Артхаус в кино сообщение

Обновлено: 01.07.2024

Ларс фон Триер.
Сегодня кинематограф - прежде всего индустрия, отрасль экономики, приносящая огромную прибыль. Но несмотря на это многие годы параллельно с коммерческим кино существует кино независимое. Кино, которое снимается не ради прибыли, не ради славы. Его снимают режиссеры, которые хотят осветить проблемы человечества о которых не принято говорить вслух, режиссеры, которые хотят заставить людей задуматься над смыслом их жизни, которые хотят показать людям свое мировоззрение и мироощущение.

Целью моей работы будет попытка разобраться: что же такое артхаусное кино и в чем заключается его феномен?


  1. Отследить историю возникновения независимого кино в мире и в России.

  2. Разобраться в феноменологии русского артхаусного кино.

История возникновения.

Слово артхаус английского происхождения и в буквальном переводе обозначает дом искусства. Это некоммерческое кино, создаваемое не для массового зрителя и наполненное по замыслу авторов неким особым смыслом и необычной эстетикой — получило такое название потому, что подобные киноленты по-английски назывались art films , а демонстрировали их, соответственно, в специальных кинотеатрах, называемых art houses .

"Независимое кино, по-моему, это бесплатное.

Арт-хаус в России. Вчера. Сегодня. Завтра.

Он, с одной стороны, невидим, с другой - почти никому не нужен.

Кто эти люди, которые торгуют планктоном? То ли жулики, то ли сумасшедшие?!

Антон Мазуров (о прокате артхауса в России).

Ненужное искусство?

Являются ли столь низкие показатели российского артхаусного проката признаком отсутствия культуры восприятия более "сложного" авторского кинематографа, или же в этом виновата общая отсталось кинопрокатной индустрии? Иными словами — кто виноват, зритель или кинотеатры с прокатчиками? Для того, что ответить на этот вопрос было проведено аналогичное исследование по выборке из 11 голливудских блокбастеров, собравших в России более 14 миллионов долларов. И оказалось, что в своей к любви к "Аватару", "Железному человеку", "Трансформерам" и "Терминатору" российский зритель легко взял реванш за поражение на "артхаусном фронте",

уступив лишь США и Германии, и оставив позади себя такие страны, как Италия, Испания, Мексика и Бразилия. Ту же Норвегию (где общие сборы артхауса в 3,6 раза выше российских) Россия обогнала по выручке голливудского кино в целых 6,5 раз! Также, как и в случае с артхаусной таблицей был рассчитан итоговый коэффициент, учитывающий население страны и ее ВВП на дущу населения. Российский показатель был принят за 1, показатели остальных стран рассчитывались в пропорции к российскому. В итоговой таблице Россия вновь оказалась на высоте, заняв 5-е место. Правда, норвежцы вновь, хоть и незначительно, обогнали россиян с коэффициентом 1,28. Но самым удивительным выводом из исследования оказывается то, что по сборам блокбастеров на душу населения (с учетом разницы в ВВП) Россия обогоняет не только такие европейские страны, как Германия и Италия, но и страну все эти блокбастеры производящую — США (коэффициент 0,86). Помимо прочего это означает и то, что российская индустрия кинопроката в настоящее время находится на том уровне, который более-менее соответствует количеству населения страны и ее экономическим показателям. 4

Есть ли будущее?

Заключение.


Несмотря на то, что арт-хаус сегодня в России находится в плачевном состоянии, смотреть его все же стоит. Смотреть артхаус – это всегда работа. Артхаус приказывает шевелить мозгами, причем заставляет это делать не абы как, а в навязанном фильмом ритме. Смотреть артхаусные фильмы не всегда уютно, иногда мучительно, но всегда небесполезно.

Я часто слышу термин "артхаус", но никак не могу уловить, что он значит. Это стыдно?

Нет. Строгого научного определения "артхауса" вообще не существует, а границы термина максимально размыты. Так, например, артхаусом часто называют фильмы, рассчитанные не на широкую аудиторию. В этом случае используется, пожалуй, самое расхожее толкование — "не для всех". Но под этот критерий собирают и фестивальное кино, и экспериментальные картины, и вообще каждый иностранный фильм не на английском языке. Кто-то еще включит в список артхаусного все малобюджетное кино в мире. Но определенности от этого не добавится.

Ок. А откуда взялось это понятие?

Все началось в 1940-е гг. в США. Артхаусом тогда называли кинотеатры, репертуар которых состоял из всего того, что нельзя было увидеть в обычных кинотеатрах: это и классические довоенные голливудские ленты, и радикальныхе киноэксперименты, а еще фильмы иностранного (не американского) и местного независимого производства. Главный критерий отбора — непривычность, редкость фильма. В основном это достигалось за счет простого метода — отказа в историческом контексте: репертуар артхауса должен был сравниваться только с текущим кинопроцессом. И тогда какой-нибудь вырванный из контекста Первой мировой войны "Кабинет доктора Калигари" (1920), оставшийся ожидаемо далеким и непонятным для зрителей 60-х гг., позволял этим зрителям списать его непонятность (то есть ту самую "непривычность") на присутствие ценного художественного качества.

Допустим. А как все это связано с современностью?

В двух словах: артхаусы исчезли, а слово, обозначавшее их репертуар — "арт-кино", осталось. Вся эта история с артхаусами сформировала новый способ восприятия кино: современного или ушедших эпох — неважно. Отныне непонятность отдельных моментов фильма становится сигналом не для судорожного поиска контекста (в каких социально-политических условиях фильм был создан), а для поиска особой художественности. В конце концов, искусство кино или нет?

Ну ладно. Про высокохудожественность, наверное, ясно. Но дайте что ли хоть какие-то критерии арт-фильма?

Американский киновед Дэвид Бордуэлл говорит, что основной признак любого арт-фильма — это его непохожесть на классическое голливудское кино. Если сюжет в голливудских фильмах всегда действует по формуле "причина — следствие" или "проблема — решение", то арт-фильм отличается большими пробелами в сюжете, где далеко не на каждое "почему?" дается ответ. Для артхауса более характерно приближение к фиксации потока существования. Отсюда и скука, которую часто вызывают такие фильмы.Вспомним для примера картину И. Бергмана "Земляничная поляна" (1957). Вместо того, чтобы четко обозначить источник экзистенциального кризиса главного героя, автор предлагает зрителю лишь серию неопределенных воспоминаний и сновидений. В противовес такому нелинейному повествованию арт-фильма, где герой пассивно скользит от одной ситуации к другой, персонаж голливудского фильма всегда мчится по прямой к разрешению главного конфликта ленты.

Ага, то есть нужно просто понять, голливудский передо мной фильм или нет? Звучит легко.

Нет, и тут не все просто. Уже в рамках деления на голливудские и артхаусные фильмы возникает такое гибридное понятия, как, например, голливудский артхаус (или еще его называют "артстримом" — от слова "мейнстрим"). Эти фильмы стоят одной ногой в мире авторского кино, а с другой стороны — это такие большие проекты с голливудским бюджетом и серьезными сборами. Попробуйте доказать, что "Криминальное чтиво" (1994) К. Тарантино — это однозначно артхаус или не артхаус!

Ладно. Вы там про скуку говорили. На днях я посмотрел артхаус и мне не понравилось. Что делать?

Во-первых, запомните, что арт-фильм можно отличить от всех других еще и по роли зрителя. Артхаус требует активного просмотра, а тот же голливудский блокбастер поощряет пассивную аудиторию. Проще говоря, артхаус всегда спрашивает зрителя, что тот думает, а не говорит ему, что думать.Во-вторых, вспомните про артхаусы 1940-х гг. Если изначально главная особенность арт-фильма в отсутствии какого-либо конкретного контекста, значит у просмотренного вами артхауса есть возможность быть вписанным в любой контекст, интересный вам. Поиграйте со смыслами, подставьте на место, которое осталось необъясненным, ту или иную жизненную ситуацию, искусствоведческую проблему или даже философскую теорию.

А на чем я могу потренироваться?

Попробуйте посмотреть фильмы Карла Теодора Дрейера, Ингмара Бергмана или, например, Апичатпонга Вирасетакула — с ними не прогадаете. Если же вспомните, что артхаус может быть не только определенным видом фильма, но еще и способом просмотра кино, то тренируйтесь на всем подряд.

Что понимают под словом артхаус

Главное, что нужно знать: артхаус – не конкретный жанр, а понятие, причем очень общее. С течением времени его критерии постоянно меняются. Отчасти поэтому, несмотря на то, что это слово слышал почти каждый, мало кто может внятно объяснить, что оно означает.

Во второй половине 20-века в США под артхаусом чаще всего понимали европейское кино, но под эту категорию попадали также экспериментальные, короткометражные, порнографические, малобюджетные, независимые и другие фильмы.

Сегодня артхаусом называют в основном авторское, фестивальное кино. Есть несколько признаков, по которым можно определить артхаусную картину, но все они условны:

Можно ли разбираться в артхаусе

Рассуждать об отличительных чертах и предпочтениях можно лишь в контексте творчества конкретных режиссеров: восхищаться Балабановым, не понимать Тарковского.

С чего начать знакомство с артхаусным кино

Самый простой способ быть в курсе новинок немейнстримного кино – следить за фестивалями. Помимо Берлинского, Каннского, Венецианского, есть еще много влиятельных конкурсов независимого кино. Чтобы совсем упростить себе задачу, можешь ориентироваться по призерам, хотя то, что фильм не оценили критики фестиваля, не всегда значит, что он плохой. Перед просмотром стоит обязательно почитать о режиссере и его работах. Здесь как с походом в музей – можешь пойти без подготовки и бессмысленно пялиться на непонятные картины, но лучше заранее познакомиться с художником, временем, в котором он творил, чтобы считать язык его творчества.

Если боишься, что из-за обилия теории не сможешь отличить свои настоящие впечатления от мнения критиков, сначала посмотри фильм, а потом читай о нем. Правда, после этого картину, скорее всего, придется еще раз пересмотреть, но так и должно быть – искусство требует интеллектуальной работы.

Что касается конкретных фильмов, несколько имен мы тебе уже перечислили. Классиков вроде Годара, Феллини, Бертолуччи ты без труда найдешь сама. А сориентироваться в русском авторском кино поможет наша статья.

Что такое артхаус

Читать!

Есть несколько разных определений. Одно, например, дает журнал Variety в своем Slanguage Dictionary: артхаус — это неанглоязычное и не мейнстримовское независимое кино, которое идет в специализированных кинотеатрах. Такое вот широкое определение, скорее из области кинопроката, индустрии, чем искусствоведения. Те же, кто пытается определить артхаус исходя из художественных особенностей фильмов, составляют целые списки условий, при соблюдении которых кино считается артхаусом — то есть искусством, а не циничным проектом по зарабатыванию денег.

Или утверждают, что мейнстрим и артхаус можно разделить по типу конфликта. В первом случае конфликты всегда внешние — человек против общества, человек против инопланетянина, человек против стихии. А в артхаусе они внутренние — человек против собственных разрушительных импульсов и желаний. Но на каждый такой пример можно привести контрпример! Можно вспомнить и артхаусные фильмы ужасов, и артхаусные боевики, и артхаусные sci-fi. Соответственно и в мейнстриме мы можем найти фильмы, скажем, с нелинейным повествованием. Никто же не будет утверждать, что Pulp Fiction — артхаус. И это, кстати, пример одного из многочисленных фильмов из серой зоны, которую называют или артстримом, или голливудским артхаусом. Эти фильмы стоят одной ногой в мире авторского кино, а с другой стороны — это такие большие проекты с голливудским бюджетом и серьезными сборами.

Читать!

То есть мы тут опять возвращаемся к определению индустрии: можно сказать, что артхаусное кино — это то кино, которое идет в кинотеатрах и залах, называющих себя артхаусными. Но сегодня и это определение будет размытым. Укрупнение сетей, появление мультиплексов тоже стирает эту грань. Часто артхаус показывают через стенку от голливудского блокбастера.

Читайте также: