Челябинский тракторный завод сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Свою историю Челябинский тракторный завод (ЧТЗ) начинает с 1 июня 1933 года. Выбор именно этого города для строительства был неслучаен. 30-е годы прошлого века в истории нашей страны характеризуются как время стремительного индустриального развития. В планах было строительство нескольких крупных тракторных заводов по стране, один из которых должен располагаться на Урале.

В Челябинске на тот момент проживало чуть более 60 тысяч человек, но среди них была высокая концентрация квалифицированных рабочих кадров. Кроме того, Челябинск располагался на Транссибирской железной магистрали, это позволяло значительно снизить расходы по доставке готовой продукции на восток страны.

Для разработки генерального плана привлекались не только советские, но и американские специалисты. Изначально планировалось создание двадцати цехов, однако после тщательного изучения всех самых современных достижений и мирового опыта, было решено оставить всего три крупных цеха: кузнечный, литейный и механический. При необходимости можно было в кратчайшие сроки изменить объекты производства. Благодаря такому решению в годы ВОВ на заводе выпускали танки.

Большая стройка под угрозой срыва

10 августа 1930 года были заложены первые цеха, все это происходило в обстановке особой торжественности. Однако спустя какое-то время появились первые трудности. В первую очередь это отсутствие жилья для строителей, необходимой техники, достаточного количества строительных материалов. Более того, над строительством работали всего 60% людей от изначально намеченного плана. Спустя всего полгода после начала строительства, сократилось финансирование. Рабочие не получали вовремя оплату за свою работу, все это привело к сильной текучке кадров. За год 80% рабочих уехали из Челябинска, стройка, которая считалась одной из крупнейших в стране, оказалась под угрозой срыва.

Ситуация изменилась в 1931 году, по указу Сталина весь административно-технический персонал завода должен был донести до строителей, что ни в коем случае нельзя допускать угрозы срыва стройки мирового масштаба. Темпы работ были значительно ускорены.

Необходимое оборудование для работы завода поставлялось из Америки, Англии, Франции и Германии, всего было задействовано более 300 иностранных фирм. Отечественные предприятия также не оставались в стороне, для ЧТЗ механизмы и станки изготавливали более 120 российских заводов.

Было поле - стал город

За невероятно короткие сроки место, где было организовано строительство, было не узнать. Если в 1930 году там было просто поле и непролазная грязь, то уже в 1933 появился растущий город с огромными цехами и большими кирпичными домами. Дороги заасфальтировали, построили многочисленные магазины, учебный комбинат, клуб, кинотеатр.

Завод развивался стремительными темпами, за 7 лет производства было выпущено более 100 тысяч гусеничных тракторов. Во время ВОВ завод был перепрофилирован в выпуск танков и другой крупной военной техники. Сюда перенесли Ленинградский моторный завод, количество цехов увеличилось до 17. Примечательно, что в основном здесь работали женщины и дети, т.к. мужчины воевали. После войны завод был награжден многочисленными наградами.

После войны здесь снова начали строить трактора, в 1984 году состоялся юбилей – выпуск миллионного трактора. А в 1988 году бульдозер Т-800 был признан самым большим и высокопроизводительным в мире, за что заслуженно попал в книгу рекордов Гиннеса.

90-е годы в России - это непростые времена, они коснулись и работы завода. В это время он даже пережил полное банкротство, но затем и был реорганизован. Сейчас он продолжает успешно производить колесную и гусеничную технику, погрузчики, мини-тракторы и другую технику. Можно смело сказать, что история этого завода с момента его основания - это и история нескольких поколений людей.

Судьба Челябинского тракторного завода неразрывно связана с историей страны. Возведенный в рекордно короткие сроки и ставший символом трудового энтузиазма первых пятилеток, ЧТЗ в 30-е годы XX века не имел аналогов ни в Европе, ни в Америке. В годы Великой Отечественной войны трудовая доблесть тружеников Танкограда обеспечила техническое превосходство наших танков над боевыми машинами врага. Без челябинских тракторов невозможно представить послевоенное восстановление страны. Уральские богатыри работали на всех крупнейших стройках СССР. Мощные машины с эмблемой ЧТЗ можно встретить на всех континентах — от пустынь Африки до бескрайних снегов Антарктиды, и всегда они с честью несут свою службу.

Как родилась идея тракторного завода в Челябинске

История становления ЧТЗ: строительство завода в Челябинске

30-е годы XX века останутся в истории нашей страны как время беспрецедентного индустриального развития. Огромное значение для всего народного хозяйства имело создание отечественного тракторостроения. В резолюции "О пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР", принятой в апреле 1929 года на XVI партийной конференции ВКП(б), было намечено строительство нескольких заводов по производству тракторов. Один из них было решено построить на Урале.

Уже 29 мая 1929 года Совет Народных Комисаров (СНК) СССР принял постановление "О приступе к постройке тракторного завода на Урале". Местом для его возведения был избран Челябинск.

Выбор небольшого уездного города, в котором в начале 30-х годов проживали всего 60 тысяч жителей, был не случайным. Учитывалось, что угольные шахты Копейска смогут обеспечить будущий завод-гигант дешевым топливом, ЧГРЭС — необходимой энергией, а сооружавшийся невиданными темпами Магнитогорский металлургический комбинат — чугуном и коксом.

Кроме того, в пользу Челябинска было и его расположение на Транссибирской железнодорожной магистрали, что позволяло существенно снизить транспортные расходы при доставке тракторов в восточные районы страны. И, конечно же, особое значение придавалось тому, что Челябинск находился в старейшем экономическом районе России — на Урале — с его квалифицированными рабочими кадрами.

Серьезная полемика возникла при выборе типа трактора, предназначенного к производству на будущем заводе. Были сторонники изготовления в Челябинске колесных тракторов, аналогичных тем, которые готовились к выпуску на Сталинградском (ныне Волгоградском) и Харьковском тракторных заводах. Другие предлагали наладить производство мощных машин на гусеничном ходу.

В ноябре 1929 года приказом ВСНХ СССР утвердили, что будущий Челябинский Тракторный Завод должен стать первым в стране заводом по крупносерийному выпуску гусеничных тракторов. Производственная мощность предприятия была определена в 40 тысяч машин в год. По объемам выпуска ЧТЗ должен был в полтора раза превосходить строившиеся Сталинградский и Харьковский тракторные заводы вместе взятые. Более того, ни в Америке, ни в Европе не было в то время тракторного производства такого уровня.

Генплан из Детройта

Разработку генерального плана Челябинского тракторного завода начали в июне 1929 года. Уже к весне 1930 года в специально организованном в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) проектном бюро составили эскизный проект предприятия. Окончательную редакцию генерального плана Челябинского тракторного решили провести за границей — в США. Руководство страны отдавало себе отчет, что сооружение предприятия такого уровня, как Челябинский Тракторный Завод, возможно только при использовании всего передового опыта, накопленного к тому времени в мировом тракторостроении.

Переговоры с руководством американской корпорации Caterpillar об оказании технической помощи начались еще в январе 1930 года. Американцы, не отказываясь от совместной работы, выдвинули ряд требований, неприемлемых для советской стороны. В марте 1930 года переговоры зашли в тупик.

Тогда советские представители решили создать в Детройте, на тот момент столице американской автотракторной промышленности, специальное проектное бюро "Челябинск трактор плэнт". В его офисах 40 советских и 12 американских специалистов совместно работали над генеральным планом ЧТЗ.

Учитывая последние достижения в области тракторостроения, в первоначальный эскизный проект внесли значительные изменения. Так, было решено создать три корпуса: механический, литейный и кузнечный — вместо намеченных первоначально 20 отдельных цехов. Другое важное новшество — замена железобетонных опорных конструкций зданий металлическими. Благодаря этому расширялись пролеты в корпусах, что позволяло при необходимости менять объекты производства. Именно это дало возможность заводу в начале Великой Отечественной войны в кратчайшие сроки перейти на выпуск танков и полностью подтвердило правильность принятых решений.

7 июня 1930 года составление генерального плана Челябинского тракторного завода было завершено. А уже 10 августа 1930 года в торжественной обстановке заложили литейный, кузнечный и механосборочный цеха.

С миру по нитке, советскому союзу – тракторный завод

Первые строители ЧТЗ столкнулись с очень большими трудностями: отсутствие техники, жилья и квалифицированной медицинской помощи. Обеспеченность кадрами в 1929-30 годах составила всего 60 процентов к плану, местная кооперация оказалась не в состоянии обслуживать рабочих. Не хватало стройматериалов. К концу 1930 года резко сократилось финансирование строительства.

Всё это обусловило большую текучесть кадров. Только за 1930 год на "Челябтракторострой" прибыли 43 тысячи работников, но 38 тысяч (!) человек или почти 90% к концу года уехали. Стройка оказалась под угрозой срыва.

11 мая 1931 года руководители "Челябтракторостроя" были приняты И.В. Сталиным, который заявил, что Челябинский тракторный завод находится под особым наблюдением Центрального Комитета ВКП (б) и просил передать рабочим и административно-техническому персоналу, что ". ЦК ВКП(б) ни в коем случае не допустит срыва строительства мирового гиганта".

На строительстве Челябинского тракторного завода развернулось движение за ускоренные темпы работ. Если в 1931 году ударники на стройке составляли 57% от общего числа рабочих, то накануне пуска завода — почти 90 процентов. Высокие темпы строительства позволили уже к 1932 году перейти к развернутому монтажу производственного оборудования.

Первоначальный проект ЧТЗ и технологический процесс сборки тракторов были разработаны с учетом использования только американского оборудования. Но уже в ходе строительства, когда выяснилось, что все требуемые агрегаты в США закупить невозможно, часть заказов была перенесена в Европу. В оснащении Челябинского Тракторного Завода оборудованием принимали участие 307 фирм из Германии, США, Франции и Англии.

Большую роль в комплектовании оборудованием сыграли и отечественные предприятия. Более 120 заводов изготовляли станки и механизмы для ЧТЗ. Только в Ленинграде над его заказами трудились рабочие 52 предприятий. Электроды и трансформаторы поставляла Москва, регулирующую аппаратуру — Харьков, ковши — подольские заводы, а также "Красный путиловец" и "Уралмаш". Удельный вес отечественного оборудования на Челябинском Тракторном Заводе в целом составлял более 40 процентов.

Мировое признание советского трактора

Архивное фото трактора С-60 производства ЧТЗ

15 мая 1933 года в 15 часов 40 минут под ликующие возгласы собравшихся заводчан первый сошедший с конвейера ЧТЗ трактор С-60 "Сталинец" выехал из ворот механосборочного корпуса. До конца месяца намечали собрать 12 тракторов, но комсомольцы завода вышли с почином сделать свой, 13-й трактор, и слово сдержали.

1 июня 1933 года состоялся торжественный пуск "Челябинского тракторного завода имени Сталина".

Сделанное всего за три года потрясало воображение. Голое поле превратилось в растущий город. Там, где еще недавно была непролазная грязь, стояли огромные цеха, кирпичные дома. В заводском микрорайоне были построены асфальтированные дороги, фабрика-кухня, кинотеатр, клуб, учебный комбинат.

В мае 1937 года в Париже открылась Международная выставка "Искусство и техника современной жизни". Среди экспонатов советского павильона были представлены и два трактора Челябинского Тракторного Завода — С-60 и дизельный С-65.

Особенно поразило западных специалистов, что такие передовые в техническом отношении машины были изготовлены на заводе, который вступил в строй всего четыре года назад. Международное жюри присудило машинам ЧТЗ "Гран-При" — высшую награду выставки, что стало своеобразным мировым признанием челябинских тракторов.

Менее чем через семь лет после пуска предприятия — 30 марта 1940 года — с конвейера Челябинского тракторного завода сошел 100-тысячный трактор марки "ЧТЗ".



Американский проект


Летом 29-го было создано проектное бюро, в котором инженеры создавали план будущего ЧТЗ. Примкнувший к проекту по настоянию Сталина Казимир Ловин выступил инициатором того, чтобы завод проектировали в американской компании в Детройте. Там инженеры предложили изменить организацию производства с цеховой на корпусную. Благодаря идее американцев ЧТЗ стал четвертым заводом в мире, построенным по такой системе – огромные корпуса были построены из металлоконструкций. Это помогло заводу в годы Великой Отечественной войны в сжатые сроки переквалифицироваться на выпуск новой продукции – танков.

Прелестная стройка!

Место строительства выбрали неслучайно. Страна развивалась по всем географическим направлениям, техника нужна была на обработку земель Урала и Сибири, а город как раз находился на границе регионов, в центре логистической развязки. Завод строили четыре года. Работы велись круглые сутки, а бетон для гиганта зачастую месили… под звуки музыки! Чтобы рабочие не заснули, в ночную смену часто включали бодрые мелодии.


И действительно, гигант менял облик Челябинска – из уездного городка южноуральская столица превращалась в индустриальный центр. В 1930 был заложен соцгород ЧТЗ на 50 тысяч жителей. Все это были строители нового завода.


На второй год работы завода он уже выпускал по 100 тракторов в сутки. 30 марта 1940 с конвейера сошел 100 000-й трактор. Суммарная мощность выпущенных челябинских тракторов на тот момент равнялась 6 миллионам лошадиных сил или мощности десяти Днепровских гидроэлектростанций.


Появились первые кирпичные дома, первые трамваи, бассейн, звуковой кинотеатр – все это постепенно вырастало рядом с заводом.

Танкоград

Выпускать тягачи и трактора на Урале перестали с началом Великой Отечественной войны. Буквально за несколько недель сюда полностью перенесли Ленинградский, Кировский и Харьковский моторный заводы. Территория завода расширилась на 17 цехов, общая площадь гиганта составляла 100 тысяч квадратных метров. С декабря 1941 ЧТЗ стал выпускать танки.


Пока мужчины воевали, женщины и дети по 18 часов трудились на заводе. Выходцы из западной части страны часто не имели с собой даже вещей первой необходимости. Их в спешке эвакуировали на Урал, толком не дав собраться. Поэтому из отходов производства танков на ЧТЗ изготавливали бытовые принадлежности – посуду, портсигары и даже шахматы.

К 1946 году, пройдя войну столь же доблестно, как и весь народ, завод был многократно награжден: получил орден Ленина, орден Красной Звезды, орден Кутузова I степени – все это за выдающиеся услуги перед родиной.


После войны

После войны и до развала Советского Союза ЧТЗ бил все новые рекорды в производстве. В 1984 году с конвейера завода сошел миллионный трактор, а 4 года спустя бульдозер-рыхлитель Т-800 был занесён в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой и производительный в мире.

В 90-е годы, когда в России наступили непростые времена, завод пережил и банкротство, и реорганизацию, получив в конечном итоге вторую жизнь.


Т-800 Фото: Музей трудовой и боевой славы ЧТЗ

Завод сегодня

80 лет Челябинскому тракторному заводу

Первые строители встретились с большими трудностями: отсутствовала техника, жилье и медицинская помощь. Не хватало материалов, а к концу 1930-го года резко уменьшилось финансирование стройки. Из прибывших сюда в 1930-ом сорока трех тысяч работников, тридцать восемь тысяч человек уехали к концу года. Над строительством нависла угроза срыва. Однако 11 мая 1931-го года И.В. Сталин заявил, что Челябинский тракторный попадает под особое наблюдение ЦК ВКП (б). После этого сооружение завода пошло ускоренными темпами. В 1932-ом начался развернутый монтаж производственного оборудования, в поставке которого участвовали триста семь компаний США, Германии Франции и Англии, а также более ста двадцати отечественных заводов. В целом удельный вес советского оборудования составил более сорока трех процентов. Сделанное за три года поражало воображение. Бескрайнее поле превратилось в растущий город. Там, где недавно была одна грязь, стояли кирпичные дома и огромные цеха, имелись асфальтированные дороги. В заводском районе имелась фабрика-кухня, клуб, кинотеатр и учебный комбинат.


Трактор С-65 - первый отечественный дизельный трактор с двигателем М-17 мощностью 65 л.с. Рабочий образец трактора на параде раритетов, выпущенных на Челябинском тракторном заводе.


Трактора С-2 были на всех фронтах, самое большее число – на Юго-Западном. Они таскали пушки 85-мм зенитных, а также средних и тяжелых артиллерийских систем, включая 203-мм гаубицы и 280-мм мортиры. С эффективностью использовались при эвакуации средних и легких танков. К 1 сентябрю 1942-го года в армии было около девятисот тракторов С-2. Их тщательно берегли, поскольку заводских поставок запчастей с 1942-го не выпускалось. Был случай, когда у водителя С-2 сломалась коробка передач, и, чтобы не бросать машину, он задним ходом проехал сто тридцать километров до своей части. Ни один такой военный тягач до нашего времени, к сожалению, не сохранился.

Витающее в воздухе ожидание войны потребовало переориентировки производства, и в 1940-ом на ЧТЗ велась усиленная исследовательская работа и подготовка к производству тяжелых танков (типа КВ) совместно с конструкторами Кировского завода города Ленинграда. Одновременно готовился выпуску топливный насос для двигателей самолетов-бомбардировщиков Т-12. Первый танк был принят на ЧТЗ госкомиссией в последний день 1940-го года.












Помимо тяжелых танков завод выпускал знаменитейшие и широко используемые Т-34, а также СУ-152 (САУ). Всего за военное время Танкоградом были выпущено и отправлено на фронт восемнадцать тысяч самоходных артиллерийских установок и танков различных типов, восемнадцать миллионов заготовок для боеприпасов и сорок девять тысяч дизель-моторов для танков. Несмотря на напряженность обстановки плодотворно работали инженерные умы предприятия, которыми в течение войны было создано тринадцать новых типов САУ и танков, а также шесть типов дизель-моторов для этих боевых машин. За самоотверженный труд и выдающиеся достижения коллективу завода за весь военный период тридцать три раза присуждалось Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, как победителю Всесоюзного соревнования. Два знамени даже были оставлены на предприятии на вечное хранение. 5 августа 1944-го года за заслуги в освоении и производстве новых видов техники и неоценимую помощь армии завод был награжден Орденом Красной Звезды и Орденом Ленина. Второй Орден Ленина Конструкторское бюро завода получило за достижения в разработке и производстве танковых дизелей 30 апреля 1945-го года.



С-80 имел хорошую тягу, большой запас мощности и повышенную производительность. Универсальная конструкция была предназначена для разных видов работ: сельскохозяйственных, дорожных, строительных. Трактор использовался как бульдозер, корчеватель, существовал даже болотоходный вариант с широкими гусеницами. По праву заслужив звание народного, трактор С-80 использовался при создании каналов, распашке залежных земель, восстановлении хозяйства. Он применялся до середины 1970-ых годов.


К 1964-му году ЧТЗ производил уже двадцать две модели трактора Т-100М, среди которых значительную часть занимали машины с повышенной производительностью и надежностью для проведения работ в болотистой местности, зоне вечной мерзлоты, а также на песчаных почвах. А еще в январе 1961-го года Челябинский завод запустил в серийное производство совершенно новый тип дизель-электрических тракторов ДЭТ-250, имеющих мощность в триста десять лошадиных сил и троекратно награжденных впоследствии медалями международных выставок (в 1960-ом, 1965-ом и 1966-ом).

ДЭТ-250 предназначен для работы в качестве бульдозера или рыхлителя. Кроме этого, на тракторе может закрепляться оборудование буро-крановой машины, ямобура, траншейного экскаватора. Единственный в мире трактор (кроме ДЭТ-320) с электромеханической трансмиссией. Это объясняется тем, что на Челябинском тракторном заводе не смогли организовать выпуск машин с гидромеханической трансмиссией, а механическую признали нецелесообразной. Несмотря на избыточный вес, низкий к.п.д. и сложную систему охлаждения электромеханическая трансмиссия трактора ДЭТ-250 имеет определенные преимущества перед гидромеханической в холодных климатических зонах.





Получение европейского сертификата качества на одну из выпускаемых предприятием моделей техники (бульдозер Б11) в июне 2009-го и сертификата по охране труда в июне 2010-го года открыло дорогу для ЧТЗ на рынок Евросоюза с возможностью организации совместного производства. Итогом плодотворного сотрудничества с итальянскими партнерами стал запущенный в сентябре 2010-го литейный мини-завод. А в январе того же года предприятие приступило к испытанию новейших бульдозеров с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС.


Читайте также: