Детали русской жизни в языке 5 класс сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Дать учащимся представление о богатстве русского языка и речи, о роли языка в жизни общества; помочь осознать важность умелого и бережного отношения к родному языку, внушить мысль о пользе владения культурой речи. Работа над техникой выразительного чтения. Воспитывать бережное отношение к книге (в том числе к учебнику), к родному языку.

1.Мотивация учащихся. Приветствие учителя.

Добрый день, ребята! Я рада всех вас видеть сегодня на уроке. Посмотрите в окно. Что привлекает ваше внимание? Конечно, удивительно теплый осенний денек. Нет ни малейшего дуновения ветерка. В природе так тихо и спокойно! Так пусть же такое замечательное состояние природы передастся и вам. Будьте сегодня спокойными, самыми внимательными и активными. Согласны? Итак, урок наш начинается.

2. Знакомство с эпиграфом к уроку.

- Как вы понимаете это выражение?

(Прочитав высказывание И.С.Тургенева: "Берегите наш язык,наш прекрасный русский язык,этот клад,это достояние,переданное нам нашими предшественниками" , я понимаю,что наш русский язык-могуч,велик,он создавался и совершенствовался веками, поэтому нужно любить и беречь его, то есть учить грамматику,правильно использовать , ценить его,как свою родину,ведь наш язык- это наше богатство и достояние)

3. Актуализация знаний

Значение языка отмечают и русские пословицы и поговорки.

-Вспомните и назовите известные вам пословицы и поговорки о языке. Как вы понимаете их смысл?

4. Словарно-орфографическая работа.

Общение, общая ( работа), общество.

Запись в тетрадь предложения со вставкой в него глагола того же корня.

Без языка люди не могли бы ………. друг с другом ( общаться).

Например, в 1920 году в джунглях, в волчьем логове нашли двух девочек, которые прожили среди зверей довольно много времени.

Они не только не умели разговаривать, но и вели себя как настоящие зверята: быстро ползали на четвереньках, ели только сырое мясо, хорошо видели в темноте, боялись огня и издавали рычание и нечленораздельные звуки. За годы жизни среди людей девочки так и не научились свободно говорить и делать то, что умеет ребёнок уже в 4 года.

- Как вы думаете почему?

Вывод: Без языка человек не может состояться как человек, и овладеть языком можно только в тесном контакте с людьми.

Три функции языка

Язык – это средство человеческого общения.

Русский язык – это второй государственный язык в Казахстане.

Русский язык – это средство межнационального общения за рубежом.

Язык – это достояние, слава, сила, богатство человека. Россия – большая по территории и многонациональная страна. На русском языке общаются люди разных национальностей и разных государств. Станет интересной и поучительной история русского языка для детей. Ведь его возраст составляет более тысячи лет, на протяжении которых он изменялся и стал таким, каким люди его используют сейчас.

Величие русского языка – в чём оно

Старые книги

Красоту и величие, нежность и лирику русской речи воспевают великие поэты прошлых лет и современности.

«Русский народ создал русский язык,

Яркий, как радуга после весеннего ливня,

Меткий, как стрелы.

Певучий, богатый, задушевный,

Как песня над колыбелью.

Что такое Родина?

Лев Николаевич Толстой

Литературная речь – это высшая форма мастерства. Силу слова каждый человек может почувствовать на себе. Когда любое произведение, будь то стихотворение, рассказ, басня или поэма, как по волшебной палочке, возвращает читателя в прошлое или отправляет в будущее. А талантливый рассказчик, подобно художнику, рисует в воображении яркие сюжеты и необычные картины. И каждый, кто читает, мечтает и фантазирует по-своему…

Удивительно, но каждое сказанное вслух слово имеет заряд. Добрые слова вдохновляют и окрыляют людей. От злых слов на душе становится одиноко и тоскливо. Могущественное слово может убить и возродить! Человеческая речь – это настоящее оружие, пользоваться которым следует, умело и аккуратно!

«Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием;

В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

Как возник и изменялся русский язык

В самом начале для общения люди использовали жесты и простые, похожие на крики животных, звуки. Даже сейчас в процессе беседы люди много и часто жестикулируют. Существует даже азбука жестов, особенно необходимая для людей со слабым слухом. Еще при разговоре человек интуитивно выделяет важную информацию голосом, делает паузы, чтобы собеседник смог понять его и запомнить главное. Потом появились первые слова, они были разные у разных групп людей, проживающих не на одной территории. Вот так в глубокой древности возник язык. Он был необходим людям для общения, труда, жизни.

Примечательно, что у каждого народа была своя речь. Потом похожие по звучанию языки объединялись в один. В современном мире насчитывается более семи тысяч разных языков. Некоторые из них безвозвратно исчезли. Сегодня также происходит их стремительное сокращение. В основном это касается исчезающих малочисленных народностей. Русский язык является государственным для нашей страны Российской Федерации. Он входит в состав индоевропейской языковой семьи. Это один из славянских языков. По численности говорящих на нем людей он занимает пятое место.

Древний Славянский язык алфавит

Датой зарождения древнерусского литературного языка считается XI век нашей эры. Знаменательно, что этот период совпадает со временем образования Киевской Руси. Это было самостоятельное государство с единой древнерусской народностью. Позднее произошло выделение украинской, белорусской и русской народности. Речь этих народностей имеет общие истоки и схожа по звучанию. Эти языки даже называют братскими.

Основу русской речи, это почти 90%, составляют исконно русские слова. Остальные слова заимствованы из других диалектов. Любой язык непостоянен. Его формирование происходит под влиянием социальных и политических событий. Среди слов происходит естественный отбор. Это значит, что одни слова приходят и становятся распространенными в обществе, другие, наоборот, уходят из речи и мало используются людьми в обиходе.

Возникновение письменности и алфавита на Руси

Письменность неразрывно связана с речью. Поэтому каждый период развития русского языка характеризуется произведениями своей эпохи. Сведения о древней письменности сохранились на старинных берестяных грамотах, древних летописях. Большой вклад в становление письменности на Руси внесли два проповедника Кирилл и Мефодий. Именно они создали азбуку в том виде, в котором она существует сейчас.

Появление письменности на Руси

История становления русского языка в произведениях кратко:

Интересные факты русского языка для детей

Русский язык самобытный и выразительный. Ни в одном другом языке мира нет столько тонкостей, касающихся правописания и произношения слов.

Алфавит для детей

Интересные факты русской речи для детей:

Лингвисты называют русский язык живым. Даже сейчас в нем постоянно происходят изменения. Во многом это связано с компьютеризацией, внедрением и расширением социальных сетей, ускорением темпа жизни, увеличением объема поступающей людям информации.

ВложениеРазмер
plan-konspekt_zanyatiya.doc 74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Роль родного языка в жизни человека. Красота и богатство русского языка

Тип урока: Вводно-ознакомительный урок

Автор - учитель русского языка и литературы МКОУ Петропавловской СОШ Петропавловского района Воронежской области Богомолова Наталья Николаевна

Возраст учащихся - 5 класс

Предмет – русский язык

Дата разработки - 07.12.2014г.

Краткое описание идеи занятия :

Цели : обеспечить формирование представления о значимости русского языка, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти русского народа, осознание учащимися достоинств родного языка, осознание языка как части культуры и национального достояния, умение вербализировать своё отношение к языку.

  1. Метапредметные: умение выделять главное, систематизировать, понимать проблему, выдвигать гипотезы, аргументировать собственную точку зрения, находить в тексте главную информацию, формулировать выводы, умение работать в группе, умение слушать и слышать, вести диалог, извлекать информацию из различных источников, адекватно понимать, разграничивать и преобразовывать информацию.
  2. Предметные: расширение представления о русском языке, его силе и возможностях, о русских писателях и поэтах, понимание особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка, повышение культуры речи.
  3. Личностные: способствовать формированию представления о связи языка и культуры народа, развитию эстетического чувства, осознанию языка как части культуры и национального достояния, воспитанию чувства любви к Отечеству, уважительного отношение к родному языку.

Сформированы представления о значимости и богатстве русского языка.

Определены ключевые умения читать, писать, слушать, вести диалог как проявление способов общения и взаимодействия.

Сформирован навык слушания, умение вести диалог, занимать позицию по обсуждаемому вопросу.

Сформированы умения приводить примеры на изученную тему.

Основные понятия: Язык, речь, общение, синонимы, грамота, устойчивое выражение.

  1. Организационная часть.
  2. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.
  3. Мотивация.
  4. Введение в тему урока и её формулирование учениками. (Информационный блок)
  5. Анализ и обсуждение текстов о русском языке. (Аналитический блок)
  6. Творческое применение знаний. (Практический блок)
  7. Подведение итогов урока.
  8. Домашнее задание.

Материалы (ресурсное обеспечение занятия)

  1. Учебник по русскому языку авторов Бунеева Е. В., Текучева И. В., Комиссарова Л. Ю. для учащихся 5 класса общеобразовательной школы, обучающихся по программе Школа 2100. Баласс 2012
  2. Мультимедийный проектор, презентация
  3. Учебные словари: орфографический, фразеологический, толковый, Словарь Ожегова, словарь синонимов, .
  4. Русский язык – наше национальное достояние. Пособие для учителей русского языка, культуры общения, классных руководителей, учителей дополнительного образования. Воронеж 2007, ВОИПКиПРО
  5. Интернет-ресурсы:

II. Вводная часть

Приветствие, фиксация подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.

1. Словарный диктант.

Учитель диктует - Учащиеся подчёркивают изученные орфограммы.

Грамотный ученик, грамотное сочинение, грамотный врач, грамотное управление, грамотный чертёж, китайская грамота, филькина грамота, получить грамоту, учиться грамоте, читать грамоту.

– Что обозначает слово грамота ? Сколько у него значений?
Ученики (1. поощрение, награда; 2. чтение, письмо.)

– Найдите устойчивые словосочетания со словом грамота . Что они обозначают?

( Китайская грамота (разг.) – нечто недоступное пониманию, филькина грамота (прост.) – недействительный, неправильно или безграмотно составленный документ.)

– Подберите синонимы к словам грамотный

( грамотный ученик – умеющий правильно писать и говорить; грамотное сочинение – сочинение без ошибок; грамотный врач – знающий своё дело, обладающий необходимыми знаниями, умениями; грамотное управление – эффективное, качественное; грамотный чертёж – правильный, точный).

– Составьте и запишите предложение с любым из этих словосочетаний.

2. Проверка домашнего задания.

Устные рассказы на 1ю и 3ю темы.

1) Как построен рассказ?

2) Какова его главная мысль?

3) Как его можно озаглавить?

4) Можно ли этот текст назвать повествованием?

5) Чем интересен рассказ для слушателей, состоялось ли общение рассказчика со слушателями?

Ученики высказывают свои предположения.

Подготовленный ученик читает стихотворение.

У Оли в тетрадке опять непорядки.

Писала два утра, писала три утра,

Может, это зверюшка из леса,

Не простая – в сапожки обута?

Или, может, Кабутта – это город на синем просторе?

Но мама подходит и смотрит с улыбкой:

Так вот что такое Кабутта, Кабутта.

-Для чего нужно изучать русский язык?

(знать русский язык нужно, чтобы постичь богатство, красоту языка, чтобы тебя понимали).

-Какова же цель урока?

III. Основная часть

Внимательно изучите кроссворд, который вам, как я уже вижу, не терпится разгадать. Решив его, вы прочитаете ключевое слово нашей темы.

Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека: телефон, компьютер, автомобили, корабли, самолёты, ракеты. Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество, — это язык. Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках, а задача у всех языков одна — помогать людям понимать друг друга при общении, в общей работе.

Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства. Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы и поговорки: Без языка и колокол нем. От доброго слова язык не усохнет. Каков разум, таковы и речи. Языком кружева плетет. Человеческое слово стрелы острее. Хорошую речь хорошо и слушать. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. Живое слово дороже мёртвой буквы.

Читайте также: