Архитектура при петре 1 сообщение 8 класс

Обновлено: 02.07.2024

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Архитектура России Петровского времени (1/4 18 в.)

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения


Архитектурной доминантой и композиционным центром ансамбля Петропавловской крепости, а также крупнейшим монументальным культовым сооружением СПБ был Петропавловский собор (арх. Трезини, 1722-1733).











Для Петра I Трезини построил в Петербурге два дворца – Зимний( 11 ) (не сохранился) и Летний, окруженный первым в России регулярным парком – Летним садом. Фасады Летнего дворца украшают скульптурные барельефы, прославляющие победу России в Северной войне.




На Васильевском острове Трезини возвел здание Двенадцати коллегий. Его фасад протянулся почти на 400 метров вглубь острова. Каждая коллегия получила свою трехэтажную секцию с отдельным входом.



Неподалеку от здания Двенадцати коллегий находится Меншиковский дворец, который строила целая группа иностранных архитекторов. Из вестибюля дворца, уставленного колоннами, на второй этаж ведет парадная лестница. Некоторые из помещений отделаны привезенной из Голландии расписной фаянсовой плиткой.





Первоначально к дворцу прилегал обширный парк с фонтанами, оранжереями, церковью, гротом, скульптурой.


Недалеко от Петербурга, на берегу Финского залива Петр построил себе загородную резиденцию Петергоф. На территории огромного парка, пересекаемого лучами прямых дорожек, разбросаны многочисленные дворцы и павильоны.



Дворец Монплезир расположен в Нижнем парке, почти у самой кромки воды. На вершине холма, лицом в морю стоит другой дворец, Большой. В глубине парка находится павильон Эрмитаж. Неподалеку стоит еще один дворец – Марли.



Большой дворец. Архитекторы Ж.-Б. Леблон, И.-Ф. Браунштейн, Н. Микети, М.Г. Земцов, Ф.-Б. Растрелли. 1714-1725, 1745-1755 гг






Живопись

Особенности живописи Нового времени. В XVIII в. изменился характер русской живописи. Художники освоили линейную перспективу, а также искусство светотени, при помощи которой создается иллюзия объема.



Возникли жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический. Ведущее место среди них занимал портрет.

Реформы Петра I коснулись реорганизации государственного аппарата, русской армии, создания морского флота, создания новых отраслей промышленности, строительства новых крепостей и городов. В основе всех преобразований лежит опыт европейских стран, опирающийся на древнерусские традиции.
В архитектуре происходят коренные изменения, возводятся новые типы зданий – судостроительные верфи, госпитали, театры и музеи, здания коллегий и канцелярий.

Петергофский ансамбль

Петергофский ансамбль

Характерными чертами петровского барокко были рационалистичность и простота в сочетании с барочной пластичностью архитектурных деталей.
В области градостроительства осваивались передовые методы – регулярный характер планировки и застройки, введение красной линии застройки, создание крупномасштабных общественных градостроительных ансамблей, благоустройство улиц и площадей, ночное освещением и т. п.

Строительство Санкт-Перербурга.

Стрельнинский ансамбль

Стрельнинский ансамбль

Как основная дорога на Москву возникает Невская першпектива – основная градостроительная ось от Адмиралтейства, позже она дополняется двумя лучами – Вознесенским проспектом и Гороховской улицей. Трехлучие, запректированное архитектором Еропкиным в лучших традициях европейского барокко, имело огромное значение для последующей планировки города.

Царскосельский ансамбль

Царскосельский ансамбль

Архитектура барокко в творчестве Трезини, Коробова, Земцова.

Одним из крупнейших и ведущих архитекторов петровского времени был Доменико Трезини, итальянец по происхождению, работавший в Голландии и принесший в оссию черты северо-европейского барокко. Трерзини – автор Петропавловского Собора (1712–1733гг.) – крупнейшего сооружения эпохи Петра I.
В основе плана Собора – трехнефная базилика – чуждая русской архитектурной традиции, с гигантской колокольней высотой 120 метров, основной доминантой города, подобно колокольне Ивана Великого в Москве.

Крупная постройка Доменико Трезини – здание 12-ти коллегий (1722-1742 гг.) – правительственное здание большой протяженностью с повторяющимся ритмом одинаковых блоков, ограничивающее большую площадь на стрелке Васильевского острова.
Доменико Трезини автор Летнего дворца Петра I – скромного, небольшого сооружения, выполненного по типу жилого дома для зажиточных граждан.

Летний дворец Петра I

Летний дворец Петра I

Дворец Кадриорг в Таллине

Дворец Кадриорг в Таллине

Ведущая раль в застройке Петербурга принадлежала архитекторам – иностранцам, но уже в 1716 году, специальным указом, Петр I отправил за границу для обучения 20 дворянских детей, среди которых будущие, известные русские архитекторы: Петр Еропкин, Тимофей Усов, Иван Коробов, Иван Устинов, Иван Мичурин и др.
Михаил Земцов был практически заместителем Трезини, позже возглавил работы в Петербурге, под его руководством возводились царские дворцы и парки. Автор церкви Симеона и Анны в Петербурге (1729-1734 гг.), в которой органично соединены русская крестовокупольная церковь и европейское барокко.

Церковь Симеона и Анны в Петербурге

Церковь Симеона и Анны в Петербурге

Иван Коробов – автор здания адмиралтейства, 1732 г – крупнейшего сооружения Петербурга. По его проектам строитлись верфи, постройки Морского полка, церковь Пантелеймона.
Петр Еропкин – руководитель Комиссии строений, автор планировочных работ по застройке основных частей Петербурга: центрального района города, жилой застройки Васильевского острова, и др.
Такие выдающиеся зодчие как Еропкин, Коробов, Земцов создали самобытную национальную школу и заложили фундаментальные основания для расцвета русской архитектуры в середине 18 века

Отличие петербургского и московского барокко.

Основными работами по строительству в Москве руководил Иван Мичурин, автор генерального плана г. Москвы 1739 года. Это был первый точный план города выполненный на топогеодезической подоснове. Первые постройки Москвы копировали петербургское барокко. Но скоро московское барокко приобретает свой индивидуальный облик, тяготея к традициям древнерусской архитектурной формы, декоративности деталей, многоцветности и богатой пластике объемов.
Иван Мичурин – автор колокольни Троице-Сергиевой Лавры в Загорске (1740–1770 гг.), — церкви Параскевы-Пятницы в Замоскворечье (1739-1744 гг.), — колокольни церкви Петра и Павла (1740-1744 гг.).
Арсенал в Московском Кремле (автор Д. Иванов 1702-1736 гг.) выполнен в традициях Кремлевских московских построек и только во входной части имеет барочные детали.

Арсенал в Московском Кремле

Арсенал в Московском Кремле

Красные ворота в Москве (архитектор Д. Ухтомский, 1753 – 1757 гг.) – триумфальные ворота.

Меньшикова башня ( архитектор Н. И. Зарудный, 1701-1707 гг.) – предшественница колокольни Петропавловского собора. В основе композиции – традиция деревянной шатровой многоярусной церкви.

Московское барокко органично сочетает древнерусские традиции как в формах так и в деталях, чем существенно отличается от более строгого, лаконичного петербургского барокко.

Меньшикова башня

Меньшикова башня

Гост

ГОСТ

Архитектура Петровской эпохи

Петровское барокко – это архитектурный и художественный стиль, распространенный в период правления Петра I. Стиль широко применялся при проектировании зданий в новой столице России – Санкт-Петербурге.

Петровское барокко было ограничено временными рамками с 1697 по 1730 гг. Считается, что стиль возник на фоне увлечения Петром I и его непосредственными преемниками архитектурой Западной Европы.

Рисунок 1. Кикины палаты. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Для архитектуры Петровского барокко характерны следующие черты:

  • простота объемов в общей композиции здания;
  • сдержанность убранства и четкость членений;
  • высокие кровли по типу голландских строений;
  • башни со шпилями;
  • двуцветная наружная отделка (красно-белая или сине-белая цветовая гамма);
  • упрощенная ордерная система.

Готовые работы на аналогичную тему

Следует отметить, что барокко Петровского периода также отличалось и от голицынского барокко, которое черпало вдохновение от итальянских и австрийских построек.

Первыми архитекторами, работавшими в стиле Петровского барокко, были Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер и Дж. М. Фонтана. Все эти зодчие были приглашены в Россию Петром I. Каждый из них внес большой вклад в развитие архитектуры страны.

Надо сказать, что европейские традиции были усвоены и русскими зодчими (например, Михаилом Земцовым и другими мастерами), которые курировали строительные работы по проектам европейских архитекторов.

Первые сооружения в стиле Петровского барокко были построены в Москве еще до основания Санкт-Петербурга. Одним из таких зданий считается Лефортовский дворец (1697 – 1699), построенный архитектором Д. В. Аксамитовым. Реконструкцией здания в 1707 – 1709 гг. занимался Дж. М. Фонтана. Церковь Архангела Гавриила также считается образцом Петровского барокко. Она была возведена в период с 1701 по 1707 гг. по проекту архитектора Ивана Зарудного. В обоих вышеописанных сооружениях детали московского барокко сочетались с ордерными элементами в оформлении фасадов.

Кикины палаты

Кикины палаты – это один из памятников архитектуры эпохи Петровского барокко, находящийся в Санкт-Петербурге.

Это единственный сохранившийся до наших дней дом соратника императора Александра Кикина. Известно, что Кикин также имел участок на территории нынешнего Зимнего дворца. Кикины палаты были построены с 1714 по 1720 гг. неизвестным архитектором (предположительно Андреасом Шлютером) недалеко от смоляного двора. В 1718 году Кикин был казнен за помощь в побеге из России царевичу Алексею Петровичу. Дом был передан в собственность государства.

С 1719 по 1727 гг. здесь находилась коллекция петровской кунсткамеры и личная библиотека императора. В 20-е годы XVIII века здание было реконструировано неизвестным архитектором. В 1733 году здесь была размещена канцелярия и лазарет лейб-гвардейского Конного полка.

Во время Ленинградской блокады Кикины палаты были практически разрушены, однако, в 1952 – 1956 гг. были развернуты масштабные восстановительные работы. Проект реконструкции составила архитектор Ирина Бенуа. На сегодняшний день в здании располагается музыкальный лицей.

Кунсткамера

Кунсткамера – это кабинет диковин и редкостей, учрежденный Петром I и располагающийся в Санкт-Петербурге.

Поскольку коллекция стремительно разрасталась, возникла потребность в новом здании. Было решено построить специальный музей на стрелке Васильевского острова.

Ныне существующее здание было возведено в период с 1718 по 1734 гг. Строительством руководил архитектор Маттарнови, которым и был разработан проект здания. Через год проект руководство было передано архитектору Н. Гербелю, который внес несколько изменений в первоначальный проект: низкая двускатная кровля была заменена на вальмовую с переломом двух углов ската, гладкие стены получили угловые ризалиты, а коньки кровли изолированы от объема башни.

После смерти Н. Гербеля работами руководил Киавери. Именно он обнаружил значительные дефекты в центральной части здания, после чего было принято решение заново возводить этот фрагмент. Завершал строительство архитектор М. Земцов. Строительство было признано завершенным с установкой в нишах фасадов двенадцати статуй.

Здание относят к стилю Петровского барокко. Оно состоит из двух трехэтажных секций в формах, соединенных между собой многоярусной башней в стиле барокко. Оба фасада здания были задуманы как парадные. Кирпич для здания был заказан из-за границы.

Читайте также: