Архитектурные памятники башкортостана сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Архитектура Башкирии — совокупность строительных объектов — зданий и сооружений, образующих материально организованную среду обитания человека на территории Башкирии.

Уфимский железнодорожный мост

Содержание

История [ ]

Мавзолей Хусейн-бека . XIV век.

[1] связано с созданием в каменном веке простейших укрытий и жилищ. В качестве естественных укрытий и храмов святилищ первобытные люди на территории Башкирии использовали карстовые пещеры ( Страны городов ( кара-абызской культур. Поселения укреплялись валами, стенами и другими сооружениями. К числу погребальных памятников, относятся курганные могильники ( [2] — каменные столбы, которые играли роль первых монументов, ориентиров, связанных с кочевым укладом родоплеменных общин. Менгиры сохранились близ д. Файл:Земская Управа Стерлитамак.jpg

Здание Земской управы в г. Стерлитамаке

В 10-15 веках на территории РБ происходил постепенный переход людей к оседлости и примитивному земледелию, что создало условия для развития деревянного зодчества из доступных материалов, происходит формирование сложных типов жилищ. Первые деревни были спланированы на криволинейных и лучевых схемах. Распространенными типами деревянных жилых домов были четырёхстенки (дурт мейэшле ей) и дома со связью — два отдельных четырёхстенных сруба, соединенных бревенчатыми сенями (кара-каршы ей). В 19-20 веках появляются пятистенки. В 30-е годы 20 века в БАССР распространение получили дома с прирубом — четырёхстенок, имеющий пристройку. Эти дома в процессе их использования подвергались изменениям внутренней части в соответствии с особенностями социального уклада жизни башкир.

В XIV веке возникают первые каменные постройки мемориального и культового назначения — кэшэнэ ( мавзолей Хусейн-бека , мавзолей Тура-хана , Архитектура XIX века [ ]

Уфимский учительский институт

1-я половина XIX века характеризуется становлением классицизма, переходом к регулярной планировке населенных мест. Начинается активное строительство каменных жилых домов. К памятникам архитектуры XIX века в Уфе относятся здание Архитектура XX века [ ]

Дом Правительства Республики Башкирия

Типовые жилые дома в г. Салавате

В 20-е годы XX века строительство находилось в упадке. В стилевой близости к конструктивизму возводятся Дом-коммуна (1930-е годы, арх. Г. Вагин) и ЦЭС (1929, оба на ул. Ленина в Уфе). Формируется промышленный район с жилым поселком близ Уфы будущий город Черниковск (конец 20-х — начало 30-х годов, арх. М. Гинзбург, Уфа).

Отход от неоклассики, начавшийся с 50-х годов и повлёкший за собой упадок искусства архитектуры на протяжении почти двух десятилетий, сопровождался широкомасштабной программой строительства по типовым проектам, по которым возводились не только жилые дома, но и общественные здания — кинотеатры, дворцы культуры, дворцы спорта, универмаги, что привело к почти полной потере индивидуального облика городов, утрате их региональной специфики и национального колорита. За короткий промежуток времени с использованием труда заключенных в республике по типовым проектам были построены целые города, такие как Салават.

Уфимский государственный цирк

Государственного театра оперы и балета (1-я очередь 1985—1986, арх. Мазин, Пацков; 2-я очередь 1992-94, арх. Мазин), Башкирской государственной филармонии (1986-87, арх. Мазин, Пацков), Мемориальной зоны (ныне Музей этнографии народов РБ, 1987, арх. Мазин, Пацков), Дома Союзов (1980-85, арх. Кирайдт, Авсахов).

В 1998 году в Уфе открылась Уфимская мечеть-медресе « Современная архитектура [ ]

Многофункциональный спортивно-концертный комплекс Файл:Железнодорожный вокзал Уфы.jpg

Спортивно-концертный комплекс в Салавате

В Башкирии многие здания и храмы были построены по типовым проектам. К первым архитекторам, принимавшим участие в проектировании городов относятся инженер А. Ротиславский, который составил в 1723 году план Уфы, архитектор В. Гесте — автор первого генплана Уфы стал; симбирский губернский архитектор И. Тоскани, предложивший проект административного центра города в 1820-х годах.

Губернский архитектор Щербаков в 1822 году занимался планированием уфимских улиц, архитектор Карвовский Р. И — автор зимнего театра в Уфе, Эссен Ф. Ф. — автор уфимского железнодорожного вокзала, Друккер — Поземельного крестьянского банка, Скповский — Епархиального женского училища, Рудавский П. П. — Аксаковского народного дома.

С 1875 года земской управе было передано строительство мостов и переправ, содержание зданий приказ общественного призрения, больница и казармы.

В XIX — нач. XX веков губернскими архитекторами и главными архитекторами Уфы были Свенцицкий, Ланевский, Ерохин, Сахалтуев, Гуськов, Плудермахер.

Собор Рождества Богородицы в Уфе

Реализация проектов в центре запаздывала и пришлась на кампанию по борьбе с украшательством, начатую Н. С. Хрущевым. Установка архитектурных деталей изредка допускалась в том случае, если они уже были изготовлены и находились на стройплощадке. Все проекты переделывались в направлении упрощения и схематизации декора, что приводило к большим градостроительным потерям — городская застройка вдоль красных линий главных улиц превращалась в задворки, утрачивая необходимые ей представительские качества, силуэт и масштаб (жилой дом на ул. Ленина, В. Нудельман, 1956 год и на ул. Революционной, 1957 год, И. Ф. Минкин).

Значительный вклад в развитие архитектуры республики внесли зодчие, отмеченные почетными званиями России и Башкирии:

Проводилась реконструкция БАТД (1999, арх. В. Л. Воскресенская), Гостиного двора (1999, арх. Голдобин, С. В. Голдобина, А. В. Давыденко), церкви Рождества Богородицы (2004, арх. Донгузов, Д. А. Павлов, Е. А. Фаворская), реставрация Дома-музея С. Т. Аксакова (см. Аксаковский музей), Богородско Уфимской церкви, Дмитрия Солунского церкви с воссозданием родового имения Аксаковых в с. Надеждино Белебеевского района (1991, арх. З. М. Хатмуллина). Ведется строительство нового корпуса Литература [ ]


Зарождение архитектуры в Башкортостане [1] связано с созданием в каменном веке простейших укрытий и жилищ. В качестве естествееных укрытий и храмов святилищ первобытные люди на территории Башкортостана использовали карстовые пещеры (Игнатьевское святилище, Шульган-Таш). Первые жилища устраивались в расщелинах скал (Мысовая) или вырубались в скале и перекрывались бревнами (Суртандинские стоянки). В неолите здесь строили прямоугольные удлиненные дома, соединенные друг с другом переходами. В Бронзовом веке (Абашеская культура) строили постройки с деревянными или обмазанными глиной стенами.

В эпоху железного века появляются укрепленные городища (ананьинская культура, пьяноборская культура).

К ранним формам каменного зодчества относятся также менгиры [2] - каменные столбы, которые играли роль первых монументов, ориентиров, связанных с кочевым укладом родоплеменных общин. Менгиры сохранились близ д. Табулды Стерлибашевского р-на.

В 14 веке возникают первые каменные постройки мемориального и культового нахначения - кэнэшэ. С 16 века возрастает число мечетей, которые строятся из дерева в виде жилищ. Первоначально мечети ставились на подклет и имели 8 гранный или круглый молитвенный зал. Самая ранняя постройка этого типа - Тошкуровская мечеть в Балташевском районе (конец 16 - начало 17 века). Дальнейшее развитие архитектуры связано с присоединением Башкортостана к России.

Содержание

История архитектуры Башкортостана



В городах республики - начале 17 века возводится самая ранняя христиаская постройка на территории кремля в Уфе - Смоленская церковь. Возводятся монастыри - Успенский и Христо-Рождественский.

К памятникам 18 века относятся Казанская Церковь (1758; ныне Казанско-Богородиикая Церковь, Троицкая церковь (1758) в селе Верхнетроицкое Туимазинского района и Христорождественская церковь в селе Березовка Уфимского района первоначально содержавшие элементы русского барокко.

В 18 веке зарождается промышленная архитектура. Наиболее ранние комплексы, включающие постройки различного назначения - Воскресенский завод, Верхоторский завод и др. построены в стиле русского барокко.

Архитектура 19 века

1-я половина 19 века характеризуется становлением классицизма, переходом к регулярной планировке населенных мест. Начинается активное строительство каменных жилых домов. К памятникам архитектуры 19 века в Уфе относятся здание Гостиного двора, Духовной семинарии (1827, арх. Трофимов), Дом губернатора.

К образцам романтизма, эклектически заимствовавшего азиатские стилевые мотивы, относятся Четвертая (1906) и Пятая (1906-09) соборные мечети в Уфе.

Архитектура 20 века





В 20-е годы 20 века строительство находилось в упадке. В стилевой близости к конструктивизму возводятся Дом-коммуна (1930-е годы, арх. Г.Вагин) и ЦЭС (1929, оба на ул. Ленина в Уфе). Формируется промышленный район с жилым поселком близ Уфы будущий город Черниковск (конец 20-х — начало 30-х годов, арх. М.Гинзбург, Уфа).

Отход от неоклассики, начавшийся с 50-х годов и повлекший за собой упадок искусства архитектуры на протяжении почти двух десятилетий, сопровождался широкомасштабной программой строительства по типовым проектам, по которым возводились не только жилые дома, но и общественные здания — кинотеатры, дворцы культуры, дворцы спорта, универмаги, что привело к почти полной потере индивидуального облика городов, утрате их региональной специфики и национального колорита. За короткий промежуток времени с использованием труда заключенных в республике по типовым проектам были построены целые города, такие как Салават.



Развитие архитектуры в 80-х — начале 90-х годов характеризуется расширением типологии проектирования, возникновением новых архитектурных объектов: офисов, представительств коммерческих банков, городских особняков и т.д., а также ростом масштаба мероприятий, связанных с использованием существующего фонда застройки в крупных городах. В Уфе проевдена реконструкция Государственного театра оперы и балета РБ (1-я очередь 1985-86, арх. Мазин, Пацков; 2-я очередь 1992-94, арх.Мазин), Башкирской государственной филармонии (1986-87, арх. Мазин, Пацков), Мемориальной зоны (ныне Музей этнографии народов РБ, 1987, арх. Мазин, Пацков), Дома Союзов (1980-85, арх. Кирайдт, Авсахов).

Современная архитектура



Современные тенденции в архитектуре нашли отражения в зданиях банков в Уфе - Сбербанк, Банк Уралсиб, Башпромбанк, Национальный банк, театров, учебных заведений, спортивных комплексов, железнодорожных и автовокзалов (Уфа).

Архитекторы

Во время войны большое количество архитекторов ушло на фронт либо было занято на работах, связанных с передислокацией промышленных предприятий в тыл страны. В Башкирии среди эвакуированных оказались крупнейший специалист по промышленной архитектуре, профессор И.С. Николаев, руководивший размещением в Уфе таких предприятий как Витаминный завод, а также известный архитектор, профессор Я. Корнфельд, с Украины – председатель Одесского городского СА, директор Одесского художественного музея, профессор В. Заболотный (автор здания Верховного совета УССР). Большой вклад в размещение эвакуированных предприятий в Уфе внес ленинградский архитектор Д.И. Сметанников (главный архитектор Уфы с февраля 1941 по 1946 год).

Реализация проектов в центре запаздывала и пришлась на кампанию по борьбе с украшательством, начатую Н.С. Хрущевым. Установка архитектурных деталей изредка допускалась в том случае, если они уже были изготовлены и находились на стройплощадке. Все проекты переделывались в направлении упрощения и схематизации декора, что приводило к большим градостроительным потерям – городская застройка вдоль красных линий главных улиц превращалась в задворки, утрачивая необходимые ей представительские качества, силуэт и масштаб (жилой дом на ул. Ленина, В. Нудельман, 1956 год и на ул. Революционной, 1957 год, И.Ф. Минкин).



Значительный вклад в развитие архитектуры республики внесли зодчие, отмеченные почетными званиями России и РБ: заслуженные архитекторы России – Ф.И. Рехмуков, Р.И. Кирайдт, А.Ф. Козлов, Б.Г. Калимуллин, И.И. Мироненко, И.Н. Сабитов, лауреаты государственной премии РБ им. С. Юлаева – А.В. Клемент, Л.В. Хихлуха, С.А. Голдобин, С.Б. Голдобина, А.В. Давыденко, В.В. Давлятшин, заслуженные строители РБ – М.П. Мазин, Ю.А. Пацков, И.Ф. Минкин, А.С. Дмитриенко, Н.М. Мухамадеев, О.В. Новиков, Ф.Б. Калимуллин, П.С. Колосов, Р.Х. Ахмадиев, заслуженные архитекторы РБ – Р.Р. Авсахов, Г.П. Гарипов, Л.Ш. Дубинский, С.А. Голдобин, В.Ф. Сафарова, М.Н. Сахаутдинова, О.С. Тадиашвили, М.Р. Батырова, П.П. Петров, Д.Ф. Ахметшин, З.З. Багаутдинов, Д.А. Винкельман, Р.Г. Садрисламов, А.М. Сарваров, О.А. Томилова, В.С. Фирсов, С.А. Харичков, Р.Т. Хайруллин, У.Г. Ураскин, Р.М. Маскулов, А.А. Андрианов, К.А. Донгузов, Т.В. Мелякова, Д.Д. Халитов, Р.И. Халиуллин.

Республика Башкортостан – невообразимо увлекательное и интересное назначение для туризма. Республика с ее интересными местами запомнятся туристам на долгое время, благодаря обилию внушительных исторических и природных пространств, раскиданных по ее земле.

10 чудес Башкортостана

Предлагаем вам список из семи самых известных памятников природы и архитектуры Башкортостана. К сожалению, в этот список не вошли другие многочисленные и достойные достопримечательности республики Башкортостан. Если хотите с ними ознакомиться, то приглашаем посетить наш каталог достопримечательностей Башкортостана.

Стерлитамакские шиханы

Не все знают, что в Башкирии можно увидеть настоящие древние коралловые рифы, которые находились в прошлом на дне Пермского моря. Это удивительное место находится около города Стерлитамак и представляет собой несколько высоких холмов конусообразной формы. Их называют Стерлитамакскими шиханами.

Памятник Салавату Юлаеву

Самый известный памятник города Уфы – это, безусловно, памятник Салавату Юлаеву. Этот памятник даже изображен на гербе республики Башкортостан. Он стал визитной карточкой Уфы и Башкирии.

Автор памятника – известный монументалист и художник Сосланбек Тавасиев. Монументалист работал над ним на протяжении тридцати лет. Как пояснил сам автор скульптуры, в монументе он показал момент принятия Салаватом решения перейти на сторону Пугачева. Сидящий на коне Салават Юлаев показан со смелым и волевым лицом, правая рука с плетью поднята в призывном жесте. Словно он призывает своих соратников идти за Пугачевым.

Гора Янгантау

Гора Янгантау – одно из самых уникальных и известных мест республики Башкортостан. Высота горы Янгантау невелика – всего 504 метра над уровнем моря.

Пещера Шульган-таш (Капова)

Капова пещера (или Шульган-Таш) – одна из самых известных на Урале и одна из самых крупных карстовых полостей.

Широкую известность пещере придали открытые в ней в 1954 году зоологом А.В. Рюминым древние наскальные рисунки. Ученые датируют их эпохой палеолита. Возраст рисунков огромен – 14-14.5 тысяч лет. Количество рисунков – около двух сотен, но относительно хорошо сохранилось лишь около трех десятков. Размер рисунков на редкость велик – от 44 до 112 сантиметров. Почти все рисунки выполнены красной охрой, но есть и куда более редкие, выполненные углем. Древние люди изобразили на стенах пещеры мамонтов, лошадей, других животных, антропоморфные фигуры, а также более сложные для интерпретации знаки.

Гора Иремель

Иремель – одна из самых красивых вершин Уральских гор. Эта достопримечательность — вторая по высоте вершина Южного Урала (1582 метра). Для сравнения высота самой высокой горы Южного Урала – горы Ямантау – 1640 метров. То есть разница всего лишь в 58 метров.

Издавна Иремель почитали как священную вершину, на которой жили боги. В древности ходить сюда обычным, рядовым людям жившие здесь башкиры строго-настрого запрещали.

Мечеть-медресе Ляля Тюльпан в Уфе

Главное украшение – мечеть-медресе Ляля Тюльпан – воплощение смелой и нестандартной идеи архитекторов. Два минарета мечети представляют собой два стилизованных стебля тюльпанов, с красными бутонами.

Мечеть-медресе Ляля Тюльпан является одним из украшений Уфы современной эпохи. Сюда можно зайти и внутрь, посмотреть с балкона на богослужение. Главное – соблюдать тишину и не мешать верующим.

Красноусольские минеральные источники

Красноусольские минеральные источники – это множество естественных родников, протекающих на пойме и террасе речки Усолки по обоим берегам. В их минеральных водах содержатся соли радия, ионы лития, стронция, бария, йода, брома, аммония.

Озеро Аслыкуль

Аслыкуль (или Асылыкуль) — самое большое озеро Башкирии. Площадь озера достигает 23,5 квадратных километров.

Нугушское водохранилище

Нугушское водохранилище – одна из главных достопримечательностей Башкирии. Это место славится среди туристов своей неповторимой красотой. Летом сюда приезжают не только жители Башкирии, но и других уральских регионов.

По берегам водоема расположено множество турбаз, детских лагерей и баз отдыха. Неповторимую красоту водохранилищу придают окружающие его живописные горы и скалы, поросшие лесом.

Ирендыкский медведь

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Памятники архитектуры Республики Башкортостан

В архитектуре Башкортостана преломи­лись все известные стили. Наиболее известными памятниками архитектуры являются нижеперечисленные здания.

Верхоторский медеплавильный завод. Один из старейших заводов на территории республики, уникальный образец промышленной архитектуры. 3авод представляет собой архитектурно-промышленный комп­лекс, состоящий из заводских корпусов (1759г., 1867г.), плотины с дамбой, мельни­цы, школы, детского дома (более поздние по­стройки), кирпичной фабрики (1895г.), кузницы (1867г.), кирпично-обжиговой печи (1896г.) и госпиталя. На заводской территории при содей­ствии помещицы А.И.Дурасовой в 1788г. была построена каменная церковь Казанской Божией Матери, завершившая архитектурный ан­самбль завода. В основе ее объемно-плани­ровочного решения лежит классическая схе­ма крестово-купольного культового соору­жения.

Церковь Дмитрия Солунского (с.Надеждино Белебеевского района). Время ее по­стройки по одним источникам относится к 1776-80гг., по другим - к 1799г.. По­строена в родовом имении Аксаковых А.В.Мустафиным — дядей писателя С.Т.Аксакова во имя великомученицы Да­рьи. В основе объемно-пространственной компо­зиции каменной церкви лежит схема храма базиликального с примыкающей колокольней. При храме была церковно-приходская шко­ла. В 1991г. церковь отреставрирована и является действующей. В с.Надеждино от­крыт музей Аксаковых.

Никольская церковь (с.Николо-Березов­ка Краснокамского района), монументальное и самое высокое культовое сооружение в республике. Архитектор неизвестен. Никольская церковь, по пре­данию, 4-я со времени существования се­ла, основанного в 60-х гг. XVIв. Яковом Строгановым. Ни одна из этих церквей не сохранилась. Последний каменный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая был по­строен в 1810г. на берегу р.Камы в стиле раннего классицизма, сохранившего некоторые черты барокко. Построена церковь на пожертвованные средства. Храм имеет 3 при­дела: во имя великомученицы Екатерины (освящен в 1816г.), Святителя Николая (ос­вящен вторично в 1881г.), Живоначальной Троицы (освящен в 1882г.). 60-метровая многоярусная колокольня доминирует над окружающим пространством и украшает ландшафт. В 1930г. церковь была закрыта.

Торговые ряды (Гостиный двор) находятся на Верхнеторговой площади г.Уфы. Памятник архитектуры ре­гионального значения, отражающий историю градостроительного, архитектурного, экономического и культурного развития города. Построены в 1820 — 36гг. по проекту профессора архитектуры А.И.Мельни­кова в стиле классицизма, в 1860 — 64гг. бы­ли расширены. В 1940 — 43гг. главный архитектор Уфы Д.И.Сметанников перепроектировал их под Уфимский хлопчатобумажный комбинат, в результате чего арочные пролеты откры­той галереи из 28 пилонов слабо выражен­ного дорического ордера были наглухо заде­ланы. Верхнеторговая площадь, композиционным центром которой являлись Торговые ряды, представляла собой градообразующую ось, вокруг которой скла­дывался весь планировочный центр города.

Килимовский дворец (с.Килимово Буздякского района) представляет собой архитектурный ансамбль. Архитектор неизвестен. Усадьба состо­ит из дворца, выполненного в духе клас­сицизма с использованием мотивов восточной стилистики (1852г.), мечети (1856г.), парков (Нижнего и Верхнего), расположенных на берегу реки. Усадьба принадлежала потом­кам А.И.Тевкелева. В настоящее время зда­ние дворца реставрируется.

Дом губернатора (Уфа, ул.Тукаева, 23). Построен в начале 50-х гг. XIXв. по проекту академика Академии художеств А.Д.Захарова. Губернский архитектор А.А.Гопиус сумел привязать проект к довольно слож­ному рельефу местности. Дом губернатора явился пос­ледним зданием, завершившим формирова­ние Соборной площади, которая представляла об­разец развитого городского ансамбля позд­него классицизма. По плану В.И.Гесте на площади разместился весь административный центр города, состоящий из здания Присутственных мест (1839г., ныне ул.Фрунзе, 45), Мужской гим­назии (1830-е гг., ныне ул.Фрунзе, 47), Ду­ховной семинарии (1827гг., ныне ул.К.Мар­кса, 3) и Дома губернатора. Доминантой ансамбля стал Воскресенский кафедральный собор. В 80-е гг. XIX в. были пристроены каменная канцелярия и 2-этажная галерея. Особенностью внутреннего пространственного решения главного здания является ритмически построенная анфилада помещений с главным за­лом в центре, что типично для позднего клас­сицизма.

Рекомендуемые материалы

Здание Депутатского дворянского соб­рания (Уфа, ул.Ленина, 14, ныне Уфим­ская государственная академия искусств) построено в 1856г., автор проекта А.А.Гопиус. Это первое здание, в котором наблюдается переход от уфимского ампира к стилизации к свободному использованию традиционных форм. Аттик фасада здания украшал лепной герб Уфы, увенчанный короной. Богатством декоративного убранства отличается интерьер здания: парадная 3-маршева лестница из литого чугуна, изготовленная на одном из уральских заводов, плоские своды потолка вестибюля, изразцовые печи, выложенные лазурной плиткой, лепнина, паркет.

Здание клуба Уфимского общества взаимного вспоможения частному служебному труду (Уфа, ул.Социалистическая, бывшая Бекетовская) представляет образец типичнее зодчества 2-й половины XIXв., построено в 1872 – 74гг. купцом первой гильдии Паршиным. Архитектор неизвестен. 2-этажное деревянное здание на кирпичном оштукатуренном цоколе является ярким образцом купеческой эклектики, отразившей сильно neреработанные элементы готики, напоминающие фахверковые жилые дома западной архитектуры, а также традиции восточного, древнерусского классицизма. В орнаменте фасада использована ажурная и накладная пропильная и глухая резьба. В интерьере интерес представляет высокий зал с галереей и богатой лепниной.

Особняк купца М.А.Лаптева (Уфа, ул. Гоголя. 27, ныне Художественный музей М.В.Нестерова). Построен в 1913г. по заказу уфимского купца, крупного лесопромышленника М.А.Лаптева, по проекту самарского архитектора А.Щербачева. Мастер создал здание, которое можно отнести к модернизированному ренессансу. В проработке фасадов зодчий предпочел сдержанность, простоту изящество архит. отделки, геометризированные формы в декоре, что свойственно более позднему модерну. План здания сформирован свободно, исходя из целесообразности помещений. Черный двор с 1-этажными службами и баней, чистый двор, сад с бассейном и сам особняк представляли собой образец усадебной архитектуры XXв. В 1988г. проведена реставрация основного здания.

Крестьянский поземельный банк (Уфа, Советская, 14, ныне Национальный музей РБ). Архитектор Друккер Представляет собой яркий образец стилизированного модерна, связавшего элементы древнерусского и романского стилей. Использованы металл, бетон, стекло, керамическая облицовка. Здание строилось в два этапа. Часть построена в 1906г. Вторая половина здания выполненная в идентичном стилистическом ключе, была построена в годы Великой Отечественной войны

Хакимовская мечеть (Уфа, ул.Бекетовская, ныне Социалистическая, 11). Построена в 1907 — 08гг. купцом А.Хакимовым. Парные минареты мечети на высоком 3-ярусном основании состояли из 2 поставленных друг на друга цилиндров разного диаметра, декорированных в верхней части рельефным кирпичным орнаментом и завершенных пологой кровлей. Вследствие искажения пропорций и изменения внешнего облика здания после уничтожения минаретов в 1939г. архитектура утратила
свою выразительность. Нарушены и каноны внутренней планировки мечети, в результате чего молитвенные залы, михраб и вестибюль "потерялись" в многочисленных перегородках.

Покровская церковь (с. Ира Куюргазинского района) построена в 1914 — 15гг. по проекту московского архитектора М.Е. Приемышева. Покровская церковь является образцом национального ретроспективизма неорусского стиля. Это последнее дореволюционное культовое сооружение на территории Башкортостана. Силуэт и пропорции церкви, общая мажорность ее образного решения далеки от храмового зодчества и отражают сочетание взаимодействие архаичных форм русского зодчества с техническими достижениями ХХ в. Здание с 30-метровой колокольней объемно-силуэтной доминантой села.

Из истории архитектуры каменных построек культового и мемориального назначения

С проникновением ислама в Башкортостан стали сооружаться здания культового (мечети) и мемориального (кэшэнэ) назначения. Древних мечетей не сохранилось, видимо, с самого начала они строились из дерева.

Возникновение первых каменных построек культового и мемориального назначения в X-XIIвв. связано с переселением тюркских родоплеменных групп из средней Азии и северного Приаралья на территорию Башкортостана и распространением ислама. Архитектура первых мавзолеев (кэшэнэ) знаменует начало формирования местной архитектурной традиции под влиянием среднеазиатского творчества.

Ещё посмотрите лекцию "4 часть" по этой теме.

Мавзолей Тура-хана представляет собой сооружение из грубо обработанных камней. Основание его квадратное, стены через тромпы внутри переходят в восьмигранник, завершающийся двойным (полусферическим внутри и пирамидальным снаружи) куполом. Главный (восточный) фасад оформлен в виде портала со стрельчатой аркой небольшого подъема. С внешней стороны арки сохранилась ниша, в которой, по рассказам жителей, была оформлена орнаментальная вставка. На Южном и западном фасадах – небольшие полуциркульные окна. Весь облик здания производит впечатление необыкновенной прочности и монументальности.

Аналогичную архитектуру имел мавзолей Хусейн-бека, расположенный на кладбище Акзират, на окраине железнодорожной станции Чишмы, отличавшийся лишь сравнительно большими размерами (площадь основания 8,4 х 8.4 м). Здание было реставрировано в 1911г.

Конструктивно близок описанным мавзолей Бэндэбике у деревни Максютово в Кугарчинском районе Башкортостана. И здесь квадратное основание переходит в восьмигранник и купольное покрытие. Здание обрушилось, и на его месте образовался большой курган. Согласно преданию, Бэндэбикэ была родоначальницей племени.

Дальнейшее развитие каменного зодчества в XIV - XVIIвв. сохранившимися памятниками не представлено. Тем не менее, следы построек фиксировались историками XVIII века на реках Уй и Увелька. К ранним формам каменного зодчества относятся также менгиры – каменные столбы, которые играли роль первых монументов и пространственных ориентиров, связанных с кочевым, полукочевым укладом жизни башкир. Менгиры сохранились близ д.Табулды Стерлибашевского района.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Архитектура в Башкортостане Составила учитель ИКБ МОБУ СОШ с.Зуяково Мурзагил.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Архитектура в Башкортостане Составила учитель ИКБ МОБУ СОШ с.Зуяково Мурзагил.

Архитектура в Башкортостане Составила учитель ИКБ МОБУ СОШ с.Зуяково Мурзагильдина Н.Б.

Архитектура Башкортостана Совокупность строительных объектов — зданий и соор.

Архитектура Башкортостана Совокупность строительных объектов — зданий и сооружений, образующих материально организованную среду обитания человека на территории Башкортостана.

Зарождение архитектуры В Башкортостане связано с созданием в каменном веке пр.

Зарождение архитектуры В Башкортостане связано с созданием в каменном веке простейших укрытий и жилищ. В качестве естественных укрытий и храмов святилищ первобытные люди на территории Башкортостана использовали карстовые пещеры (Игнатьевское святилище, Шульган-Таш). Первые жилища устраивались в расщелинах скал (Урта-Тубе) или вырубались в скале и перекрывались бревнами (Суртандинские стоянки).

Среди памятников древней архитектуры Зауралья выделяются городища замкнутого.

Среди памятников древней архитектуры Зауралья выделяются городища замкнутого типа Страны городов (Аркаим, Берсуат, Синташта и другие). Аркаим - укрепленное поселение бронзового века. Возраст поселения составляет 4 тысячи лет, поселок был создан по заранее продуманному плану, с четкой градостроительной идеей, сложной архитектурой и фортификацией

В XIV веке возникают первые каменные постройки мемориального и культового наз.

В XIV веке возникают первые каменные постройки мемориального и культового назначения — кэшэнэ (кэшэнэ Бэндэбикэ, мавзолей Хусейн-бека, мавзолей Тура-хана, Мавзолей Кесене и другие). Кэшэнэ́ Бэндэбикэ́ (башк. Бәндәбикә кәшәнәһе) — историко-архитектурный памятник башкирской культуры 15-16 века, усыпальница Бэндэбикэ. По башкирской легенде, Бэндэбикэ — женщина,прославившаяся своей мудростью.

Мавзолей Хусейн-бека — место захоронения Хаджи-Хусейн-бека — первого имама (д.

Мавзолей Хусейн-бека — место захоронения Хаджи-Хусейн-бека — первого имама (духовного главы мусульман) на территории современного Башкортостана. Находится на кладбище Акзират посёлка ЧишмыЧишминского района республики Башкортостан. Имеет статус мусульманской святыни.

Мавзолей Тура-хана—сооружение Тура-хана, построенное в XIV—XV веках, являлось.

Архитектура XIX века 1-я половина XIX века характеризуется становлением класс.

Архитектура XIX века 1-я половина XIX века характеризуется становлением классицизма, переходом к регулярной планировке населенных мест. Начинается активное строительство каменных жилых домов. К памятникам архитектуры XIX века в Уфе относятся здание Гостиного двора, Духовной семинарии (1827, арх. Трофимов), Дом губернатора. Наиболее значительные культовые сооружения этого периода: Покровская (1817-23) и Спасская (1824−45) церкви,Первая соборная мечеть (1830), Воскресенский кафедральный собор (1841). Иоанно-Предтеченская церковь (1831-45), собор Михаила Архангела в Белебее (1828), Троицкая церковь в с. Николо-Березовка (1808—1904). К уфимским памятникам каменной гражданской архитектуры в стиле классицизма относятся Торговые ряды (1820-36, арх. А. И. Мельников). К образцам романтизма, эклектически заимствовавшего азиатские стилевые мотивы, относятся Четвёртая (1906) и Пятая (1906-09) соборные мечети в Уфе.

Гостиный двор

Архитектурный памятник Уфы. Находится на пересечении улиц Советской иТукаева.

Архитектурный памятник Уфы. Находится на пересечении улиц Советской иТукаева. Является памятником архитектуры местного значения. Дом губернатора

Архитектура XX века В 30-е годы в архитектуре Башкортостана происходит перехо.

Башкирский государственный университет Раньше - Башкирский государственный пе.

Башкирский государственный университет Раньше - Башкирский государственный педагогический институт им. Тимирязева

Башкирский государственный театр оперы и балета был открыт в 1938 году.

Башкирский государственный театр оперы и балета был открыт в 1938 году.

Современные тенденции в архитектуре нашли отражения в зданиях банков в Уфе —.

Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури (башк. Мәжит Ғафури.

Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури (башк. Мәжит Ғафури исемендәге Башҡорт дәүләт академия драма театры) — драматический театр в городе Уфе, носящий имя Мажита Гафури. Основан 1919 г.

Железнодорожный вокзал Г.Уфа

Железнодорожный вокзал Г.Уфа

Архитекторы В довоенные годы в БАССР проводиоась большая работа по составлени.

Современные тенденции архитектуры В 2000-е годы современные тенденции в разви.

Читайте также: