Анна ахматова реквием сообщение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одно из лучших стихотворных произведений в творчестве Ахматовой соответствовало ее желанию добиться определенной цели: передать суровость эпохи поэтическими средствами. Поэма содержит в себе множество лирических переживаний матери с некоторыми обобщениями в начале произведения и в самом конце.

На рассвете за сыном главной героини приходят сотрудники НКВД. Женщина с трудом переносит удары судьбы, обрушившиеся на нее в последние годы: смерть мужа, теперь арест сына. Ей только остается ждать, надеяться, передавать посылки в тюрьму родному человеку. Сына приговаривают к лишению свободы на несколько лет. Мать подумывает о том, что пришла пора прощаться с жизнью, которая потеряла смысл. Женщине мерещится картина распятия Христа. Мать молится и за своего ребенка, и за всех осужденных.

  • Главная героиня – мать , переживающая за своего осужденного сына, прототип автора.
  • Сын героини – арестованный и осужденный;
  • Образ матери – собирательный облик всех стойких женщин, дети которых оказались в застенках.

Посвящение.

Поэма посвящается всем тем женщинам – матерям, сестрам, дочерям, скорбящих о тех арестованных родных людях, которые подверглись преследованию, заключению под стражу и казни.

Вступление.

Ахматова

Автор: Анна Андреевна Ахматова

Глава 1.

Мать вспоминает, как ранним утром пришли арестовывать ее сына. Страшные мгновения отпечатались в ее памяти навечно, этот ужас трудно передать словами. Героиня сравнивает себя со стрелецкими женами, мужей которых отправили на казнь.

Глава 2.

Безмолвный свидетель горя женщины – желтый месяц. Она просит небесное светило помолиться за нее, ведь муж уже умер, а сына арестовали.

Глава 3.

Душевные терзания матери настолько сильны, что ей не верится – неужели все это происходит именно с нею? Она бы точно не вынесла подобных испытаний!

Глава 4.

Женщина вспоминает, что когда-то она была веселой и беззаботной. Теперь это скорее тень, чем человек. Удел ее – носить передачи, выстаивать длинные очереди и проливать на снег горючие слезы.

Глава 5.

Неопределенность ситуации длится почти полтора года. Мать готова кинуться в ноги палачу, лишь бы ее дитя помиловали. За весь период томлений и ожиданий она неимоверно измучилась.

Глава 6.

Время летит неделя за неделей, и ежедневно мать думала о том, что чувствует ее ребенок, находясь в застенках.

Глава 7.

И вот наступает ужасный день оглашения приговора. И хотя женщина, провожающая ребенка отбывать свой срок, была к этому морально подготовлена.

Глава 8.

Героиня понимает, что жизнь потеряла всякий смысл, а потому она призывает смерть явиться и забрать ее.

Глава 9.

Отчаяние и безумие завладевают душой матери, она не в силах выносить такие страдания.

Глава 10.

Свое положение героиня соотносит с библейским сюжетом, находя много общего: безвинно осужденный сын и изнывающая от горя Мать. Осужденный предстает смиренным мучеником, которого распяли на кресте.

Эпилог.

Поэтесса переживает, что все испытания, выпавшие на ее долю, спустя годы забудутся, как и страдания всех других женщин, дети которых были осуждены. Так пусть же ее муки станут основанием для создания общего памятника невинным жертвам и их родным.

Каждая из глав сочинения композиционно закончена, все они объединены горестными мотивами и болью утрат.

Главная героиня – это и автор, и мать, и женщина из народа. Каждый из образов поэмы хоть и уникален по сути, но при этом плавно перетекает из одного в другой, соединяясь в единый лик. Это человек с мощной внутренней энергией, стержнем, готовый сделать все, что помочь и спасти единственного ребенка.

В поэме все женские образы переплетаются единым переживанием за судьбы своих мужчин и сыновей. Матери и жены томятся в неизвестности, в ожидании коротких свиданий с ними. Женское самопожертвование и любовь способны преодолеть какие угодно препятствия в борьбе с жестокой системой.

В процессе работы Анна Андреевна пыталась донести свои поэтические чувства до читателей, но только до тех, кому беззаветно доверяла. Автор знакомила друзей с содержанием рукописей, а затем приходилось написанное уничтожать. Получилось одно из наиболее проникновенных литературных произведений об эпохе сталинского времени.

В течение пяти последующих лет поэтесса работала над стихотворным циклом о тяжелой доле русских женщин, у которых близкие люди лишались свободы по надуманным приговорам тех времен. Поэма стала своего рода памятником народному страданию.

Краткая история создания поэмы

История создания

Личная драма в жизни поэтессы

Известно, что Анне Ахматовой достались такие испытания, которые не каждый мужчина сможет пережить. Смена власти и новые порядки в стране возложили на женщину тяготы невероятных масштабов.

Женщине приходилось проводить много времени в бесконечных очередях в тюрьму, где находились два самых близких на тот момент для нее человека. Еще в 1921 году после участия в мятеже в Кронштадте осудили второго мужа Ахматовой, Николая Гумилева, он получил высшее наказание — расстрел. От этого брака у женщины остался сын, Лев Гумилев, который при взрослении решил пойти по дороге, проложенной своим отцом, и тоже принимал участие в митингах и мятежах по поводу возмущения властью. В 1938 году его забрали в тюрьму, а Ахматовой о судьбе сына долго не сообщали ничего конкретного.

Люди могли стоять в длинных тюремных очередях неделями и месяцами и не знать того, что их близкие давно получили свой приговор, и в живых их не осталось. В таком же неопределенном состоянии оказалась и поэтесса.

Позже Льва Гумилева арестовывают еще два раза, а в 1949 году выносят приговор — расстрелять. Приговор был заменен менее строгой карой — ссылкой, от которой он освободился лишь в 1956 году, получив полное оправдание по амнистии. Николай Пунин также переживет это заточение, он погибнет лишь во время третьего ареста.

Но тогда, стоя на холодной улице, не зная судьбы мужа и сына, Анна Ахматова в неведении продолжает молиться о возвращении близких домой.

Разговор в очереди

Теперь, понимая необходимость говорить об этих страшных минутах, поэтесса еще больше убеждается в необходимости продолжать и непременно закончить цикл стихотворений.

История написания

Публикация произведения


Краткий анализ

Год написания – 1935–1940 годы.

История создания – История написания поэмы тесно связана с личной трагедией поэтессы: её бывший муж Николай Гумилёв был расстрелян большевиками в 1921 г., а сын арестован в 30-ые годы, в период сталинских репрессий. Произведение посвящено всем тем, кто погиб в тюрьмах и лагерях только потому, что осмелился мыслить иначе, чем того требовала действующая власть.

Тема – В своем произведении поэтесса раскрыла много тем, и все они равнозначны. Это тема народной памяти и скорби, материнского страдания, любви и патриотизма.

Композиция – После эпиграфа, предисловия, посвящения и вступления идут первые две главы поэмы; они образуют пролог, а последние две – эпилог. Основная тема следующих за прологом 3–6 глав – обобщение материнского горя, 7 глава “Приговор” – кульминация поэмы, наивысшая точка страданий героини. Последующие главы посвящены теме памяти.

Жанр – Поэма.

Направление – акмеизм; он повлиял на раннее творчество поэтессы, его отголоски можно найти и в поэме “Реквием”.

История создания

Смысл названия поэмы достаточно глубок: реквием – это религиозный термин, означающий проведение заупокойной церковной службы у католиков по умершему человеку. Своё произведение Ахматова посвятила всем узникам – жертвам режима, которым властью была уготована смерть. Это душераздирающий стон всех матерей, жён и дочерей, провожающих своих любимых людей на плаху.

для самых рациональных -

Тема народного страдания раскрывается поэтессой сквозь призму собственной, личной трагедии. Вместе с тем она проводит параллели с матерями разных исторических эпох, которые точно так же отправляли на смерть своих ни в чём не повинных сыновей. Сотни тысяч женщин буквально лишались рассудка в ожидании страшного приговора, который навсегда разлучит их с близкими, и эта боль вне времени.

В поэме Ахматова переживает не только личное горе, она болеет душой за своё отечество, вынужденное стать ареной для бессмысленной и жестокой казни своих детей. Родину она отождествляет с женщиной, вынужденной беспомощно смотреть на муки своего ребёнка.

В поэме прекрасно раскрыта тема безграничной любви, сильнее которой нет ничего на свете. Женщины не в состоянии помочь своим близким, оказавшимся в беде, однако их любовь и верность способны согреть в период самых тяжких жизненных испытаний.

Основная мысль произведения – память. Автор призывает никогда не забывать о народном горе и помнить невиновных людей, ставших жертвами беспощадной машины власти. Это часть истории, и вычеркивать её из памяти будущих поколений – преступление. Помнить и никогда не допускать повторения страшной трагедии – то, к чему призывает Ахматова в своей поэме.

Композиция

Направление, которое проявилось в поэме, называется акмеизм. Это одно из модернистских литературных направлений начала ХХ века, для которого характерна ясность слога, образность, прямота и классическая строгость стиля.

Поэма “Реквием” - самое удивительное и лучшее произведение великой русской поэтессы Анны Ахматовой. В него вылилась вся мощь ее слога, все мастерство и талант. Поэма была написана на основе личных переживаний Анны, трагедии ее семьи, которая затронула многих женщин в то время. Речь идет о расстреле ее мужа и аресте сына Льва Гумилева.

  • История написания
  • Название и композиция
  • Тема
  • Проблематика
  • Жанр, художественные приемы, направление
  • Содержание

История написания

Важно! Поэма “Реквием” была окончена, но публиковать ее было нельзя. Более того, автор долго не записывала строки и держала их в памяти, зачитывая только самым близким друзьям. Еще около 11-ти человек знали это произведение наизусть, но никто не предал поэтессу. Ахматова записала его на бумаге лишь в 1950-м году.

Рис. 1. Анна Ахматова. Портрет работы З. Е. Серебряковой. 1922 год

Рис. 1. Анна Ахматова. Портрет работы З. Е. Серебряковой. 1922 год В 60-х гг., когда началась “оттепель”, некоторые части печатали в самиздате.

Название и композиция

  • “Посвящение”
  • “Вступление”
  • 10 глав - некоторые с названием (7 - “Приговор”, 8 - “К смерти”, 10 - “Распятие”)
  • Эпилог

Рис. 2. Анна Ахматова. Портрет работы художника Ю. П. Анненкова. 1921 год

  • Страдания народа - показаны через призму собственной драмы. При этом поэтесса проводит сравнение с матерями любых эпох, которые были вынуждены отправлять своих сыновей на смерть, даже если они ни в чем не виноваты. Она показывает, что их боль лишает рассудка, она существует вне времени, никуда не исчезая. Также Ахматова чувствует боль всего своего народа, который любит всей душой, и который теперь вынужден переживать столь страшное время.
  • Безграничная любовь - женщины не в силах помочь своим родным, но их любовь не имеет границ, стремится согреть и защитить близких, которые попали в беду.
  • Память - Ахматова говорит, что мы обязаны всегда помнить об этих людях, павших жертвами эпохи, о горе всей нации и каждой отдельной женщины. Наша задача не забыть об этих ужасах и не допустить их повторения.
  • Время - в произведении объединяются несколько совершенно разных эпох. Время в произведении как будто бы стерто, оно построено как наплывы воспоминаний. Время в разных частях меняется, для героини оно стало серым и бесцветным ожиданием, она измеряет его лишь важными событиями, а промежутки заполняются тоской.

Проблематика

  • несправедливости - большая часть людей в тюрьме были обвинены огульно, ни за что;
  • исторической памяти - автор боится, что следующие поколения забудут об этих ужасах и этих людях, которые пережили столько горя;
  • бесправия и беспомощности - матери не в силах изменить судьбы своих детей, они могут только ждать.

Жанр, художественные приемы, направление

“Реквием”, безусловно, относится к литературному жанру “поэма”, но в ней отмечают и некоторые черты эпоса. Ахматова написала это произведение в направлении под названием акмеизм. Это одно из ответвлений модернизма. Ему присущи такие черты, как образность, строгий стиль, ясность слога, прямота изложения, которые мы видим в строках поэмы.

Читайте также: