Блюз спиричуэлс регтайм сообщение

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Базовый учебник : Г. П. Критская, Е. Д. Сергеева 6 класс

Цель урока : сформировать у учащихся представление о джазе как уникальном явлении культуры 20 столетия.

Образовательные:

· познакомить с историей возникновения джаза и особенностями ее исполнения

· познакомить с известными джазовыми исполнителями прошлого и настоящего времени;

· расширить представление о взаимодействии легкой и серьезной музыки;

Развивающие:

· развитие самостоятельности учащихся в ходе решения учебных задач

· развитие навыков практического музицирования и познавательного интереса к музыке;

· развитие навыков самоконтроля при выполнений групповых и коллективных заданий

Воспитывающие:

· воспитание эстетического вкуса, интереса к различным явлениям музыкального искусства

1. Организационный момент

Музыкальное приветствие.

Учитель:

Вот звонок вам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем
Дети:

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
На урок торопит нас,
Урок музыки сейчас.

Проверка по журналу.

После традиционного музыкального приветствия звучит джазовая композиция – приветствие.

Учитель вместе с детьми обсуждает прослушанный фрагмент.

· Что эта за музыка и где вы могли ее слышать?

· Где и когда она могла возникнуть?

· Какому народу она принадлежит?

· Могла ли она звучать в эпоху Моцарта или Бетховена?

С помощью наводящих вопросов дети отвечают, что эта музыка не похожа на ту, которую они слушали на уроках; она более позднего времени, создателями могут являться американские негры и приходят к выводу, что это жанр – ДЖАЗ. (Слайд № 2)

  1. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

У. М. Джаз называют самым загадочным явлением в музыкальной культуре. Как вы думаете почему?

У. Потому в джазовой музыке есть особая магия чувств, эта музыка создается по другим законам.

Сегодня на уроке мы не только попытаемся приблизиться к раскрытию самого загадочного явления в музыке, но и сами поучаствуем в его создании.

3. Первичное усвоение новых знаний. Творческое музицирование .

У.: Урок мне будут помогать вести консультанты, которые получили задание по поиску материала о джазе. Итак, что такое джаз и где он возник.

Краткий рассказ учеников: (1гр)

Джаз возник в США среди самых бедных слоев населения, потомков негров, вывезенных когда-то из Африки для рабовладельческих работ. Родиной джаза считают город Новый Орлеан. Музыкальная жизнь этого города била ключом. Почти на каждой улице звучали африканские ритмы, задорные французские и американские мелодии, креольские напевы. В городе были свои симфонические оркестры (биг-бэнды) и даже негритянское филармоническое общество. Именно эта пестрая музыкальная среда Нового орлеана послужила основой для формирования будущего классического джаза. Так зарождалась афроамериканская музыка, а ее характерными признаками были: ритм, ритм, ритм и искусство коллективной импровизации. (Слайд 5)

У. М. Что же такое импровизация?

Слушаем пример джазовой импровизации ( фрагмент)

У. М. А теперь ребята я предлагаю вам самим придумать импровизацию. Задача для учащихся: сочинение коллективной импровизации при помощи хлопков, шлепков, щелчков, ударов ногами и их комбинаций. Это задание можно выполнять под музыку, либо под ритмический аккомпанемент группы учащихся.

У. М. Молодцы! Продолжим.

У.М. Почему джаз родился в среде американских негров?

У. Во-первых, потому что негры очень музыкальны и обладали от природы отличным чувством ритма; во- вторых, потому что были бесправны и бедны и свои чувства, надежды на счастье выражали через музыку.

У.М. Правильно, источниками джаза был афроамериканский фольклор, спиричуэлс, блюз, регтайм .

Блюз вошел этим утром

И кружил вокруг моей одинокой комнаты,

Я не знал, почему у меня было

Это грустное и одинокое чувство,

Пока моя малышка не позвонила и не сказала, что все кончено.

Вчера я пела песню о любви,

А сегодня я пою блюз.

Я знаю объяснение,

Но это не созвездие,

Ты можешь потерять свою любовь.

И с тех пор, как я проиграл.

Я лучше гуляю и волнуюсь,

Думаю, я прошел по самой темной улице.

Вчера я пела песню о любви,

А сегодня я пою блюз.

Теперь мне кажется забавным,

Как жизнь может быть такой.

Мы были любовниками прошлой ночью, милая,

Но не влюблены сегодня.

Теперь мне кажется забавным,

Как вера может быть несправедлива.

Кажется, я единственный,

Кого можно потерять в каждом любовном романе.

Да, для меня должно быть написано,

Что я должен всегда проигрывать.

Вчера я пела песню о любви,

А сегодня я пою блюз.

Теперь мне кажется забавным,

Как жизнь может быть такой.

Мы были любовниками прошлой ночью, милая,

Но не влюблены сегодня.

Теперь мне кажется забавным,

Как вера может быть несправедлива.

Кажется, я единственный,

Кого можно потерять в каждом любовном романе.

Да, для меня должно быть написано,

Что я должен всегда проигрывать.

Вчера я пела песню о любви,

А сегодня я пою блюз.

У. М.М.В чем, по-вашему, красота этого блюза?

У. В неповторимости мелодии, глубине чувств, в красоте голоса.

Задание для учащихся: Дети сопровождают исполнение композиции собственными ритмическими импровизациями.


Музыка - Максим Дунаевский, стихи - Леонид Дербенев.

В путь-дорогу птицам пора,
Птицам снится юг.
Желтый лист кленовый вчера
Сел в ладонь мою.
Кто-то мне вдруг скажет в ответ:
"Ничего такого здесь нет",
Желтый лист, как птица, вчера
Сел в ладонь мою.

Пр.:
Кленовый лист, кленовый лист,
Ты мне среди зимы приснись,
В тот миг приснись, когда пурга
Качает за окном снега,
В тот миг, когда все замело,
И на душе белым-бело,
Ты мне приснись, рыжий лист кленовый,
Приснись, приснись, рыжий лист кленовый.

Век моих усталых коснись,
Тихий сон даря,
Заплутавшей птицей вернись
В стужу января.
Кто-то мне вдруг скажет в ответ:
"Ничего такого здесь нет",
Безрассудной птицей вернись
В стужу января.

Снится птицам море и юг
В дымке золотой.
Желтый лист, доверясь мне вдруг,
Сел в мою ладонь.
Кто-то мне вдруг скажет в ответ:
"Ничего такого здесь нет",
Спрыгнув с ветки, желтый лист вдруг
Сел в ладонь мою.

У.М. На каких инструментах играли исполнители джаза.

У .( Слайд 9, 10) Называют.

4.Первичная проверка понимания.

У. М. Можно ли назвать легкой музыку, которая затрагивает серьезные темы, как человеческое достоинство, вера в справедливость, религиозные чувства, желание быть любимым и любить? Эта тематика роднит джаз с самыми различными произведениями классической музыки. Дело лишь в том, что способ выражения образных идей в джазе иной, чем в европейской музыке. Главное отличие в импровизационной природе джаза, которая когда-то была свойственна и классической музыке.

У. М. А теперь назовем знаменитых джазовых исполнителей и узнаем интересные факты о джазе.

(Слайд 11 - 16) Перечисляют и комментируют, включают запись.

(Слайд 20, 21)

У. Огромное количество любителей джаза собирают фестивали джазовой музыки, куда приезжают знаменитости со всего мира.

У. Есть джаз даже в мультфильмах, мюзиклах.

5.Закрепление изученного материала. Вокально-хоровая деятельность .

Задача: закрепить умение детей применять в музыкально-творческой деятельности изученные приемы.

-Старый рояль весь в испуге-

Раньше играл он только фуги.

Он весь дрожит от страха,

Теперь на нем играю я.

Старый рояль, мне поверь, мне поверь, старый рояль.

-Трудно тебе,но пойми ты:

В жизни теперь другие ритмы.

Привыкнуть к джазу,

И мне тебя немного жаль.

Старый рояль, мне поверь, мне поверь, старый рояль.

Когда этих клавиш коснется рука,

Тогда улетает из сердца тоска.

Со мной он разделит и грусть,и печаль,

Мой старый усталый рояль.

У. М. В каком стиле написана эта песня? С помощью каких музыкальных средств вы определили музыкальный стиль?

У. Сбивчивый ритм, преобладание ударных инструментов, смещение акцентов с сильной доли на слабую, в середине – фортепианная импровизация.

6. Итог урока. Рефлексия

В конце урока дети по группам (4-5 человек) составляют синквейн про джаз. Учитель подводит итоги и со всем классом выбирается наилучший вариант.

Блюз переводится с английского языка как печаль.
Блюз – это музыка, в которой смешаны такие
афроамериканские музыкальные стили, как рабочая песня,
spirituals и холер.
Блюз относится к импровизационным жанрам музыки,
то есть композиция уже имеет какую-то основу,
которая обыгрывается солирующими инструментами,
как бы ведущими друг с другом диалог, спорящими,
соревнующимися.

Спиричуэлс- афроамериканская музыка.
Источником негритянских спиричуэлс являются
духовные гимны, завезённые в Америку белыми переселенцами.
Тематику спиричуэлс составляли библейские ветхозаветные
сюжеты, которые приспосабливались к конкретным условиям
повседневной жизни и быта негров и подвергались
фольклорной обработке.
Они сочетают в себе характерные элементы африканских
исполнительских традиций (коллективная импровизация,
характерная ритмика с ярко выраженной полиритмией,
глиссандовые звучания, нетемперированные аккорды,
особая эмоциональность)
со стилистическими чертами американских пуританских гимнов,
возникших на англокельтской основе.
Спиричуэлс имеют вопросо-ответную (респонсорную) структуру,
выражающуюся в диалоге проповедника с прихожанами.
Спиричуэлс значительно повлияли на зарождение,
формирование и развитие джаза.
Многие из них используются джазовыми музыкантами в
качестве тем для импровизаций.

Джаз – это направление в музыке.
В нем тесно переплетаются африканские ритмы,
обрядовые песнопения, рабочие и светские песни и
американская музыка прошлых столетий.
Другими словами, это полуимпровизационный жанр,
появившийся в результате смешивания западноевропейской
и западноафриканской музыки.
Причем вот парадокс, услышать и узнать его легко, а
вот описать словами не так просто, потому что
он непрерывно развивается и понятия, характеристики,
применяемые сегодня, через год или два уже устареют.

Происхождение слова "регтайм" до сих пор неясно.
Возможно, оно происходит от англ. ragged time
(разорванное время, то есть синкопированный ритм).

Регтайм в Энциклопедическом словаре:
Регтайм - (англ. ragtime -букв. разорванное время),
стиль фортепианной игры (и связанный с ним жанр
танцевальной пьесы), распространившийся в США внач. 20 в.
Основан на сочетании остросинкопированной,
полуимпровизационной темы и ритмически четкого
аккомпанемента.
Оказалвлияние на стиль раннего джаза и танцевальной
культуры 1910-20-х гг.
(отрегтайма происходят тустеп, уанстеп, фокстрот и др.).

Дик Ольга Анатольевна

Презентация посвящена джазовой музыке, включает в себя разновидности этого стиля - блюз, спиричуэлс и др. Информацию о лучших джазменах и музыкальные отрывки разных произведений.

ВложениеРазмер
dzhaz..ppt 303.5 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

История развития жанра Истоки блюза как музыки начались с далёких времён возникновения рабовладельчества на Американском континенте и завоза рабочей силы из Африки . Негры работали в те времена на плантациях и как обслуживающий персонал, выполняли всю самую грязную и непритязательную работу. Вся сложность жизненных отношений афроамериканца выливалась, в том числе, и в творчестве в таких этнических жанрах как холер , рабочая песня и спиричуэлс , берущие, в свою очередь корни из этнической Африканской музыки, преимущественно ударных битов и народно-религиозной вокальной составляющей. Большим толчком к возникновению жанра послужила отмена в 1863 году рабства в США . Всё это является истоками того, что мы сейчас называем блюзом. Несомненно блюз нужно считать квинтэссенцией африканской народной культуры с прогрессом развития западной культуры и социализации в ней чёрного человека. Родиной блюза считается дельта реки Миссисипи .

История рэгтайма Рэгтайм, наряду с блюзом, является важнейшим источником, из которого возник джаз . Как популярная народная музыкальная форма, он получил известность в США примерно с 1870 -х. Именно тогда уже менестрели исполняли афроамериканский танец кейкуок под аккомпанемент банджо , гитары или мандолины с характерными для рэгтайма ритмическими рисунками: синкопированным ритмом и краткими неожиданными паузами на сильных долях такта .

Широкую популярность рэгтайм получил как исключительно фортепианный жанр. Однако не исключено, что в архаическом виде он существовал и как оркестровая форма. В пользу данного предположения говорит тот факт, что среди многочисленных духовых оркестров Нового Орлеана существовала заметная группа так называемых рэгтайм-бэндов, являвшихся, по сути, теми же джаз-бэндами , в репертуаре которых основное место занимали инструментальные пьесы, исполнявшиеся в стиле рэгтайма. Началу нотных публикаций предшествовал период бесконечных вечерних сессий, когда пианисты и оркестры играли реги за закрытыми дверьми — в частных домах или в барах после закрытия — где часто звучала самая сложная и неистовая музыка, исполнявшаяся просто для личного удовольствия артистов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первые истоки возникновения джаза прослеживаются еще с эпохи рабовладельческого строя, когда на открытый Колумбом новый континент массово завозится рабочая сила из стран Африки. Представители появившейся таким образом национальности – афроамериканцы – работают в сельском хозяйстве и домах зажиточных белых американцев, нередко испытывая притеснения и унижения. И все это длится вплоть до отмены рабства в 1863 году.

Элементы этих музыкальных форм стали основой для появления нового жанра –джаза.

Холлер(от Holloa! (тип оклика)) Архаический афроамериканский жанр трудовой песни-переклички. Холлеры, исполнявшиеся во время полевых работ, носят название филд-холлер, или филд-край. Позднее, после отмены рабства в южных штатах Америки, холлеры использовались для работ по постройке железной дороги. И сегодня исполнение холлеров можно услышать в США при различных работах.

Источником негритянских спиричуэлс являются духовные гимны, завезённые в Америку белыми переселенцами. Тематику спиричуэлс составляли библейские ветхозаветные сюжеты, особенно связанные с темой освобождения (Моисей, Даниил). Часто использовались картины из Книги Откровения. Песни приспосабливались к конкретным условиям повседневной жизни и быта афроамериканцев и подвергались фольклорной обработке.

Они сочетают в себе характерные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика с ярко выраженной полиритмией, глиссандовые звучания, не темперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами американских пуританских гимнов, возникших на англо-кельтской основе. Спиричуэл имеет вопросо-ответную (респонсорную) структуру в диалоге проповедника с прихожанами. Зачастую, пение сопровождалось хлопаньем в ладоши, топаньем, реже — танцами.

Спиричуэл значительно повлиял на зарождение, формирование и развитие джаза. Многие из них используются джазовыми музыкантами в качестве тем для импровизации.

Позднее этот жанр вышел за пределы церкви и стал самостоятельным направлением на светской современной сцене.

1924 год - Америка! В концертном зале звучит музыка молодого, но уже известного, по своим песням в стиле "блюз", композитора Джорджа Гершвина. Первые звуки гобоя, синкопированные ритмические аккорды оркестра, звучание труб и скрипок, заставили насторожиться слушателей. Впервые музыка предстала чем - то вроде музыкального калейдоскопа Америки. В ней звучали и темпы городской жизни, и простор прерий, и язвительная насмешка джазовых танцев, и печаль негритянских блюзов. Рождался новый стиль музыки - симфоджаз - соединение симфонической музыки и джаза.

"Рапсодия в стиле блюз" - стала первым произведением поистине американским. Дата премьеры этого сочинения стала поворотной в творческой жизни Джорджа Гершвина: из автора популярных песен он превратился в симфониста общенационального уровня. На основе элементов джаза, блюза и американской развлекательной музыки молодому композитору удалось создать виртуозный концертный опус серьезного европейского жанра, по характеру фортепианного письма напоминающий Листа и Рахманинова.

А в 1935 году Гершвин подарил Америке первую национальную оперу " Порги и Бесс ". Премьера закончилась полным провалом! Но сейчас эта опера - величайшее произведение американской музыки, и единственный образец американской национальной оперы!

Многие современные композиторы и исполнители. Очень часто обращаются к истокам джаза. Не остался в стороне всемирно известный певец и композитор Майкл Джексон. В одной из своих песен, он использовал жанр спиритчуэл. Это не просто песня, это своего рода молитва.

Читайте также: