Архитектура новгорода 13 15 века сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Развитие зодчества в Русских княжествах было приостановлено татаро-монгольским нашествием. Разоренные монголами города в течение длительного времени не восстанавливались, что было обусловлено тяжелым экономическим положением и отсутствием опытных архитекторов. Однако древние традиции градостроительства были сохранены, вследствие этого в конце $XIV$ - начале $XV$ вв. начался новый расцвет русской архитектуры.

Среди городов Северо-востока Руси раньше всех каменное строительство возродилось в Твери. Уже в $1285$-$1290$ годах был построен храм Спаса-Преображения. Тверские зодчие сохранили архитектурные традиции, сложившиеся во владимиро-суздальской земле. Однако разорение города после антимонгольского восстания $1327$ году на долгое время прервало развитие в этом городе каменного строительства.

Архитектура Новгорода и Пскова

Из русских городов Великий Новгород и Псков менее всего подверглись разорению в ходе татаро-монгольского завоевания, поэтому эти города в числе первых возродили в масштабное строительство. Основываясь на архитектурных традициях домонгольской Руси, мастера Новгорода и Пскова построили на деньги бояр и купцов множество небольших храмов и церквей. Однако прежние традиции в этот период сочетались с новыми творческими исканиями. Зарождающийся новый стиль, отличался множеством декоративных украшений, его отражение можно найти в самых известных храмах, построенных в этот период. Например, церковь Федора Стратилата и церковь Спаса на Ильине возведенные в Новгороде в конце $XIV$. В псковском градостроительстве тех лет, однако, новый стиль не получил значительного распространения, а, в целом, архитектура этого города имела облик крепости. Храмы, построенные в Пскове в данный период, отличаются суровым и лаконичным стилем, различные украшения встречаются довольно редко. Типичным образцом псковского стиля служит, например, церковь Василия на Горке построенная в начале $XV$ в.

Готовые работы на аналогичную тему

Несмотря на то, что многие исследователи считают псковскую архитектуру очень близкой к архитектуре Новгорода, тем не менее, в зданиях, построенных в Пскове можно встретить много специфических черт. Наиболее известными храмами Пскова, в которых проявились особенности архитектуры этого города, стали церкви Николы со Усохи ($1371$), Василия на Горке ($1413$), Успенья на Пароменье со звонницей ($1521$), Кузьмы и Демьяна с Примостья ($1463$).

Вместе с церковным в Новгороде и Пскове существовало и значительное гражданское строительство. В $1302$ году в Новгороде было начато строительство каменного Кремля, который затем не раз перестраивался. Для проведения заседаний Совета господ и торжественных приемов новгородские архитекторы, при участии немецких мастеров возвели в $1433$ году Грановитую палату. А в $XV$ веке постройку каменного Кремля осуществили и в Пскове.

Московская архитектурная школа

Во второй четверти $XIV$ века каменное строительство было начато и в Москве. Архитектурная школа здесь формировалась под влиянием владимиро-суздальской градостроительной традиции, хотя в дальнейшем на нее оказали влияние и другие архитектурные школы: псковская, черниговская и новгородская. Как и ранее, главным направлением в зодчестве было церковное строительство. Самыми ранними сохранившимися до наших дней памятниками архитектуры Москвы являются: Успенский собор в Звенигороде ($1400$), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода ($1405$), Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры ($1422$), Спасский собор Андроникова монастыря ($1410$-$1427$).

Например, звенигородский Успенский собор на Городке - единственный из полностью сохранившихся московских белокаменных храмов этого периода. Он представляет собой небольшой крестово-купольный храм, с одним куполом. Восточная сторона храма украшена тремя алтарными апсидами, западная, южная и северная стороны традиционно делятся на три вертикальных прясла, украшенных закомарами. Изящные пропорции и богатство декоративного убранства отличают храм от остальных соборов данного периода.

Грандиозной работой того времени стало возведение Московского Кремля. Его история началась еще в $XII$ веке, когда первые деревянные кремлевские стены были построены на Боровицком холме, но в $1237$ году они были разрушены татаро-монголами. В годы правления в Москве князя Ивана Калиты территория Кремля расширилась, были построены новые дубовые стены, каменные храмы на Соборной площади положили начало формированию архитектурного ансамбля Московского Кремля. В $1367$ году были построены стены из белого камня. Позднее когда Москва становиться центром объединенного Русского государства, в середине XV века, Кремль был перестроен при участии мастеров из Италии. Окончательное оформление архитектурного ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до нашего времени, закончилось начале $XVI$ века и послужило символом величия и могущества столицы централизованного Российского государства.

Расцвет московского зодчества большинство ученых связывают с политическими и экономическими достижениями княжества в конце $XV$ века, в годы правления Ивана $III$. В $1475$ - $1479$ годах итальянским мастером Аристотелем Фиораванти возведен Московский Успенский собор. В $1484$ - $1490$ годах псковские зодчие построили Благовещенский собор. Кроме этого подъем переживает и гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий - палат, наиболее известной из них является Грановитая палата ($1487$ - $1496$).

Завершение объединения вокруг Москвы всех русских княжеств способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению архитектурных традиций русских земель. Начался процесс слияния местных архитектурно-художественных школ в единую общерусскую архитектурную школу.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Архитектура Новгорода 14 - 15 в.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Церкви 14-15 вв. отличались гораздо меньшими размерами, чем княжеские соборы 11-12 вв. Наряду с типичной для новгородской архитектуры монументальностью масс и лаконичной простотой объёмов в них появляются новые черты. Широко распространившееся трёхлопастное завершение стен увеличило стройность зданий, исчезла трёхапсидность - все храмы этого времени с одной апсидой, которая делалась значительно ниже восточной стены. Строители отказываются от древнерусской системы кладки и переходят к местным строительным традициям. Вместо кирпича стены выкладывались только из местного разноцветного камня, неровно обколотого, что потребовало обязательной обмазки стен известью. В результате усиливалась неровность стен, что дополнительно выявляло свойственную всему новгородскому и псковскому зодчеству скульптурность. Храмам свойственна суровость, но в то же время им присущи изящество, ясность архитектурного образа. Мощная гладь их стен члениться широкими лопатками и оживляется узкими окнами и нишами. Барабаны куполов украшены простым, но выразительным кирпичным орнаментом. Трёхлопастевые арки придают храмам нарядность, так же как накладные кресты и бровки на стенах.

Первым каменным храмом после длительного строительного затишья является церковь Николы на Липне (1292). Эта церковь дала толчок для развития нового стиля в зодчестве Новгорода, и к середине 14 в. появились храмы в зрелых формах, с классической ясностью своих пропорций. Среди них церкви Фёдора Стратилата на Ручью (1361), Спасо-Преображенский собор на Ильине улице (1374), а также церковь Петра и Павла в Кожевниках

В этих сооружениях новгородская архитектура находит своё классическое завершение. В 14 в. архитекторы лишь варьируют найденный тип здания, сообщая ему то большую интимность, то подчёркнутую строгость, то затейливую нарядность. Самобытный характер новгородских храмов не нарушается использованием декоративных приёмов других архитектурных школ. Так декор апсид напоминает оформление апсид романских храмов Германии, но он не вступает в противоречие с чисто новгородским обликом здания, подчинён его общему декоративному ритму.

Архитектура Новгорода развивалась на основе местных художественных традиций и вкусов. Вместе с тем это явление органично входит в общий процесс развития древнерусской архитектуры, обогащая его новыми идеями и формами.

Новгород, центр богатой боярской республики, поддерживал тесные торговые и культурные отношения со странами западной Европы, в первую очередь немецкими ганзейскими городами. Свидетельством этого является Владычная (Грановитая) палата новгородского кремля. Она была построена в 1433 г. приглашёнными европейскими мастерами в готическом стиле.

novgorod_sophia (316x400, 26Kb)

все записи автора

Заказчиками в этот период выступают бояре, посадники, купцы, а также горожане. Большое количество построек — церковных, гражданских — осуществляет владыка (митрополит).
В старые, традиционные композиции храмов вводятся новые приемы, новые конструктивные решения. Применение для кладки стен грубо отесанного известняка с неровной поверхностью приводит к потере четкости линий и форм и, как следствие, к скульптурной пластичности фасадов. Появляется иная система завершения фасадов, уничтожаются боковые апсиды, вводится стрельчатое завершение окон.

Церковь Николы на Липне была сооружена в 1292 году среди безбрежной равнины, к юго-востоку от Юрьева, по другую сторону Волхова. Это единственная постройка, сохранившаяся от Николо-Липенского монастыря. Отсюда и название церкви.
В этом памятнике архитектуры наблюдается переход к следующему этапу развития новгородского зодчества. Здесь впервые появляется новая строительная техника — кладка из волховской плиты на растворе извести с песком. Кирпич получает иную форму — становится более удлиненным. Такие строительные материалы будут преобладать вплоть до конца XV века.
Посводное покрытие больше не применяется. Отныне излюбленным типом покрытия становится трехлопастное завершение — фасады церкви заканчиваются вверху трехлопастной декоративной аркой с пояском свисающих полуциркульных арочек. Исчезают боковые апсиды, а центральная понижается до половины высоты фасада.
Церковь была расписана, но в годы войны, когда храм был почти до основания разрушен, роспись полностью погибла. В настоящее время церковь восстановлена в первоначальных формах.

Церковь Спаса на Ковалеве стоит вблизи дороги на Москву, неподалеку от реки Малый Волховец, где когда-то находился Ковалевский монастырь. Построена боярином Онцифором Жабиным в 1345 году.
Этот храм является промежуточным звеном в переходе к новому стилю в новгородском зодчестве. В архитектуре церкви отразились новые приемы и старые традиции. Как в церкви XII века, она имеет посводное покрытие, но на фасадах отсутствуют лопатки. Нет и традиционных трех апсид, осталась лишь одна. Отличительной особенностью Церкви является наличие трех притворов — пристроек с западной, северной и южной сторон.Южный притвор служил фамильной усыпальницей Жабиных.
Роспись церкви была осуществлена в 1380 году. Она покрывала купол, алтарь, северную и южную стены, столбы, арки, западный притвор. В 1941—1943 годах церковь была разрушена фашистами, погибла и роспись, казалось бы, безвозвратно, но художники-реставраторы из мелких кусочков штукатурки с росписью воссоздали 130 квадратных метров древней живописи. В 1980 году некоторые фрагменты росписи вернулись на свои места.

Церковь Федора Стратилата построена в 1360—1361 годах посадником Семеном Андреевичем на берегу Федоровского ручья.
Храм является классическим памятником новгородского зодчества XIV века. Это кубического типа четырехстолпная постройка, имеющая одну главку. По своим пропорциям, архитектурному решению, мастерству церковь — высокохудожественное произведение. По-новому решена здесь пластика фасадов, имеющих трехлопастное завершение — то есть три арки, соединенные друг с другом, средняя возвышается над боковыми. Фасады украшены лопатками и многочисленными декоративными элементами.
Новый прием наблюдается в оформлении окон, порталов. Они получают стрельчатое завершение, а над окнами появляются так называемые бровки.
Столбы внутри приближены к стенам, что привело к расширению подкупольного пространства. На хоры ведет лестница, но она находится не в толще стены, как это было раньше, а внутри здания, в северо-западной части церкви. В стенах несколько потайных камер для хранения ценностей.
При расчистке поздней побелки были выявлены фрагменты древней росписи, выполненной, как предполагают искусствоведы, либо известным византийским художником Феофаном Греком, либо его учениками. В основе росписи лежит красно-коричневый цвет. Рисунок — темно-коричневый. В живописи много общего с художественными приемами росписи другой церкви — Спаса Преображения на Ильине улице.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, построенная в 1374 году, по планировке, общему объемному решению близка к церкви Федора Стратилата.
Отличительная черта внешнего облика церкви — декоративные элементы, заполнившие стены, барабан, апсиду. К ранее применявшимся украшениям добавлены вставные каменные скульптурные кресты причудливых форм. Впервые применена декоративная композиция из трех окон и двух ниш, объединенных многолопастной бровкой. В дальнейшем этот элемент встречается на фасадах других храмов.
Церковь знаменита фресками. Они производят сильнейшее впечатление как по прорисовке, так и по цвету. Поражают смелость композиции, отточенность форм, монументальность. Как и в церкви Федора Стратилата, живопись построена на сочетании различных оттенков красно-коричневых тонов. Для Феофана Грека характерна манера письма короткими, энергичными мазками. Реальность создается наложением белил. Отсутствует детализация. Живопись плоскостная, условная. Роспись сохранилась не полностью, в основном в северо-западной камере, на хорах, в куполе, алтаре и западной части церкви под хорами.

Церковь Рождества на кладбище, как свидетельствует название, расположена на Рождественском кладбище. Она построена в 1381—1382 годах.
Ее формы предельно просты, архитектура скромна. Храм четырехстолпный, с трехлопастным завершением. Наблюдается отказ от декора. На западном фасаде сохранился древний портал со стрельчатым завершением. Роспись церкви исполнена в 80-х годах XIV века. Фрески отличаются тщательной деталировкой, они реалистичны и красивы.

Церковь Иоанна Богослова в Радоковицах стоит на Торговой стороне, к северу от земляного вала, на территории нынешнего парка. Построена в 1383—1384 годах. Это один из наиболее сохранившихся памятников XIV века. Она стройна, пропорции ее удачны. В древности имела трехлопастное завершение.
При реставрации обнаружен древний портал, над которым находилась декоративная композиция из трех окон с двумя нишами между ними. Вся композиция завершалась декоративной пятилопастной бровкой.

Церковь Петра и Павла в Кожевниках находится на Софийской стороне, сразу же за валом на Дмитриевской улице. Это удивительное сооружение построено в 1406 году. Церковь отличается законченностью архитектурного образа и представляет собой образец зодчества XV века. Она сложена из крупных камней известняка, а декоративные элементы выполнены из кирпича. Из него же сделаны своды, главка, лопатки. Церковь кубического типа, одноглавая. Фасады имеют трехлопастное завершение.
Для украшения фасадов использованы орнаменты из кирпича, аналогичные встречающимся ранее в новгородских церквах: пояски из треугольных впадинок, круглые и пятиугольные нишки-розетки, аркатурный фриз, кресты и другие. Апсида декорирована вертикальными тягами-валиками.
Внутреннее пространство выдержано в традиционном стиле второй половины XIV века.

Церковь Власия, построенная в 1407 году, расположена на перекрестке трех улиц сегодняшнего Новгорода — Чернышевского, Солецкой и Мерецкова. Свое название она получила от Волосовой улицы, впоследствии именуемой Власьевской. Предполагается, что в древности здесь стоял идол Волоса-покровителя скота.
Это типичный памятник начала XV века. Постройка квадратная в плане, однокупольная. Фасады имеют трехлопастное завершение. Древние своды и купол не сохранились. Церковь реставрирована в послевоенное время, При этом были обнаружены и восстановлены древние перспективные, то есть уступчатые, порталы со стрельчатым завершением.

В XIV — XV веках кроме вышеуказанных сооружений были построены и сохранились церкви Михаила Архангела (1300—1302 гг.), Успенья в Коломне (1310 г.), Николы Белого (1312—1313 гг.), Троицы (1365 г.), Рождества богородицы на Михалице (1379 г.), Покрова Зверина монастыря (1335—1339 гг.), Иоанна Милостивого (1422 г.), Уверения Фомы на Мячино (1465 г.), Симеона Зверина монастыря (1468 г.) и другие.

Господин Великий Новгород
В 12 веке Новгород освобождается от власти князя и становится феодальной республикой, возглавляемой верхами боярства и архиепископом.
Возводятся только небольшие крестовокупольные храмы с одной главой.
Внутреннее пространство упрощается.
Декоративное убранство минимальное: монолитный объем храма нарушают лишь лопатки, создающие строгий ритм; закомары украшены простым профилированным рельефом; верх барабана отмечен лаконичным аркатурным поясом.

Георгиевская церковь в Старой Ладоге . 1165. Западный фасад.


Георгиевская церковь в Старой Ладоге . 1165. Западный фасад.
Форма купола – шлемовидная.

Живопись

Ангел Златые Власы. 12 в. Новгородская школа. ГРМ.


Ангел Златые Власы. 12 в. Новгородская школа. ГРМ.
Высокая чистота и красота образа.
Сильны народные традиции.

Устюжское Благовещение.


Устюжское Благовещение.
12 – нач. 13 в. ГТГ.
В прекрасных лицах и фигурах отголоски киевско-византийских мозаик.

Пророк Аарон. Фрагмент фрески церкви Спаса на Нередице. 1199.


Пророк Аарон. Фрагмент фрески церкви Спаса на Нередице. 1199.
После ВОВ церковь была восстановлена из руин, но росписи погибли.
В образах святых с горящими глазами, грозно внушительных в своей неподвижности дышала некая первозданная мощь. Подлинно народная, даже крестьянская сила.

Фрагмент фрески церкви Спаса на Нередице. 1199.


Фрагмент фрески церкви Спаса на Нередице. 1199.

Выводы

Древнерусская архитектура периода феодальной раздробленности (12 – сер. 13 вв.) имела общие черты и местные особенности.
Общерусскими чертами архитектуры стали тенденции, зародившиеся в киевский период и получившие свое полное развитие в 12 – сер. 13 вв. – достижение выразительности через лаконичность и пропорциональную соразмерность простых архитектурных объемов.
Различия школ:
Владимиро-суздальская школа – вытянутые строгие пропорции и нарядность храмов, благодаря украшению декоративными деталями и каменным рельефом стен.
Новгородская школа – монолитный объем одноглавых небольших храмов, минимальное использование простого декора.

Живопись
Владимиро-суздальская и ярославская школы – византийская традиция обогащается народными чертами: подчеркнутая декоративность, укрупненность деталей, появляется человечность и простодушие образов.
Новгородская школа - образы святых становятся сильными и величественными, графичность и монументальность.

Новгородское искусство 13 – 14 веков

С конца 13 в. наблюдается некоторое оживление и новый расцвет новгородского зодчества.

Церковь Николы на Липне близ Новгорода. 1292.


Церковь Николы на Липне близ Новгорода. 1292.

Церковь Федора Стратилата на Ручье (на Ручью) в Новгороде. 1360.


Церковь Федора Стратилата на Ручье (на Ручью) в Новгороде. 1360.
В этом храме нашли свое завершение задачи, поставленные при строительстве церкви Николы на Липне:
Стремление к наибольшей монолитности и стройности общего архитектурного облика. Соразмерность главных объемов – самое основное в этом строении.
Для решения этих задач появляется новый тип покрытия.
Приближение здания церкви к общему характеру городской застройки. Трудно представить большее органическое единство архитектуры храма с исконной новгородской крепостью.

Церковь Спаса Преображения на Ильине-улице в Новгороде. 1374.


Церковь Спаса Преображения на Ильине-улице в Новгороде. 1374.
В 14 в. зодчие отказываются от строгой лаконичности и делают храмы подчеркнуто нарядными.
Покрытие эволюционирует в двускатное на фасадах.

Живопись Новгорода 13 в.

Искусство Псковского княжества Зодчество Пскова до 14 века целиком относилось к новгородской школе.
В 14 – 15 вв. псковичи значительно чаще строили оборонительные сооружения, чем культовые.

Церковь Николы на Усохе в Пскове. 15 в.

Псковское зодчество питалось достижениями крепостного строительства.

Церковь Николы на Усохе в Пскове. 15 в.
Новшеством в древнерусской архитектуре явилось то, что псковские зодчие сооружали на храмовых стенах звонницы, с которых велось наблюдение за продвижением врага.

Церковь Николы на Усохе в Пскове. 15 в.


Псков. Церковь Вознесения Господня.

Живопись Новгорода

Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине-улице. (1378).


Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине-улице. (1378).
Христос – Пантократор.

Феофан Грек. Троица. Фреска церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1378.


Феофан Грек. Троица. Фреска церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1378.



Макарий Египетский.
Лица святых написаны размашисто, свободно. Белые блики легко и уверенно брошены поверх темного красно-коричневого тона.

В новгородской иконе этого времени нет связей со стилистикой фресок.
В 15 в. новгородское творчество развивалось без участия чужеземных мастеров, оно целиком отмечено самой яркой новгородской самобытностью.

Икона Св.Георгий. Кон. 14 в. ГРМ.


Икона Св.Георгий. Кон. 14 в. ГРМ.

Икона битва суздальцев с новгородцами. 2 пол. 15 в. ГТГ.


Икона битва суздальцев с новгородцами. 2 пол. 15 в. ГТГ.

Живопись Пскова

Икона Сошествие во ад (Воскресение). 14 в. ГРМ.


Икона Сошествие во ад (Воскресение). 14 в. ГРМ.
Письмо без белил. Коричневые лики, тонко прописанные (краска словно втерта в доску).

Икона Собор Богоматери. Кон. 14 – нач. 15 в.


Икона Собор Богоматери. Кон. 14 – нач. 15 в. ГТГ. Дерево, темпера.
81 х 61
На сайте ГТГ очень хорошего качества.

Выводы

Искусство Новгорода времени татаро-монгольского ига
В архитектуре появляется:
- Новое понимание архитектурного силуэта – стремление к цельности.
- Новое понимание пространства - решение проблемы ансамбля храма и окружающих городских строений.

Живопись
Новгород 13 в. Приближение к русскому народному мироощущению, превалирование народных художественных традиций (декоративность).
Новгородская живопись 14 – 15 вв.:
Четкие иногда упрощенные формы. Контрастность, декоративность живописи: любовь к ярким локальным цветам. В иконах много красного, часто красный фон.

Псков
Псковское зодчество питалось достижениями крепостного строительства.
Новшеством в древнерусской архитектуре явилось то, что псковские зодчие сооружали на храмовых стенах звонницы, с которых велось наблюдение за продвижением врага.
Псковская живопись:
Письмо без белил. Коричневые лики, тонко прописанные (краска словно втерта в доску).

Читайте также: