Древняя песня материнства сообщение

Обновлено: 19.05.2024

Автор: ЛУКУТИНА Вера Александровна
Тема Пресвятой Девы Марии, будучи важнейшей ипостасью художественного сознания христианской цивилизации, получила, начиная от первых столетий новой эры и до нынешнего времени, чрезвычайно широкое развитие в искусстве вообще и в музыке в частности. Музыкальный марианизм (музыкальное воплощение тем, свяан-ных с образом Пречистой Девы) — явление чрезвычайно многоплановое, выходящее далеко за рамки собственно культово-обиходной принадлежности.

Автор: ЛУКУТИНА Вера Александровна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Тихменево Поронайского района Сахалинской области.

Время детства дано для того, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и нашел свой путь к духовным ценностям поколений, открыл для себя чувства любви и сострадания, приобщился к делам милосердия и добра. Поэтому школа должна быть для ребенка не только местом обучения, но и местом обретения ценностного Неба.

Одна из задач современной школы - это спасение молодого поколения от растления души и обращение к вечным незыблемым христианским ценностям: красоте, добру, вере, любви, надежде, честности, совести, патриотизму, гражданственности, культуре.

Многие изображения Богородицы считаются чудотворными. Эти иконы зачастую носят имя местности, где они явлены людям: Богоматерь Владимирская, Смоленская, Казанская, Тихвинская, Ярославская, Галицкая, Печорская и т д. Знакомя детей с этим пластом русской православной культуры на уроках, во внеклассной деятельности, отправляясь в храм, мы формируем такие нравственные качества как любовь к матери, ближнему, Родине, Миру. Только мать бескорыстно любит свое дитя, защищает его, наставляет на путь истинный, помогает сделать правильный нравственный выбор. Формирование таких христианских ценностей как любовь, милосердие, уважение к старшим, забота о младших очень важна в наше время, так как безнравственность захлестнула Россию.

У всякой чудотворной иконы есть своя история, зачастую удивительная и впечатляющая. Одной из самых почитаемых стала Казанская икона Пресвятой Богородицы. С нею необыкновенным образом связана судьба русского народа в самые страшные и опасные моменты его истории. 8 июля 1579 года эта икона чудесным образом была обретена жителями Казани.

В годы Смутного времени, во времена ополчения, Казанские отряды принесли с собой икону Богородицы в Москву. Все воинство взывало к Матери Божьей о спасении родной земли. Польское войско было разбито. В честь спасения России князь Д. Пожарский воздвиг на Красной площади Казанский собор, где и воцарилась чудотворная икона.

… Накануне Полтавской битвы в 1709 году царь Петр I молился перед иконой Казанской Богородицы , которая сопровождала армию. А позже он поставил в петербургском Казанском соборе список этой иконы как щит и ограждение новой столицы.

… В 1812 г перед отъездом в действующую армию князь М.И. Кутузов коленопрекланенно молил икону спасти Россию от нашествия Наполеона. Здесь же в декабре 1812 года отзвучал торжественный молебен за избавление России. К подножию иконы были положены трофеи: ключи освобожденных городов, отбитые знамена, орлы, жезл Наполеона.

Иконы с изображением Богородицы должны насыщать душу ребенка сопереживанием к другим людям. Православное искусство совершенно незаменимо в воспитании, оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека, сталкивает ребенка с такой ситуацией, с которой в жизни он может и не встретиться, в учебном процессе не создать, а в формировании нравственных качеств является важным. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может. Сострадая Святым, радуясь их успехам, болея их невзгодами, ребенок становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее, мудрее. Кроме того, искусство создаёт у каждого иллюзию самооткрытия истины, благодаря чему нравственные уроки глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности .

Современное светское образование может быть качественным только в том случае, если оно включает в себя базовые ценности национальной культуры. В России - это Православие. И минимальными знаниями о православных ценностях должен обладать каждый гражданин РФ

1.Кураев, А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры : учебник для образовательных учреждений 4-5 класс [Текст] / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012- 95 с.

3 класс

Цель урока: познакомить учащихся с историей русской земли и церковной музыкой, показать как музыка и живопись создают образ матери.

I . Обучающие:

1. Дать первоначальные представления об иконе.

2. Дать первоначальные представления о тропаре.

3. Дать первоначальные представления о песенности как об одном из основных качеств музыки.

4. Закрепление, повторение, систематизация знаний учащихся.

5. Разучивание песни.

II . Воспитывающие: формирование эстетического вкуса учеников; воспитание любви и интереса к прошлому.

III . Развивающие: развитие речи учащихся, их кругозора, наблюдательности.

Методы: созерцания, словесный, художественный анализ, наглядный, практический, сравнения, выход за пределы музыки.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Вид урока: урок – исследование.

Оборудование: мультимедийная установка, ПК, фортепиано.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я постараюсь, чтобы и сегодняшний урок музыки стал для вас познавательным и интересным.

Слайд 1

Звучит колокольный звон, видеоролик Аве Мария Шуберта (с этим произведением учащиеся знакомились на прошлом уроке)

1. Введение в тему урока

Актуализация знаний учащихся

УУД:

· Формируется эстетическое отношения к миру, образу матери, приобщаются к вершинным достижениям мировой музыкальной культуры.

· Учатся определять цель урока, отталкиваясь от увиденного и услышанного.

(вопросы после просмотра и прослушивания)

· Знакома ли вам прозвучавшая музыка?

· Кто автор данного музыкального произведения? (Ф.Шуберт)

· Как оно называется? (Молитва Аве Мария)

· Кому посвящена? (Богородице, Деве Марии)

· Как переводится Аве Мария? (Радуйся, Мария)

· Чему она должна радоваться? (рождению Сына Божьего)

Вы, наверное, догадались, о ком пойдет речь сегодня на уроке? (о матери)

Слайд № 2

2.Постановка цели урока.

Как вы понимаете, выражение древнейшая песнь материнства?

3. Новый материал.

3.1 Организация первичного восприятия.

Образ Божьей Матери в произведениях искусства

  • Знакомятся с произведениями, в которых средствами музыкальной выразительности воплощен образ матери.
  • Формируется уважительное отношение к матери в русской семье.
  • Учатся рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения.

Слайд № 3,4,5

Рассмотрим ряд картин, на которых изображена женщина с младенцем:

1. Как вы думаете, кто изображен на этих картинах?

2. Кто такая Богоматерь?

3. Как она показана на картинах?

4. Она без короны, без богатой одежды, а весь мир называет Ее Царицей Небесной. Почему?

Слайд 6

Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна, Всепетая.

Когда художник пишет деву Марию, то у него получается не обычная картина, а икона. На Руси существует различные иконы, но особенно близка икона Богоматери Владимирской - величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы.

Информация для учителя.

Слайд 7

  • Учатся определять на слух средства музыкальной выразительности.
  • Учатся проводить интонационно- образный анализ произведений искусства.
  • Знакомятся жанрами церковной музыки(тропарь, молитва.)

Слайд 8

По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой тропарь. Согласно словарю церковных терминов , тропарь - жанр византийской и древнерусской (с XI в.) гимнографии, небольшое произведение в честь святого или церковного праздника. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери, а их в церковном календаре более 100.

Слайд 9

Существует тропарь и к Владимирской иконе Божией Матери. В нем частично рассказана история иконы.

Слайд 10

Прочитайте стихотворение этого же поэта, которое он создал под впечатлением от слушания Тропаря и иконы Богоматерь Владимирская.

Не на троне – на Её руке, Левой

Ручкой, обнимая шею, -

Взор во взор, щекой припав к щеке,

Нет ни сил, ни слов на языке…

А Она в тревоге и в печали

Через зыбь грядущего глядит…

В мире нет слепительнее чуда

Откровенья вечной Красоты!

Максим Волошин

· Какие чувства вызывают у вас эти строчки?

· С чем схожи они?

Сейчас вы познакомитесь с авторской мелодией тропаря. Его композитором является московский священнослужитель, протоиерей Борис Писарев. Внимательно вслушайтесь в музыку, определите её характер, средства музыкальной выразительности, которые помогли передать характер музыки.

Прослушивание Тропарь к Владимирской иконе Божией Матери

1. Какой характер музыки? (характер спокойны, тихий, красивый, задумчивый, тонкая, нежная, мягкая, радостная, величественная, простая, единство чувств, мыслей)

2. Кто исполнял? (Хор смешанный (мужские и женские голоса).

Было ли инструментальное сопровождение? (Исполнение без сопровождения, а капелла).

3. Средства музыкальной выразительности, которые помогли передать характер музыки? (темп медленный, спокойный; регистр мужские голоса- низкий регистр, женские- высокий; мелодия певучая, напевная, как песня, на одном дыхании; динамика ровное звучание: меццо пиано, меццо форте ).

Итог прослушивания.

Тропарь поётся на определенный глас, т.е имеет навсегда закрепленную за ним мелодию. Песенная основе тропаря, наличие распевов, роднят его с народными напевами.

Это пример подлинной церковной музыки в соединении с церковным текстом.

Богородица – прежде всего мать, поэтому и чтят её образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращённое к ней несёт характер великой светлой печали, скорби, умиления, прошения за самое дорогое.

Физкультминутка

3.3 Интонационно - образный анализ произведений искусства.

· Учатся держать цель урока

· Учатся сравнивать и сопоставлять образы в музыке и живописи.

· Учатся сравнивать, отстаивать свою точку зрения, работать в группе.

Слайд 11

Найдите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые Богоматери.

1. Какие образы передали художники? (образ матери, возвышенный в своей чистоте и нравственной силе.)

3. Что роднит Петроградскую Мадонну и иконы Божией Матери, жесты, взгляд? (Жест матери, сжимающей руку ребенка, воспринимается как желание уберечь сына от невзгод.)

4. Схожи картины Петрова - Водкина и Ренуара по настроению или различны? (различны)

4. Какова атмосфера в картине Ренуара? (Картина Ренуара передает атмосферу уюта, любви, счастья.)

5. Что это подтверждает? (Непринужденные позы матери, детей и даже собаки полны покоя и умиротворения.)

Образ матери является символом всего самого дорого, кровного, святого. Мать-кормилица, мать-земля, родина-мать.

Ведь все самое дорогое, родное, святое, связано с мамой.

Мы посмотрели, как художники умело передают образ матери при помощи красок. И сейчас я предлагаю вам послушать два музыкальных произведения и определить :

1. Композиторская или народная это музыка и почему?

2. Русская или зарубежная?

3. О чем поется в этих песнях?

4. Какие чувства выражены? Какая песня соответствует какому живописному полотну и почему?

Итог интонационно-образного анализа.

Учитель: Мама - это первое слово ребёнка. А сколько тепла, заботы и любви наполняют это слово. Мама дала нам жизнь! Нелёгкий труд ложится на мамины плечи: работа, хлопоты по дому, а главное - воспитание детей. Любая мать хочет, чтобы её ребёнок стал настоящим человеком. Все препятствия в жизни мы преодолеваем вместе с мамой. Мама о нас заботится всю свою жизнь. В первый класс мы идем за руку вместе с нашими мамами. Вся домашняя работа ложится на маму.

4.Развитие вокально-хоровых навыков.

· Учатся проявлять свою эмоциональную отзывчивость, сопереживать герою музыкального произведения.

Слайд 15

Игра мама

Кто пpишёл ко мне с yтpа?

Кто сказал: "Вставать поpа"?

Кашy кто yспел сваpить?

Чаю - в пиалy налить?

Кто косички мне заплёл?

Целый дом один подмёл?

Кто цветов в садy наpвал?

Мамочка .

Кто меня поцеловал?

Кто pебячий любит смех?

Кто на свете лyчше всех?

Совсем скоро праздник мам. Для каждого мама – это что-то особенное. И сейчас я вам предлагаю воссоздать образ мамы при помощи тех рисунков-ассоциаций, которые вы приготовили к уроку. Дети прикрепляют к слову мама свои ассоциации с мамой, делаем вывод, что мама – согреет (солнышко, лучик), красивая (цветочек), добрая (улыбка), сердечная (сердце и т д.)

А сейчас давайте с вами споем песню о маме, красиво, с чувством, каждый постарается петь так, как будто вы дарите песню в подарок своей МАМЕ. А в день праздника вы сможете подарить эту песню вашим мамам.

5.Подведение итогов. Рефлексия .

1. Учащиеся выполняют проверочный тест.

2. Домашнее задание.

Найдите и выучите стихотворение о маме и подарите маме в день праздника.

2. (Учитель открывает створку доски, на ней изображения Богоматери Владимирской и В.Васнецов Богоматерь с младенцем)

Поднимите глаза на доску, кто это перед вами? ( образы богоматери, о которых говорили на уроке.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Я верю, что женщина – чудо такое, Какого на Млечном пути не сыскать, И если «.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Я верю, что женщина – чудо такое, Какого на Млечном пути не сыскать, И если «.

3). «Ave Maria – лампада тиха, В сердце готовы четыре стиха: Чистая дева, ско.

3). «Ave Maria – лампада тиха, В сердце готовы четыре стиха: Чистая дева, скорбящая мать, Душу проникла твоя благодать. Неба царица, не в блеске лучей, В тихом предстань сновидении ей! Ave Maria – лампада тиха, Я прошептал все четыре стиха. ( Афанасий Фет) 1). Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… (А.С. Пушкин) 2). А вот и лунный шар: лампада зажжена, В молельню тихую земля превращена; Замолкла жизнь людей. Да вот, - ее молитва! (Владимир Бенедиктов)

Радуйся, Мария, благодати полная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жен.

Радуйся, Мария, благодати полная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего Иисус. Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных, ныне и в час смерти нашей. Аминь.

Рафаэль Сикстинская Мадонна

Рафаэль Сикстинская Мадонна


 Богоматерь Владимирская

ТРОПАРЬ – жанр византийской и древнерусской (с XI в.) гимнографии, небольшое.

ТРОПАРЬ – жанр византийской и древнерусской (с XI в.) гимнографии, небольшое произведение в честь святого или церковного праздника. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери.

Не на троне – на Её руке, Левой ручкой, обнимая шею, - Взор во взор, щекой п.

Не на троне – на Её руке, Левой ручкой, обнимая шею, - Взор во взор, щекой припав к щеке… В мире нет слепительнее чуда Откровенья вечной Красоты! Максим Волошин

1. Поднялась луна украдкой, озарила небосвод. Малыши в своих кроватках отдыха.

1. Поднялась луна украдкой, озарила небосвод. Малыши в своих кроватках отдыхают от хлопот, А заботливые мамы До полуночи не спят И сидят тихонько рядом, материнским добрым взглядом На детей своих глядят. 2. Мамы , ласковые мамы Счастье, что вы есть у нас. Доверяем вам тайны И секреты без прикрас. Достижениями своими Вас порадовать спешим. За любовь и пониманье, За терпенье и вниманье Вам спасибо говорим. ПРИПЕВ Спасибо мамы, за доброту, За нежность ласку и теплоту! За жизнь, что подарили нам. Спасибо, мамы, вам!

Найди слова, которые передают твои чувства когда ты слушаешь музыку, смотришь.

Найди слова, которые передают твои чувства когда ты слушаешь музыку, смотришь картины, посвященные Богоматери ДОСТОИНСТВО ВЕЛИЧИЕ БЛАГОРОДСТВО МИР ТИШИНА ПРОСТОТА КРАСОТА ЛЮБОВЬ СПОКОЙСТВИЕ РАДОСТЬ

Краткое описание документа:

Урок музыки в 3 классе

по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной

•Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки.

•Осознать единство темы.

• Выявить интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику

1. Раскрыть образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства;

2. Развивать вокально-хоровые навыки;

3. Способствовать расширению представлений учащихся о музыкальных образах и жанрах.

4. Воспитывать чувство уважения к произведениям искусства, раскрывающим образ матери.

• Карточки со словами: мир, радость, спокойствие, величие, красота, простота, благородство, тишина, достоинство).

I Организационный момент.

У.:- Я постараюсь, чтобы и сегодняшний урок музыки стал для вас интересным. О чем мы сегодня будем говорить, вы мне скажете сами после просмотра видеоролика.

Введение в тему урока

У.: -Какие чувства наполнили вас во время просмотра ролика?

Д.: Такие чувства переполняют человека, когда говорят о МАМЕ.

У.: Чему же будет посвящен сегодняшний наш урок музыки?

У.: Есть особые произведения в искусстве раскрывающие великие, вечные темы. Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к матери средствами искусства. Проследим как музыка, литература и живопись создают образ матери, тема материнства от века к веку волновала художников всех народов, наверное, потому, что эта тема близка каждому человеку, независимо от возраста, страны и национальности. (Слайд 2)

Актуализация темы урока

Эпиграфом к уроку я взяла такие слова:

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

(Звучит православная молитва)

У.: - Ребята, дайте название этой музыке одним словом

У - А где обычно звучат молитвы?

У - Перед вами строки из стихотворений прочтите их и выберите то, которое больше подходит к молитве: (Слайд 3 )

Раскрытие темы урока на произведения разных видах искусства

1). Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

2). А вот и лунный шар: лампада зажжена,

В молельню тихую земля превращена;

Замолкла жизнь людей. Да вот, - ее молитва!

3). «Ave Maria – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей,

В тихом предстань сновидении ей!

Ave Maria – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха

Д.: - ( выбирают характер, темп, динамику настроение, тембр голоса, инструмента, лад)

Посмотрите на изображение простое ли это изображение? Как вы думаете, ее написал русский художник или художник зарубежный?

IV Беседа по картинам

Картину Рафаэля от иконы Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи. Давайте сравним чем?

У.: Кто изображен на картинах?

У - Откуда явилась Мария?

У: - Куда направляет стопы?

У.: - Куда устремила взгляд?

У.:- Какие краски на холстах художников?

У.: - Какого цвета больше?

У.: - Есть ли разница на картинах между небом и землёй?

У.: Где происходит действие?

У.: - Перед кем стоит Дева Мария?

У.: - Картины созданы в разное время и разными по вероисповеданию художниками, но как много в них общего. Как вы думаете почему?

Вот уже более двух тысяч лет православная церковь празднует праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в основе которого лежит евангельская история

(Читаю текст из библии)

Читая Священное Писание, Мария все яснее постигала законы Творца. Размышления о мудром устройстве сотворенного Им мира занимали ум Премудрой Девы и весели Ее сердце, как других веселят пиры, забавы или игры.

Однажды, читая священное писание, перед Марией предстал Архангел Гавриил и произнес Божественное приветствие:

— Радуйся, святая, добрая Дева! Господь с тобою! Своею скромностью, своей добротой и любовью к Богу ты заслужила великую милость: у тебя родится сын, и ты должна назвать его Иисус. Он — Сын Божий, и придет на землю, чтобы спасти всех людей от зла, греха и смерти.

- Давайте послушаем молитву С. Рахманинова.

Присоединитесь своей душой и пропойте душой вместе с произведением.

У.: - Что вы почувствовали?

У.: - Опишите эту музыку? Какая она?

У.: - Как вы думаете, музыка этих молитв похожа?

Д.: - (распевность, динамика, лад, чистое, благозвучное звучание, красота)

У.: - Послушайте еще раз фрагменты этих молитв и скажите есть ли отличие?

Повторное слушание фрагментов молитв.

Д.: - У Рахманинова без музыкального сопровождения, а у Шуберта с музыкальным сопровождением.

У.: Кто-нибудь знает почему?

У.: - Это из-за веры. В православных церквях нет музыкальных инструментов, а в католических - есть.

Давайте отдохнем, представим, что мы отправились на корабле в Австрию на Родину Франца Шуберта (Звучит запись шума моря)

Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги по шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу – прижимаем к полу правую ногу. Правая напряжена, левая расслаблена. Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону – прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились. Вдох – выдох!

Стало палубу качать!

Ногу к полу прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

Упражнения выполняются поочерёдно для каждой ноги.

Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской - Небесной заступницы Москвы. Эта икона – величайшая святыня Руси.

По церковному преданию, икону написал евангелист Лука. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии. На Русь икона попала из Византии в начале XII века. Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы. Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году (стояние на реке Угре). В память об этих чудесах Русская православная церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы: (Слайд 9)

« Странная история России

Вся прошла перед Твоим Лицом.

Здесь в Успенском - в сердце стен Кремлёвских,

Умиляясь на нежный облик Твой,

Сколько глаз жестоких и суровых

Увлажнились светлою слезой! (Максим Волошин)

У.: В православных храмах в честь святых и праздников звучат особые песнопения.

( слушание тропарь Владимирской иконе Божией Матери)

У.: Что вы можете сказать о музыке, которая звучала?

Д.:(возможный ответ: Похожа на молитву.)

Тропарь – жанр византийской и древнерусской (с XI в.) гимнографии, небольшое произведение в честь святого или церковного праздника. По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой ТРОПАРЬ. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери.

Запишем новое слово в музыкальные словарики.

Прочитайте стихотворение этого же поэта, которое он создал под впечатлением от слушания Тропаря и иконы Богоматерь Владимирская. (Слайд 17)

Не на троне – на Её руке, Левой

Ручкой, обнимая шею, -

Взор во взор, щекой припав к щеке…

В мире нет слепительнее чуда

Откровенья вечной Красоты!

У.: - Какие чувства вызывают у вас эти строчки? С чем схожи они?

Развитие вокально-хоровых навыков.

Кто-то приходит за помощью к иконам, кто-то находит помощь и успокоение, в том, что пишет стихи, картины, но каждый из нас знает точно, что выслушает, поможет и защитит нас только один человек – это наша МАМА. МАМА – слово, которое на всех языках звучит одинаково нежно и тепло…

- Ребята, а теперь закройте глаза и представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Я думаю, что каждый хочет сказать слова благодарности своему единственному и любимому человеку на земле.

У.: - Какой образ сопровождал нас сегодня на уроке?

У.: - Найдите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, стихи, смотрите на картины, посвященные Богоматери. Слайд 19

Д.: - (выбирают слова, придумывают свои)

У.: - Богородица, прежде всего мать, поэтому и чтят её образ во всех странах, как вечный символ страдающий матери. И в любом из видов искусств образ матери является неизменным символом доброты, любви, счастья, величия. Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, старайтесь не причинять ей боли своими словами и поступками .

У.: Наверняка, у каждого из вас, после прослушивания музыки на уроке, остались свои впечатления найдите стихотворение, которое, по вашему мнению, было бы близко вашим чувствам, прочитайте его выразительно и поделитесь с нами на следующий урок.

С древнейших времен до настоящего времени во всех странах с разными уровнями раз

№ слайда 3

С древнейших времен до настоящего времени во всех странах с разными уровнями развития культуры, с различными религиями находим мы в литературе образ матери с ребенком. Есть в природе знак святой и вещийЯрко обозначенный в веках: Самая прекрасная из женщин - Женщина с ребенком на руках!

М. Волошин ВЛАДИМИРСКАЯ БОГОМАТЕРЬ Он не на троне - на Её руке.Левой ручкой обни

№ слайда 6

М. Волошин ВЛАДИМИРСКАЯ БОГОМАТЕРЬ Он не на троне - на Её руке.Левой ручкой обнимая шею,Взор во взор, щеку прижав к щеке,Неотступно требует. Немею –Нет ни сил, ни слов на языке. А Она в тревоге и печалиЧерез зыбь грядущего глядитВ мировые рдеющие дали,Где закат пожарами повит.И такое скорбное волненьеВ чистых девичьих чертах, что ликВ пламени молитвы каждый миг,Как живой, меняет выраженье. В раскаленных горнах ВизантииВ злые дни гонения иконБыл в земные краски воплощён.И из всех высоких откровений,Явленных искусству, Он одинУцелел в костре самосожженийПосреди обломков и руин.Лик Её из огненной стихииОт мозаик, золота, надгробий,От всего, чем тот кичился век,Ты ушла по волам синих рекВ Киев княжеских междоусобий.И с тех пор в часы народных бедОбраз Твой, над Русью вознесенныйВ тьме веков указывал нам следИ в темнице - выход потаенный.

Тропарь -небольшое произведение в честь святого или церковного праздника.

№ слайда 7

Тропарь -небольшое произведение в честь святого или церковного праздника.

Праздники. Рождество Богородицы 21 сентября по новому стилю родилась Та, Которая

№ слайда 8

Праздники. Рождество Богородицы 21 сентября по новому стилю родилась Та, Которая чудесным образом подарила миру Сына – Господа и Спасителя нашего, Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом городе Назарете. Родителями Её были праведные Иоаким и Анна.

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖиЕЙ МАТЕРИ

№ слайда 11

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖиЕЙ МАТЕРИ

А. А. Блок И с туманом над Непрядвой спящей,Прямо на меняТы сошла, в одежде свет

№ слайда 12

А. А. Блок И с туманом над Непрядвой спящей,Прямо на меняТы сошла, в одежде свет струящей,Не спугнув коня…И когда, наутро, тучей чернойДвинулась орда,Был в щите Твой лик нерукотворныйСветел навсегда.

Иверская Икона Божией матери

№ слайда 13

Иверская Икона Божией матери

Тихвинская икона Божией матери

№ слайда 14

Тихвинская икона Божией матери

Добродетели Смирение Святость Благоговение Жертвенность Кротость Доброта Нежност

№ слайда 16

Добродетели Смирение Святость Благоговение Жертвенность Кротость Доброта Нежность Усердие Духовность Заступничество Материнская любовь

Пятая заповедь Библии Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да дол

№ слайда 17

Пятая заповедь Библии Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

Читайте также: