Что означают понятие медиум сообщение горячие и холодные средства коммуникации в подходе м маклюэна

Обновлено: 05.07.2024

Маклюэн считал, что исследования медиа принесут плоды только тогда, когда в изучение будет включён и культурный контекст, в котором функционирует медиа.

Связанные понятия

Медиа — обширное понятие, включающее в себя средства коммуникации, способы передачи информации, а также образовываемую ими среду (медиапространство).

Трансмедийное повествование — технология рассказа истории или представление повествования посредством использования мультиплатформ и кросс-медийных сериальных изданий. Иначе говоря, метод рассказа и представления единственной истории или опыта её переживания сквозь множественные платформы и форматы цифровых технологий. Не стоит путать это понятие с традиционными формами кросс-платформ как медиа-франшиз, сиквелов и адаптаций к произведениям.

Гуглиза́ция (англ. Googlization) — неологизм, описывающий распространение технологий и эстетики компании Google не только на поиск информации, рекламу в интернете и общение в сети, но и на традиционные офлайн-институты, такие как библиотеки, периодические печатные издания, на торговые отношения и способы ведения бизнеса.

Автоно́мная се́нсорная меридиона́льная реа́кция (АСМР) (англ. Autonomous sensory meridian response, ASMR) — это неологизм, обозначающий феномен восприятия, характеризующийся приятным ощущением покалывания в затылке, распространяющегося в виде мурашек по коже шеи и спине к конечностям. Вызывают АСМР-ощущения звуковые, зрительные, тактильные или когнитивные стимулы.

Новые СМИ или новые медиа (англ. New media) — термин, который в конце XX века стали применять для интерактивных электронных изданий и новых форм коммуникации производителей контента с потребителями для обозначения отличий от традиционных медиа, таких как газеты, то есть этим термином обозначают процесс развития цифровых, сетевых технологий и коммуникаций. Конвергенция и мультимедийные редакции стали обыденными элементами сегодняшней журналистики.

Гражда́нская журналистика (также её могут называть партисипативной (англ. participatory journalism), партизанской (англ. guerrilla journalism), уличной (англ. street journalism) и демократической) — разновидность журналистики или форма альтернативных медиа, получившая широкое распространение с развитием Интернета и новых цифровых технологий, которая подразумевает под собой деятельность не профессиональных авторов (не путать с civic journalism). Гражданская журналистика основывается на том, что обычные.

Колонка (англ. column) — жанр журналистики, представляющий собой авторское высказывание на злободневную тему, с определенной регулярностью публикуемое в одном издании и, как правило, размещаемое на постоянном месте в газетной (журнальной) полосе или на сайте.

Комиксная журналистика — жанр журналистики, использующий для описания событий серии изображений — комиксов. Использование текста в подобных материалах минимальное, он используется в диалогах и для связи отдельных стрипов. Как и традиционная журналистика, комиксная основывается на фактах. Журналисты-художники обращаются к различным жанрам: интервью, репортажам, расследованиям, трэвологам. Для комиксной журналистики характерна остросоциальная проблематика, на первый план авторы ставят эмоциональное.

Журналистика одного взгляда (англ. glance-journalism) – новое течение в цифровой журналистике, которое подразумевает потребление контента в максимально короткий срок.

Медиапотребление - это количество используемых информационных или развлекательных СМИ одним человеком или группой людей. Это понятие включает в себя чтение книг и журналов, просмотр фильмов и телевизионных программ, прослушивание радио и, безусловно, взаимодействие с новыми видами медиа-технологий. Активным пользователем СМИ может называться человек, который по своей природе скептичен, способен свободно мыслить, давать оценку определённым явлениям, задавать вопросы и понимать чужую точку зрения.

Музыка́льная журнали́стика (англ. Music journalism) — отражает форму реализации особой музыкально-литературной деятельности, принадлежащей системе прикладного музыковедения. Музыкальная журналистика может служить способом выхода как музыкальной критики (оценочной мысли), так и музыкального просветительства, популяризации и пропаганды, любой публицистики, направленной на музыкально-культурный процесс. Фрэнку Заппе приписывается фраза: Впрочем, впоследствии выяснилось, что автор этой фразы - американский.

Популяриза́ция нау́ки — процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей (имеющих определённый уровень подготовленности для получения информации).

Киберфеминизм (англ. Cyberfeminism) — направление в философской мысли современного феминистского сообщества, связанное с изучением киберпространства, интернета и информационных технологий. Термин был введён в употребление в начале 1990-х годов для описания идей и концепций феминистских авторов, занимающихся исследованиями интернета и технологий новых медиа. Киберфеминизм считается предшественником сетевого феминизма.

В культурологии под медиакультурой подразумевается современное западное капиталистическое общество, появившееся и образовавшееся в 20 веке под влиянием средств массовой информации. Термин подразумевает под собой общий эффект и интеллектуальное влияние, оказываемое СМИ (в основном, телевидением, но также прессой, радио и кино) не только на общественное мнение, но также на вкусы и ценности.

Цифровая риторика — искусство информирования, убеждения и вселения действия в аудиторию через СМИ, и это продвигающаяся форма общения, составленная, созданная и распределенная через мультимедиа. Риторика объединяет многократные методы, такие как убеждение, эффективное письмо и эффективный разговор, чтобы представить информацию изобретательными способами. Значение риторики изменялось в течение долгого времени, развиваясь с изменениями в технологиях. СМИ онлайн все более и более используются в качестве.

Антропология медиа(антропология массмедиа, медиа антропология) — это направление антропологии, изучающее процессы производства и потребления контента массмедиа. Основным методом исследований антропологии медиа является полевая этнография.

Адаптированная литература — это литература, — зачастую художественные произведения известных писателей, — адаптированная для читателя таким образом, чтобы в ней использовались лишь те грамматически конструкции и слова, которые будут понятны конкретной группе читателей, либо же поправки, согласующиеся с политической доктриной той или иной страны и продиктованные конъюнктурными, а не образовательными соображениями. Идеи переработки классических произведений для детей постепенно привлекают к себе всё.

Журналистика данных (англ. data journalism) — направление в журналистике, в основе которого лежит обработка данных и их использование для создания журналистского материала. Данные могут служить как инструментом для раскрытия определенной журналистской истории, так и ее источником. Развитие журналистики данных связано с развитием технологий, позволяющих хранить и обрабатывать большие объемы данных, и движением в сторону большей открытости информации.

Синдром информационной усталости (англ. Information fatigue syndrome) — понятие, отражающее специфическое психологическое состояние человека, которое ведёт к неверным оценкам реальности, ложным умозаключениям и к принятию неудовлетворительных, ошибочных решений. Термин ввёл в оборот американский нейрофизиолог Дэвид Льюис в 1996 году.

Цифровая хрупкость (англ. digital frailty) — это феномен, при котором цифровые материалы, опубликованные на новостном сайте какой-либо организации, являются недолговечными и легко разрушаемыми. Этот феномен может распространяться как на традиционные издания, так и только на электронные издания, и связан с тем, что на данный момент у СМИ нет центрального хранилища для цифрового контента, который они производят, поэтому их труды могут быть легко повреждены или потеряны, если информация не архивирована.

Публичная история (англ. public history) — сравнительно новая область знания, посвящённая проблематике бытования истории в публичной сфере как с практической, так и с теоретической точек зрения.

Кура́тор от лат. curator, от cura — попечение) — тот, кто наблюдает за ходом определённой работы или иным процессом.

Журналистика погружения (англ. Immersive Journalism) — это разновидность журналистики, при которой с помощью 3D-технологий и технологий виртуальной реальности создается эффект присутствия в конкретном месте, описываемом в новостных статьях, репортажах с места событий и документальных фильмах. Журналистика погружения позволяет аудитории от первого лица увидеть и услышать всё происходящее с помощью доступа в виртуальную версию местоположения событий, в которой точно воссоздаются объекты, люди, передаются.

Модель пропаганды (англ. propaganda model) — теория Эдварда Хермана и Ноама Хомского, утверждающая наличие систематических перекосов в средствах массовой информации и объясняющая их экономическими причинами.

Удализм и инклюзионизм (англ. deletionism и inclusionism) — принятые в Википедии названия различных подходов к её пополнению новыми статьями.

Интернет-журналистика — новая разновидность журналистики, появившаяся в конце XX века с развитием и распространением Интернета.

Комьюнити-журналистика (англ. community journalism) — тип журналистики, целью которого является локально ориентированное профессиональное освещение новостей. Издания, относящиеся к этому типу журналистики, публикуют материалы, отвечающие информационным запросам определенной аудитории — жителей небольшого города, района в крупном мегаполисе, округа и т.д. В изданиях этого типа предпочтение отдается местным новостям, а мировые события, как правило, освещаются с точки зрения их влияния непосредственно.

Газетно-журнальная журналистика — одна из разновидностей журналистики при классификации по критерию используемой технологии производства массовой информации. Является первой по времени возникновения среди современных разновидностей журналистики также включающих телевизионную и радиожурналистику, фотожурналистику, Интернет-журналистику.

Великие книги Западной цивилизации — это книжная серия лучших образцов западной мысли, впервые напечатанная в США в 1952 издательством Энциклопедия Британника. Первое издание состояло из 54 томов. В настоящее время опубликовано второе издание серии, включающее 60 томов.

Сьюзен Сонтаг о фотографии

…В большинстве своем фотографии утрачивают эмоциональный заряд. Фотография 1900 года, поражавшая своим содержанием, сегодня тронет нас скорее всего тем, что сделана она в 1900 году. Конкретные качества и темы фотографий растворяются в обобщающей сентиментальности по отношению к ушедшим временам. В самом процессе разглядывания фотографий присутствует эстетическая дистанция — возникающая если не сразу, то со временем непременно. Время возводит большинство фотографий, даже самых любительски неумелых, на уровень искусства.
Индустриализация фотографии быстро поставила ее на службу рациональным — то есть бюрократическим — методам управления обществом. Фотографии, уже не игрушки, стали частью оснащения жизненной среды — пробными камнями и подтверждениями того обуженного подхода к реальности, которое считается реалистическим. Как символические предметы и носители информации они стали орудием важных институтов контроля — в частности, семьи и полиции. Так, в бюрократической каталогизации мира многие важные документы недействительны, покуда к ним не прикреплена фотография — символ лица гражданина.

Filed in Прочие тексты о медиа | Комментарии отключены -->

Влияние планшетов на детей

Николас Негропонте

Вы видели когда-нибудь, как двухлетний ребенок пользуется iPad?

Filed in Прочие тексты о медиа | Комментарии отключены -->

Телетехнологии, телесность, виртуальная реальность

Дмитрий Михель

Filed in Прочие тексты о медиа | Комментарии отключены -->

Современные медиа: между производством и культурой

Как описывать, понимать, говорить о медиа? и надо ли им обучать? О проблемах медиа в целом, и коллизиях медиаобразования в частности поговорили социологи, историки, политологи и журналисты, которые, помимо прочего, занимаются исследованиями в области медиа.

Filed in Прочие тексты о медиа | Комментарии отключены -->

Ультракороткая история медиа

Слегка перефразируя сэра Карла Поппера, можно сказать, что есть три мира: мир тел, мир духа и мир медиа. Естественные на­уки занимаются телами, науки о духе интерпретируют произве­дения, а наука о медиа изучает воздействия медиа. Эти воздей­ствия трудно понять по двум причинам. Во-первых, медиум в противоположность инструменту не просто делает то, что чело­век от него хочет, – он оказывает также обратное воздействие. Во-вторых, значение одного медиума можно понять только в его взаимодействии с другими медиа. Единство медиа – исходная данность.

Filed in Прочие тексты о медиа | Комментарии отключены -->

Инфомания – болезнь XXI века

– Вы считаете, что информационная зависимость – это болезнь?

– Я считаю, да, болезнь, потому что любая зависимость – это болезнь. Безусловно, в конечном итоге человек сам определяет свои цели. И я не хочу брать на себя функцию окончательного судьи, который решает за всех, что хорошо, а что плохо. Но в моей картине мира инфомания – самая страшная болезнь XXI века. Страшнее, чем СПИД. Если распространение СПИДа ограничено определенными социальными нормами, то распространение инфомании не ограничено ничем. Так как это происходит со всеми нами, мы не считаем, что это ненормально, потому что норма определяется поведением большинства.

Filed in Прочие тексты о медиа | Комментарии отключены -->

Как не устареть, пока мы думаем о массмедиа

Электрификация страны как медийный проект

Filed in Прочие тексты о медиа | Комментарии отключены -->

Вилем Флюссер и проблема новых медиа

Filed in Прочие тексты о медиа | Комментарии отключены -->

Маршалл Маклюэн – Интервью для PLAYBOY (ч. 5)

Интервью с Маршаллом Маклюэном в журнале PLAYBOY (1969 г.):

ПЛЕЙБОЙ: Несколько минут назад вы сказали, что все традиционные ценности современного человека, его социальные установки и институты, будут уничтожены и замещены в новой электрической эре ей же самой. Это довольно широкое обобщение. Кроме сложных психосоциальных метаморфоз, о которых вы уже говорили, можете ли вы подробнее объяснить некоторые предвидящиеся изменения?

МАКЛЮЭН: Трансформации происходят везде вокруг нас. По мере обвала старых систем ценностей, тоже самое будет происходить и со всеми институциональными прикрытиями, а также мусором который они пропагандируют. Города — корпоративные расширения наших физических органов, увядают и переходят, вместе со всеми другими расширениями, в информационные системы, как телевидение и реактивные двигатели — они сжимают время и пространство, делая весь мир одной деревней, разрушая старое различие между городом и деревней. Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес — все они исчезнут как динозавры. Тоже самое произойдёт и с автомобилями — они станут ненужными, вместе с городами, которые они сейчас удушают — их место займут антигравитационные технологии. Маркетинговые системы и фондовые рынки, в том виде, что мы их знаем, тоже вымрут как дронты, а автоматизация покончит с традиционной концепцией работы, заместив её социальной ролью, давая человеку свободно вздохнуть и расслабиться. Электрические медиа создадут мир выбывших из старого фрагментированного общества людей, с его аккуратно поделёнными аналитическими функциями, заставляющими людей вливаться в новое сообщество глобальной деревни. Все эти судорожные изменения, как я уже заметил, будут сопровождаться болью, насилием и войной — нормальными признаками поиска самого себя – новое общество появляется так быстро на пепелище старого, что мне кажется мы сможем избежать переходной анархии, предсказываемой многими. Автоматизация и кибернетизация играют ключевую роль в сглаживании этого перехода.

Filed in Публикации о Маклюэне | Комментарии отключены -->

Маршалл Маклюэн – Интервью для PLAYBOY (ч. 4)

Интервью с Маршаллом Маклюэном в журнале PLAYBOY (1969 г.):

ПЛЕЙБОЙ: На чём вы основываете предположение об исчезновении США?

Filed in Публикации о Маклюэне | Комментарии отключены -->

Маршалл Маклюэн – Интервью для PLAYBOY (ч. 3)

Интервью с Маршаллом Маклюэном в журнале PLAYBOY (1969 г.):

ПЛЕЙБОЙ: Как вы думаете, почему молодежь не находят свою личность в системе образования?

МАКЛЮЭН: Потому что образование, которое должно помогать молодёжи понять революционную окружающую среду и адаптироваться к ней, вместо этого является инструментом культурной агрессии, внушая ретрайбализированной молодёжи изжившие себя визуальные ценности умирающего века просвещения. Вся наша система образования инертна, ориентирована на ценности прошлого и прошлые технологии, и скорее всего, останется такой, пока старое поколение не оставит власть. Разрыв поколений, на самом деле является пропастью, разделяющей не две возрастные группы, а две очень разные культуры. Я могу понять возбуждение в наших школах, ведь система образования — это зеркало заднего вида. Она устарела и умирает, потому что основана на ценностях просвещения, а также фрагментированных и классифицированных данных, абсолютно не удовлетворяющих потребности первого телевизионного поколения.

Filed in Публикации о Маклюэне | Комментарии отключены -->

Различие Facebook и ВКонтакте с точки зрения теории Маклюэна


Горячие и холодные средства коммуникации

Горячие средства коммуникации вводят чувства человека в состояние высокой наполненности данными, тогда как холодные оставляют ему место для личного участия, приглашают достраивать образы чувствами и воображением. Например, телефон и диалог — это холодные средства, они заставляют человека погружаться в данные, а вот радио или агрессивная реклама — это уже горячие средства, они доносят большой поток данных, с которыми пользователь не может интерактивно взаимодействовать — в них нет места личному участию медиапотребителя.

Технологии и средства коммуникации

Говоря о какой-либо исторической эпохе, среди первых ассоциаций всплывают элементы повседневной материальной культуры – одежда и привычные атрибуты, формирующие внешний образ представителя конкретного временного периода: римского центуриона, русского крепостного крестьянина или монгольского шамана.


Можно заметить, что эти атрибуты и элементы выполняют определенные функции и являются таким образом полезным плодом работы человеческого интеллекта. При этом ни один предмет не выполняет строго утилитарную функцию.

Помимо основного предназначения (меч – рубить, резать; плуг – пахать) предмет начинает проявлять дополнительные свойства, которые могут носить социальный характер и сильно влиять на статус или положение человека в обществе.

В свою очередь, совокупность этих статусов формирует критическую массу, которая становится фундаментом для определенных культурных и социальных феноменов, являющихся составными частями более крупных государственных институтов.

И если у вас возник вопрос, зачем нужно было длинное вступление, то ответ, конечно же, можно было заметить в названии статьи. Сегодня мы рассмотрим основные идеи философа и теоретика медиа Маршалла Маклюэна.

Имплозивный заряд готов. Потому мы плавно переходим к изложению концепции канадского исследователя и погружаемся в специфику его теоретических взглядов на технологии, прогресс и информационное пространство.


Отдельный интерес у исследователя вызывают средства коммуникации или, как он их называет, внешние расширения человека (The Extensions of Man). Под средствами коммуникации Маклюэн понимает широкий ряд технологий, основной задачей которых является облегчение связей между людьми.


Получается, в нашем примере для людей критично то, что они более не смогут получать важную для себя информацию, связываться с важными людьми. Однак, Маклюэн с подобным рассуждением был бы абсолютно не согласен, но для того, чтобы понять почему, надо слегка углубиться в его видение средств коммуникации.

The Medium is the Message

По ходу своего развития медиа неоднократно трансформировались, меняя тем самым и характер коммуникации, осуществляемой через них. Но при этом фундаментальная функция (донесение информации) не была подвержена сильным изменениям.


Это означает, что то, какие именно средства коммуникации мы используем, конструирует особенности того, зачем мы их используем. Происходит это из-за транслирования вовне уже заложенных в конструкционную суть технологий и медиа человеческих потребностей. По-другому это можно трактовать таким образом: форма медиа задает предпосылки его содержания.

Одновременно Маклюэн вводит в свои рассуждения такое понятие, как самоампутация. Под этим исследователь подразумевает, что с появлением внешних расширений органов эти самые органы отчуждаются от человека, перестают ему принадлежать, становясь общечеловеческим инструментом, доказательством чего служат любые медиа.


К примеру, потребность постоянного документирования и отображения жизнедеятельности не становится такой сильной, пока человек не столкнется с Инстаграмом – медиа, где, по большому счету, собраны архетипы современных людей и отображены негласные правила их поведения и времяпрепровождения.


Имея столь сильное продолжение функций своего глаза и нервной системы, как перманентное получение информации в больших объемах, человек вряд ли будет согласен шагнуть назад и перейти на новостные газеты. На самом деле, критичны даже сущие мелочи: увлекшись списками мастридов, можно будет заметить некоторую трудность в попытке отказаться от них в пользу личного отбора статей.

Из этого возникает закономерное опасение: средства коммуникации, становясь глобализированными, упраздняют личное, устанавливая главенство общного и массового. Таким образом, чем привычней становится чтение списка мастридов, тем меньше у человека остается личностных оценок и суждений. Здесь мы приходим и к другому выводу Маршалла: содержанием средств коммуникации является тот, кто их использует.

Анализ средств коммуникации


Телеграфный аппарат Морзе СССР 1940-ые


Ведь юридические нормы создают высокий уровень определенности гражданина в отношении, допустим, преступных действий. А в кино или литературе могут быть запечатлены ситуации, которые будут идентифицироваться как аморальные.


Через глобальную деревню и киберпространство к интернету


Этот телефон находился в главной панели управления Нью-Йоркской фондовой биржи (примерно 1950 г.)

Тесная общемировая связь ведет к ложному ощущению всеобщей партиципации, когда любые культурные и социальные различия трактуются как неправильные или порочные. Маклюэн настаивает на том, что, получая возможности связи со всем миром, мы подвергаем наше мышление риску выстраивать суждения, основываясь исключительно на личном, даже не интерсубъективном, культурном опыте.

Говоря о визионерах интернета, нельзя не вспомнить и представителя художественной литературы Уильяма Гибсона с его киберпространством. В целом для жанра киберпанка характерны довольно точные схождения с идеями Маклюэна, особенно если брать классические произведения, полные расширений человеческих органов и даже самоампутации сознания в виде андроидов.


Глобальная деревня в исполнении Гибсона приводит не только к созданию виртуального пространства, но и к господству транснациональных корпораций как наиболее значимых игроков на рынке информации.


В реальную жизнь могут проникать мемы, в интернет – политические деятели, но при этом в реальном мире не может возникнуть веб-сайт, равно как и в интернете не могут возникнуть любовные отношения – по крайней мере, в том виде, в котором мы привыкли воспринимать веб-сайт и любовные отношения. Другими словами, можно говорить о существовании вещей и функций, которые не могут быть с точностью воспроизведены в одном и другом пространствах.

Вероятно, изобретя интернет, человек произвел величайшую в истории самоампутацию, создав кардинально новую жизненную территорию.


Направление человеческой истории зависит от характера медиа, используемых людьми.
Медиа – это, разумеется, не только СМИ. По сути, это любой посредник между человеком и внешней средой или другими людьми. Бутылка, стихотворение, стул, каталог мебели, машина, диафильм – все это в равной степени является средством коммуникации.
Любое средство коммуникации – это вынос вовне и расширение некой функции человеческого организма.
Человек оказывается чем-то вроде спрута. Постоянного расползающегося, расширяющего свой организм, стремящегося проникнуть во все уголки внешнего мира и приспособить их под свои нужды.



Картинка кликабельна

Средства коммуникации развиваются, меняется их температура и влияние на общество.


Основная идея заключается в том, что средство массовой информации (коммуникации) влияет на общество в первую очередь не своим содержанием, а теми характеристиками, которые отличают его от других СМИ.

Наиболее простым средством массовой информации является электрический свет, который создаёт окружающую среду посредством простого присутствия.
Электрический свет — это чистая информация.
Электрический свет не обладает никаким контентом, но тем не менее позволил людям с пользой использовать ночное время и сделал экономическую деятельность современного общества круглосуточной. Схожим образом телевидение, радио, интернет и другие средства массовой информации оказывают огромное и непредсказуемое влияние на развитие общества самим фактом своего существования.

Маклуен описывает медиа близко к первоначальному значению этого слова - "посредник".
И формулирует свои принципы с точки зрения взаимодействия (коммуникации) объектов (людей, систем) через медиа друг с другом и с окружающей средой.
Эти четыре прнципа были озвучены следующим образом:



Характеристики Медиа: восстановление, расширение, переход в противоположность, устаревание.

Каждая новая технология влияет на расширение возможностей определенного органа или определенной способности (что усиливает Медиа?).
Если одна из частей вашего восприятия усиливается, то как в законе сохранения энергии, другая часть подавляется (что Медиа делает устаревшим?).
Содержание любого медиа-средства - это старое средство передачи информации, то есть каким бы новым не было средство передачи информации, все равно он включает в себя старую форму (Как восстанавливаются Медиа из того, что устарело раньше?).
Каждая форма склонна к самосовершенствованию, если она доведена до лимита своих возможностей (Как отразится средство на нас, когда он исчерпает свои возможности?).

Читайте также: