Арктика проблемы и перспективы сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Россия — арктическая держава, и это не просто декларация. Всего в мире насчитывается восемь арктических государств — т.е. государств, территория которых пересекается Северным полярным кругом. Совокупное население арктических провинций и муниципалитетов этих восьми стран составляет 4,6 млн человек. Из них 2,5 млн, т.е. 54%, проживают в российской Арктике. Здесь производится около 20% ВВП России и до 22% общероссийского экспорта. Более того, по оценкам специалистов, подо льдами Арктики залегают колоссальные объёмы нефти и газа, других полезных ископаемых.










В феврале 2013 года Владимир Путин утвердил стратегию развития Арктической зоны России до 2020 года. Согласно этому документу, приоритетными направлениями развития являются:


















В настоящее время грузопоток составляет около 4 млн тонн. В том числе 1,3 млн тонн транзитом — в рекордном 2013 году. Однако согласно принятому в июне 2015 года комплексному проекту развития СМП, к 2030 году общий объём доставляемых грузов может увеличиться до 80 млн тонн. Для сравнения: через Суэцкий канал ежегодно проходит около миллиарда тонн грузов.

Киселёва Наталья Алексеевна

В данной работе содержатся сведения об истории исследования Арктики с древнейших времён, о вкладе российских исследователей в изучение полярных широт. Рассмотрены перспективы и приоритетные направления дальнейшего развития Арктического региона. Готовя данную исследовательскую работу, я изучил ряд источников, из которых ясно, что изучение Арктики продолжается и сегодня.

ВложениеРазмер
Исследовательская работа по географии ученика 7 класса 407.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя школа №4

городского округа г.Выкса Нижегородской области

Ремизов Михаил Андреевич

Научный руководитель:
учитель географии

Киселёва Наталья Алексеевна

г. Выкса. Нижегородская область

Глава I. Обзор литературы ……………………………..стр.5-6

Глава II. История исследования Арктики ……………стр.6-8

2.1 Вклад русских учёных в изучение Арктики…стр.9-12

2.2 Современные исследования ………………….стр.12-13

Глава III. Арктика: перспективы развития для

России в 21 веке ……………………………..стр.14-16

3.1 Проблемы Арктического региона…………….стр.16-17

Глава IV. Результаты и их обсуждение ………………стр.17-22

Список использованной литературы ………………….стр.24

В данной работе содержатся сведения об истории исследования Арктики с древнейших времён, о вкладе российских исследователей в изучение полярных широт. Рассмотрены перспективы и приоритетные направления дальнейшего развития Арктического региона. Готовя данную исследовательскую работу, я изучил ряд источников, из которых ясно, что изучение Арктики продолжается и сегодня.

Цель моей работы : Рассмотреть исторические процессы, связанные с изучением и освоением Арктики, определить перспективы и приоритетные направления дальнейшего развития Арктики Россией.

Мною поставлены следующие задачи:

- познакомиться с историей освоения Арктики;

- провести анкетирование среди учащихся 7 классов;

- определить основные направления дальнейшего развития Арктики и познакомить с этой информацией одноклассников.

Основные методы моего исследования:

Анализ информации следующих источников:

- системный метод – анализ основных экспедиций по изучению Арктики и выявления в ней роли и значения российских исследователей;

- структурно-функциональный метод – определение роли России в освоении Арктических широт и его значение;

В.А Обручева, я заинтересовался вопросом: что же сегодня известно о северных широтах и какие исследования проводятся в настоящее время?

Проведя опрос среди семиклассников, я выяснил, что большинство ребят интересуются вопросом изучения Арктических широт, многие знают, для чего ведутся современные исследования и называют некоторые проблемы Арктики, но ребята почти не знакомы с исследователями и учёными полярных широт, не знают для чего необходимо осваивать этот регион(См.приложение № 1, диагр.№1,2,3). Поэтому я и занялся рассмотрением этого вопроса.

Актуальность этой темы связана с тем, что в последние годы заметно активизировалась научно-исследовательская деятельность ряда стран в Арктике. Чем вызван этот интерес и каковы дальнейшие перспективы освоения этого региона, мне очень интересно узнать.

Гипотеза : При условии, что Россия продолжит дальнейшее изучение Арктических широт, то перед ней откроются новые возможности.

Цель исследования: Осмыслить исторические процессы, связанные с освоением Арктики и определить перспективы и приоритетные направления дальнейшего развития.

Для исследования мною поставлены следующие задачи:

1) проанализировать научно-популярную литературу, содержащую сведения об экспедициях по изучению и освоению Арктики;

2) познакомиться с историей российских исследований Арктики;

3) рассмотреть основные пути дальнейшего развития и изучения данной территории;

4) сформулировать выводы по проделанной работе.

Над своим исследованием я работал три месяца. Для получения результатов, я посещал Центральную городскую библиотеку, просматривал интернет – сайты.

Глава 1. Обзор литературы

Вывод: Авторы литературы, статей журналов и книг по изучению Арктики сходятся во мнении, что дальнейшее изучение Арктики необходимо и от этого во многом зависит дальнейшее развитие нашего общества. Жизнь в Арктике – это романтика и тяжёлый труд, красота и экстремальные условия, одиночество, но в то же время человеческое общение и взаимовыручка.

Глава 2. История исследования Арктики

В пределах Арктики расположены территории, континентальные шельфы и исключительные экономические зоны восьми арктических государств - России, Канады, США (Аляска), Норвегии, Дании (Гренландия и Фарерские острова), Финляндии, Швеции и Исландии. Максимальную протяжённость границ в Арктике имеет Россия.

В XI веке русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана. В XII—XIII вв. открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV в — острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий. В первой половине XVI в. появилась 1-я карта бассейна Ледовитого океана, составленная по чертежу Д. Герасимова. [2,164]

В результате Великой северной экспедиции (1733—1743) все сибирское побережье Северного Ледовитого океана до мыса Б. Баранов было исследовано, описано и нанесено на карты. С 1874 г. начались плавания на паровых судах через Карское море в устье Оби и Енисея, получившие названия Карских экспедиций. [2,166]

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/44/Portrett_av_Fridtjof_Nansen_med_hatt%2C_1889.jpg/220px-Portrett_av_Fridtjof_Nansen_med_hatt%2C_1889.jpg

6 апреля1909 года Роберт Пири вместе со слугой Хенсоном, четырьмя эскимосами и четырьмя десятками ездовых псов ступает ногой в точку полюса. Сразу после возвращения, достижение Пири было поставлено под сомнение Ф. Куком , который заявил, что достиг Северного полюса ранее — 21 апреля 1908 года . Точка в этом споре не поставлена по сей день, а во второй половине ХХ в. распространились версии, что Пири вообще не достиг Северного полюса. [2]

2.1. Вклад русских учёных в изучение Арктики

Экспедицией было установлено, что по пути дрейфа станции никаких земель нет. Изучен рельеф дна на всём протяжении дрейфа. Обнаружено, что тёплые атлантические воды глубинным течением проникают из Гренландского моря к самому полюсу. Были опровергнуты предположения о почти полной безжизненности приполюсного района. Изучено движение верхних слоёв воды под действием ветра.[2,187]

В итоге многолетнего изучения Северного Ледовитого океана было установлено, что его дно расчленено тремя подводными горными цепями - Ломоносова, Менделеева и Гаккеля. Обнаружена котловина Нансена, характеризующаяся преобладанием глубин более 4000 метров. Удалось доказать существование антициклонической циркуляции льдов и водных масс в Центральной Арктике.

Вывод : История открытия, исследований и освоения Арктики богата яркими, масштабными, порой драматическими событиями, благодаря которым северная полярная область стала достаточно изученной, более доступной областью планеты. Преодолевая неимоверные трудности, путешественники проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту. [4,20]

2.3. Современное изучение Арктики

В настоящее время научные исследования в Арктике сосредоточены в Кольском научном центре, Тюменском и Якутском научных центрах Сибирского отделения РАН.

Российские ученые продолжают исследование дна Северного Ледовитого океана в районе хребта Ломоносова. Главная задача экспедиций - определить мощности донных отложений. Их толщина служит еще одним критерием в определении границ континентального шельфа страны, речь идет об участках дна общей площадью около 1,2 миллиона квадратных километров, принадлежность которых к российскому шельфу предстоит доказать. Если это удастся, Россия получит возможность осваивать богатейшие месторождения полезных ископаемых, расположенные под толщей океанской воды .

Вывод: Пора рекордов во многом осталась в прошлом. Наступил этап содержательной деятельности . Россия проводит научные исследования и регулярные наблюдения с использованием стационарных станций и судов, адекватных условиям Арктики. Несмотря на это Арктика хранит в себе много тайн и загадок, которые предстоит разгадать нашему поколению, используя новейшие разработки, технику и космические средства.

3.Арктика: перспективы развития для России в 21 веке

«Россия есть здание, фасад которого

Сегодня, в середине второго десятилетия XXI века, стало очевидным то, что было только прогнозом на рубеже веков. Новое освоение Арктики, повышение ее экономического и хозяйственного значения становится необходимостью для России.

Мысль об освоении Арктического региона, как о важнейшем направлении развития страны, к сожалению, до сих пор остается неочевидной для многих. Поэтому, в своей работе, я попытался рассмотреть Арктический регион и понять, каковы главные перспективы развития на новом этапе освоения.

Северный морской путь. Несколько столетий человечество искало короткий северный путь между океанами, способный подстегнуть экономическое развитие цивилизации. Первая реальная возможность использовать северный путь появилась в XX веке с созданием уникального ледокольного флота, который в послевоенное время пополнился атомными кораблями. Именно это способствовало интенсивному освоению всего Арктического региона – от Мурманска до Чукотки. Изменения климата позволяют предположить улучшение условий судоходства . Готовиться к росту нагрузки на Севморпуть необходимо уже сейчас, обновляя и создавая необходимую транспортную инфраструктуру и собственный современный торговый и ледокольный флот [11].

Основным направлением научных исследований является формирование ресурсной базы углеводородов и другого стратегического сырья в пределах континентального шельфа и в прибрежной зоне Российской Арктики. Эта территория чрезвычайно богата практически всеми видами природных ресурсов. Сегодня идет активное освоение Ямала, проведена разведка и начата разработка шельфовых газовых и нефтяных месторождений Баренцева и Карского морей. По данным геологической службы, потенциальные запасы нефти в этом регионе составляют 90 млрд. баррелей, газа - 47,3 трлн.куб.м, газового конденсата - 44 млрд. баррелей [6]. Значение этих месторождений для энергетической и политической безопасности Российской Федерации достаточно велико, так как ресурсный потенциал и реальное производство (к которому относится и добывающий сектор) являются базой для развития любой национальной экономики.

Интенсивное освоение арктических территорий невозможно без создания надежной и эффективной системы энергообеспечения . Один из реальных путей решения данной задачи – развитие малой автономной энергетики как разумного дополнения централизованного энергоснабжения.

Арктическая морская среда является ареалом распространения множества уникальных видов животных, среди которых наиболее редкими являются белый медведь, нарвал, морж и белуха. Более 150 видов рыб населяют арктические и субарктические воды, в том числе важнейшие для рыбного промысла треска и американская камбала. Именно рыбохозяйственный комплекс арктической зоны обеспечивает до 15 % вылова водных биоресурсов и производимой в Российской Федерации рыбной продукции. [6,19-20]

В Арктике все виды деятельности прочно связаны с интересами военной безопасности России . Этот регион имеет исключительно важное военно-стратегическое значение для решения задач обороны. Здесь базируются силы главного, Северного флота РФ, находится его операционная зона, сосредоточены важнейшие предприятия оборонной промышленности.

3.1 Проблемы Арктического региона.

Природа Арктики в высшей степени чувствительна к антропогенному воздействию и очень медленно восстанавливается после неразумного вмешательства . В Арктике сходятся основные атмосферные потоки, речные и морские течения. Атмосферные массы и течение Гольфстрим приносят на запад российского сектора Арктики загрязняющие вещества из Западной Европы. Особо сильное антропогенное воздействие испытывают экосистемы Белого, Баренцева и Карского морей. [9]

Крайне острой для арктической зоны является проблема утилизации промышленных отходов , в огромном количестве накапливающихся вокруг промышленных предприятий.

Последние два десятилетия стали для Арктики особенно драматичными. Площадь летнего таяния льдов увеличивается почти на 50 тыс. кв. км каждый год. Арктические обитатели быстрее всех чувствуют такие быстрые и кардинальные изменения. И если эти условия меняются, такие виды просто погибают. Это животные, жизнь которых тесно связана со льдом и снегом, – атлантический морж, белая чайка, тюлень-хохлач, нарвал, а также белый медведь. Эффект глобального потепления может привести к тому, что уже через 20 лет в Арктике начнется массовое вымирание белых медведей и тюленей.

Для предотвращения и снижения угроз окружающей среде необходимо:

  • провести анализ комплекса мер, которые регулируют состояние окружающей среды и использование природных ресурсов Арктики с учетом сохранения природного равновесия;
  • решить проблему нефтяного загрязнения при добыче и транспортировке;
  • решить вопросы адаптации ихтиофауны Арктики к возможным изменениям;
  • создать систему экологического мониторинга, в том числе и с использованием космических средств;
  • выработать способы очистки акваторий северных морей от нефтяного загрязнения с использованием биологических объектов.

Вывод : Из вышеизложенного видно, что Российский арктический регион занимает исключительно важное место в обеспечении ведущих отраслей промышленности страны разнообразными видами ресурсов. Через Арктику проходит Северный морской путь, значение которого стало особенно велико после потери Россией большинства портов на Балтике, Черном и Каспийском морях. Основной задачей является сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества и сбережения уникальных экосистем.

Глава 4.Результаты и их обсуждение

Изучив литературу по данной теме, я составил таблицы значительных экспедиций по изучению Арктики и вклад русских учёных в освоение Арктики.

Освоение Арктической зоны сопряжено с рядом проблем, требующих всестороннего решения. Какие задачи необходимо решить в первую очередь для успешного освоения арктических углеводородных запасов?


Освоение ресурсов Арктической зоны сопряжено с рядом проблем. В первую очередь к ним следует отнести удаленность от основных промышленных центров, высокую ресурсоемкость и зависимость от поставок из других регионов; критическое состояние объектов жилищно-коммунального хозяйства и отрицательные демографические процессы; отсутствие российских современных технических средств и техники для поиска, разведки и освоения морских месторождений углеводородов; неразвитость и износ инфраструктуры; отсутствие средств постоянного комплексного космического мониторинга, зависимость от иностранных средств, а также недостаточно развитое навигационно-гидрографическое обеспечение мореплавания.

Таким образом, главными задачами для развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности в Арктике до 2020 года стали развитие инфраструктуры и обеспечение расширения пропускной способности ж/д сетей и создания новых; освоение Тимано-Печорского нефтегазоносной провинции и месторождений на континентальном шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей, полуостровов Ямал и Гыдан; внедрение и использование оптико-волоконной и спутниковой систем связи и мониторинга; совершенствование нормативно-правовой базы.

Для осуществления поставленных задач следует учитывать мировые тренды, которые напрямую влияют на арктическую стратегию России.

Главным трендом является борьба за рынок сжиженного природного газа (СПГ) между США и Россией.

Международное энергетическое агентство (МЭА) представило очередной прогноз развития мировой энергетики до 2040 г.

В базовом сценарии New Policies Scenario, предусматривающем реализацию всех существующих и анонсированных экономико-политических мер по трансформации энергетического сектора, отмечается, что потребление газа вырастет на 45 % к 2040 г. Россия является одним из крупнейших игроков на рынке СПГ. По материалам Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭК, экспорт СПГ из России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона за период с января по август 2018 года вырос на 48,2 % в годовом сопоставлении, до 15 млрд куб. м. При этом в августе экспорт СПГ сократился по сравнению с прошлогодним августом на 22 %, до 0,9 млрд куб. м.

По заявлению министра энергетики РФ А. Новака, Россия может увеличить долю СПГ с сегодняшних 4 % до 15–20 % мирового рынка в период до 2035 г. По оценкам министерства, с 2024 по 2035 гг. на мировом рынке образуется свободная ниша в объеме примерно 200 млн тонн СПГ в год, благодаря наличию конкурентоспособных проектов Россия может занять до половины этого пространства.

Одним из главных конкурентов России для поставок СПГ остаются США. На сегодняшний день Администрация Дональда Трампа реализует стратегию энергетического превосходства США. Америка вышла на 1-е место в мире по добыче нефти – почти 11 млн баррелей в день. 15 участков шельфа в Арктике предусматривается разработать в 2019–2024 гг., в том числе на шельфе пограничного с Россией Чукотского моря. Сейчас действует ограничение предыдущей Администрации Барака Обамы на разработку природных ресурсов в Арктике. Указ Дональда Трампа о снятии запрета на добычу нефти на шельфе в марте 2019 года, в свою очередь, Федеральный окружной суд Аляски признал незаконным.

Россия планирует увеличить территорию арктического континентального шельфа. Подкомиссия ООН в 2019 году подтвердила принадлежность территорий по заявке России на континентального шельф в Арктическом регионе. В планах России присоединение хребта Ломоносова, котловины Подводников, поднятия Менделеева, южной оконечности хребта Гаккеля и зоны Северного полюса. Потенциально присоединение этих территорий даст 5 млрд тонн условного топлива. Согласно международному праву, Северный полюс и прилегающий к нему регион Северного Ледовитого океана не принадлежат ни одной из претендующих на него стран. Помимо российской, на рассмотрении находится заявка Дании. В Арктике существуют территориальные споры между США и Канадой, Канадой и Данией, что поднимает градус напряженности в этом регионе.

Самыми богатыми в Арктическом регионе считаются запасы Баренцева и Карского морей. С момента подписания договора о морской границе между Россией и Норвегией в Баренцевом море не осталось неурегулированных территориальных споров. В юго-западной части Карского моря, у полуострова Ямал, разведаны крупные шельфовые месторождения природного газа и газового конденсата. Крупнейшие из них – Ленинградское (предварительно оцененные запасы газа категории АВС1+С2 – более 1 трлн м³) и Русановское (780 млрд м³). Освоение шельфовых месторождений планируется начать после 2025 года.

В феврале 2009 года на Сахалине состоялся запуск первого в России завода по производству сжиженного природного газа. Однако международные проекты СПГ в Российской Арктике были подписаны с середины 1990-х гг.

Помимо существующих проектов Россия планирует внедрить новые проекты СПГ:

Среди других проектов СПГ в Российской Арктике упоминаются:

Россия опередила США по поставкам СПГ в Европу и Азию в 2018 году. Например, в Азию РФ поставила 12,86 млн тонн, тогда как США – 10, 73 млн тонн. Первое место по поставкам СПГ в Азию занимает Австралия, потом Катар и Малайзия. Всего импорт СПГ в мире составил 313 млн тонн и по оценкам экспертов эта цифра будет расти.

сокращать зависимость стран региона от российских поставок газа;

увеличивать конкуренцию на рынке;

поощрять инвестиции американских фирм в энергетическую инфраструктуру в Европе;

увеличивать экспорт энергии и технологий из США.

Следует ожидать усиления санкций США и против российского СПГ в Азию – вполне вероятен подобный законопроект о противодействии поставкам российского газа в Азию.

Следующий тренд, который имеет значительное влияние на развитие проектов в Арктике, – таяние ледников и развитие технологий для упрощения прохождения судов по СМП.

В 2018 году наблюдался третий результат по уровню таяния льдов начиная с конца 1970 годов. Предоставляет уникальный шанс для освоения Арктической зоны и ранее недоступных залежей нефти и газа, которые насчитывают не менее 22 % от всех мировых запасов углеводородов. В 2018 году президент США Дональд Трамп подписал военный бюджет, которым предусмотрено строительство шести новых тяжёлых ледоколов.

Неарктические страны также заинтересованы в использовании кратчайшего транспортного коридора из Европы в Азию – Севморпути.

Для обеспечения национальной безопасности Россия может закрепить Севморпуть как внутренний территориальный коридор. Это возможно, так как Севморпуть проходит через территориальные воды России, что даёт ей право устанавливать правила судоходства.

Из стратегии России относительно развития АЗРФ до 2020 года следует, что главными задачами для развития Арктического региона являются:

обеспечение экологической безопасности;

развитие международного сотрудничества в Арктике;

обеспечение военной безопасности и защита границы.

Не стоит рассчитывать, что санкции в скором времени будут сняты, поэтому главная задача России – приобретение современных технических средств и техники для: 1) освоения месторождений, 2) развития инфраструктуры, 3) внедрения спутниковой системы мониторинга, 4) проведения оптико-волоконной связи, 5) развития навигационного обеспечения мореплавания.

Главным драйвером развития АЗРФ будет освоение углеводородных месторождений и строительство транспортной инфраструктуры. Следующим этапом развития Российской Арктики будет увеличение транзитного потенциала Севморпути, строительство логистических терминалов и совершенствование нормативно-правовой базы. Для обеспечения безопасности Севморпути Россия может утвердить необходимость сопровождения всех иностранных судов в акватории арктических морей. Необходимо создание системы комплексной безопасности АЗРФ.

Несмотря на санкции между арктическими странами не было охлаждения отношений. Возможно, удастся договориться о соглашении о ключевых принципах обеспечения безопасности связи и подписать соответствующий Договор об общих правилах.

Сотрудничество стран Арктического совета будет способствовать снижению напряженности в международных отношениях.

Зачем России развивать Арктику? История освоения и современные проекты на Севере

В России есть целая программа по развитию Арктики, на которую планируется выделить приличную сумму из бюджета. Но так ли это необходимо? С одной стороны, Север – это нефть и газ, а с другой – умирающие города и поселки. Пробуем разобраться, что России нужно от Арктики и как с этим дела обстоят у других стран.

Что принято считать Арктикой

Арктикой принято называть зону, которая находится вокруг Северного полюса, в том числе Северный Ледовитый океан и некоторые сухопутные территории. Но вот парадокс – до сих пор даже в науке нет точного определения, что же считать Арктикой.

Есть 5 основных теорий границы Арктики:

  • астрономическая – Арктикой считается все, что находится к северу от Северного полярного круга. Это территория, где есть полярные дни и ночи (хотя бы раз в году Солнце не заходит минимум 24 часа, и еще раз – не восходит столько же);
  • по дискомфорту проживания – здесь учитываются сумма отрицательных температур воздуха, распространение мерзлоты и т.д.;
  • климатическая – если период с температурой ниже минус 30 градусов длится более 45 суток;
  • CAFF (Conservation of Arctic Flora and Fauna) – учитывается распространение арктической флоры и фауны;
  • административная – если арктическая зона законодательно определена. В России есть Арктическая зона Российской Федерации, или АЗРФ, определенная в 2014 году.

Есть и совсем экзотические теории, например, Арктикой предлагают считать все, что находится севернее 60 градуса северной широты (в том числе, например, Санкт-Петербург и Вологду).

В России проще всего взять за основу административное деление АЗРФ, а статус арктической зоны других стран определять международными соглашениями.

Итак, на международном уровне есть 5 приарктических стран:

  • Россия;
  • Канада;
  • США (Аляска);
  • Норвегия;
  • Дания (Гренландия).

Плюсом к ним еще 3 страны – Исландия, Швеция и Финляндия – претендуют на этот статус, хоть и не имеют океанических границ с арктической зоной. Но эти страны уже входят в Арктический совет, созданный в 1996 году.

Если с территориями отдельных государств все относительно понятно, то статус территории от их северных границ до Северного полюса до сих пор остается неопределенным.

Впервые вопрос статуса Арктики подняла Канада в 1909 году, объявив суверенитет над территорией от ее границ до Северного полюса. В 1926 году так сделал СССР. И до самого 1982 года такой секторный подход действовал для всех стран.


Деление Арктики по секторам (до 1982 года)

Была лишь одна проблема: с помощью секторов поделили земли и острова, но не акваторию. Когда научный прогресс дошел до добычи природных ресурсов на арктическом шельфе, пришлось придумывать новый подход.

Он содержится в Конвенции о морском праве, которую приняли в 1982 году: теперь территориальными водами считается 12-мильная полоса вдоль берега, а 200-мильная зона считается экономической зоной этой страны:


Современная карта Арктики (красным отмечены спорные территории, на которые претендует Россия)

Теперь благодаря этому подходу в Арктике есть обширные международные воды, а часть территорий считается спорными: Россия считает часть морского дна продолжением берега и претендует на 150-мильную зону от таких границ.

Интересы России в арктической зоне

Россия конкурирует с разными странами за право вести хозяйственную деятельность в Арктике. Причин для конфликтов несколько, но самая крупная из них – принадлежность хребта Ломоносова. Это подводный хребет в Северном Ледовитом океане, который поднимается над дном океана на 3300-3700 метров. Тянется он от Новосибирских островов до Канадского Арктического архипелага.

Позиции сторон такие:

  • Россия считает хребет продолжением континента, поэтому требует пересмотреть установленные границы;
  • Канада считает, что это продолжение Канадского Арктического архипелага;
  • Дания считает, что это продолжение Гренландии.

Больше всего усилий приложила Россия, проведя целую экспедицию Арктика-2007, но Комиссия ООН по внешним границам шельфа до сих пор не приняла никакого решения.

Другие конфликты постепенно решаются: в 1990 году была согласована граница между СССР и США в Беринговом море, а в 2010 году Россия урегулировала территориальный спор с Норвегией о границах в Баренцевом море. С Норвегией есть договоренности насчет острова Шпицберген.

Для чего же страны прилагают столько усилий? Дело в том, что владение Арктикой открывает для страны весьма неплохие перспективы. Так, интересы России в арктической зоне можно свести к трем пунктам:

  1. природные ресурсы;
  2. Северный морской путь;
  3. вопросы обороноспособности.

Главное – это, конечно, природные ресурсы. Хоть до сих пор нет точных оценок углеводородных запасов Арктики, хоть там крайне сложные условия добычи, арктические месторождения позволят серьезно укрепить финансы страны, которая будет их добывать.

Так, по оценкам Геологической службы США на 2008 год, в Арктике насчитали 90 миллиардов баррелей запасов нефти. Даже при средней цене в 60 долларов за баррель потенциал территории огромен – более 5 триллионов долларов.

Не менее привлекательна и добыча газа на арктическом шельфе. Только 3 месторождения (Штокмановское, Русановское и Ленинградское) оценили в 10 триллионов кубометров газа, которые при цене в 250 долларов за тысячу дадут 2,5 триллиона долларов.

Конечно, не на каждом месторождении можно вести добычу, по крайней мере, при существующем уровне развития технологий. Но 13% мировых запасов нефти и 30% запасов газа стоят того, чтобы вести дипломатические войны за территорию.

Но углеводороды – не все, что есть в Арктике. Только лишь на материковой части Арктики уже обнаружены редкоземельные металлы, золото, платина, алмазы, никель, медь, кобальт и множество других минералов.

Наконец, Арктика – это 20% мировых запасов пресной воды, и уже в скором времени этому найдут применение.

Что касается Северного морского пути, то это тоже крайне перспективное направление для грузов из Азии в Европу и обратно. СМП конкурирует с Суэцким каналом: если судно идет из Иокогамы (Япония) в Мурманск через него, то преодолевает 12 840 миль, а через СМП – всего 5 770 миль:

Схема Северного морского пути (отмечен синим)

Но пока, хоть перевозка грузов через СМП и растет, до показателей Суэцкого канала ему далеко. Одна из причин – финансовая: проход по Северному морскому пути формально бесплатный, но за ледокольное сопровождение нужно платить (по некоторым данным, около 380 тысяч долларов). Также нужно оплачивать страховку – это еще около 70 тысяч долларов.

Поэтому, хоть путь и более краткий, на него больше ориентируются компании из Китая, которые опасаются провокаций со стороны США при прохождении через Суэцкий канал.

Что же касается обороноспособности, то здесь переоценить значение Арктики сложно – это весьма короткий путь от России до США, поэтому контроль над территорией важен для национальной безопасности.

Как осваивали Арктику разные страны

Российская империя, СССР и снова Россия

В России достаточно большая часть сухопутной территории относится к Арктической зоне. Ее границы были определены указом президента от 2 мая 2014 года. В частности, в состав Арктической зоны вошли:

  • Мурманская область;
  • Ненецкий автономный округ
  • Чукотский автономный округ
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
  • некоторые районы Республики Коми, Карелии, Якутии, Красноярского края и Архангельской области.

Первые упоминания об арктических исследованиях относятся к записям в Никоновской летописи за 1032 год – русские мореплаватели начинают осваивать побережье Северного Ледовитого океана. Дальше начинают постепенно осваиваться северные территории – с одной стороны, заселяются Беломорье и другие заполярные территории вплоть до нынешнего ЯНАО, с другой – казачий атаман Семен Дежнев открывает проход между Азией и Америкой.

Первый план по освоению Крайнего Севера был разработан в 1894 году правительством Российской империи по предложению министра финансов С. Витте. В 1913-1915 годах впервые удалось завершить плавание через Северный морской путь – экспедиция смогла пройти из Владивостока в Архангельск.

Новый импульс развитию Крайнего Севера дало установление советской власти: все усилия координируют через один Институт по изучению Севера, заселяется остров Врангеля, а в 1931 году открывается первое промышленное нефтяное месторождение на русском севере.

В 1932-м СССР начинает активно развивать Северный морской путь, параллельно активно заселяя и осваивая Арктику. Строятся порты Игарка, Диксон, Тикси, Певек, основаны Нарьян-Мар, Норильск, Воркута и другие. В Западной Сибири открываются крупные месторождения нефти и газа.

Крупнейшие нефтегазовые месторождения открываются в 1960-е – это Уренгойское, Ямбургское, Бованенковское. В 1980-х месторождения открываются уже на арктическом шельфе. СССР обладает целой арктической флотилией.

Как и везде, с приходом 90-х ситуация ухудшается: сокращается финансирование регионов российской Арктики, вымирают небольшие города и поселки, население уезжает в другие регионы страны. В 1996 году объем перевозок грузов через СМП сократился в 4 раза по сравнению с 1987-м.

Впервые хоть какая-то политика в отношении Арктики появляется в 1996 году, когда принимают соответствующий федеральный закон, который обещает государственную защиту отраслей хозяйства в Арктике. Через 4 года принимается Концепция национальной безопасности, которая уже требует начать развитие кризисных регионов Севера.

В 2000-е расконсервированы многие инфраструктурные проекты на Севере – это Ямальская железная дорога, которая теперь доходит до Надыма, построены Варандейский нефтяной терминал и газопровод в Европу.

Сейчас в Арктике реализуется несколько крупных проектов российских компаний, но они требуют достаточно много инвестиций и налоговых льгот, что в текущих условиях организовать не так просто.

Другие страны

Другие приарктические страны, как и Россия, весьма заинтересованы в хозяйственном и не только освоении Арктики. Каждая из этих стран (Норвегия, Финляндия, Канада, США, Исландия) в 2000-х разработали стратегические документы в сфере развития своих арктических территорий.

Более того, интересы высказывают страны Евросоюза (Италия, Германия, Великобритания, Испания, Польша), и даже совсем неожиданные в этом контексте Китай, Корея, Индия, Япония и Сингапур. Все эти страны заинтересованы, в том числе, в научных исследованиях Арктики.

Не забывают страны об экономическом освоении. Например, в США половина неразведанных запасов нефти (примерно 30 миллиардов баррелей) находится на Аляске. И это одна из ключевых статей доходов штата – деньги от продажи нефти даже просто раздают жителям Аляски. Для транспортировки нефти даже построен 1300-километровый нефтепровод в южную часть полуострова, откуда нефть перевозят судами на американские НПЗ.

Добычу углеводородов на севере ведет и Канада. Осваивались эти месторождения еще в 70-80-х годах прошлого века, а теперь там работают компании Chevron, Statoil и Exxon Mobil, благодаря чему объемы добычи постоянно растут.

Для Норвегии нефтедобыча тоже является одним из ключевых источников дохода, страна накопила огромный фонд для будущих поколений – в нем уже более триллиона долларов сверхдоходов от продажи нефти.

Даже Дания имеет ведет разведку месторождений в Гренландии, хоть из-за природных условий это крайне сложно делать. Еще сложные условия влияют на то, что добычу нефти будет трудно сделать рентабельной, хоть лицензии на разведку уже выданы.

Как видно, арктические страны не теряют возможности заработать на добыче природных ресурсов, и Россия явно не отстает от своих соседей по Арктике, реализуя множество проектов.

Российские проекты в Арктике

Значительная часть федерального бюджета и ВВП России формируется в арктической зоне – там ведется добыча нефти, газа, и многих других природных элементов.

Но изучать проекты в Русской Арктике можно и другим способом. Так, на северных предприятиях сколотили капиталы самые богатые люди страны:

Кроме того, в российской части Арктики ведется добыча железной руды, фосфатов, никеля, меди, алмазов, драгоценных металлов и огромного перечня других минералов.

Среди перспективных остаются проекты по подготовке и отгрузке сжиженного природного газа (СПГ) – так Россия пытается составить конкуренцию США, которые уже практически начали захватывать европейский рынок.

Параллельно государство не забывает о Северном морском пути. Если в 2018 году по нему перевезли 17 миллионов тонн грузов, к 2024 году поставлена цель в 80 миллионов тонн. Часть этих грузов планируется доставлять в порты по строящейся железной дороге – Северному широтному ходу.

В перспективе есть еще много проектов в Арктике, но их будущее зависит, в основном, от государства – захочет ли оно помочь в создании инфраструктуры или предоставить налоговые льготы.


ПАТЭС разместят в городе Певек на Чукотке.

А что с местными жителями?

Хоть Арктику и называют приоритетным направлением государственной политики России, на жизни простых россиян это влияет не всегда. Да, формально зарплаты на Севере относительно высокие (средние по некоторым регионам – даже выше, чем в Москве), но от этого там не становится легче жить.

Проблем у жителей Севера хватает:

  • огромные цены на продукты из-за особенностей логистики – доставить их туда можно, в основном, по воздуху;
  • уехать – тяжело и дорого. Продать жилье на Севере можно только за бесценок, а добраться до цивилизации получится только на самолете;
  • климатические особенности – они тоже не добавляют здоровья, и т.д.

Это все приводит к серьезным проблемам для северных регионов. Стимулов работать на Севере все меньше, в итоге там наблюдается отрицательный миграционный прирост – уезжает людей больше, чем приезжает.

И если в крупных городах вроде Сургута или Якутска еще можно жить, то в Воркуте население за 30 лет сократилось с 200 до 60 тысяч человек, а цена 3-комнатной квартиры составляет около 60 000 рублей.

Единственное, что еще хоть как-то удерживает людей на Севере – это хороший социальный пакет:

  • отпуск больше на 24 дня, чем у остальных регионов;
  • северные надбавки благодаря районным коэффициентам;
  • раз в 2 года семьи получают право на бесплатный проезд или полет до места отдыха и обратно;
  • тем, кто отработал 15 лет, дают жилье;
  • на пенсию можно выйти на 5 лет раньше;
  • тем, кто хочет переселиться в другой регион, могут предложить субсидию.

Поэтому на Севере все еще живут люди – им или просто некуда податься, или они ждут наступления пенсионного возраста, чтобы уехать на юг и больше не возвращаться.

Читайте также: