Быт привилегированных сословий в 19 веке сообщение

Обновлено: 06.07.2024

Цель курсовой работы – историческая реконструкция и анализ быта дворянского сословия XIX века.
В задачи курсовой работы входят изучение аспектов быта дворян:
1. домашнего быта: семьи, жилища, питания, средств передвижения;
2. мужской и женской моды XIX века;
3. светской жизни: балы, игры, чтение.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы дворянского быта XIX века
1.1. Положение дворянства в XIX века
1.2. Дворянская семья
1.3. Обучение дворянских детей
1.4. Жилище
1. 5. Трактиры и иные заведения
1.6. Средства передвижения
Глава 2. Мода и увлечения дворянского сословия XIX века
2.1. Мужская одежда
2.2. Женская городская одежда
2.3. Украшения
2.4. Балы
2.5. Игры и другие увлечения
2.6. Круг чтения
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

переделанная курсовая по дворянскому быту.doc

ustify"> Мест в дилижансе было зимой четыре, летом – шесть. Дилижанс запрягался четырьмя лошадьми в ряд. Что касается почтовых лошадей, то по закону, в зависимости от чина и должности заказавшего, количество лошадей составляло: до трех – для неслужащих и чиновников низшего ранга, до 20 – для особ I класса табели о рангах.

Наиболее удобным, дорогим и комфортабельным экипажем была карета, отличавшаяся полностью закрытым кузовом, с обязательными рессорами. Кучер располагался на передке – козлах, подвергаясь, в отличие от ездоков, всем воздействиям непогоды. В экипажах попроще козел могло не быть, и тогда возница сидел просто на высоком краю, окаймлявшем повозку, который назывался облучком. Внутри карета имела мягкие сидения – от двух до шести, окошечки по бокам и спереди – для общения с кучером. Позади кузова, на запятках, то есть специальной подножке, при особо торжественных выездах стояли один или два выездных лакеягайдуки. Для входа в карету служили дверцы, к ним вела ступенька-подножка, закидывающаяся после посадки внутрь кареты и откидываемая гайдуком после остановки. По бокам кареты в темное время горели фонари.
Кареты чаще всего закладывались тройкой или четверкой, легкие кареты – парой. На приемы и балы полагалось ехать в карете; если не было своей, нанимали ямскую (41).

Бричка была гораздо легче громоздкого тарантаса, но тоже выдерживала дальние поездки. Как и тарантас, бричка имела откидывающийся верх, иногда плетеный, иногда кожаный – будку.

Дрожки получили свое название от дрог – длинных брусьев, соединяющих обе оси. Первоначально это была совсем примитивная повозка: на доску, положенную сверху, приходилось садиться верхом или боком. Позднее дрожки усовершенствовались, обрели рессоры и кузов. Такие дрожки иногда получали название коляски. Но ни старые, ни более совершенные дрожки для езды на особо длинные расстояния не использовались. Это был преимущественно городской экипаж (36).

Кибитка - понятие очень широкое. Так именовалась почти любая полукрытая, то есть с отверстием спереди, летняя или зимняя повозка. Собственно кибиткой называлось переносное жилье у кочевых народов, затем – верх экипажа, сделанный из ткани, рогожи, луба или кожи, натянутый на дуги из прутьев. В кибитке из Петербурга в Москву путешествует герой знаменитой книги Радищева. Любопытная деталь: в кибитке тех времен ехали лежа, сидения не было.

Линейкой первоначально назывались простые длинные дрожки с доской для сидения боком или верхом, а если доска была достаточно широка – по обе стороны спиной друг к другу. Позднее линейкой стал именоваться городской или пригородный многоместный экипаж со скамьями по обе стороны, разделенные перегородкой пассажиры сидели боком по направлению движения, спиной друг к другу. Рейсовые городские линейки снабжались навесом от дождя.

Старинные громоздкие кареты назывались колымагами или рыдванами.

В истории материальной культуры наблюдается интересное явление: предметы, используемые человеком, со временем уменьшаются и облегчаются. Это касалось и такой легкой повозки, как кабриолет - одноконного, реже пароконного рессорного экипажа, двухколесного, без козел, с высоким сидением. Правил им один из ездоков.
Такой же конструкции был и русский шарабан. Двухместный, двухколесный кабриолет иногда назывался таратайка. Наконец, легкая коляска на одного седока с кучером спереди носила характерное название эгоистка (36).

Зимой дворяне разъезжали на санях. Древнейший санный экипаж с закрытым кузовом назывался возок. Он предоставлял ездоку все удобства, кроме разве отопления: мягкое сидение, теплые покрывала, свет через окошки. Ездили и в открытых санях розвальнях, или пошевнях, – широкой повозке на полозьях, расширяющейся от переда к заду, без особого сидения. Они хорошо известны нам хотя бы потому, что в них сидит боярыня Морозова на прославленной картине Сурикова. Позднее у санных экипажей появились подрезы – железные полосы, прибитые к нижней плоскости полозьев.

Зимой колесные экипажи, особенно крытые, не стояли без дела. Превращения летнего, колесного, экипажа в зимний, санный, были делом весьма обычным. Однако в больших городах, где снег с мостовой частично расчищался, частично утрамбовывался, можно было и зимой ездить в колесных экипажах.

С середины XIX века железные дороги быстро вошли в быт русского народа, в том числе и дворянства. В народе железная дорога долгое время называлась чугункой – первые рельсы делались из чугуна. Но чаще для обозначения железнодорожного поезда употреблялось другое слово – машина.

Первые железнодорожные вагоны, даже высшего класса, были крайне неудобными. Из Петербурга в Москву ехали сутки, таким образом, и ночью, однако спальных вагонов не было. Отапливались вагоны железной печкой, освещались тусклыми свечами, потом уже газовыми фонарями. Во всем поезде не было туалета.

Вагоны были трех классов: желтыми были вагоны первого класса, синими – второго, а зелеными – третьего, самые дешевые.
Во второй половине XIX века в городах, на смену примитивной линейке, появляется новый вид рейсового транспорта – конно-железная дорога. Это были ходившие по рельсам, запряженные лошадями вагончики с сидячими местами для пассажиров.

Пароходы стали ходить в России с ноября 1815 года, сначала из Петербурга в Кронштадт. Долгое время они именовались пироскафами, что по-гречески означает огненное судно (41).

Выводы по первой главе: Дворянство - самое привилегированное сословие царской России. Дворяне, как правило, владели землей и до 1861 года жившими на этой земле крестьянами. Его быт зависел от состоятельности, общественного положения и мировоззрения дворян. Жизнь дворянства делилась на две части – домашнюю и светскую, общественную. На дворянский быт во многом наложила отпечаток политическая и экономическая жизнь в стране, а также европейская культура и идеология.

Глава 2. Мода и увлечения дворянского сословия XIX века

2.1. Мужская одежда

К началу XIX века городская жизнь обеих российских столиц окончательно европеизировалась. Казалось, что расстояние между Парижем, Лондоном, Веной с одной стороны, Москвой и Петербургом — с другой, стремительно сокращалось, когда речь заходила о новинках моды (12; 112).

1800-е годы, словно считаясь с календарным началом века, быстро изменили городскую моду: подавляющее большинство дворян сняло парики и облачилось во фраки, жилеты и длинные панталоны.

Фраки, впоследствии ставшие только черными, в то время были разноцветными и до середины XIX века служили самым обычным одеянием имущих горожан.

Черный фрак был костюмом выходным – для визитов, посещения клуба или театра. Прийти в гости не во фраке значило оскорбить хозяев. Даже мундиры на офицерах, вицмундиры на чиновниках (непременная их форменная одежда) шились фрачного покроя (44; 37).

Однако в середине XIX века фрак постепенно стал вытесняться сюртуком – одеждой без выема спереди и длинных фалд сзади. Со временем сюртук становился все более просторным и долгополым, напоминая современное пальто.

Разновидностью сюртука была визитка – некий гибрид сюртука и фрака, однобортный, с круглыми фалдами, черного или, во всяком случае, темного цвета. Молодые герои Чехова, нанося визиты, часто облачались в визитки. Иногда же визитка называлась жакеткой, хотя жакетку мы привыкли считать предметом женского туалета.

К концу XIX века на смену сюртуку приходит пиджак. Этот английский вид мужской одежды появился в России еще в середине XIX века, являя собой поначалу одежду не вполне солидную и более приличествующую молодому человеку.

Все это – выходные костюмы. Остановимся теперь на домашней одежде дворян-помещиков и отставных военных XIX века.
Архалук – одежда восточного происхождения, нечто вроде полухалата, сшитого в талию, из цветной или полосатой ткани, с застежками на крючках. Разновидность архалука называлась бешмет.

Халат был как бы символом домашнего уюта и обывательской самоуспокоенности.

Отставные офицеры, осевшие в провинции, часто носили венгерки – расшитые спереди шнурами, зауженные в талии и отделанные мехом куртки, заимствованные у венгерских гусар.

Казакином называлось одеяние, напоминающее, как и показывает слово, казачье: сшитое в талию, со сборками сзади, однобортное, на крючках. Нередко казакины носили женщины и дети.

Панталоны и брюки часто носились со штрипками, или стремешками, – тесемками, охватывающими ступню под обувью, что ныне употребляется только в военных и спортивных костюмах.

Сословие – это большая социальная группа, члены которой имеют ряд определённых формально закрепленных прав и обязанностей. Статус наследуется и затрудняет социальную мобильность. Впервые сословия условно стали выделяться в Средневековье и исторически делятся на две категории: привилегированные (дворяне, духовенство и т.д.) и не привилегированные (крестьяне, ремесленники и т.д).

До XVIII века сословного строя в России не было. Общество многократно делилось и меняло состав социальных групп в зависимости от разных ситуаций. Петр I и его последователи подогнали российское общество к средневековым западноевропейским образцам и к XIX веку сформировали в стране сословный строй.

Основные сословия

    – высшее привилегированное главенствующее сословие.
  1. Христианское духовенство – привилегированное сословие служителей церкви.
  2. Городское население включало в себя привилегированных Почетных граждан, купцов 1-й и отчасти 2-й гильдии, а также податных купцов 3-й гильдии и мещан.
  3. Сельское население составляли крестьяне разных форм зависимости и привилегированное казачество.

Из этих сословий и инородческих групп к концу века сформировалось несколько категорий, условно составивших сословную структуру российского общества.

soslovija

Сословия в XIX веке: их права, привилегии и обязанности

Права и привилегии

Дворянство

Потомственные и личные.

  • владение населенными землями;
  • освобождение от налогов;
  • земских повинностей (до второй половины XIX в.);
  • освобождение от обязательной службы и телесных наказаний;
  • сословное самоуправление;
  • поступление на государственную службу и на получение образования в привилегированных учебных заведениях.

Личные дворяне не могли передавать свое достоинство по наследству.

Особых обязанностей для дворянского сословия Российское законодательство не предусматривало.

Духовенство

Белое (приходское) и черное (монашество).

Белое и Черное духовенство освобождалось от рекрутчины и телесных наказаний. Служители церкви имели право получить хорошее образование.

Представители Черного духовенства обязаны были посвятить свою жизнь церкви, отказавшись от семейных отношений и любых связей с внешним миром. Представители Белого духовенства обязаны были проповедовать слово Божие.

Почетные граждане

Потомственные и личные.

Пользовались свободой от рекрутской повинности, подушного налога и телесного наказания. Имели право участвовать в выборах на общественные должности, кроме права поступления на государственную службу.

Титул почетного гражданина не сопровождался особыми обязанностями.

Купечество

Первой, второй и третьей гильдии

  • Купцы 1-й гильдии имели крупный внутренний и внешний торговый оборот. Были освобождены от многих налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.
  • Купцы 2-й гильдии – были заняты ведением крупной внутренней торговли.
  • Купцы 3-й гильдии вели городскую и уездную торговлю.

Купечество имело права сословного самоуправления и имели доступ к приличному образованию.

Купцы 2-й и 3-й гильдий обязаны были нести рекрутскую, земские и налоговые повинности.

Казачество

Казаки имели право владеть землей, освобождались от выплаты податей.

Казаки обязаны были нести военную службу (срочную и в запасе) с собственным снаряжением.

Мещанство

Ремесленники, мастеровые и мелкие торговцы.

Мещане занимались городскими промыслами и уездной торговлей. Имели права сословного самоуправления и ограниченный доступ к образованию.

Мещане платили все существующие тогда подати, несли рекрутскую повинность, были основой для военной армии. К тому же, мещане не владели землей, обладали урезанными правами и широкими обязанностями.

Крестьянство

Государственные и крепостные до 1861 года (помещичьи, посессионные и удельные) 1861 года.

Государственные крестьяне имели право общинного владения землей и сословного самоуправления.

Крепостные прав не имели вообще.

После 1861 года крестьянское сословие унифицировалось, получив минимум гражданских и имущественных прав.

Крепостные крестьяне должны были отрабатывать барщину, платить оброк и нести другие повинности в пользу владельцев. Все крестьянство, до 1861 года и после несли рекрутскую повинность и большую часть тягла в пользу государства.

Инородцы

Восточные и евреи.

Инородцы имели ряд промысловых и административных прав на отведенных им территориях, а также гарантии государства от частных утеснений.

Обязанности инородцев различались в зависимости от разряда. Подати вносили в широком диапазоне, от ясака, до общепринятых налогов.

К XIX веку большинство европейских стран отказалось от четкого разделения сословий, но в Российской империи эта традиция продолжала существовать до середины века. Отмена крепостного права повлияла на улучшение положения крестьян, но не ослабила межсословных противоречий. Крестьянство, задавленное выкупными платежами, не могло, в массе своей, вырваться из тяжелой нужды. Привилегированные классы еще долго сохраняли свое доминирующее положение в Российском обществе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Повседневная жизнь основных слоев населения России в XIX веке9 класс. Истор.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Повседневная жизнь основных слоев населения России в XIX веке9 класс. Истор.

Повседневная жизнь основных
слоев населения России
в XIX веке
9 класс. История России.

План урока 1. Быт крестьян. 2. Быт привилегированных сословий. 3. Новшества.

1. Быт крестьян.
2. Быт привилегированных сословий.
3. Новшества в жизни городских обывателей.

1. Быт крестьянЭтика семейных отношений — родительское благословение или прок.

1. Быт крестьян
Этика семейных отношений — родительское благословение или проклятие обладало огромной моральной силой.
Жизнь основной (около 90% жителей) части населения страны — крестьянства менялась крайне медленно и внешне малозаметно

1. Быт крестьянИз мебели в доме стоял самодельный стол, вдоль стен — лавки, и.

1. Быт крестьян
Из мебели в доме стоял самодельный стол, вдоль стен — лавки, иногда — табуретки. Дети спали на полатях, старики — на печи, а взрослые — на лавках.
В первой половине XIX в. крестьянство попрежнему жило в избах, крытых дранкой (щепой) или соломой
Вторая половина XIX в. привнесла немало нового в жизнь крестьян. В избе появился дымоход, деревянные полы, застеклённые окна.
Посуды использовали немного: горшки, чугунки, глиняные чашки и миски, деревянные блюда и лож-ки. Около дома рыли погреб, где хранили припасы.
Дом зажиточного крестьянина
Дом крестьянина-середняка
Дом крестьянина-бедняка

Пола́ти — лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью; деревянные н.

Пола́ти — лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью; деревянные настилы, сооружаемые под потолком.
На полатях можно спать, так как печь долго сохраняет тепло. На полатях обычно может разместиться несколько человек (в лежачем положении).

1. Быт крестьянЗимняя одежда крестьянина состоит из армяка, сшитого из тол-ст.

1. Быт крестьян
Зимняя одежда крестьянина состоит из армяка, сшитого из тол-стого сукна, обыкновенно серого цвета, овчинной длинной нагольной шубы, теплой шапки и кожаных рукавиц. Редко, да и то разве в сильный мороз, обвязывает он свою шею платком. Летняя одежда состоит из пониткового армяка (ткань из шерсти и льняной или посконной пряжи пополам), полукафтана и шляпы, которая в разных губерниях бывает разной формы. Обыкновенно же летом ходят в рубахах и портах.
Летняя одежда крестьянина : рубаха и порты у мужчины и рубаха и юбка у женщины. Внешняя теплота и постоянное движение делают обувь излишнею, а потому летом крестьяне ходят босиком.

1. Быт крестьян Обычными развлечениями крестьян были хороводы, вечёрки и.

1. Быт крестьян
Обычными развлечениями крестьян были хороводы, вечёрки и посиделки. Основными праздниками являлись Рождество, Масленица, Пасха и Троица. Празднование заключалось не просто в освобождении от тяжёлого труда, употреблении обильной и вкусной пищи. Эти дни считались днями всеобщей радости, единения. Приметами праздника были обрядовые песни, игры, танцы, гадания, ряженые, катания на санях, карусели.

1. Быт крестьян Вторая половина XIX в. привнесла немало нового в жизнь.

1. Быт крестьян
Вторая половина XIX в. привнесла немало нового в жизнь крестьян.
В избе появился дымоход, деревянные полы, застеклённые окна.
В быт селян прочно вошёл чай с обязательным самоваром. Крестьяне оделись в сапоги, пиджаки, фуражки, хотя в целом жизнь оставалась прежней.

2. Быт привилегированных сословийПомещичьи усадьбы были достаточно однотипным.

2. Быт привилегированных сословий
Помещичьи усадьбы были достаточно однотипными и представляли собой деревянную постройку с четырьмя колоннами у парадного крыльца и треугольным фронтоном над ними.
В ансамбль усадьбы обязательно входили дома для прислуги, хозяйственные постройки и парк.

2. Быт привилегированных сословий

2. Быт привилегированных сословий

2. Быт привилегированных сословий Главной чертой российского духовенства оста.

2. Быт привилегированных сословий

Главной чертой российского духовенства оставалась его сословная замкнутость. Она была во многом вынужденной, так как помогала сохранить особые привилегии и права. Однако из-за этой замкнутости образ пастыря постепенно тускнел в глазах прихожан, отвечавших отгораживавшимся от них священникам насмешками и неприязнью.

3. Новшества в жизни городских обывателей В пореформенной России традицион.

3. Новшества в жизни городских обывателейУлучшался быт рабочих, чему способст.

Домашнее задание § 26, с.219-225, вопросы и задания в конце параграфа. Допол.

Домашнее задание
§ 26, с.219-225, вопросы и задания в конце параграфа.
Дополнительное задание: по желанию учащиеся на основе дополнительной литературы могут составить рассказ о посещении трактира, бала, народного гуляния.

Жизнь городских обывателей в XIX веке революционно изменилась и очень быстро сменилась со стародавних патриархальных традиций и обычаев на культурные (больше всего, западноевропейские) правила быта, моды и поведения. В городах резко уменьшилось количество обширных индивидуальных хозяйственных построек и домов. Не стало хлевов, сараев, бань, снопосушилен, амбаров и погребов. С развитием артельного городского хозяйства, торговли и транспорта отношения горожан основались на торгово-денежном обмене. Городских жителей стало больше, изменился характер народных гуляний, развлечений и массовых праздников. Горожане полюбили устраивать на праздники гулянья в садах и парках, на площадях и бульварах. Широко распространилось гостевое чаепитие и посещение кабаков, питейных заведений. Горожане начали по утрам пить кофе.

Весь день (12-13 часов) у рабочих занимала работа. На все остальные домашние дела: утренний подъём, приготовление завтрака и рабочего обеда, переход на работу, возвращение с работы, поход по магазинам за продуктами, приготовление ужина, ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, общение, учёбу, самообразование и личные интимные взаимоотношения оставалось в целом тоже 12-11 часов, из которых 4-6 часов требовалось для ночного сна. Такой ежедневный цикл жизни рабочего прерывался только в выходной день или всеобщий официальный праздник, когда он мог немного отдохнуть, развеяться, порадоваться жизни. Непосредственно видя и ощущая стиль и пример жизни в городах других сословий, рабочие XIX века, особенно, одинокие, находили удовлетворение своим потребностям, интересам, мечтам и желаниям, как правило, в питейных заведениях, кабаках и трактирах.

Главным занятием всего городского сословия в России XIX века была продажа (предоставление за вознаграждение, за плату, заработную плату) своего труда (работы, услуг, службы). Таким образом, в городском сословии сложились специфические экономические, социальные, политические и культурные процессы революционно изменившие мировоззрение, традиции, обычаи и даже ритуалы многонационального русского народа России XIX века. До 1913 года в России в целом была эпоха нового цивилизационного расцвета и развития, порождённого отменой крепостного права в 1861 году и породившего революции 1905, 1914 и 1917 годов.

В 1850 году численность российского духовенства достигала примерно 60 000 человек (7000 чёрное духовенство и 53 000 – белое). Чёрное духовенство – это монахи и монахини, из которых назначались архиереи. Белое духовенство – это
приходские священники, диаконы, псаломщики. Церковное управление в России разделялось на территориальные епархии. Высшим церковным органом Русской Православной Церкви (РПЦ) с XVIII века был Синод. Считалось, что русское духовенство никак не связано со светским обществом и существует отдельно от государства и независимо, но на само деле всё было очень сложно. В русском духовенстве и в РПЦ дольше всего сохранялось и сохраняются старые церковные порядки, правила поведения, каноны церковной моды. Традиционно РАЦ воспринимается в русском многонациональном обществе как хранительница исторических и духовных традиций. Кроме этого, на РПЦ были возложены обязанности по ведению актов гражданского состояния населения в деревнях и сёлах (рождения, бракосочетания и смерти).

Казаки в России, как все и любые вооружённые и сплочённые в ватаги, отряды, эскадроны и полки люди, потенциально опасны для любого государства и общества, потому что государственные перевороты, как правило, осуществляют вооружённые люди. В казачьих округах изначально, со времён разбойничьей вольницы на окраинах Московского государства и опричнины русского царя Ивана VI Грозного, было развито местное самоуправление. После отбытия службы в нарядах, казаки, как все русские крестьяне, обрабатывали землю, выданную им по 30 десятин на 1 душу мужского пола, вели домашнее натуральное хозяйство, работали в казачьих промысловых артелях, торговали и веселились на ярмарках. Кстати, у казаков было бесплатное медицинское обслуживание и обучение их детей в школах.

В мирное время в России на постоянной сторожевой, полицейской, пограничной и государственной службе находилось 17 казачьих полков и 6 отдельных сотен Донского казачьего войска, 11 полков и 1 дивизион Кубанского казачьего войска, 4 полка и 4 местные команды Терского казачьего войска, 6 полков и 1 дивизион и 2 сотни Оренбургского казачьего войска, 3 полка и 2 команды Уральского казачьего войска, 3 полка Сибирского казачьего войска, 1 полк Семиреченского казачьего войска, 4 полка Забайкальского казачьего войска, 1 полк Амурского казачьего войска, 1 дивизион Уссурийского казачьего войска, 2 сотни Иркутских и Красноярских общин казаков.

Казачьи станы и станицы, как правило, размещались по берегам рек: Амур, Волга, Дон, Енисей, Кубань, Терек, Уссури, Яик, поэтому в казачьей кухне много рыбных блюд. Казачьи жёны, повара и поварихи запекали карпа или леща, варили уху, готовили кулеш с рыбой. Вместе с рыбой в меню казаков были каши, лапша, голубцы, холодец, хлеб и пироги, которые запивали морсом (вишневым) и хлебным квасом. Кушали казаки традиционно из глиняных и деревянных мисок (братин) и деревянными ложками. Казаки полноценно кушали три раза в день: завтракали, обедали и ужинали. Кушали по сигналу старшего за столом и обычно из одной большой общей миски. Все напитки к столу подавались в кувшинах, а пили из глиняных кружек.

Все казаки носили форменную одежду: китель, бекешу (долгополое пальто-шинель), черкеску (кавказский кафтан), башлык (капюшон с длинными концами, которые завязывались на шее, как шарф), бурку (безрукавный меховой плащ-накидка), брюки, шаровары, гимнастерку, рубашку-косоворотку, бешмет (кафтан со стоячим воротником), папаху или форменную фуражку со знаками отличия.

Пришёл черёд завершить исторические исследования истоков и начать публикацию из семейного архива документов Фотохронологии истории рода Суворовых-Максимовых. Начнём потихоньку…

Читайте также: