эффективность.

дипломная работа [116,1 K], добавлен 25.06.2011

Особенности формирования здорового образа жизни в процессе развития личности ребенка. Основные понятия о здоровье, традициях и культуре образа жизни. Средства, методы и приемы формирования ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность, педагогическая целесообразность курса

Донецкая Народная Республика – молодое государство, в котором особое значение придается воспитанию гражданина и патриота, развитию гражданской компетентности, совершенствованию духовно-нравственных основ личности. Это необходимо для воспитания здорового поколения, способного обеспечить прогресс своего Отечества.

Основные задачи курса:

повышение уровня духовно-нравственной, политической и правовой культуры обучающихся;

углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

развитие способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;

повышение мотивации к активному участию в учебной, трудовой деятельности;

создание условий по овладению умением получать информацию из разнообразных источников и критически осмысливать ее;

создание условий по освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности;

воспитание у молодых граждан чувства гордости и глубокого уважения к символам Донецкой Народной Республики – Гербу, Флагу, Гимну, историческим святыням Отечества;

развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;

воспитание уважения к культурным достижениям и историческому прошлому, традициям;

создание условий для реализации принципа постоянного самосовершенствования;

накопление практического опыта с целью применения полученных знаний и умений в общественной жизни.

Основное задание курса: содействие формированию личностных качеств и ценностных ориентаций будущего гражданина Донецкой Народной Республики.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Донецкой Народной Республики. Духовно-нравственное развитие гражданина ДНР – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. Донецкая Народная Республика устремлена в будущее, в котором она будет представлять собой не только единое государство, но и единый народ, скреплённый общими ценностями, духовными смыслами, общностью исторической судьбы.

Общее описание учебно-воспитательного курса

Курс носит межпредметный характер, обеспечивая реализацию учебных задач через интеграцию базовых дисциплин; является ядром воспитательного воздействия на личность и органически связан с системой знаний, которые предусмотрены программой внеклассной деятельности.

Развивающий аспект курса заключается в формировании универсальных учебных действий, опыта творческой деятельности обучающихся, овладении обобщенными способами действий; моделировании культурных и ролевых стандартов поведения в различных ситуациях; развитии активного познавательного отношения к природе и социальному окружению; познании школьниками своих возможностей.

Нормативно-правовое обеспечение курса

Конвенция о правах ребенка;

Конституция Донецкой Народной Республики;

Государственный образовательный стандарт начального общего образования Донецкой Народной Республики;

Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике;

Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики;

Нормативно-правовые документы Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.

Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики

Принципы построения курса

систематичности и последовательности;

преемственности в развитии подрастающих поколений с учетом возрастных особенностей и интересов различных слоев, групп молодежи;

активности субъектов образовательного процесса;

универсальности основных направлений гражданско-патриотического воспитания;

адресного подхода в формировании патриотизма;

учета региональных условий в пропаганде патриотических и духовных идей и ценностей.

Преподавание курса базируется на теоретических и методологических принципах педагогики сотрудничества, которое предусматривает создание демократической атмосферы на уроках, субъект-субъектные отношения между обучающимися и учителем, личностно-ориентированный подход.

Ценностные установки гражданско-патриотического

и духовно - нравственного развития и воспитания

гражданственность, история, культура, равноправие, семья, совесть, солидарность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.

Основные направления деятельности по реализации курса

1. Содержательное направление:

2. Социально-педагогическое направление:

3. Управленческое направление:

Механизм реализации курса

Механизм реализации курса основывается на совершенствовании методов работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, координации деятельности всех служб общеобразовательной организации в целях обеспечения положительного влияния на процесс воспитания и развития личности гражданина Донецкой Народной Республики, налаживания тесных связей с социальными партнёрами, выстраивания эффективного взаимодействия с семьями обучающихся.

Система гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных организациях формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников, реализуется через урочную и внеурочную деятельность.

Главной составляющей системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания является работа классного руководителя как с обучающимися, так и родителями.

Методы достижения поставленных целей и задач

викторины, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов, родительские собрания,

посещение семей обучающихся, анкетирование, тематические классные часы, семейные праздники, спортивные состязания; тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями; КВНы семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей); во внешкольной работе (экскурсии, походы выходного дня, походы по памятным местам, встречи, поисковая, научно-исследовательская работа и др. ).

Курс не ограничивается только рамками уроков и воспитательных мероприятий в школе.

Прогнозируемые результаты

поведенческих результатов. Предполагаемым результатом реализации курса является формирование у детей навыков самоанализа, самооценки, самоуправления.

Результат реализации программы курса предполагает развитие творческих, когнитивных способностей; осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; способность к самореализации в пространстве Донецкой Народной Республики, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Содержание курса отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

• повышение уровня духовно-нравственной, политической и правовой культуры учащихся;

• углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

• развитие способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;

• повышение мотивации к активному участию в учебной, трудовой, общественной деятельности;

• создание для учащихся условий по овладению умением получать информацию из разнообразных источников и критически осмысливать ее, систематизировать, анализировать полученные данные;

• создание для учащихся условий по освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

• воспитание у молодых граждан чувства гордости и глубокого уважения к символам ДНР- Гербу, Флагу, Гимну, историческим святыням Отечества;

• развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;

• воспитание уважения к культурным достижениям и историческому прошлому, традициям;

• создание условий для реализации принципа постоянного самосовершенствования;

• накопление практического опыта с целью применения полученных знаний и умений для идентификации собственной позиции в общественной жизни, осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений;

• соотнесение собственного поведения и поступков окружающих с общепринятыми духовно-нравственными ценностями;

• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

• формирование ценностных ориентаций и правильных ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

• применение знаний и представлений о системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран;

• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся, расширение социального опыта;

• формирование целостного представления о месте и роли России и Донбасса.

Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей учащихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

Принцип систематичности и последовательности в обучении требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.

Принцип преемственности в развитии подрастающих поколений с учетом возрастных особенностей и интересов различных слоев, групп молодежи реализуется через сквозные идеологические концепты и разделы курса, которые изучаются на каждом уровне образования (от дошкольника до выпускника общеобразовательной организации) с постепенным усложнением и углублением содержания.

Принцип научности строится на интеграции науки и образовательного процесса, определяющей органическую связь этих составляющих.

Принцип активности субъектов образовательного процесса, реализующий их личностное взаимодействие и проявляющийся во внедрении активных методов и оперативном учете индивидуальных особенностей личности, обеспечении творческого характера деятельности.

Принцип универсальности основных направлений гражданско-патриотического воспитания предполагает целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования такого фактора формирования патриотизма, как культивирующий чувство гордости за своих предков социально ценный опыт прошлых поколений, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, в учебе и подходах к труду, в методах творчества.

Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном процессе разнообразных средств визуализации (иллюстраций, плакатов, карточек, видео- и киноматериалов, слайдов и др.), а также посещение тематических экскурсий, выставок и др.

Принцип системно-организованного подхода предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех подструктур общеобразовательной организации, учреждений культуры и организаций дополнительного образования, управлений образования, общественных организаций по патриотическому воспитанию граждан ДНР.

Принцип адресного подхода в формировании патриотизма предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения.

Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических и духовных идей и ценностей, означающий пропаганду не только общего патриотизма, но и местного (регионального), характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, образовательной организации, предприятию, спортивной команде и т.д.

Механизм реализации курса основывается на совершенствовании методов работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, координации деятельности всех служб общеобразовательной организации в целях обеспечения положительного влияния на процесс воспитания и развития личности гражданина ДНР, налаживания тесных связей с социальными партнёрами, выстраивания эффективного взаимодействия с семьями учащихся.

Особенностью курса является обязательное участие учащихся в реализации социально-ориентированных и личностно-деятельностных проектов, целью которых является, прежде всего, развитие определенных способностей, умений и навыков познавательной активности и самостоятельности учащихся. Реализация данных проектов предусматривает привлечение учащихся к выявлению, анализу и решению реальных социальных проблем (коллектива, микрорайона, города (села), Республики) с использованием для этого практической поисково-исследовательской работы. В Программе предусмотрены ориентировочные темы проектов. Проектная деятельность может осуществляться всем классом (или параллелью) или отдельной группой в течение учебного года (четверти, семестра).

Программой предусмотрены обобщение и систематизация материала конкретного раздела или курса. На этих уроках учащиеся с помощью учителя имеют возможность систематизировать изученное, отрефлексировать процесс обучения использовать межкурсовые и межпредметные связи, проанализировать процесс подготовки и реализации выбранных проектов. Обобщение и систематизация материала конкретного раздела не предполагают проведения обязательной контрольной работы и обязательного оценивания всех учащихся.

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам;

формирование целостного мировоззрения;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; - развитие общей культуры учащихся;

обеспечение формирования у школьников общечеловеческих и национальных ценностей, а также ценностей демократического общества;

формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям разных народов;

формирование у учащихся собственных образовательных запросов и интересов, умение их удовлетворять;

формирование важнейших ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества.

умения работать с различными информационными источниками;

давать развернутый ответ на вопрос, требующий обобщения основных вопросов содержания, уметь привлекать к ответу дополнительные источники с отсылкой к ним;

различать аспекты экономической, политической, социальной и культурной сферы жизни общества;

выражать отношение с позиции духовных ценностей общества;

выполнять художественно-творческие задания;

сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве, в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;

умение формировать и реализовывать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности.

способность применять понятийный аппарат;

умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее познавательную ценность;

готовность применять знания для сохранения исторических и культурных памятников своей страны;

усвоение системы гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;

расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;

формирование у учащихся творческого мышления;

проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;

составлять описание исторических объектов, памятников;

развитие аналитического мышления.

Содержание курса отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

Раиса Костырко

Раиса Костырко

Раиса Костырко

Раиса Костырко

Раиса Костырко

Раиса Костырко

Раиса Костырко


Духовные основы этой страшной, кровопролитной войны были понятны мне с самого её начала. Никогда не станут православные, воцерковлённые люди, как и представители других традиционных религий, заживо сжигать тех, кто мыслит иначе, как было это в Доме профсоюзов в Одессе, не станут бросать армию против мирного населения, применять фосфорные и кассетные бомбы, не станут зверски пытать захваченных в плен ополченцев, ибо каждому, кто совершал эти преступления, в трёх поколениях придётся ответить перед Богом. Мир сатанинский, бесовский, руководимый безбожной Америкой, сошёлся в этой войне в непримиримой схватке с православным миром.

Промыслительным было моё знакомство с активистами Пермского общественного гуманитарного комитета на мартовской встрече в Перми с Игорем Стрелковым. Дальше всё пошло по намеченному руслу: сбор помощи для Луганщины в моём родном посёлке Юго-Камске, общение с председателем комитета Сергеем Мищенко и, наконец, долгожданный выезд на Донбасс, состоявшийся двадцать седьмого августа сего года. Выезду предшествовал небольшой митинг, на котором выступили все, кто собирал эту партию гуманитарного груза: представители мусульманского духовенства, активисты Свердловского района Перми, Нытвенского и Верещагинского районов края, пермского краевого отделения КПРФ. Позже нас напутствовал глава Перми Игорь Сопко, так что выезд затянулся на три с половиной часа.

Стремление поскорее попасть в Луганск побудило меня в десять часов дня расстаться со своими спутниками и пешком – с паспортом и сумками в руках – перейти границу. Божий промысел и тут был со мной: минут через десять я уже ехала на попутной машине до Снежного. Дорога пролегала через места самых ожесточённых боёв лета прошлого года. Взору моему предстал посёлок Степановка, две трети домов в котором были разбитыми, зияли глазницами пустых окон. Женщина-водитель поведала мне, что в Степановке живёт её хорошая знакомая, которая всё начало прошлогоднего лета купорила – местное словечко! – в банках мясные и овощные заготовки для себя и троих своих детей, но поселившиеся в её доме украинские каратели быстро съели всё это, чудом не убив хозяйку. Проезжая мимо Саур Могилы, я попросила водителя остановить машину и сделала пару снимков легендарной высотки. Снизу видны были разбомблённые памятники героям Великой Отечественной войны да угадывались кресты на могилах погибших здесь ополченцев, повторивших подвиг своих предшественников.

Рейсовый автобус доставил меня из Снежного в Луганск. С волнением в душе встретилась я с этим родным для меня городом двадцать лет спустя – почти по названию романа Александра Дюма. В воскресенье тридцатого августа на Донбассе широко отмечался День шахтёра – профессиональный праздник угольного региона. После пермского лета, на редкость холодного и дождливого, Луганск встретил меня тридцати трёх градусной жарой. Маршрутные такси заполнены были весёлыми молодыми людьми в коротких шортах и девушками в декольте. Почти полная обнажёнка. Ни на ком из них не было нательных крестиков. По глубочайшему моему убеждению, отказ от веры в Бога и ослабление Православия стали глубинными причинами войны на Донбассе.

Луганская писательница Светлана Тишкина подыскала для моего проживания уютную квартиру своей свекрови на квартале Солнечном. Однако, с заботливой моей хозяйкой за пять с половиной дней пребывания в городе виделась я крайне редко: всё моё время до отказа заполнено было встречами и беседами с самыми разными людьми. Сергей Александрович Ильин, заведующий кафедрой русской и мировой литературы Луганского университета им. Т.Г.Шевченко и мой коллега по прежней работе, рассказал, как с началом военных действий отправил он жену и сына в Одессу, а сам остался в осаждённом городе. Третьего августа Луганск остался без света, воды и связи. Сергей Александрович искал воду по всем колонкам и поднимал баллоны на девятый этаж своего дома. С балкона он видел, как украинская артиллерия методично расстреливала город, снаряды падали и разрывались, практически, во всех его районах. Лишь помощь российских добровольцев помогла спасти Луганск, дала возможность воссоединиться многим семьям. Следы от осколков снарядов увидала я в квартире Евгения Никитина, физика-теоретика, преподавателя машинститута. Кухонное окно в его квартире, находящейся на первом этаже, до сих пор закрыто фанерой и утеплено одеялами, а изрешеченный мелкими осколками холодильник не работает. Зарплата Евгения составляет пять тысяч российских рублей, от трагедии минувшего лета он поседел в свои пятьдесят три года, но оптимистично заверил меня, что жить в ЛНР ему гораздо лучше, нежели при былом украинском режиме.

Внешне Луганск выглядит вполне мирным городом, где работает бесперебойно общественный транспорт, открыты магазины, кафе, рынки, с первого сентября начались занятия в ВУЗах и школах. Но с десяти вечера в городе введён комендантский час, во всех правительственных учреждениях выставлена круглосуточная охрана – крепкие вооружённые парни в камуфляжной форме и армейских ботинках – берцах. Воду подают лишь с шести до девяти часов вечера, и все луганчане запасаются ею в больших количествах, помня прошлогоднее лето. Пока в ходу и рубли, и гривны, но российский рубль с каждым днём вытесняет украинские денежные знаки. Город залечивает нанесённые ему раны, однако, говорить о полном исцелении преждевременно: пенсионерам трудно прожить на две тысячи рублей при почти российских ценах на основные продукты питания, после войны на луганщине осталось много увечных и больных людей, насущно нуждающихся в помощи.

– Насыпай дорогой гостье борща, – распорядился батько, обращаясь к казаку Андрею, – принеси горилку, хлеба, сыру, тарелку помидор, организуй чай.

Драгоценным подарком от Николая Тарасенко стала для меня поездка в Городищи, единственный староверческий приход на Луганщине, куда в пятницу четвёртого сентября свозили меня на машине двое казаков из его гвардии. По дороге на Алчевск Александр и Ярослав показали мне место гибели Алексея Мозгового и его спутников, с горечью поведали, что за полтора года войны погибли многие видные сторонники народовластия и что о них, казаках, почти ничего не пишут. А, если пишут, то с полным искажением истины.

Галина Чудинова
Проводы в Перми
Встреча с писателями Луганска
Встреча с коллегами по кафедре
Галина Чудинова и Николай Тарасенко на его Горе
Вид с Горы
Семья Николая

духовные основы войны на донбассе

У входа в церковь в Городищах
Церковь в Городищах

Читайте также: