Автобусное сообщение в марокко

Обновлено: 05.05.2024

Общественный транспорт в Марокко представлен сетью железных дорог, автобусами, внутренними авиаперевозками и такси.

Железнодорожный транспорт в Марокко комфортабельный, поезда оснащены в соответствии с современными требованиями. Железнодорожная сеть соединяет между собой крупные города страны: Касабланку, Рабат, Фес, Мекнес, Марракеш, Уджда, Эль-Джадида. В поездах есть вагоны первого и второго класса, сидячие и спальные (но спальные только в поездах Танжер — Марракеш и Касабланка — Уйда). По уровню комфорта они практически не отличаются. Но в первом классе вы занимаете места в соответствии с билетами, а во втором — просто занимаете любое свободное место. Билеты можно купить как на вокзале, так и в поезде у проводника. Но в последнем случае вас ждет наценка в 10-20%.

Средняя стоимость проезда в поездах Марокко:

  • Танжер — Марракеш — 15 USD (спальный вагон — 42 USD)
  • Касабланка — Марракеш — 10 USD (сидячий)
  • Фес — Уйда — 8 USD (сидячий)

Проезд во втором классе дешевле на 20-25%.

Марокко известен хорошо оборудованными вокзалами, особенно в его крупных городах. На вокзалах есть кассы, камеры хранения, удобные и понятные расписания, информационные стенды, зал ожидания, кафе. Прибытия и отправления поездов объявляются на арабском и французском языках. Подробности можно узнать на сайте железной дороги Марокко.

Такси в Марокко традиционно два вида: петит-такси и гранд-такси. Петит-такси курсирую внутри городов, как правило, это маленькие машины, рассчитанные на трех пассажиров. В разных городах Марокко цвет петит-такси разный. В Касабланке цвет такси темно-красный, а в Мохаммедии — салатный, в Маракеше — бежевый. Обычно они снабжены опознавательным флажком. Стоимость посадки в такси 1,4 MAD в дневное время, 2,4 — в ночное. Общая стоимость поездки по городу редко превышает 30 MAD.

Машины гранд-такси чаще осуществляют междугородные поездки, хотя их можно встретить и в городе. Особенность этого такси заключается в том, что оно отправляется только при загрузке не менее шести пассажиров. При этом машины стандартные, рассчитанные на пятерых вместе с водителем. На заднее сиденье садятся четыре человека, на переднее пассажирское — два. При дальних поездках от такого способа перемещения лучше воздержаться, комфортным его вряд ли можно назвать.

Информация об аэропортах, ж/д и автовокзалах Марокко собрана здесь. А здесь я Вам расскажу про сам общественный междугородний транспорт в Марокко — автобусы, самолёты, поезда и гран-такси.

Междугородние автобусы в Марокко

  1. Автопарк — у кого-то автобусы хорошие (CTM, Supratours, Satan и др.), у кого-то не очень.
  2. Возможность купить билеты заранее (CTM, Supratours и др).

Если у Вас запланирован большой маршрут и забронированы гостиницы, либо Вас интересует длинный переезд или переезд по маловостребованному направлению (1-2 рейса в сутки) – имеет смысл покупать билеты заранее. Чтобы не получилось, что Вы пришли непосредственно к рейсу, а все билеты раскуплены.

Пример проблемного направления: Supratours дневной рейс из Феса в Эр-Рашидию/Эрфуд.

Автобусы могут отходить как от автовокзалов, так и от небольших автостанций, принадлежащих компании-оператору.

При покупке билетов уточните, откуда отходит автобус, чтобы не устраивать гонки за автобусом на пети-такси.

Также обратите внимание на то, какой Вас ждёт маршрут. Если Вы едете через горы, имеет смысл принять таблетки от укачивания и запастись пакетами. (Пакеты лишними не будут в любом случае – если что, с сочувственной улыбкой раздадите непредусмотрительным местным).

Автобус CTM

Автобус CTM на автовокзале Уарзазата

При долгих поездках предусмотрены остановки в пути (около 30 минут) в специально отведённых местах. Обычно они представляют собой комплекс зданий, включающий большой общественный туалет, ресторан и мясную лавку. Т.о. можно выбрать, какой кусок мяса Вам приготовят в ресторане. Готовят быстро, но тревога, что автобус уедет без Вас, не покидает. Поэтому старайтесь садиться за столик с видом на Ваш автобус.

Багаж может оплачиваться отдельно (~5 дх).

В случае приобретенных через интернет билетов обязательно их распечатайте, иногда требуется обменять распечатанный билет на обычный в кассе. При этом могут попросить предъявить банковскую карту, с которой Вы производили оплату.

Внутренние перелёты в Марокко

В любом случае, не забывайте, что при авиаперевозках более строгие правила, а при расчёте потраченного времени стоит прибавить 2 часа, ведь пассажир должен оказаться в аэропорту за 2 часа до вылета. После этого и решайте – лететь или воспользоваться наземными видами транспорта.

Железнодорожный транспорт

Железная дорога связывает Фес, Мекнес, Кенитру, Касабланку, Рабат, Марракеш, Уджду и Надор. В ноябре 2018 г. была открыта высокоскоростная ж/д магистраль Танжер-Кенитра. Официальный сайт железных дорог: oncf.ma

Карта географически кривоватая, т.к. из Википедии, автор исходника Classical geographer. Я исправил ошибки + актуализировал на 2019 г. Ж/д пути на вокзале Каса Вояжёрс в Касабланке

Гран-такси (grand taxi)

Работают по принципу пригородной либо междугородней маршрутки, без счётчика. Отправляются по-разному, одни водители ждут, когда все места будут заняты, другие собирают остальных пассажиров по дороге. Автопарк – преимущественно старые широкие мерседесы.

Вместимость – 6 пассажиров (2 спереди, 4 сзади). Хотите ехать свободнее? Выкупайте соседнее место. Ехать двум взрослым на переднем сидении – то ещё удовольствие – сидишь наполовину на соседе, наполовину на двери. Сосед подвинуться не может, иначе он заблокирует рычаг коробки переключения передач. Наиболее комфортный вариант – трое взрослых на заднем сидении. Но для этого придётся выкупить одно незанятое место.

Гран-такси

Один из вариантов раскраски гран-такси

Планируя путешествие по Марокко сразу возникает вопрос – как там вообще лучше передвигаться между городами и что с транспортом.

С автопрокатом все предельно ясно – идем на Rentalcars, выбираем подходящую машину и едем. Дороги в Марокко отличные, движение цивилизованное – это не Азия, лихачей и гонщиков почти нет – это не Грузия. На трассах много полицейских засад, контролирующих скорость. Штраф выписывают сразу. Бензин около 0,8 евролитр.

В Марокко хотели посмотреть только города, не ехать в пустыню и т.п. Поэтому решили не брать авто на прокат, а воспользоваться общественным транспортом. Во всех городах в медину – старую часть, не въехать на автомобиле. Поэтому его надо ставить на платные парковки. Платная – не значит охраняемая, задача человека в желтой жилетке просто обобрать вас на сколько хватит наглости. Поэтому машина нужна только для того, чтобы добраться из пункта А в В. Прикинув все плюсы и минусы, решили протестировать марокканские междугородние автобусы и поезда. И ничуть не пожалели.

Но! Если будете смотреть и на природные красоты тоже, лучше берите машину, чтобы меньше связываться с наглыми берберами.

Кстати! Для тех, кто хочет, но боится ехать самостоятельно! Сейчас набирают группу для 10-дневного путешествия по Марокко. Это не пляжи, а именно тур по всей стране с русскоговорящим сопровождающим. Можете присоединиться. Это не автобусный бомж-тур на 50 пассажиров. В группе всего 14 человек.

Междугородние автобусы в Марокко

Две главные автобусные компании в Марокко – это SupraTours и СТМ, все стараются пользоваться только ими. Есть еще и другие перевозчики, но лучшие автобусы только у этих двух. Кроме того, SupraTours и CTM отправляются строго по расписанию. Остальные тоже стараются, но едут по мере наполняемости автобуса.

автобусы в Марокко
автобусы в Марокко

Чтобы найти автовокзал, ищите на картах Гугл Gare Routière – автовокзал. Но имейте ввиду, что CTM и SupraTours могут отправляться с разных вокзалов. SupraTours обычно ближе к ЖД вокзалам. Поэтому рекомендую поймать такси и сказать водителю название перевозчика.

Ездили с разными компаниями, поделюсь впечатлением обо всех.

Самый большой плюс CTM – билеты на автобус можно купить онлайн – ctm.ma. Продажа билетов по картам иностранных (не марокканских банков) осуществляется за 72 часа до поездки. У SupraTours на сайте можно только посмотреть расписание.

Если не проходит оплата картой, воспользуйтесь другой, такое иногда случалось, но в целом без проблем. Покупать скорее всего придется на французской версии сайта, так как переключатель языков у них не работает, но интуитивно все понятно.

Билет покупается с выбором места. В автобусе все садятся на свои места.

Конечно можно купить билеты и в кассах на вокзале, но на популярных маршрутах на нужную дату может не быть мест, особенно в сезон. Мы хотели уехать из Шефшауэна в Танжер и подошли в кассу CTM за 2 дня до поездки, билетов не было.

автобусы в Марокко
автобусы в Марокко

Электронный билет перед отправлением надо поменять на бумажный в кассе перевозчика на вокзале. Ничего заранее печатать не надо. Достаточно на телефоне показать письмо с номером бронирования. Перевозка багажа в багажном отсеке оплачивается отдельно, тут же в кассе наличными. Стоит всего 5 дирхам (независимо от количества мест). На чемодан приклеят наклейку и перед посадкой надо будет отдать его специальному человеку у автобуса.

Автобусы чистые, сидения удобные. Розеток и вайфая нет. Туалета тоже нет. В автобусе не кормят и не поят, как на некоторых азиатских маршрутах. Каждые 2 часа остановка на 20 минут в придорожных кафе.

Supra Tours

автобусы Супратурс

Все точно также – автобусы, доплата за багаж на месте, остановки, но под другим брендом.

Кассы, стоянка и отправление автобусов SupraTours в основном находятся недалеко от железнодорожных вокзалов. Дело в том, что автобусы SupraTours дополняют маршрутную сеть Марокканских ЖД, там где не ходят поезда.

Нам надо было из Касабланки доехать до Эс-Суэйры. В кассе ЖД вокзала мне продали билеты на поезд Касабланка – Марракеш и сразу выписали билет SupraTours Марракеш – Эс-Суэйра. А стоянка автобусов SupraTours в 3 минутах ходьбы от выхода с вокзала Марракеша.

Поезда в Марокко

Начну с вокзалов. В больших городах Марокко большие, красивые железнодорожные вокзалы.

ЖД вокзал в Фесе ЖД вокзал в Марракеше

Внутри кассы, банкоматы, кафе, бесплатный WiFi (это для тех у кого нет Drimsim).

вокзал Марокко

Информация на табло на двух языках – арабском и французском. Чтобы понять где номер поезда и какая платформа особого знания языка не надо.

На сайте Марокканских ЖД – oncf.ma можно посмотреть расписание поездов и узнать стоимость билета. Купить билеты по карте иностранного банка не получится.

Покупать билеты на поезд надо либо в киосках, которые установлены на вокзале, либо просто в кассе. Я пытался купить билет в киоске на каждой станции, с которой отправлялись. Но ни разу не получилось – то киоск не работал, то он отказывался принимать карты и наличные, то выдавал какую то неведомую ошибку на арабском.

Кассы на ЖД вокзалах работают очень быстро, не бойтесь очередей. Сотрудники понимают английский. Если есть сложности с общением, можно на бумажке написать – откуда и куда нужны билеты, даты, количество пассажиров, класс вагона. Если хотите сидеть рядом или оба у окна, сообщите кассиру. Оплатить билет можно наличными или картой. Билеты проверяют при выходе на перрон и в поезде.

Классы вагонов и поезда

На популярных маршрутах, соединяющих города Рабат, Касабланку, Фес, Марракеш, Танжер ходят поезда Al Atlas.

поезда в Марокко
поезда в Марокко

Есть два класса – первый и второй. Разница в цене между ними небольшая. Но первый класс однозначно удобнее.

поезда в Марокко

Это кондиционированные купе на 6 человек, с широкими удобными сидениями. Розеток нет, WiFi тоже. Вагоны второго класса бывают разные – есть просто сидячие места в компоновке 2+2, но очень тесные, а есть такие же купе как и в 1 классе, только без кондея и на 8 человек – просто сидения узкие. Туалеты есть в вагонах обоих классов. Постоянно ездит человек с тележкой – чай, кофе, снэки.

Скоростные поезда AL Boraq

Между городами Касабланка – Рабат – Танжер можно проехать на скоростном двухэтажном поезде Al Boraq. Это как наш Сапсан, только двухэтажный. Рекомендую!

Марокко скоростной поезд Al Boraq

Al Boraq разгоняется до скорости 318 кмч и расстояние от Танжера до Касабланки преодолевает за 2 часа, делая остановку в Рабате.

Марокко скоростной поезд Al Boraq
Марокко скоростной поезд Al Boraq

В Al Boraq также два класса – первый и второй.

Второй класс – это комфортные вагоны, мягкие сидения в компоновке 2+2, откидывающиеся столики у каждого пассажира, одна розетка на двоих.

Марокко скоростной поезд Al Boraq
Марокко скоростной поезд Al Boraq
Марокко скоростной поезд Al Boraq

Для пассажиров первого класса Al Boraq на вокзале предусмотрен отдельный зал с блэкджэком, виски и шлю кофе, лимонадами и водой. В самом поезде никаких бесплатных напитков не предусмотрено, поэтому … ну вы поняли, что надо делать.

Al Boraq

В первом классе Al Boraq ездят только стильные и красивые. Некрасивых не пускают.

Al Boraq
Al Boraq

В Танжере зал ожидания Al Boraq двухуровневый.

Al Boraq

На втором этаже сделаны удобные рабочие зоны для тех, кто приехал пораньше и хочет поработать.

Al Boraq

Вагон первого класса рассчитан на меньшее количество пассажиров. Широкие мягкие откидывающиеся кресла в компоновке 2+1. У каждого своя розетка и столик.

Марокко Al Boraq 1 класс
Марокко Al Boraq 1 класс

Разница в стоимости в Al Boraq между 1 и 2 классом довольно существенная. Поэтому если надо сэкономить, то можно и потерпеть всего лишь 2 часа, тем более, что второй класс очень хороший.

Марокко скоростной поезд Al Boraq

Такси в Марокко

Тому кто придумал Uber надо памятник ставить. Потому что в любой стране все таксисты жулики. Убер хотел прийти в Марокко, но бомбилы начали устраивать акции протеста и его закрыли. Аналогов нет.

такси в Марокко

В Марокко есть несколько видов такси – Petit и Grand.

Petit taxi

Petit такси – это обычное городское такси. Но коллективное, shared. Как это работает. Вы ловите машину, говорите куда надо. Таксист соглашается, садитесь, он включает счетчик и вы едете. Вас могут тормознуть еще потенциальные пассажиры, голосующие у дороги. Если места в машине есть и водитель решает, что вам по пути, он берет пассажиров. При этом счетчик у таксиста может работать в нескольких режимах, он выберет “второй” и для нового пассажира начнется свой отсчет и своя стоимость за поездку. Иногда можно долго стоять с вытянутой рукой и ждать пока кто-то остановится, такси часто ездят полные – это популярный вид транспорта. Рядом с вами могут стоять голосовать и другие, это нормально. Голосовать надо даже тем такси, которые едут с пассажирами. Возможно вас также подсадят.

И все бы работало замечательно и не было бы вопросов, если бы не одно но… Если вы не похожи на араба, не говорите по-арабски или хотя бы по-французски, то счетчик вам не включат. Вернее включат, но придется пропустить очень много машин. Поэтому для туристов только торг.

Запомните основные правила:

  • Озвученную водителем сумму скидывайте в 3-4 раза. Если отказывается включать счетчик и скидывать цену, захлопывайте дверь и пусть катится.
  • Если узнаёте стоимость на стоянке таксистов (например, возле вокзала) и вам начинают втирать, что это в старый город действует фикс прайс – не верьте. Поворачивайтесь и уходите к дороге. Скорее всего вас будут догонять, если нет – то на дороге словите машину и уедете.
  • Обязательно имейте деньги под расчет. Со сдачей может быть проблема.
  • Числительные fiftyfifteen и т.п. очень неоднозначно воспринимаются на слух. Развод на тему, что вы подумали 15 (fifteen), а водитель начинает доказывать я говорил 50 (fifty) – стандартный во многих странах, Марокко не исключение. Проговаривайте сумму по числам – 15 = one five. Еще лучше сразу показывайте деньгами сколько готовы заплатить.
  • Если в конце поездки начинают говорить, что мало, надо добавить – улыбайтесь и уходите.
  • Надо смириться с тем, что в любом случае вас поимеют. Поэтому не портите себе нервы и путешествие за лишние 10 центов.

Grand taxi

Гранд такси – у них отдельная остановка. Это 7 местные машины, которые ездят на длинные расстояния, между городами. Это тоже шаред-такси. Блаблакар по-мароккански. Тоже нужно поторговаться. Как только набирается машина, отправляетесь в путь. Можете не ждать остальных пассажиров и выкупить хоть все места.

Нет, так дело не пойдет. Эдак и вы черт знает что себе надумаете, и я не расскажу того, о чем искренне собирался. Ну нет, на это я пойтить не могу. А значит… А значит, устраивайтесь поудобнее, капните в глазки визинчику, у кого глаза устали от вредоносных излучений компьютерных экранов, отключите утюг, мобильник, воду, свет. Чтобы ничто не отвлекало. Поехали? Ну, поехали.

Примечание: поскольку во время событий, описанных в этой истории, фотографий никто не делал, иллюстративная часть несколько абстрактна.Но — все фото наши, и все из Марокко.

Акт I. Купите билетик.

Отстать от группы, чтобы оглядеться в понравившемся городе — не фокус. Засада заключалась в том, что догнать своих нам кровь из носу было необходимо не позднее следующего вечера. Мероприятия, знаете ли. Торжественный гала-ужин, а наутро послезавтра — уже и отъезд. Будучи людьми ответственными, некоторые предварительные изыскания мы уже провели, и знали, что из Эссауиры в Агадир добраться можно двумя способами — на такси, или на автобусе. Первый вариант отпал сразу- впятером в марокканском полуразрушенном такси, да еще с вещами, это, знаете ли, было бы наверное посильнее даже автобуса. А второй, он же единственный вариант требовал приложения определенных усилий. Для начала — хотя бы найти автостанцию, дабы ознакомиться с расписанием и по возможности сразу купить билеты. Недаром теоретики музыки утверждают, что импровизация должна быть хорошо подготовлена.

Не зная броду… То есть, не говоришь в Марокко хотя бы по французски (хорошо бы, по арабски, но… но извините…) — имеешь проблемы. В 80% случаев тебя не поймут. Хотя, бакшиш почуя, будут очень стараться. А объясняться жестами все-таки муторно. Благодаренье богу, хоть один Черепанов из нас пятерых языком владел вполне пристойно, что обещало ему- языковую практику, а нам — теоретическую расслабленность и негу.

— Тём,- спрашиваю у Черепанова,- а как нам автобус наш найти?

— А бог его знает,- беззаботно тянет уставший от многочасовой переводческо-закупочной деятельности Артём.

Ой. От такой простоты решений меня прошиб холодный, как мозги чекиста, пот.

— Да ты хоть узнать-то его в состоянии? Его ж кроме тебя никто не видел!

— Ща, погоди минутку, кепка на нем была такая…

Кепка. Кепка, твою мать! Хорошенькое дело — идентификация того-кого-никто-не-видел, в толпе арабов по бейсбольной шапочке…

— Гляди-ка,- отвлек меня от мрачных раздумий голос одного из спутников, Олега,- Мы, по-моему, здесь единственные белые.

Час от часу не легче. Оглянулся. Да, так и есть. И зал как-то притих нехорошо. И полицейского, как назло, сирокко сдул, только его и видели…

— Эй, хватит курить уже!- в вокзальный полумрак, осветив его, подобно солнышку на закате, просочилось довольное лицо Черепанова. — Пошли, автобус ждет.

Вай ме! Надо же! Оно работает! Автобус — это хорошо. Автобус, это черт его просто знает, как замечательно. Автобус — это значит, что всё идет по плану! Подхватываемся и бежим за нашим марокканским провожатым, который балаболит что-то дружелюбное, впрочем, уже совершенно неважное.

При всем при этом окружающая обстановка никого, кроме нас, и еще двух молодых ребят европейского вида, что уже раположились в паре рядов впереди, и озирались с диковатым выражением на лицах, не шокировала. Видимо у нашей пятерки лица были примерно такими же, потому как, встретившись с нами взглядом, европейцы заметно повеселели и расслабились. Автобус начал постепенно заполняться странниками, являя собой концентрированный срез марокканского общества.

Интеллигентно-профессорского вида пожилой джентльмен с бородкой и в очках, в хорошем плаще и помятой бейсболке. Совсем молодая пара с маленьким ребенком. Нахальный удолбаный подросток с глазами — маслинами навыкате. Женщины в джелябах. Последним в салон, пошатываясь от заслуженной старости, ввалился вполне фольклорный старик Хоттабыч в стеганом халате неопределенного от грязи цвета, босиком, при чалме и с небольшим полотенцем цвета халата. Худо-бедно утвердившись на ногах, он, недолго думая, свалился сразу на два кресла аккурат позади нас с Ритой, и тотчас принялся помирать. Помирал он совершенно натурально, не вызывая, несмотря на несомненность данного факта, ни в ком ни сочувствия, ни желания как-то помочь. Кашлял, сморкался попеременно то в халат, то в чалму, пускал газы, при этом то жалобно бормотал, то начинал шепеляво, но громко что-то гундеть беззубым ртом… естественно, о том, чтобы как-то прикрыть пасть во время всех этих отправлений, речи и быть не могло, поэтому прикрыться нам пришлось самостоятельно. Когда неведомый приступ прошел, Хоттабыч лег себе на кресла и мирно притих, укрывшись полотенцем. Пора было ехать…

Пора, говоришь? Время, говоришь, расписание? Ха на тебя три раза. В том смысле, что руку подними, резко опусти, и забудь свои чаяния. И вспомни, как ты проклинал итальянский поезд regionale, опаздывающий всего-ничего, на 5 минут… В Марокко свои представления о времени и расписании. Час туда — час сюда вообще никого не волнует, так что замечания о том, что где-то в Агадире в пятизвездочном отеле уже вовсю шкворчит на сковородах праздничный ужин, оставь при себе, все претензии — господу Богу. А вот кстати, и он, не заставляя себя ждать, входит в автобус, подволакивая ноги, в образе какого-то уж совсем потасканного дервиша — с бельмом на глазу, небритого, без зубов, но в непременной бейсболке.

Вот теперь уж точно. Поехали, ядрит твою, поехали!

Акт III. В пути.

Дорога вдоль моря из Эссауиры в Агадир лишь немногим уступает по красоте тому пути через атласские горы, что мы проделали из Урзазата в Марракеш. Километры, многие километры абсолютно нетронутых цивилизацией песчаных пляжей, навевающие мысли о перспективах марокканского туризма, сменяются крутыми горными перевалами. Здесь и мысли иные — о бренности всего сущего.

Там и тут попадаются одиноко стоящие куббы-то ли могилы святых, то ли небольшие мечети. И — деревни, деревушки, — автобус то, хоть и междугородний, а все-таки рейсовый… Наблюдая за километровыми столбами, мы даже чуточку повеселели — полпути уже позади, а времени у нас с запасом… Вот и еще одна остановка. Ух ты ж — это прямо-таки райцентр какой-то! Даже кафе наличествует. И вдруг наш железный конь, бывший когда-то гордостью немецкого автопрома, перестает кряхтеть и содрогаться, гостеприимно распахивает двери, и все, кто был на борту, устремляются в это самое кафе. Те, кто не устремляются, ну вроде нас, попадают в лапы заполонивших салон уличных разносчиков, повадками удивительно напоминавших наших бабушек на глухих полустанках. Только здесь вместо картошечки, водки и огурчиков — сникерсы и прочие плюшки — печенюшки. Мать вашу, это что же, обеденный перерыв? Пикник? Нам же ехать надо.

Совершенно не представляя, сколько эта плановая остановка будет длиться, вылезаю на улицу перекурить. Только засовываю сигарету в рот, как автобус, взревев, начинает куда-то ехать. Скорости моего реагирования, усиленной боязнью остаться черт-те где, позавидовали бы, наверное, иные спецназовцы. Мотыльком, пылинкой на ветру, влетаю в салон, и вижу широкую ухмылку нашего сопровождающего — грузчика. Да нет, не едем мы пока, просто автобус принял более удобное положение в придорожном пространстве…

Ладно, не едем, так не едем. Мы сейчас подневольные, покурим еще — попытка номер два. И тут чья-то рука с анрацитовыми ногтями обнимает меня за плечи…

Оборачиваюсь — опять он. Все тот же, с позволения сказать, ассистент водителя, решил скрасить мое растерянное одиночество у автобуса. Ну и страшен ты, братец, вблизи… чистый Отелло. Ща душить начнет. 16 золотых зубов на 8 натуральных, кожаная куртка (это в 30-градусную-то жару), грязь, вьевшаяся в морщины. Смертоубийство, к счастью, в его планы, видимо, не входило, сердешному хотелось поговорить.

Вот мне и выдалось впервые услышать, как звучит марокканский французский. Воистину, впечатления удивительные. Ибо — ни одного знакомого слова, ничего похожего на французское произношение, так, неясное подобие не-пойми-чего, и… при этом-то ли чувства мои к тому моменту были обострены до предела, то ли жесты помогали — но я понимал практически всё.

В клешне словоохотливого сердобольного гражданина, словно сам собой, нарисовался вполне кондиционный стаканчик с бурой жидкостью, весь залапанный нестерильными отпечатками множества рук. Проклиная законы арабского гостеприимства, я, внутренне содрогаясь, потянулся было к стакану, но в эту секунду спасительно взревел автобус, явно готовый продолжать свой неспешный бег.

Едем дальше. Море-горы-море, дедушка сзади привычно уже отдает концы, всё путем. Вечереет. А вот уже на горизонте и множество гостеприимных огней Агадира.

— Так, всем смотреть направо,- из полусонной задумчивости нас вывел голос Черепанова. — Сейчас тут такое будет — больше нигде не увидите.

И мы увидели. То, что происходило буквально в 20-ти метрах от дороги, действительно выглядело страшновато и грандиозно. Вся поверхность моря, сколь глаз хватало, была покрыта белыми барашками волн… которые шли… от берега… где-то на горизонте сталкиваясь с движущимися в противоположном, обычно-правильном направлении. Автобус наш начало трясти сильнее, окна пришлось закрыть — такой силы ветер начался снаружи. Фантастика,- ствол одинокого деревца на берегу изогнут практически параллельно земле. Продолжался этот локальный апокалипсис примерно минут эдак 5–7. Почему я не достал ни фотоаппарат, ни камеру — до сих пор не пойму, то, что мы все это время наблюдали, запросто словами и не опишешь. Волны будто всерьез затеяли одним им понятный бой — сталкиваясь, сшибаясь, меняя направления — видели мы и перпендикулярные берегу, и вообще хаотичные какие-то колебания.

Называется это явление КОНТРАСТЕС, и в природе оно встречается очень и очень редко. Утверждают, что мест, где можно на это посмотреть, на белом свете всего около восьми, причем сопряжено это с немалым риском для жизни. Ветер, дующий с моря, словно разбивается о близко расположенные к берегу горы, и меняет направление, образуя своеобразную воронку, эдакий огромный смерч, который никогда не прекращается. Отсюда и непредсказуемое направление движения волн. Останавливаться здесь, а тем более выходить из машин, не очень рекомендуется — как пить дать, свалит с ног. Заходить в море — тем более — унесет от берега к соответствующей матушке. В общем, жутковатое, но завораживающее явление.

Ну вот, пока мы дивились, обсуждали и слушали рассказ Артема об этом чуде, автобус въехал в предместья Агадира. Вот порт, а вот и крепость, что стоит на огромном холме, нависая над городом. Ура, приехали?

Акт IV. Апофеоз.

В отель мы заходим, диковато оглядываясь по сторонам. Окружающая роскошь несколько давит на мозги и выбивает из колеи. Мимолетный взгляд в зеркало вызывает одно желание — никогда в это самое зеркало не смотреть. Ох. Засранная эссуэйрской чайкой, некогда ковбойская шляпа. Серо-буро-фиолетовая рубаха, прихотливо вылезшая из некогда голубых джинсов. Это всё фигня, это можно в момент сменить, если, конечно, наши чемоданы не потеряли (отвезли в нужный отель, etc…). Но вот ноги… Ноги — руки проще ампутировать, чем отмыть, это уж без балды. На небритой роже горят огнем невысказанных желаний глаза пещерного человека. А, вот уж плевать, так плевать! Нам бы только вожделенные ключи получить.

Ох, фигасе, ну и ванная! Даже не столько сама ванная,- видели и покруче, сколько ее наполнение. Шампуни, гели, кремы, мыло, шапочки, расчески, бритва — всё от Hermes. Ну знаете, такое даже для моего закаленного в боях организма несколько чересчур… Задумчиво перебираю в руках все это великолепие, ощущая нестерпимый зуд — стать чистым. Как можно скорее… Шум душа за полупрозрачной стеклянной дверцей только усугубляет. Как можно… Как же здесь можно. Блин, ну что за раковина. Высоко сидит, далеко глядит… скотина! Ноги задрать — выше моих сил. Не лить же теперь воду на пол…

Надо ли говорить, что, крайне переживая от собственной непунктуальности, опаздывая к началу прощального ТБГ — слетовского ужина более, чем на час, мы никуда не опоздали, явившись даже не последними? Конечно, надо, но это будет уже совсем другая история. А история о самом экстремальном путешествии в нашей жизни на этом заканчивается. Не жалеем ли мы, что она была? Нет. Хотим ли мы повторить, хотя бы в приближении, подобный опыт? Может быть, если на кону будет что-либо столь же прекрасное, как виденная нами Эссауира. А значит — до новых экстремальных встреч!

Читайте также: