Деятельность современного учителя ремесло или творчество сообщение

Обновлено: 18.05.2024

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная, единая и неделимая функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, позже стали называть уважительно – Учитель.

Я считаю , что главная задача учителя — это воспитание. Воспитание тех чувств, черт характера, жизненной позиции, которые помогут ребёнку найти себя в жизни, не потеряться в ней и, при этом, сохранить в себе то, что отличает человека от всего остального живого мира — нравственность, духовность, сопереживание, человечность. Воспитание детей очень сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров. Воспитывать это значит творить. И какой результат получится, зависит полностью от учителя.

Толстой говорил, что воспитание это искусство, а не ремесло. А в чем же заключается различие этих двух понятий? В том, что воспитание является творчеством я безусловно уверена. Для того чтобы воспитание стало искусством нужно достичь высшей стадии мастерства. Сначала нужно освоить ремесло, т.е необходимую базу. Ремесло создается мастерами- ремесленниками, именно так называли учителей в Древней Руси. В современном же мире для того, чтобы быть учителем мало просто передавать накопленный опыт, мало прочитать методики воспитания, которые давным-давно придуманы и разработаны гениальными педагогами, прописаны в огромном количестве книг, всего этого мало для того чтобы быть хорошим учителем. Нужно отдавать своему делу частичку себя, частичку своей души. Прочитав и изучив огромное количество книг можно строить воспитание на полученной из учебников базе, но для того, чтобы воспитание было целостным продуманным и главное результативным необходимо, чтобы учитель вкладывал в этот процесс поток мыслей, чувств, эмоций, насколько позволяет его гениальность. А это и есть искусство! Творчески работающий учитель никогда не пользуется шаблоном и не передаёт механический материал, изложенный только в учебнике. Он преподает и воспитывает с воодушевлением, пробуждает и постоянно поддерживает активный интерес у детей. Нет никаких конкретных рамок и схем, по которым нужно воспитывать детей. Есть только сам преподаватель, его творческое начало, его желание , любовь к своему делу и , в первую очередь к детям. Так чем же воспитание не искусство, когда в нем так трудно идти по протоптанной прямой?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В эссе нам предлагают порассуждать над тем, что такое учительский труд: ремесло, мастерство, искусство?

Да. Труд учителя – это прежде всего ремесло. Каждодневный упорный труд, сопряженный с творчеством. Во все времена для учителя-предметника был важен и злободневен вопрос: как построить урок, как организовать свою работу и работу учеников, чтобы урок стал результативнее, чтобы учащиеся получили прочные знания в полном объеме, кроме того, и это немаловажно, чтобы на уроке им было интересно. А главное, чтобы дети стремились к получению знаний.

Учитель, которому все это удается, обладает уже педагогическим мастерством, т.е. комплексом профессиональных знаний и умений.

А если учитель эффективно решает педагогические задачи, достигая оптимальных результатов, то его творческая деятельность может смело называться искусством. Искусством, в основе которого лежит труд и неравнодушное отношение к детям.

Учитель… Какие ассоциации возникают при этом слове? Возможно, у кого-то возникнет образ строгой деловой женщины с классным журналом в руках, а может кто-то вспомнит радостный день 1 сентября с весёлой трелью звонка, зовущего на урок, кто-то улыбнётся , вспомнив как когда-то хитро увернулся от ответа, не выучив урок… Так или иначе мы когда-то сталкиваемся с этим ёмким словом.

ВложениеРазмер
esse.docx 18.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Чтобы дать ученику искорку знаний,

Учитель… Какие ассоциации возникают при этом слове? Возможно, у кого-то возникнет образ строгой деловой женщины с классным журналом в руках, а может кто-то вспомнит радостный день 1 сентября с весёлой трелью звонка, зовущего на урок, кто-то улыбнётся , вспомнив как когда-то хитро увернулся от ответа, не выучив урок… Так или иначе мы когда-то сталкиваемся с этим ёмким словом.

Родители не должны быть в стороне от школы, они должны проявлять интерес ко всему, с чем связана жизнь ребенка, создавать благоприятный климат в семье. Необходимо иметь связь друг с другом, то есть родителя и классного руководителя, чтобы совместно способствовать развитию личности ребенка. Такая совместная работа будет больше способствовать взаимопониманию между взрослыми и детьми. Главное в этой профессии научиться жить со своими воспитанниками одной дружной семьей, ведь так важно просыпаться и идти туда, где тебя ждут и любят, где тебе тепло и уютно, и тогда все у тебя получится!

Но настоящий учитель не только учит, он всю жизнь учится сам. По моему мнению, учитель XXI века отличается своей информированностью, готовностью к общению на любом уровне. Современный урок невозможно представить без применения информационно-коммуникативных технологий и учителя активно их осваивают. Необходимые знания я получаю в стенах своего родного педагогического колледжа.

Я очень люблю детей, тем самым в свое свободное время занимаюсь с группой детей. Готовимся к различным праздникам, подготавливаем поздравления ветеранам. Все это я могу назвать не работой, а именно увлечением и желанием прививать в детях чувство сплочения и работы в коллективе. Ведь это так важно в нашем современном мире.

Современной школе нужен современный учитель – это требование времени. Российская система образования претерпевает целый ряд изменений, выражающихся в использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования и способов добывания знаний учениками. Современное оборудование и инновационные технологии – это часть новой школы. Однако главенствующая роль принадлежит учителю. Соответственно, непрерывное самообразование и самосовершенствование – это часть деятельности учителя. Уча, учитель учится и сам. Как трудно давалась выдача первых уроков! Как сложно было подобрать нужные слова! Сколько времени приходилось готовиться к новому уроку! Только любовь к своей профессии помогла преодолеть первые самые трудные шаги в мире учительского дела. Мне действительно интересно постигать тайны, искать ответы на интересующие вопросы, а потом - непременно делиться ими с учениками.

Сохранить душевную близость на долгие годы со своими учениками – мечта, наверное, любого учителя. А умеем ли мы любить детей по – настоящему и проявлять эту любовь так, чтобы ребёнок это почувствовал. Важным условием в этом является школьная атмосфера, психологический климат в классе. Ведь класс для ребёнка должен стать семьёй, где он чувствует себя равным среди других детей, защищённым, где ему уютно и тепло. Роль учителя здесь ключевая, и она огромна. Это учитель наводит порядок, мирит драчунов, слушает и переживает с детьми их приключения, справедливо наказывает и жалеет.

Любовь учителя к детям должна быть без, каких – либо условий. Любить ребёнка безусловно – значит любить его независимо ни от чего. Независимо от внешности, способностей, достоинств, недостатков, плюсов и минусов. Это, конечно, вовсе не означает, что нам всегда нравится его поведение. Безусловная любовь означает, что любить ребёнка мы должны, даже если поведение его вызывает у нас неприятие.

Учителем может быть не каждый. Учитель – это не ремесло, у этой профессии нет единой стороны, это целая пирамида, хранящая в себе тайны и сокровища. Но у учителя не должно быть никаких тайн, его сердце и душа открыты для всех, и поэтому он всегда готов раскрывать их для своих учеников.

Я считаю, что главная задача воспитателя — воспитание тех чувств, черт характера, жизненной позиции, которые помогут детям найти себя в жизни, не потеряться в ней и, при этом, сохранить в себе то, что отличает человека от всего остального живого мира — нравственность, духовность, сопереживание, человечность. Воспитание детей сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Воспитывать это значит творить.

Толстой говорил, что воспитание это искусство, а не ремесло. В чем же заключается различие этих двух понятий? В том, что воспитание является творчеством, я конечно уверена. Для того чтобы воспитание было искусством нужно достичь высокой стадии мастерства. Прежде всего, нужно освоить ремесло, т. е. необходимую базу. В современном мире для того, чтобы быть воспитателем мало просто передавать накопленный опыт, мало прочитать методики воспитания, которые давным-давно придуманы и разработаны гениальными педагогами, прописаны в большом количестве книг, всего этого мало для того чтобы быть хорошим воспитателем. Нужно отдавать своему делу частичку себя, частичку своей души. Прочитав и изучив не малое количество книг можно строить воспитание на полученной из учебников базе, но для того, чтобы воспитание было целостным продуманным и главное результативным необходимо, чтобы воспитатель вкладывал в процесс поток мыслей, чувств, эмоций, сколько позволяет его гениальность. А это и есть искусство! Творчески работающий воспитатель никогда не пользуется шаблоном и не передаёт механический материал, изложенный только в учебнике. Он воспитывает с воодушевлением, пробуждает и все время поддерживает активный интерес у детей. Нет конкретных рамок и схем, по которым нужно воспитывать детей. Есть только сам воспитатель, его творческое начало, его желание, любовь к своему делу и, в первую очередь к детям.

В нашем деле нет мелочей, и как личность воспитатель воспринимается в целом. Своим характером, поведением, своими суждениями воспитатель оказывает колоссальное воздействие на детей.

Учить – значит учиться. Нам необходимо не только основательно знать свое дело, но также интересоваться всем, что больше всего волнует людей в области развития искусства, науки, техники, спорта.

Быстротекущая жизнь побуждает нас развивать и совершенствовать свой труд. Многие новинки становятся достоянием детей. И если воспитатель откажется от стремления искать и творить, его труд будет ему в тягость, станет для него мучительным.

Находящийся в состоянии поиска воспитатель повышает свой теоретический и методический уровень, у него появляется желание к самоанализу и стремление обмениваться опытом с другими.

Около меня каждый день – дети. Каждый из них своеобразный мир мыслей, взглядов, чувств, переживаний, радостей, тревог, интересов и забот. Я получаю большое удовольствие от того, когда вижу улыбки детей, их интерес к изучению нового.

Надо любить детей, не лишая их права оставаться детьми, т. е. любить их со всеми недостатками, шалостями и капризами. Нельзя ликвидировать в детях шалунов. Что бы ребёнок ни натворил. Это попытка обратить на себя внимание. Многие ситуации можно решить с помощью ласки, шутки, сказки, притчи. Без наших ласковых слов детям всё равно, что без солнечного света. Я воспитываю детей с радостью : передаю свой оптимизм, жизнелюбие, свежесть восприятия жизни как праздника; учу ребят и самим быть маленькими солнышками, светиться хорошими поступками и согревать окружающих своим теплом. Самое главное, чтобы дети были как можно подальше от полюса зла. Я убеждена, что в каждом человеке существуют две половинки белая и чёрная и побеждает та, которую ты кормишь. Жан- Жак Руссо считал, что ребё нок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько и они с ним будут хороши. Я стараюсь сделать все для того, чтобы дети поняли, что любовь, доброта, великодушие сильнее зла. Ведь дети изначально несут в себе эту искру великодушия. Вспомним детское доверие, искренность, чувство солидарности, сопричастности ко многому, детское милосердие. Я люблю своих детишек, верю в них, помогаю им быть добрыми и великодушными.

Я думаю, что освоение ремесла – это первый, необходимый шаг на пути к искусству. Любой ремесленник может стать человеком искусства, если внутри него живёт жажда к созданию прекрасного.

И только от каждого из нас зависит, останется ли наша профессия ремеслом или она станет искусством.

Читайте также: