Башкиры на защите восточных рубежей страны сообщение

Обновлено: 01.07.2024

Военная служба башкир — исторически сложившийся вид повинности. С древнейших времен в случае опасности башкир-общинник по зову бия должен был явиться к нему в полной боевой готовности. Воинское снаряжение башкир в разное время состояло из пики или копья, сабли, лука и колчана со стрелами, кистеня (сукмар), щитов различной формы, позднее — огнестрельного оружия; некоторые воины надевали перед боем латы и кольчуги. Башкиры должны были иметь две лошади (строевую и вьючную). Войска делились на тысячи (мен), сотни (йоз), пятидесятки (илле), десятки (ун), во главе которых стояли командиры (башлыктар). Башкирское войско отличалось мобильностью и строгой дисциплиной. Военная тактика башкир определялась главенствующей ролью конницы и вырабатывалась в постоянных столкновениях с соседними кочевниками.
В ХIII—ХVI вв. башкиры обязаны были поставлять вооруженных людей с запасом продовольствия в войска монгольских ханов, в зависимости от которых они находились, вооруженных людей с запасом продовольствия.

Литература:

1. Чулошников А. П. Восстание 1755 г. в Башкирии. — М-Л.: Изд-во АН СССР, 1940. — С. 41.
2. Акманов И.Г. Башкирские восстания ХVII — нач. ХVIII вв. — Уфа: Китап, 1993. — С. 78.
3. Гвоздикова И.М. Башкортостан накануне и в годы Крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева. — Уфа: Китап, 2005. — С. 149, 153, 154.
4. Рахимов Р. Отечественная война 1812 г. в современном сознании. — Уфа. Ватандаш. — 2000. — № 3. — С. 150.
5. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах Т. 1. — Уфа: Китап, 2004. — С. 346, 349, 352.
6. Хрестоматия по истории Башкортостана. Часть первая. Документы и материалы с древнейших времен до 1917 г. 2-е изд. — Уфа: Китап, 2005. — С. 234, 236.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Участие башкир в заграничных походах русских войск.

1. Проанализировать участие башкир и других полков края в заграничных походах русских войск

2. Рассмотреть башкирские народные песни об Отечественной войне 1812 г.

Проверка домашнего задания.

Тема нового урока:

1.В начале 19 века башкир превратили в военных людей. Вместо уплаты налогов они отныне должны были нести военную службу. Башкиры охраняли восточные границы Русского государства. Вместе с русскими войсками они участвовали во всех войнах России. Самый большой след оставили башкирские конники в Отечественной войне 1812 года. Башкирские полки приняли активное участие в сражениях и в период вторжения Наполеона в Россию и в период заграничных походов русских войск.

Башкиры были вооружены ружьями, пистолетами, саблями, пиками, луками и стрелами.

Военное обмундирование башкир в то время отличалось от формы русской армии. Воин башкир носил суконный сэкмэн (кафтан) синего и белого цвета. Широкие шаровары синего цвета с красными лампасами, белую остроконечную войлочную шапку, сапоги из конской кожи, ременный пояс, кожаную портупею для сабли и подсумок. Под кафтан надевалась кольчуга.

Башкиры мастерски стреляли на большое расстояние в цель. Обычно стрела, выпущеннаявоином, могла пронзить на 15 саженей (30 м) не только человека, но и лошадь.

Участие народов Башкирии в заграничных походах России в 1812-1817гг.

Освобождая Германию, башкирская и казачья конницы вместе с армейской кавалерией помогали русским войскам выбить французов из Гамбурга, Эрфурта Берлина, Веймара. Франкфурта на Майне. Участвуя в наступлении армии полки башкирских и казачьих победоносно вступили в Париж. Все воины полков получили серебряные медали.

В отечественной войне 1812 года ярко проявилось братское содружество народов России.

Башкиры охраняли восточные границы Русского государства. В Отечественной войне 1812 года Башкирские полки приняли активное участие в сражениях и в период вторжения Наполеона в Россию и в период заграничных походов русских войск. Башкиры сами вызывались и спрашивали у правительства, не нужны ли их полки и охотно шли на службу, они даже были готовы умереть за землю русскую.

Башкирский народ помогал и деньгами и отдавал своих самых хороших коней.

За свою храбрость и неустрашимость им были вручены медали.

Во время войн башкиры встали на защиту Родины и внесли большой вклад в дело разгрома врага.

2. Башкиры всегда гордились своим массовым участием в Отечественной войне 1812 года, где они доказали преданность и усердие отечеству. В боях за свободу России крепла боевая дружба народов Башкирии.

У башкирского народа было бесценное богатство, в правдивость которого верил каждый, богатство, не отраженное ни в каких ведомостях, а живущее с самим народом и в самом народе; богат ство вдохновляющее, с верой в будущее, это – песня народная.

В башкирском фольклоре чрезвычайно богато представлена на родная песня (йыр). Являясь сокровищницей башкирской музыкально-поэтической культуры, песни, наряду с кубаирами и эпическими поэмами, занимают выдающееся место в художественном творчестве народа. Содержание башкирского устного народного творчества, особенно песен, как эпических, так и лирических, представляет собой, в сущности, опоэтизированную историю и быт народа. В них в наиболее совершенной художественной форме выражен национальный характер народа, раскрыт высокий уровень его музыкально-поэтического творчества.

По своей тематике и содержанию старинные башкирские на родные песни чрезвычайно богаты и разнообразны. Можно сказать, что все или почти все они, по всей вероятности, созданы в период, охватывающий XVII – XIX века. Более древние песни (точнее - поэтические тексты песен) трудно установить: они просто не дошли до нас, а если и дошли, то в процессе различных изменений потеряли признаки конкретной эпохи, стали неузнаваемыми.

Исторические песни о войне 1812 года, рожденные в условиях огромного и душевного подъема на первый план ставили изображение народных масс: во всех песнях повествование ведется устами народа, и в каждой из них отразились его мысли и чаяния.

Наполеона знали мы,
Да и Париж видали мы,
Когда французов побеждали,
Землю потрясали мы.
Любезники, любизар,
Молодчина, молодец!

Конь вороной Кахым-тури был славен,
Дугою шею гнет он на ходу.
Когда Кахым-туря сей мир оставил,
Его сменил майор на том посту.
Не прочь коня Кахыма взять майор бы,
Да не дается конь тот вороной.
Рыдают триста человек, и в скорби
Нет сил могилу рыть в земле чужой.
Был под Кахымом серый конь всегда, вай-кем,
Колечками спадал вихор со лба.
Когда Кахым-туря приказ давал, вай-кем,
То правою рукой курай сжимал

Ох, французов миллион,
Царь у них – Наполеон,
Подошел уже к столице,
На её пороге он

Ой, Ой, Ой, Ой,
Ой какой француз герой.
Ой, Ой, Ой, Ой
С нашей кончил он страной.

Ухмыляется в лицо,
Ногу поднял на крыльцо.
Азаматы, словно львы:
Быть врагу без головы!
Свет в глазах у львов лучится,
Повидали много львы.

Эй, эй, эй, эй
Мёду сладкого налей,
Льва – батыра одобряя,
Хлопни по спине сильнее.

Качает и крушит, плечи расправив,
хай, плечи расправив,
Ломает камни для дворца,
хай, в горах.

Майор сказал – зданье для нас,
хай, зданье для нас,
Так как героями были в войне,
хай, на полях сражений… .

Так начинается песня, а звучащее дальше глубокое разочарование народа, обманутого царизмом, имеет свою историю.

С Караван-сараем, возводившимся по проекту архитектора А. П. Брюллова, связывалась надежды народа на учреждение в Оренбурге культурного центра. (Во дворце должны были разместиться гостиница для приезжих башкир, а также школа для башкирских детей). Расходы по строительству Караван-сарая целиком были возложены на плечи народа. Были собраны крупные пожертвования, в сооружении дворца приняли участие десятки тысяч башкир. Но мечта народа не сбылась: в 1841 году, после окончания строительства, Караван - сарай был занят под канцелярию командующего башкирскими войсками и частично под казармы…

Любопытно, что в одной исторической рукописи высоко оценивается доблесть башкирских войск, участвовавших в Отечественной войне 1812 г., сообщается, что о ратной храбрости башкир с большим интересом писали некоторые немецкие и французские поэты, писатели, а также художники. В ней же утверждается, что башкирские кавалеристы посетили театр в городе Веймар, где их приветствовал великий немецкий поэт Гёте. В ответ башкиры подарили ему лук со стрелами. Гёте хранил их дар в своей квартире и, будучи уже в преклонном возрасте, во время прогулок в саду, тешил себя стрельбой из этого лука. В рукописи сообщается также, что друг поэта Эккерман в свое время писал об интересе, проявляемом Гёте к башкирам, а через них – к другим восточным народам.

Некоторые из владеющих грамотой башкирских воинов и сами пытались оставить память о великой войне против наполеоновской армии, чаще всего прибегая к форме стихотворных посланий. Войсковой мулла Якшигул, сын Зианчуры, отправил из Парижа послание на родину, некоему Мусе, сыну тархана Кучука. В стамбульской рукописи приводится четверостишие из этого письма, муна-жата по своему содержанию:

Скорбь какая! С родиной разлучила ты нас судьба,
Каждый день бога мы без устали молим возвратить нас домой
Богу мы доверяясь, пустились в опасный путь,
Ангел пусть нас защитит, разверзнув свое седьмое небо

Патриотические чувства и мысли, так образно выраженные в устно-поэтическом творчестве, естественно, вызваны беззаветной преданностью людей родине, постоянной заботой о ее защите. В то же время идею патриотизма трудового парода, живущего под социальным и национально-колониальным гнетам, было бы неправильно рассматривать в отрыве от народно-освободительных идей. Формы поэтического выражения патриотизма в башкирских песнях различны, но главная суть одна: патриотизм тех времен представляет собой сочетание в едином целом двух противоположных друг другу идей,- любовь к родине, гордость за неё и готовность защищать её, с одной стороны, сочетаются с ненавистью к существующим на родной земле несправедливым общественным порядкам и с протестом против социального и национального неравенства,- с другой. Разумеется, эта большая целостная идея проводится в песнях на разном уровне, на разной глубине.

Домашнее задание: Участие башкир в заграничных походах русских войск.

Общеизвестный факт - башкирский народ с 1798 по 1865 гг. охранял восточные границы Российской империи. По указу Павла I от 10 апреля 1798 г. была введена кантонная система управления, превратившая башкир в военное сословие. На наших соплеменников, вошедших в 12 кантонов, была возложена ответственная задача: вместе с оренбургскими и уральскими казаками служить на Оренбургской пограничной линии. Она проходила от р. Тобол вверх по р. Уй и далее вниз по течению р. Яик (Урал) до Каспийского моря. Башкирские пограничники служили на 4-х дистанциях этой линии (всего было 5), протяженностью в 1239 км. (1-я включала крепости и редуты от Звериноголовской крепости до города Верхнеуральска, 2-я - от Верхнеуральска до Орской крепости, 3-я - от Орской крепости до Оренбурга, 4-я - от Оренбурга до Уральска, т.е речь идет о громадной по протяженности границе). Таким образом, в описываемый период практически весь башкирский народ на профессиональном уровне был привлечен к охране государственных границ России, и с этой задачей он справился с отличием. Башкиро-мещерякское войско ежегодно направляло на пограничную службу от 5500 до 10 500 воинов. Население Башкирского Зауралья, входившее в состав двух кантонов, также играло большую роль в пограничной службе. Так, к 1789 г. башкиры 6-го кантона Верхнеуральского уезда (центры находились в деревнях Сибаево, Кульчурино, Хасаново) составили 15 команд общей численностью 3197 человек, из которых несли службу в крепостях 2-й дистанции в Верхнеуральске - 200 чел., в Магнитной - 101 чел., в Кизильской - 220 чел. и на Сибирской линии - 130 чел., всего - 651 человек. Башкиры 9-го кантона (центр - д. Бурангулово) составили 17 команд общей численностью 2614 человек, из которых несли службу в крепостях 3-й дистанции - в Ильинской - 117 чел., в Верхнее-Озерной - 194 чел., в Оренбурге - 312 чел. и на Сибирской линии - 118 чел., всего - 741 человек. Особо отметим, что башкиры шли на службу полностью за свой счет: лошади, обмундирование, оружие, съестные припасы для воинов готовились ими самими. Из-за тяжести этой повинности один служащий башкирский казак снаряжался с 4-5 дворов башкирского аула. На службу наряжали по очереди в возрасте от 20 до 50 лет. Лишь команды, выступающие в дальние походы, переходили на содержание казны.Однако мало кто знает, что служба башкир по охране государственной границы России имеет более древнюю историю. Поэтому в данной статье мы попытались показать роль наших предков на данном поприще в более ранний период - в XVI-XVIII вв.


В 1554-1557 гг. европейская часть Башкортостана на договорной основе вошла в состав Русского государства.


Согласно жалованным грамотам царей, шежере и другим историческим сведениям, одним из условий вхождения была воинская повинность, состоящая в помощи Русскому государству по охране границ. Кроме этого, башкиры принимали участие во всех войнах России в XVI-XVII вв.: в Ливонской войне, в войне с Крымом, в войнах с польскими и шведскими интервентами. В Смутное время башкирские конники в составе войска нижегородского воеводы А.С. Алябьева участвовали в сражениях против войск Лжедмитрия II, сражаясь в ополчении К. Минина и Д. Пожарского, внесли свою лепту в восстановление российской государственности. Спустя много лет благодарные потомки башкир, сражавшихся с иноземными захватчиками, в знак уважения и признательности талантливым руководителям освобождения страны, внесли денежные пожертвования на создание им монумента в Москве. Наши предки активно воевали за Родину в Шведском и Азовском походах Петра I конца XVII в., в Северной войне, в семилетней войне против Пруссии, в войне против Барской конфедерации в Польше, в Шведской кампании России в конце XVIII в. Не имеет аналогов в истории России пример героиче­ского участия башкирского народа в Отечественной войне 1812 г. и Заграничном походе русского войска в 1813-1814 гг., внесшем огромнейший вклад в победу над Наполеоновской Францией.


С XVII в. военная служба башкир основывалась на правительственных актах и контролировалась высшими должностными лицами местного управления. Ее организацией занимались старшины, тарханы, батыры, с сер. XVIII в. - обер-коменданты, коменданты, начальники гарнизонов, старшины, есаулы, хорунжии, сотники, а в XIX в. также командующий Башкир­ским войском, кантонные и дистаночные начальники, юртовые и походные старшины, командиры башкирских полков и другие. Башкиры были вооружены пикой, копьями, луком со стрелами, саблей, имели и огнестрельное оружие - ружья и пистолеты. Тело и голову защищали железными кольчугами и шлемом.


После признания башкирами российского поддан­ства с середины XVI века Башкортостан, занимавший территорию к востоку от рек Волги и Камы, оказался пограничной областью России. Башкирские вотчинные земельные владения непосредственно соприкасались с кочевыми народами - ногаями, позднее калмыками и казахами. Поэтому московское правительство использовало в качестве передовой силы в борьбе с названными кочевыми народами именно башкир, на которых было возложено обеспечение охраны и безопасности юго-восточных границ Российского государства.


К началу XVII в. эта граница начиналась от Каспийского моря, между Волгой и Яиком (Уралом), и шла на север, постепенно поворачивая на северо-восток, к низовьям рек Большой и Малый Узень. Далее она заключала в себя среднее течение р. Яик, ее притоки Илек и Орь и уходила в верховья р. Тобол. Таким образом, башкиры еще с середины XVI в. стали защитниками юго-восточных границ Российского государства, имеющих огромную протяженность. В конце этого века в прикаспийских степях (в низовьях


р. Яик) стали появляться вольные казаки, которые тогда еще всецело не подчинялись Российскому государству, политика их полного подчинения продолжалась со времен Ивана Грозного до середины XVIII в.


Следует признать, что мероприятия российского правительства, связанные с привлечением башкир к военной и пограничной службе, приводили к тому, что башкирское население по своему сословно-правовому положению начинало сближаться с казаками. Башкирская и казачья конница признавалась наиболее способной для сторожевой службы и отражения неожиданных набегов соседних кочевников.


Охраняя российские границы, башкирскому народу пришлось столкнуться с сильными и многочисленными ордами кочевников. Наиболее сложной и противоречивой для России была орда Больших Ногаев, кочевавшая между Волгой и Яиком и совершавшая опустошительные набеги на порубежные земли -


XVII в. у юго-восточных границ России. В первой половине XVII в. башкиры были вовлечены сначала в пограничные столкновения с ними, затем им пришлось вести непрерывную войну с этим многочисленным народом, откочевавшим из Джунгарии, имеющим высокий уровень военного дела.


Только к середине XVII в., в связи со строитель­ством Симбирской и Закамской укрепленных линий, роль башкир в обороне юго-восточных рубежей несколько снизилась. Они получили определенное облегчение от этого весьма тяжкого бремени, переносимого на своих плечах в течение целого столетия! Однако начиная с первой трети XVIII в. казахи Младшего жуза усилили натиск на башкирские территории по всему течению р. Яик и продвинулись на запад в долину р. Эмбы, что было связано с широким наступлением калмыкских войск на казахские земли в 1723 г. Казахи Среднего жуза направились от Сырдарьи на север к башкирским территориям, к рекам Тургай, Ишим, Тобол и Уй, оттеснив оттуда кочевья башкир. Нужно отметить, что до 30-х гг. XVIII в. Россия вела себя на юго-восточных рубежах довольно пассивно, ограничиваясь укреплением прежних и строительством небольших крепостей и незначительным увеличением воинского контингента. Кровопролитная борьба на границе против казахов в основном велась башкирами, что наносило огромный урон хозяйственному и демографическому развитию народа.


С основанием г. Оренбурга и построением Оренбургской пограничной линии, начиная с 1740-х гг., правительство начинает использовать башкирскую военную силу более целенаправленно. С 1744 г. ежегодно башкиры должны были нести охрану Оренбургской линии (1,5 тыс. чел. в 1744 г.; 2,2 тыс. в 1769 г.;


5-6 тыс. чел. с 1798 г.). А с 1745 г. башкирские команды служили на Сибирской линии (срок - 1 год, с 1769 г. - 2 года; в 1800 г. - заменена этапной службой). Летняя служба продолжалась с 15 мая до 16 ноября, зимняя - с 16 ноября по 15 мая. Выступивший в поход башкирский полк обеспечивал себя провиантом и фуражом. С 1791 по 1796 гг. они получали на линейной службе по 50 коп. в месяц на каждого или провиант, с 1797 г. в период летней службы - рубль в месяц. Но эта сумма не покрывала и минимальной части расходов.


- внутреннюю службу - охрану пограничных укрепленных линий на юго-востоке Российской империи (линейную службу);


караульную и полицейскую службу в Казани, Москве, Нижнем Новгороде, Оренбурге и других городах, охрану дорог во время ярмарок.


Таким образом, пограничное положение башкир­ского народа в составе России в XVI-XVIII вв. оказало большое влияние на их социально-экономическое и политическое развитие. Башкирам еще задолго до введения кантонной системы управления, как народу-пограничнику, постоянно приходилось вести борьбу и в интересах Российского государства, и для защиты собственных владений от вторжения воинственных соседей: ногаев, калмыков, казахов.


Эти сверхтяжелые, но славные страницы истории башкир, народа-пограничника, стоящего в течение более чем трех веков на охране

юго-восточных рубежей России, имеют право быть увековеченными - не только в Башкортостане, но и в масштабе России. Тем самым потомки почтят самоотверженную героическую службу наших предков по охране границ общей Родины, а также преподадут подрастающему поколению настоящий урок патриотизма, что, безусловно, очень важно.

Башкиры, начиная с Ливонской войны 1557–1558 гг., стали участвовать во всех войнах Московского царства, затем Российской империи – истинное братство по оружию с русским народом. Наряду с этим, башкиры охраняли свои и уже ставшие общими восточные границы России от набегов разных кочевников, осуществляя это также полностью за свой счёт.

В 1570–1572 гг. башкирская конница принимала активное участие в войне с Крымским ханством в составе русской армии. Таким образом, еще в далекие от нас времена начала совместно проливаться русская и башкирская кровь за земли Российского государства.
В первой книге дилогии убедительно доказывается, что между православными русскими, башкирами-мусульманами и калмыками-буддистами уже в XVI–XVIII веках зародилось братство по оружию – высшая стадия мирного сосуществования разных народов с разными религиями в одной стране.

Возможность привлечения башкир, вошедших добровольно в 1557 г. в состав российского государства, в военные действия русской армии в 1805–1814 гг. действительно было явлением уникальным, как это утверждает автор. Тогда из множества народов к защите Отечества были масштабно привлечены только башкиры, которые за более чем 250 лет совместного проживания с русским народом стали неотделимой частью Всероссийского государства и его армии. Башкиры достойно проявили себя в боевых действиях 1805–1814 гг. и во время пребывания во Франции показали себя мужественными воинами. Все это убедительно отражено в работе. Доказательством сказанному является то, что 1150 башкир стали кавалерами наград того времени, в том числе около 40 – кавалерами высших боевых орденов.

Избранную тему исследователь раскрыл более чем в достаточном объёме на основе изученных им архивных документов Российского государственного военно-исторического архива, Национального архива Республики Башкортостан и Государственного архива Калужской области. Автором внимательно изучены многочисленные публикации, имеющие отношение к его теме, мемуарные и личные источники. Научно-историческая дилогия богато иллюстрирована. В первой книге имеются копии 49 карт, картин, литографий, гравюр того времени и во второй – 161 иллюстрация 200-летней давности. В дилогии параллельно с архивными документами, осуществлено художественно-графическое отражение событий, которое имеет также большое значение.

1. Российский государственный военно-исторический архив. Фонд 410 и Фонд 846; Центральный госу­дарственный исторический архив Рес­публики Башкортостан. Фонд Н-2, Фонд Н-138; Государственный архив Калужской области. Фонд 32.
2. Башкирское войско в Псковском походе (1771–1773). Сборник документов. – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2009. Вклад Башкирии в победу России в Отечественной войне 1812 года. Сборник документов и материалов. Уфа: Китап, 2012;
3. Асфандияров А.З. Герои Оте­чественной войны 1812 года / А.Ас­фан­дияров // Ватандаш – Сооте­чественник. – 2012. – №9;
4. Рахимов Р.Н. Башкирские кони в 1812–1814 годах: некоторые вопросы истории / Рахимов Р. // Ватандаш – Соотечественник. – 2010. – №12;
5. Тарн Е.В. 1812 год. Нашествие Наполеона на Россию. М.: Наука, 1992;
6. Усманов А.Н. Башкирский народ в Отечественной войне 1812 года. Уфа: Башкортостан, 1964.
7. 1812 год: воспоминания воинов русской армии. – М.: Мысль, 1991;
8. 1812 год: военные дневники. – М.: Сов. Россия, 1902.

Фаниль ФАЙЗУЛЛИН, академик АН РБ, доктор философских наук, профессор;

Михаил ЛОМАКОВ, кандидат исторических наук, доцент.

Наши группы в социальных сетях:

Друзья! Просим вас придерживаться культуры общения. На нашем канале запрещены оскорбления, ненормативная лексика и прочее. Все комментарии, нарушающие правила, будут удалены.

Читайте также: