Что такое письменное сообщение в информатике

Обновлено: 04.07.2024

Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.

Всякий письменный текст — это определённая последовательность символов. Пропуск, замена или перестановка хотя бы одного символа в тексте подчас изменяет его смысл. Рассмотрим две фразы, отличающиеся одна от другой единственным, последним символом:

Кто к нам пришёл!

Кто к нам пришёл?

Смысл первой последовательности символов состоит в том, что вошедшего увидели и узнали. Вторая последовательность символов является вопросом, подчеркивающим неизвестность и неопредел ённость ситуации.

На протяжении тысячелетий люди записывали информацию. В течение этого времени менялось и то, на чём записывали информацию (камень, глина, дерево, папирус, пергамент, бумага), и то, с помощью чего это делали (острый камень, костяная палочка, птичье перо, перьевые ручки, авторучки, с конца XIX века для выполнения письменных работ стала применяться пишущая машинка). Но не менялось главное: чтобы внести изменения в текст, его надо было заново переписать. А это очень длительный и трудоёмкий процесс.

Дополнительную информацию об истории создания текстовых документов вы найдёте в электронном приложении к учебнику.

Текстовые документы

Любой текст, созданный с помощью текстового редактора, вместе с включёнными в него нетекстовыми материалами называют документом.

Текстовый документ может быть статьёй, докладом, рассказом, стихотворением, приглашением, объявлением, поздравительной открыткой. При работе в сети части одного сложного документа могут храниться на разных компьютерах, расположенных далеко друг от друга.

Основными объектами текстового документа являются: символ, слово, строка, абзац, страница, фрагмент.

Символ — цифра, буква, знак препинания и т. д.

Слово — произвольная последовательность символов (букв, цифр и др.), ограниченная с двух сторон служебными символами (такими как пробел, запятая, скобки и др.).

Строка — произвольная последовательность символов между левой и правой границами документа.

Абзац — произвольная последовательность символов, ограниченная специальными символами конца абзаца. Допускаются пустые абзацы.

Фрагмент — произвольная последовательность символов. Фрагментом может быть отдельное слово, строка, абзац, страница и даже весь вводимый текст.

Компьютер — основной инструмент подготовки текстов

Подготовка текстов — одна из самых распространённых сфер применения компьютеров. На любом компьютере установлены специальные программы, предназначенные для создания текстов, — текстовые редакторы.

Вы уже работали с простым текстовым редактором. С его помощью можно создавать простые тексты, состоящие из букв, цифр, знаков препинания и специальных символов, которые можно ввести с помощью клавиатуры.

Для создания и оформления рассказов, докладов, статей для школьной газеты, содержащих надписи, таблицы, схемы, рисунки, фотографии, используют более мощные текстовые редакторы. Их ещё называют текстовыми процессорами.

Окно одного из простых текстовых процессоров показано на рис. 24.


Подготовка документа на компьютере состоит из таких этапов, как ввод (набор), редактирование, форматирование и печать.

Ввод текста

Ввод (набор) текста, как правило, осуществляется с помощью клавиатуры. Место для ввода очередного символа текста указывается на экране монитора с помощью мигающей вертикальной черты — курсора.

  1. Там, где это нужно, используйте прописные буквы.
  2. Все знаки препинания, кроме тире, ставьте сразу же за последней буквой слова; после любого знака препинания нажимайте клавишу Пробел. Тире выделяйте пробелами с двух сторон.
  3. Избегайте ввода подряд двух и более пробелов; не используйте пробел для выравнивания границ абзаца.
  4. Не следите за концом строки: как только он будет достигнут, курсор автоматически перейдёт на начало следующей строки.
  5. Для того чтобы перейти к вводу нового абзаца (или строки стихотворения), нажимайте клавишу Enter.

Контролировать соблюдение правил набора текста будет значительно проще, если установить режим отображения непечатаемых символов.

Редактирование текста

Редактирование — следующий этап подготовки документа на компьютере. При редактировании текста вы просматриваете его, чтобы убедиться, что всё правильно, исправляете обнаруженные ошибки (например, в правописании) и вносите необходимые изменения.

Если текст большой, то на экране будет видна только его часть, а весь он будет храниться в памяти компьютера.

С помощью курсорных стрелок курсор можно перемещать по всему экрану, подводить его к любому символу. Для перемещения по всему документу предназначены специальные клавиши или комбинации клавиш:


Кроме того, существует режим прокрутки, позволяющий быстро вывести на экран части текста, находящиеся за его пределами.

При редактировании можно работать не только с отдельными символами, но и с целыми фрагментами текста. Предварительно фрагмент должен быть выделен. Для этого необходимо установить указатель мыши в начало нужного фрагмента и, держа кнопку мыши нажатой, протянуть указатель до его конца.


Выбор фрагмента можно отменить щелчком в произвольном месте рабочей области окна.

Выделенный фрагмент можно удалить из текста и стереть из памяти, а можно удалить из текста, но поместить в специальный раздел памяти, называемый буфером. В этом случае удалённый фрагмент можно будет или вернуть на прежнее место, или поместить в другое, более подходящее место текста (рис. 25).


Текстовые процессоры позволяют находить в тексте заданное слово, при необходимости автоматически заменять во всём тексте одно слово другим.

Современным текстовым процессорам можно поручить также обнаружение и исправление орфографических ошибок.

Форматирование текста

На этапе форматирования совершаются различные операции по оформлению документа.

Вначале абзацы текста выравниваются.

Когда текст выровнен влево, левая граница абзаца образует прямую линию. При этом все строки имеют одинаковые отступы от края страницы. Данный абзац выровнен влево.


Когда текст выровнен вправо, правая граница абзаца образует прямую линию. Каждая строка абзаца заканчивается на одном и том же расстоянии от края страницы. Данный абзац выровнен вправо.


Выровненный по центру, или центрированный, текст располагается так: с обеих сторон каждой строки ширина свободного пространства одинакова. С обеих сторон края абзаца получаются неровными. Данный абзац выровнен по центру.


Шрифт — это полный набор букв алфавита с общим стилем их изображения.

  • Полужирный шрифт темнее, он хорошо заметен.
  • Курсивный шрифт имеет наклон.
  • Подчёркнутый шрифт.
    1 Дюйм — единица длины в английской системе мер, равна 2,54 см.

Дополнительную информацию о шрифтах вы найдёте в электронном приложении к учебнику.

Для вывода документа на бумагу к компьютеру подключается печатающее устройство — принтер. Существуют различные типы принтеров.

Матричный принтер печатает с помощью металлических иголок, которые прижимают к бумаге красящую ленту. Ударяя по ленте, они оставляют на бумаге узор из точек — матрицу буквы.

Струйный принтер наносит буквы на бумагу, распыляя над ней капли жидких чернил.

В лазерном принтере для печати символов используется лазерный луч. Это позволяет получать типографское качество печати.

Самое главное

Текст — это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.

Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.

Для обработки текстовой информации предназначены специальные программы — текстовые редакторы.

Любой текст, созданный с помощью текстового редактора, вместе с включёнными в него нетекстовыми материалами называют документом.

Подготовка документа на компьютере состоит из таких этапов, как ввод (набор), редактирование и форматирование.

Вопросы и задания

Компьютерный практикум

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проверка домашнего задания Перечислите правила поведения техники безопасности

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проверка домашнего задания Перечислите правила поведения техники безопасности

Проверка домашнего задания Перечислите правила поведения техники безопасности

Информация, её содержание, виды и свойства Тема урока

Информация, её содержание, виды и свойства Тема урока

Что такое информатика? Какое отношение к информатике имеют компьютеры? Как вы.

Что такое информатика? Какое отношение к информатике имеют компьютеры? Как вы понимаете , что такое информация?

Информация ("informatio"( лат.) - сведения, разъяснения, изложение) — сведен.

Информация ("informatio"( лат.) - сведения, разъяснения, изложение) — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы; - применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде.

Определения: Информатика – это наука об изучении компьютеров и компьютерных п.

Определения: Информатика – это наука об изучении компьютеров и компьютерных программ. Информация –это сведения, которые снимают полностью или уменьшают неопределенность, существующую до их получения, о состоянии какого-либо объекта. Информация - содержание последовательностей символов (сигналов) из некоторого алфавита.

Как человек получает информацию? СЛУХ ЗРЕНИЕ ОБОНЯНИЕ ОСЯЗАНИЕ ВКУС

Как человек получает информацию? СЛУХ ЗРЕНИЕ ОБОНЯНИЕ ОСЯЗАНИЕ ВКУС

Через какой орган чувств человек получает наибольший объём информации?

Через какой орган чувств человек получает наибольший объём информации?

Информация вокруг нас существует в различных видах:: в виде текстов, рисунко.

Информация вокруг нас существует в различных видах:: в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий; в виде световых или звуковых сигналов; в виде радиоволн; в виде электрических и нервных импульсов; в виде магнитных записей; в виде жестов и мимики; в виде запахов и вкусовых ощущений; в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов и т.д. По способу восприятия информации человеком различают следующие виды информации: визуальная, аудиальная, обонятельная, вкусовая, тактильная. Не показывать ученикам, а просто прочитать)


В какой форме человек может передавать информацию? письменной устной с помощь.

В какой форме человек может передавать информацию? письменной устной с помощью жестов

Определите орган чувств получения информации. Запах цветка Ожог Любимая песня.

Определите орган чувств получения информации. Запах цветка Ожог Любимая песня Плюшевый мишка Колючая роза Кислый лимон

Как и всякий объект, информация обладает свойствами. Характерной отличительно.

Как и всякий объект, информация обладает свойствами. Характерной отличительной особенностью информации от других объектов природы и общества, является дуализм: на свойства информации влияют как свойства исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информацию. С точки зрения информатики наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр. Не показывать ученикам, а просто прочитать)

объективность достоверность полнота точность актуальность полезность ценность.

объективность достоверность полнота точность актуальность полезность ценность своевременность понятность доступность краткость Свойства информации

Социально значимые СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ ü понятная (телеграмма на японском яз.

Социально значимые СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ ü понятная (телеграмма на японском языке) ü полезная (в телеграмме указаны только имя приезжающего к соседу) ü достоверная (ложная телеграмма) ü актуальная (телеграмма опоздала на 1 день) ü полная (в телеграмме указан только кто приедет) ü точная (не указана дата приезда)

Задания в группах по карточкам Выполните самостоятельно задание на листочках

Задания в группах по карточкам Выполните самостоятельно задание на листочках

Физминутка Мы ладошкой потрясём, Каждый пальчик разомнём. Раз, два, три, чет.

Физминутка Мы ладошкой потрясём, Каждый пальчик разомнём. Раз, два, три, четыре, пять Мы начнём опять писать. Чтоб красиво написать Надо пальчики размять Раз, два, три, четыре, пять За письмо получим пять!

Домашнее задание Повторить ТБ и правила поведения в кабинете информатики. Кон.

Домашнее задание Повторить ТБ и правила поведения в кабинете информатики. Конспект

Я сегодня изучил ….. Я сегодня узнал… Буду я соблюдать.. Буду я выполнять.. М.

Я сегодня изучил ….. Я сегодня узнал… Буду я соблюдать.. Буду я выполнять.. Много разных ….. Оказать смогу…. Если я устал, то …. Буду я всегда….. Я сегодня узнал много разных ………… ДОПОЛНИ..

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 291 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 31.10.2015 1890
  • PPTX 1.1 мбайт
  • 21 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Тугумбекова Инна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

План урока:

Текст как форма представления информации

Примером текстовой информации может служить параграф школьного учебника, детская считалка, ремарка актера в пьесе, расписание уроков, магазинный чек и т.д.

Издавна люди пытались сохранить различного рода сведения на таких носителях, как камень, глина, береста, папирус, на смену которым пришла повсеместно используемая бумага.

Письменный текст записывали различными инструментами – острой костяной палочкой, перьевыми ручками, авторучками и с позапрошлого века стали печатать на пишущих машинках.

Чтобы зафиксировать большой объем информации или изменить смысл предложений, необходимо было проделывать огромную работу, трудоемкую и длительную. С помощью компьютера текстовую информацию можно с легкостью не только вводить, но и редактировать, сохранять, передавать и печатать любое количество копий на принтере. Компьютерные программы коренным образом изменили технологию письма . В современном мире все чаще бумажные документы заменяются электронными.

Причиной перехода к безбумажным технологиям во многих сферах деятельности человека является увеличение скорости и качества обработки информации, уменьшение себестоимости электронных носителей при росте цен на бумагу вследствие мирового экологического кризиса.

Представление текстовой информации в компьютере –это преобразование вводимых символов с помощью кодовой таблицы. Современная универсальная таблица кодировки Unicode позволяет охватить более 65 тысяч символов различных алфавитов, цифры, знаки препинания, математические и другие символы.

Фрагмент кодовой таблицы Unicode

Для каждого знака в памяти компьютера выделяется 2 байта или 16 бит двоичного кода. Таким образом, можно вычислить объем текстовой информации, легко перемножив количество символов (включая пробелы) на информационный вес одного символа. Для выражения крупных объемов информации используются такие единицы измерения, как килобайты, мегабайты и гигабайты.

Единицы измерения информации

Различают следующие виды текстовой информации:

  • фактуальная (отражает события, описание людей, мест действия, времени и т.д.);
  • концептуальная (открывает замысел автора, его позицию, точку зрения);
  • подтекстовая (дополнительная информация, позволяющая полнее раскрыть предыдущие виды информации).

Большинство текстов имеют сложную структуру, подразумевающую сочетание различных типов сведений: когнитивных, оперативных, эмоциональных и эстетических. Каждый из видов информации в тексте характеризуется своими особыми способами языкового выражения.

Текстовые документы

В целях упрощения работы с письменной информацией создали специальное программное обеспечение – текстовые редакторы (процессоры). Каждый текст, написанный в нем, будет называться текстовым документом. Это может быть и научная статья с формулами, и рассказ, и рекламное объявление.

Компьютерный текстовый документ как структура данных, реализованная с помощью гиперссылок, называется гипертекстом . Такой метод организации электронного документа позволяет в кратчайшие сроки переходить к необходимым сведениям и устанавливать связи между различными фрагментами текста.

Основные объекты текстового документа

Различают следующие основные структурные единицы текстового документа:

  • символ – самый маленький элемент текста;
  • слово – буквенный или цифровой ряд, ограниченный пробелами или символами препинания;
  • абзац – набор письменных элементов, начинающийся с красной строки;
  • строка – ряд символов внутри абзаца, который расположен в пределах одной горизонтальной линии между границами полей документа;
  • фрагмент – произвольная непрерывная часть текста (может быть какодно слово, строчка, абзац, так и весь документ).

Компьютер – основной инструмент работы с текстом

В современном мире компьютер – уникальное устройство, в том числе и для работы с текстовой информацией. Элементарные программы для текстовых документов имеют возможность создания текстов, составленных из символов, печатаемых с клавиатуры, и небольшой комплект инструментов для оформления информации. Для подготовки наиболее сложных текстов с графиками, табличным представлением данных, надписями, схемами, картинками и фотографиями целесообразно использование сильных текстовых процессоров.

Среди множества программ, предназначенных для работы с текстовой информацией, выделяют следующие:

  1. Foxit Reader – бесплатная программа для открытия текстовых документов в формате PDF. Кроме просмотра, она имеет возможность редактировать и отправлять текст на печать.
  1. Libre Office Writer– свободное офисное приложение. Прямой аналог Open Office Writer.Текстовый документа, напечатанный в этой программе, будет иметь формат ODF.
  1. Adobe Reader – удобная программа для работы текстовыми документами в формате PDF, используемого для создания текстовой информации высокого качества.
  1. Open Office Writer– бесплатное программное обеспечение, полная альтернатива приложению Microsoft Office Word. Поддерживает многие форматы. Из минусов данного приложения – отсутствует автоматическая проверка грамматики.
  1. Word Pad – стандартная программа операционной системы Microsoft Windows, обладающая ограниченными функциональными возможностями.
  1. В большинстве случаев для создания текстового документа используют программу Microsoft Word, имеющую богатый арсенал инструментов для обработки текстовой информацией. Позволяет создавать документы различной сложности.

Основные стадии подготовки электронного текстового документа:

  1. Ввод (набор символов).
  2. Редактирование.
  3. Форматирование.
  4. Печать.

Ввод текста

К устройствам ввода текстовой информации относится графический планшет, сканер, сенсорный экран и самое распространённое - клавиатура. Она позволяет вводить числа, буквы, различные знаки и управлять действиями компьютера служебными клавишами.

При вводе текстовой информации следует придерживаться несложных правил:

  1. Каждый абзац начинается после нажатия на клавишу Enter с новой строки.
  2. Отступ для абзаца создается нажатием на Tab.

Редактирование текста

Редактирование текста представляет собой процедуру внесения необходимых правок. Этот этап подготовки документа требует внимания и усидчивости.

В процессе редактирования текста изменяется содержание текста. В результате работы текст должен стать грамотным и понятным.

Основными функциями редактирования текста являются:

  • выделение текстового отрывка;
  • удаление, копирование, перемещение и вставка необходимых фрагментов текста;
  • корректировка документа, включающая в себя подстановку вместо повторяющихся слов синонимов, устранение грамматических, пунктуационных, орфографических и стилистических ошибок.

Редактирование текста осуществляется перемещением курсора в необходимое место с помощью мыши либо нажатием служебных клавиш (их комбинации).

Основные сочетания клавиш

Работать можно как с отдельными знаками, строками, абзацами,так и со всем текстом. Прежде всего нужный фрагмент следует выделить. Для этого нужно установить курсорную стрелку в начало элемента и, зажимая левую кнопку мышки, провести до его окончания.

Далее можно его скопировать, вырезать, удалить соответствующими кнопками или сочетаниями клавиш.

Microsoft Word – самая популярная программа для редактирования текста. Она обладает богатыми возможностями и удобным интерфейсом. Основные средства для редактирования текста в Word:

  1. Режим вставки и замены символов (в первом режиме при печатании знаки вставляются между уже имеющимися, а при втором – очередные символы заменяют ранее напечатанные при вводе) Файл→Параметры→Дополнительно
  1. Режим Тезауруса (используется для автоматической замены выделенных слов синонимами)
  1. Автоматическая проверка правописания (проверка орфографии и грамматики)
  1. Средства рецензирования (позволяет создавать примечания, исправления и другие операции, не изменяя исходный текст) вкладка Рецензирование

Форматирование текста

Следующий этап обработки текста заключается в его форматировании. Форматирование текста подразумевает изменение внешнего вида документа. Информация подвергается оформлению по необходимым критериям.

Форматирование текста представляет собой:

  • выбор параметров страницы;
  • форматирование символов;
  • форматирование абзацев;
  • создание списков.

Вначале выбирается альбомная или книжная ориентация страницы (Разметка страницы → Ориентация).

Также в этой вкладке можно устанавливать различные параметры страницы (поля, размер, колонки и т.д.)

Нумерация страницы производится нажатием на кнопку Вставка → Номер страницы.

В процессе форматирования текста изменяется размер, начертание и цвет шрифта на Главной вкладке.

Оформление абзацев состоит в выравнивании текста относительно границ страницы (по левому или правому краю, центру или ширине).

Применение номерованных или маркированных списков позволит облегчить восприятие текстовой информации.

Подготовка документа заканчивается его распечатыванием. Для этой цели используют принтеры (устройства, переводящие электронную информацию на бумажный носитель) разного типа:

  • мобильный телефон, который вы используете для общения с родителями и друзьями;
  • спутник, который облетает Землю;
  • одноклассник, который помогает вам получать новые знания;
  • гравитационное поле Земли — физическое поле, обусловленное притяжением массы Земли и центробежной силой, возникающей вследствие суточного вращения Земли.


В простейших случаях сигнал может принимать два значения. Например, есть огонь в сигнальной башне или его нет, человек с вами согласен (кивок головой) или нет, ученик поднимает руку для ответа или нет, существует телефонная связь с нужным абонентом или отсутствует и тому подобное.

Что такое информация?

Все виды сигналов можно регистрировать. В момент регистрации сигналов образуются данные. Когда эти данные использует человек, они становятся для него информационными данными, или информацией.

Например, список контактов в телефоне — это текстовые данные, рингтон, который звучит во время ожидания вызова — звуковые данные, показатели температуры окружающей среды на экране телефона — числовые данные, сведения о дне недели, число и месяц — это данные о текущей дате, информация о местонахождении — геоданные. Когда владелец телефона принимает решение по оповещению кого-то из списка контактов о показателях температуры на выбранную дату в определенном месте, то зафиксированные данные становятся информацией.

Подробнее об этом можно прочитать в статье «Понятие информации. Информатика«.

При этом объекты (от лат. Objectus — предмет, явление) бывают материальными (человек, море, здание, автомобиль, космический корабль, мобильный телефон, глобус, мяч и т.д.) или нематериальными (песня, стихотворение, формула, звездное небо и др.). Кроме того, человек наблюдает и изучает различные явления, такие как радуга, затмение солнца, гром, землетрясение и т.д. и процессы — фотосинтеза, растворения, излучение, кипения, выпечки (хлеба), реабилитации после космического полета, обучение и др.

Все объекты имеют определенные характеристики, к которым можно отнести: имя, свойства, действия (которые может осуществлять объект или которые можно осуществить с ним) и среду.

Например, стол для ученика в классе можно описать так: название — парта, свойства: ширина, длина, высота, форма, материал, цвет. С партой можно выполнять такие действия — переносить, красить, ремонтировать, менять размеры и тому подобное. Средой для парты может быть класс, комната, помойка, улица и т. д.

Различные объекты могут иметь различные параметры с различными значениями, то есть различные свойства. Похожие объекты могут иметь одинаковые параметры с различными значениями. Говорят, что они имеют разные значения параметров, которые могут выражаться как количественно, так и качественно.

Каждый объект существует среди других объектов при определенных условиях. Говорят, что он существует в определенной среде. Среда — совокупность условий, в которых находится и действует объект.

Среда обитания рыбы — водоем или аквариум, тигра — тропические леса, человека — планета Земля. Понятно, что для конкретного объекта среда обитания становится также более конкретной. Например, средой обитания большого кита является океан, хотя может быть и большой аквариум. Для ученика средой можно считать школу, в которой он учится, кроме того, дом и город, где он живет. То есть среда конкретного объекта зависит от функций и действий этого объекта при решении определенных задач.

Какие процессы называют информационными?

Состояние объекта может последовательно меняться под влиянием действий, которые над ним выполняют. Например, если резиновый воздушный шарик надувать легким газом, его форма и размеры постепенно меняться. Если вовремя прекратить надувать шарик, завязать и отпустить, то он будет подниматься вверх.

При этом если недостаточно наполнить шарик воздухом, она не взлетит, а если слишком — лопнет.

Приложив некоторые усилия, можно научиться кататься на лыжах, водить автомобиль, нырять, управлять самолетом, делать хирургические операции и тому подобное.

Если воду нагреть, она постепенно превратится в пар и вся испарится из сосуда. В морозильной камере вода станет льдом.

Такие изменения называются процессами.

Процесс — определенная совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели.

К информационным процессам относятся: создание, поиск, сбор, хранение, обработка, кодирование, отображение, передача и использование данных.

Такие данные сначала получают с помощью различных средств и разными путями. Данные накапливают и хранят на различных носителях. При необходимости их ищут и разрабатывают. Результаты обработки данных отображают различными способами, в том числе с помощью различных систем кодирования. При необходимости исходные данные, так и данные, полученные в результате обработки, передают различными путями и способами, а далее, в зависимости от приемника и цели, снова обрабатывают и используют.

Например, для просмотра нового фильма в кинотеатре, вы должны выяснить, в каком из кинотеатров вашего города и когда этот фильм будут демонстрировать. Для этого вы можете воспользоваться афишами, опросить друзей или знакомых, позвонить в справочную службу, просмотреть сведения в Интернете, то есть провести определенный поиск дополнительных данных. Затем вы выберете кинотеатр, удобные для вас дату и время показа фильма, определите доступную для вас цену — то есть проанализируете полученные данные и примете решение. Далее приобретете билеты и пойдете на просмотр. Если фильм вас интересует, но он не демонстрируется в кинотеатрах вашего города, то вы можете найти другой путь — найти и купить или одолжить у друзей его запись.

В каждом из таких процессов могут применяться различные средства и технологии, включая автоматизированные — с помощью компьютерных систем.

Читайте также: