Архитектурно строительная графика сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Линейная графика является одним из главных элементов графического изображения.

Графика является основным специфическим языком архитектурного проектирования на всех этапах, начиная с поиска первоначального замысла и заканчивая осуществлением проекта в натуре. При выполнении чертежей возможно использование самых различных графических приемов, выбор которых зависит от назначения чертежа, объекта проектирования и замысла исполнения.

Антураж и стаффаж, их роль и применение

Антураж и стаффаж являются стилизованными изображениями природного и предметного окружения.

Антураж – изображение деталей пейзажа в проектном чертеже.

Стаффаж – второстепенные детали, не являющиеся основной темой изображения. В наше время стаффаж – рисунки людей, животных, автомобилей.

Выполнение чертежей с использованием приемов архитектурной графики

При выполнении чертежей возможно использование самых различных графических приемов, выбор которых зависит от назначения чертежа, объекта проектирования и замысла исполнения.

По каким строительным чертежам выполняется фасад здания? Последовательность выполнения

Чертежи фасадов представляют собой проекцию наружного вида здания на вертикальную плоскость. Чертеж фасада должен быть увязан с чертежами плана и разреза здания.

Обыкновенный (нормальный, стандартный) шрифт может быть прямым (90 градусов) и наклонным (75 градусов). Высота шрифта равна его размеру. Пропуск между буквами равен 2 ширинам линий, между словами – 2 ширинам букв. Длина буквы равна 1/10 части от высоты шрифта.

Шрифт зодчего состоит из прописных и строчных букв (цифр). Прописные буквы строятся в квадрате, сторона которого = b. Сторона квадрата делится на д частей, 1/9 часть принимают за модуль m, одновременно модуль является шириной основной стойки букв. Ширина тонких элементов прописных букв = 1/3m. Полукружия букв в местах соединения со стойкой имеют ширину 1/3m, а в широкой своей части = m. Центры дуг можно легко найти при помощи дополнительно нанесенных горизонтальных и вертикальных линий.

Правила выполнения отмывки, виды отмывки

С помощью отмывки архитектурно-строительного чертежа можно добиться представления о реальном существовании света и тени на строительных объектах в окружающем мире.

Существует два вида отмывки.

Первый метод: капля тащится вниз, один раствор в несколько слоев.

Второй метод: несколько разных растворов, один слой для раствора.

Наиболее удобным и частым в выполнении является первый метод.

Роль графики в архитектурном проектировании (1)

Правила нанесения высотных отметок на фасаде здания

Наносятся отметки уровня земли, верха стен, низа и верха проемов. Отметки проставляются, как правило, слева от чертежа фасада.

Правила нанесения внутренних размерных линий и высотных отметок на разрезе здания

Вне габарита чертежа разреза должны быть даны две вертикальные линии размеров и одна линия числовых отметок.

Ближайшей к зданию наносится линия числовых отметок уровней: земли, цоколя, низа и верха проемов, уровня подошвы фундаментов, верха парапета.

Далее располагается размерная линия высоты проемов, стен, подъема крыши. На второй размерной линии указываются размеры от уровня земли до верха парапета и от уровня земли до подошвы фундамента.

Под разрезом располагаются две горизонтальные размерные линии: первая - между осями несущих конструкций (наружных и внутренних капитальных стен или колонн), вторая - между осями наружных стен.

Под размерными линиями дается маркировка координатных осей.

Внутри чертежа разреза проставляются отметки уровней полов, потолков, лестничных площадок, а также две размерные линии. На первой указываются размеры проемов, привязки проемов к уровням пола и потолка и толщина перекрытий.

10. Последовательность выполнения плана этажа

а) – вычерчивание сетки координационных осей;

б) – привязка стен;

в) – вычерчивание деталей;

Вычерчивание планов начинают с разметки координатных осей основных несущих конструкций здания (стен). В соответствии с конструктивной схемой здания выбирается привязка конструктивных элементов к разбивочным осям.

В зданиях со стенами из кирпича и мелких блоков привязка внутренней плоскости наружных стен к модульным осям составляет 200 мм. Внутренние несущие стены привязывают к разбивочным осям центрально.

Толщина наружных стен определяется теплотехническим расчетом.

Назначаются размеры оконных и дверных проемов.

Кухни, ванные комнаты, душевые, санузлы должны иметь естественную вытяжную вентиляцию, для чего необходимо предусмотреть вентканалы в стенах или отдельными блоками в зависимости от этажности и конструктивной схемы здания.

Конструкцию и количество лестниц необходимо принимать с учетом требований соответствующих норм проектирования.

В наименовании плана указывают отметку, например: ПЛАН НА ОТМ 0.000, или этаж, например: ПЛАН ПЕРВОГО ЭТАЖА, ПЛАН ТИПОВОГО ЭТАЖА. На плане этажа должны быть показаны:

1 – координатные оси несущих стен или элементов каркаса;

2 – все несущие и ненесущие стены и перегородки, санузлы с оборудованием, лестницы с точной разбивкой ступеней и стрелкой, указывающей направление движения вверх, окна и двери, вентблоки, открывание дверных полотен в стенах и перегородках.

3 – линии разрезов с соответствующей нумерацией и показом направления проектируемой плоскости;

4 – марки узлов, деталей, разрабатываемых в проекте в крупном масштабе;

5 – наименования помещений - его номер по экспликации помещений, который указывается в кружках диаметром 6- 8 мм;

6 - площади отдельных помещений, которые вычисляются с точностью до 0,01 кв. м. Их указывают в правом нижнем углу каждого помещения и подчеркивают сплошной тонкой линией;

7 - отметки пола при наличии перепада высот в пределах одного этажа;

8 - ссылки на узлы, детали и другие листы;

9 - размерные линии, которые на планах должны давать представление о размерах всех помещений и конструктивных элементов зданий.

Малые архитектурные формы, виды и назначение

Вспомогательные архитектурные сооружения, оборудование и художественно-декоративные элементы, обладающие собственными простыми функциями и дополняющие общую композицию архитектурного ансамбля застройки.

Некоторые из элементов МАФ не несут утилитарных функций и имеют исключительно художественно-декоративное назначение.

Малые архитектурные формы могут играть важную роль в архитектурном ансамбле.

Также к малым архитектурным формам могут относиться небольшие сооружения, выполненные из облегченных конструкций и установленные временно, без устроения фундамента (торговые павильоны и т.п.).

Элементы архитектуры малых форм, помимо прямой функции, украшают, разграничивают и организовывают территорию, и участвуют в создании стилевой общности, общего визуального впечатление от окружающей урбанизированной среды.

Применяются в оформлении и благоустройстве городского пространства — массовой жилой застройки и общественных мест развлекательного и спортивного направления, а также в парках и садах, в частных усадьбах. Малые архитектурные формы участвуют в создании городской среды, как сбалансированного комплекса элементов.

Последовательность графического выполнения чертежей (10)

Тон – тот из конкретных основных цветов, который преобладает в данном цвете. Основные цвета – красный, желтый, синий.

Светотень – наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей. Яркость – интенсивность свечения данного цвета.

Световой контраст - возникает при наличии между двумя цветами тональной разницы. Когда эти цвета существуют в паре, они повышают яркость друг друга.

Суть одновременного светового контраста заключается в том, что светлое пятно на темном фоне кажется светлее, чем оно есть на самом деле, а темное на светлом — темнее.

Нюанс - малозаметный переход или различия свойств

14. Виды графического оформления чертежей. Подача и техника

Все чертежи выполняют линиями различного назначения, начертания и толщины. Толщина линий зависит от размера, сложности и назначения чертежа. Установлены следующие типы линий.

1. Сплошная толстая основная линия применяется для изображения видимого контура предмета, контура вынесенного сечения и входящего в состав разреза и имеет толщину s=0,5…1,4 мм.

3. Сплошная волнистая линия применяется для изображения линий обрыва, линии разграничения вида и разреза.

4. Штриховая линия применяется для изображения невидимого контура. Длина штрихов должна быть одинаковая. Длину следует выбирать примерно от 2 до 8 мм в зависимости от размеров изображения. Расстояние между штрихами 1…2 мм.

5. Штрихпунктирная тонкая линия применяется для изображения осевых и центровых линий, линий сечения, являющихся осями симметрии для наложенных или вынесенных сечений. Длина штрихов должна быть одинаковая и выбирается примерно от 5 до 300 мм в зависимости от размера изображения. Расстояние между штрихами – 3…5 мм.

7. Разомкнутая линия применяется для обозначения линии сечения. Длина штрихов берется в интервале 8…20 мм в зависимости от размеров изображения.

8. Сплошная тонкая с изломами линия применяется при длинных линиях обрыва.

9. Штрихпунктирная линия с двумя точками применяется для изображения частей изделий в крайних или промежуточных положениях, линии сгиба на развертках; для изображения развертки, совмещенной с видом.

15. Правильность выполнения плана с размерами и оборудованием

С внешней стороны проставляются три размерные линии: на первой размерной линии указываются размеры оконных проемом, простенков, высот утопающих элементов стен (пилястр, ниш и др.). Она располагается на расстоянии 15мм от внешнего контура стен, причем не должна пересекать, выступающих частей здания. На второй размерной линии указываются размеры между координатными осями. Третья размерная линия определяет общий (габаритный) размер здания. Расстояние между размерными линиями принимается 8 мм. Наружные размеры, как правило, указываются слева и снизу от чертежа плана. Если план несимметричен, то наружные цепочки размеров проставляются с четырех сторон плана здания.

Внутренние размерные линии проводят в двух взаимно перпендикулярных направлениях на расстоянии не менее 10 мм от стены или перегородки. На них линиях прославляют толщины стен, перегородок, вентблоков, размеры помещений, привязку несущих конструкций к координатным осям.

67. Тени, падающие и собственные, их определения (27)

Графика в архитектурном проектировании, ее роль

Линейная графика является одним из главных элементов графического изображения.

Графика является основным специфическим языком архитектурного проектирования на всех этапах, начиная с поиска первоначального замысла и заканчивая осуществлением проекта в натуре. При выполнении чертежей возможно использование самых различных графических приемов, выбор которых зависит от назначения чертежа, объекта проектирования и замысла исполнения.


Графические изображения создавались человеком уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества. Известны настенные рисунки, которые относятся к палеолиту. Самым древним известным изображением (за 2500 лет до н.э.) является карта — вавилонский чертеж, исполненный на глиняной плитке. На нем волнистыми линиями показаны реки, города — кружочками с надписями возле них, горные хребты изображены в виде холмиков.

Древние рисунки, стенная живопись, папирусы свидетельствуют о познаниях народов древности в области чертежа. Наиболее древние чертежи относятся к XVJ в. Например, сохранилось перспективное изображение г. Пскова (1518 г.). В России применялись чертежи, содержащие совмещенные в одной плоскости изображения нескольких видов. Например, известен чертеж сторожевой башни и моста, где фасад башни совмещен с планом моста (XVII в.).

Само понятие “архитектурная графика” возникло в конце XVIII — начале XIX вв.

Оно тесно связано с академическими архитектурными школами, где в отличие от графических работ студентов-художников, скульпторов, прикладников чертежи, эскизы, рисунки студентов — архитекторов стали обобщенно называться “архитектурной графикой”. Именно в это время в академических школах начинают проявляться тенденции специального образования студентов — архитекторов. Ранее они обучались так же и по тем же программам, что и инженеры, фортификаторы, скульпторы, художники-прикладники.

До настоящего времени среди специалистов нет единой точки зрения на то, с какого времени зодчий стал пользоваться чертежом. Большая часть специалистов утверждает, что с Древнего Египта, Ассирии, античной Греции обходились без чертежа и, возможно, пользовались объемными моделями, точка зрения объясняется тем, что до сих пор не найдены сохранившиеся образцы чертежных изображений архитектуры.

Однако знакомство с выполненными в наше время чертежами планов ряда подземных захоронений Древнего Египта, планы огромных храмовых комплексов в Египте и Ассирии дают основания прямо противоположных выводов.

Примером может служить чертежная схема подземной части захоронения фараона Шафра, симметричная композиция которой объединяет множество подземных переходов, галерей, культовых залов, коридоров и погребальных камер. Каждому человеку, имеющему хотя бы самое общее представление о практике архитектурного проектирования и строительства, при взгляде на чертежи станет ясно, что точно рассчитать и построить та комплекс без графической схемы невозможно

Можно предположить, что чертежи исполнялись острыми палочками и резцами на глиняных табличках, кистями или смоченными в краске палочками на полосках папируса. Модели вероятнее всего делали из глины и дерева. Возможно, что крупные чертежи и шаблоны в натуральную величину вычерчивали, а тем вырезали на специальных оштукатуренных поверхностях(полах, стенах и т.д.). Это подтверждает открытие, сделанное американскими учеными в 1979 г. В храмовом комплексе в Дидимах исследователи обнаружили колоссальные “шаблоны”, вырезанные на каменных оштукатуренных стенах, где в натуральную величину были высечены линейные чертежи всех сложнейших обломов и деталей храма.

Высочайшая культура зодчества и строительного мастерства Древнего Рима нашла свое отражение в ряде литературных источников, среди которых самыми известными являются груды Витрувия. В описании ряда построек и проектов есть упоминание о сложных комплексах чертежей, об огромных моделях, которые изготовлялись специальными мастерами по указаниям и чертежам зодчих. К сожалению, образцы этих чертежей и моделей не сохранились. Таким образом, можно выдвинуть предположение, что на всех этапах своей деятельности зодчий пользовался “чертежом”, подготовкой к которому служили обобщенные графические схемы, называемые в наше время “эскизом”.

В этом процессе большую роль играли рисунки зданий, ландшафта, орнаментальных фрагментов, деталей окружающей природной и предметной среды, которые обозначаются в наше время термином “архитектурный рисунок”.

Эти три разновидности изобразительной документации архитектора сейчас именуются видами архитектурной графики.

За многовековой период развития архитектурной деятельности чертеж, эскиз и архитектурный рисунок прошли длинный и сложный путь трансформации в приемах начертания и изложения изобразительной информации, в технике и стилистике ее использования. Одновременно с формированием изобразительных приемов рисунка, эскизирования и черчения изобретались все лее совершенные инструменты для их реализации. Зодчие античной Греции были знакомы с циркулем, который не имел жесткого соединительного шарнира. Римские архитекторы пользовались уже сравнительно сложным набором инструментов: различи циркули, линейки, угольники, мерные бечевки (примитивные рулетки), наборы чертежных перьев специальной величины и заточки, изготовлявшихся из оперения воробьев, гусей и орлов.

Материалом, на котором выполнялись чертежи, служила бумага (пергамент) и в особых случаях тонкая кожа.

Качественное развитие культуры архитектурного черчения напрямую связано с разделением на рубеже между первой и последней четвертью XV в. специализаций архитектора-проектировщика и строителя. Такая специализация способствовала совершенствованию приемов архитектурного черчения, необходимого для того, чтобы строитель мог осуществить здание по чертежам. Ранее зодчий делал чертежи для уяснения ряда проектных вопросов собственного творчества и в некоторой степени для показа заказчику. Изображения носили произвольный характер так как их содержание служило для расшифровки авторских замыслов, что каждым специалистом трактовалось по своему вкусу. Часть чертежей здания и его деталей изображалась в ортогональных проекциях, часть — в перспективе, методика которой был еще крайне примитивна. В России, например, не одно столетие содержание чертежа ограничивалось безмасштабным планом с проставленными на нем размерами. Создание чертежей в масштабе было введено при Петре I. К середине XVIII в. русские архитекторы М. Земцев, Ф. Аргунов уже показывали на своих чертежах фасады, планы и общие виды.

Необходимость получения изображений, дающих строителю исчерпывающую информацию о строящемся объекте, потребовала от архитектора пересмотра системы чертежных изображений.

Многие крупные зодчие, будучи широко образованными людьми, соединяющими в себе таланты инженеров, литераторов, художников и математиков, занялись теоретическим обоснованием методики проекционного черчения в ортогонали и в перспективе. Известны отдельные изыскания в этой области, принадлежащие перу Леона Батиста Альберти, Пьерро делла Франческо, Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера, Гвидо Убальди и др. В результате этих изысканий чертеж стал более лаконичным и грамотным. В его состав стали входить обязательные ортогональные изображения плана и разрезов здания, архитектурных деталей, генерального плана и т. д.

Архитектурный и инженерный чертежи совершенствовались до начала XIX в., когда известный математик и военный инженер Гаспар Монж (один из видных военных консультантов Наполеона Бонапарта) обосновал теорию ортогональных проекций (в 1795 г. опубликована во Франции первая книга по начертательной геометрии). С этого времени характер проектного чертежа изменялся только под влиянием техники чертежного исполнения и в соответствии с требованиями архитектурной практики.

Большое влияние на характер проектной графики оказала архитектурная школа, так как возникшая в середине XVI в. необходимость повсеместной подготовки архитектора — проектировщика потреб вала развитой методики чертежной подготовки студент архитектора. Академии архитектуры и искусства возникали в Европе довольно быстро: начало XVI в. — академия во Флоренции 1562 г. — Римская академия Св. Луки, 1648 г. — академия в Париже и т.д. Более 100 академий до конца XVIII в. Русская Петербургская академия трех знатнейших художеств была организована в 1757 г. В стенах академии разрабатывались и затем внедрялись в практику специфичные для архитектурной графики технические приемы черчения, тушевой отмывки, линейного и штрихового рисунка пером и свинцовым карандашом и т.д.

Искусство академической архитектурной графики достигает таких высот, что многие мастера работают в этом жанре, рассматривая его как разновидность художественной графики. Так возникает и приобретает права гражданства своеобразная ветвь изобразительного искусства — архитектурная фантазия, у истою которой стояли такие мастера Возрождения, как Филиппо Брунеллески и Леон Батиста Альберти. К наиболее признанным мастерам архитектурной фантазии относятся также венский архитектор Бернхард Фишер (1656-1723) и римский архитектор Джованни Батиста Пиранези. Влияние этих мастеров прослеживается жанре архитектурной фантазии вплоть до середины XX в.

Совершенствуются чертежные инструменты, приспособления для отмывки, покраски, тушевки архитектурных чертежей рисунков. Осваиваются технология использования китайской туши, акварельных красок; техника штриховки рисунка с помощью различных материалов (уголь, сангина, соус), для растушевки применяются специальные приспособления из мягкой бумаги, кожи, сукна. К концу XIX в. все известные к этому времени инструменты приобретают знакомые нам очертания. В дальнейшем меняются только используемые для их изготовления материалы.

В XIX в. становится весьма авторитетной профессия инженера, что приводит к повышению активности в деятельности архитектурных мастерских и бюро.

Архитектурная и инженерная документация приобретает специфический характер, что влияет на стиль архитектурного и строительного чертежей, методы их изготовления и размножения. Широко внедряются копировальные машины, приспособления для быстрого изготовления сложных чертежей — инструменты с простейшими зубчатыми приводами, сдвоенные рейсфедеры, кривоножки, удлиненные циркули и др.

Основными графическими приемами проектного и инженерного чертежа становится техника линейной графики с заливкой и штриховкой.

Большое влияние на стилистику архитектурного чертежа оказали представители русского и европейского модерна (2-я половина XIX в. — начало XX в.). Такие мастера русского “много- сгилья” и модерна, как К. Тон, Г. Шервуд, В. Валькот, С. Малютин, Р. Клейн, А. Щусев, Ф. Шехтель, J1. Кекушев, И. Кузнецов создали не только выразительные здания, но и яркие по стилю архитектурные чертежи.

Революция 1917 г., кроме изменения социально-политических устоев, вызвала появление новых архитектурных и дизайнерских школ — ВХУТЕМАС (СССР) и Баухауз (Германия), которые стали новаторами в области прикладной и архитектурной графики.

Вальтер Гропиус, Ганнес Майер, Мохоли Надь, Йоханн Альберте (в Баухаузе), Николай Ладовский, Илья Голосов, Леонид, Виктор и Александр Веснины, Моисей Гинзбург, Константин Мельников, Иван Леонидов были не только блестящими педагогами, мастерами новых архитектурных концепций, но и родоначальниками нового стиля архитектурной графики. В архитектурный чертеж внедряется показ объектов с птичьего полета, резкие перспективные ракурсы, четкая и лаконичная линейная и штриховая графика, покраска чертежа аэрографом, гуашью, темперой, использование коллажа и т.д.

Современная архитектурная графика уже немыслима без применения рапидографов, фломастеров, аэрографов, летрасета, коллажа, шрифтовых трафаретов, компьютерной графики. Но при всем этом нельзя забывать, что архитектурный чертеж должен обладать двумя основными качествами: технической грамотностью и архитектурно-художественной выразительностью.

Архитектурно-строительная графика включает в себя графические средства и приемы, с помощью которых проектируемые здания и сооружения изображаются на плоскости. Рабочие чертежи, выполняемые в линейной графике, являются основными проектными документами.

Однако на начальной стадии архитектурного проектирования зданий и при разработке демонстрационных материалов проекта возникает необходимость и в других видах изображений - ортогонально-проекционных с изображением теней и антуража, аксонометрических и перспективных, а также в специальных чертежах и эскизах по художественной отделке зданий (чертежей фризов, лепных украшений и декоративных панно, плиточных, мозаичных и паркетных полов и т. д.).

В зависимости от назначения и содержания архитектурно-строительных чертежей при их выполнении применяют различные материалы и приемы работы. В качестве графических приемов выполнения чертежей используют: линейную и черно-белую штриховую графику; отмывку тушью; многоцветную, или полихромную графику.

Графика (греч. - пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, Графика делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (промышленная графика, почтовые марки,) и плакат.

Выразительные средства графики -контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение.

Графика является основным специфическим языком архитектурного проектирования на всех его этапах, начиная от поиска первоначального замысла и кончая осуществлением проекта в натуре.

Архитектурная графика опирается на начертательную геометрию — науку о методах изображения трехмерной формы на плоскости. Специфика архитектурной графики заключается в том, что в ней наряду с наукой, со строгой структурностью изображения, масштабностью всегда присутствуют элементы рисунка, элементы художественной выразительности.

Графическое выполнение чертежей на разных стадиях проектирования

Ориентировка -подготовительный этап, знакомство с требованиями к будущему объекту, его местом в окружающей среде, подбор нормативной литературы. Выполняются схематические чертежи, графические схемы участка застройки для последующей работы с эскизом

Поиск – работа над комплексом эскизных чертежей, набросков, макетов, по которым заказчику демонстрируется проектная идея.

Исполнение проекта – основная работа над проектными чертежами

Оформление проекта разработка комплекта рабочие чертежи по которым ведется строительство( углубленная работа с изменениями, добавлениями и корректировкой)

ориентировка

Исполнение проекта

Оформление проекта

На основе утвержденного проекта разрабатывают рабочую документацию со сметами, по которым и будут осуществляться строительно-монтажные работы. В состав рабочей документации входят комплекты рабочих чертежей, подробные сметные расчеты, монтажные схемы конструкций и элементов, чертежи узлов и деталей, чертежи санитарно-технических устройств, чертежи благоустройства и инженерной подготовки территории и др. Рабочие чертежи разрабатывают без излишней детализации с ссылками на альбомы типовых строительных деталей.

Основным видом графического изображения в архитектурной деятельности является чертеж.

Линейно-тональные

Светотеневые

Полихромные

Материал и инструменты.

Для выполнения графических работ необходимо иметь следующие инструменты: готовальню, рейсшину длиной не менее 80 см на роликах, чертежные треугольники с углами 30-45 градусов, набор лекал, тушь, кнопки, перья, мягкую резинку, рейсфедер, фломастеры, качественные чертежные карандаши твердостью ЗТ, 2Т, Т, М (ЗН, 2Н, Н, НВ, B) и рапидографы толщиной 0,25; 0,35; 0,5; 0,8.

Лекала служат для вычерчивания кривых линий. До обводки кривой участок лекала следует подбирать так, чтобы не менее трех-четырех соединяемых точек совпадало с контуром лекала.

Чертежные карандаши применяют различной твердости. Твердость карандаша указывается на нем буквенным и цифровым обозначением. Буква "Т" обозначает твердые карандаши, буква "М" – мягкие. Цифра перед буквой указывает на степень твердости графита карандаша данной серии. Для импортных карандашей используются латинские буквы: Н (для твердых), В (для мягких), НВ (средней мягкости). Твердые карандаши применяют для точных построений, мягкие – для выполнения эскизов, оформления подачи графического изображения.

Резинки для работ используют мягкие, не повреждающие поверхностного слоя бумаги. Для удаления резинкой ненужной линии чертежа, чтобы не повредить рядом располагающуюся графическую информацию, рекомендуется использовать трафареты из тонкого материала (бумаги, фотопленки). В трафарете должны быть узкие прорези для снятия линий и круглые или квадратные отверстия для удаления цифр и неверно нанесенных букв.

Рапидографы, рейсфедеры, перья различной толщины позволяют качественно варьировать толщиной линий при создании линейных чертежей.


Архитектурная графика — направление изобразительного искусства, охватывающее творческий процесс представления идей и образов в области проектирования и архитектурного дизайна. Это детальная разработка плана будущего здания в чертеже с масштабом (или сада для ландшафтного архитектора) с использованием условных обозначений будущих фундаментов, стен, пилонов или колонн, с пометкой будущих окон, дверей. Генеральный план позволяет показать расположение здания или ансамбль зданий на местности с указанием сторон света. Чертеж архитектора тесно связан с математическими расчетами и указаниями размеров будущего здания, соотношения его частей (масштаб). Используется как в проектировании новых построек, так при разработке фиксационных планов существующих или разрушенных зданий.

На сегодняшний день актуальным является разделение архитектурной графики на классическую и цифровую.

  • Классическая архитектурная графика использует в качестве инструментария материальные предметы маркирования — карандаши, краски, бумагу и пр.
  • Цифровая архитектурная графика использует для достижения того же результата вычислительные системы

Содержание

Египет

Первые чертежи были созданы ещё в Древнем Египте, где сложилась сильная школа математиков и геометров. Широкое использование камня позволило сохранить первые образцы чертежей архитекторов. Некоторые планы сохранились на фресках и рисунках папирусов (сад у бассейна на папирусе 16-11 вв. до н. э. в собрании Британского музея, Лондон).

Детальный план сада возле бассейна сохранился на стенописи из Фив в гробнице Рехмира, 18 династия (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Сад на чертеже представлен в виде сверху. Три ряда деревьев нарисованы как радиусы круга — от центра в стороны. Условность чертежа художника Древнего Египта не мешает современному архитектору перевести древний план на современные чертежи с сохранением всех качеств оригинала.

Римская империя




город Геркуланум, театр, план


Средневековая Армения




Своеобразная и интересная архитектурная школа сложилась в средневековой Армении. Страна одна из первых сделала христианство государственной религией, в результате происходило массовое строительство церквей. Новый тип храма был принят уже в 6-7 веках. Наибольшее распространение имели крестово-купольные храмы без раздела интерьера храма на нефы. Этот тип храмов называют триконхами и тетраконхами, ибо в их плане лежит трёх- или четырёхчастное сооружение. Внешнее сходство храмов не отразилось на однообразии планов. Среди них есть свои высокие достижения и шедевры, например, план храма Звартноц 643—652 гг., где в храмовую ротонду вписан равносторонний крест с полуциркульными концами, что позволяет его сравнивать с планом церкви Сергия и Вакха в Константинополе.

Романский стиль

Романский стиль предшествовал стилю готики и отличился в искусстве разных стран. Исследователи считают, что во Франции он продержался лет 200. А в некоторых регионах страны позиции романского стиля были такие слабые, что он быстро вышел из использования. Особенно слабыми позиции романики были в Иль-де-Франс, где распространились классические образцы готических соборов (Париж, Реймс, Шартр).

Романский стиль в Германии продержался дольше и некоторое время сосуществовал с готикой, что давало компромиссные, но очень интересные образцы соборов в Майнце, Бамберге, Вормсе, Наумбурге.

Долго удерживали свои позиции романика и готика и в Испании. Даже последний из великих соборов Испании — в Севилье — умышленно строили в готическом стиле, хотя уже хорошо знали другие образцы и типы соборов.

Базилика, план. Фрагмент работы 1718 года.

Архитектурная графика — направление изобразительного искусства, охватывающее творческий процесс представления идей и образов в области проектирования и архитектурного дизайна. Это детальная разработка плана будущего здания в чертеже с масштабом (или сада для ландшафтного архитектора) с использованием условных обозначений будущих фундаментов, стен, пилонов или колонн, с пометкой будущих окон, дверей. Генеральный план позволяет показать расположение здания или ансамбль зданий на местности с указанием сторон света. Чертёж архитектора тесно связан с математическими расчётами и указаниями размеров будущего здания, соотношения его частей (масштаб). Используется как в проектировании новых построек, так при разработке фиксационных планов существующих или разрушенных зданий.

На сегодняшний день актуальным является разделение архитектурной графики на классическую и цифровую.

Читайте также: