Церковь и источник в селе спирово сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Спирово, расположенное недалеко от Москвы, связано сразу с несколькими святыми именами – Приснодевы Марии, Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, Иосифа Волоцкого.

Божедомный Богорадный

Икона преподобного Иосифа ранее находилась в Волоцкой обители. После закрытия монастыря ее перенесли в Введенский храм в Спирово, где она хранится и поныне. Эта икона участвует в крестном ходе вместе с резным образом Николая Чудотворца

В Богорадный монастырь стекались нищие, голодные и убогие. Ежедневно тут и в прилегающем скиту кормились до 700 неимущих, одинокие старики и сироты находили здесь приют. Во время голода 1570 года все имеющиеся в Успенском монастыре хлебные запасы были отданы местным жителям. Кроме того были истрачены значительные суммы на закупку дополнительного зерна. Божедомный монастырь, полностью зависевший от Успенского, разделил его участь – в тот год в Спировской обители от голода умерли почти все монахи, остался только один, а в Волоцкой жертв было еще больше – 300 насельников. Так, отдавая жизнь за други своя, монахи уходили в жизнь вечную.

Когда в Божедомном монастыре остался один монах, отпевать и хоронить стало некому, и обитель прекратила свое существование. Однако Введенский храм продолжил жить, став приходским.

Вторая жизнь

К началу XIX века население спировского прихода значительно увеличилось, согласно документам, при Введенской церкви в это время состояло более 250 дворов, в них жили около двух тысяч человек. Небольшой деревянный храм уже не мог вместить такого количества верующих, и прихожане обратились с прошением к властям разрешить построить каменную церковь с двумя приделами – во имя Святителя Николая и святителя Димитрия Ростовского. Епископ Дмитровский Августин (Виноградский) благословил возвести новый храм и сам заказал проект здания с трапезной и колокольней.

В 1825 году каменная Введенская церковь была построена. А спустя 24 года рядом с ней появилась стройная, уносящаяся в небо колокольня. На ней разместили шесть колоколов. Самый древний, весом в 114,5 кг, был отлит в 1695 году. Еще один, 1776 года изготовления, весил 398 кг. Самый же большой колокол в 3,4 тонны был изготовлен сразу после постройки колокольни, в 1850 году.

Жертвователями Введенской были Пушкины, Воронцовы, Телегины

По данным 1877 года, при Введенском храме работала церковно-приходская школа, а в 1914 году – уже земская школа. Большой интерес представляла приходская библиотека, большинство книг которой относилось к XVIII–XIX векам. Среди них Библия в трех томах 1790 года, толковое Евангелие архиепископа Феофилакта Болгарского 1764 года, Избранные слова Иоанна Златоуста 1792 года.

Заслон чуме

В конце 1770 года Москву поразила моровая язва, которая распространялась с такой быстротой, что летом следующего года в день умирали до 500 человек. Пик эпидемии пришелся на сентябрь 1771-го, именно в этом месяце в Москве вспыхнул чумной бунт, во время которого был убит один из выдающихся церковных иерархов XVIII века архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский).

Молитвами преподобного Иосифа Волоцкого, предстательством Божией Матери и Святителя Николая страшная беда миновала Волоколамск и его окрестности. В память об этом чудесном избавлении был учрежден крестный ход из Волоколамска в Иосифов монастырь с чтимым резным образом Николая Можайского, который издревле пребывал в Воскресенском соборе. Навстречу ему из монастыря выносили икону преподобного Иосифа. В каждом селении, встречавшемся на пути, служились водосвятные молебны Святителю Николаю.

Первый такой крестный ход при огромном стечении верующих состоялся 20 октября 1771 года. Позднее он был перенесен на шестое воскресенье по Пасхе.

Село уничтожили, а храм стоит

Введенский храм в Спирове никогда не закрывался. Даже во время немецкой оккупации и в годы хрущевских гонений в нем не прекращались богослужения. Соседний Иосифо-Волоцкий монастырь постигла иная участь, его закрыли в 1922 году. Вслед за ним и Воскресенский собор Волоколамска. Резной образ Святителя Николая из собора перенесли во Введенскую церковь.

Митрополит Питирим (Нечаев) подарил свое архиерейское облачение для резного образа Святителя Николая

Около 1960 года село Спирово было уничтожено как малоперспективное. Однако храм и один дом не тронули. Дом этот приобрел митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев). Владыка очень любил Введенский храм, часто посещал его и даже подарил свое архиерейское облачение для резного образа Николая Чудотворца. Позднее митрополит Питирим добился открытия Иосифо-Волоцкого монастыря, в 1989 году был назначен его настоятелем и до самой смерти оставался в этой должности.

А в 1990 году возобновился и крестный ход. Если вы приедете сюда в шестое воскресенье по Пасхе, то станете свидетелями и участниками незабываемого действа. Со всех окрестных сел и деревень стекаются в Спирово верующие. Приезжают из Волоколамска и Москвы. После Божественной литургии на улицу выносят резной образ Николая Можайского и икону преподобного Иосифа, перенесенную в Спировскую церковь из Волоцкого монастыря. Две святыни с торжественными песнопениями обносят вокруг церкви, а потом все верующие проходят под образом Николая Чудотворца.

Еще люди едут в Спирово, чтобы окунуться в святом Богородичном источнике, который расположен недалеко от храма, и набрать с собой целебной воды. Здесь очень уютно – цветы, деревянный колодец, словно теремок, вместо ведра черпак, напоминающий огромный половник, две оборудованные купальни – мужская и женская. И, конечно же, иконы. По молитвам к Пресвятой Богородице и преподобному Иосифу Волоцкому люди получают исцеления – и тела, и души. И потом еще долго дома вспоминают это удивительное место, наполненное благодатью Божией.

Священномученик Дмитрий Лебедев

Настоятель Введенской церкви протоиерей Дмитрий Лебедев был расстрелян 27 ноября 1937 года на Бутовском полигоне.

Отец Дмитрий родился 28 сентября 1871 года в селе Спирове в семье священника Введенской церкви Александра Ивановича Лебедева.

В 1892 году окончил Вифанскую Духовную Семинарию. Через два года поступил волонтером в Московскую Духовную Академию, окончив ее в 1898 году. Через шесть лет получил звание кандидата богословия.

В 1905 году был рукоположен в священника. Служил в Никольском соборе Можайска, став впоследствии его настоятелем. С 1911 года – благочинный 1-го округа Можайского уезда.

С 1916 года экстраординарный профессор Московской Духовной Академии по кафедре Истории Древней Церкви.

В августе 2000 года протоиерей Дмитрий Лебедев был причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

День памяти – 27 ноября

Полезная информация:

Источник был вновь обретен во время настоятельства протоиерея Анатолий Гуданова, все последующие настоятели, как могли, старались облагородить купальню и территорию вокруг источника. Освящение источника проводил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим.

Отправляемся на святой источник. Спуск в низину начинается недалеко от храма. Вдоль спуска клумбы с цветами, у источника тоже все аккуратно и ухожено.
В этом месте, кроме колодца, устроены также мужская и женская купальни. Существует немало свидетельств исцеления от различных болезней после погружения в воды этого источника.

Деревянная купальня внутри довольно просторная, с лавочкой и электрическим освещением. Вода холодная, но щадящая, примерно +10 град. Глубина — по грудь взрослого человека, на дне мелкие камушки. Верующие, прочитав молитву, окунаются и, не обтираясь, одеваются.

Рядом с купальней находится святой источник, в котором можно ковшиком набрать воды.


P1080883 - копия

Вид на купальню с колокольни. 2012г.

Спуск к купальне. 2009 г

P1030329 - копия

P1030341 - копия

Внутри. В морозный день 19 декабря 2009 года.

P1030366 - копия

Вид на храм от источника.


В апреле 2011г. началось строительство новой купальни.


Идет строительство новой купальни. 2011г.


Строители за работой. 2011г.


Рядом с купальней находится святой источник, в котором можно ковшиком набрать воды.

Введенский храм Спирово4.jpg

Свято-Введенский храм в Спирово — православный храм Волоколамского благочиния Московской епархии Русской православной церкви. Памятник архитектуры федерального значения.

Содержание

Село Спирово на реке Струге — родовое имение преподобного Иосифа Волоцкого, пожалованное его прадеду святым благоверным князем Димитрием Донским. Позднее оно перешло во владение Волоцких князей.

Введенский храм Спирово1.jpg

Ныне существующая каменная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы построена в 1825 г. В 1848 г. к ней были пристроены два придела — во имя святителя Николая Чудотворца и святителя Димитрия Ростовского, а годом позже, в 1849 г., пристроена колокольня. Благотворителями церкви являлись Пушкины, Воронцовы, Телегины.

Храм никогда не закрывался. Настоятель храма протоиерей Дмитрий Лебедев был репрессирован и расстрелян в 1937 г. Юбилейным архиерейским собором 2000 г. он прославлен как священномученик. В храме особенно почитается древний чудотворный резной образ святителя Николая, который ранее находился в Воскресенском соборе Волоколамска, а также большая икона преподобного Иосифа Волоцкого из Иосифо-Волоцкого монастыря. С 1990 г. в 6-е воскресенье после Пасхи совершается крестный ход с этими святынями из Спирово в монастырь.

  • Древний резной образ Святителя Николая


После Божественной литургии начинается торжественный крестный ход. Древний резной образ Святителя Николая Можайского, и икона преподобного Иосифа, с пением обносится вокруг церкви, а потом бесконечный поток верующих проходит под чтимой иконой Святителя Николая.

Крестный ход установлен в память избавления Волоколамска от чумы в XVIII веке по молитвам преподобного Иосифа и предстательству Божией Матери и Святителя Николая. Ранее он совершался из Волоколамска с чтимым образом Николы Можайского. Навстречу ему выходил крестный ход из Иосифо-Волоцкого монастыря с образом преподобного Иосифа. Впервые этот крестный ход при огромном стечении народа состоялся 20 октября 1771 года, а затем стал совершаться в шестое воскресенье после Пасхи.

После закрытия монастыря крестный ход стал совершаться в Спирово. В 1990 году эта традиция была возобновлена. 27 мая, в шестое воскресенье по Пасхе, после почти 70-летнего перерыва образ Святителя Николая был с крестным ходом перенесен в монастырь и обнесен вокруг Успенского собора. Более подробно здесь.

В начале 2017 года в храм к чтимому древнему образу была передана частица Его святых мощей.

  • Икона Преподобного Иосифа Волоцкого, ранее находившаяся в монастыре (до его закрытия)


Эта икона участвовала в 1-м крестном ходе после возобновления монастыря 12 июля 1989 г. С 1990 г. в 6-е воскресенье по Пасхе из с. Спирова в монастырь совершается крестный ход со святынями Введенского храма — чтимым резным образом свт. Николая Чудотворца и иконой Иосифа Волоцкого , украшенной сплошным металлическим окладом (гравировка, тиснение, канфарение), который повторяет иконографию написанного масляными красками образа (нач. XX в.). Святой представлен в 3/4-ном развороте влево в молении Богородице с Младенцем, в левой руке развернутый свиток, правая — в молении перед грудью.

  • Икона великомученика Пантелеймона со Святой Горы Афон с частицей мощей. 1897 г.
  • Икона Святителя Спиридона Тримифунтского с частицей башмачка

Село Спирово, бывш. дер. Спировской — родовом имении Иосифа Волоцкого , где он в нач. XVI в. основал Богородичный монастырь получило свое название в честь Святителя Спиридона Тримифунтского. Святитель Спиридон Тримифунтский, родился в конце III века на острове Кипр. В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь, совершив множество чудес, и в молитве предал душу свою Господу 12 декабря в возрасте 78 лет (ок. 348 года,). Этот день — по новому стилю 25 декабря — и является основным праздником для тех, кто хочет почтить память преподобного Спиридона, епископа Тримифунтского. В истории Церкви святитель Спиридон почитается вместе со святителем Николаем, архиепископом Мирликийским, с которым был дружен. Вместе с ним (равно как и с другими ревнителями Православия) он отстоял чистоту учения в борьбе с ересью священника Ария на Первом Вселенском Соборе в 325 г. по Рождестве Христовом. Мощи его покоятся на острове Корфу в церкви его имени (кроме десной руки, которая находится в Риме).

  • Икона преподобного Серафима Саровского, освящённая в 1903 г. на его мощах


  • Чудотворная икона пресвятой Богородицы, именуемая Неугасимая свеча
  • Древняя плащаница Господа нашего Иисуса Христа дореволюционной эпохи

У южных церковных врат помещается древняя плащаница с живописным изображением Спасителя на малиновом бархате с вызолоченною бахрамою.

Примерно в двух километрах от монастыря, в селе Спирово находится Богородичный источник. В этом месте с несколькими сподвижниками первоначально и поселился преподобный Иосиф, и каждый день именно отсюда отправлялись они на строительство монастыря.

Адрес: Московская обл., Волоколамский р-н, с. Спирово.

Храм открыт ежедневн­о.

Расписание богослужений:

Богослужения в храме совершаются в субботу, воскресенье и праздничные дни.

9-30 — Божественная Литургия.

Крещения совершаются после огласительных бесед в субботу, в воскресенье и в другие дни по договоренности.

Исповедь совершается по окончании всенощного бдения и до начала Божественной литургии.

Венчания совершаются по договоренности.

Панихида совершается по окончании Божественной литургии в субботу и воскресенье.


После Иосифо-Волоцкого монастыря мы отправляемся в еще одно известное и почитаемое место. Это Введенский храм в Спирово.

Село Спирово когда-то было родовым имением преподобного Иосифа. После основания Успенского монастыря в этом селе преподобный устроил Введенский Божедомный монастырь.. Монастырская Введенская церковь стала со временем приходской. В наше время этот храм, никогда не закрывавшийся и сохранивший подлинное внутренне убранство, известен своими почитаемыми святынями. Это прежде всего образ Святителя Николая. Неподалеку от храма - известный Богородичный источник. По преданию, именно в этом месте поселился преподобный Иосиф с братией. Отсюда они каждый день отправлялись на строительство монастыря.

После экскурчии в Введенском соборе мы идем на Богородичный источник, очень известный среди местных жителей. У нас будет достаточно времени, чтобы принять святое омовение и набрать святой воды

Читайте также: