Бытовая и художественная медь уральских заводов сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Современный мир не может обойтись без меди. В компьютерах, гаджетах, электроприборах и других необходимых человеку предметах множество важных элементов сделаны из этого металла. Заменить его другим материалом невозможно

Медь — один из первых металлов, которые человек научился обрабатывать

Мы сталкиваемся с медью на каждом шагу, но обычно не замечаем этого и, конечно, не задумываемся, что это за металл и почему во многом благодаря меди существует современный мир, каким мы его знаем.

Люди стали использовать медь около 10 тысяч лет назад. Медь — очень мягкий металл, его можно ковать холодным, не расплавляя в печи. Первобытный человек делал из меди различные предметы с помощью лишь каменного топора.

В греческой и римской мифологии медь встречается довольно часто — Афродита и Венера считались покровительницами этого металла. Обе богини красоты изображалась с зеркалами, которые в древнем мире делали из полированной меди. Есть версия, что в одной из ныне несуществующих рук Венера Милосская держала как раз медное зеркало.

Медь — вечный металл

Основной недостаток меди — мягкость. В древности медные орудия и предметы быстро тупились и теряли форму, поэтому их часто переплавляли и делали из них новые орудия и предметы.

До 96% когда-либо добытой человечеством меди продолжает находиться в промышленном обороте и сегодня. От переплавки свойства меди не меняются.

Если же медь не переплавлять, а просто зарыть в землю, то и через тысячу лет она будет выглядеть как новая. Найденные при археологических раскопках медные предметы в большинстве своем сохраняются в первозданном виде.

Как человек научился плавить медь и что из нее делал

Как человек научился плавить медь и что из нее делал

Медь, бронза, железо

Самые древние медные изделия, найденные при раскопках, были сделаны около девяти тысяч лет назад. Медный век продолжался пять тысяч лет — до тех пор, пока люди не догадалась, что в расплавленном виде металлы можно смешивать. Так появилась бронза, которая вытеснила чистую медь и заняла ее место в качестве главного металла человечества.

Бронзовый век закончился в I тысячелетии до н. э., когда люди научились добывать, плавить и обрабатывать железо. Наступил железный век (который продолжается и сегодня).

Коринфский бронзовый шлем. V век до н. э.




Даже с наступлением железного века многие необходимые человечеству предметы, такие как пушки, колокола и памятники, по-прежнему делали из бронзы. Колокола и памятники продолжают делать из бронзы до сих пор.

Будда Вайрочан в храме Тодай-дзи (отлит в 751 году)

На выплавку космического будды Вайрочаны из храма Тодай-дзи в японском городе Наре пошло около 600 тонн бронзы. Это самое большое бронзовое сооружение на Земле.

Бронзовая Царь-пушка (отлита в 1586 году) и ядра к ней в Московском Кремле. Раскрашенная фотолитография конца XIX века

Бронзовая Царь-пушка (отлита в 1586 году) и ядра к ней в Московском Кремле. Раскрашенная фотолитография конца XIX века

Бронзовый Царь-колокол (отлит в 1654 году) в Московском Кремле. Рисунок начала XIX века

Старинная медная утварь

Старинная медная утварь

Екатерининский медный пятак 1791 года

Екатерининский медный пятак 1791 года

Медная посуда

Медный самовар, XIX век

Медный самовар, XIX век

Две копейки 1801 года, отчеканенные на Екатеринбургском монетном дворе

Две копейки 1801 года, отчеканенные на Екатеринбургском монетном дворе

Современный гравер за работой

Современный гравер за работой

Старинный корабль с медной обшивкой

Старинный корабль с медной обшивкой

Медная корабельная обшивка

Медная корабельная обшивка

После наступления железного века множество предметов продолжали делать из меди — это был дешевый, доступный и легкий в обработке металл.

На медных досках делали гравюры — до конца XIX века это был единственный способ тиражировать изображения.

В XVIII веке медными листами стали обшивать днища кораблей.

Медь на Урале

В 1654 году царь Алексей Михайлович решил отчеканить новые деньги из меди: кроме копеек и полушек было выпущено также 4 млн медных рублей.

Невьянский металлургический завод

Медный всадник

Старейшим уральским металлургическим предприятием является Воскресенский медеплавильный завод, открывшийся 16 ноября 1745 года в селе Воскресенское. Он был одним из самых крупных на Урале, остатки его стен сохранились до наших дней. В октябре 1773 года многие из мастеровых завода примкнули к Пугачевскому восстанию. Пугачевцы успели изготовить здесь полтора десятка медных орудий, а в июне 1774 года сожгли завод. Восстановлен он был только через два года. Медеплавильное производство на Воскресенском заводе прекратилось в 1895 году. За 150 лет он выплавил 1,7 млн пудов меди.

Кыштым

Уральский горнозаводской город Кыштым был основан в 1757 году русским промышленником Никитой Демидовым. В том же году в Кыштыме заработал железоделательный завод. К концу XVIII века Кыштым стал одним из центров российской металлургии.

Кыштымский завод, старый электролизный цех, 1925

Рабочие электролизного цеха Кыштымского завода, 1925

Герберт Гувер

В 1908 году завод купил шотландский предприниматель Лесли Уркварт. Он преобразовал железоделательное производство в медеэлектролитное. В результате Кыштымский завод первым в России стал производить чистую медь.

Сквер с фонтаном на территории Кыштымского завода, 1954

Кыштым. Фотографии С. М. Прокудина- Горского

Выдающийся русский фотограф, исследователь и изобретатель Сергей Михайлович Прокудин-Горский впервые побывал на Урале в 1909 году, когда по поручению Николая II осуществлял грандиозный проект фотосъемки всей Российской империи. К этому году относятся и сделанные им фотографии города Кыштыма и Кыштымского завода.

Кыштым

Кыштым

Кыштым

Кыштым

Кыштым

Карабаш

В 1910 году неподалеку от Кыштыма в поселке Карабаш за один год был построен Карабашский медеплавильный завод — один из наиболее совершенных в то время по техническому оснащению.

Рабочие на строительстве Карабашского медьзавода, 1910

Карабашский медеплавильный комбинат, 1960-е

Медный ренессанс

Открытие электрического тока в XIX веке возродило интерес к меди. Только этот металл обладал свойствами, необходимыми для использования в электрических устройствах — был прекрасным проводником, легко обрабатывался, не был подвержен коррозии, был дешев.

Медь вновь стала стратегическим металлом, а ее добыча и переработка — важной индустрией. Электрических приборов становилось все больше, и каждый из них в значительной степени состоял из меди.

Чем чище медь, чем меньше в ней примесей, тем лучше она проводит электрический ток. Технология получения чистой меди на протяжении почти ста лет менялась и совершенствовалась, окончательно сформировавшись к середине 1930-х годов. Эта технология почти без изменений используется и сегодня.

Как делается медь

Добыча медной руды ведется открытым способом — в карьерах. На месторождении медной руды бурят скважину, затем производят взрывные работы, в результате которых пласт руды дробится на куски. Затем медную руду загружают в самосвалы и отправляют на обогатительную фабрику.

Из медного концентрата, флюсов (специальных веществ, которые добавляют к руде, чтобы снизить температуру плавления и облегчить отделение металла от пустой породы) и извести готовят шихту — смесь, загружаемую внутрь печи. Медеплавильный комплекс перерабатывает смесь при температуре 1180 °C.

Медные аноды и матрицы из нержавеющей стали (катоды) погружают в ванны с электролитом. Под воздействием электрического тока атомы меди покидают аноды и оседают на катодах — этот процесс называется электролизом. Катодный осадок содержит 99,997 процента меди. На дне ванны остается другой осадок –шлам, из которого затем, в отделении аффинажа, извлекают драгоценные металлы — золото и серебро.

В рамках празднования 150‐летия Государственного исторического музея в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства открылась выставка "Художественная медь Урала XVIII века" из собрания ГИМ.

Коллекция уральской художественной меди в фондах Исторического музея является крупнейшей в российских музейных собраниях по полноте образцов с клеймами. На выставке будут представлены изделия партикулярных заводов Демидовых, Осокиных и Турчанинова 1740–1770‐х гг.

70 предметов традиционных и новых для XVIII столетия форм посуды, модных предметов быта из меди и латуни с характерным орнаментом — уральский вариант барокко и рококо — помогут составить представление о расцвете медного дела на Урале в правление Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Здесь древнерусские формы посуды — каравайница, братина, ендова встречаются с европейскими кофейником и чайницей. Кроме художественного, каждый экспонат выставки представляет интерес с точки зрения функционального использования.

Выставка станет путешествием в историю уральской меди с начала ее промышленного использования в XVIII веке до настоящего времени.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Введение

Художественная культура Урала является составной частью истории культуры России. Вместе с тем она представляет собой не просто провинциальный вариант общенациональной культуры, а самостоятельное явление, обладающее собственными закономерностями и логикой развития. В этом заключена особенность существования такого феномена, как региональная культура.

Уникальное местоположение Уральского хребта – между двумя основными очагами мировых цивилизаций – Европой и Азией, создавало возможность для постоянного взаимодействия Востока и Запада; разнообразие природно-географических условий Урала приводило к пестроте культурно-хозяйственных укладов, возникших здесь ещё с эпохи палеолита и оказавших воздействие на весь дальнейший ход исторических событий.
История культуры Урала неразрывно связана с освоением русским народом уральских и сибирских земель. C XVI в. на колонизируемых территориях строятся города. В XVIII в. продолжается заселение и освоение края: Средний Урал становится горнозаводским центром страны. Здесь возникает уникальная горнозаводская культура, отличающаяся от культуры остальной крестьянской России, получившая наиболее полное воплощение в уральских художественных промыслах, соединивших традиции народного искусства и новые формы промышленного способа организации производства.

Становление профессионального искусства на Урале происходит довольно поздно, в основном в XIX - начале XX в., когда появляются первые уральские литераторы, живописцы, театральные коллективы. Это было время роста регионального самосознания, зарождения устойчивого интереса к истории края, его самобытности, возникновения краеведческих обществ, создания музеев.
Модернизационные процессы, разрушение традиционного уклада жизни начала XX в. и особенно революционные потрясения по-своему отразились на развитии уральской культуры, круто изменив её судьбу. Попытки создания социалистической культуры базировались на отрицании культурного наследия прошлого. Была предпринята попытка искусственного создания новой традиции профессионального художественного творчества на уральской почве.
Таким образом, целью данной работы является исследование художественной культуры Урала.

Отсюда вытекают следующие задачи:
 рассмотреть чугунное художественное литьё;
 проанализировать Златоустовскую гравюру на стали;
 изучить нижнетагильскую роспись по металлу;
 выделить керамические изделия на Урале.

Произведения уральского промышленного искусства при всём разнообразии характера и форм бытования промыслов отличает тесная связь с бытом, с практическими потребностями самой жизни. Однако при этом отсутствует узко утилитарное отношение к создаваемым вещам. Такой тип отношений характерен для традиционной народной культуры, которая в силу своего синкретизма не знает внеэстетического отношения к действительности. Смысл и основное содержание этого искусства не сводятся лишь к производству красивых предметов. Процесс изготовления любого предмета в этой культуре выступает в качестве не только практического, но и духовного освоения окружающего мира.
Народное искусство во все времена – это продолжающееся творение мира. Поэтому каждое произведение одновременно есть утверждение мира в целом и самоутверждение человека как члена рода-коллектива. Мир народной культуры – это целый космос: он включает все элементы жизни, что обусловливает высокий образный строй произведений народного творчества.

Особенности уральских народных промыслов, сформировавшихся в недрах горнозаводской культуры, определялись значительностью роли творческой индивидуальности, важностью, которую приобретал поиск собственных выразительных средств и художественной новизны, взаимодействием с технологиями промышленного производства, особенностями социального бытования как самих производителей, так и потребителей их продукции, среди которых были люди разных слоёв общества.

Феномен Мастера уходит корнями в народную культуру к мастеровому, отвечающему за свой труд, несущему ответственность за себя и за своих близких. Его труд мало механизирован, он скорее ручной, чем машинный, хранит тепло человеческих рук. Безусловно, работа ремесленника – это работа на рынок. Но это никогда не было бездумным тиражированием.

2.Чугунное художественное литьё

Чугунное литьё на Урале было связано прежде всего с хозяйственными нуждами: необходимость печных дверок, котлов, жаровен, форм для выпечки пряников и булок приводит к тому, что предметы домашнего обихода изготовляют на многих уральских заводах в XVIII – XIX вв. Долгое время изготовление предметов, даже относящихся к художественному литью, ставили в один ряд с другой продукцией чугунолитейных заводов.
В то время уральские чугунные изделия пользовались большой популярностью: их использовали для украшения архитектурных сооружений и в интерьерах особняков. Особую славу приобрели узорчатые чугунные решётки, до сих пор сохранившие очарование кружевной вязи. А в первой трети XIX в. наблюдается новый мощный подъём в русской архитектуре, создаются грандиозные ансамбли, архитекторы широко используют скульптуру и чугунное литьё. На протяжении XVIII – XIX вв. художественное чугунное литьё на Урале выпускается на многих предприятиях, как на частных, так и на казённых: на Каменскои, Кыштымском, Кушвинском, Верх-Исетском, Каслинском, Чермозовском, Пожевском, Нижнетагильском, Билимбаевском заводах.

3. Златоустовская гравюра на стали

В оружейной палате Московского Кремля и в коллекциях уральских музеев представлены уникальные экспонаты – украшенное гравировкой оружие. В начале XIX в. на Урале появился специальный центр по изготовлению холодного украшенного оружия в г. Златоусте. Наибольшим спросом оно пользовалось в то время, когда русская армия вела боевые действия, или во времена юбилеев славных побед русского оружия, когда возникала необходимость награждать отличившихся офицеров и генералов.

Первоначально Златоустовская гравюра на стали испытала влияние немецких оружейников: они работали на фабрике по приглашению правительства. Самыми значительными работами той поры исследователи называют сабельный клинок (1822), гравированный мастером Шафом. На клинке выгравирована летопись боёв времён Отечественной войны 1812 г. от Москвы до Парижа.
Уральские художники создают неповторимый стиль Златоустовской гравбры на стали в 20 – 30-е гг. XIX в. Они вводят в гравировку не только орнаментальные мотивы, как это было принято у немецких оружейников, но и сюжетные сцены.

Обычно мастера работали по трафаретам, но фантазия художника часто брала верх над регламентом, особенно когда изготовлялась не тиражированная, а заказная, подарочная вещь.

Виртуозное мастерство в изготовлении и украшении медных изделий в настоящее время почти утрачено: не стало медников, утеряны секреты древнего ремесла. Сейчас с их изделиями мы можем встретиться только в музее.

Чтобы изготовить сундук, требовались усилия мастеров разных специальностей, иногда число их доходило до семи: одни делали деревянные ящики, другие – металлические замки, третьи – ручки, петли, четвёртые – подготавливали железо и жесть, лакировали его, печатники и чеканщики украшали листы узорами.

До самого последнего времени в домах уральцев можно было увидеть сундуки с украшенными росписью передними стенками, окрашенными зелёной, синей или красной краской крышками и боковинами, обитые в косую клетку полосами железа.

8. Камнерезные изделия уральских мастеров

Екатеринбургская гранильная фабрика ведёт начало с 1726 г. с небольшой гранильной мастерской при Екатеринбургском заводе. Развиваясь, гранильный промысел создал множество ответвлений, отраслей обработки поделочных камней (в основном малахита, яшмы селенита). После отмены крепостного права многие гранильщики трудились дома: в одном доме семья делала брелки, в другом – пасхальные яйца, в третьем – пепельницы, в четвёртом – спичечницы; из малахита изготовлялись пресс-папье, доски для чернильных приборов. Со временем кустари стали использовать поделочный камень для изготовления украшений: бусы из хрусталя, аметиста, малахита, селенита, широко использовали яшму в брошах, браслетах, серёжках, запонках.

Уникальные изделия из уральских камней, мрамора и малахита, выполненные в XVIII – XIX вв., украшают многие музеи и дворцы Европы и нашей страны. В коллекциях Государственного Эрмитажа хранятся вазы, торшеры, подсвечники, изготовленные на Екатеринбургской гранильной фабрике.

Фарфоровая и фаянсовая посуда редко украшались ручной росписью. Обычно рисунок гравировался на медных досках, печатался на бумаге, которую затем наклеивали на посуду. При обжиге в печи бумага сгорала, оставляя красочный рисунок на изделии. Сюжеты рисунков в большинстве случаев заимствовались из журналов, гораздо реже изображали местные пейзажи или портреты любимого в народе Ермака Тимофеевича.

Заключение

Урал переступил порог XXI века. Он по-прежнему остаётся одним из ведущих промышленных, научно-технических и культурных центров страны. Продолжает сохраняться экономическое и этнокультурное единство региона. Вместе со всей страной Урал прошёл различные этапы в своём развитии. В перипетиях становления его художественной культуры как в зеркале отразились многие коллизии отечественной истории и его собственной судьбы.

Слева направо: Кружка цилиндрической формы. Демидо.

Заводы Урала - один из крупнейших центров металлургической промышленности России середины XVIII века. Медные изделия - разнообразная столовая, дорожная и кухонная посуда, домашняя утварь и др. - выпускались на Уральских заводах в огромном количестве, начиная с 1730-х гг. До этого медная посуда привозилась на Урал из европейской части России и ценилась очень высоко. Ее выменивали на меха, за один железный или медный котел давали столько соболей, сколько могло в него вместиться.

Производство медных изделий началось почти одновременно на казенном Екатеринбургском заводе и на частных заводах - Демидовых, Осокиных, Турчаниновых, Строгановых и др. Посуда изготовлялась в соответствии с требованиями нового быта (чайники, чайницы, кофейники и т.д.), но традиционные виды посуда допетровского времени тоже сохранялись (братины, ендовы и т.п.). Уральские медные изделия активно покупало местное население, их вывозили в Москву и Петербург и даже отправляли заграницу.

Кувшин с гладкой поверхностью. Демидовский завод. .

В первое десятилетие продукция изготовлялась из красной меди, а, начиная с 1740-х гг., при заводах стали строиться фабрики по переплавке красной меди в зеленую, из которой потом делали латунь; стала выпускаться латунная посуда и утварь. Часто медную посуду лудили, чтобы предохранить ее поверхность от окисления.

Готовую продукцию помечали клеймами заводов, временем выпуска предмета и первыми буквами имени и фамилии мастера-изготовителя. Заводским клеймом Демидовых было слово `Sibir`. На вещах Иргинского и Юговского заводов, принадлежавших Ивану и Петру Осокиным, ставились, к примеру, такие клейма: `ЗПОИ` - завод Петра Осокина Иргинский Сибирский; `ИОИЗ` - Ивана Осокина Иргинский завод; `ИОЮЗ` - Ивана Осокина Юговский завод.

Изделия разных заводов отличались также формами и своеобразием отделки поверхности. Так, для кружек, сделанных на демидовских заводах. Характерна цилиндрическая форма или форма в виде усеченного конуса; для Иргинских заводов Ивана Осокина - обтекаемая форма с раздутыми скругленными стенками, расширяющимися книзу; для Юговского завода Ивана Осокина - усеченная коническая со слегка вогнутыми стенками и плоскими откидными крышками. Кувшины сделанные на демидовских заводах имеют грушевидную форму с цилиндрической или граненой шейкой, для кувшинов Иргинских заводов Ивана Осокина - при той же форме характерен высокий и широкий раструб горла, отделенного от тулова гладким валиком.

Стопа с рокайльным орнаментом. Урал. XVIII век.

Медные изделия уральских заводов XVIII века имели гладкую поверхность, иногда покрытую полудой, придававшей им серебряный блеск, или поверхность, декорированную чеканной растительной орнаментацией в духе позднего барокко (с симметричным расположением мотивов, соединенных с картушами и ленточными композициями) и рококо (с асимметрично расположенными растительными элементами, раковинами, завитками). Такие орнаменты, часто встречающиеся на оловянных и серебряных предметах того же времени, выполнялись местными мастерами-чеканщиками по имевшимся у них образцам. На изделиях демидовских заводов часто изображалась птица с длинной изогнутой шеей и расправленными крыльями, сидящая на тонко очерченной раковине. На изделиях Иргинских заводов Ивана Осокина изображалась похожая птица, но с более мощным телом и короткой шеей. На красномедных изделиях Юговского завода Ивана Осокина изображали птичью голову и крылья.

Демидовские изделия покрывались разнообразными орнаментами. О знакомстве мастеров с западноевропейскими изделиями и символикой говорят включения в декор львов и единорогов, а `франтихи` и карикатурные изображения, к примеру, курящих мужчин, показывают связь с лубочной картинкой. Для орнаментальных изделий Иргинских заводов Ивана Осокина характерен включенный в общий орнамент двуглавый орел с удлиненным овальным туловищем и длинными тонкими шеями; в изображения часто включаются изображения людей и животных. Изделия Иргинских заводов Петра Осокина известны только с гладкой поверхностью.

На Урале производились разные виды питьевой посуды: цилиндрические стаканы, высокие стопы усеченно - конической формы с гладкой или чеканной орнаментальной поверхностью, чарки, кружки. Поверхность последних отделывалась очень богато и разнообразно: кроме обычных для уральских изделий чеканных раковин и растительных мотивов на них часто помещались сюжетные изображения.

В середине XVIII века, когда в русский быт широко вошли новые напитки (чай, кофе) на уральских заводах стали изготовлять новые формы - кофейники и чайники. Они отличались разнообразной отделкой, имели гладкую или чеканную поверхность. Чайницы - специальная посуда для хранения сухого чая - отделывались очень тщательно, так как они в определенной мере являлись и украшением стола. На заводе А. Турчанинова поверхность часто кофейников расписывали разноцветными цветочными узорами по белому фону.

Во второй половине XVIII века в связи с распространением чаепития стали изготовлять самовары, которые впоследствии прочно вошли в русский быт; они были разными по форме и декору. Выделывалось много полоскательниц, подносов, суповых мисок.

Две шкатулки Иргинского завода

Особое место среди уральских изделий занимали магниты в медных оправах, которые выпускали в большом количестве. Куски магнитной руды оправлялись в медные коробки с художественно отделанной поверхностью; сверху они имели подвижную ручку, снизу подвешивался притягивавшийся магнитом железный брусок с фигурной рамкой и крючком на конце. Крючок мог поднимать тяжесть в пять-десять раз большую, чем вес магнита. Такие магниты использовались в горном деле, мореходстве, при экспериментах в научных лабораториях; их также дарили, как сувениры.

Кроме посуды на уральских заводах выпускали различную домашнюю утварь: рукомойники, подсвечники, шкатулки, коробки, ларчики всевозможных размеров и форм. Поверхность их расчеканивалась узорами - растительными орнаментами, изображениями людей, животных, птиц, жанровыми сценами. Небольшие ларчики с четырехскатной крышкой подражали фасаду древних ларцов-теремков; внутри ларец был разделен перегородками. Для заводов Петра Осокина характерны шкатулки прямоугольной формы с гладкой блестящей отполированной поверхностью; шкатулки заводов Ивана Осокина декорированы богатым чеканным орнаментом; на Юговских заводах делали шкатулки из красной меди с характерным орнаментом из крупных раковин, переплетающихся растительных побегов и цветов.

Читайте также: