Церковь бориса и глеба в кидекше сообщение
Обновлено: 02.07.2024
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше это древнейший в Северо-Восточной Руси памятник зодчества, который включён в охранный список ЮНЕСКО. Её построил Юрий Долгорукий в 1152 году (дата оспаривается и предлагается период 1148 - 1157 гг.) в память о первых русских святых, канонизированных как Русской, так и Константинопольской Церковью, Бориса и Глеба.
Село Кидекша находится в 4 км от Суздаля. Чуть ниже села в Нерль впадает река Каменка, что на финно-угорском языке и значит (?) “кидекша”. В древние времена это был водный путь, соединявший Суздаль с Владимиром.
История строительства храма в Кидекше
По преданию на этом месте встретились и раскинули свой стан братья Глеб и Борис, когда они ехали на встречу с отцом Владимиром Святославичем (Красно Солнышко) из своих княжеств.
Юрий Долгорукий основал здесь летнюю резиденцию, окружив крепостной стеной и валами. Так он мог контролировать торговую артерию.
По мнению нашего современника и соотечественника, архитектора и реставратора С. А. Шарова-Делоне храм строила артель в 25-30 человек как дворцовую церковь княжеской семьи. Предполагают, что в Кидекше жил сын Долгорукого, Борис, потому что здесь находятся могилы самого Бориса Юрьевича, его жены и дочери.
Архитектура церкви Бориса и Глеба в Кидекше
Правильная и чёткая геометрия, ставшая отличительной чертой построек Владимиро-Суздальской земли, характеризует и Борисоглебскую церковь в Кидекше. Специалистами отмечается необычайно высокое техническое мастерство исполнения храма. Блоки, из которых он сложен, обтёсаны так гладко и подогнаны друг к другу с таким совершенством, что связующий раствор между ними почти не заметен.
Размеры Борисоглебского храма снаружи:
- ширина - 15 м,
- длина с апсидами 18,9 м.,
- сторона подкупольного квадрата 4,9 м.
Единственный купол и хоры в западной части опираются на 4 столпа. На всех фасадах и апсидах храма видны древние заложенные окна. Фасады здания завершались полукруглыми закомарами.
Фундамент церкви сложен из булыжников на белом известковом растворе и сужен до ширины стен. Зав. сектором архитектурной археологии в Государственном Эрмитаже О. М. Иоаннисян относит ее к произведению мастеров из Галицкой земли, знакомых с романским зодчеством Польши.
Вероятно при Юрии Владимировиче храм не был расписан. Имеющиеся остатки фресок относят ко временам его сына, Всеволода Большое гнездо.
Разрушение Борисоглебского храма в Кидекше
Как предполагают, при нашествии татаро-монгол (?) Кидекши и церковь пострадали. Но 1239 году храм восстановили с изменениями. На месте княжеского двора возник Кидекшанский монастырь, заброшенный в 14 веке. Церковь пришла в запустение, кровля разрушилась, упал купол и часть сводов.
Восстановительные работы провели во время строительства в Суздальском кремле, в 1660 году: старые своды полностью разобрали, сделали новое перекрытие, над центральным залом возвели новый свод и установили маленький луковичный купол, заложили древние окна и южный вход, сделали проёмы в других местах. Через 120 лет на западной и северной стороне добавили новые притворы. В таком виде мы и видим церковь.
В отличие от белокаменных храмов эпохи правления Андрея Боголюбского, и ещё более поздних, построенные при Юрии Долгоруком, своим обликом напоминают крепости. Могли ли они служить последним рубежом обороны? Для сравнения читайте статью Покров на Нерли: простота или великолепие?
В чём же загадка церкви Бориса и Глеба в Кидекшах?
В описываемые времена на Киевской Руси самым популярным строительным материалом был тонкий обожжённый кирпич - плинфа. Блоки из белого известняка по расчетам академика С.В.Заграевского были на порядок (в 10 раз) дороже, с учётом его сложной добычи, транспортировки и обработки, чем плинф. Зачем Юрию Долгорукому надо было строить храм из такого дорогого камня? Что заставило древнерусских мастеров отказаться от экономичной и удобной плинфы?
Пишите свои комментарии.
Заберите статью к себе на стену в соцсетях, чтобы не потерять.
Ставьте палец вверх, чтобы видеть больше таких материалов.
Подписывайтесь на канал Архитектура.
Святые места
Описание
Она построена в четырех километрах от Суздаля. Село Кидекша, в котором стоит этот редкий памятник зодчества, является древним, дославянским. Оно стоит у устья небольшой реки Каменки, среди необъятных полей. Храм Бориса и Глеба – одна из первых церквей, относящихся к владимиро-суздальской белокаменной архитектуре. На месте, где находится Кидекша, Каменка сливается с Нерлью – важнейшей жизненной артерией Суздальского края. Именно поэтому здесь в двенадцатом столетии князь Юрий Долгорукий решил построить укрепленный городок. Он хотел взять речной выход от Суздаля под свой контроль. Храм Бориса и Глеба возвела его мастеровая дружина примерно в 1152 году. Он должен был стать главным собором в резиденции князя. Двор был выстроен на высоком речном берегу в виде крепости. Оградительные сооружения имели в длину больше одного километра. Это была достаточно большая резиденция, по своим размерам сопоставимая с Москвой, основанной Юрием Долгоруким. К сожалению, многие ее сооружения не дошли до нас.
Предание
История
В Кидекше до сих еще сохранились остатки оборонительных валов княжеской резиденции. По некоторым данным, сама церковь была заложена Юрием Долгоруким в честь двух своих младших сыновей - Бориса и Глеба, которые получили имена прославленных на Руси святых покровителей. Здесь есть усыпальница одного из них. Именно в Борисоглебской церкви находится сын Долгорукого князь белгородский и туровский Борис Юрьевич, умерший в 1159 году, со своей женой Марией и дочерью Ефросиней.
Во время монгольского нашествия Кидекша сильно пострадала. Но уже в 1239-м церковь Бориса и Глеба была отремонтирована и освящена. Согласно некоторым данным, именно в это время здесь была устроена алтарная резная преграда и белокаменное седалище.
Архитектура
Со второй половины тринадцатого века началось запустение этого храма. Своды и глава его разрушились. И только в шестнадцатом-семнадцатом столетиях Церковь Бориса и Глеба (Кидекша) была отремонтирована. В работе был использован ее же старый белый камень. Тем не менее, четырехскатная крыша и маленькая глава не совсем отражали тот облик этого древнего храма, который у него был первоначально.
Внешний вид
Церковь Бориса и Глеба сделана одноглавой, четырехстолпной, трехапсидной. Она сложена из прекрасно отесанных и почти насухо положенных квадров очень качественного камня белого цвета. Стены наружными лопатками делятся на три неравных прясла, средний из которых шире и выше боковых. Над западным порталом выложена арка. Размеры церкви, ее общие пропорции и большинство конструктивных особенностей, в том числе и профиль лопаток невероятно близки Спасо-Преображенскому собору, построенному практически в то же время в Переславле-Залесском.
Особенности
В архитектуре Борисоглебской церкви наблюдаются явные параллели с западноевропейским искусством, в частности, романским. Например, привлекает внимание характерный аркатурный пояс, делящий боковые прясла на два яруса. Интересен и перспективный портал, имеющий очень простой профиль в виде трех уступов и с немного вынесенным вперед замковым камнем. Барабан был оснащен городчатым поясом, об этом свидетельствуют его остатки, найденные под кровлей храма. На нескольких камнях в кладке можно заметить идентичные для княжеских мастеров знаки.
Внутреннее убранство
Построенная в 1152-м, Церковь Бориса и Глеба (Кидекша) в течение четырех десятилетий оставалась не расписанной. В 1947 году археологами были открыты фрагменты фресок, которые, как считают исследователи, принадлежат восьмидесятым годам двенадцатого столетия. Роспись, по всей вероятности, была сделана во времена Всеволода III по его приказу, о чем свидетельствуют многочисленные изображенные райские деревья и птицы, характерные для белокаменного убранства его эпохи и являющиеся отходом от канонической системы. В церкви сохранились также фрески из специальной ниши в толще северной стены, прямо под хорами.
Храмовый комплекс
Если смотреть на этот комплекс со стороны реки Нерли, то сразу же ощущается то тонкое понимание гармонии природы и архитектуры, которое было присуще древним зодчим.
Храм Бориса и Глеба был обследован археологами досконально. Последние раскопки были проведены в 2011 году. В церкви был частично восстановлен пол. Были обнаружены многие неизвестные ранее элементы внутреннего убранства: основание иконостаса, нижняя часть престола, омфалий. В древнерусской архитектуре так называли розовый камень, находящийся на полу. Ученые считают, что самым уникальным мозаичным экземпляром является именно омфалий, который имела Церковь Бориса и Глеба (Кидекша).
Интересные факты
Мастера, которые выполняли строительные работы по возведению храма, Юрием Долгоруким предварительно были направлены на обучение в Италию. В Риме они должны были изучать европейские архитектурные традиции того времени. Дело в том, что в то время на Руси еще не работали с природным камнем. Вот почему церковь получилась романской, в духе Европы двенадцатого столетия. Внешнее убранство ее было хоть и скромным, но даже в этом оно было великолепно. Внутри же все было намного богаче. Кроме того, археологи обнаружили в полу в центральной части церкви розовый камень – омфалий. Это было особое место, на которое становился епископ, совершая особо торжественную службу. Сегодня кидекшская Церковь Бориса и Глеба, занесенная в список памятников ЮНЕСКО, входит во Владимиро-Суздальский музейный заповедник.
Отзывы
Многие приезжают в удивительно красивое село Кидекша в рамках туристического маршрута по "Золотому кольцу". Борисоглебский храм поражает масштабами. Удивительно, как в далеком двенадцатом столетии можно было осуществить столь громадную монументальную стройку. Самобытность церкви и ее уникальность приводят сюда туристов со всех уголков страны. Трудно представить, что ей скоро будет тысячу лет. Единственное, чего ей не хватает - обустроенной стоянки для автомашин, хотя решить этот вопрос будет достаточно трудно, ведь у церкви нет прихода и священника.
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше — один из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси, наиболее ранняя белокаменная постройка Северо-восточной Руси, наряду со Спасо-Преображенским собором в Переславле Залесском. Построена в правление Юрия Долгорукого и обычно датируется 1152 годом. Превращена в музей.
Содержание
В Кидекше сохранились остатки оборонительных валов — вблизи устья речки Каменки, которая сливается с Нерлью. Церковь закладывалась Юрием Долгоруким в честь сыновей князя Владимира Святого Бориса и Глеба, получивших имена первых прославленных в земле Русской святых — покровителей княжеского дома. Кидекшская церковь послужила усыпальницей для одного из сыновей Юрия Долгорукого — князя белгородского и туровского Бориса Юрьевича, умершего в 1159 году. Здесь же погребена его жена Мария (†1161) и их дочь Ефросиния (†1202).
В XVI — начале XVII века глава и часть сводов церкви обрушилась. В 1660-х годах глава, своды и восточные столпы храма были разобраны полностью, а апсиды и восточные части северной и южной стен — до уровня аркатурного пояса. Затем восточные столпы были сложены вновь, и храм был перекрыт сомкнутым сводом с маленькой главкой. В таком виде храм сохранился до наших дней.
Церковь Бориса и Глеба была обследована археологами самого высокого уровня как дореволюционной России, так и СССР. Одной из задач была подготовка к проведению инженерных работ, целью которых являлось создание отопительной системы, чтобы предотвратить губительную для храма влажность. Последние раскопки в храме проводились в 2011 году группой Вл. В. Седова. В храме был частично снят пол и восстановлен до того уровня, который был в XII веке. Были обнаружены неизвестные ранее детали внутреннего убранства храма: основания позднего иконостаса, нижняя часть белокаменного престола с отпечатками четырёх ножек и омфалий. Омфалий представляет собой камень розоватого цвета, лежащий в центре храма. В настоящее время он включён в экспозицию. В древнерусской архитектуре каменный омфалий XII в. из Кидекши уникален, известен только более ранний мозаичный экземпляр X в. в Десятинной церкви и примеры из древнерусской архитектуры XIV в. Также был обнаружен белокаменный саркофаг и фрески XII века.
Адрес: ул. Центральная, 63, Кидекша, Владимирская обл., Россия, 601293
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
На этот раз он всецело посвящён главному храму историко-архитектурного ансамбля – белокаменной церкви XII века.
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше, XII век
Наверняка, многие слышали о церкви Покрова на Нерли и большинство (во всяком случае – те, кто хоть немного интересуется историей) прекрасно представляют себе, как она выглядит. А вот церковь Бориса и Глеба редко кто упоминает в числе шедевров Древней Руси. Хотя именно она является старейшей на земле Суздальской.
Экспозиция, посвящённая истории храмового комплекса Кидекши. Западный притвор храма
Борисоглебская церковь была построена по заказу Юрия Долгорукого, сына Владимира Мономаха, как заглавный храм его резиденции в 1152 году.
Основанием для выбора места возведения этой церкви послужило предание о встрече тут двух братьев, Бориса и Глеба, сыновей князя Владимира Красное Солнышко. Здесь, на берегу реки Нерль, находилось их становище.
Впоследствии братья были убиты своим же родным братом Святополком, прозванным Окаянным, и стали первыми русскими святыми мучениками.
Святые князья Владимир, Борис и Глеб с житием Бориса и Глеба. Рубеж XVII-XVIII — XX века
В честь братьев Бориса и Глеба и была возведена эта церковь. И стоит она тут уже почти девять столетий.
Борисоглебская церковь – древнейший белокаменный памятник Владимирской области. Считается, что она-то и положила начало белокаменным храмам Владимиро-Суздальского княжества. Ныне эта церковь является памятником истории и архитектуры и внесена в список ЮНЕСКО.
Апсиды церкви святых князей Бориса и Глеба
В различных источниках говорится, что первоначально Борисоглебская церковь была схожа внешним обликом с древнейшими белокаменными владимирскими храмами – Дмитриевским собором во Владимире и церковью Покрова на Нерли, поэтому несложно представить себе, как она выглядела когда-то.
Левая фреска в центральной апсиде
Но Борисоглебская церковь была украшена не так богато – и во внутреннем убранстве, и в наружной белокаменной резьбе. Фасад церкви в Кидекше украшает лишь аркатурный поясок, впоследствии ставший обязательным элементом резьбы храмов Владимиро-Суздальского княжества.
Фреска над окном в центральной апсиде
Правая фреска в центральной апсиде
Храм в Кидекше построен по той же технологии, что и другие белокаменные храмы того времени: из отёсанного белого камня прямоугольной формы, методом забутовки (это когда выкладывается две параллельные стенки, а пространство между ними заполняется камнями с известковым раствором). За счёт этого храмовые стены получались очень крепкими и толстыми.
Внутренняя кладка храма
Булыжный фундамент Борисоглебского храма уходит вглубь земли на полтора метра. Умели же строить в древние времена! И, может быть, благодаря искусству строителей, и стоят до сих пор белокаменные шедевры древних зодчих.
Экспозиция, посвящённая истории храма. Западный притвор
Храм сильно пострадал во время нашествия монголо-татар в 1238 году, но уже спустя год был приведён в порядок.
Затем Борисоглебскую церковь частично перестраивали на рубеже XVI-XVII веков после обрушения части сводов.
Росписи над хорами
До наших дней сохранились хоры и их своды, на которые поднимались по деревянной лестнице.
Лестница на хоры. Вид с южной стороны
Но главное – в храме уцелели фрески XII века: Всадники, Святые жёны, Христос Вседержитель и остатки цветочных орнаментов на сводах и в центральной апсиде, обнаруженные в ходе реставрации в 2004 году.
Фреска XII века Христос-Вседержитель в нише южной стены храма
В раскопе, оставшемся открытым взору туристов и огороженным лишь перилами, виден первоначальный уровень пола XII века с белокаменным местом для священнослужителя.
Фрагменты фресок и первоначального пола храма в центральной апсиде
Впоследствии церковь Бориса и Глеба стала княжеской усыпальницей. Здесь в 1159 году погребли сына Юрия Долгорукого, князя Бориса. Он был захоронен в правой, южной аркасоли храма.
Надгробная плита князя Бориса, сына Юрия Долгорукого
А через два года здесь же, напротив его погребения, в левой северной аркасоли была захоронена его жена Мария, а в 1202 году и их дочь Ефросиния. Останки княжеских захоронений в советские годы куда-то бесследно исчезли.
Фреска XII века над захоронением сына Юрия Долгорукого
Мне показалось, что храм сильно нуждается в бережной и высокопрофессиональной реставрации. Но даже и в таком виде восхищает безмерно.
На рубеже XIX-XX столетий к западному фасаду церкви был пристроен притвор. К 300-летию династии Романовых, в 1913 году, свод притвора был расписан на тематику Ветхого завета.
В экспозиции храма имеется схема расположения медальонов.
Нарушив заповедь Бога, Адам и Ева согрешили, отведав плод с запретного древа познания добра и зла.
Архангел Михаил с мечом в руках изгоняет плачущих Адама и Еву из Рая.
Такое вот краткое наглядное изложение библейских сюжетов.
По сторонам портала (входа в центральную часть храма) – изображения архангела Гавриила (слева) и Михаила (справа).
Архангел Гавриил. Роспись западного притвора. Левая сторона
Архангел Михаил. Роспись западного притвора. Правая сторона
Чудесное всё-таки место – Кидекша. Удивительное. Как ужились тут разные стили, разные эпохи на нескольких десятках квадратных метров и даже в одном храме? От XII до начала XX века – и всё в одном храмовом комплексе. И при этом ничто не режет глаз своим несоответствием. Простая, гармония, живая история, в которой важна всякая деталь…
Фреска в центральной апсиде
Очень хотелось бы снова побывать в Кидекше. И рассмотреть внимательнее то, что окинула только беглым взглядом, спеша на встречу с ярким красавцем Суздалем, городом-праздником, с которым так трудно соперничать скромной Кидекше.
Многие говорят, что на фоне Суздаля Кидекша меркнет. Большинство туристов и вовсе ленятся заглядывать сюда. Считая, что незачем, если рядом, всего в четырёх километрах – ещё одна живая история, к тому же куда более известная – бывшая столица княжества, Суздаль.
А я очень стремилась сюда, именно в это село с таким странным именем. И мне повезло. Я видела эту тихую, неяркую, но такую величественную древность.
Читайте также: