Сообщение философия и культура

Обновлено: 04.07.2024

Для определения линий взаимосвязи философии и культуры важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исторически (генетически) и субстанциально (по своей сущности) детище человека, различных видов его деятельности в личностных, групповых и общественных рамках. Это – объективная реальность, в которой воплощены способы и результаты деятельности людей – подлинных творцов культуры.

Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощения государством, обществом, собственными пороками. Свобода, являющаяся центральной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, посторонних сил. Тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповторимостью, имеют общекультурное значение.

Философия, используя аксиологический, т.е. ценностный подход, раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировоззренческих ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образцов материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления подлинной сущности, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат его развития.

Выработанная в философии и культурологии категория культуры фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира; определенную систему способов и средств, методов и регулятивов человеческой деятельности. Философская теория культуры и культурного развития исходит из того, что это – бесценный источник прогресса социума и человека.

Философский смысл имеет широкая проблематика культуры, включая определение системы ее ценностей и норм, степени их укорененности в обществе; ее социальных носителей, теоретического и художественного содержания; закономерностей наследования культуры, преемственного развития в духовной сфере; типа взаимосвязи культуры с социальной действительностью; социально-территориальных особенностей, соответствия национальному характеру, ментальным особенностям населения, ее отношения к власти, общественному и государственному строю и др.

Как показывает история культуры, философия многовариантна по своей форме и содержанию. Даже в европейской культуре она принимала самые разнообразные формы. Это не удивительно, ибо философия, как любовь к мудрости, подобно мифическому Протею, может принимать обличья тех форм культуры и знания, в которых она видит источник жизненной мудрости.

Однако не только форма, но и содержание философии варьируется в зависимости от исторической эпохи и культурной среды, ее порождающей. Оно может детерминироваться социальным заказом, злобой дня, вызовом времени, кризисом глобального порядка. Однако какую бы форму ни принимала философия, как бы ни изменялось ее содержание, она всегда хранила в себе некий инвариант социокультурных задач, которые и выполняла с разной степенью успеха в жизни общества и человека.

Мир дан нам как совокупность самых разнородных явлений, и главная задача философии, ее специфическая функция заключается в том, чтобы представить его как нечто целостное, единое, имеющее один общий источник и основание.

Культура как явление общественной жизни является объектом изучения для многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология, археология, этнография.

Например, этнографию интересует культура этноса, т.е. конкретной народности, нации или всего народа. Эстетика изучает художественную культуру, которая создается в рамках различных видов искусства. Каждая наука реализует свой специфический интерес при изучении этого сложного феномена.

Философия также изучает культуру, но не ее единичные проявления. Она рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной жизни. Философия стремится ответить на вопросы о том, что такое культура, какое место она занимает в историческом процессе и какую роль играет в социализации человека. Философию интересуют самые общие проблемы, касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни.

Что же такое культура с точки зрения философии?

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

В средние века культура ассоциировалась, прежде всего, с личным совершенством человека. Культура – это богоподобие человека, самопознание, его служение Богу и самоукрощение.

В эпоху Возрождения под культурой стало пониматься соответствие человека высокому гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально развитый человек, разумный и деятельный.

Просветители XVIII в (Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.) смотрели на культуру как на воплощение разумного. Соответственно, культурность нации противопоставлялась ими варварскому состоянию народов, их дикости. Культура измерялась достижениями наук и ремесел, а ее целью считалось сделать всех людей счастливыми. В то же историческое время появилась и пессимистическая трактовка культуры, критика ее негативных сторон и противопоставление культуры природе. Такую позицию исповедовал Ж.Ж. Руссо, считавший, что культура является источником несправедливости и зла в обществе. По его мнению, она разрушает нравственность людей и не делает их более богатыми и счастливыми. Руссо считал, что все пороки в человеке идут не от природы, а от достижений культуры. Он делал категоричный вывод о том, что человеческие души развращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства, и поэтому образованные нации (например, Египет, Греция) легче всего становились добычей иноземных завоевателей. Руссо призывал жить в согласии с природой, вдалеке от городов, а воспитание человека осуществлять на лоне природы и в соответствии с ее требованиями. В немецкой классической философии культура воспринималась как сфера духовной свободы человека. Эта философия решительно разделила весь окружающий мир на мир природы и мир культуры. Подчеркивалось, что культура – это мир идей и вещей, созданный в ходе человеческой деятельности. Рост культуры рассматривался как один из законов истории общества. Такой подход наиболее отчетливо проявился в творчестве И. Гердера. Он обосновывал идею о том, что культура – это прогресс в развитии способностей человеческого ума. Важнейшим проявлением культуры является, по мнению философа, язык.

В классической марксистской философии XIX в. понятие культуры стало употребляться для характеристики творческих сил человека и совокупных результатов его деятельности. В марксизме подчеркивалась идея обусловленности культуры конкретным способом материального производства, характером общественно-экономической формации и исторической эпохи. Считалось, что культура всегда носит конкретно-исторический характер (первобытная, буржуазная и т.д.), а ее высшим проявлением станет культура коммунистического общества. В марксизме исследовались различные проявления культуры – культура труда, политическая культура и др.

Основатель психоанализа З. Фрейд исходил из идеи вечного и неустранимого противоречия между человеком и культурой. По его мнению, человек – это существо исключительно природное, наделенное совокупностью потребностей и инстинктов. Культура же враждебна человеку, поскольку она ограничивает свободу его действий. Уже первобытный коллектив был инструментом подавления человека с помощью норм и запретов. Фрейд был убежден, что современный человек является в большей степени пленником культуры в сравнении с его первобытными предками, и эта тенденция в итоге погубит все человечество.

В XX в. имелись и иные представления о культуре. Так, в некоторых учениях (Д. Белл, Р. Арон и др.) культура сводилась, прежде всего, к достижениям науки и техники, которые якобы способны обеспечить стремительный прорыв человечества в блестящее будущее.

Таким образом, в истории философии выделялись и изучались различные стороны культуры.

Интегрирующая роль философии в культуре тесно связана с ее аналогичным значением в жизни человека. Будучи мировоззрением, она соединяет всю совокупность знаний и ценностей, которыми живет человек, в единое целое. Имея мировоззрение, сознательное представление о мире в целом и о себе, как части этого целого, человек является носителем определенных убеждений. Чем более выражены в нем убеждения, тем более яркой и значительной личностью предстает он перед другими людьми. Личность созидается истиной, добром и красотой, в ней заключенных. Чем более слаженны между собой эти понятия, тем более целостной и гармоничной является личность, тем, стало быть, ближе она к мудрости. Философские учения, созданные профессиональными мыслителями, дают людям необходимый материал для строительства каждым своей личности, для постижения Истины, Добра и Красоты.

Главный вывод, который вытекает из рассмотрения вопроса о соотношении философии и культуры, состоит в том, что в этом мире только от человека зависит, какую культуру от создаст и в какой мере она облагородит (или подорвет) его бытие и возвысит (или унизит) его дух.

Культура — совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов.

По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы:

— язык и письменность;

— характер одежды, поселений, работы;

— политическое и государственное устройство;

— как способ возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправление пороков общества;

— как действительно существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Культура взаимосвязана с цивилизацией. Цивилизация — это все человечество в широком проявлении символических богатств. Культура — это достижение работы цивилизации, самое совершенное в которой — триумф человеческого. С точки зрения философии культура — это внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация — лишь внешняя материальная оболочка культуры.

Культура представляет собой средство и способ развития духовного начала в человеке, своей целью имея формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же дает людям средства существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд.

Культура являет собой духовные ценности, достижения науки, философии, искусства, образования, а цивилизация — это степень развития общества с технологической, хозяйственной, социально-политической стороны.

Культура является отличительной особенностью человеческого образа жизни от животного, но при этом неся в себе не только позитивные, но и негативные, нежелательные проявления человеческой активности.

В философии под культурой понимается сфера информационного обеспечения общества. Культура в этом смысле является коллективным интеллектом, коллективным разумом, который формирует, накапливает и хранит социальную информацию, используемую человеком для преобразования окружающего мира и самого себя. Социальная информация кодируется с помощью созданных людьми знаковых средств. Важнейшим из знаковых средств является язык.

Люди отличаются от животных своим осмыслением действительности при помощи социальной информации. В социальной информации различают три основных типа смыслов: знания; ценности; регулятивы (правила действий).

Взаимосвязи между знаниями, ценностями и регу-лятивами определяют особенности:

— духовной культуры (мифологии, религии, искусства, философии);

— социальной культуры (нравственной, правовой, политической);

— технологической культуры (технической, научной, инженерной).

Все народы в процессе своего исторического развития создают свою национальную культуру. Но существуют и культурные универсалии — общие черты, которые характеризуют культуру как развивающийся во времени коллективный интеллект всего человечества в целом.

Тема 16. Общество и культура как предмет философского анализа. 16.1. Философия истории.

Тема 16. Общество и культура как предмет философского анализа. 16.1. Философия истории. Г. Ф. В. ГЕГЕЛЬПодобно тому, как зародыш содержит в себе свою природу дерева, вкус, форму плодов, так и первые проявления духа виртуально содержат в себе всю историю.Гегель Г. Ф. В. Сочинения.

Искусство, культура, философия

Искусство, культура, философия Уайльд, подхватывая голос Ренессанса, определил искусство как кривое зеркало, в котором угадывается правда. С ним нельзя согласиться. Это, скорее, лицедейство, которое противоречит божественной простоте. Великие полотна писали ничтожные

В.С.Стёпин Философия, культура, личность философа

В.С.Стёпин Философия, культура, личность философа СТЕПИН Вячеслав Семенович — доктор философских наук, академик РАН, директор Института философии РАН. Я хотел бы начать с ответа на кардинальный вопрос нашей дискуссии: нужны ли философы и философия сегодня? Именно в этом

45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности

45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности Культура — это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов.Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И ФИЛОСОФИЯ

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И ФИЛОСОФИЯ Начиная с XII в. Европа главным образом через арабское и еврейское посредничество знакомилась с наследием Аристотеля, в частности с неизвестными до того времени его метафизическими и физическими трактатами. Арабские версии переводились на

ЭПОХА, КУЛЬТУРА, ФИЛОСОФИЯ

ЭПОХА, КУЛЬТУРА, ФИЛОСОФИЯ Эпоха, культура, философия. Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций, имеющий самобытную ценность. Его элементы начинают проявляться на поздней фазе феодализма и

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это

8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА

8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА Культура — совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов.По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы:— нравы и обычаи;— язык и письменность;— характер одежды, поселений,

Глава X. МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА И ФИЛОСОФИЯ

Глава X. МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА И ФИЛОСОФИЯ Нападения, которым подверглись Восточная империя, Африка и Испания, в двух отношениях отличались от нападений северных варваров на Западную империю: во-первых, Восточная империя просуществовала до 1453 года, почти на тысячу лет

Глава 23 Культура, как основа взаимодействия видов и форм жизни. Качества и способности личности. Этика, нравственность, физическая культура, интеллект, мораль, духовность и другие качества человека. Мир иллюзий и фантазий

Глава 23 Культура, как основа взаимодействия видов и форм жизни. Качества и способности личности. Этика, нравственность, физическая культура, интеллект, мораль, духовность и другие качества человека. Мир иллюзий и фантазий Книгопечатание если и способствовало более

Культура народа и культура личности Шесть лекций

Культура народа и культура личности Шесть лекций Предисловие Культура народ а и культура личности — для многих это понятия различные, как небо и земля. Лучшие люди нашего времени стремятся достигнуть только первой или только второй. Исходным же пунктом настоящих лекций

Цель данной работы не просто исследовать понятия философии и культуры, но и понять их сущность, их влияние друг на друга и взаимосвязь. Ответить на вопрос: что есть философия? Что представляет культура? Вникнуть в саму суть учения.

Содержание работы

Глава 1. Философия и её развитие.

1.1 Понятие философии. 3 стр.

1.2. Возникновение и развитие философии. 4 стр.


Глава 2. Культура и её специфика.


2.1. Понятие культуры. 5 стр.

2.2. Специфика культуры. 5 стр.

Глава 3. Философия и культура.


3.1. Понятие культуры в философии. 6 стр.

3.2 Философия в системе культуры. 10 стр.

Заключение. 12 стр.

Список используемой литературы

Содержимое работы - 1 файл

Контрольная работа.doc

Тема: Философия и культура

Введение. 3 стр.

Глава 1. Философия и её развитие.

1.1 Понятие философии. 3 стр.

1.2. Возникновение и развитие философии. 4 стр.

Глава 2. Культура и её специфика.

2.1. Понятие культуры. 5 стр.

2.2. Специфика культуры. 5 стр.

Глава 3. Философия и культура.

3.1. Понятие культуры в философии. 6 стр.

3.2 Философия в системе культуры. 10 стр.

Заключение. 12 стр.

Список используемой литературы. 12 стр.

В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важные места занимают философия и культура. Зародившись в глубокой древности, они прошли многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения, различные культуры.

Сегодня в условиях интенсивного обновления общества на глазах меняются устоявшиеся формы хозяйственной, политической, духовной жизни, разрушаются устаревшие стереотипы мышления, формируются новые взгляды, позиции.

Формирование философской мысли привело к созданию качественно новой формы материализма, обогащенного диалектикой - учением о развитии. Это повлекло за собой основательное переосмысление самой сути, предназначения философии. Философия в новой ее интерпретации раскрылась как обобщенная концепция общественной жизни в целом и различных ее подсистем - практики, познания, политики, права, морали, искусства, науки, в том числе естествознания, на основе которого во многом воссоздается научно-философская картина природы. Историко-материалистическое понимание общества позволило выработать широкий взгляд на философию как на явление культуры, понять ее функции в сложном комплексе социально-исторической жизни людей, осознать реальные сферы приложения, процедуры и результаты философского мироуяснения.

Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству - они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения к другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Культура - не пассивное хранение материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, а активное творческое их использование человечеством для улучшения своей жизни.

Цель данной работы не просто исследовать понятия философии и культуры, но и понять их сущность, их влияние друг на друга и взаимосвязь. Ответить на вопрос: что есть философия? Что представляет культура? Вникнуть в саму суть учения.

Глава 1. Философия и её развитие.

1.1. Понятие философии.

1) ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo — люблю и sofia — мудрость; буквально — любовь к мудрости) — форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих (Мировоззрение) вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.

Словарь Ньюмана даёт такое определение слову философия – человеческая мудрость, мудрствование. Ему вторит словарь Даля, говорящий что философия - это любомудрие, наука о достижении человеческой мудрости, о познании истины, мудрости и добра. А Советский энциклопедический словарь утверждает, что философия – это некая форма общественного сознания, мировоззрение, система определённых идей, взглядов на мир и на то место, которое занимает в ней человек. Также интересное определение даёт словарь греческой лексики под редакцией Лиделла и Скотта, где говорится, что философия – это любовь к знаниям, преследование и отыскивание их. Что – то похожее встречается и в древнегреческо – русском словаре под редакцией Соболевского, определяющего философию как любовь к знанию, любознательность, исследование, учение и даже наука. Одним словом, философия в том понимании, в котором она понималось в древнем мире, может быть определена как поиск истины о природе вселенной и человеке.

1.2. Возникновение и развитие философии.

Рождение Философии как специфической формы духовной деятельности было обусловлено великим культурным переворотом в Древней Греции (8—5 вв. до н. э.), общественно-политической основой которого явилась полисная демократия, открывшая дорогу к свободному обсуждению политических, социальных и духовно-нравственных проблем. Термин “Философия” впервые встречается у древнегреческая математика и мыслителя Пифагора (ок. 580—500 до н. э.), истолкование же Философии как особой науки впервые предпринял Платон. В отличие от иных форм мировоззренческого сознания — предшествующей Философии мифологии и религиозного мировоззрения — философское сознание избрало своим ориентиром не авторитет и традицию, не слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни. Философия противопоставила антропоморфизму мифологии представление о мире как о сфере действия безличных объективных сил, а традиционности и непосредственности мифа — сознательный поиск альтернативных вариантов подобных представлений, их взаимную критику и принятие к.-л. из этих вариантов на основе логической аргументации. Это же стремление к выработке целостной системы миропонимания на основе интеллекта отличает Философию от религиозного сознания (Религия), с которым она в течение многих веков находилась в тесном, порой весьма противоречивом, сложном взаимодействии и для которого характерно преимущественное внимание к эмоциональной сфере мировоззрения, к тревогам и надеждам человека, к поиску веры, к стремлению к личностному общению с абсолютом. Философия, таким образом, выступает как рационально-теоретическая форма мировоззрения. Напряженность творческих поисков философской мысли связана прежде всего со стремлением теоретически осмыслить проблемы взаимоотношений человека и мира, “вписанности” человека в мир, выработать такое целостное понимание мира, которое давало бы возможность включить в него человека и при этом рассматривать человека с точки зрения универсума в целом, понять его место и предназначение в природном и социальном мире. Основной вопрос заключается здесь в том, что человек выступает не просто как часть мира в ряду древних вещей, а как бытие особого рода, выходящее за рамки мира объектов, обладающее душевной и духовной жизнью, способное проявлять активное отношение к миру. В Философии данный вопрос теоретически заострен, выступает наиболее рельефно, составляет основу всех философских размышлений об отношении субъекта и объекта, духовного и материального, сознания и бытия (Основной вопрос философии), свободы и необходимости. “Единство противоположностей”, заложенное в самой сущности философской мысли, связанное с необходимостью “включения” человека в мир и вместе с тем учета его особого места в мире, определяет глубинную диалектику философского сознания. Акцентирование той или другой стороны проблемы, ориентация на тот или мной ее полюс и явились предпосылкой противопоставления материализма и идеализма, философских концепций, стоящих на позициях детерминизма или подчеркивающих значимость свободы воли, антропо-логистских или космологистских тенденций и т. д. Философская мысль всегда двигалась в “силовом поле” взаимной полемики этих концепций и течений, и поэтому внутреннее единство Философии может быть понято только через эту полемику. Через диалогичность философского сознания. Выдвигая определенное понимание “включенности” человека в мир, его места и предназначения в мире, Философия так или иначе, в более или менее явном виде намечает некоторые “предельные основания” сознательного отношения к миру, систему духовных ценностей, определяющих социальную и личностную программу человеческой жизнедеятельности, задает ее смысловое содержание и направленность. Она всегда выступала не просто как констатация “сущего”, а как теоретическое обоснование программы действия человека в мире, реализации “должного”. Философское сознание органически связано с нравственностью. Но в отличие от нравственного и других форм ценностного сознания, реализующих ценности как некие безусловные основания деятельности, Ф. подвергает последние теоретическому критико-рефлексивному анализу, рассматривая ценности как основания отношения к миру, реализации “должного” в контексте бытия, универсума в целом. В своем развитии она постоянно так или иначе опиралась на опыт др. видов общественного сознания, других способов освоения действительности. Значимость влияния науки, нравственности, искусства, идеологии, личностного опыта на философские течения различна, и это во ми. Определяло специфику отдельных стилей философского сознания. Так, скажем, позитивизм, в т. ч. неопозитивизм, стремился ориентироваться на опыт научного познания, экзистенциализм же — прежде всего на опыт личностного отношения к миру. Преимущественное обращение к тем или иным формам сознания обусловливает и различие в отношении понимания роли рациональности а философском сознании; наряду с последовательной ориентацией на рациональное познание, а с развитием науки — на научное познание (Сциентизм) в Философии существовали и существуют течения, опирающиеся на интуицию, личностно-эмоциональный опыт, эстетическое восприятие мира и пр. Однако и эти направления, коль скоро они опираются на рациональный анализ исходной философской проблематики, на аргументацию в выборе позиции, не выходят за рамки Философии как формы теоретического сознания. Опираясь на опыт различных форм познавательного, ценностного и практического освоения мира, осмысливая и перерабатывая в своих понятиях мировоззренческие идеи, рождаемые в политическом, юридическом, нравственном, художественном, научном, техническом сознании, синтезируя, многообразные системы, практические знания, а с возрастанием роли науки — нарастающие массивы научного знания, Философия осуществляет интеграцию всех форм деятельности человека в данный исторический период, выступает в качестве самосознания эпохи. Маркс рассматривал Философию как особый тип духовной деятельности, непосредственно сопряженный с социальной практикой данной эпохи, ориентированный на решение тех задач, которые наиболее актуальны в определенный исторический период. В совр. условиях эти задачи связаны прежде всего с выработкой сознания, предполагающего ответственность людей перед лицом глобальных проблем, от которых зависит выживание человечества, с развитием нового мышления в отношениях между людьми, определением приоритетных целей и направлений в решении социально значимых проблем, в осуществлении перестройки всех сторон жизни нашего общества.

Глава 2. Культура и её специфика.

2.1. Понятие культуры.

1)КУЛЬТУРА – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики.

2) Обобщенное определение культуры

Культурой называется позитивный опыт и знания человека или группы людей, ассимилированный в одной из сфер жизни (в человеке, в политике, в искусстве и т. д.)

3) КУЛЬТУРА, -ы Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. 1

4) КУЛЬТУРА — это мир, высших творений, созданный и создаваемый человеком в ходе своей деятельности.

2.2. Специфика культуры.

Деятельность человека, на какие бы виды она не подразделялась, в конечном счете сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной, нетронутой природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека.

Принято различать материальную и духовную культуру.

К материальной культуре относятся прежде всего средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Понятие материальной культуры охватывает широкий круг вещей и процессов, которые служат человеку. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природой.

Культура - это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих эмоций, чувств, а также уровень мышления.

Культура - это сочетание материальных и духовных ценностей. Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительное или отрицательное значение для человека и человечества. Реальные факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или, напротив, чувство негодования, ненависти или презрения. Таким образом, можно сказать, что ценность - это субъективно-объективная реальность. Вот почему, утверждая, что о вкусах не спорят, реально о них всю свою жизнь люди спорят, отстаивая право на приоритет и объективность именно своего вкуса. Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью благодаря не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов.

Mudrec-Rumi

Для определения линий взаимосвязи философии и культуры важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исторически (генетически) и субстанциально (по своей сущности) детище человека, различных видов его деятельности в личностных, групповых и общественных рамках. Это – объективная реальность, в которой воплощены способы и результаты деятельности людей – подлинных творцов культуры.

Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощения государством, обществом, собственными пороками. Свобода, являющаяся централь-ной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, посторонних сил. Тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповторимостью, имеют обще-культурное значение.

Философия, используя аксиологический, т.е. ценностный подход, раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировоззрен-ческих ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятель-ности, направленной на создание общезначимых образцов материаль-ной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления подлинной сущности, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат его развития.

Выработанная в философии и культурологии категория культуры фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира; определенную систему способов и средств, методов и регулятивов человеческой деятельности. Философская теория культуры и культурного развития исходит из того, что это – бесценный источник прогресса социума и человека.

Философский смысл имеет широкую проблематику культуры, включая определение системы ее ценностей и норм, степени их укорененности в обществе; ее социальных носителей, теоретического и художественного содержания; закономерностей наследования культуры, преемственного развития в духовной сфере; типа взаимосвязи культуры с социальной действительностью; социально-территориальных особенностей, соответствия национальному характеру, ментальным особенностям населения, ее отношения к власти, общественному и государственному строю и др. Главный вывод, который вытекает из рассмотрения вопроса о соотношении философии и культуры, состоит в том, что в этом мире только от человека зависит, какую культуру от создаст и в какой мере она облагородит (или подорвет) его бытие и возвысит (или унизит) его дух.

Гост

ГОСТ

Философия культуры – это направление философии, которое занимается исследованием принципов и закономерностей развития культуры.

Становление и развитие философии культуры

Философия культуры является относительно молодым направлением философии, которое возникло только в 20 веке. Однако история ее формирования достаточно длинная. В ранних цивилизациях культура не была предметом для размышления философов, поскольку в высшем обществе понятие о культуре совпадало с религиозным культом, а в народном варианте - с бытовавшими традициями. Только греческие софисты подняли вопрос культуры общества. Они противопоставили мир человека и тех предметов, который он создает своим умом и руками, объективному миру природы. Этим, с одной стороны, наметилось разграничение естественнонаучного и гуманитарного знания, с другой стороны, начало формироваться понятие о культуре как особом типе реальности. Однако идеи об особенности культуры в древнегреческом обществе не нашли должного развития, поскольку господствовала идея природы как единственной всеохватывающей реальности.

В эпоху европейского гуманизма происходит отделение культуры от религиозного культа, возрождается былой античный антропоцентризм, а сама культура достигает высокой степени автономии. Утверждается идея о культурном плюрализме. Однако даже в это время культура не становится самостоятельным объектом философии, поскольку все внимание сосредотачивается на природе, которая представляется как универсум явлений. Культура – это ее лишь копия, соответственно, необходимо изучать не копию (культуру), а сам оригинал (природу). Намечавшему прогрессу в философии культуры помешала реформация, которая изменила направление философской мысли.

Готовые работы на аналогичную тему

Изменение в философии наблюдается только в 18 веке. Этому способствовали следующие обстоятельства:

  • формирование принципа историзма в науке;
  • утверждение культурного релятивизма;
  • рост индивидуальности человека, что начало проявляться в творчестве;
  • повышение внимание к социальной истории;
  • развитие археологии, лингвистики, педагогики, востоковедения и других наук.

Эти причины создают основу для формирования нового представления о человеке, природе и культуре. Д. Вико создает свою теорию истории, которая представляет собой смену культурных циклов, на протяжении которых развивается самосознание и самопознание человечества. Руссо рассуждает о культуре человека как о свободном акте и способе творить свою сущность.

Настоящий спектр вариантов культуры дает философия 20 века. Однако в это же время зарождается культурология, которую не всегда можно отличить от философии культуры. Создаваемые концепции философов достаточно разнообразны, среди них:

  • философия жизни Г. Зиммеля;
  • философия символических форм Э. Кассирера;
  • рациовитализм Х. Ортега-и-Гасета;
  • экзистенциальная концепция культуры М. Хайдеггера и К. Ясперса;
  • исторические теории культуры А. Тойнби и Й. Хейзинги;
  • социология культуры Вебера, Манхейма и др.

Это только немногие имена тех, кто занялся проблемами культуры, человека и общества в данном контексте.

Предмет философии культуры

С точки зрения Лапиной, философия культуры должна заниматься вопросами ее основания, т.е. искать то, чем культура детерминирована, откуда она берет свое начало, с чем связана, какими формами определяется, что она, в свою очередь, обусловливает. Как подчеркивает Гуревич, конкретным знанием о культуре должна заниматься культурология, философия занимается метафизическим постижением культуры.

Многообразие подходов к пониманию культуры

Сложности в определении предмета философии культуры проистекают и сложности самого явления. Культура представляет собой сложное фундаментальное понятие, определений которого насчитывается около 400 вариантов. При этом с попытке определить сущность культуры выделяют две ее основные стороны. Во-первых, культура выражает устойчивость, неизменность человеческого бытия, во-вторых, она изменчива, потому и существует множество подходов к ее определению.

Согласно философско-антропологическому подходу культура равна человеческой природе. Согласно Тейлору культура предстает как развитие человеческой цивилизации, при этом культура выводится из биологии человека. Исторический подход к культуре гласит, что в человече существует то, что его отличает от животных, средство и результат этого – культура. Гердер считал, что человечество движется от варварства к цивилизации через просвещение. Социологический подход к культуре предусматривает, что культура выступает фактором организации общества. Культурные ценности создают люди, но потом эти ценности сами влияют на общество и определяют его развития. Над человеком господствует то, что рождено им самим.

Читайте также: