Церковь бориса и глеба в кидекше сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше это древнейший в Северо-Восточной Руси памятник зодчества, который включён в охранный список ЮНЕСКО. Её построил Юрий Долгорукий в 1152 году (дата оспаривается и предлагается период 1148 - 1157 гг.) в память о первых русских святых, канонизированных как Русской, так и Константинопольской Церковью, Бориса и Глеба.

Село Кидекша находится в 4 км от Суздаля. Чуть ниже села в Нерль впадает река Каменка, что на финно-угорском языке и значит (?) “кидекша”. В древние времена это был водный путь, соединявший Суздаль с Владимиром.

История строительства храма в Кидекше

По преданию на этом месте встретились и раскинули свой стан братья Глеб и Борис, когда они ехали на встречу с отцом Владимиром Святославичем (Красно Солнышко) из своих княжеств.

Юрий Долгорукий основал здесь летнюю резиденцию, окружив крепостной стеной и валами. Так он мог контролировать торговую артерию.

По мнению нашего современника и соотечественника, архитектора и реставратора С. А. Шарова-Делоне храм строила артель в 25-30 человек как дворцовую церковь княжеской семьи. Предполагают, что в Кидекше жил сын Долгорукого, Борис, потому что здесь находятся могилы самого Бориса Юрьевича, его жены и дочери.

Архитектура церкви Бориса и Глеба в Кидекше

Правильная и чёткая геометрия, ставшая отличительной чертой построек Владимиро-Суздальской земли, характеризует и Борисоглебскую церковь в Кидекше. Специалистами отмечается необычайно высокое техническое мастерство исполнения храма. Блоки, из которых он сложен, обтёсаны так гладко и подогнаны друг к другу с таким совершенством, что связующий раствор между ними почти не заметен.

Размеры Борисоглебского храма снаружи:
- ширина - 15 м,
- длина с апсидами 18,9 м.,
- сторона подкупольного квадрата 4,9 м.

Единственный купол и хоры в западной части опираются на 4 столпа. На всех фасадах и апсидах храма видны древние заложенные окна. Фасады здания завершались полукруглыми закомарами.

Фундамент церкви сложен из булыжников на белом известковом растворе и сужен до ширины стен. Зав. сектором архитектурной археологии в Государственном Эрмитаже О. М. Иоаннисян относит ее к произведению мастеров из Галицкой земли, знакомых с романским зодчеством Польши.

Вероятно при Юрии Владимировиче храм не был расписан. Имеющиеся остатки фресок относят ко временам его сына, Всеволода Большое гнездо.

Разрушение Борисоглебского храма в Кидекше

Как предполагают, при нашествии татаро-монгол (?) Кидекши и церковь пострадали. Но 1239 году храм восстановили с изменениями. На месте княжеского двора возник Кидекшанский монастырь, заброшенный в 14 веке. Церковь пришла в запустение, кровля разрушилась, упал купол и часть сводов.

Восстановительные работы провели во время строительства в Суздальском кремле, в 1660 году: старые своды полностью разобрали, сделали новое перекрытие, над центральным залом возвели новый свод и установили маленький луковичный купол, заложили древние окна и южный вход, сделали проёмы в других местах. Через 120 лет на западной и северной стороне добавили новые притворы. В таком виде мы и видим церковь.

В отличие от белокаменных храмов эпохи правления Андрея Боголюбского, и ещё более поздних, построенные при Юрии Долгоруком, своим обликом напоминают крепости. Могли ли они служить последним рубежом обороны? Для сравнения читайте статью Покров на Нерли: простота или великолепие?

В чём же загадка церкви Бориса и Глеба в Кидекшах?

В описываемые времена на Киевской Руси самым популярным строительным материалом был тонкий обожжённый кирпич - плинфа. Блоки из белого известняка по расчетам академика С.В.Заграевского были на порядок (в 10 раз) дороже, с учётом его сложной добычи, транспортировки и обработки, чем плинф. Зачем Юрию Долгорукому надо было строить храм из такого дорогого камня? Что заставило древнерусских мастеров отказаться от экономичной и удобной плинфы?

Пишите свои комментарии.
Заберите статью к себе на стену в соцсетях, чтобы не потерять.
Ставьте палец вверх, чтобы видеть больше таких материалов.
Подписывайтесь на канал Архитектура.



Церковь Бориса и Глеба Кидекша

Святые места

Село Кидекша

Описание

Она построена в четырех километрах от Суздаля. Село Кидекша, в котором стоит этот редкий памятник зодчества, является древним, дославянским. Оно стоит у устья небольшой реки Каменки, среди необъятных полей. Храм Бориса и Глеба – одна из первых церквей, относящихся к владимиро-суздальской белокаменной архитектуре. На месте, где находится Кидекша, Каменка сливается с Нерлью – важнейшей жизненной артерией Суздальского края. Именно поэтому здесь в двенадцатом столетии князь Юрий Долгорукий решил построить укрепленный городок. Он хотел взять речной выход от Суздаля под свой контроль. Храм Бориса и Глеба возвела его мастеровая дружина примерно в 1152 году. Он должен был стать главным собором в резиденции князя. Двор был выстроен на высоком речном берегу в виде крепости. Оградительные сооружения имели в длину больше одного километра. Это была достаточно большая резиденция, по своим размерам сопоставимая с Москвой, основанной Юрием Долгоруким. К сожалению, многие ее сооружения не дошли до нас.

Владимирская епархия

Предание

История

В Кидекше до сих еще сохранились остатки оборонительных валов княжеской резиденции. По некоторым данным, сама церковь была заложена Юрием Долгоруким в честь двух своих младших сыновей - Бориса и Глеба, которые получили имена прославленных на Руси святых покровителей. Здесь есть усыпальница одного из них. Именно в Борисоглебской церкви находится сын Долгорукого князь белгородский и туровский Борис Юрьевич, умерший в 1159 году, со своей женой Марией и дочерью Ефросиней.

Храм Бориса и Глеба

Во время монгольского нашествия Кидекша сильно пострадала. Но уже в 1239-м церковь Бориса и Глеба была отремонтирована и освящена. Согласно некоторым данным, именно в это время здесь была устроена алтарная резная преграда и белокаменное седалище.

Архитектура

Со второй половины тринадцатого века началось запустение этого храма. Своды и глава его разрушились. И только в шестнадцатом-семнадцатом столетиях Церковь Бориса и Глеба (Кидекша) была отремонтирована. В работе был использован ее же старый белый камень. Тем не менее, четырехскатная крыша и маленькая глава не совсем отражали тот облик этого древнего храма, который у него был первоначально.

Внешний вид

Церковь Бориса и Глеба сделана одноглавой, четырехстолпной, трехапсидной. Она сложена из прекрасно отесанных и почти насухо положенных квадров очень качественного камня белого цвета. Стены наружными лопатками делятся на три неравных прясла, средний из которых шире и выше боковых. Над западным порталом выложена арка. Размеры церкви, ее общие пропорции и большинство конструктивных особенностей, в том числе и профиль лопаток невероятно близки Спасо-Преображенскому собору, построенному практически в то же время в Переславле-Залесском.

Церковь Бориса и Глеба Кидекша описание

Особенности

В архитектуре Борисоглебской церкви наблюдаются явные параллели с западноевропейским искусством, в частности, романским. Например, привлекает внимание характерный аркатурный пояс, делящий боковые прясла на два яруса. Интересен и перспективный портал, имеющий очень простой профиль в виде трех уступов и с немного вынесенным вперед замковым камнем. Барабан был оснащен городчатым поясом, об этом свидетельствуют его остатки, найденные под кровлей храма. На нескольких камнях в кладке можно заметить идентичные для княжеских мастеров знаки.

Внутреннее убранство

Построенная в 1152-м, Церковь Бориса и Глеба (Кидекша) в течение четырех десятилетий оставалась не расписанной. В 1947 году археологами были открыты фрагменты фресок, которые, как считают исследователи, принадлежат восьмидесятым годам двенадцатого столетия. Роспись, по всей вероятности, была сделана во времена Всеволода III по его приказу, о чем свидетельствуют многочисленные изображенные райские деревья и птицы, характерные для белокаменного убранства его эпохи и являющиеся отходом от канонической системы. В церкви сохранились также фрески из специальной ниши в толще северной стены, прямо под хорами.

Церковь Бориса и Глеба Кидекша архитектура

Храмовый комплекс

Если смотреть на этот комплекс со стороны реки Нерли, то сразу же ощущается то тонкое понимание гармонии природы и архитектуры, которое было присуще древним зодчим.

Храм Бориса и Глеба был обследован археологами досконально. Последние раскопки были проведены в 2011 году. В церкви был частично восстановлен пол. Были обнаружены многие неизвестные ранее элементы внутреннего убранства: основание иконостаса, нижняя часть престола, омфалий. В древнерусской архитектуре так называли розовый камень, находящийся на полу. Ученые считают, что самым уникальным мозаичным экземпляром является именно омфалий, который имела Церковь Бориса и Глеба (Кидекша).

Церковь Бориса и Глеба Кидекша интересные факты

Интересные факты

Мастера, которые выполняли строительные работы по возведению храма, Юрием Долгоруким предварительно были направлены на обучение в Италию. В Риме они должны были изучать европейские архитектурные традиции того времени. Дело в том, что в то время на Руси еще не работали с природным камнем. Вот почему церковь получилась романской, в духе Европы двенадцатого столетия. Внешнее убранство ее было хоть и скромным, но даже в этом оно было великолепно. Внутри же все было намного богаче. Кроме того, археологи обнаружили в полу в центральной части церкви розовый камень – омфалий. Это было особое место, на которое становился епископ, совершая особо торжественную службу. Сегодня кидекшская Церковь Бориса и Глеба, занесенная в список памятников ЮНЕСКО, входит во Владимиро-Суздальский музейный заповедник.

Отзывы

Многие приезжают в удивительно красивое село Кидекша в рамках туристического маршрута по "Золотому кольцу". Борисоглебский храм поражает масштабами. Удивительно, как в далеком двенадцатом столетии можно было осуществить столь громадную монументальную стройку. Самобытность церкви и ее уникальность приводят сюда туристов со всех уголков страны. Трудно представить, что ей скоро будет тысячу лет. Единственное, чего ей не хватает - обустроенной стоянки для автомашин, хотя решить этот вопрос будет достаточно трудно, ведь у церкви нет прихода и священника.

Церковь Бориса и Глеба (Кидекша), Храм Кидекша3

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше — один из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси, наиболее ранняя белокаменная постройка Северо-восточной Руси, наряду со Спасо-Преображенским собором в Переславле Залесском. Построена в правление Юрия Долгорукого и обычно датируется 1152 годом. Превращена в музей.

Содержание

В Кидекше сохранились остатки оборонительных валов — вблизи устья речки Каменки, которая сливается с Нерлью. Церковь закладывалась Юрием Долгоруким в честь сыновей князя Владимира Святого Бориса и Глеба, получивших имена первых прославленных в земле Русской святых — покровителей княжеского дома. Кидекшская церковь послужила усыпальницей для одного из сыновей Юрия Долгорукого — князя белгородского и туровского Бориса Юрьевича, умершего в 1159 году. Здесь же погребена его жена Мария (†1161) и их дочь Ефросиния (†1202).

В XVI — начале XVII века глава и часть сводов церкви обрушилась. В 1660-х годах глава, своды и восточные столпы храма были разобраны полностью, а апсиды и восточные части северной и южной стен — до уровня аркатурного пояса. Затем восточные столпы были сложены вновь, и храм был перекрыт сомкнутым сводом с маленькой главкой. В таком виде храм сохранился до наших дней.

Церковь Бориса и Глеба была обследована археологами самого высокого уровня как дореволюционной России, так и СССР. Одной из задач была подготовка к проведению инженерных работ, целью которых являлось создание отопительной системы, чтобы предотвратить губительную для храма влажность. Последние раскопки в храме проводились в 2011 году группой Вл. В. Седова. В храме был частично снят пол и восстановлен до того уровня, который был в XII веке. Были обнаружены неизвестные ранее детали внутреннего убранства храма: основания позднего иконостаса, нижняя часть белокаменного престола с отпечатками четырёх ножек и омфалий. Омфалий представляет собой камень розоватого цвета, лежащий в центре храма. В настоящее время он включён в экспозицию. В древнерусской архитектуре каменный омфалий XII в. из Кидекши уникален, известен только более ранний мозаичный экземпляр X в. в Десятинной церкви и примеры из древнерусской архитектуры XIV в. Также был обнаружен белокаменный саркофаг и фрески XII века.

Адрес: ул. Центральная, 63, Кидекша, Владимирская обл., Россия, 601293

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Кидекша

На этот раз он всецело посвящён главному храму историко-архитектурного ансамбля – белокаменной церкви XII века.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше, XII век

Наверняка, многие слышали о церкви Покрова на Нерли и большинство (во всяком случае – те, кто хоть немного интересуется историей) прекрасно представляют себе, как она выглядит. А вот церковь Бориса и Глеба редко кто упоминает в числе шедевров Древней Руси. Хотя именно она является старейшей на земле Суздальской.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Экспозиция, посвящённая истории храмового комплекса Кидекши. Западный притвор храма

Борисоглебская церковь была построена по заказу Юрия Долгорукого, сына Владимира Мономаха, как заглавный храм его резиденции в 1152 году.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Основанием для выбора места возведения этой церкви послужило предание о встрече тут двух братьев, Бориса и Глеба, сыновей князя Владимира Красное Солнышко. Здесь, на берегу реки Нерль, находилось их становище.

Кидекша

Впоследствии братья были убиты своим же родным братом Святополком, прозванным Окаянным, и стали первыми русскими святыми мучениками.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Святые князья Владимир, Борис и Глеб с житием Бориса и Глеба. Рубеж XVII-XVIII — XX века

В честь братьев Бориса и Глеба и была возведена эта церковь. И стоит она тут уже почти девять столетий.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Борисоглебская церковь – древнейший белокаменный памятник Владимирской области. Считается, что она-то и положила начало белокаменным храмам Владимиро-Суздальского княжества. Ныне эта церковь является памятником истории и архитектуры и внесена в список ЮНЕСКО.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Апсиды церкви святых князей Бориса и Глеба

В различных источниках говорится, что первоначально Борисоглебская церковь была схожа внешним обликом с древнейшими белокаменными владимирскими храмами – Дмитриевским собором во Владимире и церковью Покрова на Нерли, поэтому несложно представить себе, как она выглядела когда-то.

Фрески церкви Бориса и Глеба

Левая фреска в центральной апсиде

Но Борисоглебская церковь была украшена не так богато – и во внутреннем убранстве, и в наружной белокаменной резьбе. Фасад церкви в Кидекше украшает лишь аркатурный поясок, впоследствии ставший обязательным элементом резьбы храмов Владимиро-Суздальского княжества.

Фрески церкви Бориса и Глеба

Фреска над окном в центральной апсиде

Фрески церкви Бориса и Глеба

Правая фреска в центральной апсиде

Храм в Кидекше построен по той же технологии, что и другие белокаменные храмы того времени: из отёсанного белого камня прямоугольной формы, методом забутовки (это когда выкладывается две параллельные стенки, а пространство между ними заполняется камнями с известковым раствором). За счёт этого храмовые стены получались очень крепкими и толстыми.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Внутренняя кладка храма

Булыжный фундамент Борисоглебского храма уходит вглубь земли на полтора метра. Умели же строить в древние времена! И, может быть, благодаря искусству строителей, и стоят до сих пор белокаменные шедевры древних зодчих.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Экспозиция, посвящённая истории храма. Западный притвор

Храм сильно пострадал во время нашествия монголо-татар в 1238 году, но уже спустя год был приведён в порядок.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Затем Борисоглебскую церковь частично перестраивали на рубеже XVI-XVII веков после обрушения части сводов.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Росписи над хорами

До наших дней сохранились хоры и их своды, на которые поднимались по деревянной лестнице.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Лестница на хоры. Вид с южной стороны

Но главное – в храме уцелели фрески XII века: Всадники, Святые жёны, Христос Вседержитель и остатки цветочных орнаментов на сводах и в центральной апсиде, обнаруженные в ходе реставрации в 2004 году.

Фрески церкви Бориса и Глеба

Фреска XII века Христос-Вседержитель в нише южной стены храма

В раскопе, оставшемся открытым взору туристов и огороженным лишь перилами, виден первоначальный уровень пола XII века с белокаменным местом для священнослужителя.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Фрагменты фресок и первоначального пола храма в центральной апсиде

Впоследствии церковь Бориса и Глеба стала княжеской усыпальницей. Здесь в 1159 году погребли сына Юрия Долгорукого, князя Бориса. Он был захоронен в правой, южной аркасоли храма.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Надгробная плита князя Бориса, сына Юрия Долгорукого

А через два года здесь же, напротив его погребения, в левой северной аркасоли была захоронена его жена Мария, а в 1202 году и их дочь Ефросиния. Останки княжеских захоронений в советские годы куда-то бесследно исчезли.

Фрески церкви Бориса и Глеба

Фреска XII века над захоронением сына Юрия Долгорукого

Мне показалось, что храм сильно нуждается в бережной и высокопрофессиональной реставрации. Но даже и в таком виде восхищает безмерно.

На рубеже XIX-XX столетий к западному фасаду церкви был пристроен притвор. К 300-летию династии Романовых, в 1913 году, свод притвора был расписан на тематику Ветхого завета.

Сотворение мира

Сотворение мира

В экспозиции храма имеется схема расположения медальонов.

Сотворение мира

Сотворение мира

Сотворение мира

Сотворение мира

Сотворение мира

Сотворение мира

Сотворение мира

Сотворение мира

Нарушив заповедь Бога, Адам и Ева согрешили, отведав плод с запретного древа познания добра и зла.

Грехопадение

Архангел Михаил с мечом в руках изгоняет плачущих Адама и Еву из Рая.

Изгнание из Рая

Такое вот краткое наглядное изложение библейских сюжетов.

По сторонам портала (входа в центральную часть храма) – изображения архангела Гавриила (слева) и Михаила (справа).

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Архангел Гавриил. Роспись западного притвора. Левая сторона

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Архангел Михаил. Роспись западного притвора. Правая сторона

Чудесное всё-таки место – Кидекша. Удивительное. Как ужились тут разные стили, разные эпохи на нескольких десятках квадратных метров и даже в одном храме? От XII до начала XX века – и всё в одном храмовом комплексе. И при этом ничто не режет глаз своим несоответствием. Простая, гармония, живая история, в которой важна всякая деталь…

Фрески церкви Бориса и Глеба

Фреска в центральной апсиде

Очень хотелось бы снова побывать в Кидекше. И рассмотреть внимательнее то, что окинула только беглым взглядом, спеша на встречу с ярким красавцем Суздалем, городом-праздником, с которым так трудно соперничать скромной Кидекше.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Многие говорят, что на фоне Суздаля Кидекша меркнет. Большинство туристов и вовсе ленятся заглядывать сюда. Считая, что незачем, если рядом, всего в четырёх километрах – ещё одна живая история, к тому же куда более известная – бывшая столица княжества, Суздаль.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

А я очень стремилась сюда, именно в это село с таким странным именем. И мне повезло. Я видела эту тихую, неяркую, но такую величественную древность.

Читайте также: