Церковь николы на липне сообщение

Обновлено: 17.05.2024

Единственный сохранившийся от бывшего монастырского комплекса храм Николы расположен при впадении реки Мсты в озеро Ильмень, на живописном острове, образуемом ее протоками. Это место издавна называлось Липно.

В 1292 году новгородский владыка Климент заложил на Липне каменную церковь во имя Николая Чудотворца. По преданию, ее воздвигли близ места, где примерно за 180 лет до того была обретена чудотворная икона св. Николая, исцелившая новгородского князя Мстислава, сына Владимира Мономаха. Согласно этому преданию, внезапно заболевшему князю явился во сне святой, обещая избавление от тяжкого недуга через свой иконный образ. Отправленных в Киев княжеских посланников захватила на озере Ильмень неожиданная буря, забросившая их ладью на остров Липно. Переждав непогоду, послы собрались продолжить плавание, но с изумлением увидели в волнах у берега икону Николы, необычной круглой формой доски подобную той, что была описана князю в сновидении.

Постройка церкви явилась для Новгорода важным событием - это был первый каменный храм, воздвигнутый после более чем полувекового безмолвия, вызванного тяжелой политической обстановкой в условиях войн и монгольского нашествия.

Храм был расписан, вероятно, около 1294 года. Самую позднюю возможную дату, 1299 год, определяет смерть владыки Климента, которая значится в поминальной записке - граффито, процарапанной поверх фрескового грунта на северо-восточном столбе.

Росписи Никольской церкви – единственный дошедший до нас ансамбль древнерусской стенописи XIII века. Время и Великая Отечественная война не пощадили ансамбль росписей, от которого уцелела лишь небольшая часть, в основном сосредоточенная в алтарной части; небольшие фрагменты сохранились на стенах наоса.

В 1764 году Липенский монастырь был упразднен. В XIX веке в Никольской церкви свершали службу только дважды в год, а после революции, из-за отсутствия богослужений, храм даже не пришлось упразднять как действующий.

В годы Великой Отечественной войны церковь оказалась на линии фронта и подверглась мощному артиллерийскому обстрелу. В 1960 году была проведена архитектурная реставрация под руководством Л.М. Шуляк.

Памятник с 1992 года является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Южнее Перыни открываются безграничные просторы Ильмень-озера. На восточном берегу его виден последний в этом районе памятник древнего Новгорода - храм Николы на Липне. Церковь Николы на Липне, выстроенная в 1292 году архиепископом Климентом, единственный остаток древнего Липенского монастыря, является выдающимся памятником новгородского зодчества.

Церковь находится на острове в дельте реки Мста. Добраться к ней летом можно только на лодке, а зимой по льду.

Церковь Николы на Липне

Уже в таких памятниках конца ХII - начала ХIII века, как церковь Перынского скита или церковь Параскевы-Пятницы на Торгу, наметились новые пути развития новгородского зодчества. Начатые в этих постройках попытки переосмысления старой схемы церковного здания, выработанной новгородскими зодчими второй половины ХII века, получили дальнейшее развитие в сооружениях конца ХIII - первой половины ХIV века. Среди них главное место занимает храм Николы на Липне. В этой церкви мы впервые встречаемся с новой строительной техникой. В отличие от более древней техники из чередующихся рядов плинфы и камня на растворе извести с примесью мелкотолченного кирпича-цемянки, церковь Николы в основном сложена из волховской плиты на растворе извести с песком. В кладке церкви Николы местами применен и кирпич новой удлиненной формы, но отнюдь не в древней системе чередования кирпича и камня. Эта техника кладки станет характерной особенностью новгородского зодчества ХIV - ХV веков.

Церковь Николы-на-Липне. Информационная табличка.

Зодчий церкви Николы вслед за строителями церкви Параскевы-Пятницы и церкви Перынского скита окончательно отказался от старой системы посводного покрытия, перейдя к трехлопастному завершению здания, которое будет характерной особенностью почти всех памятников новгородского зодчества ХIV - ХV столетий. Как и строитель церкви Перынского скита, зодчий церкви Николы отказался от членения фасадов лопатками, что будет свойственно новгородскому зодчеству первой половины ХIV века. Для художественного облика Николы, как и для церкви Перынского скита, характерны вытянутые пропорции, что будет отличать многие новгородские памятники ХIV - ХV веков. В церкви Николы со всей отчетливостью выступили черты, свидетельствовавшие о начавшемся переосмыслении старых архитектурных традиций.



Таким встречает храм посетителей, идущих с пристани. Фото Алексея Паевского, октябрь 2021 года.

История Липненского монастыря и Никольского храма начинается более, чем за полтора века до постройки нынешнего здания. В статье, посвященной первому Никольскому храму на Руси, Николо-Дворищенскому собору, выстроенном сыном Владимира Мономаха Мстиславом Великим, мы рассказывали подробно о легенде, связанной с некоей болезнью князя (вероятно, реальной) и вещим сном его, в котором князю явился Мстислав Николай и повелел привезти в Новгород из Киева его круглую икону.

Посольство в Киев отправилось, но ушло недалече – близ Новгорода на острове Липно оно нашло явленную икону. Чудотворная икона действительно была в Новгороде и хранилась в Николо-Дворищенском соборе до 1502 года, когда ее вывез в Москву князь Иоанн Васильевич III. Там икона была помещена в кремлевской церкви Рождества Богородицы, где и погибла в пожаре – то ли в 1527 году, то ли в 1626 году.


Круглая икона Николы с серебряным окладом. НГОМЗ

Судя по всему, в честь небесного покровителя заказчика, св. Климента Папы Римского, в Никольском храме сразу же появился придел, однако знаем мы о нем только с XVI века.


Святой Николай Чудотворец с избранными святыми на полях. НГОМЗ

Но давайте вернемся к самому храму и дадим слово одному из самых сильных специалистов по древнерусской вообще и новгородской архитектуре в частности – Владимиру Седову.

В своей работе, посвященной Липненскому храму, Седов очень тщательно прописывает архитектурную предысторию храма – в начале XIII века.

И вот его основные формы почти буквально воспроизводит Никольский храм на Липне.

«Все эти аналогии говорят о том, что в церкви Николы на Липне фасады построены в основном с использованием форм новгородско-смоленской домонгольской архитектуры и в них нет форм, которые бы указывали бы на какую-то другую традицию внутри русской архитектуры. Исключение составляют крестообразные проемы в боковых нишах, заменяющих окна, а также выложенные из поливного кирпича кресты. Эти детали, по нашему мнению, указывают на Северную Европу, но прямых аналогий мы привести не можем. Аркатура, следующая изгибам трехлопастных фасадов, является, несомненно, романской, на что указывали почти все исследователи. […]

Декоративные кресты на фасаде. Фото Алексея Паевского, октябрь 2021 года. Декоративные кресты на фасаде. Фото Алексея Паевского, октябрь 2021 года. Декоративные кресты на фасаде. Фото Алексея Паевского, октябрь 2021 года.

Типы аркатурного убранства: а – Никола на Липне. Схема аркатуры, фрагмент аркатуры, б – ниша притвора Домского собора в Тарту, в – восточный фасад церкви в Ныо, г – восточный фасад церкви Якоба в Риге. Илл из: Седов Вл.В. Церковь Николы на Липне и новгородская архитектура XIII в. во взаимосвязи с романо-готической традицией // Древнерусское искусство. Русь. Византия. Балканы. XIII век. СПб., 1997. С. 393–412. Фрагмент аркатуры. Фото Алексея Паевского, октябрь 2021 года. Фрагмент аркатуры. Фото Алексея Паевского, октябрь 2021 года.

Храм дошел до наших дней в несколько измененном состоянии – за шесть с половиной веков существования к нему была пристроена паперть и колокольня.

План храма 1913 года. НГОМЗ Иллюстрация Дмитрия Струкова из альбома «Виды новгородских церквей«, выполненного в конце 1850-х — начале 1860-х годов Фото начала ХХ века. НГОМЗ Фото 1920 года. Л. Мацулевич. Снимок 1937 года. Из коллекции материалов, собранных Сергеевым Владимиром Петровичем, сотрудником Новгородского музея с 1968 по 1998 гг.

Изучение архитектуры его и сохранившихся росписей началось, к счастью, еще до войны. Подробно историю изучения, а потом реставрации описывает в своей статье Татьяна Юрьевна Царевская (статья тоже доступна на Academia.edu).

Вот что пишет Татьяна Юрьевна:

«Храм к XX в. был столь заброшен, что после рево­люции, из-за отсутствия богослужений, его даже не пришлось упразднять как действующий. Атмос­феру тех лет характеризует записка А.И. Анисимова, 1923 г., о недопустимом положении сторожей Липнен­ской и Феодоровской церквей – совершенно нищих людей, несших на себе охрану памятников безвоз­мездно, с реальной угрозой для жизни: два сторожа на Липне уже были убиты к тому времени грабителями «вследствие безлюдности мест. […]

В 1929 г. во время реставрационных работ в Новгороде М.К. Каргера, сопровождавшихся свойственным этому реставратору невиданным по нашим временам вандализмом по отношению к историческим напластованиям в памятниках древнерусской архитектуры, в Никольской церкви был сломан иконостас.

Руины храма. НГОМЗ Руины храма. Вид с юго-востока. 1947 год. НГОМЗ. Руины, 1950-е гг. Из архива Штендера Григория Михайловича (1927-1992) – архитектора-реставратора, исследователя древнерусского зодчества, профессора, заслуженного работника культуры РСФСР, лауреата Государственной премии.

Увы, в годы войны храм оказался на линии огня, и, как и храмы Благовещения на Городище, Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле, Спаса на Ковалеве и Михаила на Сковородке, оказался разрушен. Несмотря на значительные разрушения, стены выстояли. Погибли купол и часть сводов, долгое время стены и столбы стояли открытыми, под дождем, снегом, ветром, которые постепенно размывали живопись, отрывали штукатурку с фресками и сбрасывали ее вниз.

Сохранившиеся фрагменты росписи. Фото Алексея Паевского, октябрь 2021 года. Сохранившиеся фрагменты росписи. Фото Алексея Паевского, октябрь 2021 года. Сохранившиеся фрагменты росписи. Фото Алексея Паевского, октябрь 2021 года. Сохранившиеся фрагменты росписи. Фото Алексея Паевского, октябрь 2021 года. Сохранившиеся фрагменты росписи. Фото Алексея Паевского, октябрь 2021 года.

В первое же послевоенное лето к храму отправилась экспедиция Государственного Русского музея, где, рискуя жизнью (стены могли рухнуть в любой момент), художник-реставратор П.М. Юкин консервировал уцелевшие фрески, а руководитель работ Юрий Дмитриев составлял описание фресок – самое полное описание на данный момент. Дмитриев работал с храмом еще в 1932 и 1940 и хорошо знал его.


Фрагменты граффити. Фото Алексея Паевского, октябрь 2021 года.

Исследователи успели вовремя: всего через два месяца после окончания их работ часть живописи погибла безвозвратно – рухнул северо-восточный столп, увлекая за собой часть стены. Потом последовали новые потери, и сейчас, в отреставрированном к 1960 году под руководством Любови Митрофановны Шуляк храме, мы можем наблюдать только небольшие остатки потерявшей свою колористику живописи. Впоследствии мы посвятим ей отдельную статью.

Интерьер храма. Фото Алексея Паевского, октябрь 2021 года. Интерьер храма. Фото Алексея Паевского, октябрь 2021 года. Интерьер храма. Фото Алексея Паевского, октябрь 2021 года. Интерьер храма. Фото Алексея Паевского, октябрь 2021 года.

Е динственный сохранившийся от бывшего монастырского комплекса храм Николы расположен при впадении реки Мсты в озеро Ильмень, на живописном острове, образуемом ее протоками. Это место издавна называлось Липно. Постройка церкви явилась для Новгорода важным событием — это был первый каменный храм, воздвигнутый после более чем полувекового безмолвия, вызванного тяжелой политической обстановкой в условиях войн и монгольского нашествия.

Росписи Никольской церкви — единственный дошедший до нас ансамбль древнерусской стенописи XIII века. Время и Великая Отечественная война не пощадили ансамбль росписей, от которого уцелела лишь небольшая часть, в основном сосредоточенная в алтарной части; небольшие фрагменты сохранились на стенах наоса.

В годы Великой Отечественной войны церковь оказалась на линии фронта и подверглась мощному артиллерийскому обстрелу. В 1960 году была проведена архитектурная реставрация под руководством Л.М. Шуляк.

Памятник с 1992 года является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Читайте также: