Бурятская народная музыка сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Музыкальная культура бурят имеет богатую многовековую историю. Как неотъемлемая часть духовной жизни, искусство музыки формировало нравственно-эстетические идеалы народа. Изучение национальных музыкальных традиций не теряет своей

актуальности для формирования духовного облика новых поколений.

Ключевые слова: бурятская народная песня, фольклер, стиль, интонирование, протяжное пение, этнокультура.

а сегодняшний день не полностью сформированы принципы полноценного использования традиций музыкальной культуры российских этноН сов в современной воспитательной и образовательной практике.

Поэтому немаловажным элементом при подготовке современных специалистов в области музыкального образования является целостное изучение истории музыкальной культуры прошлого и настоящего того или иного народа.

В последние годы в Республике Бурятия наблюдается сложный процесс возрождения национальной культуры и искусства. Реальная история народа – это не только формирование и развитие экономики и социально-политического строя, но и всё многообразие духовной и художественной деятельности людей. Изучение этих традиционных компонентов духовности позволяет не только представить высший, событийный ход истории, но и понять его со всей необходимой глубиной и полнотой. Культура, не опирающаяся на традиции, теряет свою национальную специфику. А если исчезают особенности традиционной культуры, исчезает и народ как этнос. Именно непрерывность развития культуры позволяет говорить о непрерывности бурятской истории.

Е.В. Сулейманова Буряты – монголоязычный народ, проживающий на обширных территориях Южной Сибири в следующих административных образованиях: Республика Бурятия, Агинский бурятский автономный округ, Читинская область, Усть-Ордынский бурятский автономный округ Иркутской области. За пределами России этнические группы бурят обитают в северо-восточной части Монголии и автономном районе Внутренняя Монголия в Китае. К XVII в., времени прихода русских на земли бурят, сформировалось несколько монголоязычных племенных групп, крупнейшими из которых были эхириты, хондогоры, булагаты и хори. После присоединения к России и установления государственной границы с Китаем и Монголией, произошло объединение разрозненных монголоязычных групп, проживающих на территории Байкальского региона – Предбайкалья (булагаты) и Забайкалья (в основном хори и селенгинские буряты).

В процессе исторического развития бурятского народа сложились разнообразные виды музыкального творчества, дошедшие до наших дней, в основном, в фольклорных формах. История изучения бурятского фольклора представляет сложный и противоречивый процесс. Впервые интерес к бурятскому фольклору проявился в XVIII в. в трудах и записках русских и зарубежных путешественников, учёных-востоковедов.

Сведения о бурятах в них имеют фрагментарный характер, что в известной степени обусловливает сложность изучения бурятской культуры того времени. Однако заслугой учёных-ориенталистов были первые публикации бурятских фольклорных мелодий.

Известно, что первая нотная запись бурятской народной песни была сделана в 1741 г.

В 30 – 40-х гг. ХХ в. в развитии бурятской культуры большую роль сыграли русские композиторы и музыканты: П.Берлинский, Р.Глиэр, Л.Книппер, М.Фролов. Ими

Е.В. Сулейманова

пределён по трём регионам: песни селенгинских, западных бурят и хори-бурят. Кроме того, классификация Д.С.Дугарова предпринята не только по территориально-географическому принципу, но и трём временным разделам: древние напевы, дореволюционные песни и советские песни.

Дореволюционные песни (Урданай дуунууд), где помимо перечисленных выше жанров представлены колыбельные песни, обрядовые песни, песни прославления родителей.

2. Советские песни (Советскэ дуунуд).

Западными принято называть бурят, проживающих по западную сторону озера Байкал, в Иркутской области России. По данным исследователей, в этническом отношении большая часть их принадлежит к трём бурятским племенам: хондогоры, эхириты и булагаты. Жанровая классификация третьего тома включает наиболее популярные жанры песенного фольклора западных бурят: исторические песни туухын дуунууд, хороводные песни хатар нааданай дуунуд, кумысные песни сэгээ зугаа, застольные песни гуниг дуунууд и др. Особое место занимают такие жанры традиционной музыки западных бурят, как улигеры – ульгэрнууд и шаманские призывания. Шаманский фольклор западных бурят представляет собой особое жанровое явление. К сожалению, музыка шаманского фольклора бурят совсем не изучена. Тем не менее, в сборнике Д.С.Дугарова есть нотировки шаманских песнопений. Исследователь называет шаманские призвания песнями религиозного культа, шаманскими песнями или песнями участников коллективного камлания.

Е.В. Сулейманова

тувинцев – узун ын (медленная протяжная песня) и кыска ыр (быстрая песня). Данная классификация включает разные параметры: ритмические, темповые, мелодические и др. Некоторые жанры, например, застольные песни архиин дуунууд или лирические песни гуниг дуунууд, равно как и танцевальные напевы, сопровождающие круговой танец бурят ёохор, относятся и к протяжному стилю – ута, и к стилю коротких песен – богони.

Традиционные стили богони и ута определены жанрово-интонационной системой, сложившейся в фольклорной практике бурят. В стиле богони могут быть исполнены произведения следующих жанров: скотоводческие заговоры тээгэ, застольные песни архиин дуунуд, ёхорные песни ёохорой дуунууд, улигерные напевы ульгэрнууд, игровые песни нааданай дуунууд, лирические песни гуниг дуунуд, календарные песни сагай тухай дуунууд, песни-загадки таабари дуунууд, шуточные песни шог дуунууд. К стилю ута можно отнести следующие жанры: песни кольца бэhэлигэй дуунууд, старинные свадебные песни турэ хуримай дуунууд, песни-прославления магтаал дуунууд, исторические песни туухын дуунууд, кумысные песни сэгээ зугаа, лирические песни гуниг дуунууд, медленные напевы, сопровождающие круговой танец ёохор, охотничьи песни ангуушадай дуунууд, застольные песни архиин дуунууд.

1. Галицкая С. П. Буряты//Музыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997. Т.1, кн.

2. Дугаров Д. С. О первой музыкальной записи бурятской песни//Музыкальная культура Бурятии. Улан-Удэ, 1967. с. 101 – 118.

3. Картавцева М. Г. Школа фольклора. М. МГИК, 1994. – С. 15.

4. Куницын О. И. Ладовые особенности музыкального языка бурятской народной песни// Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока.

Новосибирск, 1986. с. 111 – 130.

5. Сальмонт Б. П. Материалы к изучению бурят-монгольского искусства.

Рукопись//ОППВ ИМБиТ СО РАН. инв. №364. Верхнеудинск, 1928.

6. Шейкин Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири. Сравнительно-историческое исследование. М., 2002.

Музыка Бурятии — музыка (народная и профессиональная) народов, населяющих Бурятию.

Содержание

Народная музыка

Бурятская народная музыка

Народное музыкальное творчество бурят представлено многочисленными жанрами: эпическими сказаниями (улигер), лирическими обрядовыми, танцевальными песнями (особенно популярен танец-хоровод ёхор) и другими жанрами. Ладовая основа — ангемитонная пентатоника. В песенном творчестве прибайкальских бурят (Иркутская область) преобладает неполная пентатоника, состоящая из 3 и 4 звуков.

Для восточных бурятских песен характерны широкий диапазон, распевность, широкие интервальные ходы, полный 5-ступенный звукоряд. В западных бурятских песнях (сэгээзугаа) преобладают узкообъёмные лады (ангемитоника), вариантно-попевочное строение, их отличают прихотливость ритмики, обилие орнаментики. Песни: обрядовые, исторические, лирические, хвалебные и т.д.

Такая протяжная песня — продукт скотоводческого пастушьего племени. Создатели протяжной песни — это пастухи, пасущие стада в степи. Одинокий пастух стремился заполнить пустоты степных просторов звонкой и широкой песней.

Первые записи бурятских народных песен были собраны и опубликованы И. Г. Гмелиным (1852 год), затем И. С. Стальбрассом и К. Штумпфом (1887 год), А. Д. Рудневым (1909 год).

Старожильческая музыкальная традиция

Старожильческая музыка — музыкальный фольклор, занесённый русскими переселенцами в XVII веке и позднее. Песни долго время сохраняли различные топонимические, лексические и другие черты, указывающие на их исходные регионы. Были распространены сюжетные песни (баллады, романсы), обрядовые песни (родильно-крестильные, свадебные, календарные), лирические необрядовые песни, частушки. Постепенно тексты песен изменяются в соответствии с местными говорами, традициями, природными особенностями и т.д. Свадебные песни долгое время сохранялись практически не изменными, в отличие от не обрядовых песен. В конце XIX — начале XX века разрушается свадебный ритуал; из народной традиции уходят календарные и свадебные песни.

Старообрядческая музыкальная традиция

Инструментальная музыка в среде семейских (старообрядцы Забайкалья) распространена мало. Песенная традиция в современности представлена ансамблями и хорами. Сольное пение, за исключением частушечного жанра, не популярно.

Первые исследования музыкальной культуры семейских проводили П. А. Ровинский в 1873 году и Н. П. Протасов в 1926 году.

В некоторых сёлах в музыкальной традиции присутствуют индивидуальные черты. Широко распространены песни: рекрутские, хороводные, песни тюрьмы и каторги, заимствованные у старожилов Забайкалья. Сохранились традиционные свадебные песни, духовные стихи, плачи (голошения). Не сохранились календарные обрядовые песни [3] .

Музыка советского периода

История

В 1920-е годы появляется профессиональная музыкальная культура.

В 1920-е годы в Бурятии появляются музыкальная школа, передвижные музыкальные курсы. В 1923 году Верхнеудинская музыкальная школа преобразована в Верхнеудинский государственный музыкальный техникум [4] . В феврале 1924 года Верхнеудинский духовой орестр НКВД передали в распоряжение Наркомпроса. Оркестр назывался государственный духовой оркестр. Капельмейстер оркестра Срулевич записал 10 вариантов бурятских мелодий. Оркестр был первым духовым оркестром, исполняющим бурятскую музыку [5] .

15 июня 1927 года в Верхнеудинске состоялся первый выпуск учеников музыкальных краткосрочных курсов БУКа (Бурятского управления культуры) [6] .

В 1929 году в Улан-Удэ была открыта музыкально-театральная студия, на базе которой в 1931 году был создан техникум искусств.

У истоков профессиональной музыкальной культуры Бурятии стояли композиторы: П. М. Берлинский, М. П. Фролов, В. И. Морошкин, балетмейстеры: И. А. Моисеев, М. С. Арсеньев, дирижёр М. А. Бухбиндер, педагоги: Т. Глязер, В. Д. Обыденная, режиссёры: И. М. Туманов, Александр Васильевич Миронский (1899—1955), актер и режиссёр Г. Ц. Цыдынжапов и другие.

Исследования бурятского музыкального фольклора ведут Б. Сальмонт, П. М. Берлинский, Г. В. Башкуев, В. И. Морошкин, Б. Б Ямпилов, Д. Д. Аюшеев, Б. В. Олзоев, Д. С. Дугаров.

К середине 1930-х годов в республике действовало около 100 коллективов художественной самодеятельности. В феврале 1936 года Наркомпрос республики создал Дом самодеятельного искусства, который вскоре переименовали в Дом народного творчества. [7] Дом народного творчества проводил организационно-методическую деятельность: поставлял инструменты, ноты и методические материалы, был организован первый эвенкийский театр [8] .

19 марта 1938 года постановлением Совета Народных Комиссаров Бурят-Монгольской АССР была организована Бурят-Монгольская государственная филармония. В 1938 году в составе филармонии было три штатных коллектива: симфонический оркестр, смычковый квартет и цирковая колхозная группа.

В 1939 году был создан Оркестр бурятских народных инструментов (в настоящее время Оркестр бурятских народных инструментов БГТРК им. Ч. Павлова). В состав оркестра входило 80 музыкантов.

20 декабря 1939 года Президиум ЦИК Бурят-Монгольской АССР принял постановление о реорганизации национального драматического театра в музыкально-драматический. В 1948 году музыкальный театр был отделён от драматического. На основе музыкального театра был создан Бурятский театр оперы и балета.

11 мая 1940 года постановлением СНК БМАССР создан Союз композиторов БМАССР. Возглавил Союз композиторов П. М. Берлинский, членами Союза стали В. Морошкин, Д. Аюшеев, Ж. Батуев, Б. Ямпилов, Н. Халбаев, Ч. Генинов, А. Бардамов.

Композиторы

В. Л. Наговицин написал: Квартет №2 (Бурятский) (1965 год), "10 бурятских народных песен" (Обработка для голоса и фортепиано), Песни на слова бурятских поэтов.

А также Г. Г. Дадуев (1914 — 1958), С. С. Манжигеев, А. А. Андреев, Б. О. Цырендашиев, Г-Д. Д. Дашипылов (1937 — 1980) и др.

Музыканты и певцы

Певцы: народные артисты СССР Л. Л. Линховоин, К. И. Базарсадаев, народный артист РСФСР Б. М. Балдаков (1918 — 1974), Н. К. Петрова, заслуженные артисты РСФСР В. П. Манкетов, В. Д. Лыгденова, К. И. Гомбоева-Языкова, заслуженный артист Бурятской АССР Д. Ц. Дашиев.

Артисты балета

Народный артист СССР Л. П. Сахьянова, народный артист РСФСР П. Т. Абашеев, заслуженный артист РСФСР Т. Е. Гергесова, заслуженные артисты Бурятской АССР Ц. Е. Бадмаев, Ф. С. Иванов.

Музыкальные организации и учебные заведения

Фестивали и конкурсы

Музыкальные коллективы

Постсоветский период

Примечания

См. также

Литература


У каждого народа есть своя традиционная музыка – фольклор, который является неотъемлемой частью народного творчества. Сегодня мы расскажем вам о мотивах республики Бурятия и представим бурятские народные инструменты. Вы сможете узнать о них много интересного, а в помощь вам будут картинки с названиями.

Немного о музыкальности населения

На протяжении всей истории музыкальная культура бурят возникала под влиянием разных частей мира – начиная от Центральной Азии оканчивая Дальним Востоком. Музыкальные эксперты отмечают, что местные мотивы близки музыке монголов, тувинцев, калмыков и других народностей Алтая.

Старинные виды музыки Бурятии имеют тесный контакт со скотоводством (игра на дудках), с ритуальными поклонениями богам и шаманскими традициями.

Шаман

Первые записи народного музицирования собрал в 1852 году Гмелин Иоганн – естествоиспытатель из Германии, который служил в Российской империи и путешествовал по Уралу и Сибири.

Эпический жанр и моринхур

В фольклоре страны есть несколько жанров:

  • семейно-бытовой,
  • культовый,
  • обрядовый,
  • исторический,
  • эпический,
  • лирический.

Оригинально звучат сказания народа о богатырях – баторах. Исполнителей эпического жанра называют улигерами. До сих пор в дальних частях страны можно насладиться песнями старцев. Особенный интерес представляет их музыкальный инструмент хур (моринхур).

инструмент струнный

Струны не щипаются, а зажимаются ногтями указательного и среднего пальцев, их внешней частью. Правой рукой держится смычок. На хуре играют в сидячем положении. Это преимущественно мужской инструмент, хотя на нем играют и женщины. Используется он как сольно, так и в аккомпанементе.

бурят

Подробнее о моринхуре вы можете почитать здесь.

Предполагается, что хур прибыл в страну с Марко Поло в 1275 году. Это был подарок ему от правителей тогдашней династии Юань.

Струнные

Еще одним струнным народным инструментом гордятся местные жители – чанзой. Она сходна по форме с хуром, однако может быть и трапециевидной формы, с шейкой и грифом. Имеет три струны, которые щипаются. Чанза издает своеобразное шуршащее и дребезжащее звучание.

музыкант

В России чанзу реконструировали, добавив четвертую струну.

Другой щипковый инструмент очень напоминает славянские гусли – иочин. На корпус натянуты струны, о которые ударяют палочками из дерева, тростника или бамбука. Современные композиторы могут также пользоваться клавиатурой на иочине. Его используют по большей части в оркестре или ансамбле.

Деревянные духовые

Буряты славятся своим умениям игры на духовых инструментах. Старинным представителем таковых является лимбэ, она похожа на флейту. Это трубка из бамбука, верхний торец которой закрыт пробкой из дерева. Звучит сильно и очень пронзительно.

флейта

По диапазону охватывает около 2-х октав. Удивительно, но этого хватает для исполнения виртуозных мелодий с хроматическим рядом звуков. А чтобы играть непрерывно, следует дышать специальным образом.

На звучание лимбэ очень похожа музыка, извлекаемая из инструмента суур, только мелодии получаются мягче и нежнее. Суур изготовлен в виде флейты. Чаще всего его можно услышать в западной части Бурятии, а на востоке большая часть музыкантов играет на лимбэ.

флейта

Бишхур – духовой инструмент в виде гобоя. Исторически мастера изготовляли его таким образом, что он издавал пять звуков. Современные музыканты могут выдавать хроматический ряд.

Барабаны

Еще жители используют ударные. Самым распространенным и интересным можно назвать дынчики – это небольшие медные диски, которые нанизывают на стержень из металла и потом по ним бьют палочкой. Звучание получается вибрирующим и очень нежным.

Своеобразен барабан под названием дамару, имеющий форму песочных часов. Он обтянут кожей с обеих сторон. По ним музыканты ударяют кожаными шариками, которые прикреплены на веревках к самому барабану. Чаще всего на нем играют путешественники из-за его небольшого размера. Еще дамару используют в ритуальных практиках буддизма, об этом можете подробнее прочитать здесь.

барабан

Варган

Еще один интересный маленький музыкальный инструмент, который очень любит народ – это варган — губной щипковый идиофон (источник звука – само тело инструмента).

музыкальный инструмент

Чтобы сыграть на нем, меняя тембр мелодии, нужно приложить его к зубам, изменять артикуляцию и правильно дышать. Делают варган обычно из кости, металла или дерева.

буддийский монах играет на варгане

Модификации варгана можно встретить в большинстве стран мира. Это один из древнейших инструментов в истории человечества. О его точном происхождении уже несколько десятков лет спорят музыкальные эксперты. Предположительно, что появился варган пять тысяч лет назад в Южной Азии и позднее распространился почти на всю территорию земного шара.

Заключение

Мы рассмотрели самые известные инструменты Бурятии. Если вам известны еще какие-то интересные музыкальные инструменты этой республики, поделитесь с нами в комментариях!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Постановка проблемы: 1. Бурятские народные песни практически не изучаются и.

Постановка проблемы: 1. Бурятские народные песни практически не изучаются и не исполняются. 2. Современное поколение не понимает значимости народной песни. Решение проблемы: 1. Показать красоту и вокальные технологии бурятской народной песни. 2. Собрать народные песни, которые исполняются на территории деревни Ныгда и показать душевную красоту бурятских песен.

Цель проекта : Исследовать народную песню как отражение истории, быта, духов.

Цель проекта : Исследовать народную песню как отражение истории, быта, духовной красоты бурятского народа. Гипотеза: Народная песня как энциклопедия идеалов и чаяния, нравственных устоев, исторических особенностей народной жизни. Задачи : 1. Изучить бурятские народные песни и их особенности построения. 2. Доказать, что бурятская песня – это душа народа. Предмет исследования: Бурятские народные песни. Объект исследования: Поэтическое содержание песен.

Этапы проекта: 1. Подготовительный: определение целей и формирование задач, п.

Этапы проекта: 1. Подготовительный: определение целей и формирование задач, планирование действий. 2. Поисково-исследовательский: определение источников информации, сбор и систематизация материалов. 3.Трансляционно - оформительный: подзащита проекта, доработка проекта с учётом полученных замечаний и предложений. 4.Заключительный: организация и проведение мероприятий, презентация по итогам проведения.

Стратегия реализации: Мероприятия. Определение целей, формирование задач. Опр.

Стратегия реализации: Мероприятия. Определение целей, формирование задач. Определение места м даты проведения. Поиск источников информации. Изучение и разучивание бурятских песен. Формирование участников, сбор заявок на участие. Предзащита проекта. Проведение мероприятия. Компьютерная презентация о ходе проведения мероприятия, Фотоотчёты.

Форма продукта Организация и проведение мероприятий, компьютерная презентация.

Форма продукта Организация и проведение мероприятий, компьютерная презентация, фотоотчёты.

План проведения мероприятия: Открытие мероприятия в МКОУ Ныгдинская СОШ. Объя.

Что представляет собой песня? Народная песня – носитель вокальной культуры. О.

Что представляет собой песня? Народная песня – носитель вокальной культуры. Одни песни поют, другие – голосят, выкликают, плачут. Песня связана с каким – либо действием. Народная песня – это общение с аудиторией, слушающей о душевных переживаниях певца.

Вокальные технологии бурятской песни Сольное музыцирование. Хоровые танцеваль.

Вокальные технологии бурятской песни Сольное музыцирование. Хоровые танцевальные композиции. Индивидуальное песнетворчество. Бухаева Виктория- Дангина 2013

Строение западнобурятских песен В песнях преобладают узкообъёмные лады (ангем.

Песня - душа народа В своих песнях наш народ: отражал тяжёлый крестьянский тр.

Песня - душа народа В своих песнях наш народ: отражал тяжёлый крестьянский труд, влиял песней на силы природы, колыбельной песней передавали ясный образ детского мира, глубину материнской любви, песня исцеляла, утешала, воспитывала, поучала, предостерегала, веселила, забавляла и высмеивала.

Циклы бурятского музыкального фольклора Культовые. Семейно-бытовые. Календарн.

Циклы бурятского музыкального фольклора Культовые. Семейно-бытовые. Календарно-производственные. Эпические. Лирические. Исторические. Доржеев Манзыр - Эдир Гэсэр. Окружной Сагаалган 2012г. Народная песня.

Туухын дуун Исторические песни Песни разных эпох об исторических деятелях и с.

Туухын дуун Исторические песни Песни разных эпох об исторических деятелях и событиях. Гитлер анхай тулаашьелдаа Дайсад ходоо байхаашбэлдаа Гитлер совет тулаашьелдаа Дайн ходоо байхаашбайлдаа! Война закончится , хоть Гитлер и воюет, Хоть фашисты и воюют война всё равно закончится! Записано со слов жительницы д. Ныгда Николаевой Надежды А. Осипов Александр исполнитель народной песни.

Культовые песни Шаманские песнопения. Песни ай дон. Песни сэгээн зугаа. Песни.

Культовые песни Шаманские песнопения. Песни ай дон. Песни сэгээн зугаа. Песни используются стариками на тайлгана, как слова призывающие внять просьбе молящихся: Халба хYлтэй малhаа Хамшаг hYдэргэ дэгдээгты! Хан хэшэгээ тэнгэрhээ Алтан Сагаан даhалга хурылнаб Хотон дээрэнь Табан хушуун малай хэшэг хурылнаб! О,всемогущий хан Хэшэгээ тэнгэри! Обращаюсь я к Вам с мольбой большою: Соблаговолите оградить мой скот От всяких болезней – несчастий. Прошу, чтобы во дворе у меня Были души пяти видов скота! Кустовой Сагаалган. Бадеев Роман -песнопение шамана.

Обрядовые песни Особое место занимают обрядовые песни, сопровождаемые какими-.

Обрядовые песни Особое место занимают обрядовые песни, сопровождаемые какими-либо телодвижениями, они представлены жанрами хороводных песен: круговой хороводный танец - ёохор, песни - тетериин наадан (танец тетеревов), бойр наадан (танец глухарей), дэрбээшэн (размахивать руками), осоо, айдуусай и т.д.

Плясовые песни Арангатайнгаа магазиндаа чемодан байха яхымдаа, Черноброво бас.

Плясовые песни Арангатайнгаа магазиндаа чемодан байха яхымдаа, Черноброво басагандаа Кавлер байха яхымдаа! В Черемховском магазине неужели не будет чемонада? А у чернобровой девушки неужели не будет жениха? Записано со слов жительницы д.Ныгда Балсаевой Антониды И. Сурхарбан 2014. Конкурс ёхора.

Наадани дуунууд Игровые песни Нааданы-отдых, игриища молодёжи. Алтанай шарада.

Наадани дуунууд Игровые песни Нааданы-отдых, игриища молодёжи. Алтанай шарадаа зYYел, Аягтай залуудаа зугаал ел! Мунгэнээ мухэроондэ зYYел, мондогор залуудаа зугаал ел! Пока золото жёлтое блестит поносим, Пока ещё молоды повеселлимся, Пока серебряная монета кругла-поносим,Пока молоды и крепки-повеселимся друзья! Записано со слов уроженца д.Ныгда Алексеева А.С. Исполнитель народной песни Бадее Роман Гэсэр-2014

Семейно-бытовые песни Песни которые включают в себе жанры, которые сопровожда.

Хоримай дуун Свадебные песни Свадебные песни сопровождали весь цикл обрядов .

Хоримай дуун Свадебные песни Свадебные песни сопровождали весь цикл обрядов , связанный со свадьбой. В первый приезд жениха в дом невесты у нас поют такую песню: Сослёо Yгы уняандытнай Уняан нэмэжэ одирбольдил даа… В вашем доме нет щепки, мы вам её привезли… Записано со слов жительницыд.Ныгда Алексеевой Марьяны М. 2013г.

Архиин дуун (Застольные песни) Алтан наранай халуундаа гээшэ Алайр голынь сэс.

Архиин дуун (Застольные песни) Алтан наранай халуундаа гээшэ Алайр голынь сэсэглэнэхаяа, Алдар танай зуугаадал гээшэ Манай зYрхэн уяарана хаяа. От лучей солнца раскалённых Цветёт вся долина Алари, От ваших веселий разговорных Сердце трепещется как в мари. Записано со слов жителя д.Ныгда Алексеева Данила М. 2012г. Архиин дуун. Габеев Е.Р

Бытовые лирические песни Выражают мысли, чувства, и настроения вызванные разл.

Календарно-производственные песни. Обрядовые песни , которые связаны с охотни.

Календарно-производственные песни. Обрядовые песни , которые связаны с охотничьим, скотоводческим, и земледельческим бытом бурят. На Сурхарбане песней восхваляли борцов, лучников,скакунов.

Барилдаанай соло дуун. Песня восхваление борцов. БyYхэли хара бэетэн, БYдYYн.

Барилдаанай соло дуун. Песня восхваление борцов. БyYхэли хара бэетэн, БYдYYн хара шандааhатан, ХYжэ хара бэетэн, ХYжYYн хара шандааhатан. Бронзовые богатыри- Тела литые, Бронзовые богатыри- Мускулы сплошные. Бардунаев Олег. Борьба за 1 место.

hарбалгын соло. Восхваление лучников/ В честь лучников исполнялась хвалебная.

hарбалгын соло. Восхваление лучников/ В честь лучников исполнялась хвалебная песня: Хормого соохи номоёо Хотойсорынь татаарай, Хорин холбооной зондо Мэргэн гэжэ дуулдаарай! Лук натяни до предела, Чтоб тетива звенела, Чтобы метким стрелком Все восхищались кругом!

Мориной соло. Восхваление скакуна. Дэрхэгэр hайхан шэхэтэй, Дэлюун hайхан сээ.

Мориной соло. Восхваление скакуна. Дэрхэгэр hайхан шэхэтэй, Дэлюун hайхан сээжэтэй, хурдан шанга хYлтэй, Хурса hайжан нюдэтэй! Уши – два упругих лепестка, Молнии округлые-глаза, Грудь холмом бугрится от дыхания, Ноги властилины расстояний!

Бурятская народная песня в школе изучаем песни и их особенности. Записываем п.

Читайте также: