Автомобильный вид транспорта сообщение

Обновлено: 03.07.2024

Одним из нововведений Приказа № 368 стало введение нового обязательного реквизита путевого листа — сведения о перевозке. Пункт 6 Приказа поясняет что включает в себя данный реквизит:

Виды перевозок

Уставом автомобильного транспорта определены виды перевозок для коммерческих перевозок пассажиров и багажа. Виды перевозок грузов уставом не определены. Согласно статье 5 Устава автомобильного транспорта, перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

  1. регулярные перевозки;
  2. перевозки по заказам;
  3. перевозки легковыми такси.

Более детально виды перевозок пассажиров и багажа описаны в статьях 19, 27 и 31 Устава автомобильного транспорта:

  • Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
  • Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
  • Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме.

На первый взгляд всё просто, в путевом листе достаточно указать перечисленные выше виды перевозок. Но, действие Устава автомобильного транспорта распространяется не на все организации эксплуатирующие транспорт, а только на организации оказывающие коммерческие по перевозкам автомобильным транспортам. Об этом сказано в статье 1 Устава.

  1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 2 Устава:

  • перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

Если организация эксплуатирует автомобильный транспорт и при этом не оказывает услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, а эксплуатирует транспорт для собственных нужд, то действие Устава автомобильного транспорта на такие перевозки не распространяется, так как Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом.

В частности, Федеральным законом № 196-ФЗ перевозки для собственных нужд определены как вид перевозок пассажиров и (или) грузов, не являющихся коммерческими. Постановление Правительства РФ № 1527 также выделяет организованную перевозку группы детей как отдельный вид перевозок.

  • регулярная перевозка пассажиров и багажа;
  • перевозка пассажиров и багажа по заказу;
  • перевозка пассажиров и багажа легковым такси;
  • организованная перевозка группы детей;
  • перевозка грузов;
  • перевозка для собственных нужд.

Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.

Автомобильный транспорт – это вид наземного транспортного средства, который осуществляет перевозку пассажиров и грузов по безрельсовым путям с использованием колесного двигателя. Автомобильный транспорт эксплуатируется преимущественно для выполнения транспортной работы: перевозки людей и грузов на небольшие и средние расстояния.

Виды автомобильного транспорта

К автомобилям относят:

  1. Легковые автомобили. Разрешенная максимальная масса такой машины – не более 3,5 т. Она предназначена для транспортировки пассажиров (от 1 до 8, не считая водителя) и небольшого багажа согласно конструктивным особенностям. Существует легковые авто с закрытым кузовом (лимузин, седан, хетчбэк, купе, универсал, микроавтобус, фургон) и с кузовом, у которого при желании можно убрать верх (ландо, кабриолет, фаэтон, родстер).
  2. Грузовые автомобили. К ним относят машины, чья основная задача – перевозка грузов в кузове или на специальной грузовой платформе. Они могут быть применены для эксплуатации на дорогах общего пользования, езды по бездорожью или выполнения специализированной работы (снегоочистители, автокраны, мусоровозы, пожарные автомобили, тягачи и др.).
  3. Автомобили с большой грузоподъемностью. В их число входят машины и автопоезда, нагрузка на одну ось которых превышает 120 кН (12 т силы). Также ширина таких авто должна быть более 2,5 м, что исключает их использование на дорогах общего назначения.
  4. Автомобиль повышенной проходимости – это грузовой или легковой автомобиль с приводом более чем на 1 ось (также возможен вариант, что ведущей считается одна ось, но осевой дифференциал можно блокировать), обладающий свойством передвигаться вне дорог с твердым покрытием. Такие транспортные средства оборудуют трансмиссиями с увеличенным диапазоном передаточных чисел. Их также оснащают шинами с особым рисунком протектора для улучшения характеристик проходимости.
  5. Вседорожник – это машина, способная перемещаться по любым дорогам, в том числе и без твердого покрытия, например, по полевым или грунтовым. На вседорожниках устанавливают полный привод и делают большой дорожный просвет. Легкий вседорожник называют багги.
  6. Пикап – это грузо-пассажирский автомобиль грузоподъемностью в диапазоне 150-4500 кг, который базируется на легковой машине и оснащается открытой платформой с откидным бортом в задней части.
  7. Спортивный автомобиль – это транспортное средство с высокими скоростными качествами, повышенной мощностью двигателя и низкой посадкой кузова.
  8. Автобус – это автомобиль, предназначенный для перевозки более 8 пассажиров на небольшие и средние расстояния. Автобусы часто используются в качестве общественного транспорта на городских и междугородних перевозках, а также при туристских экскурсиях.
  9. Троллейбус – это транспортное средство, используемое для перевозки более 8 пассажиров и питаемое за счет электроэнергии от внешнего контактного провода.

Сельскохозяйственный трактор и мотоцикл не относят к автомобильному транспорту.

Преимущества и недостатки

Выделяют такие положительные стороны автомобилей, как:

К негативным чертам относят:

  • высокую себестоимость транспортного средства, из-за чего не все могут его себе позволить;
  • большую металлоемкость и топливоэнергоемкость;
  • относительно большую трудоемкость – у автомобиля должен быть как минимум один водитель при том, что он не может перевозить большое количество пассажиров или груза;
  • загрязнение окружающей среды за счет выхлопов газов.

Автомобильный транспорт считается одним из самых распространенных средств передвижения.

Преимущества автомобильного транспорта:

• Высокая маневренность подвижного состава, позволяющая быстро сконцентрировать автомашины в нужном месте, в нужное время и в нужном количестве.

• Автономность движения транспортных средств.

• Высокая скорость доставки грузов.

• Обеспечение сохранности грузов.

• Более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.

• Строительство автодорог дешевле строительства железных дорог.

Недостатки автомобильного транспорта:

• Сильное загрязнение окружающей среды (80% загрязнений атмосферы от транспорта приходится на долю автотранспорта).

• Высокая себестоимость перевозок.

• Наибольшая трудоемкость. На автотранспорте занято ¾ всех работающих на транспорте.

• Большая топливоэнергоемкость и металлоемкость.

• Малая грузоподъемность автомобилей и, как следствие, низкаяпроизводительность единицы подвижного состава.

• Высокая доля порожнего пробега.

Область применения автомобильного транспорта:

1. Перевозки на короткие и средние расстояния. Эффективнойзоной применения автотранспорта является расстояние до 200 км,контейнерные перевозки – до 500 км, перевозки скоропортящихсягрузов – до 800 км.

2. Перевозки на все расстояния при отсутствии других видовтранспорта.

3. Перевозки на все расстояния, если это выгодно грузовладельцу и перевозчику. Для примера, в США грузы перевозятся на дальние расстояния (от западного до восточного побережья и обратно)большегрузными дизельными тягачами автомобильного транспорта с прицепами длиной 12–15 метров с рефрижераторными установками.Их эффективность достигается благодаря большим объемам перевозки и обратной загрузке.

4. Внутризаводские перевозки на предприятиях.

5. Перевозки сельскохозяйственных грузов с полей.

6. Перевозки для обеспечения розничной торговли и малого бизнеса.

7. Пассажирские перевозки (международные, междугородные,пригородные, внутригородские).

8. Туристско-экскурсионные перевозки.

Основные задачи развитияавтомобильного транспорта:

1. Совершенствование конструкции и технических характеристикавтомобилей и двигателей в отношении экономичности, экологичности, лучшего дизайна и удобства управления.

2. Увеличение выпуска специализированных автомобилей, автомобилей различной грузоподъемности.

3. Совершенствование системы диагностики, технического обслуживания и ремонта автомобилей.

4. Улучшение организации и безопасности движения.

5. Создание системы автомагистралей и скоростных дорог,в первую очередь по направлениям международных транспортныхкоридоров.

6. Строительство новых и реконструкция существующих автомобильных дорог для увеличения пропускной способности дорожной сети с учетом прогнозируемой интенсивности движения транспортных потоков.

7. Развитие автомобильных дорог федерального значения на подходах к международным автомобильным пунктам пропуска на государственной границе Российской Федерации, к морским и речнымпортам, аэропортам, крупным транспортным узлам.

8. Развитие дорожной сети в крупных транспортных узлах.

9. Обустройство площадок для сервисного и ремонтного обслуживания автомобилей, стоянок и мест отдыха водителей.

Подвижной состав автомобильного транспорта

К подвижному составу автомобильного транспорта относятся грузовые автомобили различных модификаций, тягачи, их прицепыи полуприцепы; автобусы, легковые автомобили. Автомобили как активные самодвижущие единицы представляют собой главную и наиболее сложную часть подвижного состава. Прицепы и полуприцепы –это безмоторные повозки для грузов.

Автомобильные дороги

Автомобильные дороги являются важнейшим звеном транспортной системы страны, без которого не может функционировать ниодна отрасль народного хозяйства. Как известно, одной из вечныхпроблем России являются дороги. Недостаток и низкое качестводорог существенно сдерживает не только развитие автомобильного транспорта, но и социально-экономический прогресс в стране. Общая длина автомобильных дорог в России составляет 945 тыс. км, изних с твердым покрытием 750 тыс. км. Дороги общего пользованиясоставляют всего лишь 580 тыс. км, из них твердое покрытие имеют525 тыс. км (90 %). Протяженность федеральных дорог составляет46,4 тыс. км (менее 10 % от сети общего пользования).

Автомобильные дороги представляют собой комплекс инженерныхсооружений, предназначенных для обеспечения круглогодичного,непрерывного, удобного и безопасного движения автомобилей с расчетной нагрузкой и установленными скоростями в любое время годаи в любых условиях погоды. В состав этого комплекса входят земляное полотно, дорожная одежда, мосты, трубы и другие искусственныесооружения, обустройство дорог и защитные дорожные сооружения,здания и сооружения дорожных и автотранспортных служб.

Автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, подразделяются:

а) на автомобильные дороги общего пользования, в том числе:

– относящиеся к собственности Российской Федерации (автомобильные дороги федерального значения);

– относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации (автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, за исключением автомобильных дорог федерального значения);

– относящиеся к собственности муниципальных образований,предназначенные для решения вопросов местного значения или вопросов местного значения межмуниципального характера, включая относящиеся к собственности:

муниципальных районов (автомобильные дороги, расположенные между населенными пунктами, а также вне границ населенныхпунктов в границах муниципальных районов). Протяженность автодорог, попадающих в сферу ответственности муниципальных органов управления, оценивается в 544,3 тыс. км, включая 145,2 тыс. кмулично-дорожной сети городов;

городских округов (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов, а также между населенными пунктами);

– относящиеся к частной и иным формам собственности;

вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям. Основные сферы всё более расширяющегося целесообразного применения А. т. — развоз и подвоз грузов к магистральным видам транспорта, перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов на короткие расстояния, внутригородские перевозки, перевозки грузов для торговли и строительства. На дальние расстояния А. т. перевозит скоропортящиеся, особо ценные, требующие быстрой доставки, неудобные для перегрузки другими видами транспорта грузы. Ныне без А. т. невозможна деятельность ни одной отрасли хозяйства.

А. т. начал развиваться с 20 в. по мере роста производства автомобилей и строительства автодорог. В 1900 во всём мире было 11 тыс. автомобилей, 1826 тыс. в 1914, 10922 тыс. в 1921, 46 057 тыс. в 1940, 70 388 тыс. в 1950, 126 955 тыс. в 1960, 177 902 тыс. в 1965. В 1970 будет, предположительно, около 230 млн. автомобилей. В 1968 в мире было произведено свыше 15 млн. автомобилей.

Если в 19 в. железнодорожный транспорт, вытеснив внутренний водный и гужевой транспорт, был наиболее распространённым видом транспорта, то в 20 в. быстро развивающийся А. т. стал оттеснять железнодорожный.

Доля А. т. с 1913 по 1965 возросла (во внутреннем грузообороте) во всём мире с 0,2% до 17,1%, а железнодорожного транспорта соответственно уменьшилась с 72,9% до 50,7%.

Развитие А. т. в капиталистических странах происходит в конкурентной борьбе с другими видами транспорта, особенно с железнодорожным, и осуществляется (несмотря на принятые некоторыми государствами ограничительные меры) более высокими темпами по сравнению с другими видами транспорта.

Объём перевозок грузов А. т. в 1964 во всём мире превысил 53 млрд. т, а грузооборот — 1370 млрд. т · км, на долю экономически развитых капиталистических стран приходилось 77,9% грузооборота.

Табл. 1. — Рост мирового грузооборота автомобильного транспорта (без социалистических стран, млрд. т · км)

1950 1960 1965
Всего В т. ч. междугородный Всего В т. ч. междугородный Всего В т. ч. междугородный
Европа 87 77 210 187 285 255
Азия 10 6 43 30 97 55
Африка 8 4 18 10 29 16
Сев. Америка 353 264 587 455 752 596
Лат. Америка 16 13 50 40 78 56
Австралия и Океания 20 11 38 24 48 34
Всего 494 375 946 746 1289 1012

В СССР А. т. начал развиваться позднее, чем в наиболее развитых капиталистических странах. Царская Россия фактически не имела А. т. Накануне 1-й мировой войны в России было 8,8 тыс. автомобилей, преимущественно легковых, принадлежавших фабрикантам, помещикам и чиновникам. Высокими темпами А. т. СССР стал развиваться после создания отечественной автомобильной промышленности (См. Автомобильная промышленность). Деятельность А. т. СССР направляется годовыми и перспективными государственными планами, в которых учитывается возможность координации его работы с другими видами транспорта. А. т. развивается как часть единой транспортной сети СССР (См. Единая транспортная сеть СССР).

Табл. 2. — Перевозки грузов и пассажиров, грузооборот и пассажирооборот автомобильного транспорта СССР

Единица измерения 1913 1928 1940 1950 1960 1967
Перевозки грузов млн. т 10,0 20,0 858,6 1859,6 8492,7 11947,0
Грузооборот млрд. т · км 0,1 0,2 8,9 20,1 98,5 170,2
Перевозки пассажиров (автобусы) млн. чел. 590 1053 11316 22013
Пассажиро- оборот (автобусы) млрд. пассажиро- километров 3,4 5,2 61,0 153,0

Лит.: Афанасьев Л. Л., Автомобильные перевозки, М., 1965; Таранов А. Т., Перевозка пассажиров автомобильным транспортом, М., 1963; Карпуненков В. П., Влияние концентрации грузового парка на развитие автомобильного транспорта, М., 1963; Бронштейн Л. А., Экономика и планирование автомобильного транспорта, М., 1968; Великанов Д. П., Эффективность автомобиля, М., 1969; Прокофьев И. И., Анисимов А. П., Экономика автомобильного транспорта, М., 1965; Филиппов В. К., Развитие автомобильного транспорта общего пользования, М., 1965.

II

ежемесячный производственно-технический журнал, орган Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР и ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог. Издаётся в Москве. Основан в 1923. Тираж (1969) 180 тыс. экземпляров. Освещает вопросы экономики автотранспорта и организации перевозок, технической эксплуатации, конструкции и ремонта автомобилей, подготовки кадров и организации безопасности движения, автомобильный транспорт за рубежом.

Читайте также: