Античность на улицах петербурга сообщение 6 класс

Обновлено: 19.05.2024

Санкт-Петербург является, наверное, самым загадочным городом не только в России, но и во всей Европе.

Это, на первый взгляд, единственный, уцелевший, античный город. В отличии от руин Рима, Пальмиры, Помпеи, Баальбека и Алжирской Джемилы, по моей гипотезе, ставшими таковыми в следствии глобальной катастрофы, уничтожившей античный мир в позднем средневековье на рубеже XVII-XVIII веков.

Архитектура города на Неве, вроде бы, такая же как и у этих античных городов Средиземноморья. Формы те же, но вот способ строительства другой.

Вопрос один: а способ ли это именно строительства, или это технология реставрации, и использование иного реставрационного материала.

Например штукатурка, которой покрыли поврежденные античные фасады, из светлого камня, как на всех античных руинах. Штукатурку выкрасили в различные цвета: желтый, розовый, салатовый, голубой. Посмотрите на современные кварталы центральной части Санкт-Петербурга.

Давайте разберемся. Есть ли в Северной столице явно античные строения?

Казанский Кафедральный собор построен по указу Павла 1 за очень короткий срок. Всего за 10 лет. Строительство велось с 1801-1811 годы.

Собор возводился по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина.

Возводился он в стиле Собора Святого Петра в Риме. Из многих источников известно, что Собор Святого Петра - древнее античное сооружение, ставшее христианским храмом.

Именно из-за подражания, Казанский Собор имеет не христианский облик. Он одно-купольный и с наружной колоннадой, что христианским храмам не свойственно. Такой стиль строительства свойственен именно римским постройкам.

При выборе материала строительства стен и колонн внешней колоннады Казанского Собора, вышел спор между архитектором Воронихиным и контролером строительства Старовым.

Воронихин почему-то решил строить не из гранитов, коих в окрестностях Санкт-Петербурга достаточно много, а из пудостского камня. Это известковый туф, добываемый у деревни Пудость близ Гатчина.

По мнению архитектора, именно этот камень имел сходство с итальянским травертина, коим были облицованы стены собора Святого Петра.

Но контролер Старов считал, что пористость и ноздреватость пудостского камня опасна при Петербургском климате.

Старову также не нравились различия этого камня на три сорта по цвету.

Это говорит о том, что стены и колонны уже существовали до начала строительства Казанского Собора, и были сложенны из трех сортов известкового туфа.

Иначе зачем строить Собор с нуля из этих трех разных сортов. Что мало камня в Пудости, нельзя отсортировать один сорт с одним цветом?

Но несмотря на опасение о влиянии Питерского влажного климата на пористый и гигроскопичный камень, и его пересортицу, Собор строят из него, а не из гранита, как например Питерские набережные.

До сих пор реставраторы мучаются со стенами и колоннами Казанского Собора, покрывая их дорогостоящими составами чуть ли не каждый год.

Самое непонятное что внутренние колонны и отделку Собора изготовили из Карельского гранита рапакиви, который как нельзя лучше подходит под Питерский влажный климат. И все, что отделано в Петербурге камнем, отделано именно рапакиви.

Давайте взглянем поближе на колонны внешней колоннады Казанского Собора. А теперь на аналогичные колонны руин Средиземноморских античных городов.

Полная аналогия и по форме, и по материалу. Идентичные следы инструмента на ребрах колонн, говорят еще об одной и той же технологии их изготовления.

Найдите различия. Хорошо видно одинаковую эрозию или износ этого камня.

Вывод только один.

В первом десятилетии XIX века Казанский Собор не строили с нуля. Его реставрировали, вернее те античные руины, как в пальмире или Баальбеку, находящиеся прямо на Невском проспекте.

А еще одни такие же Санкт-Петербургские античные руины просто решили заштукатурить. Но цокольный этаж выложенный из фасоного каменного блока выдает первозданный вид сооружения, называемые сегодня Биржей. До катастрофы рубежа XVII-XVIII веков это был храм Нептуна-Ния.

Восстанавливая в XVIII веке и начале XIX века такие здания как Биржа, потерявшие первозданный античный вид, их стены и колонны из известнякового камня просто заштукатуривали.

Но внешние колоннады выдают бывшие античные храмы.

На некогда посвященном Нептуну храме, просто купол восстанавливать не стали и приспособили под Биржу.

Руины на стрелке Васильевского острова, видимо были только такими же, как Афинский Парфенон.

Я думаю, ростральные колонны тоже были отштукатурены поверх первозданного известкового камня.

Отштукатурены в XVII-XVIII веках были и здания городских кварталов.

Разрушенные потопом жилые дома со снесенными крышами, и частично заваленными стенами, надстроили, укрепили и отштукатурили.

В античные времена, видимо, все они выглядели как Керченская школа, фасад который сложен из античного фасонного блока, с толщиной швов кладки по паре миллиметров. Фактически филигранно.

Гипотезу, представленную в этом фильме, мне помогли разработать результаты экспедиции канала AISPIK по Крыму и Кавказу.

Именно там сохранились нетронутые античные руины, по которым все участники экспедиции начали восстанавливали технологии античного строительства. Брали пробы каменных блоков, которые с большой долей вероятности оказались именно из искусственного камня. Фасонные блоки из кладки Керченской крепости показали прочность около 500 кг/с/м2, что кардинально отличается от природных известняков.

Скорее всего, стены и колонны Казанского Собора также изготовлены из искусственного материала, который получили путем измельчения пудостского камня по технологии геополимерного бетона. Но это пока гипотеза.

Исследования руин античных построек Крыма, дали мне большой толчок в понимании прошлого. В нашей стране больше нет таких мест, где бы сохранились именно античные руины, не тронутые рукой реставраторов XVIII-XIX-XX веков.

Я думаю, что до потопа рубежа XVII-XVIII веков также, как выглядит сегодня Керченская старая школа выглядели все здания города на Неве.

Они были украшены барельефами и скульптурами из белого искусственного мармарина-мрамора.

Но Керченская школа сегодня имеет плачевный вид. На фасаде образовались трещины, раковины и сколы. Конечно у реставраторов будет только один путь. Они ее отштукатурят и покрасят, как и весь Питер.

Но реставраторы Казанского Собора в начале XIX века, сохранили до наших дней истинный вид его колонн и внешних стен, дав возможность сравнить их с античными руинами мира.

Вот колонна Казанского Собора,

а вот колонны из Баальбека, Рима, Пальмиры.

Но, видимо, у реставраторов XVIII века была еще одна технология штукатурки более дорогостоящей. Штукатурили они особо важные объекты гранитом.

Не кусками гранита, а из измельченного местного гранита рапакиви.

Они делали смесь, как и до потопа в античные времена. Это был геополимерный бетон из мрамора.

Только вместо белоснежного мармарина античных скульптур и барельефов в XVIII веке, все стало иметь вид красного гранита.

Получается, до потопа XVII-XVIII веков прежний город на Неве мог быть белоснежным, как Александрия из древних описаний. Белоснежные дома и улицы Александрии отражали лунный свет, и даже ночью было так светло, что можно было нитку вдеть в иголку.

И действительно цвет красного гранита Питер приобрел после реставрации античных руин в XVII-XIX веках. Тогда же и были сделаны его набережные.

А масса белоснежных скульптур, якобы привезенных в музеи Северной столицы из Греции и Средиземноморья, это реально местные скульптуры.

Их откопали на улицах города, или сняли с фасадов зданий, оттянув в эти музеи и выдав за привезенные.

Туда же свезли обломки барельефов и белоснежных мраморных панелей, и другого декора античных зданий.

Вернемся к гранитной геополимерной штукатурке.

Я думаю, внутренние колонны Казанского Собора были такими же как и внешние. Но внутренние колонны покрыли искусственным гранитом.

Вы увидели все своими глазами. Опять понять суть помог Крым. Руины Максимовой Дачи в Севастополе. Все хорошо видно. Забуртованное основание, покрыто двух сантиметровым слоем гранита, причем красного. Это штукатурка, а не гранитная накладная деталь. Такой же, вероятно, покрыты и колонны Исаакиевского Собора. А под красной гранитной штукатуркой те же колонны, что и на внешней колоннаде Казанского.

Храм Нептуна или Биржа, покрыт обычной штукатуркой, поверх которой покрасили салатовым цветом.

А колонны Исаакия - бывшего храма Юпитера, покрыли более дорогой гранитной. Стены оставили прежними античными, как у Казанского.

Храм Юпитера сохранился до XIX века без купола, и реставраторам пришлось его изготовить из металлоконструкций.

Древнегреческие боги в архитектуре Санкт-Петербурга

Греция стала истинной столицей искусств древней цивилизации.

Персонажи их мифов были добрыми и злыми, мужественными и трусливыми, благородными и коварными. Греческие и римские боги были очень похожи по характеру и влиянию на людей, и на природу, но имена носили разные, так греческие Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Афина, Гермес приняли у римлян облики Юпитера, Юноны, Нептуна, Плутона, Минервы, Меркурия.

Древние греки хотели воспроизвести на земле небесные образы своих Богов. Поэтому скульптуры, рельефы, барельефы, изображающие различные мифологические сюжеты, стали очень распространены в Древней Греции.

Многие путешественники поражались величию, красоте и могуществу мраморных изваяний Богов Эллады. Основатель города на Неве — Петр Первый – понимая всю магическую силу древних изваяний, решил привнести в своё творение произведения древней цивилизации. На его примере многие жители так же стали украшать свои дома копиями работ древних мастеров.

По мере строительства города, множество греко-римских богов заняли свои почётные места в архитектуре города. Многие знатные жители размещали на своих домах именно тех богов Древней Эллады, которые приносили в их дом достаток и защищали от неприятностей.

Особое место мифологические герои заняли в убранстве общественных зданий: театров, библиотек, музеев, учебных заведений, торговых учреждений, больниц и прочих.

Вот некоторые примеры:

1. На здании Александрийского театра мы видим изображение Аполлона на колеснице в окружении муз



2. На здании Биржи на Стрелке Васильевского острова восседает Посейдон со свитой



3. На здании Академии художеств свысока на город смотрит богиня Афина



4. У здания Горного института развернулась драматическая история, повествующая о похищении Аидом красавицы Персефоны



5. Здание Российской Национальной библиотеки охраняет Афина



6. Здание Этнографического музея также находится под неусыпным контролем богини Афины

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Работу подготовила : Романова Ольга Викторовна Скульптуры Древней Греции в Са.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Работу подготовила : Романова Ольга Викторовна Скульптуры Древней Греции в Са.

Работу подготовила : Романова Ольга Викторовна Скульптуры Древней Греции в Санкт-Петербурге Санкт – Петербург, школа №121, май 2018 г.

Введение Родина Древней мифологии

Введение Родина Древней мифологии

Содержание: Введение 2. Скульптуры богов на улицах СПб 3. Скульптуры богов в.

Содержание: Введение 2. Скульптуры богов на улицах СПб 3. Скульптуры богов в музеях СПб 4. Скульптуры богов в садах СПб 5. Мифы и легенды 6. Заключение 7. Источники

Скульптуры богов на улицах СПБ

Скульптуры богов на улицах СПБ

Гермес Гермес – бог торговли и вестник олимпийских игр. Стоит на здании магаз.

Гермес Гермес – бог торговли и вестник олимпийских игр. Стоит на здании магазина купцов Елисеевых. Скульптор: А. Г. Адамсон.

Посейдон Посейдон – бог моря, потоков. Находиться на здании Биржи на Стрелки.

Посейдон Посейдон – бог моря, потоков. Находиться на здании Биржи на Стрелки Василевского острова. Скульптор: И. В. Демут – Малиновский.

Афина Афина – богиня войны, защитница мирной жизни. Стоит в нишах ворот Петро.

Афина Афина – богиня войны, защитница мирной жизни. Стоит в нишах ворот Петропавловской крепости. Скульптор: Неизвестен. Афина Паллада (Воительница). Афина Поллиада (Городская)

Аполлон Аполлон – бог искусства, бог солнечного света. Находиться на аттике А.

Аполлон Аполлон – бог искусства, бог солнечного света. Находиться на аттике Александрийского театра. Скульптор: И. В. Демут - Малиновский.

Ника Ника – богиня победы. Находится на Дворцовой площади на арке Главного Шт.

Ника Ника – богиня победы. Находится на Дворцовой площади на арке Главного Штаба. Скульптор: И. В. Демут – Малиновский и Пименов.

Атланты Атланты – мифологические гиганты. Украшают портик здания Нового Эрми.

Атланты Атланты – мифологические гиганты. Украшают портик здания Нового Эрмитажа. Скульптор: А. И. Теребенев.

Скульптуры богов в музеях СПБ

Скульптуры богов в музеях СПБ

Зевс Зевс – бог неба, грома и молний, главный бог в Олимпии. Стоит в Эрмитаже.

Зевс Зевс – бог неба, грома и молний, главный бог в Олимпии. Стоит в Эрмитаже. Скульптор: Неизвестен.

Дионис Дионис – бог виноделия. Располагается в Эрмитаже. Скульптор: Зал Диони.

Дионис Дионис – бог виноделия. Располагается в Эрмитаже. Скульптор: Зал Диониса в Новом Эрмитаже, построен по проекту Лео фон Кленце.

Арес Арес – бог войны. Находится в Эрмитаже. Скульптор: Алкамен.

Арес Арес – бог войны. Находится в Эрмитаже. Скульптор: Алкамен.

Эрот Эрот – помощник Афродиты, бог любви. Его можно увидеть в Эрмитаже. Скуль.

Эрот Эрот – помощник Афродиты, бог любви. Его можно увидеть в Эрмитаже. Скульптор: Поступил из коллекции Дж. Лайд Брауна.

Афродита Афродита – богиня любви. Вы увидите её в Эрмитаже. Скульптор: Неизве.

Афродита Афродита – богиня любви. Вы увидите её в Эрмитаже. Скульптор: Неизвестен.

Скульптуры богов в садах СПБ

Скульптуры богов в садах СПБ

Немезида Немезида - богиня возмездия. Стоит в Летнем саду. Скульптор: А. Тар.

Немезида Немезида - богиня возмездия. Стоит в Летнем саду. Скульптор: А. Тарсий.

Аид Аид -бог подземного царства мёртвых. Располагается в Летнем саду. Скульп.

Аид Аид -бог подземного царства мёртвых. Располагается в Летнем саду. Скульптор: Неизвестен.

Артемида Артемида – богиня охоты, лесов. Находиться в Летнем саду. Скульптор.

Артемида Артемида – богиня охоты, лесов. Находиться в Летнем саду. Скульптор: Неизвестен.

Кронос Кронос – бог времени. Стоит на аллеи Летнего сада. Скульптор: Ф. Кабиа.

Кронос Кронос – бог времени. Стоит на аллеи Летнего сада. Скульптор: Ф. Кабианка.

Мифы и легенды

Была у Зевса и Деметры дочь Персефона. И вот решил Зевс выдать ее замуж за Аи.

Была у Зевса и Деметры дочь Персефона. И вот решил Зевс выдать ее замуж за Аида. Гуляла прекрасная Персефона с подружками, любовалась цветами и танцевала в цветущих лугах. Увидел ее Аид и решил тотчас ее похитить и попросил для этого Гею вырастить небывалой красоты цветок. Согласилась Гея и вот уже Персефона срывает прекрасный цветок и тут же попадает в ловушку: разверзлась земля и Аид увозит ее на своей колеснице в подземное царство теней. Последний крик Персефоны достигает ушей ее матери Деметры. В ужасе ищет Деметра свою дочь и нигде не может найти. Обращается к Гелиосу с вопросом, где ее дочь, на что он отвечает ей откровенно о планах Зевса выдать Персефону замуж за мрачного Аида. В ярости на Зевса покидает Деметра Олимп и уходит в мир смертных. Горе богини плодородия не проходит даром миру: земля больше не родит урожаи, засыхают виноградники, впустую пашут люди с надеждой на всходы. Видя происходящее, Зевс уговаривает Деметру вернуться на Олимп, но пусты его просьбы. На грани гибели оказалось все живое. Не желая допустить этого, Зевс посылает легкокрылого Гермеса к Аиду с просьбой вернуть Персефону и забирает ее с собой на Олимп. Возрадовалась богиня Деметра дочери, вернулась к своим обязанностям, зацвели сады, взошли урожаи, весна пришла в мир. Однако, не навсегда отпустил Аид жену свою Персефону, а лишь на две трети года, как пожелал великий Зевс. И отныне, время, когда мать и дочь вместе цветущее и теплое для всех живущих. Но как только Персефона покидает мать, природа увядает и наступает зима. Похищение Персефоны Аидом.

Рождение Зевса. Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках.

Рождение Зевса. Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обретут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, а там, в глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что он был обманут своей женой. А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные куреты ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.

Заключение Мы выбрали этот проект, потому что очень любим наш город Санкт – П.

Заключение Мы выбрали этот проект, потому что очень любим наш город Санкт – Петербург и хотим о нем узнавать все новое и новое. А так как мы ходим на предмет История СПБ и нам очень много рассказывают об античных скульптурах нашего города, мы решили сделать именно этот проект.

Колесница на арке Главного штаба

Мраморная римская копия со статуи Зевса Олимпийского работы древнегреческого скульптора V в. до н.э. Фидия. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Материал в учебнике: с.109- только иллюстрация.

Посейдон | Биржа

Посейдон (Нептун). Скульптурная группа на здании Биржи.

Посейдон (Нептун). Скульптурная группа на здании Биржи.

Материал в учебнике: 204, 2.4

Аполлон | Александринский театр

Аполлон на фронтоне Александринского театра

Аполлон на фронтоне Александринского театра

Материал в учебнике: с.205, 2.5.

Гермес | Торговый дом Елисеевых

Гермес украшает Торговый дом Елисеевых

Гермес украшает Торговый дом Елисеевых

Материал в учебнике: с.206, 2.6.

Афина Паллада

1. Петровские ворота

Афина в нишах Петровских ворот

Афина в нишах Петровских ворот

Материал в учебнике: с.206-207

В нишах пилонов ворот размещены сразу две Афины: Полиада, покровительница города, и Паллада — победоносная воительница. У первой в руках зеркало и змея — символ мудрости. У второй — копьё и саламандра на шлеме. Обе статуи появились здесь позже, при перестройке ворот — в 1714-30 годах.

Интересно, что зеркало и саламандра не являются классическими атрибутами Афины (в отличие от, например, совы и оливковой ветви). Поэтому эти статуи иногда называют олицетворениями Мудрости и Власти. Однако большинство историков склоняются к тому, что это всё-таки Афина, а нетривиальные символы — задумка скульптора. (Источник)

2. Российская национальная (Публичная) библиотека

Материал в учебнике: С. 206-207, 2.7.

Здание Российской национальной библиотеки. Наверху восседает Афина Паллада.

Здание Российской национальной библиотеки. Наверху восседает Афина Паллада.

Здание Российской национальной библиотеки. Наверху восседает Афина Паллада.

Здание Российской национальной библиотеки. Наверху восседает Афина Паллада.

Гефест | Горный университет

Санкт-Петербургский горный университет. Арх. здания — А. Н. Воронихин.

Санкт-Петербургский горный университет. Арх. здания — А. Н. Воронихин.

Горное училище (Санкт-Петербург; 1773—1804) — старейшее высшее учебное заведение горного профиля в Российской империи.


Автор обоих фризов — Василий Демут-Малиновский. Появились они вместе с постройкой здания университета в 1806-11 годах.

В греческих мифах Гефест, хоть и выглядит хромоногим простаком, — один из главных героев. Его называли покровителем огня и изобретателем кузнечного дела. По одной из версий, именно он ковал для Зевса его главное оружие — молнии.

Ника | Арка главного штаба


Арка Главного штаба

Колесница на арке Главного штаба

Колесница на арке Главного штаба

Колесницей управляет богиня Ника (Виктория), держащая в одной руке венок победы, а в другой лабарум (воинский знак) с российским двуглавым орлом. Колесница из выколотной меди на чугунном каркасе запряжена шестёркой лошадей, крайних ведут под уздцы римские воины (скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский). Другие статуи: молодого и старого воинов, расположенные ниже, вначале предусматривавшиеся в нишах, Росси вывел из плоскости стены и установил на постаментах. В результате композиция обрела бóльшую скульптурность, что способствует ее лучшей зрительной связи с декором растреллиевского здания Зимнего дворца.

Посейдон, Гермес | Здание Таможни (Пушкинский дом)

Здание Таможни (Пушкинский дом). Статуя Посейдона (Нептуна).

Здание Таможни (Пушкинский дом). Статуя Посейдона (Нептуна).

Здание Таможни (Пушкинский дом). Статуя Гермеса.

Здание Таможни (Пушкинский дом). Статуя Гермеса.

Заполняем таблицу

Греческое имя Римское имя Покровитель чего? Где изображён
Зевс Скульптура в зале Эрмитажа
Посейдон Биржа, Таможня (Пушкинский дом)
Аполлон Александринский театр
Гермес Торговый дом Елисеевых, Таможня (Пушкинский дом)
Афина Паллада Петровские ворота,

План доклада

Какой римский бог ему соответствует?

По каким атрибутам можно узнать этого бога?

Покровителем чего он(а) является?

Почему этот бог изображён в оформлении ______________________________________?

Читайте также: