Арт тэйтум сообщение кратко

Обновлено: 03.07.2024

Art Tatum, 13 октября 1909 — 5 ноября 1956 • 47 лет (112)

Тэйтум родился слепым (врожденная катаракта), перенес серию операций и восстановил зрение одного глаза — мог различить контуры предметов. Учился в Колумбусе в школе для слепых, в 13 лет играл на скрипке и фортепиано, в дальнейшем никакого формального образования не получил. Стал выступать в клубах Толидо, играл на радио и его программы передавались на всю страну. В 1932 году приехал в Нью-Йорк как аккомпаниатор Аделаиды Холл, работал в клубе Onyx, привлекая всеобщее внимание своей уникальной манерой игры. В 1935—1936 годах руководил оркестром в чикагском клубе Three Deuces, затем вернулся в Нью-Йорк и через год собрал секстет, с которым в 1938 году выступал в Лондоне. В 1943 году собрал трио (Слэм Стюарт — контрабас, Тайни Граймс — гитара), кроме того сотрудничал с Коулменом Хоукинсом, Барни Бигардом, Милдредом Бэйли, записал дуэт с Биг Джо Тёрнером. Оказал огромное влияние на развитие джазового пианизма, среди его последователей Оскар Питерсон, Ахмад Джамал, Билли Тэйлор, Тете Монтолиу и многие другие.

Биография

Детство и юность

Будучи вундеркиндом с абсолютным слухом, Арт Тэйтум учился играть на слух, запоминая церковные песнопения, мелодии по радио и копируя фортепианные записи на пластинках, которые принадлежали его матери. Арт разработал невероятно быстрый стиль игры без потери точности. В детстве Тэйтум также был очень чувствительным к настройке пианино и настаивал, чтобы его постоянно настраивали. Кроме игры на пианино Арт проявлял невероятные умственные способности — он имел энциклопедическую память и был способен запоминать всю обширную статистику бейсбольной лиги.

Музыкальная карьера

Арт Тэйтум черпал вдохновение в работах пианистов Джеймса Джонсона и Фэтса Уоллера, которые были примером фортепианного стиля страйд. Сам Арт говорил о Уоллере, как о человеке, оказавшем наибольшее на него влияние, но, по словам пианиста Тедди Уилсона и саксофониста Эдди Бэйрфилда, любимым фортепианным джазовым музыкантом Арта был Эрл Хайнс, он покупал все записи Эрла и импровизировал под них.

Поначалу Арт Тэйтум работал в Толидо и Кливленде, затем переехал в Нью-Йорк и стал играть в клубе Onyx на протяжении нескольких месяцев. Он сделал свои первые четыре сольных записи на лейбле Brunswick в марте 1933 года. Позже Арт вернулся в Огайо и играл на американском Среднем Западе — Толидо, Кливленд, Детройт, Сент-Луис и Чикаго. В середине 1930-х годов он играл на радио Флейшман в часовой программе при участии Руди Валле в 1935 году. Тэйтум также играл в клубе Three Deuces в Чикаго и в Лос-Анджелесе играл в The Trocadero, Paramount и клубе Alabam. В 1937 году он вернулся в Нью-Йорк, где выступал в клубах и играл в национальных радиопрограммах. В следующем году Тэйтум выступил перед королевой Марией в Англии, где он гастролировал, также играл в течение трех месяцев в клубе Ciro. В конце 1930-х годов он вернулся в США, чтобы играть и записываться в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке.

1940-е годы

Последние два года своей жизни Тэйтум регулярно играл в Baker’s Keyboard Lounge в Детройте, там же прошло его последнее публичное выступление в апреле 1956 года.

Поздние годы и смерть

Тэйтум умер 5 ноября 1956 года в медицинском центре в Лос-Анджелесе, Калифорния, от осложнений уремии в результате почечной недостаточности. Изначально он был похоронен на кладбище Анджелус Роуздейл в Лос-Анджелесе, но в 1991 году по решению его супруги Джеральдины Тэйтум прах музыканта был перенесён в мавзолей на кладбище Глендейл. Несмотря на это надгробие на кладбище в Лос-Анджелесе также было оставлено, чтобы увековечить первое место захоронения.

Джеральдина Тэйтум была похоронена рядом со своим мужем после её смерти 4 мая 2010 года.

Личная жизнь

Арт Тэйтум был дважды женат. Первая жена — Руби Арнольд, на которой Арт женился 1 августа 1935 года. Пара развелась в феврале 1955 года. Вторая жена музыканта — Джеральдина Уильямсон, с которой Арт зарегистрировал брак в ноябре 1955 года.

Также у Артура Тэйтума есть сын Орландо 1933 года рождения.

Сотрудничество

Тэйтум нелегко адаптировался к другим музыкантам в ансамбле. В начале своей карьеры он был обязан сдерживать себя, когда он работал аккомпаниатором вокалистки Аделаиды Холл. Позже он записывался с другими музыкантами, в том числе с Луи Армстронгом, Билли Холидей и другими звёздами джаза на сцене Метрополитен-опера в Нью-Йорке.

From the list below choose one of our FAQs topics, then select an FAQ to read. If you have a question which is not in this section, please contact us.

Скончался талантливый крымский гитарист-виртуоз Виталий Макукин

Будет ли Джаз Коктебель 2021? Да, будет! Даты уже определены!

Крымскотатарский музыкант Усеин Бекиров презентовал композицию с джазменом Майком Стерном

Фестиваль джазовой музыки пройдёт в Севастополе 12 сентября

В Коктебеле пройдет по набережной джазовый парад

В Крыму завершился Международный джазовый фестиваль Koktebel Jazz Party

На джазовом фестивале Live in Blue Bay выступят исполнители из Италии и США

17-й сезон джаза в Коктебеле пройдет на пяти площадках

Джордан Стэнли

Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…

Паркер Чарли

Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…

Армстронг Луи

Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…

Колтрейн Джон

Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …

Эллингтон Дюк

Дюк Эллингтон написал более 1000 произведений. По мнению Б…

Гиллеспи Диззи

Диззи Гиллеспи – феноменальный американский джазовый труба…

Бейси Каунт

Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…

Экстайн Билли

Hello there, You have done an incredible job. I'll definitely digg it and personally recommend to my .

Тэ́йтум (Тейтум) Арт (Tatum Art) (13 октября 1909, Толедо, шт. Огайо, США — 5 ноября 1956, Лос-Анджелес), американский джазовый пианист, один из первых свинговых солистов-виртуозов. Обладатель феноменальной исполнительской техники. Принято считать, что его эксперименты предвосхитили гармонический язык исполнителей бибопа. Отличительной чертой стиля игры Арта Тэйтума является частое использование гамм и арпеджио, охватывающих всю клавиатуру.

Родился слепым (врожденная катаракта), перенес серию операций, в результате которых восстановилось зрение одного глаза (мог различать контуры предметов). Уже в три года подбирал по слуху религиозные гимны. Подростком играл на вечеринках и в маленьких кафе. В 17 лет стал штатным пианистом на радиостанции в Толедо, которое регулярно передавало его пятнадцатиминутные выступления (они стали так популярны, что позднее транслировались и по национальной радиосети). Аккомпанировал Аделаиде Холл, знаменитой в то время певице кабаре. Пианизм Тэйтума развивался от страйда (особая джазовая техника, при которой левая рука пианиста создает насыщенный ритмико-мелодический рисунок на четырехбитовой основе) к собственному стилю — иногда эксцентричному, изобилующему пассажами, арпеджио и неожиданными переходами в отдаленные тональности.

В конце 1920-х гг. завоевал признание всего джазового Нью-Йорка, повергая других пианистов в благоговейный ужас. Многие просто отказывались играть при появлении Тэйтума. Он мог исполнять пассажи двойных тонов и сложные арпеджио в темпах, доселе неведомых в джазе. Среди его первых записей есть пьеса Tiger Rag, которая исполняется в темпе, соответствующем 370 ударам метронома в минуту. Мало кто из джазовых пианистов мог выдержать этот темп, а Арт практически не допускал отклонений от него. В 1949 на концерте он сыграл композицию I Know That You Know в темпе, равном 450 ударам метронома в минуту — это означает, что в некоторые моменты играл до тысячи тонов в минуту!

В течение следующих десяти лет постепенно завоевал признание публики. Неохотно играл в оркестрах, выступал главным образом с сольными программами. Первые его пластинки вышли в 1933. В 1937 в Нью-Йорке собрал секстет, с которым годом позже выступал с успехом в Лондоне. В 1943 организовал трио с контрабасистом Слэмом Стюартом и гитаристом Тайни Граймсом, которые имели большой опыт участия в шоу и были ведущими инструменталистами того времени. Сотрудничал с Коулменом Хокинсом, Барни Бигардом, Милдред Бэйли, Биг Джо Тернером.

С утверждением на джазовой сцене бопа на некоторое время прекратил выступления до начала 1950-х гг. Между декабрем 1953 и январем 1955 по заказу Нормана Гранца (Norman Granz) записал свыше ста сольных номеров, которые затем вышли на одиннадцати долгоиграющих пластинках. Однако к тому времени, когда эта серия была выпущена, Арт Тэйтум уже был серьезно болен.

Новогодний концерт Венского Филармонического Оркестра-2020 / отредактировано -полная версия .

Благотворительная деятельность Александры Федоровны Когда Александра Федоровна оказалась в.

2012 New Year Number 2012 New Year.

***ЛЕЧЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ СОСУДОВ ОРГАНИЗМА*** Многие серьезные заболевания начинаются с боле.

-Приложения

-Резюме

Гречина Лариса Анатольевна

  • ПрофессияПианистка
  • ОбразованиеСанкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова

-Музыка

-Метки

-Рубрики

-Фотоальбом

Фотогалерея 14:01 27.02.2011 Фотографий: 13 14:45 10.05.2010 Фотографий: 10 Победа. 03:00 01.01.1970 Фотографий: 0

-Я - фотограф

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Статистика

АРТ ТЭЙТУМ


Величайший пианист Арт Тейтум (Art Tatum) был уникальной фигурой в истории джаза. К нему в Гарлем приходили послушать и поговорить "за музыку" такие классические мастера фортепиано, как Рахманинов и Горовец. Рассказывают, что Рахманинов даже попытался даже сыграть какую-то пьесу из репертуара Арта, но, не окончив, бросил, сказав при этом, что маэстро Тейтум сыграет лучше. Так, по крайней мере, об этом рассказывал многолетний ведущий джазовые радиопередачи "Голоса Америки" Уиллис Коновер. Такое признание игры джазового пианиста русским выдающимся композитором и пианистом классической музыки, а также всемирно известным виртуозом, в то время, когда джаз как жанр ещё не был широко признан в мире - дорогого стоит.

Фортепиано как инструмент не сразу получило признание в джазовой музыке. Дело не только в том, что, маршируя или играя на платформе, первые джазмены не могли брать с собой такой громоздкий инструмент, но и в том, что раз и навсегда настроенный инструмент не позволял изменять высоту звука, а о подражании афро-американскому голосу вообще не может быть и речи. Однако фортепиано сумело завоевать себе место в джазовой музыке - благодаря тому, что вместо так называемых "межзвуков" пианист бьет по клавишам так быстро, что нужная нота ударяется сильней, а вместо имитации вокала и вибрато можно употребить разновидности тремоло и глиссандо. Все это, конечно, требовало от джазового пианиста мастерства и знания музыкальной теории. В результате уже к 1920-м гг. джазовые пианисты по своему профессиональному уровню и выучке оказались выше всех других джазовых инструменталистов. Поэтому многие пианисты стали музыкальными руководителями большинства джазовых коллективов.

Но вернёмся к Арту Тейтуму. Он прожил всего 46 лет, родившись в Толедо (штат Огайо) 13 октября 1910 года, а умер 5 ноября 1956 года в Лос-Анджелесе. Он был с детства почти слепым - врождённая катаракта, лишь один его глаз видел на 25 процентов. Арт с детства немного различал цвета и контуры предметов. Его отец был механик, приехавший из Каролины на Север вместе с семьёй незадолго до рождения сына. Арт рано проявил интерес к музыке. Родители поддерживали его занятия музыкой: сначала его учили играть на скрипке, а когда ребенку исполнилось 13 лет, он стал учиться игре на фортепиано. Пианистический дебют Арта состоялся ещё в юношеском возрасте, когда он начал работать ведущим пианистом на местной радиостанции. Американский критик Барри Уланов в своей книге "История джаза в Америке" писал, что Тейтум "начал завоёвывать репутацию, когда его выдающаяся 15-минутная программа была подхвачена радиосетью Blue Nertwork и транслировалась по всей стране кампанией NBC". Арт уже тогда "менял гармонию исполняемых пьес, часто переходил из одной тональности в другую, вставляя проходящие аккорды" (Джеймс Линкольн Колиер. "Становление джаза"). Эти новации оказали серьёзное влияние на джазовых музыкантов, а не только на пианистов.
Поскольку компания NBC возникла в 1926 году, естественно, что на юное дарование обратили внимание ещё раньше. Контрабасист Джонатан Коул (Jonatan, Coole), игравший и выступавший как вокалист в середине 1920-х годов на Среднем Западе США, вспоминая свою встречу с Тейтумом в Толедо, рассказывал, что когда "молодой Арт играл там на разных собраниях людей, называемых "дешёвыми обедами", получая не более 5 долларов. позже, когда я спел под аккомпанемент пианиста из бэнда Мак-Кинни, этот молодой слепой парень подошёл ко мне и смущённо спросил: "Мистер, могу ли я снова сыграть этот же номер для Вас немного позже?". Я согласился, и до сих прекрасно помню как хорошо он играл - длинные и громкие аккорды, стремительные и широкие рулады, богатые и искусные концовки фраз уже тогда характеризовали его стиль".
Следует отметить, что Тейтум отличался большой любовью играть после выступлений с другими музыкантами для себя и, конечно, соревноваться с ними. С самого начала своей музыкальной карьеры он оставался победителем в этих состязаниях, которые, зачастую, продолжались до утра, а то и до самого начала работы. Музыканты назыввли это часы после работы "after hours". Это, по-видимому, и привлекло к молодому Арту внимание певицы Аделаиды Холл (Adelaide Hall), известной по исполнению вокальной партии без слов пьесы Эллингтона "Creole Love Call". Она обратила на него внимание во время турне в 1932 году, и Тейтум становится её аккомпаниатором.
В 1933 году в Нью-Йорке на фирме "Брансвик" были записаны его первые пластинки. Эти записи оказали значительное влияние на музыкантов, многие из которых теперь пытались послушать Арта "вживую". Для этого нужно было попасть в клуб "Оникс", располагавшийся на 52-ой улице. После отмены "сухого закона" этот клуб вышел из нелегального положения и стал джазовым центром Нью-Йорка.

Я слышал первые сольные записи Тейтума. Особенно меня подкупило его исполнение знаменитого "Saint Lous Blues" Хэнди (W.C. Handy). В этом исполнении как в зеркале отражался в полной мере гений Арта - вариативность мелодии, великолепные каскады звуков, большое наслоение аккордов, фантастическая техника и моцартовская филигранность. Подумать только - эта запись датируется 21 марта 1933 года! Нью-Йорк был покорён. Джазовые пианисты приходили послушать музыканта с необыкновенной, фантастической техникой.

Затем Тейтум почти 2 года провёл в Чикаго, руководя небольшим составом (комбо), и после этого полностью стал выступать сольно, что явилось наилучшим способом, по мнению его ученика пианиста Билли Тейлора (Billy Taylor), "представлять собой целый оркестр, заключённый в нём самом", который предпочитал играть такие сложные импровизации, что даже ритм-группа, позднее игравшая с Артом, часто с трудом могла за ним поспевать. Так до 1943 года он и играл в одиночку - в основном, в Нью-Йорке. Однако в 1938 году Арт Тейтум с большим успехом выступал и в Лондоне. Его манера игры уже окончательно откристаллизовалась, репутация в мире джаза установилась. Джазовые коллеги его окончательно признали, а для большинства пианистов он стал кумиром. Так, например, выдающийся джазовый пианист Фетс Уоллер (Fats Voaller), увидев среди слушателей на своём концерте Тейтума, перестал играть и сказал: "Я, правда, тоже играю на фортепиано, но сегодня среди нас присутствует Бог фортепиано!". Смущённому Арту пришлось встать и сказать, что он всего лишь ученик великого Уоллера, но публика неиствовала, и тогда на сцену вывезли ещё один инструмент. Учитель и ученик стали играть вместе. Коновер рассказывал, что такие выдающиеся пианисты, как Эрл Гарнер (Earl Garner) и Оскар Питерсон (Oscar Peterson) переставали играть, видя, что в помещение находится Арт Тейум.
В "Энциклопедии джаза" Фезера была переведена анкета, которая была роздана 46 пианистам с вопросом об их фаворите фортепиано. 30 из них назвали имя Тейтума.

Составной частью традиции известных пианистов 1920-1930-х годов были их соревнования ("cutting context"). Поэтому первым делом их по прибытии в любой город становились поиски лучших местных музыкантов, знакомство с ними и "каттинги". Арт в Нью-Йорке в 1930-1940-х годах возглавлял этот чарт пианистов. Он встречался с родоначальником гарлемской школы "шагающего фортепиано" (страйд), Д.П. Джонсоном (J.P.Johnson), великими пианистами этого стиля: К. Профитом, Ф. Уоллером (C. Profit), Л. Смитом (L. Smith) и пианистами стиля буги-вуги. В этих встречах Тейтум всегда оказывался самым интересным и неутомимым - и признавался победителем. По признанию Б. Тейлора в начале 1940-х годов Арт "не играл очень много в "страйд" стиле, но иногда "разогревался" и тогда только держись!".

Вообще, не было такого случая, чтобы Тейтума кто-то мог переиграть, победить в очном "каттинге". О его победах ходят легенды. Например, о том, как он победил одного барабанщика, играя одной рукой - через 5 часов соревнования барабанщик позорно "бежал с поля боя". А с одним из пианистов он, соревнуясь, продержался, не останавливаясь, более суток.
Но не только в этих соревнованиях проходила его жизнь. Будучи практически почти слепым человеком, он стремился найти себе подходящее место, пристанище, где он мог бы и играть, и жить, и отдыхать. Начиная с 1936 года, Арт проводил много времени в баре Тилмена, который вскоре стал служить для Арта родным домом, постоянной обителью музыки и таким местом, где почти слепой человек знал каждый угол, мог расчитать каждый свой шаг точно, чтобы продвигаться без напряжения. Там он иногда даже играл в карты, как он их различал - это загадка, спал на диване и, разумеется, ел и выпивал.

В 1943 году Арт образовал трио: он - лидер-вокалист и фортепиано, Слэм Стюарт (Slam Stewart) - бас и Тайни Гримс (Tiny Grmes) - гитара. Они оба были способными музыкантами, особенно Стюарт, который дополнял игру на контрабасе своеобразным мычанием, создававшее оригинальное, но органичное для джазового исполнения звучание. Арт, конечно, играл, как всегда, хорошо. Трио продемонстрировало диапазон его музыкального таланта, когда на период участия США в войне были запрещены джазовые записи на пластинки, кроме вокальных пьес. В январе 1944 г. Тейтум вместе с пианистом Тедди Уилсоном (Teddy Wilson) участвует в знаменитом концерте в роскошном зале Метрополитен опера, куда впервые пригласили джазовых музыкантов.
Его партнёрами были настоящие короли джаза: Луи Армстронг (Lous Armstrong) и Рой Элдридж (Roy Eldridge) - трубы, Барни Бигард (Barney Bigard) - кларнет, К. Хокинс (Coleman Hawkins) - тенор, Джек Тигарден (Jack Tegarden) - тромбон, Эл Кейси (Al Cacey) - гитара, Оскар Петифорд (Oscar Pettiford) - контрабас, Сид Каттлет (Sid Catlett) - ударные, Лайонел Хемптон (Lionel Hampton) - вибрафон, Ред Норво (Red Norvo) - ксилофон, Билли Холлидей (Billi Holiday) - вокал. Это был концерт "Всех звёзд" - одна ярче другой, и Тейтум в этом гармоничном созвездии был одним из самых блистательных.

В период с 1947 по 1950 годы происходит некоторый спад популярности Тейтума. Считается, что популярность распространения стиля бибоп начала затмевать звёзд классического джаза. Однако известно, что Арт и виднейший пианист бибопа Бад Пауэл (Bud Powell) выступали вместе в одной программе в клубе "Birdland"(названном в честь Чарли Паркера). Тейлор, выступавший также с ними, рассказывал, что Пауэл, выпив виски, стал хвастать, что переиграет Арта. Тейтум мог бы тут же устроить соревнование, но заявил, что не будет сейчас с ним возиться, а утром когда тот протрезвится, всё то, что Бад сыграет правой рукой, он сам сыграет ему левой. Назавтра Пауэл рано встал и долго практиковался. Однако Тейтум довольно быстро "сделал" самоуверенного соперника. После этого Пауэл уже не возникал около Арта. Тем не менее, Тейтума восхищали некоторые соло Пауэла - например, версия темы Х. Арлена (H. Аrlen) "Over the Rainbow", которую он сам блестяще исполнял. Впрочем, Арт был блестящим исполнителем всех хитов того времени. Он даже в своей, разумеется, джазовой версии исполнял "Элегию" Масне и "Юмореску" Дворжака, поразив приверженцев классической музыки своей феноменальной техникой и импровизационными ходами.

Именно в это время на Арта пристальное внимание обратил и импрессарио Гренц, открывая свою Джазовую филармонию. Он издаёт на своей фирме "Verve" 11 долгоиграющих пластинок "Гений Арта Тейтума". Тейтум переезжает в Лос-Анджелес, играет и записывается на пластинки соло и с выдающимися музыкантами. Позднее Гренц издаёт записи Тейтума на фирме "Pablo". Мне удалось приобрести альбом из 13 пластинок Арт Тейтума (фортепиано соло) популярные джазовые пьесы. Арт играл и в голливудских студиях, и в частных домах продюссоров, которые записывают его импровизированные концерты, выходящие уже в наше время на СD ("Art Tatum. 20th Centry Piano Genius. 1996"). Эти записи дают не только представление о гениальном пианисте, но главным образом приносят наслаждение от высочайшего уровня исполнителя. Не хочется даже рассуждать - хочется просто его слушать и слушать.

В октябре 1956 года Тейтум выглядел очень усталым и нездоровым - настолько, что не с мог даже продолжить вторую половину гастролей. Он вернулся домой в Лос-Анджелес для того, чтобы "отдохнуть немножко", как сказал он своему гитаристу. Но 4 ноября Тейтум был помещён в госпиталь, где через 6 дней скончался.
Смерть величайшего пианиста оплакивала не только Америка, но все истинные любители джаза в мире.

Читайте также: