Дальнее местное и пригородное сообщение расстояние

Обновлено: 05.07.2024

Скорые поезда делают в пути следования меньше остановок, чем пассажирские, и продолжительность остановок невелика. При проезде в скорых поездах с пассажиров взыскивается доплата за скорость.

Пассажирские и скорые поезда делятся на поезда круглогодичного обращения и поезда, назначаемые только на летний период. Дальние поезда курсируют на расстояние свыше 700 км, местные - от 150 до 700 км, пригородные - до 200 км.

• прямое, когда пассажир следует по двум железным дорогам и более;

• местное, когда пассажир совершает поездку по одной железной дороге (редко двум);

• пригородное, при котором пассажир едет в пределах пригородных зон, но не далее 200 км;

• по дорогам России и стран ближнего зарубежья;

• международное, когда пассажир совершает поездку по железным дорогам двух и более государств дальнего зарубежья.

Кроме того, курсируют почтово-багажные поезда.

1 -100. скорые пассажирские (круглогодичного обращения)

101 - 156. скорые пассажирские (летние)

157-169 . скоростные пассажирские 170 - 300 . пассажирские круглогодичные 301 - 399 . пассажирские летние 400 - 499 . пассажирские разового назначения 500 - 599 . разового назначения летние 600-699 . местные 800 - 899. туристско-экскурсионные 900 - 999 . почтово-багажные, грузопассажирские 6000-6999 . пригородные

Пропускают поезда по линии и перегонам по старшинству.

К группе А (внеочередные) относятся поезда восстановительные, пожарные, снегоочистители, локомотивы без вагонов, автомотрисы, дрезины несъемного типа, назначаемые для восстановления нормального движения и для тушения пожаров.

Группа Б - это очередные графиковые поезда по старшинству: пассажирские скорые, пассажирские всех остальных наименований, почтово-багажные, воинские, грузопассажирские, людские, ускоренные грузовые, грузовые (сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные), хозяйственные.

К группе В относятся поезда, назначаемые по особым требованиям, их очередность устанавливается при назначении.

Размещение в составе поезда пассажирских вагонов разного рода и типа в определенной последовательности называется композицией, или схемой формирования, состава. Общее количество вагонов в составе определяется массой поезда, длиной приемоотправочных путей, установленной скоростью движения и силой тяги локомотива. При подсчете массы пассажирских поездов учитывается тара вагонов, масса пассажиров, ручной клади и багажа.

При выборе схемы или назначения состава учитываются запросы пассажиров на приобретение билетов в вагонах тех или иных категорий (купейные, плацкартные, общие) и обращается внимание на создание удобств для пассажиров. В составе поезда выделяются вагоны, предназначенные для пассажиров с детьми, и вагоны повышенной комфортности.

Форменная одежда проводников должна быть индивидуального пошива, обязательно наличие на костюме визитной карточки.

· дальние, следующие на расстояние более 700 км:

· местные, следующие на расстояние до 700 км.

· пригородные, следующие на расстояние до 150 км

В свою очередь дальние и местные поезда делятся на скорые и пасса­жирские.

Скорые поезда формируются из вагонов повышенной комфортабель­ности и имеют меньший вес и населенность поезда, следует с более высо­кими скоростями, проследует безостановочно 200-300 км, а время оста­новок является минимальным.

Пассажирские поезда формируются из вагонов меньшей комфорта­бельности, чем скорые, в них включаются купейные и не купейные вагоны, а иногда и вагоны для сидения. Они имеют больший вес и населенность, но меньшую маршрутную скорость из-за более частых остановок.

Пригородные поезда имеют меньший вес, чем местные, и, как правило, большую населенность. Кроме раздельных пунктов (станции, разъезды и т. д.), эти поезда останавливаются на пассажирских остановочных пунктах, уст­раиваемых на перегонах специально для посадки и высадки пассажиров.

На малодеятельных линиях с незначительным пассажиропотоком и малой пропускной способностью, обращаются грузопассажирские поезда, которые формируются из пассажирских и грузовых вагонов и имеют вес, соответствующий весу грузового поезда.

Основой организации пассажирских перевозок является график движения пассажирских поездов, который разрабатывается по данным о пассажиропотоках и увязывает технологический процесс всех подразделений и служб, обеспечивающих эти перевозки.

1. Скорые круглогодичные № 1-100.

2. Скорые летние № 100-156.

3. Скоростные № 157-170.

4. Дальние пассажирские:

6. Местные № 601-700;

7. Туристско-экскурсионные № 801-848;

8. Местные областные № 851-899;

9. Почтово-багажные № 901-950;

10. Грузопассажирские (по билетам) № 951-970;

11. Людские (по грузовым билетам) № 971-999;

12. Пригородные № 6001-6999.

Формирование пассажирских поездов производится в соответствии с установленной схемой составов, предусматривающей порядок расстановки в составе вагонов различных категорий (спальных, купейных, плацкартных, вагонов-ресторанов и т.д.).

На станциях и вокзалах пассажир начинает и заканчивает пользование железнодорожным транспортом. Технологический процесс их работ должен рассматривать высокую культуру обслуживания пассажиров. Для этого станционная и вокзальная технология должна основываться на научной организации труда, применении автоматизации и механизации производственных процессов, значительно сокращающих затраты времени на обслуживание пассажиров.

Особенности организации пассажирских перевозок в современных условиях.

На эффективность и качество пассажирских перевозок воздействует ряд факторов, которые условно можно разделить на технические, отражающие особенности вида перевозок и организационные.

Воздействие первой группы факторов проявляется в том, что:

- на сети железных дорог нет специализированных пассажирских линий и поэтому прокладка поездов на графике подсинена не только требованиям организации пассажирских перевозок, но и грузового движения. Техническая оснащенность и развитие пассажирских станций, особенно технических, не обеспечивают прием, отправление, формирование и расформирование составов пассажирских поездов в числе вагонов, необходимом по пассажиропотоку. Существующие в настоящее время ограничения по состоянию пути существенно снижают маршрутную скорость пассажирских поездов;

- существует дефицит пассажирского подвижного состава. Состояние хозяйства весьма плачевное. Большинство вагонов не оборудованы системой хорошего воздухообмена, и полностью отсутствует кондиционирование воздуха, тем самым не обеспечивает элементарных удобств для пассажиров.

Вторая группа факторов отражает специфику пассажирских перевозок (неравномерность пассажирских перевозок, особенности составления расписания движения пассажирских поездов и планирование перевозок).

В течение года можно выделить несколько характерных периодов:

- зимние школьные каникулы;

- весенние школьные каникулы;

- майские перевозки (25 апреля – 10 мая);

- летние массовые перевозки (1 июня – 31 августа);

- осенне-зимние перевозки (1 сентября – 25 декабря);

- праздничные ноябрьские перевозки ( 1 – 10 ноября);

- новогодние перевозки (25 декабря – 8 января).

Некоторые из указанных периодов отличаются темпами роста или спада пассажиропотока, средней дальностью поездки и другими показателями структуры пассажиропотока. Общим для всех периодов является изменение потока пассажиров.

Планирование пассажирских перевозок существенно отличается от грузовых и осуществляется на основании анализа и обработки данных о размерах пассажиропотока за предыдущие годы с учётом экономической и политической обстановке в стране.

Третья группа факторов характеризует особенности организации пассажирских перевозок. Сложившиеся системы показателей характеризует работу в пассажирском движении только с чисто транспортной стороны и не отражает непосредственно качество перевозок. Например, в настоящее время нет четкой системы показателей, позволяющей утверждать, что вновь вводимые или откорректированные размеры движения, маршруты следования поездов и в целом схематический график рационального существования.

Установленные показатели отражают лишь населённость вагона, уровень скорости и число составов в обороте и не дают полного представления о качестве организации перевозок пассажиров. Они не отражают число пересадок и их продолжительность, удобства или неудобства, времени прибытия и отправления поездов и других условий поездки.

Во всех развитых странах железнодорожный пассажирский транспорт играет важную роль в жизни общества. Значение пассажирского транспорта для страны объясняется его социально-экономическими функциями. Пассажирские перевозки выполняют все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской и речной. Оптимальный радиус действия каждого из видов транспорта зависит от многих факторов, прежде всего от времени поездки. Главной задачей пассажирского транспорта является опережающее удовлетворение потребностей рынка при эффективном взаимодействии со всей инфраструктурой. В решении этой задачи заключается смысл структурно-функционального реформирования пассажирского хозяйства железнодорожного транспорта.

Дальнее и местное пассажирское движение

1.1. Пассажиропотоки. Пассажирские поезда

Для наиболее рациональной организации перевозок с учетом особенностей различных групп пассажиров пассажиропотоки делятся на четыре основных категории:

· внутригородские, а также следующие до аэропортов и прочие.

В зависимости от дальности следования пассажирские поезда подразделяются на три категории:

· дальние, следующие на расстояние свыше 700 км.;

· местные – расстояние обращения от 150 до 700 км.;

· пригородные – до 150 км.

В зависимости от скорости движения и комфортабельности дальние и местные поезда подразделяются на пассажирские, скорые, повышенной скорости и высокоскоростные.

Скорые (в том числе скоростные) поезда имеют наиболее высокую маршрутную скорость благодаря меньшему числу остановок и меньшей их продолжительности. Скорые поезда формируют из наиболее комфортабельных вагонов, обеспечивающих наибольшие удобства для пассажиров; назначаются на основных магистралях между крупными городами.

Максимальная ходовая скорость скорых поездов 140 км/ч. Поезда, следующие со скоростью свыше 140 км/ч, относятся к скоростным или поездам повышенной скорости.

Пассажирские поезда обращаются между крупными населенными пунктами, обслуживают пассажиропотоки, не охваченные скорыми поездами, и имеют остановки на участковых и промежуточных станциях.

На линиях с незначительным объемом пассажирских перевозок могут назначаться грузо-пассажирские поезда. При достаточном потоке багажа и почты назначают почтово-багажные поезда.

В зависимости от категории поездов принята единая на сети дорог нумерация пассажирских поездов, приведенная в таблице 1.1.

Номера поездов Категории поездов
1 – 148 Скорые круглогодичного обращения
191 – 198 сезонного обращения
201 – 298
151 – 168 Скоростные
171 – 188 Ускоренные (составы из классных вагонов)
301 – 398 Дальние пассажирские круглогодичного обращения
401 – 498 сезонного обращения
501 – 598 разового назначения
601 – 698 Местные пассажирские при следовании до 700 км
801 – 848 Ускоренные моторвагонные (дизель- и электропоезда) повышенной комфортности
851 – 898 без дополнительных услуг
901 – 948 Почтово-багажные
951 – 968 Грузо-пассажирские
971 – 988 Туристско-экскурсионные
991 – 998 Людские
5401 – 5699 Резервные составы
6001 – 6998 Пригородные
7001 – 7398 Пригородные скоростные в пределах субъекта Федерации
7481-7498 Пригородные служебного назначения (по билетам)

1.2. План формирования и размеры движения

Выбор назначений и расчет размера движения скорых и пассажирских поездов производится с использованием значений плановых пассажиропотоков, приведенных в таблице 1.2.

На Из А Б В Г Д Итого
А
Б х х х Х
В х х х Х
Г х х х Х
Д х х х Х
Всего х х х х Х

На основании данных таблицы 1.2 построена диаграмма плановых пассажиропотоков, а также производится выбор назначений и расчет движения скорых и пассажирских поездов.

Упомянутый приказ Минтранса в 2007 году разделил пассажирские поезда по расстоянию следования и условиям проезда на дальние (следующие на расстояние свыше 150 км) и пригородные (следующие на расстояние не более 200 км). При этом в составе первых должны быть вагоны с местами для сидения и лежания , а во вторых — только с местами для сидения .

Ведь уже сегодня практика такова, что отдельно взятый пригородный состав в отдельно взятом регионе может остановиться на некой промежуточной станции. После чего ему поменяют номер маршрута , и он спокойно проследует вместе с пассажирами дальше, причём, возможно, в другой регион . В расписании при этом манёвры одного состава будут значиться как два разных поезда, но согласованных. Пойти на этот непростой шаг перевозчикам пришлось в связи с потоками жалоб пассажиров, которым после министерских игр с километрами планомерно начали отменять привычные прямые пригородные поезда.

При этом новая трактовка приказа №99 отнюдь не мешает дочерним компаниям монополии активно окучивать полигоны пригородных компаний. Мы уже писали про то, как ФПК давно и последовательно наступает на пятки ЦППК . Расширение географии дневных экспрессов ФПК, которые делают остановки в городах — конечных точках премиум-маршрутов ЦППК, уже отбирает пассажиров. То есть фактически возникает новая монопольная составляющая. В пределах региона людей вы, конечно, возите. А вот по соседям мы их сами доставим.

Пострадают не столько пригородные компании, прямым поездам которых искусственно закоротят полигон работы, сколько пассажиры. Те же дачники.

Пока не очень ясно , насколько рьяно Минтранс или иные заинтересованные лица будут следить за исполнением положений приказа: не пускать пригородных перевозчиков за 200-километровый рубеж на территории другого региона. В целом они в силах положить конец той же технологии переименования маршрутов. Но в этом случае пострадают не столько пригородные компании, прямым поездам которых искусственно закоротят полигон работы, сколько пассажиры . Те же дачники. Или жители, к примеру, станции Вековка Муромского региона Горьковской ж.д., которая находится на расстоянии 208 км от столичного вокзала. И… во Владимирской области . 200 км вроде отменили, а толку? Электричкой из Москвы всё равно не доедешь: регион-то другой.

А ведь у той же ЦППК полигон совпадает с границами Московской ж.д., которая охватывает территории 11 субъектов РФ. И уж коль скоро все, включая регуляторов, горой стоят за рынок и развитие конкуренции, не логично ли было бы отменить 200-километровый рубеж полностью? Как рудимент якунинской эпохи. И пусть компании на равных правах возят пассажиров туда, куда пожелают люди, а не чиновники в кабинетах.

Читайте также: