Буквица из рукописи 16 века 3 класс сообщение

Обновлено: 16.05.2024

Презентация на тему: " 06.03.20151 Буквица Буквица Особыйвид книжной графики Особый вид книжной графики." — Транскрипт:

1 Ббббббуквица Ббббббуквица Особыйвид книжной графики Особый вид книжной графики

2 И стория и современность И стория и современность В глубину веков Ббббббуквица или иинициал ? Художники книги Поиграем в буквы

5 О ткрываем книгу Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией. Яркие разноцветные буквицы, коричневые столбцы текста в сочетании с розово- желтыми полями пергаментного листа вызывают мысль о рукописной книге как произведении искусства. Наряду с ббббббуквицами, художественным оформлением книг являлись заставки - графические декоративные или сюжетные изображения в начале главы или крупного раздела книги, перед текстом,а также- концовки и миниатюры-выполненные от руки иллюстрации.

6 Б бббббуквица- чертеж мира Аз Буки ВедиГлаголь ДоброЕсть Живете ЗемляИ Како Люди. Мыслете Мыслете ОнПокой РцыСлово Твердо Ук Ферт Х Цы Червь Начертания букв славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глазами наших пращуров. Создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий не случайно давали наименования буквам. Они хотели, чтобы азбука звучала осмысленно, утверждая ценность слова и мысли. И хотя для большинства современных читателей буква есть буква, пусть даже декоративно украшенная, для древнерусского книжника понятие декоративности было чуждым. Он не просто украшал букву орнаментом, он, прежде всего, передавал и украшал мысль. Он не считал букву просто обозначением звука, для него очень много значило само начертание, которое таило в себе чертеж мира.

7 Б бббббуквица - нравоучительное слово Аз - первая буква алфавита, причудливый зверь-птица. В древнерусской культуре эта буква имела особое значение. От нее произошло само название - азбука, кроме того, эта буква символизировала начало всех начал. Буки - олицетворяет собою второе место, поэтому фигурка человека будто сдерживает движение; человек словно вплетен в природную вязь трав, деревьев. Добро - само название говорит за себя и равнозначно слову "добро". Буква ассоциируется с образом царя Давида - поэта, псалмопевца. В Древней Руси этот образ пользовался большим уважением, он призывал к стойкости и торжеству духа над повседневными тяготами. Веди - в глубине мира, в сплетении всего живого изображена маска в царственном головном уборе, погруженная в глубокие размышления. Маска - символ тайны, которая окружает знание (знать - ведать). Ббббббуквица Люди (из Евангелия XIV века) изображена в виде Ловчего, который закалывает кабана, символизирующего низменные побуждения людей Глаголь - такое изображение четвертой буквы алфавита символизирует центральное положение человека, его особую решающую роль в природе, в мире. Усваивая азбуку,человек не только запоминал буквы, но и размышлял о смысле, заложенном в названиях букв. Многообразие этих смыслов плодотворно сказалось на художественном оформлении буквиц.

9 Б бббббуквица - украшение мысли В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, а из них приготовлялась краска, и доныне не смываемая, не тускнеющая. Но как бы ни были дороги материалы, из которых творились буквицы, еще дороже для нас само их начертание, говорящее о безграничной талантливости русского человека, о силе его воображения, а также о том, как наш далекий предок представлял себе мир и каким старался воплотить его в своем творчестве.

10 Б бббббуквица - лист на дереве жизни Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней. Эти буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они еще не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая ббббббуквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни.

11 С тили книжных украшений В древних рукописных книгах несколько орнаментных стилей. Cтаровизантийский (или растительный - ) орнамент ХI-ХII вв. Этот стиль отличается простотой и естественностью в изображении растений,переплетенных геометрическими фигурами (кругами, квадратами, ромбами и т.д.).На заставках и ббббббуквицах также встречаются изображения птиц, животных,человеческих лиц и фигур.

12 О остромирова Е евангелие Буквицы Оостромирова Евангелия ( )-одной из первых рукописных книг Руси- также можно отнести к старо византийскому стилю.Буквицы - самая замечательная особенность художественного оформления Оостромирова Евангелия. Каждая из них оригинальна, отличается особым рисунком и комбинацией цветов. Загадочными для исследователей остаются восточные черты в рисунке заглавных букв, изображающих головы хищных птиц, фантастических химер - крокодилов и саламандр. В сложный орнамент удивительно вписаны и человеческие лица. Фон этих причудливых буквиц в оригинале исполнен золотом..

20 Иинициал –почерк эпохи В XV веке в первых печатных книгах уже стали появляться одноцветные иинициалы, основанные на гармонии черной краски и белого фона бумаги. Ренессанс стал второй эпохой расцвета в истории иинициала. Графикой иинициала занимаются такие крупные мастера, как П. Веронезе, Урс Граф, Лукас Кранах, Ганс Гольбейн младший, Жоффруа Тори, Жан ле Ройе и др. В XVI в. очень распространены иинициалы, заключенные в рамку. Их делали обычно черными.

29 Х удожники книги

В этой публикации речь пойдёт о Буквице — большой и затейливо оформленной первой букве текста, которая всегда была важной частью искусства украшения книг.

Моя симпатия к буквицам появилась ещё в детстве благодаря сборнику сказок Афанасьева с иллюстрациями Татьяны Мавриной и её же красочными буквицами в начале каждой сказки. С тех пор у меня особое отношение к книгам, в которых есть узорные буквицы.

Как таковое искусство оформления книг стало активно развиваться в раннехристианские времена, когда появились тексты, считавшиеся божественными, и, следовательно, требовавшие особого отношения. Постепенно книга перестала считаться простой фиксацией звучащей речи и превратилась в самостоятельное произведение искусства. Это отношение распространилось и на светские книги.

И тогда же появилась буквица как обязательная часть книжного декора. Буквицы щедро украшались цветными растительными орнаментами, часто доведёнными до поразительной ажурно-филигранной тонкости. Буквицы могли изображаться и в виде людей или животных, переплетённых с геометрическими узорами. В религиозных книгах буквицы украшались цветными иллюстрациями на библейские темы. Но далеко не всегда оформление буквиц напрямую соотносилось с содержанием и назначением текста. В некоторых случаях оно ему даже противоречило. Например, буквицы в христианских книгах содержат изображения, явно имеющие языческое происхождение. Символический язык старинных буквиц очень сложен и во многом до сих пор не расшифрован.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 1

Буквица – не просто декоративный элемент. Она играет особую роль. Буквица – первая буква записанной истории, пограничная точка, в которой повседневная жизнь прерывается и возникает другая жизнь, другой мир – тот, о котором рассказывает текст. Это точка, в которой пересекаются тайна природы (растительный орнамент), тайна человеческих чувств и страстей (их изображают животные и люди) – и тайна слова, тайна преображения человека и мира под действием слова. Поэтому текст, оформленный с буквицами, воспринимается по-другому – он более живой. А ещё буквица – пространство для индивидуального творчества. В допечатные времена оформлением буквиц занимались специальные художники, поэтому в старинных книгах все буквицы уникальны. И сейчас любую открытку или книгу можно сделать неповторимой с помощью буквиц. Даже для тех, кто не рисует сам – в сети очень много готовых вариантов буквиц, есть из чего выбрать.

Предлагаю вашему вниманию большую подборку красивых и интересных буквиц – русских и латинских, старинных и современных. Обратите внимание, что пояснения к иллюстрациям расположены перед ними.

На Руси буквицы появились предположительно в X веке (более старые книги не сохранились) под влиянием византийского искусства. В 988 году киевский князь Владимир Святославович женился на византийской царевне Анне. Вместе с ней в Киев прибыли священники, они привезли церковную утварь и богослужебные книги. Состоявшееся тогда же крещение русского народа определило не только то, какая литература получит распространение на Руси, но и то, по каким образцам рукописи будут украшаться.

Буквицы из Остромирова Евангелия. Великий Новгород, 1056-1057 годы.

Впрочем, красоты часто добивались одной только красной киноварью.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 3

Русские буквицы К и Л, XII век.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 4

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 5

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 6

В средневековой Европе одни из самых старых буквиц-шедевров содержатся в Келлской книге, созданной ирландскими монахами около 800 года. Эта книга и сейчас поражает невероятной сложностью и пышностью своего узорного оформления. В книге очень много разнообразных цветных буквиц (в Европе их называют инициалами).

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 7

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 8

Буквицы оттоновского стиля, получившие своё название от династии Оттонов, правившей в восточной части владений Каролингов, на территории современной Германии, с 919 по 1024 год. Оттоны оказывали щедрое покровительство различным видам искусства, благодаря чему развивалось и процветало искусство украшения рукописей. Буквицы, как правило, были большими, с обильной позолотой и характерными для этого периода узорами из переплетающихся ветвей, промежутки между которыми закрашивались яркими цветами.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 9

В европейских религиозных книгах Средневековья буквицы были строго ранжированы по размеру и способу оформления. Буквица в начале книги могла быть просто гигантской и очень богато иллюстрированной. Буквица в начале главы была поменьше, но тоже украшалась цветными иллюстрациями.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 10

Буквицы менее значимые оформлялись затейливым и иногда контрастным по цвету филигранным узором, часто доведённым до поразительной тонкости и мастерства.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 11

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 12

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 13

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 14

Книгопечатание в Европе и в России появилось в XV и XVI веках. Поначалу для буквиц оставляли место и рисовали их от руки, но постепенно они во многих книгах тоже стали печатными. Иногда их потом раскрашивали вручную. Упрощать их никто и не думал. Буквица по-прежнему оставалась искусством. Но теперь она стала искусством не только художников, но и мастеров, делающих штампы: резчиков по дереву и гравёров на меди. На гравировку одной сложной буквицы на металле уходило до нескольких месяцев.

Вот буквицы, которые печатал в своих изданиях Иван Фёдоров в 1570 году.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 15

У Ивана Фёдорова был сподвижник Пётр Мстиславец, который создал свой собственный стиль буквиц – тонкий, лаконичный и в то же время изысканный. Каллиграфическая непринужденность этих буквиц позволяет совершенно забыть, что они вышли из-­под печатного пресса. Буквицы этого стиля широко использовались в изданиях Московского печатного двора в XVII в.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 16

Один из учеников Ивана Фёдорова – Анисим Радишевский – превратил буквицы в настоящие шедевры. Его тонкую, кружевную манеру растительного рисунка, дробность и детальность, доведённые до ювелирной, почти микроскопичной узорности, невозможно спутать ни с чьей другой работой.

Инициалы Четвероевангелия. Московский печатный двор, 1606 год

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 17

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 18

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 19

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 20

Фантазия художников при оформлении буквиц была безграничной. Вот несколько примеров буквиц из старинной итальянской книги по каллиграфии Antonio Schiratti (1600-1615 гг.) Буквы D, E, K, L.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 21

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 22

Буква В немецкого художника Frederic Hottenroth, XVIII век.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 23

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 24

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 25

А вот такие необыкновенные и нежные буквицы придумал в XIX веке английский художник Л. Джонс. Каждая буквица – целый пейзаж!

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 26

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 27

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 28

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 29

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 30

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 31

В наше время самые разные буквицы можно создавать при помощи компьютерной графики. Но и эти буквицы сохраняют отчётливое сходство со старинными традициями оформления буквиц.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 32

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 33

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 34

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 35

Ветковский стиль книжного оформления сложился в городе Ветка в Белоруссии, ещё в XVII-XVIII веках. Но он и сейчас востребован художниками. Буквица Б, автор Татьяна Хайнак.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 36

А это буквица С российского писателя и художника В.Л. Ланга.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 37

Лаконичный стиль буквиц в издании А. и Б. Стругацких

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 38

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 39

Новогодняя буквица от Кирилла Ткачова

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 40

Среди современных авторских буквиц для детских книг можно встретить совсем простые, но при этом очень обаятельные.

Буквица Д. Автор Александр Сичкарь.

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 41

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы, фото № 42

Конечно, здесь представлены далеко не все из возможных вариантов буквиц. Как уже было сказано, в сети их выбор огромен. Возможно, кого-то из читателей буквицы вдохновят на новые идеи в творчестве.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Буквица Тарбина А.В. Учитель МБОУ Сош №4 Г. Собинка

Описание презентации по отдельным слайдам:

Буквица Тарбина А.В. Учитель МБОУ Сош №4 Г. Собинка

Буквица Тарбина А.В. Учитель МБОУ Сош №4 Г. Собинка















Современные буквицы





Детские работы









Изобрази в виде буквицы любую букву алфавита. Работай в технике графики, испо.

Изобрази в виде буквицы любую букву алфавита. Работай в технике графики, используя простой карандаш, фломастеры или цветные карандаши.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 533 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.06.2019 4119
  • PPTX 6 мбайт
  • 606 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Тарбина Антонина Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку ИЗО в 3 классе "Буквица". Можно использовать в любом классе. Материал очень интересный для любого возраста.

уквица

Буквица (устар.) – книга для первоначального обучения грамоте (азбука или букварь).

– крупная, цветная, расписная заглавная буква, искусно орнаментированная затейливым декором в виде растений, птиц и животных, сцен из жизни человечества.

Выполняет функцию украшения рукописного (в прошлом) или печатного издания, иллюстрирующая текст в начале книги, страницы с новой темой, нового абзаца или раздела.

Буквица может являться не просто украшением произведения, но и отражать его тему (где-то - тайный смысл).

Буквица-иллюстрация - декоративно оформлена и выполнена в едином стиле с иллюстрациями в книге. Также она может быть элементом иллюстрации одновременно.

Наборная буквица - увеличенного размера и выделенная цветом. Она может быть рисованной декоративной, а может быть того же стиля что и текст книги.

Открываем книгу Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией. Яркие разноцветные буквицы, коричневые столбцы текста в сочетании с розово-желтыми полями пергаментного листа вызывают мысль о рукописной книге как произведении искусства. Наряду с буквицами, художественным оформлением книг являлись заставки - графические декоративные или сюжетные изображения в начале главы или крупного раздела книги, перед текстом, а также- концовки и миниатюры-выполненные от руки иллюстрации.

Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией.

Яркие разноцветные буквицы, коричневые столбцы текста в сочетании с розово-желтыми полями пергаментного листа вызывают мысль о рукописной книге как произведении искусства.

Наряду с буквицами, художественным оформлением книг являлись заставки - графические декоративные или сюжетные изображения в начале главы или крупного раздела книги, перед текстом, а также- концовки и миниатюры-выполненные от руки иллюстрации.

Б уквица- чертеж мира Создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий давали наименования буквам, чтобы азбука звучала осмысленно, утверждая ценность слова и мысли. Древнерусский книжник, наполняя букву орнаментом, передавал и украшал мысль текста. Есть Добро Глаголь Буки Веди Аз . Мыслете Люди Живете Како И Земля Твердо Мыслете Он Покой Рцы Слово Хр Червь Цы Ферт Ук Древнеславянская Буквица имела 49 букв

Б уквица- чертеж мира

Создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий давали наименования буквам, чтобы азбука звучала осмысленно, утверждая ценность слова и мысли.

Древнерусский книжник, наполняя букву орнаментом, передавал и украшал мысль текста.

Древнеславянская Буквица имела 49 букв

Буквица - лист на дереве жизни Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней. Эти буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни.

Буквица - лист на дереве жизни

Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней. Эти буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом.

Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни.

С тили книжных украшений В древних рукописных книгах несколько орнаментных стилей. Cтаровизантийский (или растительный ) орнамент ХI-ХII вв. Этот стиль отличается простотой и естественностью в изображении растений, переплетенных геометрическими фигурами (кругами, квадратами, ромбами и т.д.). На заставках и буквицах также встречаются изображения птиц, животных, человеческих лиц и фигур.

С тили книжных украшений

В древних рукописных книгах несколько орнаментных стилей.

Cтаровизантийский (или растительный ) орнамент ХI-ХII вв. Этот стиль отличается простотой и естественностью в изображении растений, переплетенных геометрическими фигурами (кругами, квадратами, ромбами и т.д.).

На заставках и буквицах также встречаются изображения птиц, животных, человеческих лиц и фигур.

О стромирова Е вангелие Буквицы Остромирова Евангелия (1056-1057) - одна из первых рукописных книг Руси (старовизантийский стиль). Каждая буквица оригинальна, отличается особым рисунком и комбинацией цветов. Загадочные головы хищных птиц, фантастических химер, крокодилов и саламандр. В сложный орнамент удивительно вписаны и человеческие лица. Фон этих причудливых буквиц в оригинале исполнен золотом.

О стромирова Е вангелие

Буквицы Остромирова Евангелия (1056-1057) - одна из первых рукописных книг Руси (старовизантийский стиль).

Каждая буквица оригинальна, отличается особым рисунком и комбинацией цветов. Загадочные головы хищных птиц, фантастических химер, крокодилов и саламандр. В сложный орнамент удивительно вписаны и человеческие лица.

Фон этих причудливых буквиц в оригинале исполнен золотом.

С тили книжных украшений

Для этого стиля характерны изображения фантастических зверей и птиц (драконов, змей, грифонов), а также людей, перевитых сложными сплетениями ремней или ветвей.

С тили книжных украшений

Буквица может существовать только в книге - настолько органична их связь.

Инициал - начальные буквы имени, отчества, фамилии (ранее — начальные буквы каких-либо названий, словосочетаний, предметов). Инициал может обозначать принадлежность различных предметов, объединенных в декоративную композицию, владельцу начальной буквы.

Читайте также: