Данное сообщение создано иностранным агентом

Обновлено: 03.07.2024

В широком понимании словосочетание «иностранный агент” стоит в одном ряду с понятиями “шпион”, “разведчик”, “представитель спецслужб другого государства”. То есть это — иностранный гражданин, который активно представляет интересы другого государства в какой-либо стране, зачастую при отсутствии дипломатического иммунитета. В российском же законодательстве этот термин используют по отношению к собственным гражданам.

Впервые понятие “иностранный агент” появилось в 2012 году в законе “О некоммерческих организациях” и относилось оно к НКО, которые:

а) получают иностранное финансирование (деньги или имущество от иностранных государств, международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства и т.д.);

б) участвуют в политической деятельности, в том числе в интересах иностранных источников.

Сейчас термин “иностранный агент” начали применять не только к некоммерческим организациям, но и к СМИ, а также к людям.

Итак, согласно российскому законодательству есть три разновидности статуса “иностранный агент”:

Термин “иностранные СМИ — иностранные агенты” содержится в статье 6 Закона РФ “О СМИ”. Согласно закону иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, могут быть признаны:

  1. Иностранное юридическое лицо,
  2. Иностранная структура без образования юрлица независимо от организационно-правовой формы,
  3. Физическое лицо.

Есть два пути попадания в этот реестр.

ПЕРВЫЙ

Согласно части 3 статьи 6 Закона РФ “О СМИ” человек или организация признаются “СМИ-иностранным агентом” в случае, если отвечают двум критериям:

К иностранным источникам в этом случае относятся:

  1. Иностранные государства и государственные органы;
  2. Международные и иностранные организации;
  3. Иностранные граждане;
  4. Лица без гражданства и уполномоченными ими лица;
  5. Российские юрлица, которые получают деньги или имущество от вышеперечисленных источников.

ВТОРОЙ

Согласно части 7 статьи 6 Закона “О СМИ” человек или российское юрлицо может быть признан иностранным агентом и внесен в реестр иностранных СМИ-иноагентов, если одновременно:

Получается, что иноагентом может быть признан человек (или организация), который, например, делает репост материалов иностранного СМИ — иностранного агента, пишет для него материалы, публикует совместные материалы (например, журналистские расследования), предоставляет какие-то данные, готовит рисунки, участвует в создании видео или даже дает комментарии как эксперт, и при этом имеет любой доход из иностранного источника.

К иностранному финансированию в этом случае относятся те же источники, что и в случае иностранных СМИ — иностранных агентов. К ним добавляются только деньги или имущество от самих иностранных СМИ — иностранных агентов и юрлиц, учрежденных ими. Таким образом этот пункт накрывает всех журналистов, сотрудничающих с иностранными СМИ-иноагентами.

Потенциально сюда могут относиться, например, зарплаты штатных сотрудников иностранных СМИ, признанных иностранными агентами, выплаты по договорам, банковские переводы, переводы на мобильные телефоны, а также компенсации транспортных или других расходов на участие в международных мероприятиях, покупка или предоставление для работы оборудования и т.д.

К ним относятся:

В конце 2020 года законодательство о физлицах-иноагентах еще больше “усовершенствовали”. Теперь согласно статье 2.1 Закона “О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации” (так называемый “Закон Димы Яковлева”) иностранным агентом могут признать человека (независимо от гражданства), который одновременно:

  • занимается политической деятельностью и (или) ведет целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые при получении их иностранным источником могут быть использованы против безопасности России,
  • получает помощь от иностранных источников (деньги, имущество или даже организационно-методическую помощь).

Если в жизни человека одновременно присутствуют эти два фактора, то закон обязывает его самостоятельно подать уведомление в Минюст РФ о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Если этого сделано не будет, то Минюст может включить человека в этот список принудительно. Это решение может быть обжаловано в суд.

  1. Участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
  2. Участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
  3. Публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
  4. Распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;
  5. Формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
  6. Вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;
  7. Финансирование указанной деятельности.

К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.

При принятии закона депутаты пытались убедить журналистов, что мера об иностранных СМИ-иноагентах и физлицах-иноагентах коснется всего лишь нескольких десятков человек. Однако сама формулировка закона позволяет признать иностранным агентом сотни тысяч человек, начиная от штатных журналистов иностранных медиапроектов, фрилансеров и экспертов, и заканчивая обычными пользователями интернета, которые публикуют свои посты или репостят чужие, и имеют хоть какие-то иностранные деньги или имущество. Кроме того, важно понимать, что по определению под “иностранных агентов” будут подпадать все иностранные граждане, которые получают доход не из бюджета Российской Федерации и которые активны онлайн и публично высказывают свою позицию, будь то президент Франции Эммануэль Макрон или журналист из Молдовы.

Таким образом, в первую очередь в зону риска попадают:

  • иностранные СМИ;
  • русскоязычные иностранные медиапроекты;
  • иностранные информационные онлайн-ресурсы;
  • штатные журналисты иностранных изданий или изданий, получающих иностранное финансирование, их фрилансеры;
  • блогеры, получающие донаты или монетизирующие свои проекты;
  • активисты и правозащитники (особенно работающие с НКО-иноагентами и СМИ-иноагентами);
  • ученые, сотрудничающие с иностранными университетами;
  • все активные пользователи интернета, которые имеют хоть какую-то материальную или методическую помощь из-за границы.
  • Зарплаты штатных сотрудников СМИ-иноагентов и всех, кто на договорах с ними;
  • Перечисления по любым договорам из-за границы (например, экспертные гонорары);
  • Переводы через банки, Western Union и другие системы переводов (хоть от друга из-за границы в подарок на день рождения);
  • Переводы на мобильные телефоны из-за границы;
  • Компенсации транспортных и других логистических расходов за участие в международных конференциях;
  • Возможно, компенсация расходов на участие в мероприятиях НКО-иностранных агентов;
  • Монетизация каналов на Youtube;
  • Получение иностранных почетных премий в денежном эквиваленте;
  • Если поймают на таможне, то и ввоз наличных в иностранной валюте (в зависимости от желания применить ОРД к конкретному человеку).

Реестр иностранных СМИ — иностранных агентов ведет Минюст РФ. Он же по согласованию с МИД принимает решение о включении организаций или людей в этот реестр.

Требования для иностранных СМИ-иноагентов

Форма пометки утверждена приказом Роскомнадзора от 23.09.2020 г. № 124 . Согласно ему все материалы СМИ-иноагентов должны сопровождаться следующим указанием:

Требования, если материал распространяется в печатном виде:

  1. Указание должно быть размещено в начале каждого материала: под заголовком или сразу перед текстом, если заголовка нет.
  2. Размер шрифта, которым напечатано это указание, должен быть вдвое больше, чем размер шрифта материала.
  3. Цвет пометки должен быть контрастным фону.
  4. Пометку нельзя накладывать на изображение или текст материала.

Если это аудио- или видеоматериал:

Требования для физлиц-иноагентов

Согласно части 7 статьи 2.1 Закона “О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации”, человек, включенный в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязан ставить пометку

при осуществлении деятельности, связанной с выполнением функций иноагента, в том числе при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации.

По всей видимости, пометка нужна именно в тех случаях, если обращение в госорганы связано с политической деятельностью. Вряд ли таким указанием нужно будет сопровождать заявление о замене паспорта. Но обратите внимание, что суд или прокуратура тоже — органы государственной власти, поэтому теоретически отсутствие пометки на обращениях в эти инстанции тоже могут признать нарушением.

Кроме того, указание о наличии статуса должно быть на материалах, которые издаются или распространяются физлицом-иноагентом, а также на информации о деятельности физлица-иноагента, опубликованной в СМИ.

Пометка при упоминании НКО-иноагента, физлица-иноагента или общественного объединения-иноагента в других СМИ

  1. НКО-иноагентов,
  2. Общественных объединений без регистрации, выполняющих функции иностранного агента,
  3. Физического лица — иноагента.

Также пометка необходима, если СМИ распространяет материалы, созданные этими иностранными агентами.

Пометка при упоминании СМИ-иноагента в других СМИ

Административная

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях были приняты в декабре 2019 года. Штрафуют иноагентов за нарушения, например, за не вовремя поданные отчеты или отсутствие пометки, по статье 19.34-1. За нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, учрежденного им юрлица, и людей, включенных в реестр СМИ-иноагентов, предусмотрены:

  1. Штрафы. Для граждан — 10 тыс. рублей, для должностных лиц — 50 тыс. рублей, для юридических — 500 тыс. рублей.
  2. Штрафы за повторное нарушение: для граждан — 50 тыс. рублей, для должностных лиц — 100 тыс. рублей, для юрлиц — 1 млн рублей.
  3. Штрафы за грубое, то есть неоднократное нарушение (более двух раз в течение года): для граждан 100 тыс. рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток, для должностных лиц — 200 тыс. рублей; для юридических лиц — 5 млн рублей.
  4. Блокировка ресурса иностранного СМИ Роскомнадзором.

Наказание для физлиц-иноагентов установлено другой статьей КоАП — 19.7.5-4. Она была принята 16 февраля 2021 года и начнет действовать 1 марта. Согласно ей за нарушение обязанностей физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, грозят штрафы:

  • если не подал заявление на включение в реестр добровольно или подал неточный отчет: предупреждение или штраф от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей (часть 1);
  • за отсутствие пометки — от 10 тыс. рублей до 30 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения (например, смартфона, компьютера, планшета или даже веб-сервера) или без нее.

Для физлиц: штраф от 2 тыс. до 2.5 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.

Для должностных лиц: штраф от 4 тыс. до 5 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.

Для юрлиц: штраф от 40 до 50 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.

Уголовная

С 1 марта 2021 года в России будет действовать новая редакция статьи 330.1 УК РФ — “Злостное уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в связи с признанием лица выполняющим функции иностранного агента”.

Для организаций и людей, включенных в реестр СМИ-иностранных агентов — часть 2 ст. 330.1 УК РФ:

За нарушение порядка деятельности иноагента, например, не вовремя поданный отчет или отсутствие пометки, будет грозить наказание от штрафа в 300 тыс. рублей до лишения свободы на срок до двух лет.

Уголовное дело могут возбудить только в том случае, если человек (учредитель, главный редактор СМИ-иноагента или физлицо, включенное в этот реестр) уже был привлечен ранее к административной ответственности по части 2 ст. 19.34.1 КоАП РФ.

Для тех, кто попал в список физлиц-иноагентов, — часть 3. ст. 330.1 УК РФ:

В случае, если человек не включился в реестр добровольно или не подал отчет после включения в реестр, наказание будет варьироваться от штрафа в 300 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 5 лет. Но возбудить уголовное дело могут только после привлечения к ответственности по ч.1 ст. 19.7.5-4 КоАП РФ.

Приказом Роскомнадзора № 124 от 23.09.2020 г. определено, что любой контент иноагентов должен сопровождаться следующим указанием:

Эту “метку” Роскомнадзор называет “Указание”. Ниже его краткое содержание.

В другой статье рассказываю о видах иноагентов и правилах публикации их контента. С примерами.

Форма указания зависит от вида контента

Текстовый или визуальный контент — указание размещается в форме текста, если контент иноагента распространяется в печатном виде или в сети Интернет. Например, традиционные статьи на сайтах, посты в соцсетях, видео, баннеры и т.п.

Цвет шрифта должен быть контрастным по отношению к фону, на котором он размещается.

Не допускается наложение указания на другой контент или его фрагменты.

Указание, размещаемое в аудиовизуальной продукции, должно быть размещено по центру изображения и занимать не менее 20% от размера изображения.

Аудиоконтент — например, подкасты, сопровождаются звуковым воспроизведением “метки”.

Порядок размещения указания

Напоминает картинки и текст на пачках сигарет о вреде здоровью?

При размещении Указания в аудио и аудиовизуальной продукции, оно должно быть распространено в начале трансляции материала, а также при каждом возобновлении трансляции после ее прерывания, например, после рекламной паузы.

Такая продолжительность должна составлять не менее 15 секунд… Ну ведь точно, все как социальная реклама о вреде курения.

Ответственность СМИ-иноагентов

Несоблюдение СМИ-иноагентом формы и порядка маркировки влечет административную ответственность, установленную статьёй 19.34.1 КоАП, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 200 тыс. руб., на юридических лиц – от 500 тыс. до 5 млн. руб.


Какие бывают иноагенты

2. Иностранные СМИ, выполняющие функции иноагента: организации и физические лица (реестр).

3. Физические лица — иностранные агенты (реестра пока нет).

Обратите внимание: человек может получить статус либо СМИ-иноагента, либо физлица — иностранного агента.

Тут нужно сразу сказать, что наше законодательство трактует политическую деятельность крайне широко. Туда входят, например, формирование общественного мнения, публичные обращения в органы власти, публичные оценки деятельности государственных органов и их представителей, работа на выборах даже в качестве наблюдателей.

К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.

• иностранное юридическое лицо;

• иностранная структура без образования юрлица независимо от организационно-правовой формы;

• физическое лицо.

Как попадают в этот реестр? Тут есть два варианта.

• занимается политической деятельностью и (или) ведет целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые при получении их иностранным источником могут быть использованы против безопасности России;

• получает помощь от иностранных источников (деньги, имущество или даже организационно-методическую помощь).

На момент написания этого текста в стране таких иноагентов не существовало.

ПОМЕТКИ ДЛЯ ИНОАГЕНТОВ

Мы не будем говорить здесь о требованиях, предъявляемых ко всем типам иноагентов. Разберем, какие пометки должны ставить СМИ — иностранные агенты, и какие — все остальные, кто их цитирует.

1. Требования для иностранных СМИ-иноагентов

Форма пометки утверждена приказом Роскомнадзора от 23.09.2020 г. № 124. Согласно ему все материалы СМИ-иноагентов должны сопровождаться следующим указанием:

Если материал распространяется в печатном виде, указание должно быть размещено в начале каждого материала: под заголовком или сразу перед текстом, если заголовка нет. Размер шрифта, которым напечатано это указание, должен быть вдвое больше, чем размер шрифта материала. Цвет пометки должен быть контрастным фону.

Пометку нельзя накладывать на изображение или текст материала.

Если это видео, то пометка должна располагаться по центру кадра и занимать не меньше 20% изображения.

1. Для других

• НКО-иноагент,

• общественное объединение без регистрации, выполняющее функции иностранного агента,

• физическое лицо — иноагент.

Также пометка необходима, если СМИ публикует или цитирует материалы, созданные этими иностранными агентами.

Требований к формулировке пометки здесь нет.

Обратите внимание, при упоминании (без цитирования) СМИ-иноагента пометка не обязательна. Это подтвердил Роскомнадзор.

А вот если вы публикуете материалы или цитаты из СМИ-иноагентов, то их нужно сопровождать пометкой — тоже в свободной форме.

Ответственность

За отсутствие пометки, согласно статье 19.34-1 КоАП РФ, штрафуют:

• граждан — на 10–50 тыс. рублей или административный арест до 15 суток,

• должностных лиц — на 50–200 тыс. рублей,

• юридических — на 500 тыс. – 5 млн рублей.

Предусмотрена также и блокировка ресурса СМИ-иноагента.

Для остальных СМИ

Наказание за отсутствие пометки в обычных СМИ закреплено в статье 13.15 КоАП РФ:

• для граждан — штраф от 2 тыс. до 2.5 тыс. рублей;

• для должностных лиц — штраф от 4 до 5 тыс. рублей;

• для юрлиц — штраф от 40 до 50 тыс. рублей.

* Центр защиты прав СМИ — организация, включенная Минюстом РФ в реестр НКО — иностранных агентов

Владислав Марков

Заходим на оф. сайт Медузы, адрес редакции:
Medusa Project SIA
Свидетельство о регистрации СМИ: 000740272 от 5 сентября 2014 года

Адрес: Krišjāņa Barona iela 5-2, Riga, Latvia, LV-1050
Показать полностью.

Итого: иностранное СМИ назвали иностранным СМИ.
А чего тогда истерим-то?

Alisa Paskudova


Alisa Paskudova

Sam Fisher

Юрий Власов

Владислав Марков

Владислав Марков

Alisa, оч приятно, а меня Владислав Николаевич зовут

Sam Fisher

Владислав Марков

Sam, с оф. сайта Минюста РФ:

Сведения о заключённых соглашениях содержатся в финансовой отчётности латвийской фирмы Medusa Project SIA за 2017 год.

* СМИ, признанное иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ от 23.04.2021.

Читайте также: