Дискуссионное сообщение общественного характера

Обновлено: 08.07.2024

Еще издавна жанр дискуссий считается одним из наиболее почтенных. Словесные дуэли уже давно сменили поединки на холодном и огнестрельном оружии и прочие анахронизмы, именно дискуссии зачастую решают судьбы если не мира, то изрядных его частей. Тем не менее, до сих пор не создана система вербальной борьбы, эффективнее дискуссии.

Оглавление

Введение……………………………………………………… .2
§1. Дискуссия. Понятия. Цели.……………… ………………2
§2.Виды дискуссий…………………………………………… 5
§3. Манипулятивные приемы, используемые в ходе
дискуссий……………………………………………………… 12
3.1 Уловки организационно-процедурного характера 13
3.2 Личностные или психологические уловки…………14
3.3 Логико-психологические уловки……………………..15
§4.Приемы ухода от дискуссий……………………………….18
Заключение………………………………………………………19
Список используемой литературы……

Файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение.docx

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Московский институт права

§1. Дискуссия. Понятия. Цели.……………… ………………2

§3. Манипулятивные приемы, используемые в ходе

дискуссий……………………………………………………… 12

3.1 Уловки организационно-процедурного характера 13

3.2 Личностные или психологические уловки…………14

3.3 Логико-психологические уловки……………………..15

§4.Приемы ухода от дискуссий……………………………….18

Список используемой литературы………………………… 20

Еще издавна жанр дискуссий считается одним из наиболее почтенных. Словесные дуэли уже давно сменили поединки на холодном и огнестрельном оружии и прочие анахронизмы, именно дискуссии зачастую решают судьбы если не мира, то изрядных его частей. Тем не менее, до сих пор не создана система вербальной борьбы, эффективнее дискуссии.

Актуальность данной работы заключается в том, что дискуссии постоянно используются в нашей жизни, в разных ее областях. Несмотря на изученность данного вида красноречия, он постоянно совершенствуется и изменяется. Мастера красноречия постоянно пытаются разработать новые приемы ведения дискуссии. При всем этом, очень мало литературы, посвященной конкретно дискуссии, ее типам видам и приемам.

§1. Дискуссия. Понятия. Цели

От других видов споров, прежде всего полемики, дискуссия отличается своей целенаправленностью и используемыми средствами. Цель любой дискуссии – достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме. Очевидно, что дискуссия содержит в себе известную долю компромисса, так как она в большей мере ориентирована на поиск и утверждение истины или оптимального решения, чем на торжество определенной позиции. Истина или оптимальное решение являются сплавом, синтезом необходимых, взаимосвязанных элементов, которые обычно содержатся в различных точках зрения, высказанных участниками дискуссии. Средства, используемые в дискуссии, должны признаваться всеми ее участниками. Применение иных средств не допускается.

Итог дискуссии не должен сводиться к сумме высказанных точек зрения относительно обсуждаемого предмета. Он должен представлять собой синтез объективных и необходимых черт, присущих дискутируемому предмету. Другими словами, результат дискуссии должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или их большинством. Таким образом, в дискуссии выкристаллизовывается более четкая и ясная формулировка решения проблемы, снимается, устраняется до известного предела момент субъективности: убеждения одного человека или группы людей получают должную поддержку других и тем самым объективируются, обретая определенную обоснованность.

Тема дискуссии должна быть интересной и актуальной, затрагивающей насущные интересы ее участников и содержащей полемический заряд. Для реализации цели дискуссии необходимо тему декомпозировать в виде конкретных вопросов, охватывающих в своей совокупности поставленную проблему. Вопросы должны сконцентрировать внимание участников дискуссии на приоритетных позициях, вызвать размышления и обмен мнениями.

Все люди — разные, но это не мешает им общаться и понимать друг друга. Часто случается, что ваши с собеседником точки зрения на что-то не совпадают. Это противоречие может перерасти в спор или в дискуссию.

Чем отличается спор от дискуссии? Каковы их цели?

Как вы видите, спор принципиально отличается от дискуссии. Во-первых, целями. В споре цель — доказать правоту, в дискуссии — найти истину, решение задачи, выход из ситуации.Во-вторых, спор направлен на результат, дискуссия — это процесс. Он может быть длительным и изменяющимся. Под влиянием новой информации, аргументов обеих сторон меняется ход обсуждения и даже его. В-третьих, предмет спора обычно конкретный и незначительный, дискуссия же возникает вокруг чего-то глобального и важного. Итак, если обсуждение вопроса с собеседниками плавно перетекает в дискуссию, то, во избежание превращения ее в безрезультатный спор, придерживайтесь следующих правил.

Всегда помните о цели дискуссии — найти истину, решение, выход. Обсуждайте только то, что относится к данному вопросу. Пустые сожаления, воспоминания, нелепые сравнения мягко прерывайте. Не давайте обсуждению уходить в сторону от темы. Пресекайте попытки доказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Стремитесь не к победе, а к истине.

С уважением относитесь к мнению другого человека. Любое мнение — это точка зрения человека. Даже отличаясь от вашей, она имеет право на существование. Не обижайте другого человека, называя его мнение неверным, нелепым, смешным. Пока дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной. А в конце обсуждения могут оказаться реальными кажущиеся в начале невероятными вещи.Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано. Этим дискуссия отличается от скандала на базаре. Рассказчик должен доказать, почему он так считает. Уважайте мнение любого человека. Иногда мнение важной персоны или авторитета изначально считается верным просто в силу статуса этого человека. Прислушивайтесь к ним, но без фанатизма. Опирайтесь на реальные факты. Иногда свежий непредвзятый взгляд какого-то новичка помогает по-иному взглянуть на ситуацию, найти новые подходы к решению давней проблемы, считавшейся неразрешимой.

Придерживайтесь дружелюбного тона. Обращайтесь к человеку по имени или другим уважительным способом. Ваш оппонент — не ваш личный враг, он просто человек с другой точкой зрения. Не допускайте проявлений враждебности, оскорблений, перехода на личности.

В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению. Не пытайтесь доказать что-то тому, кому невозможно что-либо доказать. Иногда это люди, считающие себя лучше и правильнее всех. Люди, слышащие только себя. Люди, неспособные понять иную точку зрения. Люди, закосневшие в своих оценках и стереотипах. Это бывает чертой личности, особенностью характера. Зачастую подобная гибкость оценок и суждений утрачивается с возрастом. Относитесь к ним терпимо, но не тратьте силы, чтобы убедить их в чем-либо.

§2.Виды дискуссий

Свободные дискуссии

Свободные дискуссии получили свое название в соответствии с минимальной степенью регламентации действий участников. Здесь каждый выступает от собственного имени, выражает свою точку зрения, консолидируется или вступает в конфронтацию и противоборство с другими участниками в зависимости от сходства - различия заявленных позиций. Ведущий лишь задает общее направление обсуждения и побуждает участников к открытому, откровенному диалогу. Обмен мнениями предполагает достаточно высокую эмоциональную вовлеченность участников, а споры здесь приобретают особенно жаркий характер, ведь людям свойственно верить в свою правоту и настороженно, если не сказать неприязненно, относиться к людям, чьи взгляды не совпадают с их собственными.

Успех свободной дискуссии во многом определяются выбором темы, которая должны быть актуально для данной аудитории, полезна с точки зрения личностного, профессионального роста участников, их нравственного самосовершенствования. Каждый участник свободной дискуссии берет слово тогда, когда его позиция достаточно продумана, осознана и прочувствована, а мотив выступления побуждает поделиться своими мыслями с окружающими. Совпадение этих двух моментов дает зрелое выступление. Но не редки случаи, когда участники свободной дискуссии чувствуют себя зажато и нуждаются в помощи ведущего. Другой распространенный случай, это снижение качества выступления в силу чрезмерной эмоциональности оратора. Здесь уместно использовать приемы парафраза, когда ведущий подправляет выступление кого-либо из участников, снижая степень его эмоциональности, но не забывая основную идею или пафос, вставляя слова и речевые обороты, прозвучавшие в нем.

Еще один отличительный момент этой формы дискуссионной работы - отсутствие строгой регламентации времени работы, количества выступающих и общего количества подходов отдельных участников, то есть человек может брать слово столько раз, сколько ему хочется. Однако нельзя допускать, чтобы свободная дискуссия перерастала в ``бенефис'' кого-либо из участников или перепалку двух - трех наиболее активных и заинтересованных лиц. Оптимальная продолжительность работы здесь составляет 45-90 минут, но не следует растягивать ее более чем на два часа.

В завершении свободной дискуссии ведущий благодарит все участников за активную работу, говорит о том, удалось ли обсудить все интересующие вопросы, дает оценку наиболее содержательным выступлениям.

Направленные дискуссии

Тема свободной дискуссии должна быть известна участникам заранее. В силу этого круг участников определяется заинтересованными лицами и ведущий в меньшей степени озабочен активизацией аудитории участников.

В отличие от свободных дискуссий здесь существуют спикеры, то есть люди, чья позиция заранее известна. Спикеры могут выражать и представлять как личную, так и групповую точку зрения. Имя спикера и наименование его позиции наглядно отображается в виде табличек. Все остальные участники направленной дискуссии делятся на группы поддержки представляемых спикерами точек зрения. Одновременно в направленной дискуссии могут принять участие от двух до шести-семи спикеров и их групп поддержки. Обычно спикеры располагаются в круге, а группы поддержки находятся сзади них.

Подлинно демократические общества прошлого и настоящего всегда вырабатывали традиции публичных обсуждений и широко практиковали их для принятия согласованных решений по всем важным вопросам. Вспомним традиции публичных обсуждений в Древней Греции и Древнем Риме, традиции английских обще­ственных и парламентских дискуссий, Новгородское вече, ми­тинги в России во время революции и в период перестройки, исключительно развитую практику дебатирования всех обществен­но значимых проблем в США.

По мнению американцев, именно практика самого широкого публичного обсуждения острых общественных проблем позволила Америке разрешить острейшие расовые проблемы в 50-60-х гг. XX в., решить проблему неравенства оплаты труда мужчин и жен­щин, а также резко сократить (на 40%) число курящих амери­канцев.

В США дебатированию как учебному предмету обучают в школах с 12 лет, во всех колледжах и университетах. В учебных заведениях существует специальный преподаватель, который называется debate coach (тренер по дебатам, дебатный тренер), и, кроме того, много­численные учебные пособия, видеотренинги.

В классах, школах, образовательных округах, городах и штатах есть дебатные команды школ и других учебных заведений, кото­рые участвуют в соревнованиях самых различных уровней - от классных и школьных до общенационального соревнования по дебатированию, лучшие команды и их участники не менее попу­лярны в своих коллективах и городах, чем игроки в американский футбол. Кабельное и местное телевидение, телевидение штата ча­сто передают дебаты по тем или иным местным вопросам, что еще более повышает общественную значимость дебатов, возлага­ет на их участников дополнительную ответственность за обще­ственный резонанс проводимого ими обсуждения. Часто после дебатов, которые всегда проводятся с участием зрителей и групп поддержки, зрители голосуют. Результаты голосования не имеют никакого обязывающего характера, они просто показывают учас­тникам итоги их работы, а также выявляют победителя, если это было соревнование.

Публичное демократическое обсуждение различных проблем является важнейшим условием самого существования демократи­ческого общества, основой его каждодневного функционирова­ния, гарантией общественного одобрения любого важного реше­ния, затрагивающего интересы всего общества или какой-либо его части. Общественное обсуждение - гарантия от неправильных решений, ущемляющих интересы отдельных слоев общества, групп населения.

Для современной России необходимость широкого публично­го обсуждения общественно значимых проблем также является несомненным фактом.

Необходимо отметить, что публичные дискуссии на разных уровнях и по разным вопросам с соблюдением цивилизованных риторических норм и процедур должны стать неотъемлемой частью жизни нашего общества.

Но в отличие от них, это наиболее продуктивная форма спора, обмен мнениями, направленный на поиск истины или компромиссного решения. Узнаем подробнее, что такое дискуссия, каковы её характерные черты и области применения.

Оживленная дискуссия

Дискуссия – что это?

В толковом словаре под редакцией Ушакова приведено следующее определение понятия:

Дискуссия – это обсуждение спорного вопроса с целью выяснения разных точек зрения; прения сторон. Например, дискуссия учёных-биологов о влиянии сахара на организм человека.

Что такое дискуссия

Участники дискуссии – лица, обладающие теоретическими и практическими знаниями по обсуждаемым вопросам и имеющие компетенцию принимать или рекомендовать какое-либо решение.

Участники дискуссии

В отличие от других видов споров (диспута или полемики), цель дискуссии – достигнуть согласия её участников по спорному вопросу, найти определённый компромисс, ориентированность на поиск истины или оптимального решения.

Истина обычно рождается из различных точек зрения и мнений участников.

Переговоры

Дискуссии могут проводиться публично или в тесном семейном кругу. Простейший жизненный пример – помощь ребёнку в решении сложной задачи по математике: родители, бабушки и дедушки предлагают разные варианты решения для поиска единственно правильного ответа.

Характерные черты публичной дискуссии

Публичная дискуссия представляет собой последовательные выступления участников относительно спорного общественно значимого вопроса или проблемы.

Например, учёные могут обсуждать теории происхождения человека, а историки – неоднозначное влияние татаро-монгольского ига на судьбу и развитие России.

Публичная дискуссия имеет следующие характерные признаки:

  1. место и время мероприятия обговариваются заранее;
  2. в процесс обсуждения включены ведущий и несколько участников;
  3. аргументированность позиции: обсуждая вопрос, каждая сторона, доказывает и обосновывает свою точку зрения общеизвестными аргументами, фактами, тезисами (что это такое?);
  4. общение участников протекает как взаимодействие партнёров, а не как противников в споре;
  5. обсуждение включает в себя выслушивание всех участников сторон, высказывание собственного мнения, а также применение методов невербального общения (жесты, мимика);
  6. при решении проблемы применяется анализ, совместная деятельность, направленные на поиск наилучшего решения по обсуждаемому вопросу.

Если в какой-либо ситуации возникают различные точки зрения и необходимо определиться с выбором верного пути решения – это повод организовать дискуссию.

Обсуждать можно также новые кинофильмы, ролики, книги, текущую ситуацию в стране, мире.

За круглым столом

Альтернативный подход к решению проблемы создает условия для столкновений различных мнений участников обсуждения дискуссионных вопросов, но цели навязать своё мнение нет, как нет и агрессивных методов ведения спора.

Дискуссия предполагает высокую культуру ведения спора и свободу мнений. В её процессе очень важно в совершенстве овладеть искусством говорить и слушать своего собеседника.

Дискуссия как инструмент педагогики

В педагогике дискуссия рассматривается как одна из форм образовательной деятельности, побуждающая к развитию осмысленного мышления и проявлению инициативы обучающихся.

Представляет собой равноправное обсуждение педагогом и учениками прочитанных книг, последствий тех или иных исторических событий, проблем различного характера, ситуации в школе. Результатом совместных обсуждений является лучшее понимание учебного материала и новый взгляд на изучаемые или происходящие события.

Общение

Учебная дискуссия строится на равноправном сотрудничестве обучающихся и преподавателя с целью углубленного и разностороннего обсуждения идей, точек зрения.

Краткое резюме

Таким образом, дискуссия, как и полемика или диспут – это спор. Но спор продуктивный, направленный на поиск верного ответа на вопрос.

Часто в городах создаются специальные дискуссионные клубы, где каждый желающий, имеющий определённую точку зрения на какую-либо проблему или ситуацию, может прийти, высказаться и узнать мнения других людей.

Проводить дискуссии полезно, особенно для подрастающего поколения. Вот почему эта форма обучения набирает всё большую популярность в педагогике.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Дискуссия конечно вещь хорошая, но нельзя же всё время только дискутировать, нужно ведь и какие-то действия предпринимать. В любом случае, одним красноречием ничего доказать невозможно, необходимо ещё и опытным путем подтверждать свою правоту.

В дискуссии важно не только уметь грамотно и корректно озвучивать собственные мысли, но и слушать собеседника. Часто можно наблюдать противоположное явление. Тогда ни о каком достижении истины речь не идет, каждый оратор просто пытается самоутвердиться и навязать свою точку зрения.

Дискуссия действительно могла бы стать отличным инструментом в педагогике, но большинство учителей вообще не приемлют равноправного обсуждения.

Одним из видов общения в современном мире является дискуссия, которая может различаться по жанрам в зависимости от назначения, содержания и способа изложения. Она может быть панельной, групповой, научной.

В общепринятом смысле дискуссия – это обсуждение какого-либо вопроса в коллективе. Она способствует выработке общего мнения. Дискуссию не следует путать со спором, поскольку цель любого спора – это поиск единственно правильного решения, а не общего суждения.

дискуссия это

Дискуссия – это один из наиболее древних жанров общения, поскольку человек изначально более склонен к диалогу, нежели к монологу. Границы этого типа обмена информацией могут быть четко определены во времени, а могут и вовсе отсутствовать. Вопросы могут решаться быстро (к примеру, на бытовом уровне), а могут и вовсе не иметь единого решения (вопрос о сотворении жизни на Земле).

Теория дискуссии интересна человечеству с давних времен. Еще в древнем Китае, Греции и Индии были написаны трактаты о психологических и логических проблемах спора и общения. Интерес к этому вопросу особо повышается среди масс, в которых обострены противоречия, особенно классовые и социальные.

Основные цели дискуссии

Дискуссия – это диалог, в ходе которого его участники пытаются прийти к общему мнению, достигнуть соглашения и договоренностей в каком-либо вопросе. Целями дискуссии могут быть:

- определение правдоподобности или истинности различных мнений по одному и тому же вопросу;

- поиск наиболее оптимального решения вопроса;

- выработка новых идей;

- поиск адекватной формулировки проблемы.

Иногда во время обсуждения проблемы может возникнуть спор, однако цель дискуссии – не победа над противником и навязывание своего мнения, а поиск общего решения.

панельная дискуссия это

Что такое панельный вид дискуссии?

Что такое групповое обсуждение?

Групповая дискуссия – это один из методов обсуждения какой-либо проблемы в группе, позволяющий определить полный список мнений всех участников, а также возможные способы и средства достижения цели, поиск общего коллективного решения оговариваемого вопроса.

Каждый член группового обсуждения имеет возможность высказать свое личное мнение, отыскать различные подходы к решению вопроса и обеспечить разностороннее видение предмета. Плюс ко всему групповая дискуссия пробуждает способности к творческому мышлению, вызывает интерес к обсуждению, а также может являться отличным методом сплочения группы или целого коллектива.

групповая дискуссия это

Что представляет собой научное обсуждение?

Научная дискуссия – это обсуждение какого-либо спорного научного вопроса. Она имеет свою специфику, поскольку все мысли участники излагают точными, однозначными словами, терминами. Каждый тезис должен освящать только один вопрос и доказательства.

Точное определение главной проблемы – это задача любой научной дискуссии. Докладчик должен преподнести аудитории информацию, необходимую для правильного восприятия, понимания и оценки предложенных средств решения поставленной проблемы. Обязательным моментом является приведение аргументов, которые будут доказывать целесообразность выбранных методов решения вопроса. Верхом дискуссионного мастерства является предположение возможных контраргументов и их опровержение еще в ходе доклада.

научная дискуссия это

Люди науки очень ценят свое время, поэтому все докладчики должны быть максимально краткими, говорить только по существу, без предисловий, подробностей и вольного отхождения от темы доклада.

Нужно помнить, что любая дискуссия – это, прежде всего, способ организации совместной деятельности, обучения, обмена опытом и знаниями, быстрый и эффективный метод поиска решений поставленных задач.


Ряд положений носит дискуссионный характер, что имеет целью привлечь внимание читателя к альтернативным моделям психологического консультирования.

Вопрос о воображении приобрёл остро дискуссионный характер, причём дискуссия идёт в любопытном направлении.

Тем не менее следует отметить, что все указанные работы носили именно дискуссионный характер, когда все стороны имели равные возможности озвучивать свои позиции.

Все эти и другие направления сегодня имеют дискуссионный характер, но подчас дискуссии не имеют научно-практических обоснований, что наносит значительный ущерб качеству принимаемых нормативных актов, а впоследствии и качеству организации и осуществления власти на местах.

Учитывая дискуссионный характер большинства обсуждаемых проблем этой теории, автор стремится как можно полнее представить не только собственную позицию, но и взгляды других авторов – как отечественных, так и зарубежных – по этим проблемам.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова жилица (существительное):

Полисная проблематика не только исключительно важна; она с полным основанием может быть названа также чрезвычайно сложной – как ввиду своей многогранности, так и в связи с подчёркнуто дискуссионным характером многих возникающих вопросов, отнюдь не решённых ещё и по сей день, остающихся предметом напряжённых споров.

Традиция комментирования в индийской философии представляет собой основную форму развития понятийных систем, которая отражает также и принципиально дискуссионный характер всякой философской позиции.

Но подобная иллюзия возникает лишь при беглом или поверхностном знакомстве с книгой, имеющей в первую очередь дискуссионный характер.

Особый интерес представляют статьи дискуссионного характера, а также материалы, посвящённые регламентации террора.

Сходство с монографическими исследованиями объяснялось большей глубиной, дискуссионным характером изложения, подчёркнутой авторской позицией в выборе ключевых вопросов и их освещением, авторы попытались придерживаться данной традиции.

Причём свою главную задачу он видел не в описании научных взглядов на уголовную политику и уголовное судопроизводство, а в анализе основных проблем, относящихся к взаимосвязи названных социально-правовых институтов, а также вопросов, которые в разные периоды приобретали в юридической литературе особенно дискуссионный характер.

Размышления над поставленными вопросами – с чего традиционно начинается любое исследование уголовной политики, и на чём делается, пожалуй, наибольший теоретический акцент, – сохранили свой дискуссионный характер вплоть до настоящего времени.

Дискуссионный характер содержания бюджетного процесса обусловливает наличие многообразных подходов к его трактовке.

Книга написана в форме открытой беседы с читателем, что позволяет доходчиво рассказать о непростых вопросах работы совета директоров, которые иногда ещё носят дискуссионный характер и не получили однозначного решения.

Основу её составляет личный обмен мнениями между участниками, принимающий часто остро дискуссионный характер с какими-то личными выпадами, дружескими подколами, шутками, высмеиванием неудачных выражений или суждений и т. п., чего авторы не допустили бы в текстах, изначально предназначавшихся для публикации.

Надо сказать, что поведение члена первобытной общины не было спонтанным или неосознанным, но подчинялось определённым правилам, природа которых до настоящего времени в науке имеет дискуссионный характер.

Некоторые суждения авторов носят дискуссионный характер и нуждаются в дальнейших исследованиях доктринального и научно-прикладного характера, апробации.

Читайте также: