Амир готовил сообщение к уроку

Обновлено: 18.05.2024

Презентация на тему: " Тамерлан Тамерлан, Тимур ибн Тарагай Барлас, Амир Темур (1336–1405) - великий правитель Средней Азии, полководец и завоеватель. Амир Темур родился в кишлаке." — Транскрипт:

2 Тамерлан Тамерлан, Тимур ибн Тарагай Барлас, Амир Темур (1336–1405) - великий правитель Средней Азии, полководец и завоеватель. Амир Темур родился в кишлаке Ходжа Илгар, близ Кеша (современный Шахрисабз) 8 апреля 1336 года.

3 Начало политической деятельности Первые сведения о Тимуре появились в источниках начиная с 1361 года. 10 апреля 1370 года Балх был покорён, а Хусейн взят в плен и убит правителем Хуталляна Кайхусравом на правах кровной мести, так как до этого Хусейн убил его брата. Здесь же состоялся курултай, в котором приняли участие чагатайские беки и эмиры, высокопоставленные сановники областей и туманов, термезшахи. Среди них были бывшие соперники и друзья детства Тимура: Байан- салдус, эмиры Ульджайту, Кайхосров, Зинда Чашм, Джаку-баррас и многие другие. Курултай избрал Тимура верховным эмиром Турана, как отныне стало называться государство Тимура, возложив на него ответственность за установление долгожданного мира, стабильности и порядка в стране.Турана

5 Укрепление и расширение государства Несмотря на заложенный фундамент государственности, Шибирган и Хорезм, южная часть которого принадлежала Чагатайскому улусу, не признавали новой власти в лице Суюргатмыш-хана и эмира Тимура. Неспокойно было на южных и северных рубежах границы, где беспокойство доставляли Моголистан и Белая Орда, часто нарушая границы и разграбливая селения. После захвата Урус-ханом Сыгнака и переноса в него столицы Белой Орды, Яссы (ныне Туркестан), Сайрам и Мавераннахр оказались в ещё большей опасности. Необходимо было предпринимать меры по защите и укреплению государственности.Шибирган ХорезмЧагатайскому улусу МоголистанБелая Орда Урус-ханом СыгнакаТуркестан СайрамМавераннахр Вскоре власть эмира Тимура признали Балх и Ташкент, однако Хорезмские правители продолжали сопротивляться Чагатайскому улусу, опираясь на поддержку правителей Дешт-и-Кипчака. В 1371 году правитель Хорезма предпринял попытку захвата южного Хорезма, который входил в состав Чагатайского улуса. Эмир Тимур требовал у Хорезма вернуть захваченные земли сначала мирным путём, посылая в Гургандж сначала тавачи (квартирмейстера), потом шейх-уль-ислама(глава мусульманской общины), но правитель Хорезма Хусейн Суфи оба раза отказался выполнять это требование, взяв в плен посла. В дальнейшем эмир Тимур совершил пять походов на Хорезм.Ташкент Дешт-и-Кипчака Гурганджквартирмейстерашейх-уль-ислама Хусейн Суфи

6 Военные походы Амира Темура Еще не все силы, представлявшие угрозу государству Амира Темура, были разбиты. С одной стороны, ханы Моголистана, стремящиеся объединить Чигатайский улус, не давали покоя. С другой с севера и Хорезма угрозу представляли ханы улуса Джучи, разделившиеся на Золотую Орду и Белую (Ак) Орду. Амир Темур и Тохтамыш Впоследствии Тохтамыш встал на путь предательства, открыто выступив против Амира Темура. В результате Амир Темур трижды выступал против него. 15 апреля 1395 г. на Северном Кавказе в долине реки Терек произошла решающая битва между ними, которая длилась три дня. На этот раз войска Амира Темура приняли тактику пешего преследования врага и стрельбой из лука уничтожали его войска Тохтамыша. Походы на Иран, Ирак, Сирию и Индию В результате трехлетнего ( ) похода были присоединены Иран (Фарс), Южный Азербайджан, северная часть Ирака, Грузия и Армения (окрестности озера Ван). Города, которые добровольно сдавались Амиру Темуру и платили земельный налог, не подвергались нашествию и разгромам.

7 Различные движения представителей династии Музаф фаридов, Джалаиридов в Иране, вспышки восстаний в Мазендаране и в Южном Иране вынудили Амира Темура еще раз пойти на Иран. В период этой пятилетней ( ) войны войска Амира Темура овладели Западным Ираном, персидским Ираком и всем Кавказом. В годах Амир Темур совершил поход в Индию и завладел городом Дели. В гг. Амир Темур осуществил несколько походов на Иран, Переднюю и Малую Азии. Эти события вошли в историю под названием семилетней войны.

11 Смерть Тамерлана Вернувшись 27 ноября 1404 г. из Малой Азии в Самарканд, Амир Темур с двухсоттысячной армией начал поход на Китай. Однако, ему не было суждено осуществить свои намерения, так как 18 февраля 1405 г. Амир Темур скончался в г. Отрар.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Расширение знаний учащихся об истории Республики Узбекистан. Продолжение знакомства с Амиром Темуром и его вкладом в развитие Узбекистана.

2. Формирование позитивного и нравственного отношения к обычаям и традициям других народов.

3. Воспитание взаимопонимания, сотрудничества, терпимости, уважения других культур и народов.

Оборудование: ноутбук, картины с изображение Амира темура и Самарканда.

На коне -
Отлитым в бронзе
Он сегодня предстаёт.
Повелитель гордый, грозный
Продолжает свой поход.
В битвах многих победитель
И объединитель стран,
Справедливости воитель -
Темурбек, Сахибкиран!
Он всего с лихвой изведал-
Хмель побед,
Печаль утрат…

Внемлем дедовским заветам,
Мудрости находим клад.
Сын Турана несравненный.
Продолжает свой поход,
Под счастливой
Звёздной сенью
Он зовёт не к разрушенью-
К созиданию зовет.
Дух Народа возвышая,
Славя Гения дела,
Бирюзой веков сверкают
Самарканда купола!
(Р.Фархади).

2. Рассказ учителя.

Амир Темур знаменит не только как выдающийся полководец и государственный деятель, но и как великий человек и личность с незаурядными достоинствами и богатым духовным миром. Основу величия, в первую очередь, составляют его духовные качества.
Эти качества проявились в нем еще в раннем детстве и в годы отрочества. Мать Темура, выросшая во влиятельной и образованной семье, очень много внимания уделяла воспитанию сына. Отец – Мухаммад Тарагай также думал о будущем своего сына, помогая ему в овладении уроками жизненной школы. Видя, что сын одарен разумом и исключительными способностями, отец старался развить их. Из этих соображений в семь лет Темура отдали в медресе. В медресе Темур выделялся среди учеников своей одаренностью, старательностью, исполнительностью, успеваемостью и дисциплиной. Амир Темур, отличаясь от своих сверстников исключительной памятью и сообразительностью, еще в начале учебы в медресе выучил наизусть Коран. После окончания медресе Темур включился в социально-политическую жизнь страны.
Духовная зрелость Темура проявилась в его преданности Родине, смелости и бесстрашии. Темур избрал опасный и сложный путь борьбы за освобождение Родины, завоевание независимости. На этом пути он попадал в сложные военные политические ситуации, испытывал глубокие душевные переживания, но не отступал: Темуру помогали его мудрость, знания и разум.
Духовная чистота Темура проявилась в его скромности, уважении к любому человеку, в опоре на справедливость и истину.
Мастерство Амира Темура в военном деле описано во многих специальных исследованиях. Темур создал великую власть, могущественную империю и благодаря военной обученности, закаленности и дисциплинированности своей армии достиг великих свершений. Его высказывания о военном деле весьма поучительны. Темур был не только непобедимым полководцем, но, обладая лучшими человеческими качествами, был исключительной личностью, в добрых советах, делах и проводимой политике которого проявилось величайшее благородство.

3. Закрепление.

Просмотр видео ролика об Амире Темуре.

- Согласны ли вы со следующим утверждением.
Духовная чистота Темура проявилась в его скромности, уважении к любому человеку, в опоре на справедливость и истину.

4. Итог урока.

1. Какими достоинствами обладал А.Темур?
2. Как выделялся А.Темур среди своих сверстников?
3. Какой путь избрал А. Темур?
4. Какова духовная чистота А.Темура?
5. Какую власть создал А.Темур?
6. Каким полководцем был А.Темур?.

День и ночь сменяют друг друга потому что Земля вращается вокруг своей оси и Солнце освещает то одну то другую ее половину, а той стороне Земли, которая повернута Солнцу, наступает день.

проблема "север - юг" возникла по причине различия в развитии этих регионов. страны севера - развитые, а страны юга - преимущественно развивающиеся, т.е. они значительно отстают в своем развитии от севера, а в современном мире необходимо сглаживание диспропорций между регионами. во многом это связано и с демографической ситуацией в странах юга: население стремительно растет.

промышленность брянской области.

конкурентные преимущества брянской области в значительной мере обусловлены ее уникальным - положением. брянщина — приграничный регион, находящийся на стыке трех государств. брянская область — это крупный узел железнодорожных магистралей, воздушных трасс, магистральных шоссе, нефте- и газопроводов. она расположена на кратчайших транспортных путях, соединяющих москву через украину с западной европой, а санкт-петербург с южными районами россии. через территорию области проходят пассажиро- и грузопотоки из стран дальнего и ближнего зарубежья. транспортная система области представлена железнодорожным, автомобильным, авиационным транспортом.

основными отраслями промышленности в брянской области являются машиностроение и металлообработка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_73f50d50.jpg

Муг I ялим : Магомедова И.М.

Дарсла мурад:

А. Гъазила творчествола мяг1ни дурх1нази мурхьли аргъахъни; илала произведениебачи диги ак1ахъни; дурх I нала мух I лила гъай г I аладях I ардукни.

Бяркъла мурад:

Ват I айчи, вег I ла мезличи ва поэтла творчестволичи диги ак I ахъни; царх I илти миллатунала адамтачи х I урмат ва бархбас руркъни.

Дарсла жура : сагаси дарс иргъахъни

Дурсрала ургабси бархбас : географияличил.

Чебаъла г I яг I ниахъала : авторла сурат, проектор, компьютер, презентация, кроссворд .

Дарсла башри

Дарс бех1бихьни, илала тема ва мурад аргъахъни.

- Салам, ах1ерти дурх l ни! Х1урматла г1ях1ли!

Ишбарх1ила даргала литературала дарс нуни кабирхьуси саби.

Наб бик1ар Индира Мях1яммадовна. Меусишала вец1ну цара дусла школа, Избербашла педучилище ункъли руч1ули тамандарра. 2009 ибил д. рех1рихьили РТС – аулла школализир дарган мезла ва литературала учительли рузулра.

Учитель: Сагаси дарсличила гъайдик1ес гьалар, дурх l ни, гьандиркахъех l е, ардякьунти дурсрачир делч1унти.

Фронтальный опрос.

Иш бут1а касибси произведение.

Лугули саби ванзали

Кьац1 нушази ма или,

К1унт1рала мерличиб сегъуна дев биэс г1яг1ниси?

Хъуличила ц1умик1и. (хъубзара)

ll . Сагаси дарс иргъахъни.

Учитель: – Х l ушани аргъили дургудая, нуша ишбарх l и чичила гъайдик l ех l ел.

– Балулраяв иш суратлизивси чи саял? (Амир Гъази) Слайд 4. Учительла ихтилат

Дарсла тема х l ясибли гьала – гьала гъайдик1ех1е А. Гъазила биографияличила.

Амир Гъази –пагьмукар поэт, писатель ва тилмаж Гъазимях l яммадов Амир Ражабовичла псевдоним саби.

Учитель: Ил ак l убси сай 1940 ибил дусла январьла 5-личив Дахадаевла районна Зубанчила шилизив хъубзарла хъалибарглизив . Слайд 5.

Илала дудеш жявли вебк l ибсири, амма Амир Гъазини ил хъумх l ертур. Лех l дизирая гьари, сегъунти х l яланачил белк l и илини дудешлис назму: (учительли буч l а)

Агара дила дудеш,

Сураталра агара…

Ну илини ванзалис

Уббатурси галгара. Слайд 6.

Дудешлизивад жявли мях1румиубси гьарил дурх1яла урк1илизи ат1ести дугьби сари ишди.

Учитель: - Се иргъулрая ишди дугьбазиб х l ушани? (дец l , дудеш агрила кьут l кьудеш).

– Сен илала дудешла сураталра агарсири? (40 –ибти дусми, дургъбала замана фотоаппаратуни камли сарри лерти).

Учитель: Зубанчила верх1ел дусла школа таманбарили г1ергъи, илини Сергокъалала педучилище, Москвализиб М. Горькийла уличилси Литературный институт тамандариб. Слайд 7.

Поэтла гьунила бех1бихьуд.

Баладаяв се сабил бириз? (тополь)

Учитель: Илини дарган мезличи М. Ю. Лермонтовла, Н. А. Некрасовла , М. Джалильла, С. Стальскийла, Х l . Ц l адасала ва царх l илти поэтунала назмурти шурдатур. Слайд 10

Учитель: Амир Гъази хабарагарли, урк l и т l ашбизурли, 2000 ибси дуслизив вебк l иб. Ил убк l ух l ели мякьлар ралрикибсири Дагъиста халкьла поэтесса А. Г l ябдулманапов.

Г I ур илини поэтлис багъишлабарибси назму белк l ун:

Музабухъун х l ечира

Кьисматла кьяркьдеш кахси,

Чуйнара сунечила

Х l уни назму белк l унси. Слайд 11.

Сай ак l убси шилизибси школали Амир Гъазила у бихули саби.

Сонет поэзияла произведение саби, вец1ну авра тугълизибад цалабикибси ва каргьнила ч1умати кьяйдурти лерси. Сонетуни к1ел журала сари.

Классический (италияла) ва Шекспирла (англияла). Сонетунала цаибтигъунти машгьурти устни сабри 13 – 14 ибти даршдусунала италияла поэтуни Данте Алигьери ва Франческо Петрарка . Слайд 13.

Иш произведениелизир 16 сонет лер. Сонетуни дигайличил дархдасунти сари. Лирический геройла, илала риганайла ва т1абиг1ятла образуни лер.

Сунела каргьни, куплетунази тугъи цаладикни, рифма, имц1али мешубуцуни пайдаладирни х1исабдаралли А. Гъазила сонетуни Шекспирла сонетуначи мешули сари.

Х1елулри нуни я царх1илтани -

Гьалаб х1ебалуси улкализиври.

Иргъусири ч1янк1ли буруси х1уни.

Урк1и, х1улби, дагьри - лерил х1езирри. Слайд 14.

Учитель: Сунела геройла дигайла ц1акьдеш чедаахъес багьандан, поэт халкьла мух1лила пагьмуличи дугьаилзули сай:

Халкьла ил г1якьлула пасих1си х1екьдеш!

Г1ямру сях1бат или нушабван лебтас,

Детахъиб набзирти терсдеш ва кьяркьдеш . Слайд 15

Учительли сонетуни делч1ни.

Жузличил х1янчи.

- Херъая,гьари, х1ушала парталичи кадихьибти к1урази, ишаб леб сагати дугьбачил х I янчи.

Сагати дугьбачил х I янчи:

Тилмаж -белк I шурбалтан, переводчик.

Псевдоним - поэтла литературный у.

Бириз - тополь

Дадац1ух1 – арцан, пустельга.

Бугьтан – агруми чедирхьес, клевета.

Хандакь – окоп

К1инч1би – почки на деревьях.

Г1яржакь – адамтала кьукья.

Дарс кагахъни.

Х l яз дураберк l ни.

-Х I ушани г I яхил аргъирал нуни дурибти , сен-сен лех I ихъули дуирал ахтардибарес багьандан ишгъуна дарсла кагахъни дурабурк1ех I е.

Учитель: Х I ушала партабачир леб кроссворд,ил биц I ахъес чебиркур х I ушаб.

Детх1ел: Слайд 17

2. А. Гъази ак1убси шила у. (Зубанчи).

6. А. Гъазила нешла у. (Ханум)

7. Вец1ну авра тугълизибад цалабикибси ва каргьнила ч1умати кьяйдурти лерси поэзияла произведениелис се бик1ара? (сонет)

1. А. Гъази поэт, писатель ва ….. (тилмаж).

3. Илала назмуртала цаибил жузла у. (Бириз)

Рефлексия
Дарсличиб нушани се багьурра:

- Се багьуррая х l ушани иш дарсличиб?

- Чи сая А. Гъази? Мурт ва чинав ак1убси ил?

Дурх1нала бажарди ва багьудлуми кьиматладарни.

Хъули х1янчи бедни.

Учитель: Таманбарес дигулра гьанна ишбарх1ила дарс А. Гъазила назмулизибад касибти тугъачил.

Адамтани наб иру

Г1ях1си поэт сай или.

Наб кьалли или диги

Ца г1ях1си адам сай или.

Баркалла дак I ибти г I ях I лас ва ах1ерти дурх1нас!

Г1ях1ли калена!

Сагати дугьбачил х I янчи:

Тилмаж -

Псевдоним -

Бириз -

2.Кроссворд арзая.

hello_html_m31eebfc9.jpg

2. А. Гъази ак1убси шила у.

6. А. Гъазила нешла у.

7. Вец1ну авра тугълизибад цалабикибси ва каргьнила ч1умати кьяйдурти лерси поэзияла произведениелис се бик1ара?

Читайте также: