Декоративно прикладное искусство ислама сообщение

Обновлено: 05.07.2024

По мнению Эрнста Дица [*] , потребуется много десятилетий точнейших детальных изучений, особенно в области техники и орнаментики, чтобы добиться отчетливого познания прикладного искусства Ислама. И это весьма важно не только для мусульманского искусства. Ведь до позднего средневековья художественная промышленность Европы жила только милостью Востока.
Ткани, ковры, керамика, стекло, восточное серебро, инкрустированная бронза, резьба по дереву, по кости, камню, орнамент и художественная декорация оружия, монет — все должно быть предметом внимательного изучения со стороны особенностей стиля и техники. И только как завершение такого изучения могут быть общие выводы о характерных особенностях прикладного искусства мусульманского Востока в различные эпохи, у различных народов, в движении и развитии. В дальнейшем мы постараемся характеризовать главнейшие отрасли художественной промышленности Ислама в наиболее ярких проявлениях, в наиболее типических и художественно ценных образцах.

• Оно включает в себя все виды искусства, а не только религиозное.
• Исламское искусство стремится изобразить не столько физическую форму, сколько значение и сущность вещей.
• Ремесла и прикладное искусство считаются полноценными видами творчества.
• Рисование и скульптура не считаются самыми величественными видами искусства.
• Каллиграфия является основным видом искусства
• В исламе письмо имеет высокий статус.
• Роспись является существенным элементом украшения предметов и зданий.
• Книги это один из главных видов искусства.
• Также в искусстве важны геометрические формы и узоры.
• Изображения людей не встречаются.

Значение и красота

Искусство является зеркалом культуры и его мировоззрением. В мусульманском мире искусство отображает его культурные ценности, и показывает то, как мусульмане видят духовный мир и мироздание.

Для мусульман действительность начинается и сосредотачивается на Аллахе. Для мусульман Аллах является центром вероисповедания и стремления, и смыслом их жизни. Поэтому исламское искусство сосредотачивается на духовном представлении предметов и живых существ, а не их физических качеств.

Геометрия

Общим признаком исламского искусства является нанесение геометрических узоров на поверхности. Полагается, что такое использование геометрических форм отражает язык вселенной и помогает верующим размышлять о жизни и величестве сотворения.

Так как же геометрия может быть духовной?

• Так как круги не имеют конца, то они бесконечны – таким образом, они напоминают мусульманам о том, что Аллах бесконечен.
• Сложные геометрические рисунки создают впечатление бесконечного повторения, это также помогает обрести представление о бескрайней сущности Аллаха.
• Повторяющиеся узоры также показывают, что даже в малом можно найти бесконечное. Один элемент узора заключает в себе бесконечное целое.

Использование узоров является частью того, как исламское искусство изображает природу и предметы по их духовным качествам, а не физическим и материальным.

Повторяющиеся геометрические узоры часто используют растительные мотивы, такие узоры называются арабесками. Также в искусстве часто встречаются стилизованные арабские надписи.

Исламское декоративно-прикладное искусство

Интеграция декоративно-прикладного искусства в повседневную жизнь была в значительной мере нормой в традиционном исламском мире.

Идея состоит в том, что ислам является неотъемлемой частью жизни каждого мусульманина и делает ее красивой, также и исламское искусство должно быть использовано для того, чтобы делать повседневные вещи прекрасными.

Исламское искусство делает ударение на украшении, а не на искусстве ради самого искусства.

13.Древнерусское каменное зодчество.
Несмотря на то, что дошедшая до нас древнерусская каменная архитектура в какой-то мере изменена позднейшими влияниями, она имеет древнюю основу. Большое каменное строительство на Руси началось в Х веке. В архитектуре первых каменных храмов сказывалось влияние Византии, но с самого начала ярко проявились самобытные черты русского каменного зодчества. Так, в основе киевской Софии лежал пятинефный принцип, но в то же время храм отличался большим своеобразием – имел тринадцать куполов над сводами, а не дошедшая до нас Десятинная церковь (первое каменное здание Киева) – имело 25 куполов.
Характерной чертой древнерусского каменного зодчества с самого начала его возникновения являлось умение создателей органически вписывать храмы в окружающий ландшафт. Мастера умело выбирали места для храмов по берегам рек, озер, на возвышениях, чтобы они были маяками для путников. В широкий равнинный пейзаж, пересекаемый мягкими очертаниями холмов, древние русские церкви вписывались как необходимый завершающий вертикальный акцент среди волнистых линий. Церкви не были слишком высокими, ни угловато-остроконечными, им свойственна компактная пластичность и округленность форм. Они не противоречат пейзажу (хотя и господствуют над ним), а объединяются с ним в единое целое.
В XII веке утвердился тип крестово-купольного храма. Он был шести – или четырехстолпный, одноглавый, со шлемовидной главой на высоком барабане и выступающими полуцилиндрическими абсидами с восточной стороны. Другие стены расчленены лопатками (пилястрами) на три части – соответственно разделению внутреннего пространства храма. Каждое деление стены завершается полукружиями коробового свода – закомарами. Закругленные абсиды, волнистая линия закомар, круглый барабан и мягко завершающий его купол исключают угловатость, храм выглядел почти скульптурно. Чудесным произведением древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли. Она одна стоит в поле, на берегу реки, вокруг нет никаких строений, словно огромная белоснежная статуя церковь видна издалека, даже с окраины Владимира.
Очень рано сложились на Руси определенные архитектурные школы: новгородская, киевская, псковская, владимирская и др. Особенностью, например, псковской и новгородской архитектуры было то, что здесь строили крупные здания не из кирпича, а из естественного камня. Во Владимире широко применяли белый тесаный известняк. Редчайшим памятником владимирской архитектуры являются Золотые ворота Владимира, сохранившиеся до нашего времени.

14. Искусство ренессанса.
Ренессанс (Возрождение) (Renaissance), эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достигнув пика в 16 веке и оказав значительное влияние на европейскую культуру. Термин "Возрождение", означавший возврат к ценностям античного мира (хотя интерес к римской классике возник ещё в 12 веке), появился в 15 веке и получил теоретическое обоснование в 16 веке в трудах Вазари, посвящённых творчеству знаменитых художников, скульпторов и зодчих. В это время сложилось представление о царящей в природе гармонии и о человеке как венце её творения. Среди выдающихся представителей этой эпохи - художник Альберти; архитектор, художник, учёный, поэт и математик Леонардо да Винчи.
Архитектор Брунеллески, новаторски используя эллинистические (античные) традиции, создал несколько зданий, не уступавших по красоте лучшим античным образцам. Очень интересны работы Браманте, которого современники считали самым талантливым архитектором Высокого Возрождения, и Палладио, создавших крупные архитектурные ансамбли, отличавшиеся цельностью художественного замысла и разнообразием композиционных решений. Здания театров и декорации сооружались на основе архитектурных работ Витрувия (около 15 г. до н.э.) в соответствии с принципами римского театра. Драматурги следовали строгим классическим канонам. Зрительный зал, как правило, напоминал по форме конскую подкову, перед ним находилось возвышение с авансценой, отделявшейся от основного пространства аркой. Это и было принято за образец театрального здания для всего западного мира на следующие пять столетий.
Живописцы Ренессанса создали цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, наполнили традиционные религиозные сюжеты земным содержанием (Никола Пизано, конец 14 века; Донателло, начало 15 века). Реалистическое изображение человека стало главной целью художников Раннего Возрождения, о чем свидетельствуют творения Джотто и Мазаччо. Изобретение способа передачи перспективы способствовало более правдивому отображению действительности. Одной из главных тем произведений живописи Ренессанса (Жильбер, Микеланджело) были трагическая непримиримость конфликтов, борьба и гибель героя.
Около 1425 г. Флоренция стала центром Ренессанса (флорентийское искусство), но к началу 16 века (Высокое Возрождение) ведущее место заняли Венеция (венецианское искусство) и Рим. Культурными центрами являлись дворы герцогов Мантуи, Урбино и Феррады. Главными меценатами были Медичи и римские папы, особенно Юлий II и Лев Х. Крупнейшими представителями "северного Ренессанса" были Дюрер, Кранах Старший, Хольбейн. Северные художники в основном подражали лучшим итальянским образцам, и только немногие, например Ян ванСкорел, сумели создать свой стиль, который отличался особой элегантностью и грацией, названной в последствии - маньеризм.

15.Пространственно-временные искусства.
Пространственно-временные искусства – это искусства сложные, синтетические. Развитие художественной практики и эстетических потребностей общества ведет к синтезу искусств. В самой природе некоторых видов художественного творчества лежит необходимость синтеза. К таким искусствам относятся театр, цирк, эстрада, кинематограф, телевидение. Синтетичность – общая черта каждого из этих искусств, но характер синтеза в театре иной, чем в кинематографе, а в искусстве кино он отличается от телевидения. У каждого синтетического искусства есть свои собственные специфические видовые особенности.

Театр. Раскрывая специфические особенности театрального искусства, мы постараемся выявить такие его черты и признаки, которые присущи не только современному театру, но были свойственны ему всегда, на всех этапах его существования и развития.

Театр относится к пространственно-временным видам искусства. Художественное своеобразие сценического искусства выражается в том, что оно предполагает свое одновременное раскрытие как в пространстве, так и во времени.

С пространственными искусствами – живописью, скульптурой, архитектурой – театр сближают такие его элементы, как декорации, костюм; с временными – литературой, музыкой – последовательная смена картин развертывающегося действия. Если лишить театр одной из этих сторон, пространственной или временной, то он перестанет быть самостоятельным видом искусства.

Произведение театрального искусства – спектакль – представляет собой особым образом организованное сценическое действие, развертывающееся во времени и в пространстве.

Театр выступает как вид зрелищного искусства. В нем сочетаются возможности искусств, рассчитанных как на зрительное, так и на слуховое восприятие.

В театроведении бывали попытки беспредельно расширить понятие сценического искусства на основании его свойства – зрелищности. Театр отождествлялся с игрой, обрядами, трудовыми процессами и т.д., что выводило театр из системы искусств. Несомненно, в играх первобытных людей, в обрядах, ритуалах есть ясно выраженные зрелищные моменты, внешне они походят на театральные представления.

Но принципиальное качественное отличие игры в жизни от игры актера в театре заключается в том, что театр ставит целью удовлетворение эстетических запросов зрителя, тогда как игра в жизни является средством удовлетворения потребности в игре самих ее участников. В обрядах, ритуалах (бытовых, религиозно-культовых и др.) есть некоторые признаки театра: организованное действие и даже наличие зрителя. Но в этом действии нет главного признака театрального действия – конфликта, составляющего суть драматизма.
Нет оснований включать в понятие театра и различного рода массовые и спортивные зрелища, хотя в них могут быть заключены некоторые элементы зрелищных искусств. Отождествление театра с обрядами, игрой, массовыми театрализованными зрелищами ведет к игнорированию художественно-образной специфики театра, к умалению в нем идейного начала, а значит, и к ликвидации театра как вида искусства.

История мирового театра знает немало примеров, свидетельствующих о том, что сценическое искусство в прошлом не раз обходилось без тех или иных элементов, присущих современному театру (например, без драматургии, без декораций). Но нельзя указать ни на один период в развитии театра, когда бы он существовал без актера. Актер – главный выразитель специфики сценического искусства; оно является актерским по преимуществу.

Каковы же наиболее существенные особенности искусства театра?

Искусство театра – вторичное. Его идейно-тематическую основу образует драматургия. Театр отличается от других видов искусства – от литературы, живописи, музыки, скульптуры и т.д. – тем, что в нем осуществляется замысел, данный уже в другом произведении, а именно в драматическом (в пьесе).

Живописец, композитор, поэт имеют дело с непосредственным восприятием действительности, тогда как между актером и действительностью стоит драматург. Драматургия определяет направление развития театра и содержание театрального искусства, его жанровое разнообразие, а также разнообразие средств выразительности.

Однако случается, что театр не раскрывает в спектакле смысл пьесы, а использует ее как предлог для демонстрации актерской и режиссерской техники, для демонстрации владения выразительными средствами театра и т.п. Это зачастую приводит к полному выхолащиванию содержания театрального зрелища.
Театр – самостоятельный вид искусства. Но самостоятельность эта – не в мнимой независимости от драматургии и не в праве режиссера на произвол по отношению к пьесе, а в оригинальном взгляде на пьесу, на ее конфликты и характеры, в раскрытии глубокого смысла пьесы, в ее оригинальном и свежем сценическом истолковании. В сценическом толковании пьесы театр может идти очень далеко; он может найти такие грани пьесы, которые автор не подозревал в ней; тем самым театр может художественно обогатить пьесу.

Драматургия как вид литературы очень сложна и имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других литературных жанров, например, от романа. Так, романист может и должен заставить своего героя действовать, но вместе с тем за автором романа сохраняется право досказать читателю многое из того, что не обнаруживается самими действиями героя, авторможет комментировать внутреннее состояние своих героев, их взаимоотношения. В драматическом произведении (пьесе) автор не выступает комментатором действий своих героев. Все отношения между героями, их внутренний мир обнаруживаются только посредством сценического действия, заключенного в диалогах.

Следовательно, решающей чертой драматической литературы (пьесы) является действенность. В основе драматических произведений лежат острые общественные конфликты, столкновения противостоящих друг другу ярко очерченных характеров.

Признанием ведущей роли драматургии в сценическом искусстве ни в какой степени не умаляется и не принижается значение театра как самостоятельной области художественного творчества. Сама драматургия нуждается в театре точно так же, как театр нуждается в драматургии. Спектакль – не копия пьесы, а созданное ее основе новое произведение искусства. Вне театра драматургия обнаружить все богатство заключенного в ней содержания не может. Драматическое произведение, даже самое гениальное, может быть раскрыто только тогда, когда оно получает свою сценическую жизнь.

Искусство ислама – это тип художественного творчества, преимущественно в странах, где государственной религией стало мусульманство. В своих основных чертах оно сформировалось в период Средневековья. Именно тогда арабские страны и регионы, куда было принесено мусульманство, сделали огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации. Особая привлекательность исламского искусства, его своеобразие и традиции смогли заставить его выйти за рамки времени и пространства и сделаться частью общечеловеческого достояния.

Искусство ислама

История

Исламская культура возникла как феномен в седьмом веке нашей эры. Но принципы этой религии, изложенные ее богословами, и в основном исходящие из интерпретации Торы, запрещали изображение живых существ. Еще более суровые правила касались невозможности воплощать в живописи или скульптуре Бога (Аллаха). Поэтому когда эта религия распространялась из аравийских пустынь на восток, вплоть до Индии, и сталкивалась с местными культурами, она вначале относилась к ним враждебно. Во-первых, ислам считал искусство других стран языческим, а, во-вторых, там господствовали изображения различных божеств, людей и животных. Но с течением времени мусульманская культура все же впитала в себя некоторые принципы искусства, переработала их и создала собственные стили и правила. Так возникло изобразительное искусство ислама. К тому же, подобно тому, как мусульманское богословие в каждом регионе имеет свои особенности, так и культура стала зависеть от страны и ее традиций.

Характерные черты изобразительного искусства ислама

Прежде всего, канон этой культуры был разработан в архитектуре и орнаменте. Он основывался на традициях византийского, египетского, а также персидского искусства доисламского периода. В некоторых странах запрет на изображение людей и животных носил очень эфемерный характер, как, например, в Иране. Позже возникли исламская живопись и пластические формы искусства. Для мусульманской культуры характерно строительство зданий с большими куполами, большое внимание, которое уделялось внутренним росписям, мозаике и интерьеру, а не внешнему виду, яркие и сочные цвета, симметрия, наличие арабеск и, так называемых мукарнасов. Это своды в виде сот, с многочисленными впадинами и углублениями.

Изобразительное искусство ислама

Разновидности

Исламское искусство наибольшее свое развитие получило в области архитектуры. В этом стиле строились не только религиозные сооружения, как, например, мечети или медресе, но и светские здания. Одним из важнейших типов этого искусства является каллиграфия, оставившая нам богатое наследие орнаментальных композиций. В Иране и мусульманской Индии широкое распространение получили такие редкие виды изобразительного искусства ислама, как живопись и миниатюра. И практически во всех странах, где исповедовали эту религию, были развиты такие популярные прикладные типы творчества, как ковроткачество и производство керамики.

Архитектура

Принято выделять такие главные виды искусства ислама в этой области – египетский стиль, татарский, мавританский и османский. Остальные типа архитектуры считаются второстепенными или же производными от основных. Мусульмане разработали свои правила строительства и украшения зданий, когда ислам сделался государственной религией в разных странах, количество молящихся увеличилось, и для их собраний необходимо было возводить мечети. Вначале архитекторы исходили из функциональных потребностей. То есть, для мечети необходим был зал, где собираются люди, михраб (ниша, обращенная к Мекке), минбар (кафедра), двор с галереями, водоем для ритуальных омовений, и минареты, откуда звучат призывы к молитве. К первым таким храмам относится Купол Скалы (Иерусалим, седьмой век нашей эры). В своей основе она имеет восьмиугольник и стоит посреди двора с галереями. Кроме мечетей и религиозных училищ – медресе – специфические мусульманские черты имеют разные общественные здания. Это в основном караван-сараи (постоялые дворы), хаммамы (бани), крытые базары.

Особенности искусства ислама

Страны и регионы

Виды изобразительного искусства ислама

Мавританский стиль

Изобразительное искусство ислама, как и его архитектура, достигли своего расцвета во времена господства арабов в Испании. Самым ярким его проявлением можно назвать дворец правителей Альгамбра в Гранаде. Это роскошное сооружение с множеством богато украшенных комнат и залов окружено стеной с башнями и крепостями. Особого внимания заслуживает, так называемый Миртовый двор с колоннадой. Из него можно выйти в зал Посланников, крытый куполом. По преданию, там правители Гранады принимали представителей других стран. Другим известным двором является Львиный. Он назван так, потому что фонтан, который находится посредине, опирается на 12 скульптур, изображающих этих животных. Во дворце много и других залов – Двух сестер, Судебный – отделанных роскошной мозаикой комнат и покоев с балконами, портиков. Здания Альгамбры расположены среди садов и цветников. В таком же стиле построена и Великая мечеть в Кордове (Мескита).

Индия

Особенности искусства ислама прекрасно воплощены в таком шедевре мусульманского зодчества, как Тадж-Махал. Это произведение поздних времен. Оно относится к семнадцатому веку и построено по приказу правителя исламской династии Моголов в Индии Шаха-Джихана Первого. В плане это сооружение имеет срезанный квадрат с куполом наверху, стоящий на искусственной платформе из мрамора. По углам здания стоят минареты. Мавзолей выстроен из белого мрамора и розового песчаника и украшен драгоценными камнями. Здание также орнаментировано золотыми надписями на черном фоне. Поэтому он эффектно выделяется посреди неба и зелени. Внутри он имеет богатый интерьер, украшенный орнаментами из золота, серебра и мозаикой из драгоценностей.

Искусство стран ислама

Турция

Искусство стран ислама достойно представлено и в этой стране. Вначале турки строили свои мечети так же, как и арабы. Но с пятнадцатого века, после завоевания Византии, на их искусство очень повлияла архитектура захваченной ими империи. По типу здешних храмов они стали строить мечети прямоугольной формы, с множеством куполов и прилегающих зданий, а также внутренним двором – айваном. Наибольшего расцвета турецкая архитектура достигла в эпоху Османов, особенно в творчестве Синана. Этот зодчий спроектировал и построил огромное количество мечетей, но лично сам он особо выделял три: две в Стамбуле (Шах-Заде и Сулейманийе), и одну в Эдирне (Селимийе). Эти сооружения выделяются утонченными минаретами, огромными куполами и стрельчатыми арками.

Каллиграфия

Виды искусства ислама

Миниатюра

Особенности изобразительного искусства ислама состоят еще и в том, что в этой религии не допускают антропоморфности Бога. Поэтому художественное творчество было исключено из сакральной области и осталось только в светской культуре. А вот его распространение зависело уже от разных стран. В Коране нет прямого запрета на изображение людей и животных, но в хадисах – исламских преданиях – такие порицания есть. В основном живопись распространялась в качестве украшения предметов роскоши и книжных иллюстраций – миниатюр. В основном она достигла наибольшего расцвета на территории Ирана, в Средней Азии и индийской Империи Моголов. Персидская миниатюра основана на настенной живописи этой страны доисламского периода. Она развилась из книжных иллюстраций, но иранские художники достаточно быстро сделали из нее самостоятельный жанр. Они разработали превосходную живописную систему, в которой цвет, форма, композиция и экспрессия были объединены для создания одного целого. Персидские художники намеренно использовали плоскостной тип изображения, а не трехмерный. Герои этой живописи, как правило, идеализированы и живут в прекрасном мире. Мастерскими миниатюр чаще всего служили шахские библиотеки, или китабхане. С восемнадцатого столетия на иранскую живопись стала оказывать сильное влияние европейская техника и традиции.

Характерные черты изобразительного искусства ислама

Прикладное искусство: керамика и ткачество

Эти отрасли получили развитие в Иране, Азербайджане, Средней Азии, Турции. Особенно славилась архитектурная керамика. Это могла быть узорная кирпичная кладка или резная терракота. Но самой известной была облицовка зданий с помощью многоцветной расписной майолики. Именно она придает такой шик и блеск восточным дворцам. Что касается росписи посуды, то здесь свою роль сыграли запреты на использование серебра и золота в хозяйственных нуждах. Однако исламские мастера пытались придать глиняным сосудам сияние и блеск. Для этого стали изготавливать свинцовую глазурь, а также старались создать нечто подобное китайскому фарфору. Так была изобретена белая эмаль для покрытия посуды, а также эффекты золота и серебра в поливе. Самые древние ковры были найдены в Египте. Они принадлежат девятому веку. Ковроткачество родилось из изготовления подстилок для намаза. Видов этого искусства было два – орнаментальный, где переплетались узоры и геометрические фигуры, и изобразительный, со сценами охоты, битв и пейзажей. Последний вид менее распространен. Наибольшую славу завоевали яркие и пушистые персидские ковры, и особая техника турецких мастеров.

Значение искусства ислама

Несмотря на то что мы говорим о культурных особенностях определенной религии, смысл этого термина распространяется и на светскую жизнь. В мусульманском мире живопись, архитектура, и другие виды искусства отражают восприятие людьми духовности, ценностей и того, что их окружает. Главной особенностью этой культуры является стремление к красоте, которая является признаком божественности. Геометрические формы и орнаменты словно раскрывают шифры языка Вселенной, а повторяющиеся узоры свидетельствуют о ее бесконечности. Прикладное же искусство пытается сделать прекрасными повседневные вещи. Культура ислама оказала огромное влияние на развитие Западной Европы, начиная со Средних веков.

Читайте также: