Дикция и артикуляция голоса сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Целью данной методической работы - систематизация дидактических упражнений, направленных на развитие и усовершенствование работы всех органов речевого аппарата. Рекомендации разработаны на основе традиционных методик с использованием собственного многолетнего опыта работы на хоровом отделении ДШИ.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_rabota_pavlovoy_i.a.docx 51.39 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

преподавателем хорового отделения

г. Курск, 2016 год

Работа с гласными и согласными звуками

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребёнка. Поэтому класс вокала один из самых эффективных и востребованных видов обучения в детской школе искусств. Через пение ребёнок осуществляет огромный рывок в эмоциональном, музыкальном и познавательном развитии. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая её содержания. По мере развития мышления, речи, идёт накопление новых представлений, усложняются и переживания ребёнка, возрастает интерес, как к самой песне, так и к её воспроизведению. Голос ребёнка- естественный инструмент, которым от обладает с ранних лет. Вот почему пение всё время присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг, помогает творчеству.

Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Невозможно представить качественное исполнение произведения без чёткого произношения литературного текста. Культура речи-понятие ёмкое и многогранное. Пение соединено со словами, смысловым содержанием текста. Вокальное искусство воздействует на человека всей совокупностью художественных и технических средств исполнения (звуками голоса, тембром, словом и др.), подчёркивает смысловое и эмоциональное содержание текста в музыкальном воплощении.

Каждое слово в речи или пении должно быть чётким по произношению, ярким, выразительным и достаточно громким, чтобы его было отчётливо слышно. Для этого в первую очередь, необходима хорошая дикция, то есть чёткое, ясное произношение слов и фраз в целом,а также безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности. У многих детей вялая артикуляция, нечёткое произношение слов текста. С этой проблемой, к сожалению, приходится постоянно сталкиваться на уроках вокала. Для её устранения необходимо выполнять упражнения для снятия зажимов и усовершенствования работы всех органов речевого аппарата (языка, губ, верхнего нёба, челюсти, нижнего нёба и т.д.). Чтобы добиться желаемых результатов, следует упорно и ежедневно работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата. Это сложно, но вполне выполнимо, если продвигаться постепенно от простого к сложному, соединяя в обучении технические задачи с развитием эмоциональности и мышления ребёнка.

С течением времени уроки вокала увенчаются успехом: ученик в совместной работе с учителем достигнут главной цели-качественного, осмысленного, технически верного во всех отношениях исполнения музыкального произведения.

Целью данной методической работы - систематизация дидактических упражнений, направленных на развитие и усовершенствование работы всех органов речевого аппарата. Рекомендации разработаны на основе традиционных методик с использованием собственного многолетнего опыта работы на хоровом отделении ДШИ.

Рассмотрим анатомию своего рта. Взгляните в зеркало. Лицо спокойное, естественная форма губ. Откройте рот. Посмотрите, какая у него красивая форма. Язык спокойно лежит в нижней челюсти, его кончик касается внутренней поверхности нижних зубов у самого их корня. От верхних зубов идет твёрдое нёбо, а затем мягкое, подвижное нёбо и маленькие язычок. Корень языка спокоен, опущен, поэтому гортань спокойная и свободная. С помощью губ, языка, нёба, гортани, голосовых связок мы говорим и поём. Все названные органы входят в артикуляционный аппарат. Значит артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав называются артикуляционными органами. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией.

Обязательным условием вокально пения является подвижность артикуляционного аппарата. Для пения очень важно, чтобы кончик языка был подвижным, чтобы были активными губы, нижняя челюсть была свободной, а мягкое нёбо имело положение приподнято вытянутое. Нужно помнить, что ротовая полость является резонатором, от которого зависит качества звука.

Тембр у детей младшего школьного возраста чрезвычайно неровен, заметно проявляется в пестром звучании гласных. Это и понятно, т.к. образование певческих гласных резко отличается от гласных разговорных. Гласные – это основа пения. Именно на них вырабатываются все вокальные качества голоса и техники. Гласный звук рождается в гортани благодаря совместной работе голосовых связок и дыхания. Воспитывать у детей правильное формирование различных гласных нужно постепенно. Пестрота звучания исчезает, если присутствует:

Упражнения для языка

Язык – мышечный орган, сплошная плоть и мускул от основания до кончика, выполняющий артикуляционную функцию. Состоит из мышечных волокон, способных к разнообразным изменениям своей формы и положения. Язык влияет на качество голоса и чистоту произношения. Чтобы голос свободно выражал эмоции, мышцы языка должны быть расслаблены, особенно в своей задней части у корня.

  1. Кончиком языка дотянуться до подбородка, на счёт 1,2,3 и завернуть язык на мягкое нёбо. Повторить5 раз.
  2. Массаж языком внутренних сторон щёк и губ.
  3. Кончик языка ставим за верхними зубами. Далее выполняем скользящие движения языком по верхнему нёбу, отправляя язык глубоко в гортань. Упражнение подтягивает и укрепляет мышцы вокруг голосовых связок.
  4. Сворачиваем язык трубочкой и делаем глотательные движения.

Упражнения для языка со звуками.

Упражнения для расслабления и освобождения языка.

Упражнения в игровой форме для детей.

Мы варенье крепким чаем

Всех знакомых угощаем

С губ сотрём следы варенья

Рот открыт и высунутым языком облизываем верхнюю губу, затем нижнюю, делаем круговые движения языком.

Буду я в футбол играть,

Буду мяч не пропускать.

Делаем удары напряжённым языком попеременно в правую, затем в левую щёки. Губы при этом сомкнуты, челюсти разжаты.

Причешу лошадке хвостик,

И на ней поеду в гости.

Присосать язык к нёбу, щелкать языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Упражнение для губ.

Давно известно, что губы осуществляют чёткость дикции и входят в систему артикуляционного аппарата.

Упражнение для губ, для детей младшего возраста.

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну.

Максимально вытягиваем губы вперед, сложив их хоботком.

Подражаем мы лягушкам

Тянем губы прямо к ушкам.

Упражнения для мышц лица.

Летает по ночам

Не даёт заснуть он нам.

Представьте, что на лицо всё время садится комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Главное – гримасничать как можно более активно. Внимание на дыхании не акцентрируем.

Поднять и опустить обе брови. Вытянуть лицо, скорчить рожицу, кто «смешнее, кто страшнее.

  1. Поднимите и опустите правую щёку, затем левую.

Упражнение для освобождения нижней челюсти.

Рот пошире открываем

В бегемотика играем.

Надо открыть хорошо рот, подвигать челюстью в стороны, почувствовать свободу этого движения. Делать упражнение перед зеркалом пока не почувствуете лёгкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой.

  1. Приложите ладони к челюстным суставам по обе стороны лица.Большой палец ложится под подбородок. Плавным движением опускаем челюсть вниз, рот широко раскрывается. Большим пальцем челюсть вверх, пока задние зубы не сомкнуться.

Все движения фиксируются и зависят от ваших рук.

Мы привыкли считать, что чем шире открыт рот (челюсти), тем лучше для голоса. Однако это не так. Это приводит к зажиму гортани и (воздух) звук из трахеи проходит в гортань не широким потоком, а узеньким ручейком. Голос зажат. Причина – в плохом взаимодействии гортани и корня языка. Надо расслабить гортань и язык, тем самым увеличится пространство соединяющее гортань и трахею, и звук пойдёт изнутри и беспрепятственно. Чтобы не возникли зажатия, пока мы выполняем все упражнения, надо контролировать себя. Лицо, лоб, брови, глаза должны быть спокойны, без гримас, страдания, напряжения.Надо наблюдать за своим лицом, понять какое из этих упражнений доставило трудности, в каком почувствовали напряжение или увидели мученическую гримасу в зеркале. Движение, доставившее вам неудобство, нужно повторить много раз; сознательным повторение неудобного движения можно добиться желаемого результата. В работе с артикуляционным аппаратом важна тренировка, контроль и внимание, энергия детей должна быть направлена на преодоление трудностей.

Дикция-это показатель вежливости человека, она является средством донесения текстового содержания до слушателей, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытия музыкального образа. Выработке безупречной дикции способствует наибольшая подвижность губ и кончика языка – они не должны быть вялыми. Человек с хорошей дикцией экономно расходует воздух, у него отсутствует излишнее придыхание и посторонние дополнительные звуки.

Практические советы в отношении дикции:

- Обязательно нужно несколько раз медленно и выразительно прочитать словесный текст перед зеркалом;

- Найти значимые слова, выделяемые интонацией, динамикой при пении;

- Прочитать текст в ритме и выдержанности звуковой линии;

- Произносить слова, фразы, ища смысловые кульминации.

Дикция не работает без дыхания. Произношение осуществляется артикуляцией и поддерживается дыханием и голосом. Перед произношением любой фразы, звука надо обязательно брать дыхание и направлять его к корням верхних зубов, в твёрдое нёбо. Все звуки должны быть на дыхании и в позиции. Читая стихи, сознательно брать дыхание перед каждой фразой. Следить надо, чтобы дыхание было не шумным, ведь любые призвуки мешают воспринимать текст.

Нужно запомнить такие правила:

- в начале фразы губы должны быть слегка разомкнуты, чтобы не запаздывать с началом звука, не производить призвуки (уа, уэ, уо).

Добиться чёткой, активной дикции поможет разговор с закрытым ртом, чтение особым способом. При сомкнутых губах, осуществляется активная подача текста, зубы при этом разомкнуты. Если часто практиковать такое упражнение, гласные и согласные будут звучать хорошо. Данные упражнения прекрасно развивают дикцию.

Для выработки чёткой дикции следует проговаривать сложные сочетания звуков.

«Пошёл Игнат лопаты покупать.

Купил Игнат пяток лопат.

Шёл через пруд – уцепился за пруд

Такое упражнение можно проговаривать со звонкими согласными.

Произносим медленно и только после полного усвоения темп постепенно может изменяться. Какие бы не были сочетания гласных и согласных, надо постоянно работать, следить и заниматься своей дикцией.

Произносить скороговорки нужно как можно проще и разнообразнее, но переходить к произношению текста в определённом темпе рекомендуется только после основательной его проработке и усвоения наизусть. Материалом для таких упражнений могут служить нижеуказанные скороговорки со специально подобранными звукосочетаниями для преодоления всевозможных речевых трудностей.

Ученик должен свободно, легко и чисто выполнять все дикционные упражнения. Важно не просто пробалтывать скороговорку, а произносить её в определённом настроении с определённой эмоцией:

-произнести с радостью,

«Часовщик, прищурив глаз,

«Чудак под диванчик

А также проговариваем скороговорки в форме стихотворения.

Четверть часа, чиж чижихе

Пел частушки на Плющихе.

Чёрный кот, большой чудак

Влез послушать на чердак.

Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки артикуляции звуков, дают избавление от косноязычия, дефектов речи, способствуют развитию правильной речи. Важно помнить, что каждый звук отвечает за передачу содержания слова, его значения и смысла. А так как для нас это наиглавнейшая задача, то и произношением звуков без искажений мы должны заниматься тщательно и упорно.

В результате работы над скороговорками достигается чёткость и быстрота речи, которые могут быть использованы в любом тексте, в том числе певческом.

Как известно в русском языке шесть гласных:

Остановимся на произношении каждого из них.

И – рот раскрыт слегка, растянутые губы соприкасаются с зубами, кончик языка касается нижних зубов.

Э – губы растянуты, язык, имеющий несколько выпуклую форму, лежит на нижних зубах и подается вперед.

А – язык лежит плоско с продольным углублением, касаясь кончиком нижних зубов, губы образуют большой овал.

О – губы выдвинуты немного вперёд и имеют округлую форму, язык несколько приподнят у корня.

У – губы вытянуты вперёд, язык несколько оттянут назад, спинка его приподнята, а корень опущен.

В русской речи очень важно делать правильные ударения в словах. Слог, на который падает ударение, называется ударным. Соответственно в слове, каким бы длинным оно не было, может быть только один ударный слог с выделением какой-либо гласной.

И – всегда звучит одинаково независимо от ударения, но после Ж, Ш, Ц, произносится как Ы (жизнь).

Э – всегда произносится глубоко (этот, экипаж).

А – под ударением произносится ясно (цапля, красота).

А – без ударения в начале слова или в конце, а также в первом предударном слоге произносится ясно (арбуз, красиво).

У и Ы – всегда произносится одинаково.

Другая важная составляющая в работе над текстом методика расчленения слов на слоги. Поскольку озвучиваются гласные, то они должны быть открытыми, а все согласные звуки следует относить к следующей гласной, например:

Н е – л е – т а – йс о – л о – в е – й у – о – к о – ш е – чк а .

Вместо б е рёза – б и рёза

р е бята - р и бята

ж а лею – ж е лею.

Раскрывая гласные, надо учитывать смысл слов и фразы в целом.

Согласные звуки - это те шумы, которые производит выдыхаемый воздух, упираясь в преградивший ему полностью или отчасти выход из полости рта та или иной орган речи (язык, губы). Согласные как наиболее трудные для произношения, требуют для своего преодоления препятствий и большей активности речевого аппарата.

Согласные бывают звонкие (голосовые), в образовании которых участвует голос - это (б, д, г, в, з, ж, л, м, н, р) и глухие (без голосовые), в образовании которых, голос не участвует – это (п, т, к, ф, с, ц, ш, ч, щ, х).

Согласные звуки являются как бы каркасом слова и в донесении слова до слушателей играют решающую роль. Чёткое и ясное произношение их – важнейшее условие вокальной дикции.Согласно закона орфоэпии, звонкие согласные в конце слова звучат в речи, как соответствующие им глухие: лоб – поп, снег – спек. Если рядом стоят звонкий и глухой звуки, причём безразлично в каком порядке, то в произношении первый уподобляется второму, то есть: звонкий + глухой = 2 глухих (подкова – поткова, бабка – бапка); глухой + звонкий = 2 звонких (отгадать – отгадать).

Исходя из этих правил, необходимо тщательно прорабатывать стихотворный текст. Чёткость согласных звуков не должна прерывать связного звучания, тем самым не будет прерываться каптилена. Надо всегда помнить, что согласные должны произноситься активно, мгновенно, чётко и легко. Они не могут разбивать поток гласных и сцепление гласных между собой. Тем самым будет правильно организован и поток согласных. Необходимо следить за осмысленным и эмоционально насыщенным пропеванием слов.

Поведем некоторые итоги связанные методикой работы над дикцией. Во-первых, без ясной и чёткой дикции невозможно создать полноценный художественный образ, поэтому работа над дикцией приобретает столь важное значение. Чистота дикции помогает учащимся – певцам выразительно и точно доносить свои мысли, чувства до слушателя. Чтобы добиться чёткого и ясного произношения слов и фраз в целом, безукоризненного звучания гласных и согласных, надо неустанно работать над развитием артикуляционного аппарата и его технических возможностей.

В данной методической работе специальные упражнения систематизированы:

а) упражнения для разминки и тренировки активных мышц речевого аппарата, которые развивают и укрепляют мышцы рта, челюсти, губ, языка;

б) упражнения для правильной отработки артикуляционного уклада каждого гласного и согласного звуков.

Подобные занятия находятся в русле здоровье-сберегающих технологий обучения. Они направлены на формирование умения обучающегося контролировать внимание на артикуляционном аппарате, не пропуская никаких зажимов. При этом не надо бояться усталости мышц, надо избегать новых зажатий. Учащиеся должны анализировать собственные ощущения при пении или выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения, должно быть характерным для достижения поставленной цели, то есть хорошей дикции.

Только здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, ежедневный тренаж могут служить основой, надежным фундаментом, на котором выстраивается высокое творческое достижение певца. При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого аппарата. И в связи с этим индивидуально отбирать удобные и полезные приемы в процессе обучения. Полезно вместе с учеником анализировать и исправлять ошибки. Конечная цель любого обучения – добиться того, чтобы ученик пел свободно, полётным звуком, без напряжения, точно фокусируязвуки, способствующие тембрально-яркому звучанию.

Голос как брильянт. Он засверкает, если очистить каждую его грань от того, что мешает ему светиться полётно и ярко.

В этом и состоит суть педагогической работы мастера-хоровика, владеющего вокальными методиками и всем комплексом практических упражнений постановки голоса. Решению некоторых вопросов, связанных с формированием правильной артикуляции и дикции у обучающихся пению детей, была посвящена данная методическая работа.

Дикция и артикуляция

В этом уроке подробно остановимся на теме дикции и артикуляции. Ранее мы эту тему затронули в контексте влияния на основные характеристики и свойства голоса и выяснили, что хорошая дикция и адекватная артикуляция способствуют улучшению практически всех характеристик голоса – тембра, подвижности, полетности и т.д.

На этот раз мы поговорим о хорошей дикции как самодостаточной ценности. Цель урока – разобрать основные компоненты дикции и упражнения по их улучшению.Мы изучим рекомендации по улучшению дикции от признанного мастера сценической речи, великого режиссера эпохи Константина Сергеевича Станиславского.

Также мы вкратце разберем методики исправления наиболее распространенных дефектов дикции, которые предлагают практикующие логопеды.

Содержание:

Наши задачи ясны, а цели понятны, поэтому приступим!

Улучшение дикции и артикуляции как путь к красивой речи

Для начала напомним вкратце материал предыдущих уроков. Артикуляция – это совокупность работы органов речи при генерации звуков речи. Четкая артикуляция звуков зависит от степени натренированности активных органов речи, прежде всего, языка и губ.

Дикция – четкое произнесение гласных и согласных звуков в соответствии с фонетическими нормами языка, на котором вы говорите или поете в данный момент. От дикции напрямую зависит то, насколько понятна и энергична наша речь.

Вот наши органы артикуляции в общем виде:


А вот подробная схема расположения мышц, участвующих в артикуляции:


Как говорил Станиславский, хорошая дикция для устной речи – это как красивый почерк для письменной. Четкое произношение позволяет актеру донести свой месседж до зрителя. Однако это касается не только общения актера со зрителями.

Любая коммуникация – лектора с аудиторией, начальника с подчиненными, родителей с детьми, просто собеседников – предполагает донесение каких-либо мыслей и идей до собеседника или аудитории. Поэтому мысли должны быть оформлены понятно и столь же четко и понятно озвучены.

Красивое четкое звучание – это не просто дар природы, который дается либо не дается человеку. Дикция имеет свои компоненты, с которыми можно работать, как со всеми сразу, так и по отдельности с каждым.

Компоненты дикции:

Хорошая дикция – это не просто залог правильного понимания нашей речи окружающими, но и показатель внешней культуры речи. В контексте нашего курса это один из важных аспектов, над которым стоит поработать, чтобы добиться красивого звучания.

Упражнения на дыхание:

  1. Открыть рот, но вдохнуть и выдохнуть носом. Повторить 10 раз.
  2. Руку положить на брюшной пресс, сделать медленный вдох носом, затем медленный выдох через рот сквозь чуть раскрытые губы. Рукой нужно чувствовать подвижность диафрагмы. Повторить 5 раз.
  3. Правую ноздрю закрыть пальцем, сделать 5 вдохов-выдохов через левую ноздрю. Повторить с левой ноздрей.
  4. Вдыхать через нос и прижимать пальцы к крыльям носа с целью создания препятствия воздуху.
  5. Вдохнуть и резко выдохнуть через нос. При выдохе втянуть живот.

Как и в любом виде деятельности, направленном на улучшение физических характеристик человека (спорт, танцы, прочее), нужна разминка. Развитие дикции и речи – не исключение.

Артикуляционная разминка:

Артикуляционная разминка позволяет разогреть все органы, участвующие в артикуляции, и подготовить их к нагрузкам и упражнениям.

Упражнения для дикции:

И, наконец, скороговорки. Они нужны и актеру, и любому человеку, решившему добиться красивого звучания речи. Не стремитесь сразу проговаривать их быстро, не беритесь сразу за длинные и сложные. Лучше для начала возьмите по 2-3 простые скороговорки на русском и английском языках и отработайте их в медленном темпе, затем в среднем, и только потом – в быстром.

Простые скороговорки:

  1. По семеро в сани уселись сами.
  2. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  3. Дима дарит Дине дыни, дыни Дима дарит Дине.
  4. И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
  5. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  6. Short sails should sail surer seawards.
  7. Cheap ship trip.
  8. Six sharp smart sharks.
  9. The soldier’s shoulder surely hurts.
  10. The batter with the butter is the batter that is better.

Тренировка скороговорок на иностранных языках особенно полезна, если вам приходится общаться или делать доклады на соответствующем языке. А также в случаях, когда вы взялись за изучение какого-либо иностранного языка.

Скороговорки на шипящие:

  • У черепашьего черепашонка на черепашьих лапчонках черепашьи чоботы.
  • Жук жужжит над абажуром, жужжит жужелица, жужжит и кружится.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Скороговорки на свистящие:

  • Ус-ус-ус – мы несем домой арбуз.
  • Ас-ас-ас – пили мы из кружки квас.
  • Ся-ся-ся – мы поймали карася.
  • Зы-зы-зы – дали в школе нам призы.
  • Зя-зя-зя – на красный свет идти нельзя.
  • Зе-зе-зе – дали сено мы козе.

Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.

Черной ночью черный кот
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота,
Отыщи-ка там кота.

Отработав хотя бы эти скороговорки в медленном темпе, затем в среднем, и потом в быстром, вы заметно приблизитесь к тому чтобы научиться говорить быстро без потери внятности и четкости речи. Дикция и темп речи – вещи взаимосвязанные и взаимозависимые. У неподготовленного оратора при ускорении темпа речи неизменно падает отчетливость произношения отдельных звуков и, как следствие, четкость речи в целом.

Так что если вас интересует, как говорить четче и быстрее, нужно тренироваться от простого к сложному, от медленного темпа к быстрому. Тот прием, который мы советуем при работе над скороговорками, точно так же можно использовать при подготовке доклада, презентации, выступления на песенном конкурсе и любого другого публичного выступления.

Как совместить в выступлении темп и отчетливость речи:

Если предусмотрен жесткий тайминг для доклада (допустим, не более 5 минут) обязательно проверьте, вписались ли вы в отведенное время в том темпе, в котором вы читали заготовку доклада. Если нет, либо сокращайте доклад, либо далее тренируйте темп речи. Естественно, без потери четкости произношения и качества звучания.

Такая подготовка важна не только для традиционных форматов выступлений (доклад, лекция, презентация), но и для ставших модными стримов, онлайн-трансляций на YouTube, в Instagram и других сервисах.

Во-первых, тут нужно вписаться в какие-то приемлемые хронологические рамки эфира, т.к. зрители не могут удерживать нужную концентрацию внимания по 2-3 часа. Во-вторых, в прямом эфире постоянно приходится реагировать на разные неожиданности (сбой трансляции, пропадание звука), поэтому основным материалом нужно владеть не просто хорошо, а очень хорошо.

Разумеется, только работы над голосом для качественного эфира мало. Нужна предварительная подготовка по сбору и систематизации информации, нужно подать материал так, чтобы он был интересен и полезен зрителям. Однако без работы над голосом все эти усилия могут пойти насмарку и не дать желаемого результата.

Исправление наиболее распространенных дефектов дикции

Причины проблем с произношением каких-либо звуков бывают разными. Это могут быть психологические проблемы вроде неуверенности в себе или дефекты строения речевого аппарата, например, укороченная подъязычная связка, так называемая уздечка. Отрицательно влиять на речь могут различные заболевания, о чем мы более подробно поговорим в специальном уроке, посвященном проблемам с голосом и речью.

Однако существуют способы устранения или, как минимум, снижения актуальности этих проблем. После того как удается устранить физический источник проблемы (например, удлинить уздечку под языком), нужно поработать с логопедом и/или самостоятельно над постановкой звуков, которые вызывают затруднения.






Если вы давно перешагнули порог совершеннолетия, полного избавления от дефектов дикции вам добиться вряд ли удастся. Но если освоить все вышеприведенные упражнения, ваша дикция в любом случае станет лучше, чем была до этого.

К слову, это очень полезно для профилактики расстройств голосового аппарата, т.к. при дефектах дикции голос напрягается намного больше, чем если таковых нет. Если дефекты станут не так сильно выражены, как раньше, то и голос перестанет напрягаться.

А еще для профилактики расстройств голоса и дикции очень важно наладить правильный режим сна. Следует обязательно спать 8 часов в сутки и даже больше, если это необходимо для полноценного отдыха именно вашего организма. Сонному невыспавшемуся человеку намного тяжелее контролировать дикцию и артикуляцию, нежели тому, кто бодр, энергичен и настроен делиться энергией с аудиторией.

С другой стороны, следует просчитать время сна таким образом, чтобы проснуться не позднее, чем за 3 часа до выступления. Мы все замечали, что сразу после пробуждения наш голос менее бодр и подвижен, чем спустя час-полтора после сна. Это наблюдается в любом случае, даже если вы сладко спали 9-10 часов и отлично выспались.

Голосу нужно дополнительное время, чтобы проснуться полностью. Чем толще и длиннее голосовые связки, чем ниже голос, тем больше этот отрезок времени. Если тонкие высокие голоса могут звенеть уже спустя полтора-два после подъема, то низким голосам требуется на раскачку хотя бы 3 часа. Поэтому проснуться лучше заранее, даже если вы живете рядом с работой или мероприятие, где вы должны выступить с докладом, проходит в конференц-зале той же гостиницы, в которой вы остановились.

Подведем итоги. В ходе сегодняшнего урока мы разобрали основные компоненты дикции и упражнения по их улучшению. Мы изучили и попробовали на практике рекомендации по улучшению дикции от признанного мастера сценической речи, великого режиссера эпохи Константина Сергеевича Станиславского. А также познакомились с методиками исправления наиболее распространенных дефектов дикции, которые предлагают практикующие логопеды.

Насколько хорошо вы усвоили материал, можно проверить, ответив на короткие вопросы теста. Проверьте свои знания, а мы ждем вас на следующем уроке!

Тест на усвоение материала урока

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнил: Ахтямова З. Л.,

педагог дополнительного образования

1. Техника речи

Для делового разговора большое значение имеет техника речи, составными частями которой являются постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия (т.е. правильное литературное произношение). Суть техники речи — в координации дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Такая организация обеспечивает такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высота, четкость дикции.

Сила голоса оратора имеет очень большое значение для аудитории. Если он говорит чрезмерно громко да еще имеет крикливый голос, то это вызывает раздражение у слушающих его людей, и эффект выступления существенно снижается. Если оратор говорит тихо, его могут слышать только находящиеся рядом, а до остальных суть его речи не доходит, что также вызывает неудовольствие аудитории. Поэтому говорить надо так, чтобы была полная уверенность, что речь не утомляет слушающих и всем им хорошо слышно.

Как тихая, так и громкая речь может быть монотонной, что быстро утомляет аудиторию, и она перестает слушать оратора. Чтобы избежать этого, во время выступления постепенно и плавно то повышайте, то понижайте голос, делайте его то громким, то тихим.

Оратор, который хочет быть убедительным, говорит медленно и в низкой тональности. Но он должен оставаться в рамках естественного диапазона своего голоса, иначе он будет казаться неискренним.

Хороший голос необходим не только для достижения профессиональных успехов в деловой сфере, но и в повседневно-бытовом общении. Людей, имеющих приятный проникновенный голос, обычно более охотно и долго слушают, чем тех, кто обладает резким пронзительным или грубым хриплым голосом.

Составными частями техники речи являются:

1) постановка правильного речевого дыхания;

2) постановка речевого голоса, развитие тех его качеств, которые обеспечивают его звучность, выразительность.

3) работа над дикцией;

4) работа над интонацией;

5) развитие речевого слуха.

Техника речи является специфическим разделом риторики. Здесь, как нигде, важны упражнения и упорная, длительная практическая работа над навыками произношения.

Чтобы добиться звучности голоса, необходимо правильно поставить дыхание. Речевое дыхание, его отличие от физиологического. Это означает дышать глубоко, включая диафрагму в процесс вдоха и выдоха. Это значит также уметь контролировать свое дыхание, экономно распределяя выдох.

Многие ораторы ошибочно считают, что вдох нужно делать на знаках препинания или по окончании фразы. На одном вдохе можно произнести только короткую фразу. Если же вы произносите длинную фразу, то по мере приближения ее конца неизбежно падают сила и звучность голоса. Хорошая звучность заключается не в том, чтобы на данные звуки затратить тот или иной запас воздуха, а в том, чтобы за ними был обеспечен воздушный столб, непрерывно и с силой подпирающий и выталкивающий их. Поэтому дышать надо часто, поддерживая постоянный запас воздуха, причем вдох делать следует во время естественных (логических) пауз и незаметно.

В подавляющем большинстве случаев все дышат так, как придется, так как получается само собой. Люди в жизни учатся практически всему - ходить, говорить, читать, правильно держать ложку и вилку, водить автомобиль и многое, многое другое . кроме обучения правильному дыханию. О том, что существует правильное дыхание, обычно вспоминают, когда, например, "садится" голос или не хватает воздуха закончить речевую фразу.

Дыхание - это сила, без которой голос не зазвучит. Постановка голоса начинается с развития правильного дыхания, а именно с

развития правильного вдоха и правильного выдоха.

Человеческий организм так устроен, что может осуществлять процесс дыхания разными способами. Дыхание может быть поверхностным, когда вдох производится за счет подъема верхней части груди, может быть грудным, когда расширяется грудная клетка, и может быть брюшным (диафрагмальным), когда на вдохе увеличивается живот.

Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Так же как и о внешнем виде, люди судят о голосе собеседника в течение первых нескольких секунд. Неважно, известный вы человек или нет. Несмотря на запоминающуюся внешность некоторых известных людей, вспоминая их, мы в первую очередь вспоминаем их голос.

Ваш голос важен также, как ваша внешность, манеры, текст вашего

Неприятный голос может оказаться ахиллесовой пятой вашего имиджа. Он

может перечеркнуть все ваши достоинства. Вспомните, насколько раздражает резкий или писклявый голос продавца, когда вас, буквально ноя, умоляют сделать покупку. Такие люди могли бы добиться большего, если бы улучшили свой голос. Ваш голос должен содействовать вашей карьере, а не портить ее.

Хорошо поставленный уверенный голос является ценным средством

демонстрации власти и оказания влияния. Когда другим людям нравится, как звучит ваш голос, они со значительно большей готовностью прислушиваются к тому, что вы говорите.

Человеческий голос - могущественный инструмент. Всегда следует помнить, что ваши слушатели ожидают - и вполне заслуживают - услышать приятный голос. Как бы вы ни были талантливы, обаятельны и умны, но если вы искажаете звуки, неверно ставите ударение, неправильно произносите слова и к тому же не используете свои голосовые возможности, то вы не сможете стать успешным человеком.

Артикуляция – это работа речевого аппарата для правильного создания звука. При правильной артикуляции происходит четкое расчленение звуков, которые мы можем различать.

Понятия артикуляция и дикция тесно связаны между собой. Постановке правильной дикции предшествует артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата. Для того, чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и подготовить органы, участвующие в произношении звуков (язык, небо, гортань и т.д.). Этому способствуют артикуляционные упражнения.

Артикуляция в первую очередь является правильным и отчетливым произношением звуков. И основная роль здесь отводится не голосовым связям, а органам произношения, которые бывают активными (язык и губы) и пассивными (зубы, десны, мягкое и твердое небо).

Произношение слов является довольно сложной системой, к составным частям которой относятся органы дыхания, голосовые связки, полость рта и носа, язык, губы и прочее. Действия этой системы скоординированные между собой и, что не мало важно без приложения усилий говорящего человека. При выступлении, человек не нужно задумываться про это взаимодействие, к примеру, как между собой должны взаимодействовать голосовые связки и мягкое небо, язык и десны. Иначе, при выступлении, он очень легко запутается и артикуляция звуков будет просто ужасной. При непосредственном, машинальном говорении наши органы, которые отвечают за произношение выполняют необходимое воздействие на все свойства голоса, обуславливающие его качество: громкость, скорость произношения, высоту, тембр.

Артикуляция речи является работой органов отвечающих за речь, которые необходимы для произношения звуков. Органы отвечающие за речь состоят из:

- головного мозга, который при помощи моторного центра речи посылает конкретные импульсы при помощи нервной системы к органам отвечающим за артикуляцию речи т.е ее произношение;

- дыхательного аппарата (легких, бронхов, трахеи, диафрагмы и грудной клетки), образующего воздушную струю, которая обеспечивает создание необходимых голосовых колебаний, нужных для артикуляции;

- органов произношения речи, которые в основном называются органами речи.

Главным условием для того, чтобы артикуляция звуков была правильной необходимо чтобы человек воспринимал речь окружающих людей при помощи слуха. И это непосредственно закладывается в детстве, когда ребенок впервые слышит произношение слов, так он их и будет произносить. Если есть хотя бы незначительные проблемы со слухом, то освоение речи занять определенный промежуток времени.

Причинами плохой артикуляции речи могут скрываться в самом человеке. Он может быть уставшим, застенчивым, или наоборот слишком самоуверенным, равнодушным, больным и множество других причин могут послужить этому. При устранении этих причины ваша артикуляция станет значительно лучше. Улучшить артикуляцию так же помогают специальные упражнения для улучшения артикуляции.

В технике речи большое значение придается работе над дикцией. Многие ораторы говорят небрежно, неотчетливо, не разжимая зубов, неправильно артикулируя звуки, и в результате аудитория теряет интерес к выступлению, не в силах разобраться в нечленораздельном бормотании выступающего.

В обычном разговоре такое произношение допустимо, так как смысл речи подсказывается ситуацией, общей темой беседы, т. е. собеседники понимают друг друга с полуслова. Если же один из них и не понял чего-либо из речи другого, он тотчас же его переспросит. Во время выступления перед большой аудиторией понимания с полуслова быть не может.

Слова должны произноситься четко и ясно, поскольку любое отклонение от норм произношения и ударения переключает внимание аудитории с существа речи на ее форму, тем самым отвлекая от восприятия смысла.

Особенно распространенным недостатком среди деловых людей являются ошибки в произношении и ударении, которые отвлекают их собеседников от существа сказанного и создают негативный психологический фон. Поэтому надо постоянно следить за правильным произношением и ударением.

Отчетливость произношения часто зависит от помещения, где выступает оратор. Чем больше пространства, тем речь должна быть медленнее, чтобы все было слышно. Звук не распространяется так быстро, как свет. Для того чтобы звуковые волны не смешивались и не заглушали друг друга, нужно дать время для их распространения. Однако тот, кто обладает четким и ясным произношением, может меньше внимания уделять громкости своего голоса. Речь оратора с хорошей дикцией, даже если он говорит тихо, хорошо слышна в любом помещении.

Главная задача паузы — психологическая. Она нужна для того, чтобы собрать внимание аудитории и дать ей рассмотреть говорящего, обеспечив тем самым возможность подготовиться к восприятию его речи.

Однако паузы в речи говорящего не всегда несут смысловую нагрузку. Чаще всего такие паузы возникают из-за того, что он затрудняется в поисках слова, которое наилучшим образом выразило бы его мысль. Эти паузы — свидетельства прерывистости устной речи, совершенно естественного ее свойства.

Обучение технике речи является первым и необходимым этапом в овладении искусством звучащего слова. Любая публичная речь прежде всего должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях выступления. Умение же владеть голосом, в свою очередь, тесно связано с развитием фонационного (звукового) дыхания. Звучание речи вместе с тем зависит и от ясности, отчетливости произношения — дикции.

И, наконец, публичная речь должна быть достаточно правильной, то есть, соответствовать орфоэпическим нормам произношения, а именно, нормам русского литературного языка. Только наличие этих условий дает возмо жность оратору передать все эстетическое и эмоциональное богатство своей речи.

Таким образом, техника речи как практическая дисциплина включает в себя четыре основных раздела: дыхание, голос, дикцию и орфоэпию.

Общая характеристика разделов техники речи

· Как подготовительный этап при обучении технике речи вводятся:

· гигиенический и вибрационный массажи;

При обучении технике речи тренировочные упражнения на развитие речевого дыхания, голоса, дикции и орфоэпии должны проводиться одновременно. Почему? Потому что дыхание, артикуляция и голосообразование — это единые взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы. Координированная (комплексная) работа этих трех систем под управлением коры головного мозга обеспечивает нормальную функцию голосообразования. При этом главным условным раздражителем является смысловое значение слова.

Рассмотрим основные разделы техники речи.

Звучный, гибкий, красивый голос — это прежде всего правильно поставленное дыхание. Значит, дыхание нужно ставить? Да, это так.

С одной стороны, дыхание — акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию газообмена в человеческом организме. Но, с другой стороны, дыхание процесс управляемый, когда оно непосредственно связано с произнесением речи. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуковым) дыханием, и оно требует специальной тренировки.

Современный человек зачастую утратил ритм естественного дыхания, которым в совершенстве владели наши предки. Их простой образ жизни на свежем воздухе, охота, рыбная ловля, земледелие, длительная ходьба, рубка леса и т. п. обеспечивали естественные упражнения для мышц, участвующих в дыхательном процессе.

В век научно-технического прогресса, механизации, автоматизации труда и быта человек часто не получает достаточного количества естественных упражнений для дыхательных мышц, что ведет к ослаблению функций некоторых органов, а в результате — поверхностное дыхание. Кроме того, напряженный умственный труд вынуждает ученых, научных работников, учащихся много часов подряд находиться в закрытых, душных помещениях, сидя за столом, что плохо сказывается на физическом развитии (узкие плечи, сутулость, впалая грудь), приводит к нарушению дыхательного процесса и, как следствие последнего, — к болезням верхних дыхательных путей, легких, к бронхиальной астме, атеросклерозу и т. п.

Итак, социальные факторы вызвали биологические изменения в организме человека. Физиология не успевает приспосабливаться к изменениям окружающей среды, и поэтому мы должны искусственно помочь себе, тем более, что дыхание — одна из главных функций организма, важнейшее условие жизни. Поскольку же дыхание связано также и с голосообразованием и формированием речи, то овладение правильным дыханием необходимо для каждого преподавателя, лектора, чья работа связана с большой нагрузкой на речевой аппарат, тем более в условиях монологической речи.

В зависимости от того, какие мышцы участвуют в дыхательном процессе, можно говорить о четырех типах дыхания.

Верхнее дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет сокращения мышц, поднимающих и опускающих плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое поверхностное дыхание, при нем активно работают только верхушки легких.

Грудное дыхание. В этом случае процесс дыхания совершается за счет изменения поперечного объема грудной клетки вследствие сокращения межреберных мышц. При этом диафрагма — главная дыхательная мышца — малоподвижна, поэтому выдох получается недостаточно энергичным.

Диафрагмальное дыхание, когда процесс дыхания совершается за счет изменения продольного объема грудной клетки вследствие сокращения диафрагмы (при этом наблюдается сокращение межреберных дыхательных мышц, но очень незначительное).

Обычно мы используем все три типа дыхания, но у разных людей преобладает какой-то определенный тип. Так, женское дыхание в процессе эволюции сложилось как преимущественно грудное, а мужчины дышат преимущественно с помощью диафрагмы.

Диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет изменения объема грудной клетки в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.

Рассмотрим механизм диафрагмально-реберного дыхания. Вдох и выдох осуществляются за счет дыхательной мускулатуры, ибо сами легкие — орган пассивный. Правое и левое легкие имеют конусовидную форму, своей широкой частью обращены вниз и опираются на диафрагму. Бока легких примыкают к стенкам грудной клетки, которая может расширяться и сжиматься. Это изменение объема грудной клетки, а с ней и легких достигается работой дыхательных мышц: диафрагмы, межреберных, брюшных мышц, а также гладкой мускулатуры бронхов.

Каждое легкое состоит из огромного количества крошечных пузырьков-альвеол и сети трубообразных дыхательных путей — бронхиолей и бронхов. Легкие покрыты тонкой эластичной оболочкой — плеврой. Легочные пузырьки пронизаны капиллярными кровеносными сосудами, в альвеолах легких осуществляется жизненно важный процесс газообмена.

Ребра прикреплены сзади к позвонкам спинного хребта, а спереди — к грудной кости; нижние ребра более короткие, они не доходят до грудной кости, а последовательно прикрепляются хрящами — каждое к расположенному выше него. Такое закрепление обеспечивает их подвижность. Ребра связаны между собой межреберными мышцами, благодаря сокращению которых изменяется поперечный объем грудной клетки и происходит газообмен в средней части легких. Сокращение диафрагмы содействует заполнению воздухом главным образом нижней, наиболее емкой части легких.

Во время выдоха, под влиянием импульсов из головного мозга диафрагма, расслабляясь, поднимается, вдаваясь в грудную полость, продольный объем которой уменьшается, а ребра опускаются, тем самым уменьшая поперечный объем грудной клетки. Таким образом общий объем грудной клетки уменьшается, давление в ней увеличивается, и избыток воздуха выходит наружу.

В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания — вдох, выдох, пауза.

Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, направленные на выполнение нужного дыхательного задания. Такое произвольное речевое дыхание, достигаемое только путем тренировки, постепенно становится непроизвольным и организованным.

Во время публичного выступления носовым дыханием мы можем пользоваться только перед началом речи или на больших паузах. На малых же паузах добор воздуха делается ртом, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через длинный узкий носовой проход невозможно. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем — длинный звуковой выдох.

Звуки речи образуются при выдохе. Поток выдыхаемого воздуха через трахею (дыхательное горло) попадает из легких в гортань и оттуда в ротовую полость, проходя при этом через голосовые связки, расположенные поперек гортани и разделенные между собой голосовой щелью. Голосовые мышцы под влиянием импульсов головного мозга приводят в движение голосовые связки, которые колеблют проходящий через них воздушный поток и создают звуковые колебания. Артикуляционные мышцы под действием импульсов из головного мозга сокращаются, и звуковые колебания превращаются в звуки речи.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длинного выдоха (а вовсе не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха), тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во время речи. Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу же после вдоха. Расслабление их должно происходить постепенно, по мере надобности, подчиняясь нашей воле. Для выработки такого типа дыхания ниже будут даны учебно-тренировочные упражнения по развитию и укреплению диафрагмы, брюшных и межреберных мышц.

Итак, как же воспитать и поставить голос?

Физическая основа звучности голоса — правильно поставленное дыхание. Неправильное дыхание порождает недостаточную звучность, которая в свою очередь изменяет звуковую окраску голоса.

Воспитать и поставить голос — это значит:

а) натренировать навык правильного диафрагмально-реберного дыхания;

б) научиться пользоваться резонаторами (усилителями звука).

Как это сделать, будет показано на материале голосовых упражнений.

Основой ясного и точного произнесения каждого звука, то есть основой дикции является слаженная и энергичная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. Учебно-тренировочные упражнения дают возможность развить и сохранить их эластичность и подвижность.

В тренировку дикции входит артикуляционная гимнастика:

а) упражнения для разминки и тренировки активных мышц речевого аппарата, которые развивают и укрепляют мышцы рта, челюсти, губ, языка;

б) упражнения для правильной отработки артикуляционного уклада каждого гласного и согласного звука.

В настоящее время огромная роль в сохранении образцового литературного произношения принадлежит Московскому Художественному академическому театру им. М. Горького и Малому академическому театру.

Орфоэпия охватывает следующие разделы: ударение; нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний; интонационно-мелодический строй речи.

Если возникает сомнение, где поставить ударение в слове, следует обратиться к словарям: Русское литературное произношение и ударение. Под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова; С.И. Ожегов. Словарь русского языка; Словарь ударений для работников радио и телевидения. Под. ред. Д.Э. Розенталя.

Если в слове есть гласные, стоящие на 3-м и 4-м месте от ударного, то они также редуцируются до [ъ].

Все звуки, стоящие за ударным, редуцируются до [ъ].

Если безударный звук [О] стоит в начале слова, то он произносится всегда, как [А].

Например, о[а]кно, о[а]на, о[а]шибка[ъ], о[а]лень.

В орфоэпии существует правило, по которому звонкие согласные Б, В, Г, Д, Ж, 3 в конце слова звучат как парные им глухие П, Ф, К, Т, Ш, С. Например: лоб — ло[п], кровь — кро[ф'], глаз — гла[с], лёд — лё[т], испуг — испу[к]. (Знак ' обозначает мягкость согласного).

Сочетания СЧ и ЗЧ произносятся как долгий мягкий звук [Щ']: счастье — щястье, счет — щёт, заказчик — закащик.

В некоторых сочетаниях нескольких согласных один из них выпадает: здравствуйте — здраствуйте, сердце — серце, солнце — сонце.

Звуки [Т] и [Д] смягчаются перед мягким [В] только в некоторых словах. Например: дверь — дьверь, две — дьве, двенадцать — дьвенадцать, движение — дьвижение, четверг — четьверг, твердый — тьвердый, ветви — ветьви, но двойка, двор, подвода.

Возвратная частица СЯ в глаголах произносится твердо — СА: умывалса, боялса, одевалса. Сочетание звуков СТ перед мягким звуком [В] произносится мягко: естественный — есьтественный, величественный — величесьтьвенный.

Правил в орфоэпии существует очень много и для их усвоения следует обращаться к соответствующей литературе.

Подготовительный этап при обучении технике речи, как мы уже говорили, включает в себя самомассажи и упражнения на мышечное расслабление.

Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемые самомассажи. Здесь мы познакомимся с двумя их видами: гигиеническим и вибрационным.

Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых, мимических мышц речевого аппарата, мышц рук, шеи и усиливает тонус этих мышц, если они вялые и слабые.

Вибрационный массаж делается энергичным постукиванием, при этом активизируется работа нервных окончаний, заложенных глубже в толще кожного покрова.

И, наконец, упражнения на мышечное и эмоциональное расслабление — элементы аутогенной тренировки. Посмотрите внимательно на рис. 2, где изображено представительство движений человеческого тела в коре больших полушарий головного мозга — проекция тела в коре головного мозга.


Рис. 2. Представительство движений в коре больших полушарий головного мозга человека (по Пенфилду). 1 — ноги, 2 — туловище, 3 — кисть руки, 4 — лицо

Можно заметить, что лицо, ротовое отверстие и кисть руки занимают непропорционально много места в кортикальном представительстве тела, а туловище, бедро и нога гораздо меньше. Можно сказать, что речевая деятельность определяется деятельностью большей части коры больших полушарий головного мозга. Лицо, мускулатура ротового отверстия и кисти рук шлют в мозг наибольшее количество сигналов о своем состоянии. Чем больше сигналов, тем больше возбуждается мозг, и, наоборот, чем возбужденнее мозг, тем больше импульсов шлет он на периферию.

Вот почему упражнения в релаксации (расслаблении) совершенно необходимы для людей, чья работа постоянно связана с разговорной речью, следовательно, с большим напряжением мимических, жевательных, речевых мышц, а также с напряжением мышц кистей рук, с большим эмоциональным и умственным напряжением.

Итак, нами даны общие понятия об основах искусства речи и, в частности, техники устной речи. В дальнейшем материал будет излагаться в виде практических занятий по овладению речевой техникой.

Несколько советов к практическим урокам.

Всем, кто начинает самостоятельно заниматься техникой речи, для успешной работы необходимо помнить, что:

1. Все занятия надо обязательно начинать с полного мышечного расслабления — это необходимое условие для работы над голосом и речью.

2. Соблюдать при работе принцип последовательности. Начинать надо с простейшего и переходить к более сложному, медленно, без усилий и утомительного напряжения. Если же вы будете рассчитывать на быстрый результат, то не сможете добиться никаких результатов. Поэтому:

б) каждое практическое занятие проходить в одну или две недели; только после усвоения одного занятия переходить к следующему;

в) каждое упражнение повторять 4—5 раз.

г) при выполнении упражнений обязательно поставьте к ним задачи: похвалить, оправдать, уговорить, осудить и т. п.

Соблюдение принципа последовательности не только принесет успехи в работе, но воспитает и закалит волю, дисциплинирует, укрепит нервную систему.

4. Соблюдайте правила гигиены и профилактики голоса и всей повседневной жизни. (О гигиене и профилактике см. с. 69).

5. Приобретенные навыки речевого дыхания и дикции не применяйте в профессиональной речи до тех пор, пока не пройден весь курс обучения и эти навыки не стали непроизвольными.

6. Постоянно контролируйте свою речь в повседневной жизни.

7. Прежде чем приступить к практическим занятиям, прочитайте эту книгу внимательно до конца, разберитесь в структуре занятий и методических указаниях, если понадобится, то прочитайте ее еще раз, только после этого Вы можете осваивать тренировочные упражнения.

Красивый, звучный голос, ясная, точная и правильная речь, разнообразная и глубокая интонация — безусловно необходимые средства выразительного живого слова. Но не будем забывать и о таких, казалось бы, незначительных моментах в работе лектора, как его внешний облик, жесты, мимика, которые являются дополнительными средствами выразительности речи и необходимыми условиями для установления контакта с аудиторией.

Публичная речь, будь то лекция, доклад или выступление, в какой-то мере воспринимается чисто зрительным путем. Слушатели обращают внимание на одежду оратора, на то, как он стоит, какое у него выражение лица. Ибо все это небезразлично для слушателей и в конечном счете тоже влияет на результативность выступления.

Однако никакие внешние приемы не обеспечат того успеха, который дают глубокие знания лектора, его искренняя убежденность и внутренняя потребность донести свои знания до аудитории. Это формирует мастерство, оратора, которое достигается постоянной и систематической работой лектора над собой.

Читайте также: